Главная стр 1
скачать
Областное государственное учреждение социального обслуживания

«Вичугский комплексный центр социального обслуживания населения»

Проект


«Инновационные технологии социальной реабилитации

уличных детей и подростков,

находящихся в конфликте с законом»

Профилактическая программа

социальной реабилитации

уличных детей и подростков,

находящихся в конфликте с законом,

по формированию

навыков стрессоустойчивого поведения
«ПОДРОСТОК И АЛКОГОЛЬ»

Информация для воспитателя


Стресс и здоровье человека

Стресс можно определить как состояние орга­низма и личности, возникающее в результате несоот­ветствия между нагрузкой и имеющимися в наличии ресурсами, сопровождаемое такими эмоциями, как страх, гнев, удрученность, шоковые реакции и т.д.

Ганс Селье был одним из пионеров в исследо­вании стресса. «Он определил стресс как физиологи­ческую реакцию тела на угрожающее событие». Се­лье указывал, что источником стресса может быть как физиологическая, так и психологическая травма.

Холмс и Рейх проводили исследования, кото­рые выявили степень оценки жизненных событий на состояние человека. Они разработали шкалу перемен, которая называется шкалой уровня социальной адаптации. Авторы данных исследований установи­ли связь между количеством пережитых событий и числом заболеваний. Бесспорно, что люди, пережив­шие изменения и переворот в своей жизни, скорее всего, будут испытывать тревогу и смогут заболеть. Однако не стоит все сводить лишь к этим количест­венным показателям. Одним из важнейших направ­лений исследований механизмов стресса являются работы, посвященные проблеме самоэффективности (А. Бандура).

Самоэффективность - вера человека в свою способность действовать так, чтобы его поступки привели к желаемому результату. Речь идет о разви­тии веры в способности у человека совершить определенные действия: бросить пить, курить, употреб­лять наркотики и т.д. Самоэффективность увеличива­ет вероятность того, что люди будут вести более здо­ровый образ жизни.

Во-первых, самоэффективность влияет на упор­ство людей и усилия, которые они затрагивают на осуществление поставленной перед собой задачи. Люди с низкой самоэффективностью легко сдаются, а люди с высокой самоэффективностью ставят более высокие цели, прилагают больше усилий и проявля­ют большую настойчивость перед лицом неудачи - таким образом, увеличивается вероятность того, что они преуспеют.

Во-вторых, самоэффективность влияет на реак­ции нашего тела. Например, люди с высокой само­эффективностью испытывают меньше тревоги, когда выполняют трудную задачу и их иммунная система лучше функционирует. Другими словами, самоэффективность - это вера в себя, в свои силы.

Можно ли усилить это качество личности, раз­вить его? Ответ на этот вопрос имеет принципиаль­ное значение для нашей работы, так как формирова­ние социально и нравственно устойчивой личности, как условие защиты от наркотиков, как раз напрямую связано с этим аспектом личности.

Самоэффективность, как качественная характе­ристика личности, может выступать в роли механизма, регулирующего и определяющего поступки человека.

Когда мы относим негативные события на счет какой-то стабильной причины - то есть, формируем стабильную атрибуцию, - мы начинаем думать, что причина события заключается в факторах, не меняющихся со временем, в противоположность неста­бильным факторам, которые могут с течением време­ни измениться. Если мы объясняем негативное собы­тие внутренней причиной - то есть, формируем внут­реннюю атрибуцию - мы верим, что причина событий связана с нашей личностью и не учитываем внешние для нас факторы. Наконец, объяснение события об­щей причиной - то есть формирование глобальной атрибуции - это вера в то, что причина события в факторах, встречающихся в разных ситуациях. Это объяснение противопоставляется другому - что при­чина конкретна и она относится лишь к ограничен­ному числу ситуаций. Согласно теории приобретен­ной беспомощности, когда мы формируем стабиль­ные, внутренние и глобальные атрибуции негативных событий, то такие атрибуции приводят в состояние приобретенной беспомощности, депрессии, из-за них мы прилагаем к работе меньше усилий и испытываем проблемы с учебой.

