Главная стр 1
скачать
Областное государственное учреждение социального обслуживания

«Вичугский комплексный центр социального обслуживания населения»

Проект


«Инновационные технологии социальной реабилитации

уличных детей и подростков,

находящихся в конфликте с законом»

Профилактическая программа

социальной реабилитации

по формированию

основ здорового образа жизни

у уличных детей и подростков,

находящихся в конфликте с законом

«ПОДРОСТОК И

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»


Цель программы:

- сформировать мотивационно-ценностные устремления к здоровому образу жизни у уличных детей и подростков, находящихся в конфликте с законом


Задачи программы:

- сформировать представление о «здоровом об­разе жизни»;

- познакомить с понятием «групповое давление»;

- сформировать основы навыков сопротивления групповому давлению.


Занятие 1.

Что такое «здоровый образ жизни»?
Цели занятия: формирование у подростков понятия о «Здоровом образе жизни»; развитие потребности поддерживать свое здоровье.

Материал для занятия: тетрадь и ручка у каждого подростка.
Ход занятия
I. Вводная часть

Воспитатель предлагает игру-активатор: «Да и нет не говори». Участники по очереди отвечают на вопросы ведущего о своем самочувствии, при этом запрещается говорить слова «да» и «нет».

Вопросы:

-Ты хорошо себя чувствуешь?

-У тебя часто болит голова?

Ты хорошо видишь?

У тебя бывает тошнота? и т.д.

П. Основная часть

а) Работа в тетрадях.

В течение 10 минут подросткам предлагает­ся написать в тетрадях окончание фраз: «Здоровый человек тот...» и «Здоровый образ жизни это...». За­тем проводится обсуждение ответов. Основные мне­ния и выводы записываются на доске:

Здоровый человек тот, кто не болеет и ведет здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни - это, прежде всего, от­сутствие вредных привычек (переедание, малопод­вижный образ жизни, курение, употребление алкого­ля, неумение управлять собой).

Здоровый образ жизни - это умение поддер­живать свое здоровье (спорт, закаливание, умение правильно отдыхать).

Здоровый образ жизни - умение приспособить организм к физической среде, в которой он живет, умение противостоять давлению других.

III. Обобщение.

а) Обобщающая беседа:

Зачем человеку нужно здоровье?

Как сохранить здоровье?

Кто должен заботиться о нашем здоровье?

Нужно ли человеку знать, как устроен его ор­ганизм?

Воспитатель предлагает подросткам дома приготовить небольшое устное сообщение на тему: «Что я знаю о своем организме?»
Занятие 2.

Не навреди себе
Цели занятия:

- систематизировать и расширить знания детей о строении организма человека и вредных при­вычек для здоровья;

- развивать ценностное отношение к своему здоровью.

Материал для занятия: плакат с изображением человека и его основных органов.
Ход занятия
I. Актуализация опорных знаний.

а) Игра «Выступающие и слушатели».

Воспитатель предлагает подросткам по желанию за­читать сделать устные сообщения на тему: «Что я знаю о своем организме».

II.Основная часть

а) Дискуссия на тему «Здоровье и вредные при­вычки»

Подростки высказываются о том, как и на какие органы человека может влиять курение, алкоголь, наркотики. Во время дискуссии используется плакат с изображением человека и его органов. Названия таких органов, как головной мозг, сердце, легкие, же­лудок, печень, почки, записываются на доске (или заранее написаны на карточках, которые рас­ставляют к плакату), а затем обсуждается их значе­ние для человека. В зависимости от возраста подро­стков и их знания курса анатомии, воспитатель со­общает им сведения в доступной для их возраста форме. Воспитатель зачитывает определения понятий, подростки выбирают карточку с правильным названи­ем.

1. Головной мозг - центр, получающий информацию о работе органов и регулирующий их дея­тельность. Курение ухудшает память, препятствует анализу информации.

