Главная стр 1
скачать
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра биологии
«Утверждаю»

Проректор по учебной работе,

д.м.н, профессор Н.С. Давыдова

__________________________

«____» ______________2011 г.


Рабочая программа дисциплины

«Биология, экология»

Специальность: 060101 – Лечебное дело

Квалификация: Врач

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО, М.: 2010 г.

и примерной программой дисциплины «Биология, экология», 2011 г.

2011 год
Составитель: заведующий кафедрой биологии, д.м.н., профессор Макеев О.Г.

Рецензент: заведующий кафедрой фармакологии, д.м.н., профессор Ларионов Л.П.

Программа обсуждена и одобрена Цикловой методической комиссией по медико-биологическим дисциплинам «___» ____________ 2011 г.


Председатель ЦМК по медико-биологическим дисциплинам,

заведующий кафедрой биохимии, д.м.н., профессор

Мещанинов В.Н.

1. Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины – формирование у студентов системных знаний в области биологических и экологических наук и обеспечение естественнонаучного фундамента для профессиональной подготовки врача, содействие развитию целостного естественнонаучного мировоззрения, развитие на этой основе навыков системного и критического мышления в отношении биологических основ здоровья человека.

Задачами дисциплины являются:

- формирование системных знаний об основных закономерностях развития Жизни и механизмах, обеспечивающих её поддержание на разных уровнях организации;

- формирование знаний о функционировании экологических систем и зависимости здоровья человека от качества окружающей среды;

- формирование у студентов навыков самостоятельной аналитической и научно-исследовательской работы;

- развитие у студентов навыков работы с учебной и научной литературой;

- развитие у студентов навыков организации мероприятий по охране труда и технике безопасности;

- формирование у студентов представлений об условиях хранения химических реактивов и лекарственных средств;

- развитие у студентов навыков профессионального общения с пациентами и их родственниками;

- воспитание чувства гуманизма, привитие навыков соблюдения биоэтических норм и правил в деятельности врача.
2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Биология, экология» является составляющей базовой части цикла С.2 – математический, естественнонаучный и медико-биологический цикл ФГОС ВПО по специальности Лечебное дело.

Как медико-биологическая дисциплина «Биология, экология» требует системных естественнонаучных знаний на основе среднего общего полного образования в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по специальности Лечебное дело.

Изучение дисциплины «Биология, экология» должно предшествовать изучению таких дисциплин цикла С.2, как «Гистология, цитология и эмбриология», «Нормальная физиология», «Патофизиология»», «Патологическая анатомия», «Микробиология, вирусология и иммунология», «Фармакология» и «Биохимия», а также изучению дисциплин цикла С.3 – профессиональный цикл.


3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «Биология, экология» у студентов должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК):

- способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы медико-биологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1).
В результате освоения дисциплины «Биология, экология» студенты должны овладеть следующими профессиональными компетенциями (ПК):

- способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

- способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9);

- способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитие болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению паразитарных болезней, проводить санитарно-просветительскую работу по гигиеническим вопросам (ПК-11);

- способностью и готовностью к обучению взрослого населения, подростков и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактики возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек (ПК-26);

- способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31);

- способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств в педиатрии, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32).
В результате изучения дисциплины «Биология, экология», студент должен:

Знать

- общие закономерности происхождения и развития жизни, антропогенез и онтогенез человека;

- законы генетики и её значение для медицины; закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакторных заболеваний;

- основные понятия и проблемы биосферы и экологии, феномен паразитизма и биоэкологические заболевания;

- правила техники безопасности и работы в биологических лабораториях, с реактивами, приборами, животными.

Уметь

- пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;

- пользоваться биологическим оборудованием;

- работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами);

- производить расчеты по результатам эксперимента, проводить элементарную статистическую обработку экспериментальных данных;

- объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию вариантов аномалий и пороков;

- решать генетические задачи;

- диагностировать возбудителей паразитарных заболеваний человека на препарате, слайде, фотографии.



Владеть

- понятийным аппаратом в области биологических и экологических наук;

- простейшими медицинскими инструментами (шпатель, пинцет и др.);

- методами изучения наследственности у человека (цитогенетический метод, генеалогический метод, близнецовый метод).


4. Объем и вид учебной работы

Виды учебной работы

Трудоемкость

Семестры

ЗЕТ

Часы

1

2

Аудиторные занятия (всего)

3,5

126







в том числе:







72

54

Лекции




54

36

18

Практические занятия




72

36

36

Самостоятельная работа (всего)

2,0

72







Реферат













Формы аттестации по дисциплине







зачет

экзамен

Подготовка к экзамену

0,5

18







Общая трудоемкость

6,0

216








5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

п/п

(ДЕ)

Наименование раздела дисциплины базовой части ФГОС (дидактические единицы-ДЕ)

Содержание раздела

(дидактических единиц)

де-1

Введение

(ОК-1; ПК-3,9,31,32)



Биология – наука о живых системах, закономерностях и механизмах их возникновения, функционирования и развития. Биологические науки, их задачи, объекты изучения. Методы биологии.

Биосоциальная природа человека. Биологические и социальные основы современной медицины. Значение биологии и экологии для формирования целостного естественнонаучного и профессионального мировоззрения врача.



ДЕ-2

Современные представления о сущности жизни.

Общие закономерности происхождения и развития жизни на Земле

(ОК-1; ПК-3,9,31,32)


Развитие представлений о сущности жизни. Жизнь как способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой (Ф. Энгельс). Определение жизни с позиции системного подхода. Общая теория систем, теория функциональных систем, теория организации и самоорганизации, значение трудов А.А. Богданова, П.К. Анохина, Л. фон Берталанфи, И. Пригожина в их развитии.

Биологические системы как открытые и саморегулирующиеся: общие принципы их функционирования и развития. Жизнь как эмерджентное свойство биологических систем. Иерархические уровни организации биологических систем. Жизнь как динамический неравновесный процесс.

Гипотезы происхождение жизни. Основные этапы развития жизни на Земле и их краткая характеристика. Архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой.

