Главная стр 1
скачать
Областное государственное учреждение социального обслуживания

«Вичугский комплексный центр социального обслуживания населения»

Проект


«Инновационные технологии социальной реабилитации

уличных детей и подростков,

находящихся в конфликте с законом»


Профилактическая программа

социальной реабилитации

по формированию

здоровых убеждений

у уличных детей и подростков,

находящихся в конфликте с законом

«ПОДРОСТОК И

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»




Цель программы:

- формирование механизмов самоэффек­тивности и целеполагания личности подростка как основы модели здоровых убеждений.


Задачи программы:

- сформировать систему знаний о факторах риска и рисковых поведенческих паттернах как осно­вы управления своим здоровьем;

- формировать убежденность в ответственности за свое здоровье;

- сформировать диапазон мотивационно-ценностных установок, организующих поведение подростка в контексте здорового образа жизни.


Методы: беседа, дискуссия, рассказ; сюжетно-ролевые игры.
Занятие 1.

Уверенное и неуверенное поведение
Цели занятия:

- формирование представлений о чувстве уверенности/неуверенности в себе;

- развитие умения преодолевать барьеры соблазнов и ложных представ­лений о себе.
Ход занятия

I. Вводная часть

а) Игра-активатор «Море волнуется».

Воспитатель говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри». Вместо слов «морская фигура» он вставляет названия разных эмоций, чувств, например, «фигура страха», «фигура обиды», «фигура гнева» и т.д. Подростки должны замирать, изображая названную эмоцию. Выбираются самые удачные фигуры.

П. Основная часть

а) Вводная беседа «Я и ситуация неуверенно­сти».

Подросткам сообщается, что люди нередко испытывают неуверенность в себе. И это ощущение не очень приятно. Зачастую люди прибегают к куре­нию, алкоголю, наркотикам, чтобы спрятаться за ни­ми; чтобы почувствовать себя увереннее.

Вопросы:


-Приходилось ли вам испытывать неуверен­ность в себе.

-Какие это были ситуации?

Ситуации, которые называют подростки, запи­сываются на доске (например: когда меня ругают; когда меня хвалят; когда отказываешься что-то де­лать; когда просишь; разговор с незнакомым челове­ком). Как вы считаете, что такое уверенность в себе?

-В каком случае мы можем говорить о поведе­нии с уверенностью в себе?

После групповой дискуссии подводятся итоги, и делается вывод, что:

Уверенность в себе - умение понимать и вы­ражать собственные потребности, чувства. Умение добиваться цели, ориентироваться в своих поступках на собственное мнение и отстаивать его. Умение от­вечать за свои поступки. Умение просить и отказывать, умение сопротивляться давлению со стороны других людей. Умения вести себя в стрессовых си­туациях, справляться со стрессом, выражать свои эмоции и чувства. Уверенный в себе человек не боит­ся ошибиться, но сам отвечает за свои ошибки.

Неуверенный в себе человек сдерживает свои чувства, поддается давлению других людей, в своих поступках ориентируется не на собственные мнения и желания, а на оценки других людей, их мнения. Не­уверенность в себе часто сопровождается чувством собственной неполноценности, ощущением себя ху­же других, боязнью совершить ошибку.

Агрессивность - это попытка повысить свою самооценку за счет других людей путем унижения и оскорбления их, применения к ним физической силы.

- Вспомните, бывало ли, что вас ругали за гру­бость, невоспитанность именно тогда, когда вы чув­ствовали неуверенность в себе?

III. Закрепление

а) Разыгрывание ситуаций:

1. Продемонстрировать уверенное поведение

2. Затем предлагается с уверенностью отказать, другому в ответ на предложение что-то сделать.

3. Третьему предлагается разыграть сценку в магазине: попросить продавца показать какой-то то­вар, проявляя уверенность в своем выборе.


Занятие 2.

Мифы о наркотиках
Цели занятия:

- формировать потребность к здоровому об­разу жизни, расширяя представление о наркотиках;

- развивать установку поведения на отказ от наркотиков.
Ход занятия

I. Вводная часть

а) Вводная беседа «Мифы о наркотиках».

Воспитатель напоминает, что подростки уже знакомы с понятием мифы (вспомнить значение по­нятия), существуют и мифы о наркотиках. Однако эти мифы очень опасны, если человек убедится в несостоятельности этих мифов после того, как станет употреблять наркотики, то может быть очень поздно. Привыкание к наркотикам наступает очень быстро! Это крайне опасно для здоровья и жизни человека.