2. Легкие - воздушный насос, с помощью кото­рого засасывается воздух, содержащий кислород, не­обходимый для жизни всех органов. Табачный дым воздействует на поверхность бронхов и легких, вы­зывает их заболевание (воспаление) и откладывается на их поверхности, в результате нарушается их рабо­та. Всем известен, например, «кашель курильщика» (кашель по утрам). Самым неприятным изменением является развитие рака легких, когда происходят не­обратимые нарушения работы легких, ведущие к ги­бели человека.

3. Сердце, как насос, гонит по сосудам кровь с питательными веществами и кислородом ко всем ор­ганам. Продукты табачного дыма мешают доставке кислорода, суживают сосуды, подстегивают работу сердца. Алкоголь вызывает нарушение ритмичной работы сердца и может серьезно нарушить его незаменимую деятельность.

4. Желудок - орган, где происходит сжигание необходимых для человека продуктов. Употребление табака и наркотических веществ снижает аппетит, нарушает процессы пищеварения, питательные веще­ства хуже всасываются. Наиболее серьезные наруше­ния происходят в растущем организме подростка.

5. Печень - заслонка от шлаков, образующихся в результате обработки в организме человека продуктов питания. Кроме этого, печень перерабатывает продукты питания в вещества, необходимые орга­низму. Алкоголь нарушает работу печени, вызывая различные заболевания. Из них самое страшное -цирроз печени, когда печень почти не функциониру­ет и происходит отравление организма, нередко кон­чающееся смертью.

6. Почки - фильтр, благодаря которому кровь очищается от вредных веществ.

Алкоголь мешает этой функции. В крови накапливаются вредные ве­щества, которые нарушают нормальную работу дру­гих органов, отравляют организм.

III. Закрепление.



Занятие 3.

Влияние группы
Цели занятия:

- познакомить подростков с понятием группового давления;

- отработать навыки сопротив­ления групповому давлению;

- развитие способностей преодолевать барьер сопротивления.


Материал для проведения занятия: тетради, карточки с описанием си­туаций группового давления.
Ход занятия

I. Вводная часть

а) Игра «Разожми кулак».

Один сжимает руку в кулак, другой старается разжать его (нельзя причинять боль). Затем партнеры меняются ролями. Ведущий обращает особое внима­ние подростков на несиловые методы, которые применя­лись: уговоры, просьба, хитрость. Затем идет обсуждение.

Какие приемы использовались?

Были ли в вашей жизни случаи, когда вас пы­тались заставить делать то, что вы не хотите?

II. Основная часть

а) Рассказ воспитателя «Сила воли».

Воспитатель рассказывает, что групповое дав­ление - это попытка заставить другого человека де­лать что-то, не объясняя истинных причин и против его воли. Затем он записывает на доске виды группо­вого давления: лесть, шантаж, уговоры, угрозы, на­смешки, подкуп, особое внимание, «делай, как мы».

б) Игра-тренинг

Группа делится на подгруппы, и каждая получает за­дание на карточке для разыгрывания ситуации.

Примеры ситуаций:

1. После игры в футбол старшие ребята предла­гают младшему пойти с ними и «отметить» победу, предлагают спиртное, подбадривая его.

2. Ребята предлагают сверстнику стоять и ка­раулить, пока они будут грабить торговую палатку. Если он не соглашается, то они говорят, что расска­жут, что это он украл один.

3. Старшие требуют денег у младших, угрожая, что изобьют их, если они не исполнят требование.

4. Девочке предлагают курить и в случае отказа ее больше не позовут в свою компанию.

Обсуждение.

Какие виды давления использовались в этих случаях?

Можно ли справиться с групповым давлением?

Кто испытывал на себе групповое давление?

Грубое давление можно назвать заботой?

Пользуется ли уважением человек, на которо­го группа оказывает давление?

Можно ли групповое давление сравнить со «стадным чувством»?

Воспитатель предлагает подросткам последить в те­чение времени до следующего занятия за ситуациями группового давления.

III. Закрепление.
Занятие 4.

Курящая кукла
Цели занятия:

- развитие ценностного отношения к сво­ему здоровью на основе знакомства воспитанников с вредным воздействием курения;

- формирование по­требности противостоять вредным привычкам.
Материал для занятия: плакаты, макет «курящая кукла».