Появление клетки как исходная точка биологической эволюции. Гипотезы происхождения эукариотических клеток. Повышение надёжности организмов за счёт многократного резервирования их жизненно важных структур как основа прогрессивной биологической эволюции: возникновение многоклеточности, полимерии органов, нейрогуморальной регуляции. Возрастание длительности жизни организмов в эволюции и биологический смысл феномена старения.



ДЕ-3

Клеточный и молекулярно-генетический уровни организации биологических систем

(ОК-1; ПК-3,9,31,32)




Клетка – элементарная биологическая система. Клеточная теория как доказательство единства всего живого, её основные положения, современное состояние. Типы клеточной организации. Структурно-функциональная организация про- и эукариотических клеток. Поток информации, энергии и вещества в клетке. Закономерности существования клетки во времени. Жизненный цикл клетки, его варианты. Основное содержание и значение периодов жизненного цикла клетки.

Структурно-функциональная организация наследственного материала и его уровни: генный, хромосомный, геномный.

Наследственность и изменчивость – фундаментальные свойства живого. Основные виды наследственной изменчивости: комбинативная изменчивость и мутационная изменчивость, их механизмы.

Исторические этапы формирования представлений об организации материального субстрата наследственности и изменчивости.

Генный уровень организации наследственного материала. Химическая организация гена. Структура ДНК. Способ записи наследственной информации в молекуле ДНК. Генетический код и его свойства. Ген и его свойства. Особенности организации генов про- и эукариот.

Свойства ДНК как вещества наследственности и изменчивости. Самовоспроизведение наследственного материала. Репликация ДНК. Репликон. Механизм сохранения нуклеотидной последовательности ДНК. Репарация ДНК. Изменение нуклеотидной последовательности ДНК. Генные мутации и их классификация. Механизмы, снижающие неблагоприятный эффект генных мутаций.

Реализация наследственной информации в процессе жизнедеятельности клетки. Ген – функциональная единица наследственного материала. Этапы реализации генетической информации (транскрипция и посттранскрипционные процессы, трансляция и посттрансляционные процессы). Взаимосвязь между геном и признаком. Роль РНК в реализации наследственной информации. Особенности экспрессии генов про- и эукариот.

Биологическое значение генного уровня организации наследственного материала.



Хромосомный уровень организации наследственного материала.

Хромосома, её химический состав и структурная организация на разных фазах пролиферативного цикла. Нуклеосомная модель строения хромосом. Морфология хромосом. Особенности пространственной организации наследственного материала про- и эукариот.

Основные положения хромосомной теории наследственности. Хромосомные мутации, их классификация. Причины и механизмы возникновения хромосомных мутаций. Биологическое значение хромосомного уровня организации наследственного материала.

Геномный уровень организации наследственного материала.

Геном, кариотип, генотип и фенотип как видовые характеристики. Гаплоидный и диплоидный наборы хромосом.

Механизмы поддержания постоянства кариотипа в ряду поколений клеток и организмов. Митотический цикл клетки, краткая характеристика его фаз и значение. Главные механизмы митотического цикла, обеспечивающие поддержание генетического гомеостаза (редупликация хромосом, равномерное распределение генетического материала между дочерними клетками). Регуляция митоза. Значение эндомитоза и политении для нормального функционирования многоклеточного организма. Прямое деление клетки – амитоз. Мейоз как процесс формирования гамет. Фазы мейоза, их характеристика и значение. Рекомбинация хромосом в процессе мейоза, её медицинское и эволюционное значение. Представление о кроссинговере.

Геном как эволюционно сложившаяся система генов. Функциональная классификация генов (структурные, регуляторы, модуляторы). Регуляция экспрессии генов на примере механизма, открытого Ф. Жакобом и Ж. Моно. Негативная и позитивная регуляция генной активности.

Геномные мутации, причины и механизмы их возникновения. Классификация геномных мутации. Нарушение мейоза и митоза как механизмы возникновения геномных мутаций. Антимутационный процесс и его факторы. Эволюция генома. Роль амплификации генов, хромосомных перестроек, полиплоидизации, подвижных генетических элементов, горизонтального переноса информации в эволюции генома. Секвенирование генома. Биологическое значение геномного уровня организации наследственного материала.

Роль мутационной изменчивости в развитии патологических состояний человека и в эволюционном процессе.



ДЕ-4

Организменный (онтогенетический) уровень организации биологических систем

(ОК-1; ПК-3,9,31,32)




Размножение организмов как механизм, обеспечивающий смену поколений. Способы и формы размножения организмов. Половое размножение, его эволюционное значение. Гаметогенез: оогенез и сперматогенез. Морфология половых клеток. Чередование гаплоидной и диплоидной фаз жизненного цикла.

Роль генетических и средовых факторов в формировании фенотипа.

История открытия основных законов наследования признаков. Менделизм. Понятие «генотип» и «фенотип». Генотип – сбалансировнная система взаимодействующих генов. Генный баланс, дозы генов. Значение нормального дозового баланса для формирования фенотипа. Нарушение дозы генов при хромосомных и геномных мутациях. Компенсация нарушения дозы генов. Аллельные и неаллельные гены. Взаимодействие генов в генотипе: аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование, межаллельная комплементация, аллельное исключение) и неаллельных (эпистаз, полимерия, комплементарность, эффект положения, модифицирующее действие). Гомо- и гетерозиготные организмы, понятие гемизиготности. Признаки, сцепленные с полом. Признаки, ограниченные полом и контролируемые полом. Особенности аутосомно-доминантного, аутосомно-рецессивного, Х-сцепленного и голандрического типов наследования. Группы сцепления. Механизмы, нарушающие сцепление генов. Наследование внеядерных генов. Плазмиды.

Фенотипическая изменчивость и её виды. Среда первого и второго порядка. Модификации и их характеристики. Норма реакции. Экспрессивность и пенетрантность признака.

Пол организма. Типы определения пола (прогамный, эпигамный, сингамный). Половой диморфизм. Первичные и вторичные половые признаки. Роль генотипа и среды в развитии признаков пола. Значение средовых и генотипических факторов в формировании патологически изменённого фенотипа человека.

