Главная стр 1
скачать
Тема: Публицистическая статья «Тайна названия»

(Урок развития речи в 9 классе.

Подготовка к сочинению об истории названия села Молотицы).

Задачи:

Воспитательные:

Формирование идентичности учащихся, любви к своей малой родине, к истории своего народа через использование на уроке тематических текстов, творческих работ учащихся и учителей родной школы.



Развивающие:

- Развитие коммуникативной компетенции учащихся;

- Развитие понятий о публицистическом стиле речи, его характерных особенностях, жанрах;

- Развитие умений работы в группах;

- Развитие творческого потенциала учащихся;

- Развитие умений публичного выступления;

- Развитие умения анализа текста;

- Развитие орфографической и пунктуационной грамотности.



Образовательные:

-Дать учащимся понятие о публицистической статье как одном из жанров публицистики и ее характерных признаках;

- Дать учащимся понятие «топонимика».

Оборудование урока:

Фотовыставка с изображением села Молотицы

Лихачев Д.С. «Уроки доброты», Санкт-Петербург, Изд-во «LOGOS», 2007.

А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова «Русский язык» для 10-11 классов, М., «Просвещение», 2001

Исследовательские работы учащихсяМолотицкой школы

Краеведческий альбом «История села Молотицы»

К.Сысоева «Молотицы, Молодицы, Малдицы…» (Из истории названия села), «Ступени», №№ 2-3, декабрь 2009

Карточки с заданиями для учащихся.



Ход урока:

  1. Целеполагание.

На доске фотографии с изображением села Молотицы.

Беседа:


  1. Что изображено на фото? (село Молотицы).

  2. Какие из достопримечательностей села вы узнали?

(У доски один ученик проводит заочную экскурсию по селу).

Сообщение экскурсовода

На фотовыставке представлены фотографии с изображением достопримечательностей села Молотицы, в котором мы живем и учимся.

Украшением и гордостью села является церковь, которая носит имя доблестного защитника Отечества святого Георгия Победоносца. Она так и называется Георгиевская церковь, построенная помещиком Сергеем Глебовским в 1754 году.

Здесь также представлено изображение Памятника землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Автором этого замечательного сооружения является скульптор Денисов Г.И., уроженец села Молотиц.

Дом купца М.В. Строганова, расположенный на улице Школьной, считается историческим местом нашего села. В нем ранее была школа, основателем которой и был Строганов.

На этой фотографии мы видим дом, в котором родился известный художник Андрей Васильевич Морозов.

А это известное всем нам здание Молотицкой школы, построенное в 1968 году.

А это родная сторонка – вид на село Молотицы с реки Ушны.

- Спасибо большое за интересный рассказ. Такое получилось лирическое вступление к нашему уроку.

А сейчас прослушайте текст и попробуйте определить, чем мы сегодня будем заниматься.

Чтение текста учителем.

Как много в России мелких поселений с причудливыми и даже смешными названиями! Имена селам и деревням обычно давали сами люди, по названиям каких- то географических объектов, по фамилиям, часто встречающимся в этом поселении, каким- то историческим событиям. Часто названия поселений говорят сами за себя. Иногда чтобы докопаться до правды об их происхождении приходится приложить немало усилий…

- Так о чем же пойдет разговор на уроке?

(Об истории названия села. Сегодня мы тоже попробуем «докопаться до правды» и узнать о том, откуда пошло название села, какие версии происхождения названия существуют в народе.Это наука называется топонимикой (на доске :Топонимика - это наука, изучающая происхождение названий городов, сел, деревень, поселков, области, края).А еще мы познакомимся с жанром публицистической статьи и подготовимся к домашнему сочинению.

Учитель записывает доску тему урока «Публицистический статья «Тайна названия».

- Итак, мы определили тему и цели урока. А чтобы достичь целей, какие понятия нам нужно повторить? (Публицистический стиль, характерные черты и жанры публицистического стиля, художественные особенности).

( В процессе ответов учащихся учитель вывешивает на доску карточки с понятиями «Публицистический стиль», «Характерные черты публицистического стиля», « Жанры публицистического стиля речи», «Художественные особенности публицистического стиля).

2. Мотивация.

- А как вы думаете, для чего нам нужно изучать историю своего края?

Ответы учащихся.

-Верно. Чтобы не только узнать о жизни и занятиях своих предков, их обычаях и традициях, их культуре, но и передать эти знания своим потомкам, тем, кто придет на смену нам. Еще А. С. Пушкин писал, что «без знания прошлого нельзя понять творимое нами настоящее».

