Главная стр 1
скачать
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития РФ
Кафедра философии, биоэтики и культурологии
Утверждаю:

« 07 » октября 2011 г.

Проректор по учебной работе

Профессор___________ Давыдова Н.С.
Рабочая программа дисциплины

Гуманитарного, социального и экономического цикла С.1.С.1.Б.1

Биоэтика


Специальность 060201 стоматология

Квалификация____________специалист______________


20 11 год

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным

образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060201-стоматология, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 14 января 2011 г. №16.
Разработчик: доцент кафедры философии, биоэтики и культурологии,

кандидат философских наук Киселев В.А.


Рабочая программа дисциплины обсуждена и одобрена на заседании кафедры

философии, биоэтики и культурологии 8 сентября 2011 г., протокол №3.


Программа рецензирована : зав. кафедрой истории, экономики и права

ГБОУ ВПО УГМА Минздравсоцразвития РФ, проф., доктором исторических наук

Шапошниковым Г.Н.


Программа обсуждена и одобрена решением цикловой методической комиссией специальности по социально-гуманитарным дисциплинам 23 сентября 2011 г., Протокол № 1.

Программа обсуждена и одобрена методической комиссией специальности

060201 стоматология ,. 23.09. 2011 г., протокол №2



  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Биомедицинская этика (биоэтика) – это междисциплинарная гуманитарная наука, являющаяся важнейшей составной частью федерального компонента высшего профессионального медицинского образования и неотъемлимой составной частью подготовки современного специалиста в здравоохранении.
ОСНОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ

- формирование общекультурных компетенций будущих специалистов;

- формирование биоэтической культуры будущих врачей;

- способствовать включению будущих специалистов в реалии современной медицины с ее ценностями и проблемами;

- воспитание у студентов чувства уважения к отечественной медицине;

- подготовить будущих специалистов к выполнению профессиональных обязанностей в условиях многоуклалной медицины и рыночной экономики;

- привить студентам чувство долга и благоговения перед человеческой жизнью.
ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ БИОЭТИКИ:

В процессе изучения данной дисциплины ставится достижение следующих задач:

- овладение культурой биоэтического мышления, способствующей видению биоэтических проблем;

- различение этические, правовые, религиозные, экономические интересы и ценности пациентов, мотивы принятия решения пациентами;

- решение биоэтических проблем, сохраняя уважение моральной автономии пациентов;

- выстраивание тактики поведения врача (эксперта) в ситуациях, чреватых конфликтом со стороны пациентов, клиентов.




  1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Дисциплина «Биоэтика» входит в состав базовой части гуманитарного цикла. Изучение биоэтики проводится на первом курсе, когда изучаются не только базовые положения самой дисциплины, но и межпредметные связи, проблемы с философией, культурологией, историей медицины, закладываются основы для изучения последующих гуманитарных дисциплин: право, экономика, иностранные языки.

сциплина; формулируются требования к входным знаниям – какие дисциплины должны быть изучены; определяются дисциплины, для которых данная дисциплина -предшествует).



  1. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций:

- способностью к научному анализу_социально значимых проблем и процессов, политических событий и тенденций, пониманию движущих сил и закономерностей исторического процесса, способностью к восприятию и адекватной интерпретации общественно значимой социологической информации, использованию социологических знаний в профессиональной и общественной деятельности (ОК-1);

- владением письменной и устной речью на государственном языке Российской Федерации, умением вести дискуссии и полемики, способностью и готовностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОК-2);

- способностью и готовностью к деятельности и общению в публичной и частной жизни, к социальному взаимодействию с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами. к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности, социальной мобильности(ОК-3);

- способностью и готовностью к деятельности в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдению правил врачебной

этики, законов и нормативных правовых актов по работе с конфиденциальной информацией (ОК-4);

- готовностью к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям, толерантному восприятию социальных и культурных различий, приумножению отечественного и мирового культурного наследия, владением понятийным аппаратом, знанием истории цивилизации, психологии культурных архетипов (ОК-5);

- владением культурой мышления, способностью к критическому восприятию информации, логическому анализу и синтезу (ОК-7);

- способности и готов к обучению пациентов правилам медицинского поведения (ПК-50).

- готовностью к самоностистоятельной, индивидуальной работе, способностью к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации (ОК-8).


