Главная стр 1стр 2
скачать
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, школа VIII вида г. Серпухова Московской области

Публичный отчет директора школы

за 2012 – 2013 учебный год


г. Серпухов 2013 г.


Настоящий доклад подготовлен директором высшей категории Мурашкиной И.Е.

и представляет результат деятельности по приоритетным направлениям

и потенциал образовательного учреждения.

Содержание


  1. Общая характеристика школы.

  2. Состав обучающихся.

  3. Структура управления

  4. Условия осуществления образовательного процесса.

  5. Учебный план ОУ. Режим обучения.

  6. Кадровое обеспечение образовательного процесса.

  7. Финансовое обеспечение.

  8. Результаты образовательной деятельности.

  9. Воспитательная работа.

  10. Служба социальной поддержки и психолого-педагогического сопровождения.

  11. Состояние здоровья школьников, меры по охране и укреплению здоровья

  12. Организация питания.

  13. Обеспечение безопасности.

14. Основные направления развития на 2013 – 2014 учебный год.

1. Общая характеристика специальной

(коррекционной) общеобразовательной

школы VIII вида г. Серпухова

Гуманистические тенденции в развитии специального образования требуют сегодня

не только анализа достигнутого, но и выявление перспективных направлений работы,

а также определения путей их внедрения в практику обучения, воспитания,

социальной адаптации и интеграции лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Школа на протяжении многих лет ориентирована на качественное образование для всех

категорий учащихся с нарушением интеллекта независимо от степени выраженности

дефекта.


Изменение названия школы в 1997 г. (первоначально - вспомогательная школа № 4, первое упоминание о которой относится к 1938 году) повлекло за собой преобразования в организации процесса обучения детей с проблемами в развитии, в том числе - включение в образовательный процесс детей с умеренной степенью умственной отсталости и детей со сложными дефектами, которые раньше считались «необучаемыми» и были отторгнуты от образования.

Многолетний опыт работы педагогического коллектива доказал, что образовательная среда,

не обеспеченная необходимыми условиями, не может способствовать коррекции и

компенсации имеющихся у школьников нарушений развития, а, наоборот, тормозит этот

процесс и приводит к появлению вторичных отклонений в эмоционально-личностном

развитии учащихся.



Коррекционная школа – особый тип учебного заведения, микрорайон которой не имеет строго очерченных границ. Она принимает детей и подростков из всех микрорайонов города Серпухова и Серпуховского района. Обеспечивая комфортные условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, городская администрация выделяет средства за счет финансирования из местного бюджета на доставку учащихся из различных микрорайонов города, на обеспечение бесплатным двухразовым питанием всех учащихся школы.
Миссия школы лежит в создании адаптивной образовательной среды (нормативно-правовые, организационно-педагогические,  материально-технические, информационные условия)  для обучения и развития детей, имеющих разные способности, помогающей каждому ребенку быть личностью, и обеспечивающей сохранение здоровья учащихся.

- создание благоприятных условий для полноценного и гармоничного развития детей с нарушением интеллекта.

- становления их социального опыта,

- формирования духовно-нравственного потенциала личности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Важнейшим коррекционным фактором во все годы существования школы остается трудовая деятельность детей в условиях специально организованного педагогического процесса, их социальная адаптация, создание максимально благоприятных условий для решения этих задач.
Специальная коррекционная школа VIII вида для детей с ограниченными возможностями

здоровья в 2012-2013 учебном году работает над выстраиванием модели коррекционно-

развивающей среды образовательного учреждения адаптивного типа, над формированием

системы мониторинга развития учащихся и усвоения ими учебных программ, системой

коррекционной работы и психолого-педагогического сопровождения.

Деятельность школы в 2012 – 2013 учебном году была направлена на реализацию Программы развития «Адаптивная модель коррекционной школы как фактор, расширяющий зону социальной компетентности и жизненных перспектив воспитанников с ограниченными возможностями» и была ориентирована на решение следующих приоритетных задач:




  1. Создание современных условий обучения детей с ОВЗ.

  2. Безусловное обеспечение прав на получение доступного и качественного образования всеми категориями учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

  3. Создание эффективной системы социальной и психолого-педагогической поддержки детей с ОВЗ.

  4. Развитие информационных и материально-технических ресурсов, как одного из условий повышения качества инновационных технологий специального образования.

  5. Обеспечение дальнейшего роста профессионального мастерства педагогического коллектива.

  6. Расширение общественного участия в управлении ОУ (повышение эффективности работы попечительского совета)

На этапе 2012-2013 года произведено обновление базы данных о школе и новых требований к аттестации. Школа была задействована в системе электронных мониторингов показателей МСКОУ СКОШ VIII вида.

Проведены мероприятия по повышению информационной обеспеченности участников образовательного процесса. Систематически менялась информация на сайте ОУ, проведены организационные мероприятия по подготовке и внедрению системы «Сетевой город. Образование», включающей в себя базу данных школы, электронных дневников и электронных журналов. Среди основных направлений и результатов реализации Программы необходимо отметить в 2012 – 2013 учебном году работу по повышению качества образования на основе созданной модели адаптивной школы, которая связана с постоянным изменением контингента учащихся. Решение этих задач невозможно без стандартизации разных уровней результатов образования школьников с ОВЗ. Впервые на основании изучения материалов проекта СФГОС были в школе определены цензовые и нецензовые итоговые результаты, позволяющие максимально использовать индивидуальные возможности детей. Определяемый стандарт гарантирует получение образования детям с тяжелыми нарушениями развития которые, могут обучаться по индивидуально адаптированным программам по двум направлениям: академического и жизненной компетентности. Качество образования обеспечивается при условии продвижения детей с тяжелой степенью умственной отсталости по этим двум направлениям, оно удовлетворяет родителей только в этом случае.
В период 2012 – 2013 учебного года в связи с названными изменениями проведена корректировка Программы развития. Усилилась проектная деятельность педагогов и учащихся, разработан проект «Адаптивная модель специальной коррекционной школы как эффективный механизм, регулирующий зону социальной компетентности и жизненных перспектив, учащихся с ограниченными возможностями здоровья», с включенными направлениями:

- овладение детьми системой знаний по экономическим, правовым и общественным

отношениям как основа подготовки учащихся к жизненному и профессиональному самоопределению;


  • школьный музей как центр формирования общей культуры личности ребёнка в рамках духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • система коррекционно-образовательного и социально-психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса, способствующая максимальной реализации потенциальных возможностей воспитанников МСКОУ СКОШ VIII вида г. Серпухова

МСКОУ СКОШ VIII вида в 2012 – 2013 учебном году в рамках реализации Программы развития учреждения участвовало и стало победителем областного конкурса на присвоение статуса Региональной инновационной площадки Московской области.


В 2012 – 2013 учебном году стенах нашей школы из 178 учащихся 39 детей имеют статус инвалида, из них на индивидуальной форме обучения находятся 21 человек, функционирует 15 классов для детей с легкой степенью умственной отсталости.

2. Состав обучающихся
Численность учащихся на 30.05.2013 г. – 187 человек, из них:

  • 22 человека - находятся на индивидуальном надомном обучении


Школа принимает детей из ближайшего региона:

  • 142 человека – проживают в г. Серпухов;

  • 35 человек – в Серпуховском районе;

  • 10 человек – г. Пущино, Протвино

Количество классов по ступеням:

Начальная ступень 1-4 классы - 5/74 человек;

Основная ступень 5-9 классы - 9/103 человек;

Старшая ступень 10 классы - 1/10 человек.

  • Учащиеся, находящиеся под опекой -14 человек;

  • Инвалиды -46 человек;


В 2012 - 2013 учебном году школа работала в составе 15 классов:

  • первая ступень - 1 - 4 классы (5 классов)

  • вторая ступень - 5 - 9 классы (9 классов)

  • третья ступень - 10 класс (1 класс), который укомплектован подростками, в силу своих психофизических особенностей не готовых по окончании 9-летней школы продолжить образование в ПУ. Им созданы условия для овладения углубленной профессиональной подготовкой по швейному, малярному, штукатурному и слесарному делу.

В основном в школе обучаются дети из многодетных, малообеспеченных и неблагополучных семей. Все учащиеся школы обеспечены 2-х разовым бесплатным питанием.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЯЮЩЕЙ СИСТЕМЫ

специальной коррекционной школы VIII вида г. Серпухова


Директор школы



Педсовет

Родительский комитет

Общешкольные родительские собрания

Административный совет

Функциональные службы

Профком учителей

Заместители директора школы

Методический кабинет

НМС

Цикловые методические комиссии

Ученические организации

Совет профилактики

1

2

3

6

5

4

Коррекционно-консультатив-

ный пункт


Общешкольная конференция



Управляющий Совет школы

Попечительский совет школы


8
Учащиеся школы




3. Структура управления специальной (коррекционной) школы VIII вида, ее органов самоуправления
Результаты работы школы дают основание утверждать, что в учреждении сложилась четкая структура и положительная практика управления с ориентацией на высокий результат в обеспечении качества образования.

