Главная стр 1
скачать
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития РФ
Кафедра философии, биоэтики и культурологии
Утверждаю

Проректор по учебной работе

Н.С.Давыдова_____________

________ 2012 г.



Рабочая программа дисциплины

Гуманитарного и социально-экономического цикла С1.С1.Б.Б1.

«Философия»

Специальность 060101 лечебное дело

Квалификация специалист


г. Екатеринбург

2012 г.

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 лечебное дело, утвержденным приказом министерства образования и науки РФ от 8 ноября 2010 г. № 1118


Разработчики:

зав. кафедрой, доцент кафедры философии, биоэтики и культурологии, кандидат философских наук…………………………………………………………………………………….……Е.В. Власова

доцент кафедры философии, биоэтики и культурологии, кандидат философских наук…………………..…………………………..…………………………………....…К.И. Заболотских

Программа рецензирована Шапошниковым Г.Н., доктором исторических наук, проф., зав.кафедрой истории, права и экономики УГМА

Рабочая программа дисциплины обсуждена и одобрена на заседании кафедры 08 сентября 2011 года, протокол №1

Программа обсуждена и одобрена цикловой методической комиссией по социально-гуманитарным дисциплинам 14 сентября 2011 года протокол № 1.

Программа обсуждена и одобрена методической комиссией специальности 060101 «Лечебное дело» 13 октября 2011 года протокол № 4.

Выписка из протокола № 1

заседания кафедры философии, биоэтики и культурологии

от 29 августа 2012г.




Присутствовали: зав. каф., доц. Власова Е.В., проф. Князев В.М.,

доц. Киселёв В.А., доц. Белоусова Е.В., доц. Заболотских К.И.,

асс. Шеметов Г.А., зав. учебно-метод. кабинетом Орлова А.И.
Слушали: Утверждение рабочей программы дисциплины «Философия» по специальности лечебное дело.
Выступили: доц. К.И. Заболотских доложила, что в прошлом учебном году была разработана и утверждена новая рабочая программа по философии.
Постановили: В рабочую программу дисциплины «Философия» по специальности 060101 – лечебное дело на 2012/2013 уч. год изменений не вносить.
Председатель: зав. каф., доц. ___________________Е.В.Власова
Секретарь: зав. уч.- метод. каб.__________________А.И.Орлова



  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ:




    1. Цель дисциплины – формирование у студента знаний о человеке, его месте в природном и общественном мире, то есть системного, целостного понимания мира, связующим компонентом которого является человек, его ценностные ориентации и познавательные способности.




    1. ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ:

- формирование системного понимания мира, связующим компонентом которого является человек, его ценностные ориентации и познавательные способности.

- осмысление специфики различных сообществ, культур, роли ценностей и норм, законов социокультурного развития, что способствует установлению студентом собственной социокультурной идентичности;

- изучение многообразия взглядов, мнений, суждений, присущее человеческому сообществу, различных концепций, что неизбежно приводит к воспитанию толерантности;

- развитие у будущих специалистов философского мышления, то есть способности к рефлексии, критичности, свободомыслию, гуманистичности, диалектичности;

включение студента в реалии современного общества с его проблемами, противоречиями и ценностями;

- воспитание и самовоспитание человека, посредством побуждения каждого «познать самого себя».

- развитие моральных, эстетических, познавательных способностей человека, вследствие обращения к рассмотрению отношений человека с другими людьми и окружающим миром;

- формирование нравственных сторон личности, мировоззренческих позиций, ценностных представлений, а также способности воспринимать и понимать окружающий мир как целостность;

- изучение законов функционирования общества и культуры, что способствует не только освоению технологий корпоративного взаимодействия, но и создает базу для деловой коммуникации, составляющей необходимую компоненту профессионального успеха, облегчает поиск оптимальных решений в трудных профессиональных обстоятельствах.



  1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП:

2.1 Дисциплина «Философия» изучается в течение двух семестров (третьего и четвертого), относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности лечебное дело.

2.2 Требования к входным знаниям: освоение дисциплины «Философия» должно быть основано на знаниях, полученных в процессе изучения следующих дисциплин

- история;

- обществознание;

- мировая художественная культура;

- - иностранный язык.