Теория приобретенной беспомощности - утвер­ждает, что гораздо важнее то, как сам человек вос­принимает эти причины. Реальные причины, конечно же, имеют достаточно важное значение. Если у школьника не хватает способностей к вычислениям то он, скорее всего, и следующий тест напишет пло­хо. Тем не менее, причины нашего поведения часто не настолько отчетливы и фиксированы. В таких си­туациях очень важно то, как сами люди формируют атрибуции о своих проблемах, то есть то, как они оценивают свои жизненные ситуации.

От чего зависит, как люди будут объяснять свои неудачи - пессимистически или оптимистически?

Интересно отметить, что на наши объяснения может повлиять культура, в которой мы выросли. Народная мудрость, говорящая о том, почему человек по­ступает так, а не иначе, часто ошибается и оказывает на людей губительное влияние.

В целом, иллюзия контроля, ощущение само­эффективности и атрибуция, которую формируют люди о своей деятельности - важные детерминанты психологической и физической приспособленности. Люди, ощущающие недостаток контроля и самоэффективности или объясняющие события пессимисти­чески (например те, кто испытывает эффект приобре­тенной беспомощности или угрозу подтверждения стереотипа), чаще болеют и тяжело переживают трудности, связанные с их профессией или учебой. Разумеется, власть нашего сознания над телом огра­ничена. Все же исследование показывает, что ощу­щаемый контроль, самоэффективность и оптимисти­ческие атрибуции приносят пользу и помогают нам справиться с препятствиями, которые ставит перед нами жизнь.



Преодоление стресса

Теперь, когда нам известны причины стресса и то, как он воспринимается людьми, нам надо понять, как это ощущение преодолевают. Было проведено много исследований, посвященных методам пре­одоления стресса - реакции людей на стрессовые факторы и ситуации. Что собой представляют эти ме­тоды и насколько они успешны? Мы рассмотрим не­сколько приемов преодоления стресса, начиная с ис­следований черт личности, связанных с применением того или иного метода для преодоления стресса.

Социальная поддержка: получение помощи от других людей

Стратегия борьбы со стрессом - это понимание того, что всегда рядом с нами есть люди, готовые прийти на помощь. Ряд исследований показывают, что социальная поддержка, то есть осознание челове­ком, что другие люди отзывчивы и могут помочь в трудную минуту - оказывается действенным методом борьбы со стрессом.

Социальная поддержка - понимание того, что другие люди отзывчивы и готовы прийти на помощь.

Кросс-культурные исследования также свиде­тельствуют о большой роли социальной поддержки. Люди, живущие в культурах с развитым коллекти­визмом и взаимозависимостью, меньше страдают от болезней, связанных со стрессом, вероятно, потому что людям в такой культуре легче получить социаль­ную поддержку окружающих. В культурах, где развит индивидуализм, принято «пройти весь путь в одиноч­ку». Проблема состоит в том, что когда мы пытаемся сами справиться с волнующими нас переживаниями, это вредно отражается на нашем здоровье.



Профилактика: приобретение здоровых привычек

Может быть, полезно помочь не только снять стресс, но и непосредственно изменить поведение и привычки, влияющие на здоровье, - например, убе­дить бросить курить, избавиться от лишнего веса, пе­рейти на более здоровую диету, перестать злоупот­реблять алкоголем или наркотиками.

Как показывает ряд исследований, изменение человеческих установок возможно через средства массовой коммуникации и рекламу здорового образа жизни. Если мы хотим заставить людей выявить при­сутствие болезни, лучше всего делать акцент на по­терях, подчеркивая, чего человек может лишиться, если не поступит так, как ему советуют. Когда мы пытаемся заставить людей вести себя так, чтобы пре­дотвратить болезнь, лучше всего делать акцент на выигрышах, подчеркнув, что могут приобрести люди, если будут вести себя соответственно.

Применение теории диссонанса

для форми­рования здорового образа жизни.

Большинство людей осознают, что наркотики -это серьезная проблема и что необходимо избегать их употребление. И все же основная масса пробует их. Как можно воздействовать на эту опасную и потен­циально смертоносную установку?

Одна из главных идей социальной психологии гласит, что для того чтобы изменить поведение лю­дей, вам нужно воздействовать на их самооценку так, что изменение поведение становится психологически выгодно. В этом случае люди будут нравиться самим себе и, меняя свое поведение, они поддержат свою самооценку. Можно использовать принципы теории диссонанса, чтобы заставить людей вести более здо­ровый образ жизни, в том числе и противосто­ять наркотикам.

Очень важно также найти способы убедить лю­дей вести более здоровый образ жизни.