Коллектив школы осуществляет оптимальное соотношение административного и общественного управления. Основные тенденции в развитии управления школы связаны с демократизацией управления, что выражается в расширении общественной составляющей управления, создании Управляющего совета, Попечительского совета, усилению контролирующей функции, делегировании отдельных функций администрации цикловым методическим комиссиям, широком привлечении общественности родителей к анализу и планированию деятельности всех сфер школьной жизни, организации частичного детского самоуправления.


Основными направлениями работы Попечительского совета является:

содействие решению насущных задач и проблем в системе образования ОУ, обеспечение физического, душевного и духовного здоровья учащихся и условий для их полноценного обучения, воспитания и развития, создание необходимых материально-технических, финансовых, социальных и прочих условий для практического осуществления программы развития школы.

Попечительский совет школы:


  • содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития образовательного процесса в школе;

может принимать участие в разработке и осуществлении образовательной программы школы;

  • содействует организации и улучшению условий труда педагогических и административно-технических работников школы;

  • содействует совершенствованию материально-технической базы школы, благоустройству территорий и ремонту помещений;

  • оказывает школе помощь нематериального характера (интеллектуального, правового, культурного, информационного и т.п.);

  • содействует организации конкурсов, соревнований и других массовых внешкольных мероприятий;

  • может выступать в роли третейского судьи в проблемных ситуациях, возникающих в процессе жизнедеятельности школы.


Перечень полномочий Управляющего совета МСКОУ СКОШ VIII вида

  • определение основных направлений развития общеобразовательного учреждения;

  • повышение эффективности финансово-экономической деятельности общеобразовательного учреждения, стимулирования труда его работников;

  • содействие созданию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий и форм организации образовательного процесса;

  • контроль за соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания и труда в общеобразовательном учреждении, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, за целевым и рациональным расходованием финансовых средств общеобразовательного учреждения.

  • участие в рассмотрении конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в случаях, когда это необходимо.



Состав Попечительского совета МСКОУ СКОШ VIII вида

Внешняя группа:

Кузнецов О.В. – председатель Совета депутатов г. Серпухова,

Еременко Д.Н. директор филиала ООО «Урса Евразия» в г. Серпухове,

Бойцов А.В. – финансовый директор ООО «АгранаФрут Московский регион»,

Грош М.А. – управляющий Серпуховским филиалом Банка «Возрождения»,

Мадякина Е.Б. – представитель компании «Орифлейм – косметикс» город Серпухов,

Камнев Е.И. – директор МУП «Городские бани»,

Царьков А.Н - генеральный директор МОУ «Институт инженерной физики»,

Яковлев И.А. – директор ТЦ «Чернышевский»,

Бочкарева С.С. – директор МУП «Комбинат по благоустройству».



Внутренняя группа:

Мурашкина И.Е. – директор МСКОУ СКОШ VIII вида,

Медведева Г.К. – заместитель директора по НМР,

Поимцева Н.Г. – председатель Профсоюзного Комитета школы, секретарь Попечительского совета,

Морозова И.В. – заместитель председателя Управляющего совета,

Занегина С.А. – зам. директора школы по УВР,

Смоленцева Н.В. - член родительского комитета МСКОУ СКОШ VIII вида.
Состав Управляющего совета МСКОУ СКОШ VIII вида

Святенко И.В. – главный специалист СПА «Комитет по образованию»,

Мурашкина И.Е. – директор МСКОУ СКОШ VIII вида,

Морозова И.В. – учитель,

Поимцева Н.Г. – учитель,

Топольян Е.В. – учитель,

Артемкина Т.А. – учитель,

Гаврилова Л.И. – родитель,

Линева Л.С. – родитель,

Шкурова Г.Н. – родитель,

Шведова Т.Н. – медсестра,

Мавроян М. – ученица 10а класса.


Регулярность заседаний органов государственно-общественного управления (кол-во в год)

1. Регулярность заседаний Попечительского совета МСКОУ СКОШ VIII вида – 1 раз в месяц



2. Регулярность заседаний Управляющего совета МСКОУ СКОШ VIII вида – 1 раз в четверть

4. Условия осуществления образовательного процесса

Здание школы нетиповое (только высота потолков достигает в кабинетах 4 м, что обеспечивает хороший воздухообмен и способствует здоровьесбережению обучающихся и персонала). Школа построена до 1917 г., в связи с чем остро нуждается в реконструкции с учетом современных требований. С 2003 года по настоящее время школа работает в одну смену. Во вторую смену открыты 2 группы продленного дня.


Специальная (коррекционная) школа имеет современную материально-техническую базу.
Помимо традиционных учебных кабинетов, в школе оборудованы:

- медицинский кабинет;

- прививочный кабинет;

- кабинет социально-бытовой ориентировки;

- кабинет психомоторной коррекции;

- сенсорная комната;

- кабинет информатики;

- зал ЛФК;

- тренажерный зал;

- спортивный зал;

Ежегодно педагогический коллектив участвует в городском конкурсе «Кабинет – творческая лаборатория учителя», в котором предметные кабинеты школы неоднократно были призерами и лауреатами.

В учебно-воспитательном процессе используются:



  • мультимедийная установка – 3 шт.

  • интерактивная доска – 2 шт.

Создан компьютерный класс на базе кабинета математики на 9 посадочных мест. В 9-ти предметных кабинетах (истории - 1, географии - 1, швейного дела - 2, СБО - 1, русский язык – 1, начальной школы – 2, естествознания - 1) имеются компьютеры для использования мультимедийных программ на уроках. Оснащены компьютерами кабинеты коррекционного направления: логопеда, психолога и библиотека.

В административном использовании задействованы 3 компьютера. Это компьютеры в кабинете директора, заместителей директора и секретаря. В локальную сеть подключены 13 компьютеров – это компьютерный класс, библиотека и компьютеры административного назначения. С 2008 года школа подключена к сети Интернет, имеет свою электронную почту и свой сайт в сети Интернет, на котором кроме информации о школе можно познакомиться с методической копилкой учителей.

Для развития физического здоровья учащихся в школе функционирует спорткомплекс: спортивный зал, оборудована спортплощадка, тренажерный зал, кабинет ЛФК; в холле - теннисные столы.

Имеются развивающие зоны:


  • музей «Русская изба»;

  • историко-краеведческий музей «Наследие»;

  • выставочный зал «Город мастеров»;

  • школьный планетарий;

  • фитокабинет.

За последние 3 года пополнились новым оборудованием мастерские технического труда, швейного дела, кабинет социально-бытовой ориентировки; спортивными тренажерами - спортивный зал и кабинет лечебной физкультуры, улучшилась техническая оснащенность общеобразовательных кабинетов

Администрация школы и педагогический коллектив уделяют большое внимание прилегающей территории и постоянно проводят работы по ее благоустройству, озеленению и содержанию. С целью развития трудовых навыков и воспитания эстетического вкуса к работам по благоустройству привлекаются учащиеся школы.

5. Учебный план ОУ. Режим обучения
Обеспечивая уровень образовательной подготовки, адекватный возможностям детей и подростков с проблемами в развитии, школа ориентируется на требования специальных государственных стандартов, выраженных в инновационном базисном учебном плане, утвержденном приказом Министерства образования РФ в апреле 2002 года.

На основе этого учебного плана в соответствии с:



  • Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288 («Об утверждении Типового положения о специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии (с изменениями от 10.03.2000 г., 23.12.2002 г.)

  • Письмом Минобразования РФ от 03.04.2003 г. № 27/2722 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект»

  • Письмом Минобразования РФ от 04.09.2003 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

  • Письмом Минобразования РФ от 19.06.2003 г. № 27/2632-6 «Методические рекомендации о деятельности 10-12 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой деятельностью»

в школе разработаны пять видов учебных планов для различных категорий детей с комплексом проблем и ограниченными возможностями здоровья.

С сентябре 2008 г. введен в действие учебный план для детей со сложными дефектами, детей – инвалидов с умеренной степенью умственной отсталости, при котором обучение проводится по комбинированному варианту: частично – в условиях индивидуального надомного обучения, частично – в школе.

Наличие дифференцированных учебных планов позволяет охватить образованием всех без исключения детей с особыми образовательными потребностями.

Организация образовательного процесса регламентируется не только учебными планами, но и годовым, календарным графиком и расписанием занятий.


  1. Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливается в соответствии со сроками, действующими для всех образовательных учреждений.

  2. Продолжительность урока:

    • в 1 классе - 35 мин (I четверть), 40 мин (II- IV четверть)

    • во 2 – 10 классах - 40 мин.

  1. В отличие от массовой общеобразовательной школы организуется по окончании учебного года летняя трудовая практика:

6 – 7 классы – на базе пришкольного участка;

8 – 9 классы – на базе школьных мастерских;

10 класс - ремонт школы.

Продолжительность рабочего дня во время практики:

6 класс – 2 часа в течение 5 дней

7 класс – 2 часа в течение 10 дней

8 класс – 3 часа в течение 12 дней

9 класс – 4 часа в течение 12 дней

10 класс – 4 часа в течение 14 дней.




