Главная стр 1
скачать
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ

Профессиональная ориентация - это система педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оказание помощи молодому человеку в выборе профессии с учетом его интересов, склонностей,

способностей и потребностей государства в профессиях.

Одним из важнейших направлений работы лицея является организация работы всего педагогического коллектива и отдельных классных руководителей по профессиональной ориен­тации школьников. Профессиональная ориентация школьника, являющаяся составной частью педагогического процесса, решает одну из важнейших задач социализации личности - задачу ее профессионального самоопределения.

Жизнь показывает, что в случае правильного выбора молодым человеком профессии в выигрыше не только общество, получившее активного целеустремленного деятеля общественного производства, но, главное, - личность, испытывающая удовлетворение и получающая - широкие возможности для самореализации. К сожалению, профессиональное самоопределение молодежи часто происходит стихийно, что выливается в текучесть кадров на производстве, в неустроенность судеб людей. Этим обуславливается необходимость развития и совершенствования профориентационной работы в школе, в организации и проведении которой невозможно переоценить роль педа­гога, классного руководителя, знающего ребенка в течение длительного времени.
Этапы, профессиональной ориентации школьников:

1. Профессиональное просвещение - ознакомление школьников с различными видами труда в обществе, разнообразием профессий, тенденциями их развития, а также потребностями страны в целом и конкретного региона в кадрах, путями получения профессии, особенностями трудоустройства и т.д.

2. Предварительная профессиональная диагностика - выявление профессионально значимых свойств (способностей, склонностей, интересов, ценностных ориентации, индивидуальных типологических особенностей, профессиональных намерений).

3. Профессиональная консультация помогает в выборе профессии, соответствующей индивидуально-психологическим особенностям школьника, корректирует профессиональный выбор, указывает на противопоказания. Профессиональная консультация выступает как центральное звено воздействия на процесс профессионального самоопределения школьника.


При анализе любой профессии выделяют в качестве основных ее признаков ПРЕДМЕТ ТРУДА, ОРУДИЯ ТРУДА, ЦЕЛЬ, УСЛОВИЯ ТРУДА. По их условным обозначениям можно записать формулу профессии из нескольких букв (см. таблицу). Эти буквы соответствуют профессии, ее классу, отделу и группе . Освоив систему, научившись применять ее, можно осознанно и правильно подойти к составлению формулы собственной профессии.


Классификационный признак


вид и характер труда

Предмет труда

(типы профессий)

Т

П

Ч

3

X

человек -

техника


человек -

природа



человек -

человек


человек -

знаковая


система

человек -

художест-

венный

образ


Цель труда

(классы профессий)

Г Пр

гностическая . преобразующая

(распознать, раз- (преобразовать, обра-

личить, опреде- ботать, упорядочить,

лить, оценить, организовать, оказать

разобраться, про- влияние, обслужить)

верить)


И

изыскательская

(изобрести, приду-

мать, найти новый

способ решения)


Орудия труда

(группа профессий)

Р

ручные


(непосредствен-

ное выполнение

функций)


М

механизиро-

ванные

(управление



машинами,

механизмами)



А

автоматизи-

рованные

(управление

станками,

устройствами)



Ф

функцио-


нальные

Условия труда

(группа профессий)

м

и

б

о

условия с по-

вышенным


уровнем мо-

ральной ответ-

ственности


необычные

условия труда



условия бы-

тового типа



работа на

открытом


воздухе

Покажем на примере возможности использования данной таблицы. Например:

Формула профессии токаря - Т Пр М б (по предмету труда эта профессия относится к типу «человек-техника»; по цели труда - к классу преобразующих профессий; по средствам труда - к отделу профессий, где используют машины; по условиям труда - к группе специалистов, работающих в бытовых условиях).

Предложенный материал может быть положен в основу организации ряда практикумов по профессиональной ориентации учащихся



Практикум 1

Задание: пользуясь таблицей, определите, к какому типу профессий относится каждая из перечисленных ниже специальностей:

воспитатель детского сада, ветеринарный врач, фармацевт, маляр по отделке, токарь, пожарный, фотограф, водитель троллейбуса, секретарь-машинистка, продавец, учитель, слесарь-сборщик радиоаппаратуры.
Практикум 2

Задание: определите, к какому классу профессий относится каждая из перечисленных специальностей:

кулинар, автослесарь, модельер, инженер-программист, учитель, мастер машинного доения коров, следователь, агроном, корректор, парикмахер.
Практикум 3

Задание: используя таблицу, распределите перечисленные орудия труда по ее отделам:

трактор, лопата, телефон, лупа, весы, логарифмическая линейка, стиральная машина, фотоаппарат, рулетка, микрокалькулятор, автомобиль, зеркало, шприц.
Практикум 4

Задание: распределите данные профессии и специальности по группам таблицы, руководствуясь особенностями условий труда:

учитель, бухгалтер, водолаз, геолог, водитель автобуса, слесарь-сборщик, полевод, продавец промтоваров, монтажник-высотник, маляр, следователь, чертежник.
Практикум 5

Задание: с помощью таблицы составьте формулу одной из следующих профессий: токарь, оператор электронно-вычислительных машин, электромонтер, швея-мотористка, тракторист-машинист широкого профиля, полевод, учитель, стенографистка, водитель такси.

Практикум 6

Задание: приведите примеры профессий, специальностей, соответствующих формулам:
ППрФо, ЧГФм,

ТПрРб, ТИФ б,

ЗГАб, ХИРМн.
Задание: назовите классификационные признаки следующих профессий, специальностей:

садовник, учитель труда,

милиционер, кровельщик,

продавец книг, инженер,

ткачиха, животновод.