Один из способов убеждения - это пропаганда здорового образа жизни в средствах массовой ин­формации. Для того чтобы эта пропаганда была ус­пешной, нужно сформулировать сообщения в ней в соответствии с тем поведением, которое вы хотите вызвать у людей. Если вы хотите, чтобы люди ис­пользовали в поведении тактику выяснения, лучше всего применять сообщения, делающие акцент на по­терях (негативных последствиях бездействия). Чтобы побудить людей предпринимать профилактические меры, например не пробовать наркотики, лучше все­го подойдут сообщения, акцентирующие внимание школьников на выигрыше (позитивных последствиях действия). Еще более сильное воздействие оказывает техника, вызывающая диссонанс (например, можно заставить человека лицемерить и притворяться, что­бы его самооценка оказалась под угрозой). Этот дис­сонанс ослабевает только тогда, когда человек отка­зывается от своих вредных для здоровья привычек.

Цель программы:

- формирование основ самоэффективности у подростков, как механизма, ре­гулирующего и определяющего поступки человека.



Задачи программы:

- сформировать у воспитанников веру в свою способность действовать в формате «здорового об­раза жизни»;

- познакомить с понятием «стресс» и способа­ми его преодоления;

- формирование умения преодолевать барьеры путем освоения моделей поведения «здорового об­раза жизни».



Занятие 1.

Стресс и алкоголь

Цели занятия:

- познакомить подростков с понятием стресса, самоэффективностью, как чертой сильного характера;

- формировать навыки расслабления.

Материал для проведения занятия: релаксационная музыка.
Ход занятия

I. Вводная часть

а) Вводная беседа «Стресс и здоровье человека».

Вопросы к подросткам:

-Кто может объяснить понятие слова «стресс»?
- Кто испытывает стресс? При каких обстоятельствах?

- Знаете ли вы, чем чаще всего вызывается стресс?

- Как вы думаете, стресс это хорошо или плохо?

Воспитатель обобщает ответы и дает определе­ние понятию стресса: Стресс - реакция организма при резких и сильных воздействиях на него. Когда человек испытывает тревогу, страх, напряжение, не­уверенность, он бледнеет, краснеет, его пульс учаща­ется, иногда может возникать дрожь и т.д.

II. Основная часть

а)Дискуссия «Как справляться со стрессом?»

-Знаете ли вы, как люди пытаются побороть тревогу и справиться с неприятными ощущениями?

Если среди ответов не будет названо употреб­ление алкоголя, то воспитатель сам называет этот способ и подводит к мысли, что употребление алко­голя - это добровольное безумие и только иллюзия снятия стресса. Есть еще одна черта характера, кото­рая во многом формирует способность подростка справляться со стрессом. Ученые называют ее «самоэффективностью», т.е. вера в себя, в свои силы. Очень эффективным методом, снимающим напряже­ние и утомление, является аутогенная тренировка. Практически каждый человек может по собственной воле совершенно расслабиться и погрузиться на лю­бое время в сон. Эти навыки относятся к элементам нашей культуры, умению быть здоровым.

б) Обучение расслаблению

1.Сядьте удобнее в кресло, руки положите на колени, закройте глаза. Формула внушения:

На счет «десять» мои руки станут тяжелыми, крепко прилипнут к ногам, и я не смогу их поднять, итак, раз - руки начинают прилипать к ногам. Два - руки отяжелели. Три, четыре - руки плотно прижаты. Пять, шесть - руки крепко прилипли. Семь, восемь – я не могу оторвать руки от ног. Чем больше я их отры­ваю, тем крепче они прилипают. Девять, десять - ру­ки крепко притянуты к ногам, и я не могу их поднять.

Раз, два - руки легкие, три, четыре - руки легкие, сво­бодные, подвижные.

А теперь со счетом «пять» руки станут легкими, подвижными, и после этого упраж­нения любое мое целенаправленное внушение будет реализовано моей психикой, руки легкие, подвиж­ные, отлипают от ног.

Затем в течение минуты дать любую необходи­мую и заранее запрограммированную установку для своей психики.

