Главная стр 1
скачать
САМОАНАЛИЗ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ, ИНФОРМАТИКИ

В условиях модернизации образования, когда школа осуществляет переход  на формирование ключевых компетенций у учащихся, считаю своей главной задачей самосовершенствование  своих профессиональных компетенций. Сегодня  обществу нужен человек-творец, умеющий самостоятельно и критически мыслить, способный видеть и творчески решать возникающие проблемы. На решение этой задачи направлена Программа развития нашей школы. Моя цель как педагога, как учителя физики и информатики средствами своего предмета научить учащихся думать, самостоятельно принимать решение,  делать  открытия, самостоятельно добывать знания, решать возникающие проблемы, нести ответственность за принятое решение, полностью согласуется с  целями, которые решает школа.

         Содержание самоанализа профессиональной деятельности построила по следующей схеме: вначале личные данные, затем творческая лаборатория, информационно-аналитическая страничка, работа с одаренными, внеклассная работа.

Образование: высшее, Иркутский государственный педагогический институт,

1993 год, специальность «физика», квалификация учитель физики, информатики, стаж педагогической работы 18 лет

        Методическая тема, над которой я работала в межаттестационный период «Инновационные образовательные технологии в системе школьного образования»

Перед собой я ставила следующие цели:


  • повышение качества учебного процесса;

  • обеспечение развития познавательной и личностной сферы учащихся.

Задачи которые я решала:

1. Развитие творческого потенциала учащихся и создание необходимые условий для активизации познавательной и речевой деятельности учащихся;

2.Повышение качества преподавания физики на основе внедрения новых информационных технологий;

3.Фиксирование уровня обученности на каждом этапе школьного обучения.

Главной задачей считаю самосовершенствование своих профессиональных компетенций. За последние пять лет прошла курсы повышения квалификации по темам: в 2007 году «Управление качеством образования», «Современные информационно-коммуникационные технологии в деятельности учителя – предметника», в 2008 году «Партнерство в образовании»; «Создание сайта образовательного учреждения»; в 2009 году дистанционное обучение по теме «Установка и администрирование пакета свободного программного обеспечения», в 2011 году дистанционное обучение по теме «Федеральные ресурсы и социальные сервисы в образовательной практике», модульные курсы по теме «Учитель физики в современной информационной среде», с 1 сентября 2010 г. по 30 мая 2011 г. прошла дистанционное обучение на курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и Факультета педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова по образовательной программе «Компьютерная поддержка урока физики». Обучение на курсах позволило мне модернизировать образовательный процесс в соответствии с новыми требованиями.

Свой профессиональный уровень повышаю не только через курсовую подготовку, но и участвуя в семинарах: при ИИПКРО семинар учителей физики «Подготовка к ЕГЭ» 21 – 23 октября 2009 г. 27-28 января 2011 г. и 3-4 марта 2011 г. ИПКРО Областной семинар – модуль по проблеме «Учитель физики в современной информационной среде», 4-14 мая 2011 г. ИПКРО областной семинар по теме «Федеральные ресурсы и социальные сервисы в образовательной практике»

Систематически выступала с докладами и сообщениями перед коллегами школы


  • «Развитие творческих способностей обучающихся»

  • «Использование информационно – коммуникативных технологий на уроках»

  • «Преемственность в обучении»

  • «Применение нетрадиционных урок в обучении»

  • «Технологии и методика обучения»

В 2011 году обобщила опыт работы по теме «Инновационные технологии в обучении», в 2012 году мною был обобщен педагогический опыт работы на муниципальном уровне по теме «Компьютер на уроках физики». В 2011 году участвовала в конкурсе авторских разработок среди учителей общеобразовательных учреждений района “Лучший цифровой образовательный ресурс” была награждена дипломом I степени в номинации “Лучший блог с Интернет-уроком”, дипломом II степени в номинации лучший сайт с Интернет- уроком (веб-квестом), дипломом II степени в номинации “Лучшая разработка в форме презентации (буклета)”.

