Главная стр 1
скачать
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра биологии
«Утверждаю»

Проректор по учебной работе,

д.м.н, профессор Н.С. Давыдова

__________________________

«___» __________ 2012 г.


Рабочая программа дисциплины

C2.В.ДВ.1.1 «Клеточные технологии в медицине»

Специальность: 060101 – Лечебное дело

Квалификация: Специалист


2012 год

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. №1118.


Разработчик: Макеев О.Г., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой биологии.
Программа рецензирована:
Программа обсуждена и одобрена методической комиссией специальности Лечебное дело «___» _________ 2012 г. Протокол №__
1. Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины – формирование у студентов системных знаний в области биологических и экологических наук и обеспечение естественнонаучного фундамента для профессиональной подготовки врача, содействие развитию целостного естественнонаучного мировоззрения, развитие на этой основе навыков системного и критического мышления в отношении биологических основ здоровья человека.

Задачами дисциплины являются:

- формирование у студентов навыков самостоятельной аналитической и научно-исследовательской работы;

- развитие у студентов навыков работы с учебной и научной литературой;

- развитие у студентов навыков организации мероприятий по охране труда и технике безопасности;

- формирование у студентов представлений об условиях хранения химических реактивов и лекарственных средств;

- воспитание чувства гуманизма, привитие навыков соблюдения биоэтических норм и правил в деятельности врача.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Клеточные технологии в медицине» является составляющей вариативной части (дисциплины выбора) цикла С.2 – математический, естественнонаучный и медико-биологический цикл ФГОС ВПО по специальности Лечебное дело.

Как медико-биологическая дисциплина «Клеточные технологии в медицине» требует системных естественнонаучных знаний на основе среднего общего полного образования в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по специальности Лечебное дело.

Изучение дисциплины «Клеточные технологии в медицине» должно предшествовать изучению таких дисциплин цикла С.2, как «Гистология, цитология и эмбриология», «Нормальная физиология», «Патофизиология»», «Патологическая анатомия», «Микробиология, вирусология и иммунология», «Фармакология» и «Биохимия», а также изучению дисциплин цикла С.3 – профессиональный цикл.


3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «Клеточные технологии в медицине» у студентов должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК):

- способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы медико-биологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1).
В результате освоения дисциплины «Клеточные технологии в медицине» студенты должны овладеть следующими профессиональными компетенциями (ПК):

- способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

- способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9);

- способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31);

- способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32).
В результате изучения дисциплины «Клеточные технологии в медицине», студент должен:

Знать

- основы современной клеточной трансплантологии и генотерапии;

- области применения клеточной, генной и генно-клеточной терапии в медицине и научной деятельности;

- основы обеспечения безопасности применения генных и клеточных технологий;

- основные понятия крионики и криобанкирования;

- правила работы в стерильных помещениях.


Уметь

- пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;

- пользоваться лабораторным оборудованием;

- работать с увеличительной техникой.



Владеть

- понятийным аппаратом в области клеточных, генных и генно-клеточных технологий;

- навыками работы с общелабораторным и специальным оборудованием.
4. Объем и вид учебной работы


Виды учебной работы

Трудоемкость

Семестр

Часы

2

Аудиторные занятия (всего)

36




в том числе:







Лекции

18

18

Практические занятия

18

18

Самостоятельная работа (всего)

36




Реферат







Формы аттестации по дисциплине




зачет

Общая трудоемкость

Часы

ЗЕТ




72

2,0





5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

п/п

(ДЕ)

Наименование раздела дисциплины базовой части ФГОС (дидактические единицы-ДЕ)

Содержание раздела

(дидактических единиц)

де-1

Введение в клеточную, генную и генно-клеточную терапию

(ОК-1; ПК-3,9,31,32)



Введение в регенеративную медицину.