  1. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Решения основных задач в специальной коррекционной школе VIII вида осуществляется, благодаря сложившемуся высококвалифицированному педагогическому коллективу, который отличается высоким профессионализмом и стабильностью.



Категория работников

Количество

Квалификационная категория

Разряд по стажу

Высшая

I

II

1.

Директор

1

1










1.

Зам. директора по УВР

2




2







2.

Зам. директора по безопасности

1




1







3.

Зав. хозяйственной частью

1







1




3.

Логопед

1







1




4.

Психолог

1




1







5.

Социальный педагог

1

1










6.

Учителя

31

6

9

7

9

8.

Библиотекарь

1










1

9.

Педагог-организатор

1







1




10.

Педагог дополнительного образования

1







1







Итого:

42

8

13

10

10

Учебно-воспитательная работа осуществляется коллективом учителей в количестве 42 человека. Из них 8 человек имеют высшую квалификационную категорию, что составляет 19%, 13 – первую квалификационную категорию, что составляет 32%.

Тридцать три педагогических работника имеет высшее педагогическое образование, из них 6 — дефектологическое, 2 являются студентами педагогических ВУЗов. Один учитель имеет звание «Заслуженный учитель РФ», 3 учителя имеют звание «Почетного работника общего образования», 2 учителя - «Отличники народного просвещения», 5 человек «Ветераны труда».




7. Финансовое обеспечение

    Материально-техническое и финансовое обеспечение образовательного процесса.

Цель: Благоустройство и сохранность здания, территории, имущества и оборудования.

Задачи:

  1. Укреплять материально-техническую базу путём привлечением бюджетных и внебюджетных средств;

  2. Проводить активную работу по благоустройству территории вокруг школы.

Финансово-хозяйственная деятельность – исполнение сметы расходов на содержание школы, обеспечение сохранности имущественно-материальных ценностей, укрепление и расширение материальной базы для организации учебно-воспитательного процесса, осуществляется централизованной бухгалтерией Структурного подразделения администрации г. Серпухова «Комитет по образованию».

Финансирование школы обеспечивается за счет средств:

  • регионального бюджета;

  • местного бюджета;

  • внебюджетных поступлений.

Из регионального бюджета финансируются:

  • зарплата сотрудников;

  • приобретение учебного оборудования;

  • капитальный ремонт;

Местный бюджет финансирует исполнение сметы расходов:

  • на содержание школы;

  • обеспечение сохранности имущественно-материальных ценностей;

  • текущий ремонт;

  • транспортные расходы для оплаты командировок и доставки учащихся из различных микрорайонов города.

  • питание учащихся.

Внебюджетные поступления включают в себя:

  • добровольные пожертвования, передаваемые учреждению частными лицами и организациями;

  • целевые суммы, перечисленные на специальный счет для нужд школы;

  • материальные ценности и материалы, переданные в качестве безвозмездной помощи частными лицами и организациями.

Фонд заработной платы учебно-воспитательного и административно-хозяйственного персонала определяется штатным расписанием и тарификационными списками.

Ежегодно проводится инвентаризация материальных ценностей, анализ состояния материально – технической базы; приобретается хозяйственный инвентарь; медикаменты.



8. Результаты образовательной деятельности

Анализ состояния качества знаний, умений и навыков обучающихся.
В начале 2012-2013 учебного года в школе обучалось 175 учащихся, 15 классов. Прибыло 20 учеников. Выбыло 8 учеников. На конец учебного года - 187 учеников. В школе обучается 46 учащихся – инвалидов, 11 детей находятся под опекой, 22 ученика обучается на дому.

Комплектование по классам на начало 2012-2013 уч. года


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

I ступень

65 чел

II ступень

102 чел

III ступень

10 чел

15


(15 чел.)

23


8 ч.


8 чел.

17


17чел.

14


16чел

26


14чел.


12 чел.

20


10чел.


10чел.

13


13чел

21


10чел


11 чел

23


11 чел


12 чел

10
10а

10чел


Итого: 177 человек на начало учебного года

(1-4 классы-65 учеников, 5-9 классы- 102 ученика, 10 класс-10 человек.)


Комплектование по классам на конец 2012-2013 уч. года


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

I ступень

74 чел

II ступень

103 чел

III ступень

10 чел

17


(17 чел.)

23


11 ч.


12 чел.

17


17чел.

17


17чел

27


14чел.


13 чел.

21


10чел.


11чел.

13


13чел

18


8чел


10 чел

24


12 чел


12 чел

10
10а

10чел


Итого: 187 человек на начало учебного года

(1-4 классы-74 учеников, 5-9 классы- 103 ученика, 10 класс-10 человек.)



Вывод: численность обучающихся на конец года составила 187 учащихся. Из таблицы видно, что наблюдается увеличение численного контингента учащихся. Анализ состава обучающихся показывает, что контингент обучающихся характеризуется сложной структурой дефекта, сочетанными формами олигофрении, множественными хроническими сопутствующими заболеваниями.

В школе обучается 46 учащихся – инвалидов, 11 детей находятся под опекой, 22 ученика обучается на дому.

Количество отличников по итогам года 16 человека, что составляет 8,5 %, учащихся, успевающих на «4» и «5» (включая отличников) - 82 человека, что составляет 43% от общего числа обучающихся. Аттестованы все учащиеся. Общее количество выпускников 34 человека, из них 13 выпускается, 21 учащийся поступает в 10 класс.

В целом в 2012-2013 учебном году уровень обученности по школе составил 100 %; качество знаний -73%; степень обученности-69%; средний балл-4,2

Педагогический коллектив специальной коррекционной школы уделял большое внимание вопросам мониторинга качества знаний учащихся, проведению его механизма и содержания в соответствие с принципами деятельности коррекционного учреждения. Систематического отслеживание динамики развития, формирование общеобразовательных знаний, умений и навыков, позволяет нам наблюдать продвижение каждого ученика по основным параметрам. Об этом свидетельствуют данные таблицы 1.
Сравнительный анализ успеваемости, качества знаний, степени обученности и среднего балла за три года




2010-2011 уч.г.

2011-2012 уч.г.

2012-2013 уч.г.

Кол-во учащихся

на конец года



173

171

187

Отличники

29

2-4(12)


5-10(17)

22

2-4(5)


5-10 (17)

16

1-4 (2)


5-10 (14)

Успевают на «4» и «5».

70

2-4(24)


5-10 (46)

85

2-4(21)


5-10(64)

82

2-4 (26)


5-10(56)

Уровень обученности%

100%

98%

100 %

% качества знаний

72%

69%

73%

Степень обученности

69%

55%

69%

Средний балл

4,1

3,8

4,2


По классам это выглядит следующим образом:

п/п

Класс

Уровень обученности

(успеваемость)

% качества знаний

Степень

обученности

Средний

балл

1.



100 %

65%

67%

4

2.



100%

66%

65%

4

3.



100%

81%

70%

4,1

4.



100%

91%

70%

4,3

5.



100%

62%

67%

4

6.



100%

65%

70%

4,2

7.



100%

91%

85%

4,5

8.



100%

81%

74%

4,2

9.



100%

42%

78%

4,4

10.



100%

72%

69%

4,7

11.



100%

80%

67%

4,1

12.



100%

86%

74%

4,3

13.



100%

72%

85%

4,7

14.

10а

100%

79%

34%

3,6

Среднее значение

100%

73%

69%

4,2


Вывод:

- успеваемость стабильная в течение трех лет, достигнута благодаря индивидуальной и дифференцированной работе всех членов педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и учащимся «группы риска»

- повышение качества знаний – результат личностно ориентированного подхода к обучающимся, применения коррекционно- развивающих методик .

- качество подготовки выпускников соответствует оптимальному уровню реализуемых программ начального общего и основного общего специального (коррекционного) образования VIII вида и соответствует требованиям нормативно-правовых актов.


В течение учебного года в школе осуществлялся педагогический мониторинг, одним из основных этапов которого является отслеживание и анализ качества обучения и образования по ступеням обучения, классам, параллелям, анализ уровня промежуточной и итоговой аттестации по предметам с целью выявления недостатков в работе педагогического коллектива по обучению учащихся и их причин.

Мониторинг качества обучения и образования проводился по следующим показателям:



    • уровень сформированности обязательных результатов обучения (посещение уроков, административные контрольные работы);

    • качество ЗУН учащихся (сравнительный анализ итогов года по предметам с итогами прошлых лет);

    • успеваемость (отчеты учителей-предметников по итогам четвертей, года, сравнительный анализ итогов года с результатами прошлых лет, по классам);

    • степень готовности выпускников основной и средней школы к продолжению образования (срезы знаний, тестирование, собеседование);

    • степень готовности выпускников начальной школы к обучению на второй ступни (посещение уроков, контрольные работы, тесты);

3. Согласно плану ВШК и задачам, стоящим перед коллективом были проведены контрольно-диагностические работы во2-10 классах по курируемым предметам (мониторинг уровня сформированности обязательных результатов обучения):

    • стартовый (входной) контроль;

    • промежуточный;

    • итоговый контроль.

Итоги административных работ по русскому языку за 2012-2013 уч. год.

