Главная стр 1
скачать
Профилактика нарушений письменной речи у младших школьников. Примерные виды упражнений.

Возникновение дисграфии у школьников препятствует овладению детьми письменной речью как особой формой речи, своеобразным средством общения и обобщения опыта. Данное нарушение задерживает дальнейшее развитие мыслительной, эмоциональной, волевой сфер личности учащихся.

В профилактике дисграфии у младших школьников можно выделить базовые направления, которые реализуются параллельно:


  1. Развитие сенсорных функций и психомоторики (зрительного и слухового восприятия, зрительных и слуховых дифференцировок; пространственных представлений; кинетической и кинестетической организации движений, конструктивного праксиса, условно-двигательных реакций и графоизобразительных способностей).

Примерные виды упражнений:

  • Формирование зрительного восприятия и узнавания:

- найти букву среди ряда других букв;

- соотнести буквы, выполненные разными шрифтами (печатными, рукописными, стилизованными);

- назвать или написать буквы, перечеркнутые разными дополнительными линиями;

- определить буквы в неправильном положении;

- добавить недостающие элементы букв;


  • Конструктивный праксис:

- выкладывание букв из палочек;

- конструирование разных букв из одной путем прибавления или удаления элементов.



  1. Развитие межанализаторного взаимодействия (слуходвигательных, зрительно-двигательных, слухозрительных связей)- запомнить и воспроизвести пространственную и временную последовательность стимулов, действий, символов).

Примерные виды упражнений:

  • Формирование пространственных представлений:

- дифференциация правых и левых частей тела (уточнение речевых обозначений правых и левых частей тела; сложные задания: показать правой рукой левый глаз и т.д.), схема тела, стоящего напротив;

- ориентировка в окружающем пространстве (положение предметов, ориентировка на листе бумаги, графическое обозначение направлений; пространственное расположение букв);

- уточнение понимания и употребления предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения, дифференцирование предлогов и приставок с использованием опорных схем.


  • Формирование временных представлений – Уточнение понятий об основных единицах времени о периодах человеческого возраста, наблюдение и определение временной последовательности каких-либо действий и событий.

  1. Развитие психических функций (зрительного и слухового внимания и памяти).

Примерные виды упражнений:

  • Развитие внимания:

- детям предлагается как можно быстрее вычеркнуть заданную букву из ряда букв;

- зачеркнуть одну букву вертикальной чертой, другую - горизонтальной, третью – обвести в кружок;

- педагог пишет на листе предложение с пропусками и перестановками букв, слогов. Один ребенок исправляет ошибки красным карандашом, затем передает другому, который ищет оставшиеся ошибки. Можно проводить в виде соревнования.


  • Развитие памяти

-Игры «Чего не стало?», «Что изменилось?»

- запомнить 3 -5 букв, затем выбрать их из 8 - 10 букв;

-разложить буквы в первоначальной последовательности.


  1. Развитие интеллектуальной деятельности (мыслительных операций, формирование навыков планирования деятельности, самоконтроля и самокоррекции в деятельности; воспитание мотивов к учебной деятельности).

  2. Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц :

  • Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, анализа, синтеза, представлений)

- определение ударного гласного в слове;

- определение позиции звука в слове (начало, середина, конец);

- определение последовательности звуков в слове;

- придумать слово на заданный звук или с определенным количеством звуков.



  • Формирование лексического строя речи( расширение словарного запаса, уточнение значений слов, активизация словаря, организация семантических полей, лексической системности):

- Игра «Назови лишнее слово» (море, озеро, река, мост, пруд; подбежал, подошел, вошел);

- объясни, чем отличаются предметы или действия ( чашки и стакан, дерево и куст; шить-вязать);

- подобрать слова по аналогии (машина-шофер, самолет-…);

- назвать все части предмета, узнать предмет по части;

- учить сравнивать (игра «На что похоже?» - белый снег похож на…);

- подбор синонимов, антонимов.



  • Совершенствование грамматического строя речи (уточнение значения и звучания словообразовательных аффиксов, форм словоизменения):

- сравнение слов с одинаковыми словообразовательными аффиксами по значению;

- выделение общего значения;

- закрепление связи значения и звучания аффикса (например, ИК- вносит значение уменьшительности, -НИЦ- значение вместилища);

- анализ звукового состава выделенной морфемы;



- самостоятельное образование слов с данным аффиксом.

Основные направления деятельности родителей:

  • Закреплять положительный эмоциональный настрой ребенка на занятия;

  • Ежедневные, недолгие занятия;

  • Указывать на положительный результат после каждого занятия;

  • Каждое занятие посвящать конкретному грамматическому правилу;

  • Тренировочные упражнения лучше сначала проводить как предупредительные, что приучает ребенка прежде думать, а потом писать.

скачать


Смотрите также:
Профилактика нарушений письменной речи у младших школьников. Примерные виды упражнений
36.29kb.
Коррекционно-развивающая работа по исправлению нарушений письменной речи младших школьников
948.1kb.
Консультация для родителей «Нарушения письменной речи
48.54kb.
Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму
86.92kb.
Методические рекомендации Конкурс письменной речи в комплект материалов, необходимых для проведения конкурса письменной речи, входят
31.07kb.
Виды речевых нарушений, выделяемых в клинико-педагогической классификации
80.64kb.
Логопед специалист, который занимается профилактикой и коррекцией нарушений устной и письменной речи
48.35kb.
Развитие письменной и устной речи младших школьников «Сначала свари слово, потом вытащи изо рта»
74.56kb.
Медико-социальной помощи
135.95kb.
«Пути становления орфографически грамотного письма и письменной речи младших школьников»
363.92kb.
Развитие письменной речи учащихся в процессе изучения литературы
273.71kb.
Профилактика нарушений осанки
53.1kb.