В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- социальные и естественнонаучные причины возникновения биомедицинской этики (биоэтики), как качественно новой ступени развития медицинской этики;


- сущность и принципы биоэтики; основные нормативные документы (правовые и этические), регламентирующие деятельность медицинских работников;

-особенности проявления биоэтических проблем в разных областях современной медицины;

- основные сущностные характеристики деонтологии, медицинской этики, биоэтики;

- основные модели отношения врача и пациента в современной медицине;

- права и обязанности врача, степень его ответственности в случае причинения материального и морального вреда пациенту;

- базовые этические и правовые документы отечественного здрвоохранения.



Уметь:

- защищать неприкосновенность частной жизни как основу человеческого достоинства пациентов;

- вычленять биоэтическую проблему в составе сложных многосторонних связей, отношений между врачом и пациентом;

- применять нормы этики и права в разрешении возникших конфликтов с учетом интересов пациента или его близких;

- выстраивать с пациентом и коллегами доверительные, конструктивные отношения на основе принятых в обществе этических и правовых норм;

- отстаивать научные положения современной отечественной и международной медицинской науки и практики в противоположность бытующим ненаучным представлениям в области профилактики, диагностики, лечения, реабилитации;

- разрешать вопросы и проблемы, возникающие в коллективе или с пациентом на основе уважения и толерантности.

Владеть:

- принципами врачебной этики и биоэтики;

- навыками этической, правовой, биоэтической культуры;

- навыками информирования пациентов различных возрастов в соответствии с требованиями модели «информированного согласия»;

- навыками такта и деликатности при общении с больными и их близкими;

- навыками морально-этической аргументации в решении сложных биоэтических проблем;

- методами ведения беседы, полемики, диспута;

- методами оценки степени риска для испытуемых при проведении эксперимента и предупреждать недопустимый риск.





  1. Объем и вид учебной работы

Виды учебной работы

трудоемкость

Семестры

(указание часов по семестрам)



ЗЕТ

часы

Аудиторные занятия (всего)




30




30







В том числе:



















Лекции




12




12







Практические занятия



















Семинары




18




18







Лабораторные работы



















Самостоятельная работа (всего)




24




24







В том числе:



















Курсовая работа (курсовой проект)



















Реферат




18




18







Другие виды самостоятельной работы (УИРС)




6




6







Формы аттестации по дисциплине

(зачет, экзамен)





















Общая трудоемкость дисциплины




54




54









5. Содержание дисциплины

5.1.

Содержание дисциплины

(дидактическая единица)

Основное содержание раздела, дидактической единицы (тема, основные закономерности, понятия, термины и т.п.)




Дисциплинарный модуль (раздел) 1.




ДЕ-1. Социальные иестественнонаучные причины возникновения биоэтики.

Принципы биоэтики





Нюрнбергский Кодекс 1947г.; причины возникновения биоэтики во второй половине ХХ века. Структура биоэтики. Принципы биоэтики: «не вреди», делай добро, конфиденциальности, уважение моральной автономии, информированного согласия, справедливости




ДЕ 2 Модели отношения «врач-пациент»



Исторические модели (типы) отношения «врач-пациент»: патерналистская, информированного согласия. Правила информирования пациента, статья 20 « Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (2012г.) Содержание и субъекты медицинской тайны. Разглашение тайны без согласия пациента.














ДЕ 3. Права пациента и врача



Статья 19-я «Об основах …»: перечень прав пациента. .

Статья 72-я «Об основах…»: права медицинских и фармацевтических работников.










ДЕ-4. Основные этические документы



«Этический кодекс российского врача» (1994); Клятва врача ст.71 «Об основах…»; «Конвенция о правах человека и биомедицине» (Совет Европы.1997).

.






5.2. Контролируемые учебные элементы (на основе ФГОС)

Дидактическая

единица


Контролируемые ЗУН, направленные на формирование общекультурных и профессиональных компетенций

Знать

(формулировка знания и указание ПК, ОК)



Уметь (формулировка умения и указание ПК, ОК)


Владеть

(формулировка навыка и указание ПК, ОК)



Де 1

Принципы биоэтики



ОК-1. Не вреди, делай добро, уважение моральной автономии, справедливости, информированного согласия. конфиденциальности

ОК-1,4.Применять указанные принципы в повседневной практике работы с пациентами.


ОК-3. Навыками деликатного информирования пациентов

Д-2

Модели отношения

«врач-пациент»



ОК-2; Исторические условия возникновения разных моделей, условия их использования в настоящее время.