Интерес к истории своей малой родины напрямую связан с чувством любви к своему Отечеству и своему народу.

Прочитайте, что пишет об этом выдающийся российский академик Д.С. Лихачев в своей книге «Уроки доброты». Книга Лихачева - это обращение к вам, молодому поколению, которому предстоит строить будущее нашей страны. (Учитель демонстрирует брошюру Д.И.Лихачева « Уроки доброты»).

- Сегодня мы работаем в группах, капитан команды организует работу в группе и оценивает работу каждого ее члена.(Учитель раздает группам карточки с текстом.)

Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой, до самой смерти, любовью к своей стране и ее народу.

3.Работа с текстом в группах (5 мин.)



1

2

3

Подготовьте выразительное чтение текста.

Выполните задания: Какие орфограммы встретились в тексте? Объясните и обозначьте их.




Прочитайте текст. Найдите в тексте сложноподчиненное предложение. Расскажите о его строении. Определите вид придаточного. Составьте схему.

Прочитайте текст. Найдите предложения с однородными членами. Подчеркните их. Составьте схему. Какими членами предложения они являются? Какую роль в тексте они выполняют? (средство выразительности)

  1. Ответы учащихся (6 мин.)

  2. Работа в группах (7 мин.)

Учитель раздает карточки группам.

1.

2

3

Подготовить выступление о публицистическом стиле речи по плану:

  1. Цель публицистического стиля.

  2. Сфера употребления (где используется).

  3. Характерные черты публицистического стиля(логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность).

Подготовить выступление о художественных особенностях публицистического стиля(эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы, лексические повторы, градация).

Какие художественные средства использованы в отрывке из статьи

Д.И. Лихачева?

(эпитеты: крепкая любовь;

олицетворение: любовь растет;

метафора: возраст любви;

градация: с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе; любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, любовью к своей стране и ее народу. Подберите эпитеты к слову:

Село-родное, простое, любимое, милое сердцу, скромное.



Подготовить выступление о жанрах публицистического стиля.

Выполните задание «Исключите лишнее»:


репортаж, интервью, научная статья, рецензия, очерк, стихотворение, информация, публицистическая статья.

К какому жанру можно отнести сочинение на тему «Тайна названия»?



  1. Ответы учащихся(5 мин)

  2. Слово учителя.

– Существует несколько версий об истории происхождения названия села Молотицы. Ксения Сысоева, еще будучи ученицей 6 класса, в 2009 годупровела исследование и изложила версии происхождения названия в своей публицистической статье в газете «Ступени», которая издавалась у нас в районе.

Внимательно прослушайте текст и определите особенности его жанра.



  1. Выступление К. Сысоевой. (2 мин.)

  2. Беседа:

- Какие версии прозвучали?

- Какие особенности жанра публицистической статьи вы отметили?(небольшая по объему, представляющая собой рассуждение, наличие фактов и цифр, наличие существительных собственных).

Ответы учащихся.

- Мы благодарим Ксюшу за интересное выступление и материал, который она нам представила. Ксюша, скажи, пожалуйста, а почему тебя заинтересовала эта тема?

Расскажи, как ты работала над статьей?

Рассказ ученицы.

-Спасибо.


  1. Чтение стихотворений о селе Молотицы (2 мин.)

- Ребята, у нас в гостях еще один замечательный человек, почетный учитель нашей школы, ветеран педагогического труда, краевед, автор стихотворений о родном селе Татьяна Ивановна Демидова. Татьяна Ивановна, Вам слово.

Выступление Т.И. Демидовой.

- Мы послушали еще одно изложение истории села, но уже в стихотворной форме. Татьяна Ивановна, огромное спасибо за стихи. Ребята, вы тоже можете сочинить стихи на данную тему и выступить с ними на очередном заседании литературного клуба «Парус».


  1. Подведение итогов. Беседа:

- Итак, подведем итоги. О чем мы сегодня говорили?

- Какие понятия повторили?

- Чему учились?

- Какое задание будете выполнять дома?



  1. Заключительное слово учителя. Домашнее задание.

Дома вы попробуете написать статью в газету, в которой порассуждаете над происхождением названия своего села, в котором живете вы. У нас есть ребята из Кондракова, Савкова, Талызина. Обратитесь к сторожилам своего села: Солонину Ю.И., Ребруновой Е.Г., опросите их, обратитесь в свою школу, наверняка там найдется для вас необходимый краеведческий материал.

Экскурсия по выставке исследовательских работ (проводит учитель).

