Главная стр 1
скачать
g:\сайт1\литерат\изображение 100.tif

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа для общеобразовательных учреждений по литературе (8 класс) составлена на основе «Программы для общеобразовательных учреждений Литература 5 – 11 классы» под редакцией Г.И. Беленький, Москва – «Просвещение» 2009 год.

Содержание и структура как действующей, так и новой программ определяются целью литературного образования: приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить их способности воспринимать и оценивать явления литературы и отраженные в них явления жизни, и на этой основе формируется художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников.

Достижение этой цели предполагает:



  • чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;

  • формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;

  • формирование представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

  • развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;

  • развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.

Формы контроля:

  • классных сочинений:

  1. По повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»;

  2. По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»;

  3. По творчеству Л.Н. Толстого.

  4. По творчеству В.М. Шукшина.

  • домашних сочинений:

  1. По творчеству М.Ю. Лермонтова.

С учетом возрастных особенностей учащихся школьный курс литературы складывается из нескольких этапов.

Углубленное изучение предполагает повышенное внимание к художественному миру писателя и произведения, к бытованию произведения в историческом времени. Оно требует сопоставления литературных явлений, их различных трактовок в критике и литературоведении, что стимулирует самостоятельную мысль учащихся. Возрастает роль самостоятельной работы школьников в ее гармоническом сочетании с работой под руководством учителя. Профессиональный уровень предполагает также последовательную индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом возможностей и интересов конкретного ученика.

В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений (на уроках и дома), выразительному (вслух) и «тихому» (про себя). Именно чтение и связанная с ним работа по интерпретации, освоению художественных произведений – основа изучения литературы в школе. Теоретико- и историко-литературные знания, выполняя определенную самостоятельную роль, все же не являются самодовлеющими: их назначение – способствовать глубокому восприятию и самостоятельной, обоснованной оценке творений писателя.

Ограниченность учебного времени не позволяет изучать все произведения многосторонне, поэтому программа намечает три списка произведений: для чтения и изучения, для чтения и бесед, для самостоятельного чтения. Произведения, входящие в первый и второй списки, читаются и анализируются обязательно, с опорой на художественный текст, но в первом случае они рассматриваются подробнее, во втором – более общо, с позиций главной идеи или каких-то идейно-художественных особенностей; возможны беседы о героях произведения, сопоставление произведения с экранизациями и театральными постановками и т.д. В рубриках «Для самостоятельного чтения» после определенных тем указаны произведения, которые примыкают к изучаемым, а в конце разделов или в конце каждого курса – произведения для свободного чтения по выбору учащихся. О тех и других может идти речь на специальных уроках по руководству внеклассным чтением, которые желательно предусматривать при планировании работы на год.

Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. Содержание курса:


  • Введение. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства.

  • Народные песни. (2 ч.)

Для чтения и бесед

Исторические песни.

Песни о Петре I, Ермаке, Пугачеве.Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).

Лирические песни.

«Породила да меня матушка…», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные…» и другие. Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя или радости сердца». Песенный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы.

Стихи поэтов, ставшие народными песнями («Славное море – привольный Байкал…» Д.П. Давыдова, «Среди долины ровныя…» А.Ф. Мерзлякова, «Вечерний звон» И.И. Козлова, «Соловей» и «Не осенний мелкий дождичек…» А.А. Дельвига).



  • Древнерусская литература (3 ч.)

Для чтения и бесед

Жития.

Житийный жанр в древнерусской литературе.



ЖитиеСергияРадонежского (фрагменты). Сергий Радонежский – подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»(фрагменты). Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убежденность доходящая до фанатизма. Народность, сила и красочность языка. Житие Аввакума – первое автобиографическое произведение в русской литературе.

  • Русская литература XIX – начала XX века

А.С. Пушкин.Пушкин – прозаик. (11 ч.)

Для чтения и изучения

«Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции. Гринев, его роль в произведении, формирование характера и взглядов. Маша Миронова, её душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в характере героини. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстановлению. Утверждение идеалов гуманности, чести и долга. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии в повести. Роль и характер эпиграфов.

Для чтения и бесед

«Метель».