Со счетом «тринадцать» моя нервная систе­ма укрепится, тело станет легким, свежим, подвиж­ным. Итак, - раз, два - каждая клетка моей центральной нервной системы сильная, спокойная и управляемая мною. Три, четыре - нервная система укрепилась, успокоилась. Пять, шесть - нервная система сильная, спокойная и управляемая мною. Семь, восемь – я спокойный, сильный, уверенный в себе человек. Де­вять, десять - любой мой мысленный приказ будет мгновенно реализован моей психикой. Одиннадцать,
двенадцать - я всегда, везде, даже в экстремальной ситуации, найду правильное решение, тринадцать - моя психика сильная, спокойная и управляемая мною. В любой момент мой мысленный приказ будет всегда, везде и всюду реализован моей психикой.

Со счетом «пять» тело станет свежим, лег­ким, спокойным и я заканчиваю упражнение. Итак, -раз - тело легкое, свежее, спокойное. Два - руки, ноги лег­кие. Три - туловище легкое. Четыре - мысли прият­ные, свежие, спокойные. Пять - голова чистая, свежая, ясная». Упражнение окончено. Глаза открыть, встать, встряхнуться, прогуляться по комнате.

III. Заключение.

а) Обобщающая беседа «Могу ли я собой управлять?».


Занятие 2.

Способы борьбы со стрессом
Цели занятия:

- закрепить понятие «стресс и стрессовая ситуация»;

- познакомить с понятием «приобретенная беспомощность»;

- продолжать обучение способам снятия стресса;

- развитие самоэффективности как черты характера.
Материал для проведения занятия: релаксационная музыка, тетради для записи.

Ход занятия

I.Вводная часть

а) Упражнение-активатор «Ручеек».

II.Основная часть

а) Обобщающая беседа «Способы снятия стресса».

Воспитатель спрашивает подростков, смогли ли они воспользоваться методом расслабления, с кото­рым познакомились на прошлом занятии?

-Можете ли вы рассказать, чем была вызвана
потребность расслабиться?

Воспитатель предлагает познакомиться с дру­гими эффективными способами борьбы со стрессом:

- Хорошо, когда вы знаете, что где-то есть че­ловек, который вас понимает. Очень показателен де­виз «Заслужи любовь ближнего» - это и дружба, и любовь, и расположение. Лучший способ достигнуть этой цели - стараться быть как можно полезнее, что называется поддержкой друг друга.

Настраивайтесь только на хорошие мысли, и тогда они помогут вам справиться с плохим настрое­нием и, как магнит, будут притягивать к вам людей.

Окружайте себя приятными цветами:

-чтобы погасить раздражение и гнев, избегайте красного цвета;

-если у вас плохое настроение или депрессия, не окружайте себя черной и темно-синей цветовой гаммой;

-выбирайте теплые, яркие, чистые цвета;

-для снятия напряжения лучше подойдут ней­тральные тона (мягкие синие и зеленоватые).

Растения способны вызывать различные ас­социации.

- существенную роль играет зеленый тон.

- светло- и темно-зеленая листва хорошо успо­каивает.

Важная роль в снятии напряжения и стресса принадлежит музыке. Музыку следует подбирать со­ответственно настроению, а затем постепенно меня­ется ее характер.

Не стоит брать сложных, объемных произве­дений, следует предпочитать романсы, песни.

Режим дня, хорошее питание, чередование активной работы с периодами отдыха, отдых на при­роде, достаточный по длительности сон, общение с друзьями, прогулки, занятия спортом, игры.

III. Закрепление

а) Игра «Помогу другу».

Поговорите с близким человеком, попытайтесь с ним «проиграть» то или иное событие. Найдите вы­ход и помните, что «худа без добра не бывает». Если человек не научился расслабляться, он постепенно теряет смысл жизни, у него обедняются чувства, он становится неуверенным в себе и его не покидает по­стоянная тревога; у него появляется «приобретенная беспомощность». Жизненная стойкость человека - это способность преодолевать стрессовые ситуации без ущерба для здоровья.

«Управляй своим настроением, ибо оно, если не повинуется, то повелевает» (латинское изречение).

Затем подростки проигрывают ситуации: «Предательство друга», «Проигрыш команды» и т.п.


Занятие 3.

Развиваем стрессоустойчивость
Цель занятия: формирование самоэффективности, как способа преодоления стресса.

Материал для проведения занятия: пластиковый стакан.
Ход занятия

I. Вводная часть

а) Упражнение на воображение и прогноз пер­спектив.