История развития трансплантологии. Виды трансплантации: аутотрансплантация, аллотрансплантация, ксенотрансплантация. Понятие тканевой несовместимости. Главный комплекс гистосовместимости (ГКГ). Антигены ГКГ I и II классов. Система HLA. Механизмы преодоления тканевой несовместимости. Современное состояние трансплантологии и клеточной терапии.



Клеточная терапия. Стволовые клетки.

Типы стволовых клеток (СК): эмбриональные, СК взрослых, раковые СК, СК, созданные биотехнологическими методами. Плюрипотентные СК. Технологии создания линий плюрипотентных СК: предподготовка, нуклеотрансфер и стимуляция к делению, выделение клеток внутреннего образования бластоцисты и их культивирование. Терапевтическое клонирование. Перепрограммирование. Открытие индуцированной плюрипотентности. Характеристика плюрипотентных СК. Классификация, маркеры, дифференцировка СК. Цитология СК. Локализация СК. Получение клеток для терапии. Пути доставки клеток в зону лечения. Механизмы терапевтического эффекта СК.

Мезенхимальные СК. Развитие фибробластического дифферона. Тканевая инженерия.

Клеточная терапия, подходы к клиническому применению.



Генная и генно-клеточная терапия.

Методы генной инженерии. Вектор. Классификация векторов: вирусные, плазмидные, синтетические. Структура вектора: целевой ген, ORI-участок, участок поликлонинга, селективная метка. Праймер. Конструирование праймеров. ДНК-синтезатор, амплификатор. Рестриктазы. Амплификация. Селекция. Трансфекция. Виды трансфекции: in vivo, in vitro. Методы трансфекции: физические методы (электропорация, микроинъекция, балистические), химические. Индуцированные плюрипотентные СК. Факторы репрограммирования. Применение индуцированных плюрипотентных СК.

Терапия наследственных заболеваний. Химеризм, создание химер.


ДЕ-2

Области применения клеточной, генной и генно-клеточной терапии в медицине и научной деятельности

(ОК-1; ПК-3,9,31,32)



Клеточные технологии в косметологии. Клеточная терапия повреждений кожи.

Кожа, ее строение, дериваты. Фибробласты, классификация, функции. Механизмы старения кожи: фотостарение, хроностарение. Клеточные методы омоложения кожи: клеточная косметика, косметика на факторах роста, метаболическая инъекционная терапия, истинная клеточная терапия. Источники клеток для аутотрансплантации ММСК. Практическое применение аутологичных фибробластов: показания, противопоказания. Сочетание методик клеточной терапии и лазерных технологий, пилингов. Сочетание плазмотерапии с аутологичными фибробластами.

Повреждения кожного покрова: аутоиммунные, травматические (ожоги, обморожения), трофические (трофические и нейротрофические язвы, пролежни). Особенности ожоговых повреждений. Особенности трофических и нейротрофических язв. Механизм терапии повреждений кожи. Искусственные матрицы, аутодермопластика. Матрицы с аллогенными клетками. Однослойный кожный эквивалент. Объемный кожный эквивалент. Нанесение клеточных культур на язвенный дефект. Этапность восстановления кожного покрова после курсов лечения с использованием аутофибробластов и культур аутофибробластов, обогащенных ММСК. Технология PRP.

Клеточная терапия заболеваний печени.

Печень, ее строение и функции. Регенерация печени. Классификация заболеваний печени: вирусные, аутоиммунные, метаболические, токсические, опухолевые. Консервативное лечение, его недостатки. Трансплантация печени: показания, противопоказания. Методы пересадки печени: ортотопическая, гетеротопическая, временная. Сплит-трансплантация. Недостатки трансплантации печени. Типы клеток для терапии заболеваний печени. Методы введения клеток. Искусственная биопечень, ее недостатки. Эффекты терапии ММСК. Генная и генно-клеточная терапия заболеваний печени: новации и проблемы.



Клеточная терапия в кардиологии.