М.Ю. Лермонтов. Певец Родины и свободы. (6 ч.)

Для чтения и бесед

«Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!..», «Сосед», «Пленный рыцарь». Мотивы вольной кавказкой природы. Символические образы тюрьмы и узничества в лирике.

Для чтения и изучения

«Мцыри». «Мцыри – любимый идеал Лермонтова» (В.Г. Белинский). Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме. «Упругость, энергия стиха» (В.Г. Белинский). Особенности построения поэмы.

Н.В. Гоголь. Сатира в творчестве Гоголя. (7 ч.)

Для чтения и изучения

«Ревизор». Жизненная основа комедии. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик, роль авторских ремарок. Общечеловеческое значение характеров комедии. Хлестаков и хлестаковщина. Высказывания героев, ставшие афоризмами.

И.С. Тургенев. Особенности прозы писателя. (4 ч.)

Для чтения и изучения

«Ася». Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, обреченного на одиночество. Приемы психологической характеристики героев. Поэтическая атмосфера повести.

Л.Н. Толстой. Писатель как поборник суровой правды жизни. (5 ч.)

Для чтения и изучения

«После бала». Антитеза как прием, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора о моральной ответственности человека за всё происходящее вокруг. Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении.

В.Г. Короленко. Гуманизм писателя. (4 ч.)

Для чтения и бесед

«Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. Духовный перелом в жизни мальчиков, его причины.

«Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.

И.А. Бунин. Сведения о жизни писателя. (1 ч.)

Для чтения и бесед

«Сверчок». Трагедия и самоотверженность «маленького человека».

Максим Горький – убежденный защитник идеи активного отношения к жизни. (3 ч.)

Для чтения и изучения

«Песня о Соколе». Символико-аллегорический смысл «Песни». Её композиция, ритмика, интонационные особенности.

Для чтения и бесед

«Заветы отца» и другие «Сказки об Италии», «Челкаш», «Ма-аленькая!», «Дед Архип и Ленька», «Страсти-мордасти».

  • Литература XX века.

Н.А. Заболоцкий. Сведения о жизни поэта. (2 ч.)

Для чтения и бесед

«Я воспитан природой суровой…», «Журавли». Одухотворенность природы, единство с ней человека. Философская глубина, афористичность лучших стихотворений поэта.

К.Г. Паустовский. Лиризм прозы писателя. (3 ч.)

Для чтения и изучения

«Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе (Настя в отношении к матери и скульптору Тимофееву). Композиция рассказа (роль «ленинградских» страниц). Емкость художественного слова. Жизненные факты, послужившие основой рассказа, и воображение писателя.

А.Т. Твардовский. Сведения о жизни поэта. (4 ч.)

Для чтения и изучения

«Василий Тёркин». (главы «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял?», «Смерть и воин», «От автора»). История создания и композиция поэмы. Утверждение жизнестойкости и оптимизма русского человека. Тема «большой» и «малой» Родины. Народно-поэтическая основа поэмы. Авторский голос в поэме. Широкая популярность поэмы и её героя в годы Великой Отечественной войны и в наше время.

В.М. Шукшин. Сведения о жизни писателя. (5 ч.)

Для чтения и бесед

«Микроскоп». Человек с «чудинкой» («чудик») как характерный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к знанию. Юмор в рассказе. Сочный народный язык.

Н.М. Рубцов. Сведения о жизни писателя. (3 ч.)

Для чтения и бесед

«Русский огонек», «Журавли».

  • Из зарубежной литературы. Литература эпохи Возрождения.

У. Шекспир. Сведения о жизни драматурга. (1 ч.)

Для чтения и бесед

«Ромео и Джульетта» (избранные сцены). Конфликт чистого сердца и предрассудков. Герои трагедии как символ верной и вечной любви. Сила чувства юных героев, их преданность друг другу.

М. де Сервантес. Сведения о жизни писателя. (1 ч.)

Для чтения и бесед

«Дон Кихот» (главы из романа). Душевное величие и наивная простота героя романа. Дон Кихот и СанчоПанса. Дон Кихот – неумирающий образ мировой литературы.