П. Основная часть

а) Дискуссия «Я и наркотики».

Воспитатель предлагает обсудить, что положи­тельного подростки знают о наркотиках. Добавляет, что распространяют эти мифы люди, заинтересованные в распространении наркотиков, они наживаются на этом и сами никогда не употребляют наркотики.

Далее на левой стороне доски записываются высказывания подростков, а напротив каждого мифа записывается его интерпретация.




Мифы

Реальность

Употреблять наркотики безопасно.

Употребление любых наркотиков вызывает состояние опьянения, в ко­тором человек совершает поступки, ведущие к тяжелым последствиям, даже преступлениям. Употребление любых наркотиков вызывает зависи­мость, по крайней мере, психологическую. Наркотики влияют на многие внутренние органы, в первую очередь на мозг.

Употребление наркотиков пре­стижно, это по­пасть в круг из­бранных.

Человек, употребляющий наркотики,
очень быстро оказывается изгоем, его начинают избегать прежние зна­комые, друзья. Он оказывается в среде таких же наркоманов, опустившихся людей, преступников

Алкоголь - удел «низших», при­митивных лю­дей, наркотики употребляет «элита».

Как алкоголь, так и наркотики так действуют на мозг человека, ведут к его деградации, причем многие нар­котики делают это быстрее чем алко­голь.

Наркотики спо­собствуют твор­честву

В состоянии наркотического опьяне­ния человеку действительно кажется, что он делает что-то гениальное. Од­нако это иллюзии. На самом деле, уходя в мир иллюзий, человек пере­стает заниматься творчеством в реальности.

Многие пробо­вали наркотики, а потом бросили.

Бросить употреблять наркотики очень тяжело. Человеку приходится
пройти через мучительный процесс
ломки. Даже от психической зависи­мости избавляться тяжело. Часто го­ворят, что марихуана, например, почти не вызывает физической зави­симости, однако в нашей стране распространен значительно более сильный наркотик - гашиш.

Наркотики помо­гают снять напряжение, расслабиться, улучшить на­строение.

Период подъема в опьянении сменя­ется затем состоянием апатии, подавленности, депрессии, тоски, раздражительности, длящихся значи­тельно дольше.

Я всегда буду знать меру. В любой момент смогу бросить.

Попасть в зависимость от многих наркотиков можно уже после не­скольких приемов. Безопасной меры здесь просто не существует.


Занятие 3.

Наркотики и закон
Цели занятия:

- закрепить знания воспитанников о юри­дической ответственности за употребление наркоти­ков;

- развить установку поведения на отказ от нарко­тиков.
Ход занятия

I. Вводная часть

а) Упражнение-активатор «Третий лишний».

Стулья ставятся в кружок спинкой внутрь. Количест­во стульев на 1 - 3 меньше, чем число детей. Подростки встают в круг вокруг стульев. По команде воспитателя они начинают ходить по кругу. По 1 хлопку поворачиваются на 180° и идут в противопо­ложную сторону. Если воспитатель делает два хлоп­ка, дети как можно быстрее стараются сесть на сту­лья. Те, кому места не хватило, выбывают. Затем 1 - 2 стула убирают, и игра продолжается.

П. Основная часть

Дискуссия на тему: «Употребление наркотиков и закон»

- В каких случаях употребление наркотиков - это нарушение закона?

- Кому грозит наказание за нарушение этих за­конов?

-Какие наказания несут за нарушение этих за­конов родители и ответственные за детей и подрост­ков взрослые?
Занятие 4.

Умение сказать «Нет!»
Цели занятия:

- формирование самоэффективности как контроля за своим поведением;

- отработка умения го­ворить «Нет!».

Материалы для проведения занятия: описание ситуаций, в которых требуется умение отказаться.
Ход занятия

I. Вводная часть

а) Игра-активатор «Вам барыня прислала сто рублей».

Ведущий: «Вам барыня прислала сто рублей. Что хотите, то купите, «да» и «нет» не говорите, чер­ного и белого не покупайте». Далее ведущим задают­ся любые вопросы, воспитанники могут отвечать, как угодно, но не использовать слова «да» и «нет». Ска­завший одно из этих слов становится ведущим.

П. Основная часть

а) Беседа: «Что проще: сказать «Да» или «Нет»?».