Ход занятия

I. Вводная часть

а) Повторение.

Воспитатель вывешивает плакат с изображением организма человека и просит подростков назвать орга­ны, на которые курение оказывает немедленное влия­ние. Ответы дополняются информацией о том, что та­бачный дым сужает сосуды, глаза начинают слезиться, а волосы приобретают неприятный запах.

П. Основная часть

а) Игра «Курящая кукла».

Воспитатель показывает на плакате легкие и предлагает опыт «курящая кукла». Для этого не­большой кусочек белой ваты помещается в утолще­ние прозрачной трубки. На одном конце трубки за­креплена резиновая груша, на другом прикреплен мундштук с сигаретой. Этот конец пропущен через голову куклы так, что производит эффект курения. Сигарета зажигается и «выкуривается» при помощи мундштука. Затем вата достается, и ученики могут видеть, как она пожелтела.

Затем воспитатель объясняет, что сигарета была одна и с фильтром, а курильщик выкуривает за день пачку. Легкие у курильщика не желтые, а черные и покрыты изнутри табачными смолами. При выкурива­нии 20 г табака образуется более 1 г табачного дегтя.

Дополнительная информация для подростков:

Влияние курения на спортивный успех. Если Вы курите и играете в футбол, то у Вас больше шанс промахнуться по мячу.

Если Вы баскетболист и ку­рите, у Вас больше шанс не попасть в корзину.

Если Вы играете в волейбол, то у Вас больше шанс плохо ударить по мячу.

Уже в школьном возрасте у курящих чаще возникает кашель, одышка, плохое самочувствие. Сни­жается чувствительность к восприятию запахов. Ку­рение способствует неприятному запаху изо рта, по­желтению зубов, деготь (часть табачного дыма) оса­ждается в легкие и нарушает их работу.

б) Классификация картинок и обсуждение прав курящих и некурящих. Задание: «Выбери картинки, которые тебе нравятся. Объясни, почему?»

Картинки:

накуренное помещение;

помещение с открытой форточкой;

курящий взрослый у телевизо­ра и ребенок;

взрослые у телевизора и ребенок.

в)Беседа. Вопросы к воспитанникам:

Нравится ли вам, когда в помещении, где вы находитесь накурено?

Можно ли предъявлять требования к курящим, чтобы они не курили в присутствии некурящих?

Как вы считаете, с каких лет можно разрешать курить детям? Почему?

Кто имеет больше прав - курящие или неку­рящие люди?

Имеет ли право женщина требовать, чтобы в ее присутствии не курили?

Для женщины курение более опасно, чем для мужчин?


Занятие 5.

Как важно собственное мнение
Цели занятия:

формировать умение ориентироваться в разных ситуациях и осуществлять выбор целей с уче­том обстоятельств.



Материал для занятия: карточки с описанием ситуаций.
Ход занятия

I. Вводная часть

а) Игра-активатор «Слушай и выполняй».

Воспитатель предлагает варианты движений, а подростки выполняют только те, которые сказаны после слова «пожалуйста».

б) Вводная беседа: «Я принимаю решение»

Воспитатель обращает внимание подростков на то, что ребята даже в игре постоянно принимали реше­ние или делали выбор. Человеку постоянно прихо­дится выбирать и принимать решения. Выбор реше­ния начинается с вопроса - Что будет потом? Затем оцениваются варианты и их последствия, и только потом принимается решение.

П. Основная часть

а)Упражнения в принятии решений.

Предлагаются описания различных ситуаций, которые требуют принятия решения:

Ситуация 1: Тебе предлагают друзья - одно­классники вместо уроков пойти поиграть на игровых автоматах. Пойдешь ли ты в школу или нет?

Ситуация 2: По телевизору идет интересный фильм, а мама поручила тебе сходить за хлебом, если ты пойдешь, то не успеешь посмотреть фильм.

Ситуация 3: Тебе предлагают попробовать за­курить сигарету, хотя ты не куришь.

Попробовать или нет?