2.3 Изучение дисциплины «Философия» является необходимой основой для последующего освоения дисциплин гуманитарного цикла, таких как:

- культурология;

- право;

- экономика;



- биоэтика;



  1. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
а). Общекультурных:


  1. способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

  2. способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);

  3. способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3);

  4. способностью и готовностью анализировать экономические проблемы и общественные процессы, использовать методику расчета показателей экономической эффективности; знать рыночные механизмы хозяйствования, консолидирующие показатели, характеризующие степень развития экономики (ОК-4);

  5. способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

  6. способностью и готовностью овладеть одним из иностранных языков на уровне бытового общения, к письменной и устной коммуникации на государственном языке (ОК-6);

  7. способностью и готовностью использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);

  8. способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).


б). Профессиональных:


  1. способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1);

  2. способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);

  3. способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

  4. способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК-4);

  5. способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9);

  6. способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-11);

  7. способностью и готовностью к обучению взрослого населения, подростков и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек (ПК-26);

  8. способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32).

В результате изучения дисциплины студент должен:


Знать:

  • методы и приемы философского анализа проблем;

  • формы и методы научного познания, их эволюцию;

  • основные закономерности и тенденции развития мирового исторического процесса;

  • важнейшие вехи истории России, место и роль России в истории человечества и в современном мире; влияние России на развитие медицины;

  • влияние среды обитания на здоровье человека, история изыскания эффективных средств лечения и профилактики, становление и развитие медицинской науки;

  • представление о медицинских системах и медицинских школах;

  • учение о здоровом образе жизни, взаимоотношения "врач-пациент"; выдающихся деятелей медицины и фармации, выдающиеся медицинские открытия, влияние гуманистических идей на медицину;

  • нормы зарубежного права, информационное право, основные принципы и положения конституционного, гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права;

  • морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения, права пациента и врача, этические основы современного медицинского законодательства;

  • обязанности, права, место врача в обществе;

  • основные этические документы международных организаций, отечественных и международных профессиональных медицинских ассоциаций;

  • принципы ведения дискуссий в условиях плюрализма мнений и основные способы разрешения конфликтов;

  • основные направления психологии, общие и индивидуальные особенности психики человека, психологию личности и малых групп.


Уметь:

  • грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать социальную ситуацию в России и за ее пределами и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;

  • ориентироваться в действующих нормативно-правовых актах о труде, применять нормы трудового законодательства в конкретных практических ситуациях;

  • защищать гражданские права врачей и пациентов различного возраста;

  • оценивать и определять свои потребности, необходимые для продолжения обучения;

  • выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива;

  • анализировать экономические проблемы и общественные процессы, быть активным субъектом экономической деятельности.


Владеть:

  • навыками изложения самостоятельной точки зрения;

  • навыками анализа и логического мышления;

  • навыками публичной речи, ведения дискуссий и круглых столов;

  • навыками морально-этической аргументации, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;

  • навыками информирования пациентов и их родственников в соответствии с требованиями правил "информированного согласия";




  1. Объем и вид учебной работы




Виды учебной работы

трудоемкость

Семестры

ЗЕТ

часы

Третий

Четвертый

Аудиторные занятия (всего)

3

108













В том числе:



















Лекции

1

36

18




18




Практические занятия

2

72

36




36




Семинары



















Лабораторные работы



















Самостоятельная работа (всего)

1,3

45













В том числе:



















Курсовая работа (курсовой проект)



















Реферат



















Другие виды самостоятельной работы (УИРС)



















Формы аттестации по дисциплине:

сеточный зачет.

……экзамен.


0,7


27








27





Общая трудоемкость дисциплины

5

180
















  1. Содержание дисциплины

    1. Содержание разделов дисциплины:




Содержание дисциплины

(дидактические единицы)

Основное содержание раздела, дидактической единицы (тема, основные закономерности, понятия, термины и т.п.)

Дисциплинарный модуль (раздел) 1.

ДЕ-1: Предмет философии. ОК – 1,2,4,5; ПК – 2,5,9.

Место и роль философии в культуре (медицине). Структура философского знания Научные, философские и религиозные картины мира. Типы мировоззрения. Союз философии и медицины. Философско-методологические основания медицины.



«Вечные вопросы» бытия. Понятие «мировоззрение» и «философия». Специфика философского знания и языка. Сопоставление философии с естественнонаучным знанием. Структура и функции философского знания.

Дисциплинарный модуль (раздел) 2.

ДЕ-2: Античная и средневековая философия. ОК - 1,2,3,5,7; ПК – 2.

Исторические типы и направления в древней, Античной и средневековой философии Основные этапы исторического развития философской мысли. Союз философии и медицины. Философско-методологические основания медицины.



