Главная стр 1
скачать
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра философии, биоэтики и культурологии

Утверждаю:

« » 2012 г.

Проректор по учебной работе

Профессор___________ Давыдова Н.С.

Рабочая программа дисциплины

гуманитарного и социально-экономического цикла С.1 С.1 ББ2.

Биоэтика

Специальность 060101 лечебное дело

Квалификация: специалист

2012 г.

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным

образовательным стандартом по направлению подготовки(специальности)060101,лечебное

дело, - утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 8 ноября 2010г. №1118


Разработчик: доцент кафедры философии, биоэтики и культурологии,

кандидат философских наук Киселев В.А.


Рабочая программа дисциплины обсуждена и одобрена на заседании кафедры

философии, биоэтики и культурологии 8 сентября 2011 г., протокол №3.


Программа рецензирована : зав. кафедрой истории, экономики и права

ГБОУ ВПО УГМА Минздравсоцразвития РФ, проф., доктором исторических наук

Шапошниковым Г.Н.


Программа обсуждена и одобрена решением цикловой методической комиссией специальности по социально-гуманитарным дисциплинам 22 сентября 2011 г., Протокол № 1.

Программа обсуждена и одобрена методической комиссией специальности

060101 Лечебное дело 22.09. 2011г. ,протокол №1

1.Цели и задачи дисциплины

Биоэтика – это междисциплинарная гуманитарная наука, являющаяся важнейшей составной частью федерального компонента высшего профессионального медицинского образования и неотъемлимой составной частью подготовки современного специалиста в здравоохранении.
ОСНОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ

- формирование общекультурных и профессилнальных компетенций будущих специалистов;

- формирование биоэтической культуры будущих врачей;

- способствовать включению будущих специалистов в реалии современной медицины с ее ценностями и проблемами;

- воспитание у студентов чувства уважения к отечественной медицине;

- подготовить будущих специалистов к выполнению профессиональных обязанностей в условиях многоуклалной медицины и рыночной экономики;

- привить студентам чувство долга и благоговения перед человеческой жизнью.
ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ БИОЭТИКИ:

В процессе изучения данной дисциплины ставится достижение следующих задач:

- овладение культурой биоэтического мышления, способствующей видению биоэтических проблем;

- различение этические, правовые, религиозные, экономические интересы и ценности пациентов, мотивы принятия решения пациентами;

- решение биоэтических проблем, сохраняя уважение моральной автономии пациентов;

- выстраивание тактики поведения врача (эксперта) в ситуациях, чреватых конфликтом со стороны пациентов, клиентов.



  1. Место дисциплины в структуре ООП

- формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущих специалистов;

- формирование биоэтической культуры будущих врачей;

- способствовать включению будущих специалистов в реалии современной медицины с ее ценностями и проблемами;

- воспитание у студентов чувства уважения к отечественной медицине;

- подготовить будущих специалистов к выполнению профессиональных обязанностей в условиях многоуклалной медицины и рыночной экономики;

- привить студентам чувство долга и благоговения перед человеческой жизнью.




  1. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессионалных компетенций:

- способностью к научному анализу_социально значимых проблем и процессов, политических событий и тенденций, пониманию движущих сил и закономерностей исторического процесса, способностью к восприятию и адекватной интерпретации общественно значимой социологической информации, использованию социологических знаний в профессиональной и общественной деятельности (ОК-1);

- владением письменной и устной речью на государственном языке Российской Федерации, умением вести дискуссии и полемики, способностью и готовностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОК-2);

- способностью и готовностью к деятельности и общению в публичной и частной жизни, к социальному взаимодействию с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами. к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности, социальной мобильности(ОК-3);

- способностью и готовностью к деятельности в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдению правил врачебной

этики, законов и нормативных правовых актов по работе с конфиденциальной информацией (ОК-4);

- готовностью к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям, толерантному восприятию социальных и культурных различий, приумножению отечественного и мирового культурного наследия, владением понятийным аппаратом, знанием истории цивилизации, психологии культурных архетипов (ОК-5);

- владением культурой мышления, способностью к критическому восприятию информации, логическому анализу и синтезу(ОК-7);

- готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, способностью к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации (ОК-8).


.

В результате изучения дисциплины студент должен:



Знать

- социальные и естественнонаучные причины возникновения биомедицинской этики (биоэтики), как качественно новой ступени развития медицинской этики;

- сущность и принципы биоэтики; основные нормативные документы (правовые и этические), регламентирующие деятельность медицинских работников;

-особенности проявления биоэтических проблем в разных областях современной медицины;

- основные сущностные характеристики деонтологии, медицинской этики, биоэтики;

- основные модели отношения врача и пациента в современной медицине;

- права и обязанности врача, степень его ответственности в случае причинения материального и морального вреда пациенту;

- базовые этические и правовые документы отечественного здрвоохранения.