Ситуация 4: Отец оставил на столе открытую пачку сигарет, а ты решил попробовать закурить. Стоит ли это делать?

б) Анализ принятия решения.

Затем обсуждается процесс принятия решений, который состоит из нескольких этапов:

Первый этап - ответ на вопросы: А что будет потом? Что я буду иметь положительного и отрицательного? Кто отвечает за мой выбор?

Второй этап - оценка последствий разных вари­антов выбора.

Третий этап - принятие решения.

Занятие 6.

«Реклама - человек - здоровье»
Цели занятия:

познакомить подростков с влиянием рек­ламы на принятие решений человека;

учить их выделению приемов рекламы и умению противосто­ять ложным потребностям; развитие самоконтроля.

Материал для занятия: видеоклипы с образцами рекламы образцы рекламных проспектов, рекламирующих то­вары, алкоголь и табак.
Ход занятия

I.Вводная часть

а) Упражнение на формирование ценностного отношения к своему здоровью. Просмотр рекламных видеоклипов и проспектов (без чтения текста). Подросткам предлагается придумать текст к рекламе.

II.Основная часть

а) Вводная беседа: «Реклама и человек». Вопросы к подросткам:

Для чего нужна реклама?

Где чаще всего размещается реклама?

Какие психологические особенности человека учитываются при создании рекламы?

Вывод: реклама нужна, чтобы помочь покупа­телю найти ориентиры в море продукции и выбрать лучшую. Производителю реклама нужна, чтобы про­дать свой товар и опередить конкурентов.

-Как вы думаете, всякая ли реклама хороша и все ли в рекламе, правда?

Не преувеличены ли порой достоинства того или иного товара?

Может ли реклама нанести вред? (если рекла­ма касается тех продуктов, которые человек употреб­ляет регулярно: еда, питье, алкоголь, сигареты, ле­карства, тогда интересы производителя могут пойти во вред покупателю).

Воспитатель предлагает для примера рассмот­реть рекламу табачных изделий. Он рассказывает, что реклама курения создается представителями та­бачной промышленности, которые в первую очередь заинтересованы в том, чтобы продать как можно больше своей продукции. У представителей рекламы и врачей, которые борются за здоровье человека, разные задачи. Если победят интересы табачной про­мышленности, то мы не услышим ни слова правды о курении и будем видеть на экранах и на страницах журналов преуспевающих людей, которые не могут обойтись без сигареты.

Если ничто не противостоит рекламе, то чело­век оказывается в её власти. Он перестает понимать, что его желания и потребности приведены в действие тайными механизмами.



III. Закрепление.

а) Упражнение в развитии способности ориентироваться в различных ситуациях.

Создание антирекламы (на примере рекламы табака).

Воспитатель записывает на доске примеры того, что мы всегда видим на рекламе, а подростки предла­гают к этим примерам свои варианты антирекламы.




РЕКЛАМА

АНТИРЕКЛАМА

Красивые пачки модных сигарет


Окурки сигарет и смятые пачки


Красивые молодые и пре­успевающие люди


Больные, несчастные куря­щие люди

Человек на рекламе закури­вает сигарету удовольствием

Человек на рекламе кашляет от дыма

Курение не мешает окру­жающим

Курение мешает окружаю­щим и детям

б) Упражнение в развитии самоконтроля.

Необходимо помнить, что реклама нужна нам, чтобы правильно выбрать товар, а производи­тель желает выгодно продать свою продукцию.

Важно научиться выделять приемы, которые специально использованы в создании рекламы, чтобы управлять потребностями человека и формировать ложные потребности.

Особенно внимательно нужно относиться к рекламе продуктов питания, лекарств, табачных из­делий и алкоголя (в том числе и пива).
Занятие 7.

Суд над сигаретой
Цель занятия: развивать потребность к здоровому обра­зу жизни; способности осуществлять выбор целей с учетом внешних и внутренних условий.

Материал для занятия: доска и мел.
Ход занятия

I. Вводная часть

а) Задание по распределению ролей.

Подросткам предлагается сценарий игры в суд, обсуждаются и выбираются действующие лица: защитник, прокурор, судья, сигарета. Остальные уча­стники выполняют роли свидетелей и заседателей.