Философия Древнего Востока. Античная философия: натурфилософы, классический период философии, поздняя Античность – эллинистический период. Философия средних веков и эпохи Возрождения.

ДЕ-3: Философия XVII-XIX вв. ОК – 1,2,5,7,8; ПК – 2,9,11.

Исторические типы и направления в философии XVII, XVIII и XIX веков. Философия и развитие научного мышления. Основные этапы исторического развития философской мысли.



Философия Нового времени (XVII век). Философия эпохи Просвещения (ХVIII век). Немецкая классическая философия. Философия марксизма.

ДЕ-4: Современная философия. ОК – 1,2,5,7,8; ПК – 2,3,9,11.

Исторические типы и направления в современной философии. Основные этапы исторического развития философской мысли.



Философия жизни. Психоанализ. Экзистенциализм. Философия II половины XX в.

ДЕ-5: Русская философия. ОК – 1,2,3,6,7; ПК – 2,3,4.

Исторические типы и направления в современной философии. Философия в развитии русской духовности. Основные этапы исторического развития философской мысли.



Особенности русской философии, начало философии на Руси. Русская философия XVIII в., Просвещение в России. Русская философия XIX-XX вв.

Дисциплинарный модуль (раздел) 3.

ДЕ-6: Онтология. ОК – 1,2,5; ПК – 2,3,9.

Бытие. Понятие духа, материи и сознания, пространства, времени и движения.



Человек и мир. Понятие субстанции. Дух, материя и сознание. Пространство и время. Органическая эволюция на Земле. Онтологический статус земной жизни. Человек и природа

ДЕ-7: Гносеология. ОК – 1,2,4,5,6,7; ПК – 2,4,9,11,26,32.

Познание. Соотношение веры, мнения, понимания, интерпретации и знания. Рациональное и эмпирическое познание. Иррациональное познание: интуиция в медицине. Отражение мира в сознании как познание. Творческое «конструирование» знания. Практика. Наука. Истина и ее критерии.



Познание и его формы. Чувственное и рациональное познание. Проблема истины, ее сущность, формы и способы ее проверки. Происхождение и сущность сознания. Законы и категории диалектики. Три основных закона диалектики. Категории: «качество», «количество», «мера», «противоположности», «противоречия», «отрицание», «диалектическое снятие», «отрицание отрицания». Развитие, его модели и законы. Научное и вненаучное знание. Структура научного познания, его методы и формы. Научные революции и смена типов рациональности.

ДЕ-8: Социальная философия. ОК – 1,3,5,6,7,8; ПК – 1,2,3,11,26,32.

Человек, общество, культура. Общество и его структура. Человек в системе социальных связей. Производство и его роль в жизни человека.



Роль географической среды в жизни человека и общества. Критический анализ географического детерминизма и геополитики. Экологическая проблема как одна из глобальных проблем человечества. Экологический кризис, пути его преодоления. Развитие общества. Модели исторического процесса. Народонаселение и демографические проблемы. Экономическое основание демографической политики. Социальный дарвинизм и расизм. Социальная структура общества. Личность и общество.

ДЕ-9: Антропология. ОК – 1,2,3,5,6,7,8; ПК – 1,3,4,11,26,32.

Любовь и творчество в жизнедеятельности человека. Человек и исторический процесс, личность и массы, свобода и необходимость. Смысл жизни и деятельности человека.




Понятие и сущность человека. Индивид, индивидуальность, личность. Психофизиологическая проблема. Личность и общество. Философские и социально-психологические проблемы жизни в современном обществе: социальные потребности, конформизм, манипулирование, проблемы взаимопонимания, эффекты стереотипизации, особенности поведения толпы.

ДЕ-10: Аксиология. ОК – 2,3,5,6,7,8; ПК – 1,2,3,4,11,26,32.

Любовь и творчество в жизнедеятельности человека. Человек и исторический процесс, личность и массы, свобода и необходимость. Смысл жизни и деятельности человека. Человек как творец и творение культуры.




Духовная жизнь общества. Искусство и религия, а также мораль и право как формы и продукты коллективной духовной деятельности человечества. Вечные ценности. Понятия «ценность», «система ценностных ориентаций личности», «добро» и «зло», «счастье», «любовь», «творчество», «здоровье», «жизнь», «смерть», «смысл жизни».