Уметь:

- защищать неприкосновенность частной жизни как основу человеческого достоинства пациентов;

- вычленять биоэтическую проблему в составе сложных многосторонних связей, отношений между врачом и пациентом;

- применять нормы этики и права в разрешении возникших конфликтов с учетом интересов пациента или его близких;

- выстраивать с пациентом и коллегами доверительные, конструктивные отношения на основе принятых в обществе этических и правовых норм;

- отстаивать научные положения современной отечественной и международной медицинской науки и практики в противоположность бытующим ненаучным представлениям в области профилактики, диагностики, лечения, реабилитации;

- разрешать вопросы и проблемы, возникающие в коллективе или с пациентом на основе уважения и толерантности.

Владеть

- принципами врачебной этики и биоэтики;

- навыками этической, правовой, биоэтической культуры;

- навыками информирования пациентов различных возрастов в соответствии с требованиями модели «информированного согласия»;

- навыками такта и деликатности при общении с больными и их близкими;

- навыками морально-этической аргументации в решении сложных биоэтических проблем;

- методами ведения беседы, полемики, диспута;

- методами оценки степени риска для испытуемых при проведении эксперимента и предупреждать недопустимый риск.

__________________________________________________________________________

4. Объем и вид учебной работы

Виды учебной работы

трудоемкость

Семестры

(указание часов по семестрам)



ЗЕТ

часы

Аудиторные занятия (всего)

1.9

48

48










В том числе:



















Лекции




12

12










Практические занятия



















Семинары




36

36










Лабораторные работы



















Самостоятельная работа (всего)




18

18










В том числе:



















Курсовая работа (курсовой проект)



















Реферат




12

12










Другие виды самостоятельной работы (УИРС)




6

6










Формы аттестации по дисциплине

зачет



















Общая трудоемкость дисциплины




66

66











5.Содержание дисциплины

5.1.

Содержание дисциплины

(дидактическая единица)

Основное содержание раздела, дидактической единицы (тема, основные закономерности, понятия, термины и т.п.)

Дисциплинарный модуль (раздел) 1.

ДЕ 1- Модели отношения «врач-пациент»

Тема-1. Возникновение биоэтики: Нюрнбергский кодекс (1947); 2-я половина ХХ века; преступные отношение нацистских врачей к узникам концлагерей(пациентам);

Тема 2. Модели: патерналистская, информированного согласия: история, ролевые функции врача и пациента.



ДЕ 2 – Права пациента и врача

Тема 2. ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (2012), статьи 19, 72.

Обсуждение.



ДЕ3 – Этические основания современного медицинского законодательства

Тема 1. Принципы биоэтики: «не вреди», делай добро, конфиденциальности, информированного согласия, уважения моральной автономии, справедливости. Принципы как этическое основание отечественного законодательства.

ДЕ 4-Обязанности врача, место врача в обществе

Тема 2. Дефекты медицинской помощи: несчастный случай, преступление, проступок, врачебная ошибка.

Обязанности и ответственность врача: гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная, административная.



.

ДЕ-5- Основные этические документы международных организаций, отечественных и международных медицинских ассоциаций

Темы 3 («медицинская тайна»), 4 («Право на жизнь»), 5 («Право на достойную смерть»), 6 «(Трансплантация»), 7(«Психиатрия»); 8 («Эксперимент медицинский»), Это темы, в которых

Студенты знакомятся с основными положениями этических документов, регламентирующих профессиональную деятельность врача в разных областях медицины.
















5.2. Контролируемые учебные элементы (на основе ФГОС)

Дидактическая

единица


Контролируемые ЗУН, направленные на формирование общекультурных и профессиональных компетенций

Знать

(формулировка знания и указание ПК, ОК)



Уметь(формулировка умения и указание ПК, ОК)


Владеть

(формулировка навыка и указание ПК, ОК)



Де 1

Модели «врач-пациент»

ОК-2; Исторические условия возникновения разных моделей, условия их использования в настоящее время.

Ролевые функции врача и пациента в применяемых в современной медицине моделях: патерналистская, информированного согласия.



ОК-3; Выстроить отношения с пациентом в соответствии с выбранной моделью, с учетом возраста, тяжести заболевания, мировоззренческой ориентации пациента

ОК-2; Навыками налаживания терапевтического сотрудничества с пациентом: доверительное общение, деликатное информирование при тяжелом заболевании

Д2

Права пациента и врача

ОК-4; Права пациента и врача, закрепленные в отечественных документах: ст. 19, 72 «Об основах…» (2012).

ОК-1,4; выстраивать отношения с пациентом в соответствии с его правами и обязанностями.