Анатомия сердца, проводящая система. Ишемическая болезнь сердца. Стенокадия, определение и причины. Факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний. Диагностика. Инструментальная диагностика сердечно-сосудистых заболеваний: электрокардиография, тредмил/велоэргометрия, стресс-эхокардиография, сцинтиграфия, мультиспиральная компьютерная томография коронарных сосудов, коронароангиография. Лабораторная диагностика сердечно-сосудистых заболеваний. Лечение: немедикаминтозное, фармакологическое, хирургическое (аортокоронарное шунтирование, стентирование). Усиленная наружная контрпульсация, ударно-волновая терапия, трансмиокардиальная лазерная реваскуляризация. Терапевтический ангиогенез: механизмы неоваскуляризации, введение рекомбинантных белков, генная и клеточная терапия.



Клеточная терапия в травматологии и ортопедии.

Классификация методов лечения в травматологии и ортопедии. Протезы в травматологии. Структура гиалинового хряща, особенности регенерации, классификация повреждений. Методы лечения повреждений суставной поверхности. Хондропластика (методики «костномозговой стимуляции», трансплантация остеохондральных графтов). Методы тканевой инженерии, классификация. Методы 1 поколения (имплантация аутохондроцитов под мембрану, матрициндуцированный аутохондрогенез). Методы 2 поколения (тканеинженерные конструкции с матрицами носителями). Триада тканевой инженерии. Матрицы. Биореакторы. Методы 3 поколения (тканеинженерные конструкты без матриц-носителей). Остеохондральный скаффолд. Эксперименты по формированию суставной поверхности фаланг.



Клеточные технологии в офтальмологии.

Анатомия и физиология органа зрения. Роговица: анатомия и физиология, функции. Строение и функции эпителия, стромы и эндотелия роговицы. Сетчатая оболочка: слои, функциональные зоны, примеры патологии. Репаративная регенерация эпителия. Лимбальные эпителиальные стволовые клетки. Варианты регенерации эпителия, стромы, эндотелия роговицы. Биоинженерная цепочка культивирования эпителия роговицы. Биопсия роговицы. Первичная культура клеток роговицы. Матрица и клеточный препарат. Тканевая инженерия роговицы. Биоинженерная цепочка для создания неполного и полного эквивалентов роговицы. Примеры разработок.



Применение клеточных культур в качестве модели для токсикологических исследований.

Понятие о токсичных веществах. Токсикологическая экспертиза. Официнальные препараты. Биологически активные добавки. Наночастицы. Этапы токсикологической экспертизы. Доклинический этап: острые, хронические и субхронические методы; влияние препаратов на размножение, фототоксичность, токсикокинетика, онкогенность. Понятие зависимости «доза-эффект». Применение наноматериалов в медицине. Проблемы токсикологической экспертизы. Проведение исследования in vitro на клеточных культурах. Цитотоксичность. Генотоксичность.



ДЕ-3

Основы обеспечения безопасности применения генных и клеточных технологий

(ОК-1; ПК-3,9,31,32)



Уровни обеспечения безопасности применения клеточных культур. Контроль инфекционной безопасности in vivo и in vitro. Параметры контроля. Методы оценки инфекционной безопасности. Иммуноферментный анализ. Контроль онкотрансформации in vitro. Понятие об онкогенах, протоонкогенах и генах-супрессорах опухолей. Генетические механизмы модификации протоонкогенов в онкогены. Свойства неопластических клеток. Понятие о генетической нестабильности. Влияние генетической нестабильности на репликацию ДНК и сегрегацию хромосом, системы репарации клеток, чекпойнты клеточного цикла и апоптоз. Влияние гена р53 на внутриклеточные процессы. Мутации гена р53 и их влияние на клеточные процессы. Этапы контроля онкотрансформации в клеточной культуре. Методы определения мутаций. ПЦР. Методы детекции: электрофоретические, радиоизотопные, флюоресцентные, гибридизационные. Секвенирование. Понятие о противоопухолевой вакцине.