(качество знаний)


Класс

Русский язык

Iчетверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Итог



70%

64%

71%

75%

70%



50%

55%

66%

57%

57%



55%

66%

77%

71%

67%



60%

77%

75%

77%

72%



50%

54%

60%

65%

57%



70%

69%

72%

78%

72%



80%

76%

74%

80%

77%



60%

60%

60%

64%

61%

7 а

77%

80%

83%

90%

82%

8 а

77%

100%

100%

100%

94%

8 б

71%

72%

72%

72%

71%

9 а

87%

80%

84%

88%

84%



89%

85%

87%

89%

87%

10а

62%

67%

67%

67%

65%

Среднее значение













72 %


Качество знаний по русскому языку по итогам контрольных работ: 72 %

В ходе анализа контрольных работ по русскому языку в начальной школе выявлено, что наибольшее количество учащихся допускают ошибки специфического характера, а именно: пропуски, замена букв и слогов, недописывание слов. (2А-12%, 4 А-28%, 3А—43 %). Большое количество ошибок допускается при оформлении границ предложения (3А-18%, 4А-28 %, 2Б- 34%), мягкий знак на конце и в середине слова (3А-24 %, 4А-14%, 2б-29 %), безударные гласные(3А- 25%, 4А- 57 %). Анализируя приведенные данные, можно сделать вывод, что в процессе учебных и внеурочных занятий по русскому языку, учитывая особенности учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии, учителя начальных классов уделяют недостаточное внимание звуко-буквенному анализу слов, который является основой формирования фонетически грамотного письма. Учителям необходимо разработать систему упражнений, позволяющих корректировать и развивать основные орфографические и пунктуационные навыки учащихся, применять методы обучения, способствующие установлению тесной связи между изучением орфограмм и речевой практикой учащихся.

В результате анализа контрольных работ по русскому языку в старших классах выявлено, что учащиеся допускают ошибки на :

- пропуски, замены букв, слогов (5б-11%, 5 А-34%, 6А- 33%, 7А-32%, 8Б-37%, 8 А-26%, 9А-24 %, 9 Б- 12 %);

-правописание безударных гласных в корне слова (5А-38%, 5 Б-31%, 6А- 33%, 6Б-58%, 8 А-31%, 8Б-27 %, 9 А- 45 %, 10А-43%);

- не соблюдают границ предложений(5А- 7%, 5Б-5%, 7 А- 9%);



- при однородных членах предложения (6А-23%, 7 А-25%, 9 А-27%, 10 А-7%0.В целом по школе, результаты проведённых административных контрольных работ по русскому языку показывают, что во всех классах произошло увеличение качества обученности учащихся.
Итоги административных контрольных работ

по математике за 2012-2013 г.

(качество знаний)


Класс

Русский язык

Iчетверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Итог



50%

64%

63%

64%

60 %



54%

55%

66%

67%

61%



65%

64%

70%

69%

67%



74%

77%

79%

79%

77%



61%

54%

60%

63%

59%



70%

75%

78%

78%

75%



80%

83%

83%

84%

82%



50%

55%

57%

57%

54%

7 а

84%

83%

83%

90%

85%

8 а

86%

87%

85%

89%

86%

8 б

65%

62%

63%

64%

63%

9 а

86%

84%

84%

88%

85%



87%

88%

88%

89%

88%

10а

64%

65%

66%

67%

65%

Среднее значение













71%


Качество по математике по итогам контрольных работ: 71 %

Анализ контрольных работ по математике в начальных классах показал, что учащиеся в основном овладели базовым уровнем содержания образования по математике и готовы к продолжению обучения в основной школе. Анализируя контрольные работы по математике в начальной школе можно сделать вывод, что наибольшее количество ошибок допускают учащиеся при выполнении арифметических действий (2а-50%, 2б-72%), сравнение чисел (2А-14%, 2б- 13 %, 3а-5%, 4а- 2%) решение арифметической задачи (2а-38%), порядок действий (3А- 24 %). Учителям начальных классов необходимо уделить особое внимание отработке вычислительных навыков учащихся, разнообразить формы и метода работы по формированию навыков устного счета.

Анализ контрольных работ в старших классах, показал, что учащиеся в основном владеют базовым уровнем содержания образования по математике. Большинство учащихся свободно ориентируются в математических понятиях, знают необходимые формулы и умеют их применять, практически все учащиеся верно определяют порядок действий, допускают незначительные ошибки в примерах на сложение и вычитание в пределах 1 000. Основные затруднения вызвало решение арифметических задач. Основные причины трудностей в том, что дети не могли произвести всесторонний анализ задач даже с помощью учителя, опираясь на внешние признаки: отдельные слова , расстановку чисел.

В целом по школе результаты проведённых административных контрольных работ по математике показывают, что произошло увеличение качества знаний учащихся, что связано со стабильностью состава, правильным подбором программных требований.



Анализ государственной (итоговой) аттестации выпускников.
О качестве учебно-воспитательного процесса можно судить по результатам итоговой аттестации по трудовому, которая проводится в виде экзаменов по трудовому обучению. Основной задачей государственной (итоговой) аттестации является установление соответствия оценки знаний выпускников требованиям государственного образовательного стандарта, глубины и прочности полученных знаний образовательных программ, навыков их практического применения.

Учитывая особенности психофизического развития детей с нарушениями интеллекта и важность оценки подготовленности выпускников к самостоятельной трудовой деятельности, а так же основываясь на рекомендации о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (письмо Министерства образования РФ «О порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» от 14 марта 2001 года № 29\1448-6), оценка знаний выпускников проводилась в рамках практической экзаменационной работы и собеседования. Это позволило проверить соответствие знаний выпускников требованиям программ, глубину и прочность полученных знаний, умение их применять в практической деятельности.


Результаты государственной (итоговой) аттестации 2012-2013 уч. г.


Выпускники МСКОУ СКОШ VIII вида

34 чел

Всего на конец учебного года

34 чел

Из них допущено к государственной (итоговой) аттестации

33 чел.

Прошли государственную (итоговую) аттестацию и получили документ об образовании государственного образца

33 чел

Освобождены от итоговой аттестации по состоянию здоровья

1


Рассмотрим результаты итоговой аттестации отдельно по классам:


Класс

На «5»

На «4»

На «3»

Качество знаний %



4

4

4

67%



3

5

3

72%

10А

4

3

3

70%

Среднее значение










70%

Анализируя результаты сдачи итогового экзамена по трудовому обучению, среди выпускников школы можно отметить положительную динамику в выработке практических умений. Учитывая, что одной из особенностей обучающихся коррекционной школы является низкая самостоятельность в труде и ограниченная двигательная сфера трудовых навыков, можно сказать, что к моменту окончания школы у выпускников скорректированы имевшиеся недостатки.

В школе организована профориентационная работа: на специальном стенде представлена выставка работ учащихся по видам трудового обучения, необходимая информация о ПУ г. Серпухова и района, в которых учащиеся смогут продолжить трудовую подготовку по выбранной профессии.

 После окончания школы выпускники школы продолжают обучение в 10 классе или поступают в ПУ г Серпухова и района.



Наименование

9 классы

10 класс

2011 г.

2012г

2013 г.

2011г.

2012г

2013 г.

Общее количество выпускников

38

11

24

12

21

10

Из них поступили:

- в вечернюю (сменную школу) в 10 кл.



21

10

21










- в учреждения ПУ

2







10

17

9

- в учреждения СПО



















- в учреждения ВПО



















- на различные курсы



















- поступили на работу и не продолжают обучение




1

2

1

3

1

- не работают и не учатся

(инвалиды)



15




1

1

1






9. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Концепция воспитательной системы школы выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способной к саморазвитию. Такой системный подход позволяет сделать педагогический процесс более целесообразным, управляемыми, и самое важное, эффективным.

Школа использует свою стратегию и тактику в воспитании, основанную на комплексном подходе.

Исходя из этого, главной целью воспитательной работы школы является: способствовать воспитанию свободной, гуманной, духовной, самостоятельной личности, обогащенной знаниями, готовой к сознательной творческой деятельности и нравственному поведению.

Для осуществления этой высокой цели перед педагогами школы стояли следующие задачи воспитательной работы:


  1. Развивать школьные традиции, создавая благоприятные условия для всестороннего развития личности учащихся.

  2. Формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина РФ.

  3. Максимально вовлекать родителей в жизнь школы и привлекать их к реализации программы развития.

  4. Продолжить работу по предупреждению правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних и по предупреждению наркомании среди подростков, максимально привлекать детей группы “риска” к участию в жизни школы, класса, занятиях кружков, секций

  5. Активизировать работу по изучению уровня воспитанности учащихся

  6. Совершенствовать систему методической работы с классными руководителями

  7. Усовершенствовать работу школьной библиотеки

  8. Повысить у учащихся интерес к внеклассной работе

Исходя из целей и задач воспитательной работы были определены приоритетными направления воспитательной деятельности школы:

  • гражданско-патриотическое и нравственное воспитание

  • художественно-эстетическое воспитание

  • эколого-оздоровительное воспитание;

  • трудовое;

  • профилактическая деятельность по безопасности учащихся

  • работа с родителями.