    1. Контролируемые учебные элементы (на основе ФГОС)




Дидактическая

Единица


Контролируемые ЗУН, направленные на формирование общекультурных и профессиональных компетенций


Знать



Уметь



Владеть


ДE-1

Предмет философии.

ОК-1,2; ПК-2,5

- сущность, структуру и основные типы мировоззрения;

- содержание и структуру философского знания, методы и приемы философского исследования.


ОК -2,4; ПК - 9

- уметь определять свою нравственно-мировооззренческую и ценностную позицию, осмысливать профессиональные задачи в социально-культурном контексте.



ОК-5, ПК - 9

- навыками сопоставления и дифференциации различных типов мировоззрения






Технологии оценивания:

устные выступления на семинаре, доклады, ВКТ, контрольная работа












ДE-2

Античная и средневековая философия.

ОК-1,2,5; ПК-2

- сущность, структуру и основные типы мировоззрения;

- основные закономерности и тенденции развития человека и общества, отражённые в историко-философской мысли.


ОК-2,7; ПК-2

- осмысливать социокультурные процессы в России и мире в их развитии и взаимосвязи;

- осуществлять эффективный поиск информации и уметь анализировать ее;

- определять свою нравственно-мировоззренческую и ценностную позицию.



ОК-3,7; ПК-2

- теоретического анализа и логического мышления, навыками изложения и обоснования собственной точки зрения, ораторского искусства;

- навыками чтения и понимания гуманитарных текстов, работы с профессиональной и документацией.





Технологии оценивания:

устные выступления на семинаре, доклады, подготовка презентаций, ВКТ, коллоквиумы по текстам первоисточников.












ДE-3

Философия XVII-XIX.

ОК-1,2,5; ПК - 2,9,11

- сущность, структуру и основные типы мировоззрения;

- основные закономерности и тенденции развития человека и общества, отражённые в историко-философской мысли.


ОК - 8; ПК -2

- преобразовывать информацию в знание, осмысливать социокультурные процессы в России и в мире в их динамике и взаимосвязи;

- грамотно оценивать социокультурную ситуацию в России. Осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;

- уметь осознавать место и роль России в культурно-историческом процессе;

- уметь определять свою нравственно-мировооззренческую и ценностную позицию.


ОК - 7,8; ПК-2

- навыками изложения и обоснования собственной точки зрения, теоретического анализа и логического мышления, ораторского искусства;

- навыками чтения и понимания гуманитарных текстов, работы с профессиональной и государственной документацией.





Технологии оценивания:

коллоквиумы по текстам первоисточников, подготовка презентаций, ролевые игры












ДE-4

Современная философия

ОК - 1,2,5,7; ПК - 2,3,9,11

- сущность, структуру и основные типы мировоззрения;

- основные закономерности и тенденции развития человека и общества, отражённые в историко-философской мысли.


ОК - 7,8; ПК -2

- преобразовывать информацию в знание, осмысливать социокультурные процессы в России и в мире в их динамике и взаимосвязи;

- грамотно оценивать социокультурную ситуацию в России. Осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;

- уметь осознавать место и роль России в культурно-историческом процессе;

- уметь определять свою нравственно-мировооззренческую и ценностную позицию.


ОК - 7,8; ПК-2,3,9

- навыками изложения и обоснования собственной точки зрения, теоретического анализа и логического мышления, ораторского искусства;

- навыками чтения и понимания гуманитарных текстов, работы с профессиональной и государственной документацией;- навыками понимания оппонента, ведения дискуссии.





Технологии оценивания:

коллоквиумы по текстам первоисточников, подготовка презентаций, использование рисуночного метода, ролевые игры












ДЕ-5

Русская философия.

ОК – 1,2; ПК – 2,4

- сущность, структуру и основные типы мировоззрения;

- основные закономерности и тенденции развития человека и общества, отражённые в историко-философской мысли;

- принципы межкультурной коммуникации.



ОК – 3,6,7; ПК – 2

- преобразовывать информацию в знание, осмысливать социокультурные процессы в России и в мире в их динамике и взаимосвязи;

- грамотно оценивать социокультурную ситуацию в России. Осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;

- осознавать место и роль России в культурно-историческом процессе;

- уметь определять свою нравственно-мировооззренческую и ценностную позицию.


ОК – 3,6; ПК – 2,3

- навыками изложения и обоснования собственной точки зрения, теоретического анализа и логического мышления, ораторского искусства;

- навыками чтения и понимания гуманитарных текстов, работы с профессиональной и государственной документацией;- навыками понимания оппонента, ведения дискуссии.