ДЕ-4

Крионика. Основы криобанкирования

(ОК-1; ПК-3,9,31,32)



История крионики и криобиологии. Криоконсервирование клеток человека. Физиологические процессы в клетках при охлаждении (набухание клеток, изменение фазового состояния липидов, преципитация слаборастворимых компонентов, холодовой шок). Физиологические основы криоконсервирования клеток. Кристаллизация, очаги кристаллизации. Повреждение клеток на этапах замораживания (скорость замораживания, перегрев клеток при замораживании). Преодоление повреждения клеток при заморозке. Понятие о криопротекторах. Проникающие и непроникающие криопротекторы. Понятие о скоростях замораживания. Методы заморозки клеток: неконтролируемое и контролируемое (программное) замораживание. Хранение клеточных культур. Размораживание клеток. Повреждение клеток при разморозке. Методы размораживания: нагрев теплопередачей, нагрев в сверхвысокочастотном электромагнитном поле, теплопередача с воздействием давления. Понятие о витрификации.

ДЕ-5

Правила работы в стерильных помещениях

(ОК-1; ПК-3,9,31,32)



Понятие асептики. Дезинфекция, методы (мягкая, грубая дезинфекция, дезинфекция воздуха ). Средства для обработки рук. Бактерицидные облучатели. Классификация по месту расположения, по конструкции, по предназначению. Предстерилизационная очистка. Средства для предстерилизационной очистки. Контроль предстерилизационной очистки. Стерилизация. Методы стерилизации: физические (паровые, воздушные, инфракрасные, гласперленовые, фильтрация) и химические (газовые, плазменные, жидкостные). Озонирование. Правила работы с соблюдением стерильности. Принципы разнесения во времени и пространстве. Правила работы со стерильным нательным бельем и перчатками. Правила работы в ламинарном боксе.

5.2. Контролируемые учебные элементы

Дидактическая единица

Контролируемые ЗУН, направленные на формирование общекультурных и профессиональных компетенций

Знать

Уметь

Владеть

ДЕ-1

Введение в клеточную, генную и генно-клеточную терапию

- основы современной клеточной трансплантологии и генотерапии

(ОК-1; ПК-3,9,31,32)



- пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;

- пользоваться лабораторным оборудованием.

(ОК-1; ПК-3,9,31,32)


- понятийным аппаратом в области клеточных, генных и генно-клеточных технологий.

(ОК-1; ПК-3,9,31,32)



ДЕ-2

Области применения клеточной, генной и генно-клеточной терапии в медицине и научной деятельности

- области применения клеточной, генной и генно-клеточной терапии в медицине и научной деятельности

(ОК-1; ПК-3,9,31,32)



- пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;

- пользоваться лабораторным оборудованием;

- работать с увеличительной техникой.

(ОК-1; ПК-3,9,31,32)



- понятийным аппаратом в области клеточных, генных и генно-клеточных технологий;

- навыками работы с общелабораторным и специальным оборудованием.

(ОК-1; ПК-3,9,31,32)


ДЕ-3

Основы обеспечения безопасности применения генных и клеточных технологий

- основы обеспечения безопасности применения генных и клеточных технологий

(ОК-1; ПК-3,9,31,32)



- пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;

- пользоваться лабораторным оборудованием.

(ОК-1; ПК-3,9,31,32)


- понятийным аппаратом в области клеточных, генных и генно-клеточных технологий;

- навыками работы с общелабораторным и специальным оборудованием.

(ОК-1; ПК-3,9,31,32)


ДЕ-4

Крионика. Основы криобанкирования

- основные понятия крионики и криобанкирования

(ОК-1; ПК-3,9,31,32)



- пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;

- пользоваться лабораторным оборудованием;

- работать с увеличительной техникой.