- В нашей школе вы можете использовать накопленные материалы: альбом «Из истории села», исследовательские работы учащихся нашей школы Зекиной Лилии, Сысоевой Ксении, статью Сысоевой Ксении.

Выберите одну из предложенных тем:


  1. «Тайна названия».

  2. «В названии села - история народа».

  3. Прямое завещание потомкам.

и напишите сочинение. В помощь я предлагаю вам план. Лучшие ваши работы войдут в краеведческую копилку нашей школы или, возможно, будут опубликованы в газете.

Раздаточный материал

Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родин… начинает(?)ся с

любв… к своей семье, к своему дому, к своей школ… . Она постепенно

р…стет. С возр…стом она становит(?)ся также любовью к своему городу, к

своему селу, к родн… природ…, к своим землякам, а созрев, становит(?)ся

сознательн… и крепк… , до самой смерт…, любовью к своей стране и ее

народу. (Д.С. Лихачев).

Задание 1

Выполните задания:

Подготовьте выразительное чтение текста.

Какие орфограммы встретились в тексте?

Объясните и обозначьте их.

Задание 2

Прочитайте текст.

Найдите в тексте сложноподчиненное предложение.

Расскажите о его строении. Определите вид придаточного.

Составьте схему.

Задание 3

Прочитайте текст.

Найдите предложение с однородными членами.

Какими членами предложения они являются? Составьте схему.

Какую роль в тексте они выполняют?

Задание 4

Подготовьте выступление о публицистическом стиле речи по плану:



  1. Цель публицистического стиля.

  2. Сфера употребления (где используется).

  3. Характерные черты публицистического стиля.

Задание 5

Подготовьте выступление о художественных особенностях публицистического стиля.

Какие художественные средства использованы в отрывке из статьи Д.И. Лихачева?

Подберите эпитеты к слову

Село-

Задание 6

Подготовить выступление о жанрах публицистического стиля.

Выполните задание «Исключите лишнее»: репортаж, интервью, научная статья, рецензия, очерк, стихотворение, информация, публицистическая статья, доклад.

К какому жанру можно отнести сочинение на тему «Тайна названия»?



План сочинения

  1. Вступление.

«Названия поселений говорят сами за себя…»

  1. Основная часть.

История названия села(одна или несколько версий).

  1. Заключение.

В наследование грядущим поколениям…

Памятка

Градация – расположение слов, отрезков предложений, целых предложений по степени нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения. Различают градацию восходящую и нисходящую.

Пример градации:

«Они, эти овощи, действительно, были синие, вернее сказать – темно-лиловые, почти черные…»



Сообщение экскурсовода

На фотовыставке представлены фотографии с изображением достопримечательностей села Молотицы, в котором мы живем и учимся.

Украшением и гордостью села является церковь, которая носит имя доблестного защитника Отечества святого Георгия Победоносца. Она так и называется Георгиевская церковь, построенная помещиком Сергеем Глебовским в 1754 году.

Здесь также представлено изображение Памятника землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Автором этого замечательного сооружения является скульптор Денисов Г.И., уроженец села Молотиц.

Дом купца М.В. Строганова, расположенный на улице Школьной, считается историческим местом нашего села. В нем ранее была школа, основателем которой и был Строганов.

На этой фотографии мы видим дом, в котором родился известный художник Андрей Васильевич Морозов.



А это известное всем нам здание Молотицкой школы, построенное в 1968 году.

А это родная сторонка – вид на село Молотицы с реки Ушны.
скачать


Смотрите также:
Публицистическая статья «Тайна названия»
99.62kb.
Великая тайна воды
380.1kb.
Целями защиты информации с ограниченным доступом при этом заявляются
214.67kb.
Александр Мелентьевич Волков Тайна заброшенного замка Изумрудный город – 6
1779.36kb.
Урока №1 Н. С. Лесков. Повесть «Очарованный странник». Смысл названия. Учитель русского языка и литературы
90.69kb.
Номенклатура июпак (систематическая номенклатура) предельные углеводороды ( алканы )
26.99kb.
Самые длинные имена и названия
24.15kb.
Правила соревнований (jka wf) Глава 1 Общие правила. Статья Цели. Статья Действие настоящего соглашения. Статья Инструкции участникам соревнований. Статья Другое
348.38kb.
У каждого человека есть наиболее дорогие места в жизни. Для меня
53.14kb.
Статья Ветераны Великой Отечественной войны Статья Ветераны боевых действий
641.78kb.
Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ Статья 14. Язык образования
3373.01kb.
Законом №273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в рф»
238.72kb.