Особенности человека как объекта генетических исследований. Методы изучения генетики человека: генеалогический, цитогенетический, биохимический, близнецовый, популяционно-статистический, генетики соматических клеток, методы изучения ДНК. Карты хромосом (физические, рестрикционные, химические, генные). Принципы составления карт хромосом. Пренатальная диагностика наследственных заболеваний человека. Методы пренательной диагностики и их возможности. Медико-генетическое консультирование, его медицинское значение. Виды и этапы медико-генетического консультирования. Моногенные болезни (фенилкетонурия, серповидно-клеточная анемия), хромосомные синдромы (синдром Патау, синдром Дауна, синдром Клайнфельтера,

синдром Шерешевского-Тернера) и мультифакториальные заболевания человека, механизмы их возникновения и проявления. Наследственные болезни с нетрадиционным наследованием (митохондриальные болезни, болезни импринтинга, болезни экспансии тринуклеотидных повторов). Общие подходы к профилактике наследственных заболеваний человека.



Биология развития. Онтогенез как процесс реализации наследственной информации в определённых условиях среды. Основные этапы онтогенеза. Соотношение индивидуального и эволюционного развития. Типы онтогенетического развития. Периодизация онтогенеза.

Этапы онтогенеза. Прогенез. Эволюционные преобразования морфологических и биохимических особенностей яиц хордовых. Презумптивные зачатки и их дальнейшая судьба. Оплодотворение – начальный этап индивидуального развития организма. Фазы оплодотворения. Характеристика и значение основных этапов эмбрионального развития. Дробление как процесс образования многоклеточного зародыша. Типы дробления. Связь строения яйцеклетки с типом дробления. Гаструляция как процесс формирования многоклеточного зародыша. Способы гаструляции. Первичный органогенез (нейруляция) как процесс образования комплекса осевых органов хордовых. Дифференцировка зародышевых листков. Образование органов и тканей. Провизорные органы хордовых. Группа Анамнии и Амниоты. Образование, строение, особенности функционирования и эволюции провизорных органов и зародышевых оболочек. Амнион, хорион или сероза, аллантоис, желточный мешок, плацента. Типы плаценты, её значение. Нарушение процессов развития и редукции зародышевых оболочек у человека. Особенности эмбрионального развития млекопитающих и человека.

Постэмбриональный период онтогенеза, его периодизация у человека. Основные процессы: рост, формирование дефинитивных структур, половое созревание, репродукция, старение. Старение как закономерный этап онтогенеза. Проявления старения на молекулярно-генетическом, клеточном, тканевом, органом и организменном уровнях. Влияние генетических факторов, условий и образа жизни на процесс старения. Гипотезы старения. Смерть как биологическое явление. Социальная и биологическая составляющие здоровья и долголетия человека.

Основные концепции биологии развития (гипотезы преформизма и эпигенеза). Формирование современных представлений о сущности онтогенетических преобразований. Факторы регуляции развития человека и животных на разных этапах онтогенеза. Генетическая регуляция развития, особенности молекулярно-генетических процессов на разных этапах онтогенеза (генетическая детерминированность развития, дифференциальная активность генов, влияние ооплазматической сегрегации, Т-локус, гены полового созревания). Дифференцировка, рост, морфогенез – основное содержание и результат становления фенотипа. Основные клеточные процессы в онтогенезе (пролиферация, миграция, клеточные сгущения, избирательная сортировка клеток, дифференцировка, запрограммированная гибель клеток, адгезия). Межклеточные взаимодействия (контактные и дистантные) на разных этапах онтогенеза. Взаимодействие зачатков и тканей. Эмбриональная индукция и её виды. Опыты Г. Шпемана в изучении явления эмбриональной индукции. Нервная регуляция развития, взаимосвязь нервной системы и иннервируемого органа в онтогенезе. Гуморальная регуляция развития, механизмы и уровни гормональной регуляции. Дифференцировка, её генетическая и негенетические механизмы, стадии.

Целостность онтогенеза. Мозаичное и регуляторное развитие (опыты В. Ру, Г. Дриша, О. Гертвига). Эмбриональная регуляция. Детерминация частей развивающегося зародыша. Изменение потенций элементов зародыша в процессе развития, канализация развития. Морфогенез как многоуровневый динамический процесс. Концепции морфогенеза (концепция физиологических градиентов, позиционной информации, морфогенетических полей). Средовые факторы, регулирующие развитие на ранних этапах онтогенеза. Критические периоды в эмбриогенезе человека. Аномалии и пороки развития. Классификация пороков развития. Значение нарушений частных и интегративных механизмов онтогенеза в формировании врожденных пороков развития. Тератогенез, канцерогенез.

Прогрессивная эволюция онтогенеза. Видоизменения периодов онтогенеза, имеющие экологическое и эволюционное значение (диапауза, деэмбрионизация, эмбрионизация, неотения).



Регенерация как процесс поддержания морфофизиологической целостности организма. Физиологическая регенерация, её значение. Проявление физиологической регенерации на субклеточном, клеточном и тканевом уровне. Фазы физиологической регенерации, механизмы её регуляции. Репаративная регенерация, её значение. Способы репаративной регенерации. Молекулярно-генетические, клеточные и системные механизмы регенерации. Типичная и атипичная регенерация. Регуляция регенерации. Стимуляция регенераторных процессов. Клеточные источники регенерации. Особенности восстановительных процессов у млекопитающих. Значение регенерации для биологии и медицины.

Проявление гомеостаза на разных уровнях организации биологических систем. Механизмы гомеостаза. Неспецифические формы защиты. Иммунитет. Регенерация как процесс поддержания морфофизиологической целостности организма.

ДЕ-5

Популяционно-видовой уровень организации биологических систем

(ОК-1; ПК-3,9,31,32)




Биологическая эволюция. История становления эволюционных идей. Сущность представлений Ч. Дарвина о механизмах эволюции живой природы. Синтетическая теории эволюции. Основные методы изучения эволюционного процесса: палеонтологический, биогеографический, морфологический, эмбриологический, экологический, биохимический, молекулярной биологии, систематики, моделирования. Учение о микроэволюции – центральный раздел синтетической теории эволюции (Филипченко Ю.А., Четвериков С.С., Добржанский Ф.Г., Тимофеев-Ресовский Н.В., Шмальгаузен И.И.). Популяция – элементарная единица эволюции. Основные характеристики популяции как эколого-генетической системы: популяционный ареал, численность особей и её динамика, половая и возрастная структуры, морфологическое и экологическое единство. Генофонд природных популяций, генетическая гетерогенность, генетическое единство, динамическое равновесие. Частоты аллелей и генотипов, закон Харди-Вайнберга. Мутации – элементарный эволюционный материал. Генетическая комбинаторика. Элементарное эволюционное явление – изменение генотипической характеристики популяции. Элементарные эволюционные факторы. Мутационный процесс и его значение в эволюции. Популяционные волны. Периодические и апериодические изменения численности популяций. Генетико-автоматические процессы (дрейф генов). Значение популяционных волн в изменении генотипической структуры популяции. Изоляция, её формы и значение в эволюции.