Воспитатель ставит на ладонь мягкий стаканчик и говорит подросткам: «Представьте, что этот стаканчик - сосуд ваших сокровенных чувств, желаний и мыслей. В него вы можете положить то, что для вас действи­тельно важно и ценно, это и есть то, что вы любите и чем очень дорожите». На протяжении нескольких минут в комнате царит молчание, и в неожиданный момент ведущий снимет этот стаканчик.

б) Беседа «Наши чувства и эмоции; самоэффек­тивность человека».

Затем ведется работа с эмоциональными реак­циями, возникшими у участников группы. Важно об­судить, что почувствовали участники, и что им захо­телось сделать. Возможно проведение параллели пе­реживания «здесь и сейчас» на ситуации общения.

Когда возникают такие же чувства?

Кто ими управляет?

Куда они деваются потом?

Заключительная фраза ведущего этого упраж­нения может быть следующей: «То, что вы сейчас пережили, - это реальный стресс, это реальное на­пряжение, и то, как вы это пережили, и есть ваша на­стоящая реакция на стресс, реакция на проблемы, ко­торые возникают у вас, в том числе и в общении с другими людьми». В основе преодоления стресса ле­жит способность человека контролировать ситуацию и верить в то, что ваши действия приведут к желае­мому результату.

II.Основная часть

а) Упражнение в формировании самоэффектив­ности и преодолении приобретенной беспомощности.

Игра-упражнение: «Жизнь-смерть».

Выработка индивидуальной и групповой психо­логической техники видоизменения стрессовых переживаний.

Инструкция: «Сейчас на одном из листов бума­ги напишите «жизнь», на другом - «смерть». А те­перь отдайте свою «жизнь» и свою «смерть» кому-то из членов группы».

Участникам группы раздаются по два неболь­ших листка бумаги. На одном из них они пишут «жизнь», на другом - «смерть». Затем все участники группы раздают свои листочки другим участникам группы. После этого происходит подсчет «жизней» и «смертей» у каждого из членов группы.

В конце игры проводится работа с эмоциональ­ными реакциями участников, возникшими в процессе выполнения упражнения.

III. Заключение

а) Обобщающая беседа «Стресс и твои возмож­ности».

Воспитатель обобщает высказывания подростков, ак­центируя внимание на тот факт, что восприятие стресса зависит от того, как сам человек его воспри­нимает. Реальные причины, конечно, имеют важное значение, но многие ученые доказали, что оптимисты более эффективно справляются с различными ситуа­циями по сравнению с пессимистами.


Занятие 4.

Алкоголь и закон
Цели занятия:

- познакомить подростков с законодатель­ством в области употребления алкоголя подростками;

- формирование потребности к здоровому образу жизни; развитие умений преодолевать жизненные барьеры.

Материал для проведения занятия: плакат с формулировками закона, карточки с описанием ситуаций.
Ход занятия

I. Вводная часть

а)Упражнение-активатор «Колечко».

Участники игры садятся в кружок, складывают ладони лодочкой. Водящий обходит круг, проводя своими сложенными ладонями между ладоней каж­дого, и кладет кому-то небольшой предмет или ко­лечко, затем произносит слова: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». После этих слов, обладатель колечка старается выскочить в круг, а другие игроки пытаются задержать его. Если ему удается уйти, то он становится водящим.

б)Вводная беседа «Правила игры и правила жизни».

После игры воспитатель говорит, что в игре не­обходимо соблюдать правила. В жизни общества то­же существуют свои правила - законы. Когда человек их нарушает, то он подвергается наказаниям. Часто люди нарушают законы, потому что не знают их. Од­нако незнание закона не освобождает человека от от­ветственности. Основной закон страны - Конститу­ция. Частные законы описаны в специальных Кодек­сах - уголовном, административном.

II.Основная часть

а) Дискуссия на тему: «Закон и употребление алкоголя».

Во время дискуссии обсуждаются вопросы:

В каких случаях употребление алкоголя — это нарушение закона? (Когда его употребляют подрост­ки, если алкоголь распивается в общественных мес­тах; правила торговли запрещают продажу спиртных напитков несовершеннолетним; когда несовершеннолетние вовлекаются взрослыми в распивание алкоголя и др.)

Кому грозит наказание за нарушение этих за­конов? (Тому, кто отвечает за детей и подростков - взрослым)

Какие наказания несут за нарушение этих за­конов родители и ответственные за детей и подро­стков взрослые?

