Главная стр 1
скачать
Путешествие в страну Фразеологии)

(фразеологический КВН для учащихся 6-7 классов)




Ц ель:

• Воспитание любви к слову и родному языку, воспитание взаимоподдержки;

• Развивать умение работать в команде;

• Углубить и расширить знания о фразеологизмах;

* Развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи;

* Уметь толковать их значение;

* Уметь использовать возможности фразеологизмов.

Представление команд

1. Название.

2. Рассказ о себе. (Должны использоваться фразеологизмы)

Разминка

В тексте найти и записать фразеологизмы («Русск.яз.» 1-2003)


(«Вадим был добрый парень...»)
Каков стиль речи? Как вы об этом догадались? Использование фразеологизмов и диалогов.

1. Задание на карточках.

Узнай фразеологизм в лицо по его описанию и объясни его значение.

|1| а) - принять сидячее положение

- предлог

- часть тела, соединяющая голову с туловищем

б) - предлог

- незначительный по весу

- центральный орган кровеносной системы.

(а) - сесть на шею - обременить собой, заботами о себе; 6} - с легким сердцем - без тревоги, без раздумий.

|2| а) - принять сидячее положение

- предлог

- низкая резиновая обувь

б) - проводить время в каком-нибудь занятии, исполнять музыкальное произведение

• предлог

- тончайшие отростки волокна, образующие разветвляющую от головного и спинного мозга систему.

(а) - сесть в галошу - потерпеть неудачу, оказаться в неловком положении, б) - играть на нервах - намеренно раздражать, нервировать кого-либо.

Пример:


- направлять взгляд, чтобы увидеть кого-либо.


- предлог

- часть лица.

Конкурсы для команд

1, Город мастеров (определи профессию).

Мы в городе мастеров. Здесь в каждом домике живут фразеологизмы, возникшие в устной речи людей разных профессий.

I к. Топорная работа;

Без сучка, без задоринки;

Снять стружку;

Разделать под орех. (Столяр)

И к. На один покрой; Трещать по швам; Семь раз отмерь, один раз отрежь; Шито белыми нитками. (Портной)

I к. Доводить до белого каления;

Между молотом и наковальней. (Кузнец)

М к. Калачом не заманишь;


Заварить кашу;
Толочь воду в ступе;
Попасть как в ощип. (Повар)

I к. Ставить в тупик;


Зеленая улица;
Па всех парах. (Железно-дорожник).

II к. Подсластить пилюлю;

Как рукой сняло; Затаить дыхание. (Доктор)

Сделаем вывод. Откуда пришли в русский литературный язык очень многие фразеологизмы? (Из разговорно-бытовой речи, из речи людей разных профессий).



Мы идем дальше и попадаем в поселок синонимов и антонимов.

1). Подберите слова-синонимы к фразеологизмам (заменить фразеологизм одним словом, отвечать быстро).

- бить баклуши (бездельничать);

- сломя голову (быстро);

- в час но чайной ложке (медленно);

- водить за нос (обманывать);

- сам себе на уме (хитрый);

- как снег на голову (неожиданно);

- держать язык за зубами (молчать);

- не в бровь, а в глаз (точно).

2). Подобрать к данным фразеологизмам фразеологизмы синонимы.

- бить баклуши (валять дурака, гонять собак);

- в чем душа держится (краше в гроб кладут);

- хоть пруд пруди (тьма-тьмущая, яблоку негде упасть);

- во все лопатки (сломя голову, в мгновение ока);

- слово в слово (тютелька в тютельку, комар носа не подточит);

- попасть впросак (попасть в переделку, попасть в переплет).

3) Подберите к данным фразеологизмам фразеологические антонимы.

- кот наплакал (куры не клюют);

- спустя рукава (засучив рукава);

- как кошка с собакой (душа в душу, водой не разлить);

- за словом в карман не полезет (язык проглотил, воды в рот набрал);

- от горшка два вершка (верста коломенская);

- черепашьим шагом (сломя голову, во весь дух).