Подводя итоги воспитательной работы за 2012-2013 учебный год, следует отметить, что педагогический коллектив школы стремился успешно реализовать намеченные планы, решать поставленные перед ним задачи.

В формировании и развитии личности учащихся школа ведущую роль отводит гражданско-патриотическому воспитанию, которое способствует становлению социально значимых ценностей у подрастающего поколения. В течение года педагогическим коллективом была проделана большая работа по этому направлению: воспитывалось уважение к символам и атрибутам Российского государства (учащиеся на еженедельных школьных линейках и традиционных праздниках исполняли Государственный гимн РФ, были участниками тематических бесед и викторин по данной тематике), прививалась любовь к Малой Родине, к родной школе через традиционные школьные дела.

Учебный год начался с традиционного праздника День знаний “Здравствуй, школа!”, в котором приняли участие учащиеся 1 и 10 классов.

Традиционно прошли мероприятия: “День города”; декада памяти “Рубежи славы”, в рамках которой были проведены тематические уроки, различные конкурсы, встречи с ветеранами ВОВ.

С 23 января по 23 февраля 2013 года в специальной коррекционной школе VIII вида г. проведен месячник, посвященный Дню Защитника Отечества.

В течение месяца в школе прошли уроки мужества, тематические классные часы, состоялись массовые и спортивные мероприятия.

Служить Родине, стать настоящим гражданином, с гордостью смотреть в глаза потомкам – долг каждого человека. С этих позиций ставилась задача администрацией всем педагогам, классным руководителям при подготовке и проведении всех мероприятий.

В ходе проведения месячника была решена основная задача воспитательной деятельности для педагогического коллектива: активное вовлечение классных руководителей, учителей и учащихся в процесс жизнедеятельности школы, создание образовательной среды для развития творческого потенциала и физического развития обучающихся.

Мероприятия, проводимые в рамках месячника, были направлены на приобщение учащихся к знаменательным событиям в истории России.

В проведении месячника приняло участие 87 % учащихся.

27 января - День воинской славы России, День снятия блокады города Ленинграда. 28 января на общешкольной линейке «900 дней мужества» педагог-организатор напомнила учащимся о великом подвиге тех дней. Охвачено 112 учащихся.

01.02.2013года в школьной библиотеке открылась книжная выставка «Сталинграду - Слава», посвященная 70-летию битвы. Посетили выставку 87 учащихся.

В рамках месячника проведены открытые тематические классные часы: классные руководители 5-х классов Комозорова Т.Н. и Логункова Г.М. подготовили тематическую беседу «Подвиг Сталинграда», для учащихся 8-9 классов классные руководители Обидина Н.А., Данильчик М.Н., Поимцева Н.Г. и Нартикоева С.Ю. провели Историческое путешествие «Солдатская слава Сталинграда», Урок Мужества «Волгоград – город-герой» для учащихся 6-х классов организовали классные руководители Коньшина Г.М. и Подольская О.А., проведен классный час для учащихся 7 класса «Вспоминая Сталинградскую битву», для учащихся 10 классов Морозова И.В. организовала Устный журнал «200 дней и ночей Сталинграда». Охват составил 79 учащихся.

С 4 февраля по 16 февраля2013 г. среди учащихся 5-10 классов был проведен конкурс боевых листков «Слава Армии Российской». По итогам I место поделили 9 «Б» класс и 10 «А» класс, II место занял 5 «А» класс и III место завоевали учащиеся 6 «А» класса.

12 февраля в Городском Доме ветеранов состоялась встреча с участниками Сталинградской битвы. В мероприятии приняли участие учащиеся 9-х классов. Ребята с интересом слушали рассказы ветеранов, военные песни в исполнении хора Дома ветеранов. Халецкий Алексей, учащийся 9 «Б» класса в знак благодарности исполнил стихотворение А.Дементьева «Баллада о матери». Охвачено 17 учащихся.

15 февраля учащиеся школы приняли участие в городской флеш-акции «День памяти россиян, исполнявших служебный долг за пределами Отечества», возложили цветы к памятнику на Звездной площади «Черный тюльпан».

Для учащихся 1-4 классов и воспитанников группы продленного дня библиотекарь Данильчик М.Н. организовала библиотечный час, где ребята познакомились с литературными произведениями о подвигах и героях. «Нельзя сердцу прекращать помнить, подвиг героев должен навсегда остаться в нашей памяти», – вот главная мысль, которую хотела донести руководитель детского чтения до юных сердец. Охват составил 67 учащихся.

На высоком профессиональном уровне были проведены внеклассные мероприятия для учащихся начальных классов «Слава Армии российской!» и общешкольный праздничный концерт «Служить России суждено тебе и мне».

На празднике присутствовала член Попечительского Совета школы Мадякина Е.Б. и представители компании «Орифлейм». Программа праздника состояла из выступлений учащихся школы. В исполнении ребят из вокального кружка «Созвездие» прозвучали песни «Россия», «Служить Россию суждено тебе и мне», «Гусары», «Русский парень», «Идет солдат по городу». Концерт прошёл в тёплой, дружеской атмосфере. Ребятам представители компании «Орифлейм» вручили подарки. Мероприятиями охвачено 137 учащихся.

22 февраля учителями физической культуры Ивановым А.Л. и Бобровым Ю.А. была проведена спортивная игра «А ну-ка, парни!» среди учащихся 7-10 классов. В конкурсную программу входила теоретическая часть и спортивная. По итогам всех соревнований места распределились следующим образом:

среди 9-10 классов:

1 место – 9 «Б» класс Команда № 1

2 место – 9 «Б» класс Команда № 2

3 место – 10 «А» класс

среди 7-8 классов

1 место – 8 «Б» класс

2 место – 7 «А» класс

Месячник прошел организованно, мероприятия, предусмотренные планом, проведены и выполнены в полном объёме. Мероприятия организованы методически правильно и прошли на достаточно высоком уровне.

Мероприятия гражданско-патриотического направления способствуют воспитанию в наших детях высоких нравственных качеств: патриотизм, гражданственность, доброту, отзывчивость, благодарность, ответственность, чувство долга перед старшим поколением.

В становлении личности учащихся школа большую роль отводит нравственно-эстетическому воспитанию, которое способствует духовному формированию личности, развитию творческих задатков, способностей, дарований и талантов. В течение всего учебного года были сохранены главные традиции школы, которые наполнили воспитательную работу интересной, содержательной деятельностью. К ним относится: концерт-поздравление ко Дню учителя, праздник Осени для учащихся начальной школы, конкурсная программа «Мисс Осень-2012», праздничный концерт «Мама, я тебя люблю», «Праздник Доброты» в рамках декады инвалидов, “Здравствуй Новый год!”, Праздник Последнего звонка.

С целью закрепления основ правил дорожного движения для учащихся проводились минутки безопасности, различные конкурсы по БДД.

Ориентируясь на высокие достижения, коллектив школы принимал участие и в городских мероприятиях: Учащийся 9-б класса, Халецкий Алексей, представил нашу школу на Городском конкурсе чтецов в рамках VII Форума «Юные таланты земли Серпуховской», посвященном историческим памятным датам Великой Отечественной войны 1941-45гг. Алексей был награждён Грамотой за эмоциональное и выразительное чтение.

Участие в Городском конкурсе «Юные мастера» в рамках VII Форума «Юные таланты земли Серпуховской». Учащийся 4 «А» класса Ряховский Даниил занял 3 место.

Участие в городском конкурсе юных вокалистов «Музыкальная шкатулка».

Литвинов Илья учащийся 5 «А» класса выступил на конкурсе с песней «Как люблю тебя я, мама». Получил диплом лауреата 3 степени. Подготовкой вокалиста занималась учитель музыки – Михайлова Т.Н.

Хореографический коллектив «Гармония» принял участие в городском конкурсе хореографических коллективов в рамках VII Форума «Юные таланты земли Серпуховской». За исполнение танца «Кадриль» награждены дипломом 3 степени.

В Истринской специальной (коррекционной) школе-интернате состоялся полуфинал конкурса «Художественной самодеятельности» среди учащихся коррекционных учреждений образования. Конкурс, организованный благотворительным фондом «Абсолют-Помощь» совместно с Министерством образования Московской области, проходит ежегодно с 2006 года. В этом году в конкурсе приняли участие свыше 600 участников из 56 образовательных учреждений Московской области.

Учащиеся специальной коррекционной школы VIII вида выступили в двух номинациях: вокальное исполнение – песня «Свадьба» в исполнении вокального ансамбля «Созвездие» (руководитель Михайлова Татьяна Николаевна), хореография – хореографический коллектив «Гармония» (руководитель Белозерцева Наталья Васильевна) представили танец «Кадриль».

Выступления участников оценивали профессиональное жюри, в состав которого вошли представители Министерства образования Московской области, Председатель благотворительного фонда «Абсолют-помощь – Крюков В.Г. и специалисты музыкальных школ и хореографических студий. По итогам отборочного тура хореографический коллектив «Гармония» с танцем «Кадриль» прошли в финал конкурса.