Ролевые функции врача и пациента в применяемых в современной медицине моделях: патерналистская, информированного согласия.





ОК-3; Выстроить отношения с пациентом в соответствии с выбранной моделью, с учетом возраста, тяжести заболевания, мировоззренческой ориентации пациента

ПК-50 ; способен и готов к обучению пациентов правилам медицинского поведения

ОК-2; Навыками налаживания терапевтического сотрудничества с пациентом: доверительное общение, деликатное информирование при тяжелом заболевании.
















Д-3

Права пациента и врача

ОК-4; Права пациента и врача, закрепленные в отечественных документах: ст. 19, 72 «Об основах» (2012).

ОК-1,4; выстраивать отношения с пациентом в соответствии с его правами и обязанностями

ОК-3; навыками морально-этической и правовой аргументации в общении с пациентами и их близкими

Д-4

Основные этические документы

ОК-4; нормы и принципы базовых этических и правовых документов отечественного здравоохранения

ОК-4,7; применять нормы и принципы в анализе реальных клинических и биоэтических случаях медицинской практики

ОК-1,7. Навыками анализа разнообразных этических ситуаций

В практике сквозь призму этических принципов и ценностей



Технологии оценивания ЗУН (например, проверка усвоения навыков, тестовые контроли рубежные, итоговые,

история болезни, зачет, экзамен, БРС)


Тестовый контроль:

промежуточный, рубежный. итоговый




---

Решение ситуационных задач по темам курса «биоэтика»





5.3.Разделы дисциплин (ДЕ) и виды занятий

Раздел дисциплины, ДЕ


Часы по видам занятий

Лекций

Пр.зан.

Лабор

работ

Семин

Сам.р.с.

всего

Д-1. Принципы биоэтики (Тема-1)

2







2

4

8

Д-2. Модели отношения «врач-пациент» (Тема – 2)

2







2

2

6

Д-3. Права пациента и врача

2







4

2

8

Д-4. Основные этические 6- 10 16 32

Документы (темы 5-8)
Всего: 12 18 24 54


  1. Тематика лабораторных работ: учебным планом не предусмотрено.

  2. Примерная тематика реферативных работ.

    1. Курсовые работы учебным планом не предусмотрены.

    2. Учебно-исследовательские работы учебным планом не предусмотерны.

    3. Тематика реферативных работ.




    1. Современная медицина на рубеже ХХ-ХХ! веков.

    2. У истоков медицинской этики.

    3. Биоэтика как социальный феномен.

    4. Принципы биомедицинской этики.

    5. Модели отношения «врач-пациент».

    6. Здоровье – «спутник» или «жертва» современного человека.

    7. Психология отношения «врач-пациент»: портреты, проблемы.

    8. Дефекты медицинской помощи

    9. Этическое содержание медицинской тайны.

    10. Правовые дилеммы медицинской тайны.

    11. Является ли обманом использование плацебо?

    12. Биоэтические проблемы искусственного аборта.

    13. Проблема статуса человеческого эмбриона.

    14. Этические и религиозные проблемы применения ВРТ.

    15. Совместима ли эвтаназия с медицинской этикой?

    16. Эвтаназия как правовая проблема.

    17. Аргументы противников и сторонников эвтаназии.

    18. Проблема эвтаназии в художественной литературе.

    19. Хоспис – альтернатива эвтаназии

    20. Проблема смерти в мировоззрении человека.

    21. Этические и психологические аспекты иммунопрофилактики.

    22. Правовые дилеммы современной трансплантологии.

    23. Этические проблемы критерия «смерть мозга».

    24. Ксенотрансплантация – этика и религия.




  1. Образовательные технологии.

8.1. Б.Р.С. оценивания, рубежные и текущие контроли.

8.2. Около 30% всех аудиторных занятий проходит в интерактивной форме.

8.3. Отработки пропущенных занятий проводится в формк беседы по подготовленному реферату или в форме тестового контроля.

8.4. Весь лекционный курс ведется в форме мультимедийной презентации, На семинарах используется решение ситуационных задач, обсуждение докладов, докладов-презентаций.


9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9.1. Основная

9.1.1.Учебники:

Хрусталев Ю.М. Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья: учебник.- М., 2011. 50 экз., библ. УГМА.
Шамов И.А. Биомедицинская этика: учебник. - М.:Медицина,2006. 10 экз., библ. УГМА.
9.2..Учебные пособия

1. Кэмпбелл А., Джилетт Г., Джонс Г. Медицинская этика. – М.,2004. Рекомендовано УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов. 45 экз., библ. УГМА.