Естественный отбор – движущая и направляющая сила эволюции. Поле его действия, элементарный объект, точка приложения, единица, эффективность, скорость действия. Формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий, дизруптивный. Творческая роль естественного отбора в эволюции. Генетический полиморфизм и наследственное разнообразие природных популяций. Формы полиморфизма. Генетический груз и его эволюционное значение.

Адаптивный характер эволюционного процесса. Механизмы возникновения адаптаций, классификация, относительный характер. Биологическая целесообразность. Вид – результат микроэволюции. Определение, структура и критерии вида. Генетическое единство, целостность вида. Пути и способы видообразования.

Популяционная структура человечества. Демографическая характеристика и её значение в медико-генетической оценке популяций. Роль системы браков в распределение аллелей в популяции. Использование законов Харди-Вайнберга в характеристике генетической структуры популяции человека. Особенности действия элементарных эволюционных факторов в человеческих популяциях. Мутационный процесс и генетическая комбинаторика в формирование генетической гетерогенности популяции и уникальности индивидов. Опасность индуцированного мутагенеза. Мутационный груз, его биологическая сущность и биологическое значение. Волны численности в изменение генофонда популяции человечества. Миграция населения, смешанные браки, гибридные популяции как поток генов между популяциями. Геноклины и клониальная изменчивость в человеческих популяциях. Территориальная и социальная форма изоляции в популяциях человека. Дрейф генов. Дем. Изолят. Кровнородственные и ассортативные браки. Особенности генофондов изолятов. Распределение и частота наследственных заболеваний в разных популяциях. Специфика действия естественного отбора в человеческих популяциях. Отбор против гомо- и гетерозигот. Адаптационный и балансированный полиморфизм, их роль в поддержании адаптивного потенциала популяций человека. Генетический полиморфизм – основа внутри- и межпопуляционной изменчивости человека. Значение генетического полиморфизма в предрасположенности к заболеваниям, к реакциям на аллергены, лекарственные препараты, пищевые продукты и т.д. Значение генетического разнообразия в будущем человечества.

Макроэволюция – процесс формирования таксонов надвидового ранга. Её соотношение с микроэволюцией. Уровни организации групп живых организмов как различные формы их взаимоотношений с окружающей средой. Элементарные формы филогенеза: филетическая и дивергентная эволюция. Формы соотносительной эволюции групп: конвергентная и параллельная эволюции, синхронный или асинхронный параллелизм. Типы эволюции групп. Аллогенез и идиоадаптации. Специализация. Арогенез и ароморфозы. Морфофизиологический регресс. Сосуществование организмов разных уровней в природе.

Биологический прогресс и биологический регресс, их основные критерии. Эмпирические правила эволюции групп и их генетическая основа.

Соотношение онто- и филогенеза. Закон зародышевого сходства К. Бэра. Основной биогенетический закон Ф. Мюллера и Э. Геккеля. Рекапитуляция и их генетические основы. Онтогенез как основа филогенеза. Ценогенезы – филогенетически значимые адаптации зародышей и личиночных стадий к специфическим условиям среды. Учение А.Н. Северцова о филэмбриогенезах. Генетические и эпигенетические механизмы их возникновения. Анаболии, девиации и архаллаксисы. Гетерохронии и гетеротропии биологических структур в эволюции онтогенеза. Соотношение ценогенезов, филэмбриогенезов, гетерохроний и гетеротропий в филогенезе. Общие закономерности в эволюции органов и систем. Провизорные и дефинитивные, гомологичные и аналогичные органы.

Дифференциация и интеграция биологических структур в филогенезе. Полифункциональность и количественное изменение функций биологических структур. Соответствие структуры и функции в живых системах. Принципы активации и интенсификации функций органа. Полиолигомеризация и тканевая субституция биологических структур. Ослабление функций, редукция и исчезновение органов в филогенезе. Рудиментарные образования в организме, морфогенетические и генетические механизмы их сохранения в онтогенезе. Закон гомологических рядов Н.И. Вавилова, аллогенные аномалии и пороки развития у человека. Соотносительные преобразования органов. Филогенетические координации, их виды. Взаимосвязь координаций и корреляций в развитии. Субституция органов, гетеробатмия, компенсация функций. Их эволюционное значение. Организм как единое целое в историческом и индивидуальном развитии. Современная система органического мира. Узловые моменты в прогрессивной эволюции животных.

Систематика и характеристика типа Хордовые. Филогенез систем органов хордовых: покровов тела, опорно-двигательной, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, мочевыделительной, половой, эндокринной, нервной систем. Основные тенденции прогрессивной эволюции и филэмбриогенезы. Онтофилогенетические предпосылки врожденных пороков развития систем органов у человека.

Антропогенез. Прогрессивная эволюция живой материи и возникновение человека как закономерный результат процесса исторического развития природы. Место человека в системе животного мира. Биологические предпосылки прогрессивного развития гоминид. Основные этапы антропогенеза. Характеристика Homo sapiens как биосоциального существа. Биологические предпосылки развития социальности Homo sapiens. Развитие социальности человека на разных этапах антропогенеза. Влияние современной информационной эпохи и научно-технологического развития человечества, возрастания комфортности жизни и экологического неблагополучия на биологические характеристики современного человека: замедление темпов старения, увеличение средней продолжительности жизни, расширение репродуктивного периода, удлинение биологического детства, акселерация, эволюция поведения и творческой деятельности.

Видовое единство человечества и его внутривидовая гетерогенность. Расы как выражение генетического полиморфизма человечества. Популяционная концепция рас.