Если подростки до 16 лет нарушают законы, за­прещающие употребление спиртных напитков и по­являются в нетрезвом виде в общественных местах или распивают там спиртные напитки, то родители могут быть оштрафованы на достаточно большую сумму.

Если подросток употреблял спиртные напит­ки вместе с взрослыми, то за доведение несовершен­нолетнего до состояния опьянения виновных в этом взрослых, в том числе родителей, также могут под­вергнуть штрафу, а если это повторялось неодно­кратно, это считается преступлением, и виновных могут наказать лишением свободы на срок до 5 лет.

б)Упражнение в формировании потребности к здоровому образу жизни.

Работа с ситуациями.

Подростки разбиваются на под­группы, воспитатель раздает каждой подгруппе карточки с описанием ситуаций и участники определя­ют, какие законы нарушены в каждой ситуации:

1. Два друга, одному из которых 18 лет, а дру­гому 15, задержаны за употребление спиртных на­питков.

2. Родители в день рождения Сережи дали ему выпить шампанского. Сережа пошел гулять с друзь­ями, и был задержан милиционером.

Задание на дом: Переписать разбиравшиеся за­коны и ознакомиться с ними подробнее.


Занятие 5.

Алкогольные последствия
Цели занятия:

- формирование потребности к здоровому образу жизни;

- развитие умения принимать адекват­ные ситуации решения.

Материал для проведения занятия: образец рекламы алкоголя.
Ход занятия

I. Вводная часть

а) Вводная беседа.

Воспитатель показывает рекламу алкоголя и за­дает детям вопрос:

Замечали ли вы внизу рекламы алкоголя и та­бака надпись: «Минздрав предупреждает...»?

Скажите, что должно быть в рекламе, чтобы человек последовал ее совету?

Для того чтобы реклама и пропаганда была ус­пешны, нужно сформулировать сообщение в ней в соответствии с тем поведением, которые вы хотите вызвать. Если вы хотите, чтобы люди стали выяснять ситуацию, лучше всего акцент сделать на потерях («вредит вашему здоровью»). Чтобы побудить людей предпринимать профилактические меры лучше всего подойдут сообщения, акцентирующие внимание на выигрыше от позитивных последствий.

-А знаете ли вы, чем опасен алкоголь?

Алкоголь снижает защитные функции организма, особенно растущего, действует «обжигающе» на внутреннюю поверхность желудка, что приводит к его заболеваниям; алкоголь неблагоприятно влияет на умственную деятельность.

-Можно ли считать алкогольным напитком пиво?

II. Основной этап

а) Дискуссия.

-Объясните, почему алкоголь может вредить
учебе и профессиональной деятельности человека?

После принятия алкоголя и на другой день че­ловек не может сосредоточиться, ухудшается вос­приятие знаний и их усвоение. Возникает безразли­чие к окружающим, раздражительность, агрессив­ность. Даже небольшое количество алкоголя приво­дит к развязному поведению. Нередко человек стано­вится причиной насмешек со стороны окружающих.

-Почему некоторые люди, зная о последствияхалкоголя, все равно пьют?

Как правило, взрослым надо долго употреблять алкоголь, чтобы стать «алкоголиком», т.е. больным человеком, который не может жить без алкоголя. У подростков зависимость от алкоголя развивается бы­стрее, и часто все интересы такого подростка сводят­ся к выпивке.

После ответов участников дискуссии, воспита­тель дополняет сказанное:

-Употребление алкоголя приводит к ухудшению отношении с взрослыми, конфликтам в семье.

б) Упражнения в принятии решений.

Игры-ситуации «На дне рождения», «На диско­теке», «С друзьями» (анализ ситуаций; проигрывание по ролям).

Упражнения в умении отказаться от алкоголя: ласково, жестко, резко, тактично.

- Придумайте убедительную причину, чтобы ваши друзья не настаивали на том, чтобы вы выпили и не осуждали вас за это.


Занятие 6.

Навыки критического мышления
Цели занятия:

- формирование умения контролировать ситуацию;

- отработка умения анализировать досто­верность информации.

Материал для проведения занятия: описание ситуаций с недостоверной информацией (из газет или придуманные заранее).
Ход занятия

I. Вводная часть

а) Игра-активатор «Четыре стихии».