Дата проведения

Тема учебного занятия

Тип урока

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Домашнее задание

Планируемые сроки

Факт

Введение

4.09

4.09

Литература как искусство слова.

Комментиро-ванная беседа

Раскрыть чем вызвано воздействие литературы на человека. Развить навыки монологической речи.

стр.5 – 8

5.09

5.09

Литература и другие виды искусства.

Комментиро-ванная беседа

Помочь обучающимся осознать значимость художественной литературы в жизни человека, о её месте среди других видов искусства.

Сочинение миниатюра «Книга в моей жизни»

Народные песни. Исторические песни

11.09

11.09

Русская старина. Народные песни.

Комментиро-ванная беседа

Раскрыть роль народных песен, их творческую связь с писателя-ми, дать понятия об обрядовых и не обрядовых песнях.

Выучить наизусть

12.09

12.09

Исторические народные песни.

Комментиро-ванная беседа

Раскрыть своеобразие историчес-ких песен; способствовать любви к отечеству. Развить выразите-льное чтение у учащихся.

Выучить наизусть

Русская старина

18.09

18.09

Люди Древней Руси.

Лекция

Дать понятие о древнерусской литературе. Помочь учащимся осмыслить закономерности её развития и роль в становлении отечественной, классической и современной литературы.




19.09

19.09

Житийные жанр в Древнерусской литературе. Житие Сергия Радонежского.

Комментиро-ванная беседа

Дать понятие о жанре житие, раскрыть историческую основу «Жития Сергея Радонежского»; работа над особенностями жития.

стр.26 – 32

25.09

25.09

Житие Аввакума, им самим написанное.

Лекция

Познакомить учащихся с личностью протопопа Аввакума; понять причины написания «Жития Аввакума, их самим написанное».

Чтение, пересказ

Литература XIX века. Творчество А.С. Пушкина

26.09

26.09

А.С. Пушкин. Творческая история повести «Капитанская дочка».

Повторение ранее изученного

Вспомнить основные сведения о А.С.Пушкине, о прочитанных ранее произведениях; помочь учащимся ответить на вопрос: «Почему мы Пушкина считаем вечным спутникам?»




2.10

2.10

Формирование характера Петра Гринёва. Разбор Iи II глав.

Аналитичес-кая беседа

Раскрыть нравственные основы воспитания Петра Гринёва. Развить навык выборочного пересказа.

Гл.3 – 5

3.10

3.10

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Разбор IV и V глав.

Аналитичес-кая беседа

Проследить по тексту путь духовного становления Гринёва. Развитие навыка устной речи при характеристики героев.

Гл.6 - 7

9.10

9.10

Падение Белогорской крепости. РазборVI и VIIглав.

Изучение нового материала. Аналитичес-кая беседа

Выяснить изменения взгляда рассказчика на жизнь. Установить какими он видит людей и события на разных этапах своего развития, понять в чем его оценки верны, в чем ошибался.

Гл.8 – 12

10.10

10.10

Изображение народной войны и её вождя. Разбор VIIIи XII глав.

Аналитичес-кая беседа

Проследить по тексту как каждая встреча Гринёва с Пугачёвым позволяет проверить характеры новой стороны.

Письменная работа «Каким я представляю Пугачёва»

16.10

16.10

Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений».

Комбиниро-ванный

Обобщение и систематизация знаний по образу Петра Гринёва; в ходе работы увидеть те изменения которые происходят в душе героя под влиянием встреч с Пугачевым.




17.10

17.10

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.

Урок-практикум

Систематизация изученного материала по образу Маши Мироновой. Раскрыть смысл названия повести.




23.10

23.10

Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне.

Обобщающий урок

Систематизация материала об Емельяне Пугачеве, рассмотреть глубину и обаяние личности Пугачева.

Подготовиться к сочинению

24.10

24.10

Р/р. Подготовка к контрольному классному сочинению по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Урок развития речи

Развитие связанной речи учащихся, умение выразить свое отношение к предложенным темам сочинения.

Продолжать работу над сочинением

6.11

6.11

Р/р. Контрольное классное сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочь».

Урок развития речи

Развитие связанной речи учащихся, умение выразить свое отношение к предложенным темам сочинения.

