Главная | стр 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курс: Психология и педагогика Для специальности (направления): 020200 политология Форма обучения: очная Факультет: психологии Кафедра: педагогики и педагогической психологии Курс: 1 Семестр: 2 Общая трудоемкость дисциплины: 53 час. Лекции: 34 час. Практические (семинарские занятия): Лабораторные занятия - Индивидуальные занятия под руководством преподавателя: 5 час. В том числе курсовая работа по дисциплине – Самостоятельная работа Экзамен: 2 семестр Зачет: нет Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом 2000 г.
Учебная дисциплина «Психология и педагогика» направлена на формирование основных психолого-педагогических знаний, развитие интереса студентов к образовательной деятельности, умений работать с соответствующей научной литературой, а также способствует развитию профессионально-педагогического мышления. Цель преподавания - усвоение знаний по психологии и педагогике, которые являются основой профессионально-педагогического образования.
Дисциплина «Психология и педагогика» относится к числу общеразвивающих гуманитарных дисциплин и одновременно может служить тем основанием, которое в комплексе с другими психолого-педагогическими учебными дисциплинами (в соответствии с государственным стандартом) является базой для дополнительного профессионального (педагогического) образования.
В результате изучения дисциплины студенты должны : Иметь представление: - о месте и роли педагогической деятельности в жизни человека и общества;
Знать:
Уметь:
П с и х о л о г и я: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
5. 1. Разделы или темы дисциплины и виды занятий.
5. 2. Содержание разделов (тем) дисциплины Тема 1. Предмет, объект и методы психологии. Определение предмета психологии. Основные категории психологии. Специфика психологического знания. Значение психологического знания для различных сфер трудовой деятельности, образования, развития культуры и охраны здоровья людей. Методы исследования психических явлений. Тема 2. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии.Связь психологии с другими науками. Основные этапы истории психологии. Основные направления в психологии (психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, теория деятельности). Тема 3. Индивид, личность, индивидуальность и субъект деятельности. Понятие «личность». Личность, индивид, индивидуальность. Социализация личности. Тема 4. Психика и организм. Основные функции психики. Психика, поведение и деятельность. Мозг и психика. Развитие психики в онтогенезе и филогенезе. Роль психики в жизнедеятельности организма. Организм и среда. Психика как регулятор активности живого организма в изменяющихся условиях внешней среды. Сознание и деятельность. Нервная система как материальный субстрат психического. Высшие психические функции. Основные функциональные блоки головного мозга человека. Эволюция психики.
взаимодействия. Тема 11. Предмет , задачи и методы педагогики. Педагогика как наука о формировании личности. Социальная и специально-ориентированная педагогика. Направленность педагогики на выявление закономерностей воспитания и обучения. Специфика педагогики как гуманитарной науки. Характеристика основных методов исследования. Тема 12. Основные категории педагогики. Воспитание, обучение и образование: содержание и внутренняя взаимосвязь этих категорий. Характеристика педагогической деятельности как целенаправленной на обучение и воспитание. Педагогическое взаимодействие как основа образовательных процессов. Значение педагогической технологии, ее связь с педагогической задачей. Тема 13. Образование как общечеловеческая ценность. Образовательная система России. Роль образования в жизни человека и общества. История развития образования. Соответствие и взаимосвязь образования и культуры. Выделение образования как субкультуры и социального института. Развитие образовательных систем в Новое и Новейшее время. Актуальность проблемы непрерывного образования в современной социокультурной ситуации и пути ее решения. Самообразование личности как один из важнейших способов повышения профессиональной подготовки в изменяющихся условиях. Образовательная система России. Основные образовательные институты: дошкольные учреждения, общеобразовательные школы (колледжи, гимназии и т.п.) и профессиональные (училища, техникумы, вузы и др. ). Образовательные стандарты.
Теория воспитательного коллектива в отечественной теории и практике. Ее достоинства и сложности реализации. Тема 16. Общие формы организации учебной деятельности. Дидактическая проблема организации учебной деятельности, многообразие форм. Классификация форм по различным основаниям: обучающие (лекции, семинарские , практические занятия) и контролирующие (зачет, экзамен); монологические (лекция) и диалогические (диспут, конференция), обязательные (урок, лекция и др.) и факультативные занятия. Урок как основная организационная форма общеобразовательной школы. Ее достоинства и недостатки. Пути совершенствования организационных форм. Тема 17. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Сущность методов осуществления педагогического процесса. Взаимосвязь методов и приемов; средства организации педагогического процесса. Классификация методов осуществления педагогического процесса: методы организации учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля в процессе обучения. Тема 18. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Роль семейного воспитания в становлении личности. Преимущества семейного воспитания. Отношения родителей и детей как психолого-педагогическая проблема. Влияние семьи как социокультурной среды (образа жизни, системы отношений, социально-психологического климата и т.п.) на воспитание и развитие личности. Тенденции развития современного семейного воспитания. Тема 19. Управление образовательными системами. Сущность и основные принципы управления педагогическими системами. Инновационные процессы в образовании. Повышение квалификации педагогов. 6. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 6.1. ОСНОВНАЯ
Смотрите также: Рабочая программа курс: Психология и педагогика Для специальности (направления)
131.55kb.
Рабочая программа курс: Теория политики Для специальности (направления)
92.29kb.
Рабочая программа курс: «Конституционное право» Для специальности (направления)
77.83kb.
Рабочая программа курс: Политическая социология Для специальности (направления)
98.91kb.
Рабочая программа курс: Технология власти Для специальности (направления)
79.48kb.
Рабочая программа курс: Политический менеджмент Для специальности (направления)
105.99kb.
Рабочая программа курс: Этика Для специальности (направления)
68.79kb.
Рабочая программа курс: Политическая реклама Для специальности (направления)
70.75kb.
Рабочая программа курс: Политическая регионалистика Для специальности (направления)
145.21kb.
Рабочая программа курс: Политический анализ и прогнозирование Для специальности (направления)
129.09kb.
Рабочая программа курс: Политическая история России Для специальности (направления)
73.37kb.
Рабочая программа курс: "Экономика государственного управления" Для специальности (направления) 63.13kb.
|