Воспитатель показывает движения, которые нужно будет делать: Воздух - руки вверх, вода - руки вперед перед собой, огонь - вращательные движения руками перед грудью, земля - руки вниз. После того, как подростки выучат команды и движения, воспитатель предлагает проверить свое внимание. С этой целью он предупреждает, что будет специально показывать не те движения, а играющим важно быть вниматель­ными к командам вводящего. Затем проводится обсуждение того, как важно быть внимательным даже в игре.

II. Основная часть

а)Дискуссия «Достоверность информации»


Вопросы к подросткам:

-Можно ли доверять всей информации, которую мы получаем в реальной жизни?

-Как можно оценить достоверность информа­ции?

Проводится групповая дискуссия. После того, как все выскажутся, воспитатель обобщает:

Всегда важно оценить, от кого исходит ин­формация, можно ли полностью доверять этому че­ловеку, насколько он может знать то, о чем говорит;

Важно уметь оценить, с какой целью сообща­ется информация и в каком контексте; как новая ин­формация соотносится с вашими прежними знания­ми, убеждениями;

Доверять ненадежной информации порой мо­жет быть опасно для жизни человека.

б) Анализ ситуаций


Разбор 2-3 ситуаций:

- Коля предлагает Саше закурить. Убеждая его, что даже взрослые курят и ничего с ними не случается.

- незнакомый человек просит пройти с ним по­мочь что-то сделать и обещает заплатить.

-Саша говорит Диме; «Зачем ты математику делаешь? Говорят, учительница заболела. Пойдем лучше гулять».

Очень часто, уговаривая человека попробовать спиртные напитки, используют недостоверную ин­формацию.

Работа в подгруппах:

Воспитатель раздает под­росткам описание ситуаций, связанных с алкоголем, или образцы рекламы и предлагает оценить досто­верность информации.

Задание на дом: вместе с родителями составить список людей, которым можно доверять (родные, знакомые и друзья родителей, соседка, врач).



Занятие 7.

Мифы об алкоголе
Цели занятия:

- формировать умение преодолевать барь­еры;

- развитие мотивации к здоровому образу жизни.

Материал для проведения занятия: плакат с описанием мифов и реаль­ности (можно заранее написать текст мелом на доске).
Ход занятия

I. Вводная часть

а) Повторение. «Достоверность информации».

Воспитатель предлагает вспомнить предыдущее занятие о достоверности информации.

II. Основная часть

а) Игра «Что вы знаете об алкоголе?»

- Слышали ли вы положительную информацию об алкоголе?

Ответы записываются на доске, а воспитатель дополняет ответы, вывешивая плакат с мифами об алкоголе. Затем он предлагает доводы, которые опро­вергают названную информацию, записывая их на доске напротив мифов. Таким образом, делается вы­вод о недостоверности безвредности алкоголя.


Мифы об Алкоголе


Мифы

Реальность

Алкоголь снимает страх, нервозность

Это кратковременный эффект.
Лица, употребляющие алкоголь для снятия страха, нервозности постепенно становятся постоян­но нервными, тревожными, неуверенными в себе

Алкоголь помогает решать проблемы, стоящие перед чело­веком.


Алкоголь не помогает решать проблемы, а помогает на время их забыть. Проблемы все равно приходится решать, и на трезвую голову их решать гораздо лучше.

Пиво не алкоголь.

Пиво содержит спирт и оказыва­ет такое же действие как вино или водка.

Алкоголь согревает.


Эффект кратковременный и мо­жет применяться как средство скорой помощи лишь при отсут­ствии другой возможности.
Очень часто пьяные замерзают, пробыв длительное время на мо­розе.

Алкоголь помогает улучшить отноше­ния со сверстниками.

«Снятие тормозов» приводит к резкому ухудшению взаимоот­ношений, поскольку в алкоголь­ном общении нередко возникаю
ссоры, взаимные подозрения, драки.

Я всегда знаю меру, всегда смогу остановиться. У меня силь­ная воля и алкоголиком я не стану.

Большинство алкоголиков не считают себя алкоголиками. На­чинающий пить не собирается стать алкоголиком. Подростки быстро становятся алкоголиками, т.к. на растущий организм алко­голь действует наиболее разру­шительно.

Употребление алко­голя - личное дело человека, и как, где и сколько он употребляет, никого не каса­ется.