Завершить работу над сочинением

7.11

7.11

Литературная игра по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Текст повести «Капитанская дочка»

Углубить понимание идейно-художественного богатства повести, учиться разгадывать замысел автора. Хорошо ориентироваться в тексте.

Подготовить сообщения о биографии М.Ю. Лермонтова.

Творчество М.Ю. Лермонтова.

13.11

13.11

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. Кавказ в жизни и творчестве поэта.

Лекция

Познакомить учащихся с фактами биографии, лирикой поэта. Выявить сходства судьбы М.Ю. Лермонтова с судьбой А.С. Пушкина.

Выучить стихотворение наизусть

14.11

14.11

М.Ю. Лермонтов. «Сосед», «Пленный рыцарь». Символические образы тюрьмы и узничества в лирике.

Практическая работа

Анализируя стихотворение, дать представление о лирическом герое, о теме узничества в лирике поэта.

Прочитать поэму «Мцыри»

20.11

20.11

«Мцыри». История создания поэмы. Тема и идея произведения.

Чтение и изучение произведения

Познакомить учащихся с историей создания поэмы. Выявить структурные особенности произведения.

Подготовить пересказ

21.11

21.11

Образ Мцыри в поэме М.Ю. Лермонтова.

Комментиро-ванная беседа

Дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы.

Выучить наизусть отрывок из поэмы.

27.11

27.11

Своеобразие поэмы «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма.

Лекция

Сделать выводы об особенностях поэмы «Мцыри» как романтического произведения.




28.11

28.11

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М.Ю. Лермонтов.

Урок развития речи

Подготовка к домашнему сочинению по теме «Характеристика Мцыри», развить навык сравнительной характеристики.


Написать домашнее сочинение

Творчество Н.В. Гоголя.

4.12

4.12

Н.В. Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел комедии «Ревизор».

Лекция

Повторить известные сведения о Н.В. Гоголь как о писателе-сатирики. Дать понятие о драматическом произведении.

Составить таблицу.

5.12

5.12

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновников в комедии «Ревизор».

Комментиро-ванная беседа

Раскрыть жизненную основу комедии; понять обстоятельства, привлекшие к роковой ошибке.

Действие III, выписать ремарки о городничем и Хлестакове.

11.12

11.12

Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова.

Аналитичес-кая беседа

Получить представление о характере Хлестакова. Понять что такое хлестаковщина.

Действие IV прочитать

18.12

18.12

Чиновники на приеме у «ревизора». Анализ IVдействия комедии.

Аналитичес-кая беседа

Страх перед ревизором как основа комедийного действия. Работа над художественными особенностями пьесы.

Ответы на вопросы, устнуюхар-ку Хлестакова и городничего.

19.12

19.12

Финал комедии, его идейно-композиционное значение.

Урок обобщения

Систематизация и обобщение знаний о героях комедии. Раскрыть роль финала, смысла эпиграфа комедии.

Подготовка к сочинению.

25.12

25.12

Р/р. Подготовка к контрольному классному сочинению по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Урок развития речи

Обобщить и систематизиро-вать знания учащихся по комедии «Ревизор».

Продолжить работу над сочинением

25.12

25.12

Р/р. Контрольное классное сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Урок развития речи

Обобщить и систематизировать знания учащихся по комедии «Ревизор».

Завершить работу над сочинением

Творчество И.С. Тургенева.

15.01

15.01

И.С. Тургенев: личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася».

Лекция

Познакомиться с биографией писателя, подготовиться к восприятию повести «Ася».

Чтение повести

16.01

16.01

История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок.

Аналитичес-кая беседа

Проследить за зарождением любви Аси и господина Н.Н. и за её развитием. Узнать с помощью каких средств автор передает психологическое состояние героев.

Подг. выразит.чтение 16 гла-вы, составить план

22.01

22.01

Роль 16 главы в повести И.С. Тургенева «Ася».

Практическая работа

Обучение анализу эпизода, развитие аналитического мышления.




23.01

23.01

«Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя.

Обобщающий урок

Провести синтез и углубление знаний об образе главной героини.