(ОК-1; ПК-3,9,31,32)



- понятийным аппаратом в области клеточных, генных и генно-клеточных технологий;

- навыками работы с общелабораторным и специальным оборудованием.

(ОК-1; ПК-3,9,31,32)


ДЕ-5

Правила работы в стерильных помещениях

- правила работы в стерильных помещениях

(ОК-1; ПК-3,9,31,32)



- пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;

- пользоваться лабораторным оборудованием.

(ОК-1; ПК-3,9,31,32)


- понятийным аппаратом в области клеточных, генных и генно-клеточных технологий;

- навыками работы с общелабораторным и специальным оборудованием.



(ОК-1; ПК-3,9,31,32)

Технологии оценивания ЗУН

Опрос на практических занятиях, итоговые тестовые контроли, зачет.

Сдача практических навыков, итоговые тестовые контроли, зачет.

Проверка усвоения навыков, зачет.

5.3. Разделы дисциплин (ДЕ) и виды занятий

п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

СРС

Всего часов

1

Введение в клеточную, генную и генно-клеточную терапию

4

2

2

8

2

Области применения клеточной, генной и генно-клеточной терапии в медицине и научной деятельности

10

6

20

36

3

Основы обеспечения безопасности применения генных и клеточных технологий

2

2

4

8

4

Крионика. Основы криобанкирования

1

2

4

7

5

Правила работы в стерильных помещениях

1

6

6

13

Итого:

18

18

36

72


6. Тематика лабораторных работ.

Не предусмотрены учебным планом.



7. Примерная тематика:

7.1. Курсовых работ:

не предусмотрены учебным планом.



7.2. Учебно-исследовательских работ:

Написание докладов по темам:



  1. Современная микроскопическая техника.

  2. Современные виды окраски микропрепаратов.

  3. Современные представления об ультраструктуре цитоскелета клетки.

  4. Компартментализация – основа разобщения биохимических процессов клетки во времени и пространстве.

  5. Генетические аспекты канцерогенеза.

  6. Мутагенез и канцерогенез.

  7. Болезни репарации ДНК и их связь с канцерогенезом и старением.

Написание статей по направлениям:

  1. Клеточная биология.

  2. Медицинская и молекулярная генетика.

  3. Биотехнологии.

7.3. Рефератов:

  1. Роль гена р53 в канцерогенезе.

  2. Достижения и перспективы генной инженерии.

  3. Генетические аспекты канцерогенеза.

  4. Механизмы регуляции митотической активности клеток эукариот.

  5. Ретровирусы позвоночных как фактор изменчивости генома.

  6. Теломеры и теломераза. Роль теломеразы в процессах канцерогенеза.

  7. Современное состояние генодиагностики. Молекулярно-генетические методы диагностики.

  8. Современное состояние генотерапии.

  9. Программируемая клеточная гибель - апоптоз.

  10. Плазмиды как фактор передачи наследственной информации.

  11. Методики определения последовательностей нуклеотидов в геноме человека.

  12. Полимеразная цепная реакция и другие методы амплификации нуклеиновых кислот.

  13. Рестрикционные эндонуклеазы и их роль в генной инженерии.


8. Образовательные технологии.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме составляет 25%.

Основные технологии и формы проведения занятий: работа малыми группами, дискуссионные формы ведения занятий, написание студентами докладов с их последующим обсуждением, демонстрация и обсуждение учебных видеофильмов.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература

9.1.1. Учебники:



  1. Клунова С.М., Егорова Т.А., Живухина Е.А. Биотехнология: учебник: Рекомендовано УМО. – М.: «ООО Издательский центр «Академия» - 2012 г.

9.1.2. Учебные пособия:

  1. Сазыкин Ю.О., Орехов С.Н., Чакалева И.И. Биотехнология: учеб. пособие: Рекомендовано УМО / Под ред. А.В. Катлинского. – 3-е изд., стер. - М.: «ООО Издательский центр «Академия» - 2012 г.