Это не так, поскольку употреб­ление алкоголя сказывается на отношениях в семье, на работе. Значительное число ранений и убийств совершается в состоянии алкогольного опьянения.

Алкоголь отрица­тельно отражается на здоровье, но только самого пьющего, а это его личное дело.

Алкоголь влияет на потомство, часто рождаются неполноценные дети.




Занятие 8.

Умение отвечать за свое здоровье
Цели занятия:

- формировать у подростков здоровый стиль жизни;

- обучать активной позиции в выборе здорово­го образа жизни.

Ход занятия

I. Вводная часть

а) Игра «Здоровье и барьеры».

Воспитатель предлагает игру: «Программа борьбы с вредными привычками». Он предлагает во­образить, что дети попали в страну, где люди ведут неправильный образ жизни - едят нездоровую пищу, употребляют алкоголь, наркотики, курят, ведут ма­лоподвижный образ жизни. Исследования медиков показывают, что число больных растет, среди них все больше детей и подростков, Но никто не знает, что такое здоровый образ жизни. Правительство этой страны готово реализовать любые эффективные предложения, выдвинутые за здоровый образ жизни предложения. Все предложения записываются на доске, а затем выбираются лучшие. Никаких крити­ческих замечаний по поводу предложений не выска­зывается.

II. Основная часть

а) Классификация предложенных рекомендаций.

Воспитатель предлагает классифицировать предложения по таким основаниям:

Информационные мероприятия;

Мероприятия по преодолению вредных при­вычек;

Мероприятия, поддерживающие тех, кто ве­дет здоровый образ жизни.

Воспитатель задает вопросы:

В каком возрасте, нужно начинать профилак­тическую работу? (С детского возраста - с семьей, затем в школе, потом индивидуально);

Полезна ли запугивающая информация? Если да, то в какой мере? (Только если она достоверна, нужно чувство меры.)

Нужно ли контролировать работу создателей рекламы? (Да, кроме рекламы человек должен иметь доступ к достоверной информации)

Нужны ли телепередачи и фильмы, посвя­щенные здоровью? (Да, если они дают нужную ин­формацию и способствуют формированию здорового образа жизни).

Нужна ли научно-популярная литература о здоровом образе жизни? (Да, нужна, но популярная и наглядная).

Должны ли медики помогать людям, же­лающим отказаться от вредных привычек?

Нужны ли административные меры для борьбы за ЗОЖ? Обсуждение этих вопросов жела­тельно проводить в форме свободной дискуссии.

Скажите, с какими профилактическими ме­роприятиями вы знакомы, кроме занятий, проводимых у вас в школе, училище?

Подумайте, станете ли вы приучать своих де­тей к здоровому стилю жизни?



Используемая литература:

Худенко Е.Д., Галеева Н.Л., Слободняк Н.М., Марунова Л.А., Пологаева Н.В., Романовская К.В. Программы психопрофилактической и коррекционной работы с подростками, эпизодически применяющими ПАВ.-М.,1009.
скачать


Смотрите также:
Профилактическая программа социальной реабилитации уличных детей и подростков, находящихся в конфликте с законом, по формированию навыков стрессоустойчивого поведения
235.87kb.
Программа социально психологического тренинга по формированию коммуникативных навыков
140.31kb.
Профилактическая программа социальной реабилитации по формированию основ здорового образа жизни у уличных детей и подростков, находящихся в конфликте с законом
144.4kb.
Программа индивидуально психологической работы с подростками, находящихся в конфликте с законом
442.54kb.
Программа социально психологического тренинга по оптимизации уровня тревожности у подростков
442.92kb.
Профилактическая программа социальной реабилитации по формированию здоровых убеждений у уличных детей и подростков, находящихся в конфликте с законом
125.63kb.
Программа социально психологического тренинга по развитию эмоционально волевой сферы
343.37kb.
Инструкция об организации и порядке ведения в образовательных учреждениях учета обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении
77.89kb.
Программа по работе с детьми аддиктивного поведения «На пути к себе»
156.67kb.
Девиантное поведение подростков: причины и способы преодоления. Причины отклонений от норм поведения подростков
197.36kb.
Программа деятельности образовательного учреждения по формированию у обучающихся навыков безопасного поведения на дорогах и улицах
86.81kb.
Законом РФ «Об образовании», Законом РФ «Об основных гарантиях прав детей»
45.84kb.