Воспитатель задает ученикам вопрос: «Были ли у вас случаи, когда вам было трудно отказаться? Ка­кие это были ситуации?»

б) Разыгрывание ситуаций.

Ситуация № 1. «Попробуй отказаться, когда те­бе предложат прогулять урок». Для разыгрывания сценки вызываются двое желающих.

Затем обсуждается выбранный способ отказа.

Ситуация № 2. «Попробуй наркотик». Какие ар­гументы могут вас остановить от употребления нар­котиков?

Наркотики - это вещества, оказывающие специ­фическое воздействие на ЦНС (возбуждающее, успо­каивающее, галлюциногенное). Употребление нарко­тиков приводит к наркомании, т.е. к развитию физиче­ской и психической зависимости от наркотиков. Чело­век уже не может обходиться без наркотиков, готов ради них на преступление. Длительное употребление наркотиков ведет к болезни. Страдают все внутренние органы человека. Разные наркотики сильнее разруша­ют разные органы (одни - легкие, другие - печень), но безопасных наркотиков не существует. Особенно страдает мозг. Наркоманы утрачивают интерес к уче­бе, работе, любимым занятиям. Они теряют интерес к близким людям, рвутся их социальные связи.

III. Закрепление.
Занятие 5.

Мозговой штурм
Цели занятия: развитие способности контролировать свое поведение; отработка умения говорить «нет!».

Материалы для проведения занятия: плакаты с изображением схемы наркотической зависимости.
Ход занятия

I.Вводная часть

а)Повторение.

Воспитатель предлагает подросткам вспомнить, какие аргументы они находили, когда им нужно было отка­заться от предложения попробовать «испытать удо­вольствие» от употребления наркотического вещества.

б)Игра в парах: «Найди свой аргумент».

Один в паре предлагает попробовать наркотик (аргументируя свое предложение), а другой находит аргументы для отказа. Затем пары меняются ролями. Обсуждаются все показанные в игре способы отказа.

II.Основная часть

Воспитатель предлагает проверить, насколько подростки уверены в своих силах и способности гово­рить «Нет!» наркотикам и тем, кто их предлагает.

Мозговой штурм:

Просто ли сказать: «Нет?» без объяснения?

Отказаться и объяснить причины легче?

Отказаться с предложением альтернативы, легче?

Проще ли будет просто уйти без объяснений или убежать?

Может быть легче использовать метод «заез­женной пластинки» и на все уговоры повторять «Нет!»?

Легко ли просто проигнорировать предложение?

Может быть, просто избегать опасных ситуаций?

Правильно ли будет объединиться с кем-то, кто придерживается твоего мнения?

В конце обсуждения делается вывод о том, что ситуаций способов отказа существует очень много. Можно предложить дома потренироваться говорить «Нет!» в подходящих ситуациях. Уметь отказываться необходимо!


Занятие 6.

Я отвечаю за себя
Цель занятия: формировать умения свободно выражать свою позицию, принимать правильное решение, пре­одолевая жизненные барьеры.

Материалы для занятия: листы с текстом анкет на каждо­го учащегося.
Ход занятия

I. Вводная часть

Вступительное слово воспитателя: «Мы прове­ли с вами занятия, посвященных здоровью и борьбе с вредными привычками, которые разрушают здоровье. Сегодня я хочу предложить вам проверку не только своих знаний, но и своего отношения к этому вопросу». Затем несовершеннолетним предла­гается тест об особенностях привычек и образа жизни подростков. Ребят предупреждают, что заполнение анкеты несложное, что нет неправильных ответов, потому что каждый выражает свою позицию и тем самым отвечает за себя. Ребятам можно сообщить, что анкетирование анонимное, а результаты будут использованы при организации досуга несовершеннолетних.

П. Основная часть

а) Заполнение анкет.