Немалую роль в моей деятельности занимает совершенствование программно-методического материала. С учетом инновационных процессов разработала и внедрила Рабочие программы по 14 предметам и факультативам учебного плана. Систематически пополняю банк электронных методических пособий по различным разделам изучения физики, информатики, математики банк измерителей достижений обучаемых и банк раздаточного материала, без которого немыслим успешный результат урока.

Результаты последних лет обучения имеют положительную динамику:

физика

2009-2010

2010-2011

2011-2012

успеваемость

100

100

100

качество

47

55

65

информатика

2009-2010

2010-2011

2011-2012

успеваемость

100

100

100

качество

49

68

68

математика

2009-2010

2010-2011

2011-2012

успеваемость

100

100

100

качество

78

66

66

Выводы:


  1. Успеваемость на протяжении этих лет 100%.

  2. Качество знаний и уровень обученности – стабильные

 Приходя на урок, хочется, чтобы  ученики стремились узнавать новое, хотели чему-то учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали.  Приняв как аксиому тезис « человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам, то есть научиться, развиться, воспитаться», я понимаю, что мне нужно создать условия, при которых у учащихся появляется потребность « включения» в активный процесс познания. Мне удается этого достичь путем использования различных форм и методов обучения традиционные уроки с новыми аспектами: учебная конференция, урок зачет, урок семинар, лекция уроки опирающиеся на фантазию: урок сказка, урок творчества, урок чуда уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок смотр знаний, урок с применением компьютера.  Применяю информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе: организую разнообразные формы деятельности учащихся по самостоятельному извлечению и представлению знаний;   совместно с учащимися моделируем объекты, явления, процессы, проводим некоторые виртуальные лабораторные работы и опыты; готовлю мультимедийные презентации по учебным блокам и учу этому детей; использую готовые КИМы для объективной оценки ЗУН учащихся и т.д.

Проведя уроки  с использованием компьютерных  мультимедийных курсов «Физикона», «Открытая физика», «Физика в картинках», «От плуга до лазера», я убедилась в том, что эти модели легко вписываются в урок. Они позволяют организовать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся. Этот комплекс отличается от большинства обучающих программ  качественной графикой с элементами мультипликации, развитой системой накопления и анализа результатов обучения, в них практически не используются прямые вопросы-ответы, а преобладают задания, предполагающие активные действия учащихся. Это позволяет реализовать идеи развивающего обучения, существенно активизировать и индивидуализировать деятельность обучаемых по добыванию знаний, повысить интерес к изучению физики.


Наиболее эффективной формой организации учебной деятельности учащихся при решении исследовательских задач считаю групповую работу. Она обеспечивает индивидуальное развитие каждого учащегося, формирование межличностного интеллекта, а это в первую очередь означает высокое развитие коммуникативных компетенций. Самой интересной формой групповой деятельности является мозговой штурм. Во время этой работы мои ученики могут кратко и четко выражать свои мысли, учатся слышать и слушать друг друга.

Таким образом, используя различные методы решения учебной проблемы,  я решаю в работе с учащимися  следующие задачи: обеспечить освоение учениками творческой деятельности – выполнение исследований, проведение экспертиз, составление прогнозов, опорных конспектов, разработку проектов, что формирует теоретическое мышление и технологическую культуру учащихся, создаёт условия для самовыражения, признания, самоутверждения каждого ученика как личности, формирует учебно- познавательные компетенции.

