Главная стр 1стр 2стр 3
скачать
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

лицей им. В.Г.Сизова

Утверждаю

Директор лицея

____________В.А.Ермоленко

«____» _____________ 2013 г.
Рабочая программа

География России

Класс 8

Учебный год 2013-2014

Учитель Чувашова О.В.

УМК комплексный учебник «География России»

Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А.

Москва «Дрофа» 2007год.

Обсуждено и согласовано Принято на заседании

на заседании методического объединения педагогического совета

учителей естественнонаучного цикла №_________________

Протокол № от « » мая 2013 г. от « »_________2013 г.


г. Мончегорск

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ. 8-9 КЛАСС.
1.1. Нормативно-правовые документы
Рабочая программа по географии для 8-9 классов разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по географии, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта (далее - ФКГС) основного общего образования.

1.2. Общая характеристика учебного предмета

География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Целями изучения географии в основной школе являются:

• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Современный курс «География России» 8-9 класс завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всём её многообразии, уникальности, целостности и проблемности. В структуре географического образования этот курс занимает центральное положение и служит основой воспитания духовности, патриотизма, толерантности, ответственности, вносит вклад в воспитание экологической культуры.

Программа реализует модель изучения географии России на идеях комплексного географического страноведения и рассмотрения единой природно-социохозяйственной системы. Изучение географии России осуществляется на основе показа эволюции природных, социальных, экономических, экологических проблем и путей их решения с позиций общественно значимых ценностей. При изучении курса «География России» осуществлена попытка реализации взаимодействия интегративного подхода и принципов экологизации и гуманизации.

С целью воспитания патриотизма, любви к малой родине в программе отведены часы на краеведческий материал.

Изучение курса «География России» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении физической географии в 6-7 классах, а также при изучении курсов истории и биологии.

1.3. Цели и задачи учебного предмета «география»

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.



Планируемые результаты:

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических

ценностей.

2. Место предмета в базисном учебном плане

География в основной школе изучается с 6 по 9 классы. Общее число учебных часов за четыре года обучения — 272, из них 34 ч (1 ч в неделю + 34 часа региональный компонент) в 6 классе и по 68 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.



3. Требования к учащимся

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

- географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;



уметь

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.


4. Рабочая программа обеспечена учебно- методическим комплексом:

Учебники:

1. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. Природа и население. 8 класс М.: Дрофа, 2009

2. Дронов В.П, Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 класс. -М.: Дрофа, 2010

Литература:


  1. Примерная программа по географии /сборник нормативных документов. География/ сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.

  2. Баринова И.И.. География России. 8 класс. - М.: Дрофа, 2011, 2012.

  3. Дронов В.П, Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 класс. -М.: Дрофа, 2008.

  4. Атлас «Природа России», 8 класс.- М.: Дрофа, 2009.

  5. Атлас «Население и хозяйство России», 9 класс.- М.: Дрофа, 2009.

  6. Контурные карты «Природа России», 8 класс.- М.:Дрофа, 2010.

  7. Контурные карты «Население и хозяйство России», 9 класс.- М.:Дрофа, 2011.

  8. Малиновская С.А. География 8 класс. Поурочные планы. – Волгоград:Учитель,2008.

  1. Баринова И.И., Ром В. Я. География России. 8-9 классы. Методическое пособие. –М.: Дрофа, 2010.

  2. НиколинаВ.В. География. 8 класс. Поурочные разработки .- М.: Дрофа, 2009.

  3. Петрушина Н.П., Ким Э. В. География России. Природа и население. Рекомендации к планированию уроков. –М.: Дрофа, 2009.

  4. ЖижинаЕ.А. Поурочные разработки по географии. 9 класс. - М.: ВАКО, 2012.

  5. Климанов В.В. География в цифрах. – М.: Дрофа, 2006 .

  6. Климанов В.В. География в таблицах. – М.: Дрофа, 2006 .

  7. Электронная энциклопедия «Арктика - мой дом».

  8. Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии, 8 класс. – М.:Дрофа, 2007.

  9. Сиротин В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии. – М.: Дрофа, 2004.

  10. Чичерина О.В., Моргунова Ю.А. География в таблицах и диаграммах. - М.: Астрель. Хранитель, 2007.

  11. Пятунин В.Б. , Семагин Ю.А. Контрольные и проверочные работы 8 – 9 класс, Методическое пособие. -М.: ДРОФА, 2008.

  12. География. Россия. Природа, население, хозяйство. Поурочное тематическое планирование. 8 класс под ред. Н. Тарасовой. -М. : Просвещение, 2009.

  13. Полякова Л.Н. Сборник заданий и упражнений по географии. 8 класс. - М.: Экзамен, 2009.


5. Содержание учебного материала

Раздел и количество часов в примерной программе

Содержание ФКГС

8 класс

9 класс

8-9

всего


136 часов

Раздел: География России










1.Раздел. Особенности географического положения России

(10 часов).




Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.