Творчество Л.Н. Толстого

29.01

29.01

Л.Н. Толстой. Личность и судьба писателя.

Лекция

Познакомить с основными биографическими сведениями писателя; история создания рассказа «После бала».

Прочитать рассказ «После бала».

30.01

30.01

«После бала». Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа.

Аналитичес-кая беседа

Помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательского замысла. Развить навык сопоставительной характеристики.




5.02

5.02

Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за все происходящее вокруг.

Диспут

Понять главную мысль рассказа, личная ответственность за всё что совершается в жизни.

Подготовиться к сочинению

6.02

6.02

Р/р. Подготовка к контрольному классному сочинению по творчеству Л.Н. Толстого.

Урок развития речи

Умение подбирать материал по данной теме и связно излагать мысли. Развитие связной речи учащихся.

Продолжить работу над сочинением.

6.02

6.02

Р/р. Контрольное классное сочинение по творчеству Л.Н. Толстого.

Урок развития речи

Умение подбирать материал по данной теме и связно излагать мысли. Развитие связной речи учащихся.

Закончить работу над сочинением.

Творчество В.Г. Короленко

12.02

12.02

Этапы жизненного пути В.Г. Короленко. История создания очерка «Парадокс».

Лекция

Познакомить учащихся с этапами жизненного путь В.Г. Короленко. Изучить историю создания очерка «Парадокс».

Прочитать рассказ «Парадокс»

13.02

13.02

Проблема смысла жизни и назначения человека в очерке «Парадокс».

Аналитичес-кая беседа

Познакомить учащихся с проблемой смысла жизни и назначения человека в очерке «Парадокс».

Прочитать «Огоньки»

19.02

19.02

«Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлое начало жизни.

Аналитичес-кая беседа

Формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на сложные жизненные ситуации.

Прочитать «Слепой музыкант»

20.02

20.02

Вн.чт. Повесть В.Г. Короленко «Слепой музыкант».

Практическое занятие

Показать духовное обновление обиженного судьбой человека.

Написать сочинение-миниатюру

Творчество И.А. Бунина.

26.02

26.02

И.А. Бунин. Жизнь и творчество. «Сверчок». Трагедия и самоотверженность «маленького человека».

Аналитичес-кая беседа

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.А. Бунина. Показать трагедию и самоотверженность «маленького человека».

Подготовить сообщение о биографии М. Горького

Творчество И. Горького

27.02

27.02

Личность М. Горького. «Песня о Соколе». Символико-аллегорический смысл «Песни».

Лекция

Углубить представления учащих-ся о М. Горьком как писатели и человеке. Познакомится с содержанием «Песни о Соколе».

Прочитать описание природы в финальной части

5.06

5.03

В чем смысл человеческой жизни? Противопоставление Ужа и Сокола. Идейное своеобразие рассказа.

Комментиро-ванная беседа

Определить в чем смысл проти-вопоставления Сокола и Ужа. Выявить авторскую позицию и способы её выражения.

Читать «Сказки об Италии»

6.03

6.03

М. Горький «Маленькая!..». Идейно-композиционное своеобразие рассказа.

Урок внеклассного чтения

Проанализировать содержание рассказа М. Горького «Маленькая!..». Выявить авторскую позицию и способы её выражения.

Подготовить сообщения о биографии Н.А. Заболоцкого

Литература XX века. Творчество Н.А. Заболоцкого.

12.03

12.03

Н.А. Заболоцкий. Личность поэта. Знакомство с лирикой.

Лекция

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н.А. Заболоцкого.

Выучить стихотворение наизусть

13.03

13.03

Человек и природа в лирике Н.А. Заболоцкого.

Практическая работа

Проследить взаимосвязь человека и природы в лирике Н.А. Заболоцкого.

Подготовить сообщения о биографии К.Г. Паустовского.

Творчество К.Г. Паустовского.

19.03

19.03

К.Г. Паустовского. Слово о писателе.

Урок-путешествие

Познакомить учащихся с биографией писателя и его творчеством.

Прочитать главу «Переправа»

20.03

20.03

«Телеграмма». История создания рассказа, его композиции.