3 апреля в г. Мытищи состоялся финал VII областного конкурса художественной самодеятельности среди специальных коррекционных образовательных учреждений. Конкурс, организованный благотворительным фондом «Абсолют-Помощь» совместно с Министерством образования Московской области, проходит ежегодно с 2006 года. В этом году в конкурсе приняли участие свыше 600 участников из 56 образовательных учреждений Московской области. В финале творческую борьбу продолжили 21 образовательное учреждение. Выступления участников оценивали профессиональное жюри, в состав которого вошли представители Министерства образования Московской области, Председатель благотворительного фонда «Абсолют-помощь – Крюков В.Г., актер театра и кино Дмитрий Дюжев и специалисты музыкальных школ и хореографических студий. Хореографический коллектив специальной коррекционной школы «Гармония» под руководством Белозерцевой Натальи Васильевны занял I место, а также получили сертификат на сумму 30 000 рублей. Все участники награждены сладкими подарками.

В МОУ СОШ № 16 традиционно проходит городская выставка творческих работа «Пасха в моей семье». Учащиеся приняли участие под руководством учителей трудового обучения и социально-бытовой ориентировки: Морозовой И.В., Логунковой Г.М., Поимцевой Н.Г., Васильевой Н.П.

13 апреля учащиеся специальной коррекционной школы приняли участие в Фестивале творчества детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья «С добрым сердцем». Фестиваль организован Администрацией Подольского муниципального района. Местом проведения был молодежный центр «Максимум».

В мероприятии приняли участие дети из г. Подольска, Орехово-Зуево, воспитанники реабилитационных центров района.

Учащиеся МСКОУ СКОШ VIII вида выступили в различных жанрах: вокальное исполнение – песня «Цветы» в исполнении Максименко Натальи и Устиновой Алины, Литвинов Илья с песней «Как люблю тебя я, мама» художественное слово – Алексей Халецкий прочитал стихотворение Андрея Дементьева «Баллада о матери», хореографический коллектив «Гармония» представил танец «Кадриль».

Все участники фестиваля награждены памятными дипломами, подарками и сувенирами.

18 мая 2013 года в городе Серпухове состоялось празднование Явления Чудотворного Образа Божией Матери «Неупиваемая чаша». По окончании молебна Архиепископ Можайский, викарий Московской епархии Григорий и благочинный монастырей Московской Епархии епископ Серпуховский Роман посетили специальную коррекционную школу. По русскому обычаю, с хлебом с солью, учащиеся встретили дорогих гостей на крыльце школы. Ребята подготовили литературно-музыкальную композицию «Неупиваемая чаша – ты отрада наша». В заключении праздника Владыки Благославили весь коллектив школы, просили ребят в своей жизни обращаться к Чудотворному Образу «Неупиваемая чаша» и для дальнейшей успешной учебы детям подарили интерактивную доску.

Традиционно прошёл праздник Последнего Звонка, на котором присутствовали гости: Апархов Юрий Валентинович, помощник депутата Московской областной Думы Бодункова Алексея Феликсовича, Голанов Андрей Владимирович, исполняющий обязанности СПА «Комитет по образованию», Святенко Ирина Валерьевна, ведущий специалист СПА «Комитет по образованию», Кошелева Анастасия, представитель филиала ООО «УРСА Евразия» в городе Серпухове, Емельянова Екатерина Васильевна, индивидуальный предприниматель. Гости обратились со словами поздравлений, напутствий и пожеланий выпускникам 2013 года. От имени Московской областной Думы выпускникам школы были вручены памятные подарки – мобильные телефоны. Апархов Юрий Валентинович пожелал ребятам всегда оставаться на связи с родной школой, учителями, которые за годы учёбы стали для мальчишек и девчонок родными людьми, заложили в них багаж знаний, умений и навыков. Кошелева Анастасия подарила ребятам наборы канцелярских принадлежностей, пожелала успехов в дальнейшей учёбе в профессиональном колледже. Недавние десятиклассники от родной школы получили почётные грамоты за трудолюбие, творчество, активность, спортивные достижения. Учащиеся начальных классов, девятиклассники подготовили для выпускников концертные номера. Право дать Последний звонок было поручено самым добросовестным и ответственным ребятам: выпускнику 10-а класса, Быкову Артёму и учащейся 1-а класса, Савельевой Злате. Завершился праздник «Школьные годы уже позади…» праздничным столом, который любезно организовала директор продуктового магазина, Емельянова Екатерина Васильевна.

В этом учебном году впервые состоялась торжественная церемония по награждению лучших учащихся школы стипендиями школьного Попечительского совета-2013. Церемония началась с приветствия члена Попечительского Совета Бодункова Алексея Феликсовича, заместителя председателя Московской Областной Думы, который нашел время посетить наше учебное заведение, отложив важные дела в своём трудовом графике. Бодунков Алексей Феликсович подарил ребятам, достигших высоких результатов в учебной, творческой, спортивной и трудовой деятельности памятные подарки Московской Областной думы. Также почётными грамотами Московской Областной думы за большой вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения и памятными подарками были отмечены Мурашкина Ирина Евгеньевна, директор МСКОУ СКОШ VIII вида, классные руководители: Поимцева Наталья Геннадьевна, Данильчик Мира Николаевна, Нартикоева Светлана Юрьевна, Логункова Галина Михайловна, Бурцева Людмила Анатольевна.

На торжественном мероприятии лучшим учащимся школы членами школьного Попечительского совета были вручены стипендии 1, 2 и 3 степеней в размере от трех до 7 тысяч рублей. В номинациях были представлены учащиеся:

«За успехи в учебной и исследовательской деятельности»6 Емельянов Дмитрий 9-б класс, Ряховский Виктор 9-б класс, Леонов Евгений 5-б класс.

«За достижения в спорте»: Андреев Арсен 9-а класс, Андреева Ангелина 9-а класс, Рейтер Виталина 8-а класс.

«За успехи в творчестве». Халецкий Алексей 9-а класс, Масленникова Татьяна 8-а класс, Темненкова Мария 8-а класс.

«Трудовая гордость школы»: Заборников Виктор 9-б класс, Гаврилов Александр 9-а класс, Солодкая Анастасия 5-б класс.

«Активная жизненная позиция»: Максименко Наталья 8-а класс, Бидин Андрей 9-а класс, Устинова Алина 7-а класс.

В мае 2013 года в Губернском профессиональном колледже состоялась встреча Министра образования Московской области М.Ю. Кокуновой с лучшими выпускниками специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII вида Московской области. На праздник были приглашены 200 выпускников, которые на «отлично» закончили школу. МСКОУ СКОШ VIII вида г. Серпухова представляли: Быков Артем, Мавроян Марина, Емельянов Дмитрий, Халецкий Алексей во главе с директором – Мурашкиной Ириной Евгеньевной.

В рамках встречи состоялось вручение поздравительных дипломов и подарков выпускникам.

Исполнительный директор благотворительного фонда «Абсолют-помощь», советник первого заместителя председателя Правительства Московской области Г.В. Крюков наградил грамотами лучших педагогов школ, которые подготовили детей к областным конкурсам: «Лучший по профессии» и к конкурсу художественной самодеятельности.

Педагог дополнительного образования Белозерцева Наталья Васильевна – художественный руководитель танцевального коллектива «Гармония» специальной коррекционной школы VIII вида г. Серпухова - награждена почетной грамотой. В праздничном концерте приняли участие победители конкурса художественной самодеятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений Московской области. Коллектив «Гармония» выступил с танцевальным номером «Кадриль».

В рамках профориентационной  работы  педагогами проводились классные часы, на которые приглашались представители профессиональных колледжей, в которых могут в дальнейшем обучаться выпускники нашей  школы.

Педагогический коллектив школы стремиться создать благоприятные условия для всестороннего развития личности каждого ученика, отводя определенную воспитательную роль учебно-познавательной деятельности. На уроках, в учебной деятельности, учителя-предметники формируют научное мировоззрение учащихся. Это находит продолжение и во внеклассной работе, во внеурочных занятиях. Традиционными стали в школе предметные недели, декады. В рамках, которых учителя используют различные формы внеурочной деятельности: предметные недели, конкурсы, викторины, устные журналы, выпуск газет и т.д.

В феврале состоялась II Школьная научно-практическая конференция, посвященная Дню науки. Доклады представили Автономов Дмитрий учащийся 7 «А» класса, Комендо Григорий учащийся 8 «Б» класса, Латышев Алексей учащийся 6 «А» класса под руководством Максимовой И.В., Обидиной Н.А., Коньшиной Г.М.

Все доклады сопровождались презентациями. Проведение конференций играет важную роль в развитии учащихся. В первую очередь это раскрепощение учащихся и подготовка выступающих к участию в Международных научно-практических конференциях.

В городе Протвино состоялась VI Международной научно-практической конференции учащихся и студентов. Доклады представили Мавроян Марина учащаяся 10 «А» класса «И каждый снимок – новое открытие» - руководитель Бурцева Л.А и Емельянов Дмитрий учащийся 9 «Б» класса «Прекрасная нимфея» - руководитель Максимова И.В.