Технологии оценивания:

коллоквиумы по текстам первоисточников, подготовка презентаций, устные выступления на семинаре, подготовка докладов на СНО.












ДE-6

Онтология

ОК - 1, 2; ПК – 2,3,9

- сущность, структуру и основные типы мировоззрения.



ОК – 1,2,5; ПК – 3

- осуществлять эффективный поиск информации и критически ее осмысливать;

- уметь определять свою нравственно-мировооззренческую и ценностную позицию.


ОК – 1,2; ПК – 2

- навыками изложения и обоснования собственной точки зрения, теоретического анализа и логического мышления, ораторского искусства;

- навыками сопоставления и дифференциации различных типов мировоззрения.





Технологии оценивания:

опрос, доклады, СНО, тестирование.












ДЕ-7

Гносеология

ОК – 1, 2,4,5,7; ПК – 2,4,9, 26, 32

- взаимосвязь философии, науки и практики.



ОК – 4,7, ПК – 4,9,26,32.

- преобразовывать информацию в знание, осмысливать социокультурные процессы в России и в мире в их динамике и взаимосвязи.



ОК – 2,4,6,7; ПК -2,9,11,32

- навык понимания оппонента, ведения дискуссии;

- навыки различения форм обыденного, теоретического, научного, донаучного и вненаучного знания.





Технологии оценивания: участие в дискуссиях, доклады с презентациями,

опрос, подготовка докладов на СНО, тестирование.












ДЕ-8

Социальная философия

ОК – 1,7; ПК -11,32

- место медицины в системе культуры, влияние общекультурной традиции на развитие медицинских знаний и практик;

- принципы межкультурной коммуникации, ведения дискуссии в условиях плюрализма мнений, а также основы конфликтологии.


ОК – 3,7; ПК – 3,11

- выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива в духе корпоративной культуры;

- грамотно оценивать социокультурную ситуацию в России. Осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;

- уметь осознавать место и роль России в культурно-историческом процессе.



ОК – 5,6,8; ПК -1, 2,26

- навыками политической и нравственной культуры поведения;

- навыками чтения и понимания гуманитарных текстов, работы с профессиональной и государственной документацией;

- навыками и приемами межкультурной коммуникации, толерантности к представителям различных культур.






Технологии оценивания:

Участие в дискуссиях и деловых играх, доклады с презентациями, опросы, подготовка публикаций для студенческого сборника – НОМУС.












ДЕ -9

Антропология


ОК – 1,2,8; ПК -3,4,32

- моральные принципы и нормы, правила врачебной этики;

- принципы межкультурной коммуникации, ведения дискуссии в условиях плюрализма мнений, а также основы конфликтологии.


ОК – 3,5,6,8; ПК – 11,26

- уметь определять свою нравственно-мировооззренческую и ценностную позицию, осмысливать профессиональные задачи в социально-культурном контексте;

- выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива в духе корпоративной культуры.


ОК – 2,7,8; ПК- 1,3, 11, 26,32

- навыками и приемами межкультурной коммуникации, толерантности к представителям различных культур;

- навыками понимания оппонента, ведения дискуссии;

- технологиями корпоративной коммуникации и широким культурным кругозором.






Технологии оценивания:

Участие в дискуссиях и деловых играх, доклады с презентациями, опросы, подготовка публикаций для студенческого сборника – НОМУС.












ДЕ -10

Аксиология

ОК -2,3,8; ПК - 4,32

- сущность, структуру и основные типы мировоззрения;

- моральные принципы и нормы, правила врачебной этики.


ОК – 3,5; ПК – 1,2,3,26

- уметь определять свою нравственно-мировооззренческую и ценностную позицию, осмысливать профессиональные задачи в социально-культурном контексте.



ОК – 6,7; ПК – 1,3,4,11,32

- навыками политической и нравственной культуры поведения;

- навыками и приемами межкультурной коммуникации, толерантности к представителям различных культур;

- навыками сопоставления и дифференциации различных типов мировоззрения.






Технологии оценивания:

Технологии оценивания:



Участие в дискуссиях и деловых играх, доклады с презентациями, опросы, подготовка публикаций для студенческого сборника – НОМУС.










5.3.Разделы дисциплин (ДЕ) и виды занятий


Раздел дисциплины, ДЕ


Часы по видам занятий

Лекций

Практич.

занятий

Лабор.