ДЕ-6

Биогеоценотический и биосферный уровни организации биологических систем (Экология)

(ОК-1; ПК-3,9,26,31,32)




Общие вопросы экологии. Возникновение и основные этапы развития экологии. Предмет, структура, содержание и методы экологии. Уровни организации живой природы и основные структурные разделы экологии: эндо-, аут-, дем-, синэкология, глобальная экология. Биоэкология, её место в системе биологических наук и взаимосвязь с другими областями естествознания. Экология человека и социальная экология. Междисциплинарный характер современной экологии. Влияние экологических идей и принципов экологического подхода на гуманитарные и социальные науки.

Общая характеристика экосистемы, её структура и биологическая продуктивность. Экологические факторы: определение, классификация, закономерности их взаимодействия и воздействия на организмы. Классификация организмов по их отношению к экологическим факторам. Понятие об экологической толерантности организмов. Взаимодействия и взаимоотношения между организмами в экосистеме и между экосистемами. Автотрофы и гетеротрофы. Продуценты, консументы и редуценты. Трофическая структура сообщества. Экологическая пирамида. Закон однонаправленности потока энергии. Закон пирамиды энергий Р. Линдемана.

Динамика экосистем. Сукцессия экосистемы и ее этапы. Понятие климаксовой экосистемы. Историческое развитие экосистем (палеоэкология). Влияние человека на природные экосистемы. Антропогенные сукцессии. Экология и биогеография, роль последней в развитии экологии. Природно-географические зоны и их экосистемы. Учение о биогеохимической провинции. Биогеохимические эндемии.

Эндоэкология. Экосистемы во внутренней организации индивидуума, их роль для организма. Прикладное значение эндоэкологии.

Аутэкология, ее предмет, содержание, методы. Аутэкологические понятия и законы (реакция организма, состояние его оптимума, биотоп, адаптация, формы использования организмом территории). Основные закономерности адаптации организмов в экосистемах. Поведение как способ адаптации животных к среде обитания (А.Н. Северцов). Прикладные аспекты аутэкологии.

Демэкология, ее предмет, экосистемы, содержание, методы. Основные понятия демэкологии (популяция, вид, динамика численности популяции, миграция, территориальные и биологические внутривидовые группировки, географические и биологические расы, жизненные формы). Популяционные адаптивные стратегии. Демэкология и генофонд популяции. Прикладное значение демэкологии.

Синэкология, её предмет, содержание, методы, основные объекты её изучения. Трофическая цепь, её структура. Понятие трофического уровня. Трофические сети в биоценозах. Естественный отбор и формы межвидовых отношений в синэкологических системах. Значение биологического разнообразия. Искусственные экосистемы (агроценоз), их отличия от природных экосистем. Зелёная революция.

Учение о биосфере. Биосфера как открытая и саморегулирующаяся система. Её строение, физические и химические свойства, границы, основные функциональные группы организмов. Экосистемный подход к изучению биосферы В.И. Вернадского. Живое вещество, биогенное вещество, биокосное вещество и косное вещество как основные структурные элементы биосферы. Живое вещество как главная геологическая сила, определяющая лик планеты. Биогеохимические циклы круговорота биогенных элементов и воды в биосфере. Биосфера как эволюционирующая система. Понятие ноосферы (П. Тейяр де Шарден и В.И. Вернадский). Роль и место Homo sapiens в биосфере и ноосфере. Homo sapiens как доминирующий биологический вид и причины его биологического прогресса. Автотрофность человечества.



Основы экологии человека и медицинская экология. Возникновение и основные этапы развитие экологии человека. Предмет экологии человека как междисциплинарной области научного знания. Проблемное поле современной экологии человека. Место экологии человека в системе антропологического знания.

Социоэкосистема, подходы к её определению, причины появления в эволюции биосферы. Законы Б. Коммонера. Культура как социальная наследственность и как уникальный способ адаптации человека к среде обитания.

Общие закономерности адаптации человека в социоэкосистемах. Экологический портрет человека. Краткая характеристика арктического, аридного и высокогорного адаптивных типов человека. Здоровье человека как интегрированный показатель его адаптированности к природной и социальной среде.

Медицинские аспекты экологии человека. Взаимосвязь медицинской экологии с экологией города и промышленной экологией. Антропогенное влияние на биосферу и здоровье человека. Экопатологии как объект исследований медицинской экологии. Понятие об экологической безопасности.

Экологические проблемы и экологические кризисы: соотношение понятий. Краткий обзор современных экологических проблем. Осознание глобального характера экологических проблем в докладах Римского клуба. Связь экологических проблем с другими глобальными проблемами человечества. Современный экологический кризис как закономерный результат антропогенеза. Возможности преодоления экологического кризиса. Природоохранная деятельность человека. Оптимизация природопользования. Современные научные методы в природопользовании. Охраняемые территории. Красная книга. Охрана природных экосистем – важнейшее условие сохранения здоровья человека и продолжения его эволюции. Концепции устойчивого развития, экоразвития и коэволюции. Международное сотрудничество в области природоохранной деятельности.


ДЕ-7

Феномен паразитизма

(ОК-1; ПК-3,9,11,26,31,32)




Паразитизм и паразитарные болезни человека. Формы биологических связей в природе. Паразитизм как экологический феномен, его особенности как формы межвидовых взаимодействий. Классификация паразитизма и паразитов. Распространение паразитов в природе. Пути происхождения экто- и эндопаразитизма.

Паразитоценоз. Взаимоотношения в системе паразит-хозяин на уровне отдельной особи. Адаптации к паразитическому образу жизни. Действие паразита на хозяина. Циклы развития паразитов, чередование поколений в циклах развития паразитов. Основные, резервуарные и промежуточные хозяева. Генетические и негенетические факторы, определяющие восприимчивость хозяина к паразиту. Защитные действия хозяина против паразитарной инвазии.