Немалое внимание школа уделяет и трудовому воспитанию. Основополагающей идеей этого направления является систематический, совместный, созидательный, творческий, социально значимый труд. Ежегодно Министерство образования Московской области совместно с благотворительным фондом «Абсолют - Помощь» проводит конкурс «Лучший по профессии» среди специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Московской области.

В финале областного конкурса «Лучший по профессии» среди специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Заборников Виктор, учащийся 9 «Б» класса достойно представил нашу школу в номинации «Слесарное дело». Учитель Кульбацкий В.Я.

Наша школа участвовала в выставке-ярмарке в рамках интеграционного проекта «Я умею!» в Центральном Доме Художника на Крымском валу, где выставлялись работы коррекционных образовательных учреждений Московской области.

Организуя разнообразную, насыщенную трудом деятельность (уборка учебных кабинетов, утепление окон, ремонтирование школьной мебели совместно с педагогом, уборка пришкольной территории. Педагогический коллектив осознает пользу такого воспитания для будущего подрастающего поколения.

Не в стороне остается и работа спортивно-оздоровительного направления воспитательной деятельности. Привлекая учащихся к занятиям в спортивных секциях, используя нестандартные формы спортивных внеурочных праздников и мероприятий учителя физкультуры способствуют повышению интереса к спортивной внеклассной работе. Учащиеся 9 и 10 классов: Андреева Ангелина, Грошев Виктор, Васильев Андрей, приняли участие в Областных соревнованиях по настольному теннису среди образовательных коррекционных учреждений VIII вида, где достигли высоких результатов, став четвёртыми среди 18 команд Московской области.

Огромное внимание в школе уделяется беседам о здоровом образе жизни. Были проведены Единые дни профилактики с привлечением врачей, различных специалистов.

Основной из задач, которая стоит перед педагогическим коллективом, в следующем году:

- совершенствовать работу по приоритетным направлениям воспитательной деятельности

- развить школьные традиции.

Участие в общешкольных мероприятиях развивает ответственность, инициативу в наших детях, содействует воспитанию общественной активности, выявляет лидерские качества личности и их коммуникативные способности.

Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Школа и семья - два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой. С этой целью в школе велась большая работа с родителями или лицами их заменяющими. Систематически проводились классные родительские собрания, разнообразные по формам (организационные, тематические, итоговые,)

В течение учебного года было проведено и общешкольные родительские собрания, на которых обсуждались вопросы антитеррористической защищенности. Активная работа велась и на заседаниях совета школы. Одной из составляющей части взаимодействия педагога и родителей является корректирование семейного воспитания. С этой целью проводились рейды по неблагополучным семьям с участием инспектора ОДН, социального педагога,

Педагогическому коллективу школы нужно серьезно задуматься над своим отношением к детям из неблагополучных семей, и пересмотреть методы и формы воспитательного воздействия на таких детей, может быть тогда динамика численности пойдет на спад.

В современных условиях главной целью воспитания является развитие и совершенствование личностных качеств личности. Нынче в большей степени от школы зависит, каким человеком станет в будущем ребенок – добрым или злым, высокоморальным или безнравственным, честным или преступником. С этой цель школа, уже не первый год, изучает уровень воспитанности каждого школьника. Результаты данной работы зависит не только от объективных факторов, но и от профессионализма учителя, его отношения к детям, желание изменить ситуацию к лучшему. Поэтому в классах, где учитель уделяет данному вопросу большое внимание, уровень воспитанности учащихся стабильно остается высоким.

Дополнительное образование в школе реализуется путем создания сети кружков, секций. Практика работы показывает, что рациональная организация кружковой работы способствует более глубокому всестороннему развитию учащихся, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития.

В 2012-2013 учебном году в школе функционировали секции и кружки по различным направлениям:

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ

«Мастерим сами»

«АБВГДейка» логопедическая коррекция

«Занимательная грамматика»

«Юный краевед»

«По континентам и странам»

«Этикет в быту»

«Бумажные истории»

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

«Родное слово»

«Веселые музыканты» оркестр

«Чародеи» драматический кружок

«Гармония» танцевальный кружок

«Выразительное чтение»

«Созвездие» вокальный кружок

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

«Сувенир»

«Веселая краска»

«Волшебный лоскуток»

«Комнатное цветоводство»

«Оригами»

«Мини-ателье Золушка»

«Изобразительная деятельность»

ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

«Мастерим по дереву»

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

«Самооборона» рукопашный бой

«Общая физическая подготовка»

Кроме того, на базе школы действуют кружки учреждения дополнительного образования Дома детства и юношества

«Изобразительная деятельность» - руководитель Фасхутдинова Е.В.

«Бумажные истории»- руководитель Зайцева С.В.

Работа кружков и секций учреждений дополнительного образования проводилась в учебных кабинетах школы согласно двухстороннему договору директора школы с учреждениями дополнительного образования и утвержденному директором школы графиком, с соблюдением санитарно - гигиенических норм.

Кружки пользуются популярностью среди учащихся. Многие ребята посещают по 2 кружка. Основной целью занятий в кружках является изучение чего – то нового и интересного, отсюда высокая посещаемость кружков, так же ребята- кружковцы могут себя проявить различных мероприятиях, которые проводятся в школе, в городе и области.

Накопленный в системе дополнительного образования потенциал, позволяет педагогическому коллективу школы создать практику, соответствующую природе детства и имеющую в основе признание ребенка высшей ценность педагогической деятельности. В предстоящем учебном году следует увеличить усилия педагогического коллектива по вовлечению учащихся школы в систему образования во второй половине дня – дополнительного образования, изучая социальный запрос на данный вид образовательных услуг; максимально стараться сблизить позиции спроса и предложения; удовлетворить кадровую потребность в этой перспективной сфере образовательной деятельности современной школы.

Исходя из анализа воспитательной работы необходимо отметить, что в целом поставленные задачи воспитательной работы можно считать решенными. На основе тех проблем, которые выделились в процессе работы, можно сформулировать задачи на будущий учебный год:


  1. Продолжить работу по повышению научно-теоретического уровня педагогического коллектива в области воспитания детей.

  2. Развивать единую систему школьного и классного ученического самоуправления, развивать творческую инициативу.

  3. Формировать у учащихся представление о здоровом образе жизни, продолжать обновлять и развивать систему работы по охране здоровья учащихся.

  4. Развивать внеурочную деятельность учащихся. Направленную на формирование нравственной культуры. Гражданской позиции, расширение кругозора, на улучшение усвоения учебного материала, повысить качество дополнительного образования.

  5. Продолжать развивать систему работы с родителями.



  1. Служба социальной поддержки и психолого-педагогического сопровождения.

Служба социальной поддержки и психолого-педагогического сопровождения – один из компонентов целостной системы образовательной деятельности школы, является структурным подразделением и ориентирована на всех участников образовательного процесса, их психолого-педагогическую и медико-социальную поддержку.

Служба содействует администрации и педагогическому коллективу образовательного учреждения в создании целостной системы, обеспечивающей полноценное социальное, психическое и личностное развитие детей и подростков в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями, организует психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение образовательного процесса путем реализации комплекса превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации личности.

Основными принципами работы службы СПППС являются:



  • приоритет интересов ребенка;

  • непрерывность и комплексный подход в организации сопровождения;

  • рекомендательный характер оказания помощи и услуг;

  • работа по методу междисциплинарной команды.

Сотрудники службы школы осуществляют свою деятельность, руководствуясь запросами родителей, учащихся, администрации школы, педагогов, Положением о службе социальной поддержки и психолого-педагогического сопровождения и нормативно-правовыми документами различного уровня (Конституция РФ, Конвенция ООН о правах ребенка, Декларация ООН о правах инвалидов, Закон РФ «Об образовании», Федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, Постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы и инструкции Министерства образования и науки РФ, Министерства образования и науки Московской области, СПА г. Серпухова «Комитет по образованию», этический кодекс психолога и социального работника, локальные акты образовательного учреждения, Устав образовательного учреждения). Поддерживают тесную связь с МОУ ППМС ЦДК «Шанс», МДОУ №26, ПМПК г. Серпухова и Серпуховского района, психоневрологическим диспансером, ОДН УВД, специалистами КДН и ЗП, управлением опеки и попечительства города и района.

В состав службы входят следующие специалисты:

  • А.Е. Мухин – педагог-психолог, руководитель службы;

  • И.М. Кузовкина – учитель-логопед;

  • Е.В. Костельникова – учитель-дефектолог;

  • Л.И. Морозова – руководитель ЦМК учителей надомного обучения;

  • О.И. Колышкина – социальный педагог;

  • Т.Н. Шведова – медицинская сестра.

Курирует работу службы – директор школы Мурашкина И.Е.