работ

Семинаров

Самост.р.с. (рефераты, работа с текстами)

Всего

ДЕ-1: Предмет философии

2

4







3

9

ДЕ-2: Античная и средневековая философия

3

12







5

23

ДЕ-3: Философия XVII-XIX вв.

3

12







5

23

ДЕ -4: Современная философия

4

8







5

17

ДЕ -5: Русская философия

4

8







5

17

ДЕ -6: Онтология

2

4







3

9

ДЕ – 7: Гносеология

2

4







3

9

ДЕ - 8: Социальная философия

4

8







7

19

ДЕ - 9: Антропология

4

8







6

18

ДЕ - 10: Аксиология


2

4







3

9



  1. Тематика лабораторных работ

6.1. Учебным планом проведение лабораторных работ не предусмотрено.


  1. Примерная тематика докладов, рефератов:

    1. Мифология, ее содержание и функции. Отличие мифологии от философии

    2. Особенности древневосточной философии

    3. Основные положения философии конфуцианства

    4. Сравнительная характеристика основных этических учений древности

    5. Основные черты ранней древнегреческой философии

    6. Проблема человека в греческой философии

    7. Сократ и его метод

    8. Платоновская концепция идеального государства и общества.

    9. Основные положения философии Аристотеля

    10. Принцип числовой гармонии в учении пифагорейцев

    11. Взгляд на философию как врачевание души в трудах Сенеки

    12. Тит Лукреций Кар «О природе вещей»

    13. Средневековая философия, ее особенности и направления

    14. Патристика, ее роль в развитии философии.

    15. Пантеистическая философия Д. Бруно

    16. «Теория общественного договора» Т. Гоббса

    17. Р.Декарт как родоначальник европейского рационализма

    18. Ф.М. Вольтер и философия Просвещения

    19. Социально-политические взгляды Ш.Л. Монтескье

    20. «Антропология» И.Канта

    21. Г.В.Ф. Гегель о смысле человеческой истории

    22. Философия пессимизма А. Шопенгауэра

    23. Учение Ницше о сверхчеловеке

    24. Теория классического психоанализа З.Фрейда

    25. Гуманистический психоанализ Э. Фромма

    26. Аналитическая психология К. Г. Юнга

    27. Учение о человеке в философии экзистенциализма

    28. Позитивизм, его возникновение и основные этапы развития.

    29. Историософия А.С. Хомякова

    30. Концепция культурно-исторических типов Н. Данилевского

    31. Философия творчества Н.А. Бердяева

    32. Основные положения философии П. Флоренского

    33. Русский космизм

    34. Мистицизм в арабской философии

    35. Основные положения философии постмодернизма

    36. Категория бытия в философии

    37. Концепции пространства и времени в философии.

    38. Сознание, мышление, язык

    39. Структура сознания: проблема бессознательного

    40. Интуиция как способ познания

    41. Техника, культура, цивилизация

    42. Развитие науки и проблема научных революций

    43. Феномен глобализации в современном мире: проблемы и перспективы

    44. Философия природы и экологические ценности современной цивилизации

    45. Ценности личности и ценности общества

    46. Роль личности в истории

    47. Права человека и гражданское общество

    48. Власть и насилие. Феномен тоталитаризма в социальной практике XX века.

    49. Социальные утопии: философские основания и практическое воплощение

    50. Происхождение и эволюция семьи

    51. Народонаселение. Демографические проблемы современности

    52. Этика как наука о морали и ее основные категории

    53. Мораль как регулятор общества

    54. Проблема соотношения добра и зла в философии

    55. Духовные основания личности

    56. Сущность человека и смысл его жизни

    57. Тело и телесность человека

    58. Психофизическая проблема в науке и философии, ее современная интерпретация

    59. Любовь как философская проблема

    60. Свобода воли и возможность выбора

    61. Проблемы современной массовой культуры




  1. Образовательные технологии

  1. БРС оценивания, рубежные и текущие тестовые контроли.

  2. Имитационные технологии (деловые и ролевые игры, дебаты)

  3. Методы проблемного обучения (дискуссии, диспуты, поисковые работы, исследовательский метод, философские эссе и т.п.)