фрезеровщик, мелиоратор,



Задание: назовите отличительные признаки, общие для каждой пары нижеперечисленных профессий:

медсестра - токарь,

учитель математики - спортивный тренер

бухгалтер - слесарь,

полевод -агроном,

инженер-конструктор - композитор.
Задание: из приведенного ниже списка назовите те профессии, которые:

  • почти или совершенно исчезли;

  • появились только в XX веке;

  • появились в последнее десятилетие.

Художник, оператор ЭВМ, тракторист-машинист, программист, полевод, трубочист, редактор, столяр, извозчик, маляр, врач, летчик, бухгалтер, оператор станков с числовым программным управлением, экскурсовод, резчик по дереву, садовник, повар, гувернер, клоун, педагог.

Для того чтобы правильно выбрать свою будущую профессию, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к личности работающего. С этой целью учащимся предлагается для размышления и анализа следующая таблица:




Типы, классы, отделы и группы профессий

Профессии типа «человек — техника»
Т

Профессии типа «человек - человек»

Ч
Профессии типа «человек - природа»

П


Профессии типа

«человек — знаковая

система»

Профессии типа

«человек -

14 художественный об­раз» X



Требования профессии к человеку
Точность, определенность действий работника. Высокая исполнительская дисциплина, аккуратность. Практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты
Умение устанавливать и поддерживать контакты между людьми, способность понимать людей, разбираться в их особенностях. Устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми; потребность в общении; спо­собность мысленно ставить себя на место друго­го человека, быстро понимать намерения, по­мыслы, настроения людей; умение разбираться в человеческих взаимоотношениях; хорошая па­мять, позволяющая держать в уме знания о лич­ных качествах большого числа людей; умение находить общий язык с разными людьми, терпе­ние.
Любовь к природе, но не созерцательная, а дея­тельная, связанная с познаниями законов приро­ды и применением их. Быть готовым к непред­виденным событиям. Способность держать в уме множество сведений. Дальновидность. Инициа­тива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Творческое мышление.
Уметь абстрагироваться от реальных физиче­ских, химических, механических свойств пред­метов, обозначенных теми или иными знаками. Представлять и воспринимать характеристики реальных явлений или объектов, стоящих за знаками. Развитое абстрактное мышление и вос­создающее воображение. Сосредоточенность; устойчивость внимания; усидчивость.
Наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление. Трудолюбие. Реалистический уровень притязаний на общест­венное признание. Целеустремленность.


ДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИЙ НА ГРУППЫ ПО ЦЕЛИ ТРУДА

Гностические профессии

Г
Преобразующие профессии

Пр

Изыскательские профессии

И

Выраженная познавательная активность. Наблю­дательность (достаточно большой объем внима­ния). Устойчивость внимания. Высокая работо­способность, малая утомляемость соответст­вующих органов чувств. Твердость позиции. Принципиальность в выводах.

Склонность к практическому влиянию на окру­жающую среду. Интерес к процессу труда и его результату. Высокая активность и работоспособ­ность.

Интерес к новому. Творческое мышление и воображение, способность легко отказываться от привычного хода мысли, искать новые варианты решений проблем.





КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ ПО ОРУДИЯМ ТРУДА


Профессии, связанные с

ручными орудиями

труда

Р


Профессии, связанные с использованием машин

М


Профессии, связанные с использованием

функциональных орудий

труда

Ф
Профессии, связанные с

работой в экстремальных условиях
он

Координированность движений (точная дозировка


их по силе, расстояниям и направлению усилий).
Высокоразвитая мышечно-составная

чувствительность. Развитое наглядно-действенное практическое мышление. Особый интерес к самому процессу труда, а не только к результату работы.


Координированность движений. Быстрота
реакции и предусмотрительность. Готовность к
экстренным действиям, сочетающаяся со
спокойствием и уравновешенностью.

Практическое техническое мышление.


Способность удерживать в уме множество правил, сведений, умение оперировать ими. Высокоразвитая способность самоконтроля и самоуправления.

Работа в помещениях с микроклиматом, близким к бытовым нормам, никаких особых требований к здоровью человека не предъявляет. Те же, кто работает на открытом воздухе (о) или в необычных условиях (н), например, под водой, должны отличаться особой выносливостью, крепким здоровьем.





Типичные ошибки при выборе профессии:

1. Ориентация сразу на профессии высшей квалификации (ученый, дипломат, летчик-испытатель, организатор производства).

2. Пренебрежение к некоторым важным для хозяйства страны профессиям.

3. Отсутствие собственного решения в выборе профессии под влиянием некомпетентных лиц.

4. Перенесение отношения к человеку, который является представителем данной профессии, на саму профессию.

5. Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии.



6. Отождествление учебного предмета с профессией.

7. Неумение разобраться, оценить свои способности и мотивы выбора профессии.
скачать


Смотрите также:
Профессиональная ориентация учащихся
96.38kb.
Пояснительная записка Бинарный урок ивт и технология. Направление урока: Профессиональная ориентация учащихся. Тема урока
156.07kb.
Профориентационная карта для учащихся / Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. «Профессиональная ориентация школьников»
37.06kb.
Профориентация Профессиональная ориентация
43.09kb.
«Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся»
40.89kb.
Профессиональная ориентация и профильная подготовка учащихся с ограниченными возможностями здоровья
131.39kb.
Профессиональная ориентация
40.93kb.
Сахаров, В. Ф. Профессиональная ориентация школьников /В. Ф. Сахаров
15.61kb.
Программа «Профессиональная консультация»
44.19kb.
Профессиональная ориентация школьников в условиях сскк
24.37kb.
Педагогический проект профессиональная ориентация, как средство
513.12kb.
Специальная информация для граждан ищущих работу Профессиональная ориентация безработных граждан
66.67kb.