Руководителем Службы социальной поддержки и психолого-педагогического сопровождения школы в начале нового учебного года был составлен план работы службы, который утвердил директор школы. Перед специалистами службы были поставлены следующие задачи:

- обеспечение полноценного психологического и социального развития школьников, сохранение их психологического здоровья на каждом возрастном этапе;

- формирование у учащихся способности к воспитанию и самовоспитанию;

- индивидуальный подход к каждому учащемуся в психолого-педагогическом изучении на протяжении всего периода пребывания в школе;

- пропаганда здорового образа жизни, в том числе: профилактика курения, употребления алкоголя, токсикомании;

- предупреждение правонарушений и отклоняющегося поведения учащихся;

- профилактика негативного семейного воспитания.


Сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников образовательного процесса и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны всех специалистов образовательного учреждения.

Целью психолого-педагогического сопровождения в специальной (коррекционной) школе является создание  системы медицинских, социальных, психологических и педагогических условий, способствующих успешной интеграции, адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме, а также поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала субъектов образовательного процесса.

Служба сопровождения – это команда специалистов: педагога - психолога, учителя-логопеда, социального педагога, медицинского работника и учителя-дефектолога, которые не только помогают в решении проблем, но и занимаются их профилактикой.
Подводя итоги работы службы за 2012/2013 учебный год, хочется отметить основные мероприятия, которые осуществляли специалисты службы по различным направлениям.

Центральным моментом работы каждого специалиста службы сопровождения является система психолого-медико-педагогических консилиумов. Консилиум является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого – педагогического и медико – социального сопровождения обучающихся.

Заседания школьного психолого-медико-педагогического консилиума проходили согласно плана (очередные) и внеочередные. Заседания консилиумов проводились как по инициативе педагогов, администрации школы, так и по инициативе родителей. Всего за учебный год состоялось 20 заседаний ПМПк, на которых рассматривались вопросы комплексной диагностики учащихся, имеющих сложную структуру дефекта, выбора программы обучения, формы обучения, класса обучения, разработки индивидуальных программ сопровождения учащихся, направления детей на городскую и областную ПМПК. Также учителя-дефектологи Кузовкина И.М. и Костельникова Е.В. делились знаниями, полученными на международной научно-практической конференции «Аутизм. Вызовы и решения».

В школе систематически проводится Совет профилактики правонарушений. Всего за 2012/2013 учебный год состоялось 13 заседаний Совета профилактики правонарушений. На заседания всегда приглашалась старший инспектор ОДН УВД Бритовская Алевтина Владимировна, которая всегда откликалась на наши приглашения. На заседании рассматривались вопросы девиантного поведения учащихся школы, недостойного поведения родителей, постановки и снятия с различного вида учета учащихся и их семей. Каждое заседание Совета профилактики протоколируется и подшивается в общую папку.



Консультации и коррекционные занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом и педагогом-психологом. Согласно утвержденному расписанию в школе проводятся консультации и коррекционные занятия с логопедом, дефектологом, психологом, которые направлены на коррекцию негативных проявлений и различных дефектов речи, поведенческих отклонений, расстройства эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков. Также в декабре психолог, логопед и дефектолог провели интегрированное открытое занятие «Зимушка-зима». Все специалисты службы очень тесно взаимодействуют с родителями и учителями. Хочется отметить, что проводимые мероприятия дают положительный эффект.

В 2012-2013 учебном году в школе при поддержке и участии специалистов службы были проведены родительские собрания:



  • «Пути преодоления трудностей адаптации первоклассников»

  • «Психологическое сопровождение учащихся при поступлении в профессиональное училище»

  • «Задачи психологической подготовки детей к экзаменам педагогического и родительского коллективов»

Также в октябре 2012 года педагог-психолог совместно с учителем-дефектологом провели групповую консультацию для родителей первоклассников «Школа для родителей», где ответили на все интересующие вопросы родителей, даны конкретные рекомендации родителям по оказанию помощи детям при выполнении учебных заданий дома и т.д.

Рейды в семьи. Социальный педагог и педагог-психолог школы систематически проводили рейды в семьи учащихся, длительно не посещающих учебные занятия в школе, а также совершавших действия девиантного характера. Выяснялись причины пропусков, негативного поведения, проводились профилактические беседы и т.д.

Взаимодействие с КДН, ОДН УВД, управлением опеки и попечительства. Сотрудники службы, в основном это социальный педагог, педагог-психолог и классные руководители постоянно в течение всего учебного года осуществляют тесный контакт с различными службами и ведомствами города – сдача отчетов, характеристик, выписок отметок, выписок протоколов ПМПк, предоставление информации об учащихся и т.д. Только тесный контакт и сотрудничество со стороны всех заинтересованных сторон дает необходимый эффект при работе с детьми категории «группы риска».

Мониторинг учащихся, банки данных. Социальным педагогом составляется социальный паспорт школы, обновляются банки данных различных категорий детей и семей в сентябре и январе месяце. На основании банков данных происходит мониторинг детей и семей «группы риска», сравнительный анализ по годам.

Психологическое сопровождение сдачи выпускных экзаменов учащихся 9-ых и 10-го классов. Слово «экзамен» в буквальном переводе с латыни – «испытание». Дети в большинстве своем так и относятся к нему – как к очень серьезному жизненному испытанию: с повышенным чувством ответственности. Экзамен – это всегда стресс. Помочь справиться с тревожным состоянием призван психолог. В предэкзаменационный период был составлен график консультаций педагога-психолога. На консультации психолог помогал детям правильно подготовиться к экзаменам, давал практические рекомендации и советы детям и родителям.

Профилактическая работа. Организованы и проведены лектории, направленные на профилактику употребления ПАВ, совершения правонарушения с привлечением специалистов из различных служб и ведомств города. Также на уроках по психологическому практику и этике в старших классах проходят занятия, направленные на профилактику вредных привычек, совершения правонарушений и формирование навыков здорового образа жизни.

Обобщение и распространение педагогического опыта. Педагоги службы СПППС активно принимали участие в различных семинарах, круглых столах, конференциях различного уровня, делились своим опытом, размещали научные статьи в сборниках, повышали свой профессиональный уровень – обучались на курсах повышения квалификации по программе «Информационные технологии в образовании» в Институте информационных технологий и управления. Также специалисты службы в феврале 2013 года приняли участие в областном конкурсе образовательных учреждений муниципальных образований Московской области на присвоение статуса Региональной инновационной площадки Московской области - разработали проект «Адаптивная модель специальной коррекционной школы как эффективный механизм, регулирующий зону социальной компетентности и жизненных перспектив учащихся с ограниченными возможностями здоровья». В апреле 2013 года наша школа стала победителем данного конкурса, и ей был присвоен статус региональной инновационной площадки.
Несмотря на сталкиваемые трудности, проводимая работа службой социальной поддержки и психолого-педагогической помощи даёт положительные результаты, позволяющие своевременно выявлять возникающие проблемы в сфере ближайшего окружения ребёнка, по возможности устранять негативные причины и трудности семей с различным жизненным укладом, сохранять положительные подходы к воспитанию детей в семьях. 

В следующем учебном году следует продолжить совместную работу со службами школы, классными руководителями и воспитателями, структурными подразделениями района по профилактике правонарушений и безнадзорности, сохранению положительного опыта воспитания, правовой информированности родителей и учащихся.




Анализ и перспектива профориентационной деятельности

за 2012-2013 учебныйгод

Профориентационная работа в нашей школе – неотъемлемая часть педагогического процесса и соответствует коррекционной работе как её составляющей. Цель данной работы – оказание действенной помощи детям в профессиональном выборе.


Психолого-педагогическим сопровождением учащихся в выборе профессий и профессионального самоопределения были осуществлены следующие виды работ:

  • составлена программа бесед с учащимися по интересующим их профессиям, которые пользуются спросом на рынке труда, а также профессиям, которые могут выбрать дети с ограниченными возможностями здоровья, в силу ограниченных возможностей.

  • ежемесячное проведение профориентационных бесед. Каждая беседа была посвящена конкретной профессии или проблеме ее выбора.


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Публичный отчет директора школы за 2012 2013 учебный год г. Серпухов 2013 г
811.28kb.
Публичный отчёт директора школы за 2012 2013 учебный год
318.41kb.
Публичный отчет директора школы за 2011 2012 учебный год г. Серпухов 2012 г
828.41kb.
М. Б. Оводенко городского округа Самара Утвержден: приказом директора гимназии №275 от 30 августа 2013 Публичный отчет
2152.36kb.
Публичный доклад директора школы (2012-2013 учебный год) 2013г
130.22kb.
Публичный отчёт директора моау сош №2
542.96kb.
Публичный отчёт «Анализ деятельности школы за 2012-2013 учебный год»
3696.97kb.
Публичный отчетный доклад директора школы Л. В. Вавиловой 2012 2013 учебный год
985.84kb.
Публичный отчёт директора школы перед общественностью за 2012-2013 учебный год общая характеристика школы
1001.57kb.
Публичный доклад директора за 2012-2013 учебный год с. Сайылык-2013 г
1218.75kb.
Публичный отчет за 2012-2013 учебный год с. Хохлома 2013 г Структура отчета
2601.22kb.
Публичный доклад директора школы г. Серпухов 2013
1104.11kb.