Конкурс капитанов

Фразеологический зоопарк.

Вспомните, какие животные живут во фразеологическом зоопарке.

- Пишет как ... лапой (курица);

- Дошить шкуру неубитого ... (медведя);

- На сердце ... скребут (кошки);

- ... носа не подточит (комар)

2 В предложенное стихотворение вставить пропущенный фразеологизм.

а) Глеб у доски повесил нос.

Краснея до (корней волос).

Он в этот час, как говорится,

Готов (сквозь землю провалиться).

О чем же думал он вчера,

Когда (баклуши бил) с утра?

б) Говорил товарищ мой вчера.

Что в кино давно сходить пора.

Только было я хотел собраться,

Как ему (взбрело на ум) купаться.

По дороге передумал он,

Стал тащить меня на стадион.

- Что ты, - закричал я, - в самом деле!

У тебя (семь пятниц на неделе).


3. Кто-то подшутил над вами и рассыпал фразеологизмы на отдельные слова. Собери их за 2 минуты (всего их 5).

1 к. Как Макар свистит на языке ветер вертится в карманах куда в рукавицах канул телят в воду не гонял ежовых.

(Как в воду канул - бесследно исчез;

Куда Макар телят не гонял - очень далеко: Ветер свистит в карманах -- совсем нет денег; Вертится на языке - хочется сказать о чем-то важном; В ежовых рукавицах -держать очень строго).

II к. Расхлебывать следы глядя в пятки баклуши на ночь заметать душа уходит бить кашу.

(Заметать следы - уничтожать улики;

Душа уходит в пятки - испытывать страх;

Расхлебывать кашу - распутывать сложное дело;

Кить баклуши - бездельничать, лениться;

На ночь глядя - поздно вечером).



Город фразеологических загадок

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (нос).

Не цветы, а вянут; не ладошки, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные (уши).

Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит (ветер).

Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; ее «просит» рваная обувь; она в голове у путаников (каша).

Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди (вода).

Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дергают, заставляя высказываться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего (язык).

Посещение картинной галереи.

Команды представляют свои рисунки. Команда противников определяет, какой фразеологизм изображен.



«Проба пера»

Напишите шуточное объявление, используя фразеологизм.

Например: Студент, имеющий несколько «хвостов», купит хорошо подвешенный язык за умеренную плату.

Продолжи фразу

- Дрожит как (осиновый лист).

- Выводить на (чистую воду).

- Поразить как (гром среди ясного неба).

- Кататься как (сыр в масле).

- .Держать в (ежовых рукавицах).

- Вариться в (собственном соку).

Некоторые ученые к фразеологизмам относят также пословицы и поговорки. Закончите начатые пословицы.

- Любишь кататься - (люби и саночки возить).

- Тише едешь - (дальше будешь).

- Лучше синица в руках, чем (журавль в небе).

- Кончил дело - (гуляй смело).

- Не спеши языком - (торопись делом).

- Готовь сани летом, а (телегу зимой).

Подведение итогов.



Результаты команд.
скачать


Смотрите также:
Путешествие в страну Фразеологии
69.19kb.
Путешествие в страну «Веселой грамматики»
164.16kb.
Программа для 6-х классов «Путешествие в страну Грамматика»
46.69kb.
Путешествие в бумажную страну
37.5kb.
Урок путешествие по теме «Решение задач и уравнений»
32.75kb.
«Прощай лето» Темы: «Лето красное прошло». «По родным просторам». «Путешествие в хлебную страну». «Дары осени (овощи, фрукты)» Цель
1848.38kb.
Классный час "Путешествие в страну Счастья"
31.28kb.
«Путешествие в страну Знаний. Состав слов»
77.33kb.
Информационный раздел
600.04kb.
Внеклассное мероприятие «Путешествие в страну Здорового Образа Жизни»
53.41kb.
«Путешествие в страну Фантастику»
93.8kb.
Путешествие в страну олимпию
45.83kb.