Взаимоотношения в системе паразит-хозяин на популяционном уровне. Специфичность паразита по отношению к хозяину. Паразитарные природно-очаговые трансмиссивные и нетрансмиссивные заболевания, их критерии. Учение Е.Н. Павловского о природной очаговости болезней. Компоненты природного очага: возбудитель, специфический переносчик, резервуар, территория с определёнными биогеоценозами, ландшафтными и климатическими условиями. Антропонозы, зоонозы и сапронозы. Классификация зоонозов: облигатно-трансмиссивные, факультативно-трансмиссивные и нетрансмиссивные болезни. Пути и способы заражения паразитарными болезнями (алиментарный, инокулятивный, контаминативный, геооральный, контактный, аспирационный, и т.д.). Экологические принципы борьбы с паразитарными заболеваниями. Учение К.И. Скрябина о девастации. Эволюция паразитов и паразитизма под действием антропогенного фактора.

Общая и медицинская протозоология.

Подцарство Одноклеточные. Тип Простейшие. Характерные черты организации. Классификация типа.

Характеристика классов Саркодовые, Жгутиковые, Споровики, Инфузории. Места обитания паразитарных простейших и определяемые ими особенности путём инвазии. Возбудители протозойных заболеваний человека: дизентерийная амёба, неглерия, акантамеба, лямблия, лейшмания, трихомонады, трипаносомы, малярийные плазмодии, токсоплазма, псевдоцисты, саркоцисты, балантидий. Циклы развития, пути инвазии, локализации, патогенные действие. Особенности лабораторной диагностики, личная и общественная профилактика протозойных заболеваний. Комменсальные и условно-патогенные формы простейших: амеба Гартмана, амеба кишечная, амеба ротовая.

Общая и медицинская гельминтология.

Тип Плоские черви. Классификация и характеристика типа.

Класс Сосальщики. Особенности морфологической характеристики сосальщиков. Возбудители трематодозов: печёночный, фасциолопсис, эутрема, кошачий, ланцетовидный, лёгочный, китайский, шистозомы. Циклы развития, пути инвазии, локализация, патогенное действие. Особенности лабораторной диагностики, личная и общественная профилактика трематодозов.

Класс Цестоды. Особенности морфологической характеристики ленточных червей. Ленточные черви – возбудители цестодозов: свиной, бычий, карликовый цепни, тыквовидный, крысиные цепни, широкий лентец, эхинококк, альвеококк. Циклы развития, пути инвазии, локализация, патогенное действие. Особенности диагностики, личная и общественная профилактика цестодозов, вызванных паразитированием половозрелых и личиночных форм гельминтов.

Тип Круглые черви. Классификация типа. Морфологическая характеристика нематод. Особенности жизненных циклов нематод: био- и геогельминтов. Возбудители нематодозов: аскарида, токсокары, острица, власоглав, угрица кишечная, кривоголовка , трихинелла , ришта , филярии: вухерерии, бругия, онхоцерки. Циклы развития, пути инвазии, локализация, патогенное действие. Особенности диагностики, личная и общественная профилактика нематодозов.

Общая медицинская арахноэнтомология.

Тип Членистоногие. Классификация типа. Особенности морфологической характеристики типа.

Класс Ракообразные. Высшие и низшие раки – промежуточные хозяева гельминтов человека.

Класс Паукообразные. Морфологические особенности представителей отрядов: Скорпионы, Пауки, Клещи, Сольпуги. Ядовитые паукообразные и их медицинское значение. Происхождение ядовитости в животном мире. Медицинское значение клещей семейств Иксодовые, Аргазовые, Краснотелковые и надсемейства Гамазовые. Клещи – переносчики и резервуары инфекционных заболеваний человека. Географическое распространение, места обитание, морфология и циклы развития клещей: таёжного, пастбищного, поселкового. Профилактика.

Клещи – представители семейства Акариформные: чесоточный зудень и железица угревая – возбудители заболеваний человека. Морфологическая характеристика, циклы развития, географическое распространение и места обитание различных представителей отряда клещей. Профилактика.

Класс Насекомые. Классификация класса. Особенности морфологической характеристики класса. Отряды, имеющие медицинское значение: Тараканы, Клопы, Блохи, Вши, Двукрылые. Насекомые – механические и специфические переносчики возбудителей инфекционных и инвазионных заболеваний. Насекомые – возбудители миазов. Пути циркуляции возбудителей в природе, меры борьбы и профилактики болезней, переносимых и вызываемых членистоногими. Профилактика.


5.2. Контролируемые учебные элементы

Дидактическая единица

Контролируемые ЗУН, направленные на формирование общекультурных и профессиональных компетенций

Знать

Уметь

Владеть

ДЕ-1

Введение

- общие закономерности происхождения и развития жизни, антропогенез и онтогенез человека;

- правила техники безопасности и работы в биологических лабораториях, с реактивами, приборами, животными.

(ОК-1; ПК-3,9,31,32)


- пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности.

(ОК-1; ПК-3,9,31,32)



- владеть понятийным аппаратом в области биологических и экологических наук.

(ОК-1; ПК-3,9,31,32)



ДЕ-2

Современные представления о сущности жизни. Общие закономерности происхождения и развития жизни на Земле

- общие закономерности происхождения и развития жизни, антропогенез и онтогенез человека.

(ОК-1; ПК-3,9,31,32)



- пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;

- пользоваться биологическим оборудованием.

(ОК-1; ПК-3,9,31,32)


- владеть понятийным аппаратом в области биологических и экологических наук.

(ОК-1; ПК-3,9,31,32)



ДЕ-3

Клеточный и молекулярно-генетический уровни организации биологических систем

- законы генетики и её значение для медицины; закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакторных заболеваний.

(ОК-1; ПК-3,9,31,32)



- пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;

- пользоваться биологическим оборудованием

- работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами);

- объяснять характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию вариантов аномалий и пороков;

- решать генетические задачи.

(ОК-1; ПК-3,9,31,32)



- владеть понятийным аппаратом в области биологических и экологических наук;

- владеть простейшими медицинскими инструментами (шпатель, пинцет и др.).

(ОК-1; ПК-3,9,31,32)


ДЕ-4

Организменный (онтогенетический) уровень организации биологических систем

- общие закономерности происхождения и развития жизни, антропогенез и онтогенез человека;

- законы генетики и её значение для медицины; закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакторных заболеваний.

(ОК-1; ПК-3,9,31,32)


- пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;

- пользоваться биологическим оборудованием;

- объяснять характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию вариантов аномалий и пороков;

- решать генетические задачи.