ОК-3; навыками морально-этической и правовой аргументации в общении с пациентами и их близкими;

ПК-4. Способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для

Предотвращения врачебных ошибок,осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственноть.


Йй

Этические основы законодательства

ОК-4: основные принципы биоэтики и главное содержание правовых документов: ФЗ «О трансплантации..», «Об основах…»

ОК4,7 выявлять в правовых документах этические нормы и принципы

ОК1,7: навыками анализа юридических документов с этической точки зрения

Д4

Обязанности врача, место врача в обществе

ОК-3,4,6: перечень обязанностей врача в соответствии с Этически кодексом российского врача (1994) и ФЗ «Об основах…» (2012)

ПК-1.способность и готовностьреализоватьэтические идеонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медперсоналом;



ОК-2,3: различать обязанности и права врача, обосновать роль врача в формировании здорового образа жизни и каждодневной заботы

Пациента о своем здоровье.



ОК-7,4: навыками надлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей и понимания социальной ответственности за здоровье пациентов.

Д5

Основные этические отечественные и международные документы

ОК-4; нормы и принципы базовых этических и правовых

документов отечественных и международных организаций



ОК-4,7; применять нормы и принципы в анализе реальных клинических и биоэтических случаях медицинской практики

ОК-1,7; навыками анализа разнообразных ситуаций в практике сквозь призму принципов

Этических и правовых норм.
















































Технологии оценивания ЗУН (например, проверка усвоения навыков, тестовые контроли рубежные, итоговые,

история болезни, зачет, экзамен, БРС)













5.3.Разделы дисциплин (ДЕ) и виды занятий

Раздел дисциплины, ДЕ


Часы по видам занятий

Лекций

Пр.зан.

Лабор

работ

Семин

Сам.р.с.

всего

Тема 2. Д-1: Модели «врач-пациент»

2

-

-

2

2

6

Тема 2. Д-2 : Права пациента и врача

-

-

-

2

2

4

Темы 3 – 9 Д-3: Этические основы современного медицинского законодательства

2

-

-

12

2

1 6

Тема 2:Д-4: Обязанности врача,

место врача в обществе 2 - - 2 2 6

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Тема 5-8: Д5 Основные этические 6 18 10 34

Документы отечественные и

Международные
ВСЕГО: 12 36 18 66



  1. Тематика лабораторных работ: учебным планом не предусмотрено.

  2. Примерная тематика докладов, рефератов.

7.1.Курсовые работы учебным планом не предусмотрены.

7.2.Учебно-исследовательские работы учебным планом не предусмотрены.



7.3. Примерная тематика докладов, рефератов

    1. У истоков медицинской этики.

    2. Биоэтика как социальный феномен.

    3. Принципы биомедицинской этики.

    4. Модели отношения «врач-пациент».

    5. Здоровье – «спутник» или «жертва» современного человека.

    6. Психология отношения «врач-пациент»: портреты, проблемы.

    7. Дефекты медицинской помощи

    8. Этическое содержание медицинской тайны.

    9. Правовые дилеммы медицинской тайны.

    10. Является ли обманом использование плацебо?

    11. Биоэтические проблемы искусственного аборта.

    12. Проблема статуса человеческого эмбриона.

    13. Этические и религиозные проблемы применения ВРТ.

    14. Совместима ли эвтаназия с медицинской этикой?

    15. Эвтаназия как правовая проблема.

    16. Аргументы противников и сторонников эвтаназии.

    17. Проблема эвтаназии в художественной литературе.

    18. Хоспис – альтернатива эвтаназии

    19. Проблема смерти в мировоззрении человека.

    20. Этические и психологические аспекты иммунопрофилактики.

    21. Правовые дилеммы современной трансплантологии.

    22. Этические проблемы критерия «смерть мозга».

    23. Ксенотрансплантация – этика и религия.

    24. Вектор отношения к душевнобольным – гуманизм.

    25. Юродство как психопатологический феномен.

    26. Этические проблемы оказания психиатрической помощи.

    27. Медико-этические вопросы биомедицинских исследований.

    28. Защита испытуемых в биомедицинских исследованиях.

    29. Евгеника: прошлое и настоящее.

    30. Этические проблемы применения генных технологий.

    31. Клонирование терапевтическое и репродуктивное: «за» и «против».

    32. Этические проблемы применения стволовых клеток.



  1. Образовательные технологии.

8.1. Б.Р.С. оценивания, рубежные и текущие контроли.

8.2. Около 30% всех аудиторных занятий проходит в интерактивной форме.

8.3. Отработки пропущенных занятий проводится в формк беседы по подготовленному реферату или в форме тестового контроля.

