Главная | стр 1
Возникновение дисграфии у школьников препятствует овладению детьми письменной речью как особой формой речи, своеобразным средством общения и обобщения опыта. Данное нарушение задерживает дальнейшее развитие мыслительной, эмоциональной, волевой сфер личности учащихся. В профилактике дисграфии у младших школьников можно выделить базовые направления, которые реализуются параллельно:
Примерные виды упражнений:
- найти букву среди ряда других букв; - соотнести буквы, выполненные разными шрифтами (печатными, рукописными, стилизованными); - назвать или написать буквы, перечеркнутые разными дополнительными линиями; - определить буквы в неправильном положении; - добавить недостающие элементы букв;
- выкладывание букв из палочек; - конструирование разных букв из одной путем прибавления или удаления элементов.
Примерные виды упражнений:
- дифференциация правых и левых частей тела (уточнение речевых обозначений правых и левых частей тела; сложные задания: показать правой рукой левый глаз и т.д.), схема тела, стоящего напротив; - ориентировка в окружающем пространстве (положение предметов, ориентировка на листе бумаги, графическое обозначение направлений; пространственное расположение букв); - уточнение понимания и употребления предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения, дифференцирование предлогов и приставок с использованием опорных схем.
Примерные виды упражнений:
- детям предлагается как можно быстрее вычеркнуть заданную букву из ряда букв; - зачеркнуть одну букву вертикальной чертой, другую - горизонтальной, третью – обвести в кружок; - педагог пишет на листе предложение с пропусками и перестановками букв, слогов. Один ребенок исправляет ошибки красным карандашом, затем передает другому, который ищет оставшиеся ошибки. Можно проводить в виде соревнования.
-Игры «Чего не стало?», «Что изменилось?» - запомнить 3 -5 букв, затем выбрать их из 8 - 10 букв; -разложить буквы в первоначальной последовательности.
- определение ударного гласного в слове; - определение позиции звука в слове (начало, середина, конец); - определение последовательности звуков в слове; - придумать слово на заданный звук или с определенным количеством звуков.
- Игра «Назови лишнее слово» (море, озеро, река, мост, пруд; подбежал, подошел, вошел); - объясни, чем отличаются предметы или действия ( чашки и стакан, дерево и куст; шить-вязать); - подобрать слова по аналогии (машина-шофер, самолет-…); - назвать все части предмета, узнать предмет по части; - учить сравнивать (игра «На что похоже?» - белый снег похож на…); - подбор синонимов, антонимов.
- сравнение слов с одинаковыми словообразовательными аффиксами по значению; - выделение общего значения; - закрепление связи значения и звучания аффикса (например, ИК- вносит значение уменьшительности, -НИЦ- значение вместилища); - анализ звукового состава выделенной морфемы; - самостоятельное образование слов с данным аффиксом. Основные направления деятельности родителей:
Смотрите также: Профилактика нарушений письменной речи у младших школьников. Примерные виды упражнений
36.29kb.
Коррекционно-развивающая работа по исправлению нарушений письменной речи младших школьников
948.1kb.
Консультация для родителей «Нарушения письменной речи
48.54kb.
Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму
86.92kb.
Методические рекомендации Конкурс письменной речи в комплект материалов, необходимых для проведения конкурса письменной речи, входят
31.07kb.
Виды речевых нарушений, выделяемых в клинико-педагогической классификации
80.64kb.
Логопед специалист, который занимается профилактикой и коррекцией нарушений устной и письменной речи
48.35kb.
Развитие письменной и устной речи младших школьников «Сначала свари слово, потом вытащи изо рта»
74.56kb.
Медико-социальной помощи
135.95kb.
«Пути становления орфографически грамотного письма и письменной речи младших школьников»
363.92kb.
Развитие письменной речи учащихся в процессе изучения литературы
273.71kb.
Профилактика нарушений осанки 53.1kb.
|