(ОК-1; ПК-3,9,31,32)


- владеть понятийным аппаратом в области биологических и экологических наук;

- владеть простейшими медицинскими инструментами (шпатель, пинцет и др.);

- владеть методами изучения наследственности у человека (цитогенетический метод, генеалогический метод, близнецовый метод).

(ОК-1; ПК-3,9,31,32)



ДЕ-5

Популяционно-видовой уровень организации биологических систем

- общие закономерности происхождения и развития жизни, антропогенез и онтогенез человека.


- пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;

- производить расчеты по результатам эксперимента, проводить элементарную статистическую обработку экспериментальных данных;

- объяснять характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию вариантов аномалий и пороков.


- владеть понятийным аппаратом в области биологических и экологических наук.


ДЕ-6

Биогеоценотический и биосферный уровни организации биологических систем (Экология)

- основные понятия и проблемы биосферы и экологии, феномен паразитизма и биоэкологические заболевания.

(ОК-1; ПК-3,9,26,31,32)



- пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности.

(ОК-1; ПК-3,9,26,31,32)



- владеть понятийным аппаратом в области биологических и экологических наук.

(ОК-1; ПК-3,9,26,31,32)



ДЕ-7

Феномен паразитизма

- основные понятия и проблемы биосферы и экологии, феномен паразитизма и биоэкологические заболевания.

(ОК-1; ПК-3,9,11,26,31,32)



- пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;

- работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами);

- диагностировать возбудителей паразитарных заболеваний человека на препарате, слайде, фотографии.

(ОК-1; ПК-3,9,11,26,31,32)



- владеть понятийным аппаратом в области биологических и экологических наук.

(ОК-1; ПК-3,9,11,26,31,32)



Технологии оценивания ЗУН

Текущие тестовые контроли, рубежные тестовые контроли, итоговые тестовые контроли, зачет, экзамен

Текущие тестовые контроли, рубежные тестовые контроли, итоговые тестовые контроли, зачет, экзамен

Проверка усвоения навыков, зачет, экзамен.

5.3. Разделы дисциплин (ДЕ) и виды занятий

п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

СРС

ПЭ*

Всего часов

1

Введение

1




0,5




1,5

2

Современные представления о сущности жизни. Общие закономерности происхождения и развития жизни на Земле

2

3

2,5




7,5

3

Клеточный и молекулярно-генетический уровни организации биологических систем

10

10

9




29

4

Организменный (онтогенетический) уровень организации биологических систем

18

22

20




60

5

Популяционно-видовой уровень организации биологических систем

5

5

10




20

6

Биогеоценотический и биосферный уровни организации биологических систем (Экология)

4

4

11




19

7

Феномен паразитизма

14

28

19




61

Итого:

54

72

72

18

216

*ПЭ – подготовка к экзаменам.
6. Тематика лабораторных работ.

Не предусмотрены учебным планом.



7. Примерная тематика:

7.1. Курсовых работ:

не предусмотрены учебным планом



7.2. Учебно-исследовательских работ:

не предусмотрены учебным планом



7.3. Рефератов:

  1. Роль гена р53 в канцерогенезе.

  2. Достижения и перспективы генной инженерии.

  3. Генетические аспекты канцерогенеза.

  4. Механизмы регуляции митотической активности клеток эукариот.

  5. Теории старения человека.

  6. Наследственный иммунитет человека.

  7. Ретровирусы позвоночных как фактор изменчивости генома.

  8. Болезни накопления - тезаурисмозы.

  9. Теломеры и теломераза. Роль теломеразы в процессах канцерогенеза.

  10. Митохондриальные болезни.

  11. Современное состояние генодиагностики. Молекулярно-генетические методы диагностики.

  12. Современное состояние генотерапии.

  13. Программируемая клеточная гибель - апоптоз.

  14. Ионизирующее излучение и его действие на наследственный аппарат клетки.

  15. Структура генома прокариот.

  16. Структура генома эукариот.

  17. Репарация повреждений ДНК. Репарационные системы эукариот.

  18. Плазмиды как фактор передачи наследственной информации.

  19. Методики определения последовательностей нуклеотидов в геноме человека.

  20. Полимеразная цепная реакция и другие методы амплификации нуклеиновых кислот.

  21. Биологические мембраны.

  22. Тератология. Тератогенные факторы среды.

  23. Гемоглобин и талассемии.

  24. Редкие моногенные синдромы и заболевания.

  25. Профилактика наследственных заболеваний и пороков развития.

  26. Рестрикционные эндонуклеазы и их роль в генной иженерии.


8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

8.1. Основная литература

8.1.1. Учебники:



  1. Слюсарев А.А. Биология с общей генетикой. М.: Альянс. 2011

  2. Биология, учебник УМО, 2т., под ред. Ярыгина В.Н., Мир, 2002 г.

  3. Биология с генетикой, учебник УМО, 2т., под ред. Ярыгина В.Н., Мир, 2000г.

8.1.2. Учебные пособия:

  1. «Цитология». Учебное пособие для студентов. Екатеринбург, 2009 г.

  2. «Основы классической и медицинской генетики». Учебное пособие для студентов. Екатеринбург, 2010 г.

  3. «Паразитология». Учебное пособие для студентов. Екатеринбург, 2010 г.

  4. «Задачник по общей и медицинской генетике». Екатеринбург, УГМА, 2006г.

  5. Атлас по медицинской паразитологии. Екатеринбург, 2006г.

  6. Общая и медицинская генетика: Учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений. /В.П. Щипков, Г.Н. Кривошеина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003г.

  7. Медицинская паразитология. Учебное пособие /под ред. з.д.н., акад., проф. Р.Х. Яфаева – 2-е изд., перераб. и допол. СПБ: ООО «Издательство Фолиант», 2003г.



8.2. Дополнительная литература

8.2.1. Учебно-методические пособия (учебные задания):



  1. Методическая разработка к практическим занятиям для преподавателей по всем разделам курса (цитология, основные закономерности наследуемых признаков, основы медицинской генетики, паразитология).

  2. Учебные задания к практическим занятиям для студентов по всем разделам курса (цитология, основные закономерности наследуемых признаков, основы медицинской генетики, паразитология).