  4. Участие в командной работе (общее обсуждение заданных тем, выступлений)

  5. Рисуночный метод

  6. Доклады, презентации

  7. Сайт кафедры (на сайте размещены электронные учебные издания по дисциплине «Философия», а также ссылки на электронные библиотеки по философии, варианты тестовых заданий)

  8. Герменевтический метод (философский анализ текстов первоисточников)

  9. Лекционный курс ведется в сопровождении мультимедийных презентаций




  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9.1.Основная литература

9.1.1.Учебники:

  1. Спиркин А.Г Философия М.: Юрайт, 2012. Рекомендовано Государственным комитетом РФ по высшему образованию в качестве учебника для студентов вузов.

(300 экземпляров, библиотека УГМА).

  1. Хрусталёв Ю.М. Философия М.: Академия, 2011. Рекомендовано Министерством образования РФ в качестве учебника по дисциплине «Философия» для студентов, обучающихся по медицинским и фармацевтическим специальностям (72 экземпляра, библиотека УГМА – издание 2006г., 247 экземпляров - издание 2004 г.).




  1. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней: в 3-х кн. М.: Академический проект; М.: Деловая книга, 2008. (5 экземпляров, библиотека УГМА, методкабинет кафедры).


9.1.2.Учебные пособия

  1. Хрестоматия по философии/Под ред. проф. Баталова А. А.-Екатеринбург: УГМА, 2006. – 267с. 51 экз., библ. УГМА – не переиздавалась

  2. Философия медицины. Под редакцией Ю.Л. Шевченко. М.: Гэотар-мед, 2004. – не переиздавалась

  3. История мировой философии: учебное пособие / Под ред.: В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - М.: Астрель, 2007. 7 экз., библ. УГМА – не переиздавалась

  4. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003. 3 экз., кафедра философии, культурологии и биоэтики УГМА – не переиздавался

  5. Власова Е.В. Использование наглядных образов в процессе изучения философии (Рисуночный метод). Учебно-методическое пособие по курсу философия для студентов всех специальностей. – Екатеринбург, 2011. 20 экз., библ. УГМА, 30 экз., кафедра философии, культурологии и биоэтики УГМА

9.1.2.1. Электронные базы данных:

  1. http://filosof.historic.ru – цифровая библиотека по философии

  2. http://gumer.info-библиотека Гумер - гуманитарные науки

  3. http://books.atheism.ru/philosophy - библиотека портала «Философия и атеизм»

  4. philosophy.ru/lib/ - библиотека философского портала philosophy.ru

  5. http://psylib.org.ua/ - психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры.

  6. http://dialektika-eniology.narod.ru/bibl.htm - библиотека кафедры философии УГМА


9.1.2.2 Электронные учебные издания:

  1. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. 2003 [Электронный ресурс]. URL: http://dialektika-eniology.narod.ru/Kohanovskii.doc – не переиздавалась

  2. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2007. [Электронный ресурс]. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001072/st000.shtml – не переиздавалась

  3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005 [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Alex_Pan/index.php – не переиздавалась

  4. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения / Редкол.: И. Т. Фролов и др.; Сост. П. С. Гуревич. — М.: Политиздат, 1991 [Электронный ресурс]. URL: http://books.atheism.ru/files/human.rar – не переиздавалась




    1. Дополнительная литература

9.2.1. Учебно-методические пособия

  1. Евлампиев И.И. История русской философии. Учебное пособие для вузов. М.: Высш. шк., 2002. (методкабинет кафедры)

  2. Плотников В.И. Онтология: Хрестоматия. – М.: Академический проспект, Екатеринбург: Деловая книга, 2004. (методкабинет).

  3. Реале Дж., Антисери Д., Мальцева, С. А. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х томах. Издательство «ПНЕВМА», СПб, 2010-2012 гг. (библиотека УГМА – издание 1996 – 1997 гг.).

  4. Современный философский словарь. Под общ. редакцией В.Е. Кемерова. 3-е изд. М.: «Панпринт», 2002. (библиотека УГМА, методкабинет кафедры).

  5. Введение в философию: Ч. I, II. М.: 1989. (методкабинет кафедры). – не переиздавалась

  6. Философия: Учебное пособие для студ. вузов / Под ред. В. П. Кохановского. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2001. (методкабинет кафедры). – не переиздавалась

  7. Радугин А.А. Философия. Курс лекций: учебное пособие / А. А. Радугин. - М.: Центр, 2003 (методкабинет кафедры).