  2. Макеев О.Г., Измайлов И.Х., Зубанов П.С., Улыбин А.И. Практическое пособие по работе в лаборатории. – Екатеринбург: Изд-во УГМА. 2012.

  3. «Цитология». Учебное пособие для студентов. Екатеринбург, 2009 г.

  4. Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Н. Молекулярная биология: Учебное пособие для вузов. М.: Медицинское информационное агентство, 2003.


9.2. Дополнительная литература

9.2.1. Учебно-методические пособия (учебные задания):



  1. Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Учебное пособие. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2003.

9.2.2. Литература для углубленного изучения (написания рефератов):

  1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология (в 3 томах). М., «Мир», 1993г.

  2. Рефф Р., Кофлин Т., Эмбрионы, гены и эволюция. М., «Мир», 1996г.

  3. Мутовин Г.Р. Основы клинической генетики. М., «Высшая школа», 1997г.

  4. В.А. Шевченко и др. Генетика человека. Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2002г.

  5. Гинтер Е.К. Медицинская генетика. Учебник. – М.: Медицина, 2003.

  6. Гобунова В.Н., Баранов В.С. Введение в молекулярную диагностику и генотерапию наследственных заболеваний. – СПб.: «Специальная литература», 1997.

  7. Фаллер Д.М., Шилдс Д. Молекулярная биология клетки. Руководство для врачей. Пер. с англ. – М.: БИНОМ-Пресс, 2003.


10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудиторные базы (лекционные аудитории, лабораторный блок). Мультимедийное оборудование в аудиториях (мультимедийные проекторы и ноутбуки), DVD-проигрыватели, мультимедийные презентации. Таблицы, электронные микрофотографии, фотографии объектов. Лабораторное оборудование. Микроскопы. Фиксированные микропрепараты. Ламинары, центрифуги, автоклав, озонатор, УФ-облучатели. Видеофильмы, слайды по разделам дисциплины.
скачать


Смотрите также:
Рабочая программа дисциплины в. Дв 1 «Клеточные технологии в медицине» Специальность: 060101 Лечебное дело
198.15kb.
Рабочая программа учебной дисциплины оп. 06 «Гигиена и экология человека» Специальность 060101. 52 «Лечебное дело»
538.02kb.
Рабочая программа дисциплины «Биология, экология» Специальность: 060101 Лечебное дело Квалификация: Врач
412.91kb.
Рабочая программа учебной дисциплины оп. 05 «Гигиена и экология человека» Специальность 060101. 51 «Сестринское дело»
463.69kb.
Рабочая программа учебной дисциплины оп. 06 «Гигиена и экология человека» Специальность 060101. 51 «Сестринское дело»
525.53kb.
Методическая разработка теоретического занятия по дисциплине менеджмент тема: Основы теории принятия управленческих решений (1) Специальность: 060101 Лечебное дело Курс: 5 Купино
224.56kb.
Методическая разработка теоретического занятия по дисциплине менеджмент тема: Основы теории принятия управленческих решений (2) Специальность: 060101 Лечебное дело Курс: 5 Купино
220.4kb.
Методическая разработка теоретического занятия по дисциплине менеджмент тема: Основы теории принятия управленческих решений (3) Специальность: 060101 Лечебное дело Курс: 5 Купино 2012
208.01kb.
Методическая разработка теоретического занятия по дисциплине менеджмент тема: Основы теории принятия управленческих решений (4) Специальность: 060101 Лечебное дело Курс: 5 Купино 2012
181.32kb.
Рабочая тетрадь по информатике для студентов специальности 060101
320.58kb.
Рабочая программа дисциплины ен. Информационные технологии в профессиональной деятельности специальность 060102 Акушерское дело
161.37kb.
Рабочая программа дисциплины ен. Информационные технологии в профессиональной деятельности специальность 060501 Сестринское дело
185.43kb.