2. Киселев В.А. Биоэтический словарь: Учебное пособие.-Екатеринбург,УГМА,2006. Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов. 334 экз.,библ. УГМА,

3. Киселев В.А. Сборник ситуационных задач по биомедицинской этике: Учебное пособие. – Екатеринбург,УГМА, 2009. 100 экз., кафедра философии и биоэтики.

4. Орлов А.Н. Клиническая биоэтика. Избранные лекции: Учебное пособие. – М.: Медицина, 2003. 2 экз., библ., УГМА.

5. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы: Учебное пособие. – М.,1997. 37 экз., библ., УГМА.

6. Уильямс Дж. Р. Руководство по медицинской этике / Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г.Юдина, Л.А. Михайлова. - М.,2006. Гриф УМО.

7. Яровинский М.Я. Медицинская этика (биоэтика): учебное пособие. – М., 2006. 10 экз.,библ., УГМА.




9.3.. Дополнительная литература

8.2.1... 1. Елькин И.О.. Егоров В.М., БлохинаС.И. Философия, этика и право в анастезиологии-реаниматологии. – Екатеринбург, НПРЦ «Бонум», 2006.

2. Акопов В.И., Маслов Е.Н. Право в медицине. –М.,2002.

3. Кириленко Е.И. Модели медицины в поликультурном мире//Человек. 2011. № 4.

4. Летов О.В. Биоэтика и современная медицина. – М.,2009.

9.4. Литература для углубленного изучения, подготовки рефератов

. 1. Дернер Клаус. Хороший врач. / Пер. с немецк. – М.,2006.

2. Капинус О.С. Эвтаназия в свте права на жизнь. – М.,2006.

3. Слейтер Лорин. Открыть ящик Скиннера / Пер с англ. – М.,2007.

4. Философский словарь по правам человека. 2-е изд., испр. и доп.- Екатеринбург, 2007.

5. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. – Санкт-Петербург,1997.

6. Фукуяма Фр. Наше постчеловеческое будущее. – М., 2004.


7. Циттлау Ю. Могло быть и хуже. Истории знаменитых пациентов и их героев врачей.- СПб.,2010.
9.5.. Базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы.

1. Киселев В.А. Биоэтический словарь.- Екатеринбург, УГМА, 2006. (Электронный ресурс: образовательный портал УГМА - «Тандем»).

2. Киселев В.А. Сборник ситуационных задач по биомедицинской этике.- Екатеринбург, УГМА, 2009. (Электронный ресурс: образовательный портал УГМА – «Тандем»).

3. Православный медицинский сервер, Orthomed. ru

4. www bioetics ru

5. ixs. narod. ru/clo.htm


10.Материально-техническое обеспечение дисциплины:

На кафедре имеется 4 ПК, 4 ноутбука для организации рубежного и итогового тестирования, 4 проектора для проведения учебных презентаций.
скачать


Смотрите также:
Рабочая программа дисциплины Гуманитарного, социального и экономического цикла с с б. 1 Биоэтика
174.38kb.
Рабочая программа дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла с с б. 2 Биоэтика
163.17kb.
Рабочая программа дисциплины Гуманитарного, социального и экономического цикла б. 1 Биоэтика
195.72kb.
Рабочая программа дисциплины гуманитарного и социально-экономического цикла С. 1 С. 1 Б биоэтика
188.42kb.
Рабочая программа дисциплины гуманитарного и социально-экономического цикла С. 1 С. 1 Б биоэтика
192.91kb.
Рабочая программа дисциплины Гуманитарного и социально-экономического цикла б. Б. 1 «Философия, биоэтика»
398.05kb.
Рабочая программа дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла раздел с в. Од. 1 Культурология специальность
198.86kb.
Рабочая программа дисциплины Гуманитарного и социально-экономического цикла б.
314.05kb.
Рабочая программа дисциплины Гуманитарного и социально-экономического цикла б. Б. 1 Философия
278.88kb.
Рабочая программа дисциплины Гуманитарного и социально-экономического цикла б. Б. 1 Философия
321.69kb.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины Тематический план изучения дисциплины Организационно методический раздел
569.26kb.
Анализ работы мо учителей гуманитарного цикла в 2012 2013 уч год
159.86kb.