Аналитичес-кая беседа

Ознакомление учащихся с историей создания рассказа «Телеграмма» и его композицией.

Подготовить письменные ответ на вопрос.

2.04

2.04

Проблема истиной человечности в рассказе. Настя в отношении к матери и скульптору Тимофееву. Смысл названия рассказа.

Обобщающий урок

Выявить проблему истиной человечности в рассказе «Телеграмма». Одиночества матери Насти и скульптора Тимофеева.

Написать сочинение-миниатюру

Творчество А.Т. Твардовский

3.04

3.04

А.Т. Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин».

Лекция

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.Т. Твардовского. Изучить историю создания поэмы «Василий Тёркин».

Прочитать главу «Переправа»

9.04

9.04

«Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа».

Комментиро-ваная беседа

Познакомить учащихся с жанровым новаторством поэмы. Приступить к анализу главы «Переправа».

Прочитать главы «О награде», «Два бойца».

10.04

10.04

«Василий Тёркин». Утверждение жизнестойкости и оптимизма русского человека. Юмор в поэме.

Аналитичес-кая беседа

Проследить как в поэме сочетается героика и юмор. Выявить определяющие качества Василия Тёркина.

Выучить наизусть отрывок из поэмы

16.04

16.04

Автор и его герой в поэме «Василий Тёркин».

Обобщающий урок

Обобщить полученные знания о Василии Тёркине, выявить роль автора в поэме; найти сходства и различия между автором и его героем.

Подготовить выразительное чтение

Творчество В.М. Шукшина

17.04

17.04

В.М. Шукшин. Жизненный и творческий путь писателя.

Лекция

Познакомить учащихся с многогранной личностью В.М. Шукшина.

Прочитать рассказ «Микроскоп»

23.04

23.04

«Микроскоп». Человек с «чудинкой» как характерный герой Шукшина.

Комментиро-ванная беседа

Закрепить умения давать сравнительную характеристику и видеть авторскую позицию.

Читать рассказы В.М. Шукшина

24.04

24.04

Вн.чт. Своеобразие рассказов В.М. Шукшина.

Урок внеклассного чтения

Вызвать интерес к творчеству В.М. Шукшина и его героям. Выявить своеобразие рассказов писателя.

Подготовиться к сочинению

30.04

30.04

Р/р. Подготовка к контрольному классному сочинению по творчеству В.М. Шукшина.

Урок развития речи

Умение подбирать материал по данной теме и связно излагать мысли. Развитие связной речи учащихся.

Продолжить работу над сочинением

1.05

1.05

Р/р. Контрольное классное сочинение по творчеству В.М. Шукшина.

Урок развития речи

Умение подбирать материал по данной теме и связно излагать мысли. Развитие связной речи учащихся.

Завершить работу над сочинением

Творчество Н.М. Рубцова

7.05

7.05

Н.М. Рубцов. Личность, судьба и творчество поэта.

Лекция

Познакомить учащихся с личностью, судьбой и творчеством Н.М. Рубцова.

Выучить стихотворение наизусть

8.05

8.05

«Русский огонёк», «Посвящение другу», «Журавли». Патриоти-ческий характер лирики поэта.

Литературно-музыкальная композиция

Познакомить учащихся с поэзией Н.М. Рубцова, помочь увидеть патриотический характер поэта.

Письменная работа «Когда я читаю стихи…»

14.05

14.05

Своеобразие поэзии Николая Рубцова.

Урок-мастерская

Познакомить учащихся с поэзией Н.М. Рубцова, обучить анализу лирического произведения.

Биография У. Шекспира

Из зарубежной литературы. Литература эпохи Возрождения.

15.05

15.05

У. Шекспир. Сведения о жизни драматурга. «Ромео и Джульетта». Конфликт чистого сердца и предрассудков.

Лекция, аналитическая беседа

Дать представление об эпохе Возрождения; представление о У. Шекспире как о человеке и писателе. Раскрыть пафос пьесы прославляющей верность в любви, непобедимость искреннего чувства, высокую гуманность.

Устное сочинение «О котором я хочу рассказать…»

21.05

21.05

М. де Сервантес. Сведения о жизни писателя. «Дон Кихот» (главы из романа). Душевное величие и наивная простота героя романа.