П. Основная часть

а) Игра-драматизация.



Прокурор зачитывает обвинение:

- Сегодня у меня трудная задача - открыто вы­ступить против табакокурения.

Шествие табака по миру пытались остановить в разные времена. За курение табака казнили, подвер­гали телесным наказаниям, но все было напрасно. В последние годы в курение вовлечены женщины и де­ти. Однако я берусь выступить против курения. Мода на курение во всем цивилизованном мире прошла. Миллионы американцев, англичан, шведов бросили курить. Пора начинать борьбу с курением и в России.

-Я обвиняю сигарету в том, что:

1. Она убивает людей, которые из-за курения заболевают раком, сердечными заболеваниями. Осо­бенно коварно она расправляется с теми, кто начина­ет курить рано (раньше 15 лет).

2. Сигарета вредит даже не родившимся детям - если беременные курят, то роды протекают очень сложно, и ребенок развивается ненормально.

3. Сигарета - противница спорта, потому что лишает возможности добиваться хороших результатов.

4. Сигарета уничтожает существенную часть семейного бюджета.

5. Сигарета уничтожает женскую красоту, делая волосы тусклыми, а кожу увядшей.

-Я предлагаю приговорить сигарету к изгнанию из нашего класса (школы).



Выступление свидетелей:

«Я пробовал ку­рить»;

«Я курю»;

«Любовь и сигарета»;

«Что думает юноша о своей любимой и о сигаретах».

Защитник отвечает на обвинение:

Сигарета невинно оклеветана. Сигарету любят миллионы людей. Только проснувшись, многие, сразу же начи­нают курить. Девушки курят, чтобы не полнеть.

Начинающему курильщику бывает сложно - может с непривычки закружиться голова, но бросать курить гораздо сложнее.

Ребенок с сигаретой чувствует себя взрослым.

Пожалейте курильщиков - цены на табак по­стоянно растут, а сигарета не виновата.

Далее могут выступать свидетели, как за куре­ние, так и против. Важно, чтобы прокурор сумел оп­ровергнуть все доводы «За» курение.



Судья зачитывает решение: ввиду того, что:

Сигарета ухудшает здоровье.

Приносит вред здоровью некурящих.

Сигарета приносит моральный и материаль­ный ущерб семье.

Сигарета ведет людей к преждевременной смерти.

Приговариваем сигарету к изгнанию из общества!

III. Заключение.

а) Упражнение в принятии решений.

Использованная литература:



Худенко Е.Д.,ГАлеева Н.Л.,Слободняк Н.М., Марунова Л.А., Пологаева Н.В., Романовская К.В. Программы профилактической и коррекционной работы с подростками. – М, 2009 – 172 с.
скачать


Смотрите также:
Профилактическая программа социальной реабилитации по формированию основ здорового образа жизни у уличных детей и подростков, находящихся в конфликте с законом
144.4kb.
Программа индивидуально психологической работы с подростками, находящихся в конфликте с законом
442.54kb.
Программа социально психологического тренинга по формированию коммуникативных навыков
140.31kb.
Программа социально психологического тренинга по оптимизации уровня тревожности у подростков
442.92kb.
Профилактическая программа социальной реабилитации по формированию здоровых убеждений у уличных детей и подростков, находящихся в конфликте с законом
125.63kb.
Профилактическая программа социальной реабилитации уличных детей и подростков, находящихся в конфликте с законом, по формированию навыков стрессоустойчивого поведения
235.87kb.
Программа социально психологического тренинга по развитию эмоционально волевой сферы
343.37kb.
Программа по формированию здорового образа жизни и профилактике асоциальных проявлений в детской, подростковой и молодежной среде «Наше общее дело»
187.14kb.
Программа по работе с детьми аддиктивного поведения «На пути к себе»
156.67kb.
Здорового и безопасного образа жизни
225.19kb.
Ресурсного центра по вопросам пропаганды здорового образа жизни
49.23kb.
А. С. Макаренко Цели программы
104.76kb.