  8. Новая философская энциклопедия. В 4-х томах. М.:2000-2001(методкабинет кафедры). – не переиздавалась

  9. Шаповалов В. Ф. Основы философии. От классики к современности. М.: 2001. (методкабинет кафедры). – не переиздавалась



9.2.2. Литература для углубленного изучения


  1. Авиценна Книга знания. М.:1999. – не переиздавалась

  2. Антология мировой философии. В 4-х т. М.:1970. – не переиздавалась

  3. Аристотель. О душе: Сочинения в 4 т.: Т. 1. М.: 1975. – не переиздавалась

  4. Асмус В.Ф., Кант И. М.: 1973. – не переиздавалась

  5. Богомолов А.С. Античная философия. 2 изд. М.: Высш. шк. 2006

  6. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: философия, наука, религия. 2-е изд., перераб. и доп М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993

  7. Буддизм. (Принципы и идеи Буддизма, все течения и направления в Буддизме, современный словарь по Буддизму)/сост. В. В. Юрчук. - 2-е изд. - Минск: Современное слово, 2006

  8. Вейнингер О. Пол и характер. Мужчина и женщина в мире страстей и эротики. М.: Фолио, 2011.

  9. Вехи: сборник статей о русской интеллигенции / [вступ. ст., ред. Д. Н. Бакуна]. — М. : Грифон, 2007

  10. Гиренок Ф.И. Русские космисты. Из цикла: "Страницы истории отечественной философской мысли. М.: Знание, 1990. – не переиздавалась

  11. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. Изд. 2-е. - М., 2009.

  12. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: 1979. – не переиздавалась

  13. Зеньковский В.В. История русской философии. М. Академический проект. 2011г.

  14. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. Учебное пособие - М.: «ПРОСПЕКТ», 1998. – не переиздавалась

  15. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М.: Высшая школа, 2000. – не переиздавалась

  16. Канке В. А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. М.: 2000. – не переиздавалась

  17. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. Становление греческой философии. СПб: 2003.

  18. Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. — М., 1982. – не переиздавалась

  19. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.В. Западноевропейская философия XVIII века. М.: 1986. – не переиздавалась

  20. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М.: 1990. – не переиздавалась

  21. Лешкевич Т. Г. Философия науки. М.: Инфра-М, 2006.

  22. Мир философии: Книга для чтения: Ч. I. II. М.: 1991. – не переиздавалась

  23. Миф и эрос: антология философских текстов о любви. М.: 1991. – не переиздавалась

  24. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. М.: Канон+, Реабилитация. 2010.

  25. Плотников В.И. Онтология. Хрестоматия. М.: Екатеринбург: 2004.

  26. Рассел Б. История западной философии. Ростов-н/Д:2002.

  27. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Книга 1-2. СПб.: Петрополис. 2003.

  28. Смысл жизни: Антология. М.: 1994. – не переиздавалась

  29. Соколов В.В. Средневековая философия. М.: 1979. – не переиздавалась

  30. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.:1992. – не переиздавалась

  31. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: 1989. – не переиздавалась

  32. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. СПб.: Питер. 2007.

  33. Чанышев А.Н. История философии древнего мира. М.: Академический проект. Парадигма. 2011.

  34. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. Л.: 1971. – не переиздавалась



  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

На кафедре имеется 4 ПК, 4 ноутбука для организации рубежного и итогового тестирования, 5 проекторов для проведения учебных презентаций.
скачать


Смотрите также:
Рабочая программа дисциплины Гуманитарного и социально-экономического цикла б.
314.05kb.
Рабочая программа дисциплины гуманитарного и социально-экономического цикла С. 1 С. 1 Б биоэтика
188.42kb.
Рабочая программа дисциплины Гуманитарного и социально-экономического цикла б. Б. 1 Философия
321.69kb.
Рабочая программа дисциплины Гуманитарного и социально-экономического цикла б. Б. 1 Философия
278.88kb.
Рабочая программа дисциплины гуманитарного и социально-экономического цикла С. 1 С. 1 Б биоэтика
192.91kb.
Рабочая программа дисциплины Гуманитарного и социально-экономического цикла б. Б. 1 «Философия, биоэтика»
398.05kb.
Рабочая программа дисциплины Гуманитарного, социального и экономического цикла с с б. 1 Биоэтика
174.38kb.
Рабочая программа дисциплины Гуманитарного, социального и экономического цикла б. 1 Биоэтика
195.72kb.
Рабочая программа дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла с с б. 2 Биоэтика
163.17kb.
Рабочая программа дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла раздел с в. Од. 1 Культурология специальность
198.86kb.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины Тематический план изучения дисциплины Организационно методический раздел
569.26kb.
Положение о научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе студентов
53.99kb.