4




11 часов

Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

3




История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории

России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.

1




Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

3




Практические работы.

1. Характеристика географического положения России.

2.Сравнение географического положения России и других стран.

3. Определение поясного времени для разных городов России.


+

+



+




(3)

2.Раздел. Природа России (30 ч.)


Природные условия и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов. Природный и экологический потенциал России.

1




30

часа


Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

6




Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона и своей местности

7










Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

6







Почва и почвенные ресурсы. Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.

3







Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

4







Природно-хозяйственное районирование. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.

7










Практические работы.

4..Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

5.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

6.Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

7.Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

8.Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

9.Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

10.Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

11.Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования.

12.Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

13.Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.

+
+
+


+
+
+

+

+



+
+




(10)

3.Раздел. Население России (10 ч.)


Человеческий потенциал страны. Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.

2




10 часов

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения.

1




Народы и религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.

1




Особенности расселения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.

2




Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

1




Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определяющие.

3




Практические работы.

14.Анализ карт населения.

15. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.

16. Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.


+

+


+




(3)

4.Раздел. Хозяйство России (30 ч.)


Особенности развития хозяйства России. Предприятие – первичная основа хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий. Отраслевая структура функциональная и территориальная структуры хозяйства, их особенности.

3




30 часов

Первичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы.

3







Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля - главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство.

2







Лесное хозяйство. Российские леса – важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла.

1







Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые басейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы.

1







Практические работы.

17. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.

18. Группировка отраслей по различным показателям.

19. Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.

20. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

+

+



+

+






(4)

Вторичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его развития.




2




Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве.Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.







Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Машиностроение и охрана окружающей среды.




2




Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды.




2







Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.




1




Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве.

Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.






1




Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.




1




Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности.




2




Третичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития.




1




География коммуникаций. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь.




2




География науки. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.




1




География социальной сферы.Состав, место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. География жилищного и рекреационного хозяйства. Жилье – одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.




2




Практические работы.

17.Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.

18.Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

19.Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.





+

+



+

(3)

5. Раздел. Регионы России (42 ч.)


Районирование России. Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.).

Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы.






1

42

часа


(4)

Районы и крупные регионы России. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.

Практические работы.

20.Анализ разных видов районирования России.

21.Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство.

22.Выявление и анализ условий для развития хозяйства районов, регионов.

23.Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.





41

+

+



+

+


6. Раздел. Россия в современном мире (4 ч)


Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, политических, экономических и культурных связей с Россией. Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.




4

4

часа


7. Раздел. География Мурманской области

( резерв- 14 ч.)


Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.


5

4

9

часов






  1. Приложение к программе




Содержательные линии

8 класс

9 класс

Итого

1. Географическое положение России

11




11

2. Природа России

30




30

3. Население России

10




10

4. Хозяйство России

12

18

30

5. Регионы России




42

42

6. Россия в современном мире




4

4

7. География Мурманской области

5

4

9

8. Итого

68

68

136



  1. Учебно-тематическое планирование

8 класс (68 часов)

Тема

Количество часов

Практические работы

Географическое положение России

11

3

Природа России

35

10

Население России

10

3

Хозяйство России

12

7


9 класс (68 часов)



Тема

Количество часов

Практические работы

4.

Хозяйство России

18

3

5.

Регионы России

42

4

6.

Россия в современном мире

4




7.

География Мурманской области

4

1


9. Календарно-тематическое планирование курса «География России».

Преподавание ведётся по комплексному учебнику 8-9 класс под редакцией авторов В.П. Дронова, И.И. Бариновой, В.Я. Рома, А.А. Лобжанидзе «География России», Москва, «Дрофа» 2007 год.


Часть 1. Особенности географического положения России. 11 часов

Задачи:


- познакомить учащихся со структурой курса «География России», основными требованиями к изучению курса;

- сформировать представление о методах географических исследований;

- познакомить с географическим инструментарием

- познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями, с географической номенклатурой по теме;

- сформировать представление об особенностях физико-географического, экономико-географического и геополитического положения России, об изменении этих положений во времени;

-продолжить формирование умения работать с различными источниками информации: тематическими картами атласа, статистическими материалами, таблицами, диаграммами, схемами;

- сформировать представление об основных этапах и методах географического изучения территории, о русских путешественниках, внёсших вклад в изучение России;

- изучить классификацию российских границ, особенности морских и сухопутных границ России, особенности административно-территориального устройства России;

- продолжить формирование умения работать с различными источниками информации;

- продолжить формирование общеучебных умений и навыков.







дата

Тема урока

Содержание урока

Тип урока

Форма контроля

1.




Введение. Что изучает география России?

Понятия: «региональная география», «социально-экономическая география», «инструментарий»; предмет изучения географии России, система требований программы к учащимся. Знакомство со структурой курса, основными требованиями, методами географических исследований, географическим инструментарием, географическими источниками.

Изучение нового материала




2.




Россия на карте мира.