Особенности современного образования и в частности предмета физики таковы, что объём информации, который необходимо освоить учащемуся возрастает с каждым учебным годом, а количество часов, отводимых на его изучение,  уменьшается.  Причём особенности преподавания предмета таковы (несмотря на концентрический характер структуры предмета), что практически каждый урок несет в себе новый объём информации, который ученик должен освоить, т.е. понять и принять. Времени же достаточного на осмысление и закрепления практически не остается. Возникает проблема информационной адаптации человека в обществе. Если ученик не имеет достаточных навыков обработки получаемой им информации, он испытывает большие  трудности и теряет интерес,  как к процессу учения, так и к самому предмету. Для решения этой проблемы я  учу детей  технологиям познавательной деятельности: умению осваивать новые знания в любых формах и видах,  а главное качественно обрабатывать получаемую ими информацию, применять её на практике при решении различных видов задач.

        В рамках методической работы школы и ШМО давала открытые уроки: «Урок чуда», «Поиграем в физику» в 4 классе (во время Неделе преемственности), «Своя Игра» в 9 классе, интегрированный урок – лабораторная работа «Электрический ток. Источники тока» 8 класс, «Закон Ома», «Сила трения. Трение покоя» 7 класс, «Биологическое действие радиации» 11 класс.

Открытые уроки признаны методически грамотными, получили хорошую оценку коллег.

Для оценки деятельности обучаемых использую диагностику предметной обученности. Систематически провожу срезы знаний, электронное тестирование с использованием программ Excel, Power Point, контрольные работы, творческие работы, зачёты, защиту проектов. После проверки и анализа работ обязательно планирую коррекционную работу, с таким условием, чтобы слабые ученики смогли ликвидировать пробелы в знаниях, а сильные – выполнить задание творческого характера. Такой вид деятельности даёт положительный результат в обучении.

Со слабоуспевающими учащимися:


  • Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включаю посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксирую это в плане урока

  • Использую на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

  • Регулярно и систематически опрашиваю, выставляю оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

  • Провожу дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. Учу детей навыкам самостоятельной работы.

Ребят, проявляющих особый интерес к предмету, вовлекаю в проектную деятельность. При организации этой работы стараюсь подчинить максимальное количество этапов и заданий проекта дидактическим целям учебной работы, способствующим углублению программного материала, расширению круга практических задач.

Наиболее интересными считаю следующие проектные работы учащихся:



  • презентация «Законы движения планет» Слободчиков Женя, 11 класс, 2008 г.

  • «Учебный проект учащихся 7 класса «Учебник физики своими руками», 2010 г.;

  • «Виды движения» (Power Point) 9 класс, Волкова Эмма, 2007 г.;

  • Доклад «Магнитное поле Земли» Слободчиков Вова, 9 класс 2011 г.

Мои ученики участвуют и занимают призовые места в различных творческих конкурсах районного, областного и всероссийского уровней.



Год

Наименование конкурса, уровень

Кол-во участников

2008/2009

Компьютерная графика к 8 марта, район

4

Компьютерная графика «Этот день победы …» (район)

8

2009/2010

Компьютерная графика посвященная Дню защитника Отечества(район)

6

Компьютерная графика посвященная 65-ой годовщине Победы в Вов (район)

7

2010/2011

«Компьютерная Галактика», район

1

3м - Слободчиков Женя, 11 кл

Акция «Поздравь своего Учителя!», район

5

2м – Сафонова О., 9 кл., 2 м. - 6 класс

Зубренок (российский)

3

Минеев М, 7 кл,

Москалева Маша, 7 кл,



Неделя ИКТ (район)

10

2 первых места, 2 вторых

Конференция «Человек и космос» (область)

2

Слободчиков Вова, 9 кл.,

Распутин Дима, 9 кл.



2011-2012

КИТ (Всероссийский)

8

Войтенко Настя, 1 место в районе




Конкурс сетевых цифровых фотоальбомов «Моя малая родина: взгляд из окна» (район)

3

3 место

2012-2013

КИТ (Всероссийский)

6

Константинова Женя, 1 место в районе

Знаю и пробую жить интересами своих учеников, в курсе их проблем, это, возможно, позволяет им видеть во мне не только учителя, но и личность. А на основе интереса к личности учителя возможен и интерес к преподаваемому им предмету.  На уроках занимаю позицию организатора учебной деятельности, консультанта, возможного  источника знаний. 