Лекция, комментиро-ванная беседа

Познакомить учащихся с биографией и творчеством писателя. Показать душевное величие и наивную простоту Дон Кихота.

Прочитать легенду «Черногорцы»

22.05

22.05

П. Мериме. Сведения о жизни писателя. Легенда «Черногорцы» в сравнении с текстом стихотворения А.С. Пушкина «Бонапарт и черногорцы».

Лекция, аналитическая беседа

Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством П. Мериме. Умение выполнять сравнительную характеристику легенды «Черногорцы» с текстом стихотворения А.С. Пушкина «Бонапарт и черногорцы».




28.05

28.05

Итоговый урок. Систематизация и обобщение изученного за год. Что читать летом.




Систематизировать и обобщить материал, изученный за год.




29.05

29.05

Итоговый урок. Систематизация и обобщение изученного за год. Что читать летом.




Дать список литературы «Что читать летом».






Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Осваивая художественные произведения, указанные в программе, учащиеся 8-го класса должны знать и уметь применять на практике:



  • понятия, связанные с общими свойствами литературы: художественный образ, роль художественного вымысла в литературе;

  • понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения: тема, идея, композиция, взаимосвязь героев и событий; средства изображения героев – портрет, речь, авторская характеристика; роль пейзажа и интерьера; изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;

  • понятия, характеризующие родо-жанровые особенности произведения.

В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны:

  • объяснять роль важнейших эпизодов (сцен) изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания, в изображении героев;

  • характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • обнаруживать понимание авторского отношения к изображаемому;

  • определять принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к одному из литературных родов и жанров;

  • выразительно читать (в частности, наизусть) изученные произведения и их фрагменты;

  • давать устный или письменный развернутый ответ на проблемный вопрос (рассуждение о героях произведения, о его нравственном содержании);

  • писать пересказы (изложения)подробные, краткие, выборочные, с изменением лица рассказчика, с другим дополнительным заданием;

  • писать сочинения на доступную литературную, публицистическую или свободную тему, в том числе характеристики, сравнительные характеристики героев;

  • писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственного отношения к героям и событиям.

Рабочая программа по литературе и развитию речи составлена по учебно-методическому комплексу:

  1. И.В. Золотарева, Н.В. Егорова «Универсальные поурочные разработки по литературе», Москва 2011 год.

  2. Г.И. Беленького «Литература 8 класс» в двух частях. Москва 2010 год.

  3. В. Чекмарёв. «Хрестоматия по литературе для 8-9 классов», Ростов – на – Дону, 1997 г.

  4. И.Н. Агекян, Н.М. Волчек, Е.В. Высоцкая. «Вся русская литература в пересказе для школьников», Минск, 1999 г.

скачать


Смотрите также:
Рабочая программа для общеобразовательных учреждений по литературе (8 класс) составлена на основе «Программы для общеобразовательных учреждений Литература 5 11 классы»
263.76kb.
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и Программы общеобразовательных учреждений Литература 5-11 классы
308.82kb.
Рабочая программа по литературе для 9-х классов на 2012-2013 учебный год составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5 11 классы»
192kb.
Рабочая учебная программа по экологии для 10- 11 классов Составлена на основе программы: Экология. 8-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений
283.8kb.
Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 7 класс на 2013-14 учебный год Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений по литературе 5-11 классов под редакцией В. Я. Коровиной
2652.67kb.
Рабочая программа по литературе в 8 9 кл. Учитель: Еремеева Любовь Николаевна
744.95kb.
Рабочая программа по литературе в 7-ом классе предназначена для изучения литературы на базовом уровне и составлена из расчета 3часа в неделю
195.44kb.
Рабочая программа по литературе 6 класс
268.39kb.
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе ( 2004 год) Примерной программы основного общего образования «Литература 5-11 классы»
126.24kb.
Дьячкова Ирина Анатольевна программа разработана на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы).
470.21kb.
Рабочая программа по литературе для 7 класса на 2012 2013 учебный год Составлено на основе программы
301.94kb.
Рабочая программа по русской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:  пояснительную записку
214.75kb.