Анкета


1. Мне кажется, что в последнее время для моих
сверстников наиболее важными являются проблемы, связанные с ____________________________________________________________________

2. Думаю, что подростки употребляют наркоти­ки из-за причин (отметьте три варианта):

любопытство,

стремление приобщиться к чему-то рискован­ному,

подражание сверстникам,

уговоры или давление старших,

влияние кино, телевидения, книг,

незнание последствий,

стремление получить удовольствие,

свободное время,

одиночество,

горе, болезни близких,

попытка решить свои проблемы с противопо­ложным полом,

желание отвлечься от повседневных забот,

напряженные отношения с родителями,

- свой вариант ____________________________________________________

3. Я считаю, что наркоман - это человек, кото­рый

_________________________________________________________________

4. Напиши наиболее известные тебе наркотиче­ские вещества

5. Как они тебе стали известны? (отметь)

от сверстников

из средств массовой информации

из случайных разговоров на улице, в клубе, в школе

в семье


на в школе, в училище

-свой вариант_________________________________________________

6.Отметь три наиболее быстро формирующие­ся привычки к употреблению:

алкоголь

наркотические вещества

никотин


азартные игры

кофе


компьютерные игры

сладости

Интернет

7.Отметь цветом свое отношение к наркотикам:


красный

зеленый


черный
оранжевый

синий


голубой
желтый

фиолетовый

серый

III. Заключение



Занятие 7.

Выбор есть всегда
Цели занятия: закрепить знания воспитанников о здо­ровом образе жизни; развивать умение аргументиро­ванно выбирать жизненную позицию.

Материалы для занятий: свеча в безопасном подсвечнике.
Ход занятия

I. Вводная часть

Воспитатель сообщает об окончании курса за­нятий и предлагает еще раз вспомнить ту информа­цию, которая была получена на занятиях, и посвятить обсуждение здоровому стилю жизни.

П. Основная часть

Воспитанники создают модель профилактической программы, посвященной здоровому образу жизни по следующим вопросам:

В каком возрасте нужно начинать профилак­тическую работу? (С детского возраста - с семьей, затем в школе, потом индивидуально).

Полезна ли запугивающая информация? Если да, то в какой мере? (Только если она достоверна. Нужно чувство меры).

Нужно ли контролировать работу создателей рекламы? (Да, нужно. Кроме рекламы человек дол­жен иметь доступ к достоверной информации).

Нужны ли телепередачи и фильмы, посвя­щенные здоровью? (Да, нужны, если они дают нуж­ную информацию и способствуют формированию здорового образа жизни).

Нужна ли научно-популярная литература о ЗОЖ? (Да, нужна, но популярная и наглядная).

Должны ли медики помогать людям, желаю­щим отказаться от вредных привычек?

Нужны ли административные меры для борь­бы за ЗОЖ? Обсуждение этих вопросов желательно проводить в форме свободной дискуссии.

III. Закрепление

В заключительной части занятия воспитатель зажигает свечу и предлагает передавать ее по кругу. Тот, кто держит свечу в руках, делится своими впе­чатлениями о занятии:

Что нового вы узнали на занятии?

Изменилась ли ваша жизненная позиция после занятий?

Сможете ли вы убедить своих друзей в том, что самым приемлемым является для человека здоровый образ жизни?

В тетрадях записывают выводы:

Выбор образа жизни у каждого человека все­гда существует. Выбирая, очень важно подумать:

Что будет потом?

Мы всегда получаем то, что выбрали!

Каждый человек несет ответственность за свой выбор.



Список используемой литературы:

Худенко Е.Д.,ГАлеева Н.Л.,Слободняк Н.М., Марунова Л.А., Пологаева Н.В., Романовская К.В. Программы профилактической и коррекционной работы с подростками. – М, 2009 – 172 с.
скачать


Смотрите также:
Профилактическая программа социальной реабилитации по формированию здоровых убеждений у уличных детей и подростков, находящихся в конфликте с законом
125.63kb.
Профилактическая программа социальной реабилитации по формированию основ здорового образа жизни у уличных детей и подростков, находящихся в конфликте с законом
144.4kb.
Программа индивидуально психологической работы с подростками, находящихся в конфликте с законом
442.54kb.
Программа социально психологического тренинга по формированию коммуникативных навыков
140.31kb.
Программа социально психологического тренинга по оптимизации уровня тревожности у подростков
442.92kb.
Профилактическая программа социальной реабилитации уличных детей и подростков, находящихся в конфликте с законом, по формированию навыков стрессоустойчивого поведения
235.87kb.
Программа социально психологического тренинга по развитию эмоционально волевой сферы
343.37kb.
Инструкция об организации и порядке ведения в образовательных учреждениях учета обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении
77.89kb.
Мурманской области
77.05kb.
2. Сведения о категориях граждан, обслуживаемых Отделением
195.45kb.
Количество образовательных учреждений
18.34kb.
Методические рекомендации Документационное сопровождение индивидуальных программ реабилитации семей
604.42kb.