8.4. Весь лекционный курс ведется в форме мультимедийной презентации, На семинарах используется решение ситуационных задач, обсуждение докладов, докладов-презентаций.



  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9.1. Основная

Хрусталев Ю.М. Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья: учебник.- М., 2011. 50 экз., библ. УГМА.

Шамов И.А. Биомедицинская этика. – М:Медицина,2006. 10 экз.,библ. УГМА

9.2.Учебные пособия

1. Кэмпбелл А., Джилетт Г., Джонс Г. Медицинская этика. – М.,2004. Рекомендовано УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов. 45 экз., библ. УГМА.

2. Киселев В.А. Биоэтический словарь: Учебное пособие.-Екатеринбург,УГМА,2006. Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов. 334 экз.,библ. УГМА,

3. Киселев В.А. Сборник ситуационных задач по биомедицинской этике: Учебное пособие. – Екатеринбург,УГМА, 2009. 100 экз., кафедра философии и биоэтики.

4. Орлов А.Н. Клиническая биоэтика. Избранные лекции: Учебное пособие. – М.: Медицина, 2003. 2 экз., библ., УГМА.

5. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы: Учебное пособие. – М.,1997. 37 экз., библ., УГМА.

6. Уильямс Дж. Р. Руководство по медицинской этике / Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г.Юдина, Л.А. Михайлова. - М.,2006. Гриф УМО.
9.3. Базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы.

1. Киселев В.А. Биоэтический словарь.- Екатеринбург, УГМА, 2006. (Электронный ресурс: образовательный портал УГМА - «Тандем»).

2. Киселев В.А. Сборник ситуационных задач по биомедицинской этике.- Екатеринбург, УГМА, 2009. (Электронный ресурс: образовательный портал УГМА – «Тандем»).

3. Православный медицинский сервер, Orthomed. ru

4. www bioetics ru

5. ixs. narod. ru/clo.htm


9.4.. Дополнительная литература

1. Акопов В.И. Маслов Е.Н. Право в медицине. – М.,2002.

2. Бобров О.Е. Антология интриг и предательства в медицине. – Донецк, 2009...

3. Елькин И.О.. Егоров В.М., БлохинаС.И. Философия, этика и право в анастезиологии-реаниматологии. – Екатеринбург, НПРЦ «Бонум», 2006.

4. Кириленко Е.И. Модели медицины в поликультурном мире//Человек. 2011. № 4.

5. Летов О.В. Биоэтика и современная медицина. – М.,2009.




9.5.. Литература для углубленного изучения:

1. Дернер Клаус. Хороший врач. / Пер. с немецк. – М.,2006.

2. Капинус О.С. Эвтаназия в свте права на жизнь. – М.,2006.

3. Слейтер Лорин. Открыть ящик Скиннера / Пер с англ. – М.,2007.

4. Философский словарь по правам человека. 2-е изд., испр. и доп.- Екатеринбург, 2007.

5. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. – Санкт-Петербург,1997.

6. Фукуяма Фр. Наше постчеловеческое будущее. – М., 2004.

7. Циттлау Ю. Могло быть и хуже. Истории знаменитых пациентов и их героев врачей.- СПб.,2010.





  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

На кафедре имеется 3 ПК, 4 нотбука для организации рубежного и итогового тестирования, 4 проектора для проведения учебных презентаций.

Разработчик программы: доцент кафедры философии, биоэтики и культурологии,



кандидат философских наук ………………………………. В.А. Киселев.
скачать


Смотрите также:
Рабочая программа дисциплины гуманитарного и социально-экономического цикла С. 1 С. 1 Б биоэтика
192.91kb.
Рабочая программа дисциплины гуманитарного и социально-экономического цикла С. 1 С. 1 Б биоэтика
188.42kb.
Рабочая программа дисциплины Гуманитарного и социально-экономического цикла б. Б. 1 «Философия, биоэтика»
398.05kb.
Рабочая программа дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла с с б. 2 Биоэтика
163.17kb.
Рабочая программа дисциплины Гуманитарного, социального и экономического цикла с с б. 1 Биоэтика
174.38kb.
Рабочая программа дисциплины Гуманитарного, социального и экономического цикла б. 1 Биоэтика
195.72kb.
Рабочая программа дисциплины Гуманитарного и социально-экономического цикла б.
314.05kb.
Рабочая программа дисциплины Гуманитарного и социально-экономического цикла б. Б. 1 Философия
278.88kb.
Рабочая программа дисциплины Гуманитарного и социально-экономического цикла б. Б. 1 Философия
321.69kb.
Рабочая программа дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла раздел с в. Од. 1 Культурология специальность
198.86kb.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины Тематический план изучения дисциплины Организационно методический раздел
569.26kb.
Положение о научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе студентов
53.99kb.