Понятия: «государственная территория», «анклав»; изменение государственной территории России в ХХ веке, современной границы России, страны, которые являлись республиками бывшего СССР и образовавшие СНГ, спорные территории. Объяснить причины изменения государственных границ. Работа с картами и картосхемами.

Комбинированный

Индивидуальный опрос

3.




Особенности физико-географического положения России.

Понятия: «физико-географическое положение», особенности ФГП России, оценка ФГП для жизни и хозяйственной деятельности населения. Анализ ФГП России. Практическая работа №1 «Характеристика ФГП России»

Комбинированный с практической работой

Проверка практических навыков

4.




Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России.

Понятия: «экономико-географическое положение», «транспортно-географическое положение», «евроазиатская страна», «транзит грузов», «водное кольцо Европы»; особенности ЭГП и ТГП России. Оценка ЭГП, ТГП.

Комбинированный

Фронтальный опрос

5.




Геополитическое, этнокультурное, эколого-географическое положение России.

Понятия: «геополитика», «геополитическое положение страны», «этнокультурное положение страны», «эколого-географическое положение страны», «цивилизация»; изменения во времени, современная ситуация на границах России. Оценка геополитического положения России.

Комбинированный

Индивидуальный опрос

6.




Освоение и формирование государственной территории.

Понятия: «государственная территория», «колонизация», «монастырская колонизация», «империя»; основные этапы освоения территории России. Этапы и направления заселения территории России.

Семинар

Индивидуальный контроль

7.




Государственные границы России.

Понятия: «экономические границы», «исторические границы», «природные границы», «барьерные границы», «легитимные границы», «конфронтационные границы», «условные границы»; классификация границ России, их особенности, изменение приграничной обстановки на различных исторических этапах. Сравнение границ РФ с границами других государств. Практическая работа №2 «Сравнение географического положения России и других стран»

Комбинированный

Индивидуальный опрос

8.




Сухопутные и морские границы России.

Понятия: «границы сухопутные и морские», «воинский контингент», «экономическая зона», «территориальные воды»; проблемы благоустройства новых границ, территориальные споры, приграничные конфликты. Сравнение экономического потенциала соседних стран, определение влияния приграничного положения на политическую ситуацию, торговый оборот между странами.

Комбинированный

Фронтальный опрос

9.




Россия на карте часовых поясов.

Понятия: «часовые пояса», «местное, поясное, декретное, летнее время», «линия перемены дат»; различия во времени на территории России. Объяснить необходимость введения поясного времени, причины введения летнего времени, составление и решение задач на определение поясного времени. Практическая работа №3 «Определение поясного времени для разных городов России».


Комбинированный с практической работой

Проверка практических навыков

10.




Административно-территориальное устройство России.

Понятия: «федеративное и унитарное государство», «федеральные округа», «субъекты федерации», «республики», «административная реформа»; история становления федерализма в России, современные изменения на политико-административной карте России. Объяснить причины изменений, происходящих и планирующихся на административной карте России; прогнозировать возможные изменения.

Комбинированный

Индивидуальный опрос

11.

7

Обобщающий урок по теме «Особенности географического положения России»

Проверка усвоения ОУНов

Обобщающий

Разноуровневая проверочная работа


Часть 2. Природа России. (30 часов общий обзор + 5 часов природа Мурманской области)


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Рабочая программа География России Класс 8 Учебный год 2013-2014 Учитель Чувашова О. В
637.13kb.
Рабочая программа география Класс 11абв учебный год 2013-2014
314.29kb.
Рабочая программа по географии 8 класс 2013-2014 уч год Составлена на основе: Программы общеобразовательных учреждений. «География России. 8-9классы»
220.28kb.
Легостаевой Марии Григорьевны Первая квалификационная категория по по учебному курсу «География» 10А класс Базовый уровень 2013-2014 учебный год рабочая программа
1471.93kb.
Рабочая программа география Класс 9 Учебный год 2013-2014
543.62kb.
Рабочая программа география Класс 10 Учебный год 2011 2012 Учитель Алушкина Н. Е. Умк
342.83kb.
Учебного материала на 2011/2012 учебный год География 8 класс, 2 часа в неделю Учитель: Ульянова Т. В. Учебный комплект для учащихся
109.64kb.
Рабочая программа по химии 10 класс (профильный уровень) на 2013-2014 учебный год Учитель химии: Вдовина Н. И
481.92kb.
Рабочая программа по природоведению Класс 5 Учебный год 2013-2014 Учитель Алушкина Н. Е
449.61kb.
Рабочая программа кружка по информатике и икт 8-10 класс 2013 2014 учебный год Учитель: к п. н. Зырянов А. Г
82.56kb.
Рабочая программа по черчению в 8 классе Учитель: Пикулева О. А. 2013-2014 учебный год
193.7kb.
Бредихиной Елены Викторовны высшая квалификационная категория по учебному курсу «Русский язык» 1 «Б» класс умк «Школа России» 2013 2014 учебный год рабочая программа
574.16kb.