Отношения с учащимися строю на принципах доверия, взаимного уважения, сознательности, на основе согласованных правил.

        Особое внимание уделяю вопросу сохранения здоровья, учитываю показатели медицинского осмотра, с которыми знакомлюсь заранее, следую рекомендациям врача. При работе на компьютерах и с мультимедийным проектором обязательны зарядки для глаз. Соблюдаю санитарно – гигиенические нормы – это проветривание кабинета, влажные уборки, уровень освещённости.

Как учитель – предметник постоянно поддерживаю связь с родителями. Информацию об учебных достижениях сообщаю на родительских собраниях, через дневники и индивидуальные беседы с родителями. Обязательно учитываю мнения и запросы родителей.


         Отношения с коллективом учителей строю на демократических началах. Обладаю хорошей работоспособностью, усердием, стремлением к самообразованию, коллеги ценят во мне эти качества, и с их стороны я всегда нахожу понимание и поддержку.

Развитие творческих способностей учащихся продолжаю на занятиях во внеурочное время, элективных курсах, индивидуальных консультациях. Выбирая тематику элективных курсов:



  1. «Методы решения физических задач» 2010-2011 уч. год
    2011-2012 уч.год

  2. «Компьютерная графика»

  3. «Основы компьютерных сетей»

  4. «Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка»

стараюсь шагать в ногу со временем, т.е. давать детям актуальные и востребованные знания.
Результатом учета образовательных потребностей учащихся считаю:

     овладение всеми учащимися знаниями на уровне Госстандартов;

     повышение интереса к предмету у большей части учащихся на основе активизации их познавательной деятельности; наличие у детей положительной внутренней учебной мотивации;   

  Несмотря на то, что в школе проработано много лет, в работе сталкиваюсь с трудностями.

Методическое обеспечение: большой выбор учебников, однако трудно найти такой, содержание которого  соответствовало бы современным требованиям, по которому было бы легко организовать самостоятельную познавательную деятельность, найти задания, рассчитанные на различный уровень усвоения, с заданными критериями оценок. Отсутствуют задания, по которым можно было бы организовать  работу по обучению школьников методам контроля и оценок, формировать правильные способы и нормы контроля. Поэтому построение урока требует большого педагогического мастерства, творчества учителя и времени.

Следующая трудность связана с  дефицитом учебного времени, которую я решаю, применяя  технологию модульного обучения.

 Неоднородный состав учащихся в классе, необходимость развить каждого,  приводит к некоторому перекосу в сторону  учащихся, имеющих низкие учебные способности и низкий уровень мотивации. Им порой уделяю больше времени в ущерб способным детям.

Еще одной проблемой является нехватка оборудования для проведения лабораторных работ, оснащение компьютерного класса устаревшими моделями компьютерной техники, что является главным препятствием в освоении новых коммуникационных технологий.



Над решением этих проблем я и планирую работать в дальнейшем.
скачать


Смотрите также:
Профессиональной деятельности учителя физики, информатики
122.32kb.
Портфолио учителя информатики Портфолио
24.44kb.
Кафедра физико-математического образования Зав кафедрой: Лучко Лариса Геннадьевна, к п. н., доцент
75.6kb.
Денискиной елены владимировны
798.92kb.
Приказ № от лист оценивания уровня профессиональной деятельности учителя
89.81kb.
Проект Профессионального кодекса учителя
39.61kb.
Отчет за I четверть 2012-2013 уч год
59.43kb.
Подготовка к профессиональной деятельности на уроках физики
55.01kb.
Методическое объединение учителей математики, информатики и физики
679.39kb.
Исследование профессиональной направленности личности учителя
42.06kb.
Анализ работы методического объединения учителей математики, физики и информатики мо лицей №1 за 2011 2012 учебный год
314.99kb.
Культура речи учителя математики
64.85kb.