  3. «Медико-генетическое консультирование. Генеалогический метод. Пренатальная диагностика». Екатеринбург, УГМА, 2006г.

  4. Близнецовый метод изучения наследственности человека. Учебно-методическое пособие для студентов. Екатеринбург, 1990г.

  5. Дерматоглифика. Учебно-методическое пособие для студентов. Екатеринбург, 1991г.

  6. Популяционно-статистический метод изучения наследственности человека. Учебно-методическое пособие для. Екатеринбург, 1989г.

  7. Мутовин Г.Р. Основы клинической генетики. Учеб. пособие для мед. и биол. спец. вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2001.

  8. Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Н. Молекулярная биология: Учебное пособие для вузов. М.: Медицинское информационное агентство, 2003.

  9. Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Учебное пособие. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2003.

  10. Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э. Общая и медицинская генетика. Лекции и задачи. / Р.Г Заяц, В.Э. Бутвиловский, И.В. Рачковская, В.В. Давыдов // Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

  11. Основы генетики и наследственные нарушения развития у детей: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. /А.Ю. Асанов, Н.С. Демикова, С.А. Морозов; под ред. А.Ю. Асанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003г.

8.2.2. Литература для углубленного изучения (написания рефератов):

  1. Биология. И.В. Чебышев, Г.Г. Гринева, М.В. Косарь. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001г.

  2. Бочков И.Н. Клиническая генетика. М. ГЕОТАР - мед., 2001г.

  3. Бочков И.Н. Клиническая генетика. М. ГЕОТАР - мед., 2004г.

  4. Георгиев Г.П. Гены высших организмов и их экспрессия. М., «Наука», 1989г.

  5. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология (в 3 томах). М., «Мир», 1993г.

  6. Рефф Р., Кофлин Т., Эмбрионы, гены и эволюция. М., «Мир», 1996г.

  7. Чебышев Н.В. и др. Биология. М., «Новая волна. Оникс», 1999г.

  8. Дубинин Н.П. Общая генетика. М., «Наука», 1986г.

  9. Льюин Б. Гены. М., «Мир», 1988г.

  10. Мутовин Г.Р. Основы клинической генетики. М., «Высшая школа», 1997г.

  11. Орехова В.А. и др. Медицинская генетика. Минск, «Высшая школа», 1997г.

  12. Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека (в 3 томах). М., «Мир», 1989г.

  13. В.А. Шевченко и др. Генетика человека. Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2002г.

  14. Северин М.В., с соавт. Методы диагностики наиболее распространенных протозоозов и гельминтозов: Методическое пособие. Екатеринбург: УрГМА, 1996г.

  15. Борзунов В.М. с соавт. «Лямблиоз». Монография; УГМА, Екатеринбург, 1998г.

  16. Борзунов В.М. с соавт. «Описторхоз». Монография; УГМА, Екатеринбург, 1998г.

  17. Борзунов В.М. и соавт. «Гельминтозы и протозойные инвазии человека». Монография; УГМА, Екатеринбург, 2000г.

  18. Протозойные инвазии и гельминтозы человека. Борзунов В.М., Третьякова Т.Б.; Учебник. УГМА, Екатеринбург, 2001г.

  19. Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Карпов И.А. Основы общей и медицинской паразитологии. Издание 2-е. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2002г.

  20. Гинтер Е.К. Медицинская генетика. Учебник. – М.: Медицина, 2003.

  21. Гобунова В.Н., Баранов В.С. Введение в молекулярную диагностику и генотерапию наследственных заболеваний. – СПб.: «Специальная литература», 1997.

  22. Пехов А.П. Биология с основами экологии. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» - СПб.: Издательство «Лань», 2000.

  23. Фаллер Д.М., Шилдс Д. Молекулярная биология клетки. Руководство для врачей. Пер. с англ. – М.: БИНОМ-Пресс, 2003.

  24. Шевченко В.А., Топорнина Н.А., Стволинская Н.С. Генетика человека: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.


9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудиторные базы (лекционные аудитории, аудитории для проведения практических занятий). Мультимедийное оборудование в аудиториях (мультимедийные проекторы и ноутбуки), DVD-проигрыватели, мультимедийные презентации. Таблицы, электронные микрофотографии, фотографии объектов. Лабораторное оборудование (пинцеты, скальпели, предметные и покровные стекла). Микроскопы. Фиксированные макро- и микропрепараты. Кодоскоп, видеомагнитофон, телевизор. Видеофильмы, слайды по разделам дисциплины.
скачать


Смотрите также:
Рабочая программа дисциплины «Биология, экология» Специальность: 060101 Лечебное дело Квалификация: Врач
412.91kb.
Рабочая программа учебной дисциплины оп. 06 «Гигиена и экология человека» Специальность 060101. 52 «Лечебное дело»
538.02kb.
Рабочая программа дисциплины «Биология, экология» Специальность: 060105 Медико-профилактическое дело Квалификация: Врач
418.08kb.
Рабочая программа дисциплины «Биология, экология» Специальность: 060201 Стоматология Квалификация: Врач
403.26kb.
Рабочая программа дисциплины в. Дв 1 «Клеточные технологии в медицине» Специальность: 060101 Лечебное дело
198.15kb.
Рабочая программа учебной дисциплины оп. 06 «Гигиена и экология человека» Специальность 060101. 51 «Сестринское дело»
525.53kb.
Рабочая программа учебной дисциплины оп. 05 «Гигиена и экология человека» Специальность 060101. 51 «Сестринское дело»
463.69kb.
Рабочая программа дисциплины «Биология» Специальность: 060103 Педиатрия Квалификация: Врач
405.88kb.
Рассмотрена на заседании цмк
145.23kb.
Календарно-тематическое планирование учебной дисциплины: оп. 06 «Гигиена и экология человека» Специальность 060101. 51 «Сестринское дело»
66.05kb.
Календарно-тематическое планирование учебной дисциплины: оп. 06 «Гигиена и экология человека» Специальность 060101. 51 «Сестринское дело»
85.67kb.
Методическая разработка теоретического занятия по дисциплине менеджмент тема: Основы теории принятия управленческих решений (1) Специальность: 060101 Лечебное дело Курс: 5 Купино
224.56kb.