Главная стр 1
скачать


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 7 класс» разработана для обучающихся 7 класса МБОУ «Покровская ООШ» на основе программы общеобразовательных учреждений «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 5-11 класс ,под общей редакцией А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2009 г., инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»  и учебного плана МБОУ « Покровская ООШ».

В настоящее время в деле подготовке населения в области безопасности жизнедеятельности и выработке у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни возрастает роль и ответственность системы образования. Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовать в специальной отдельной образовательной области « Основы безопасности жизнедеятельности»

Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях , о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих активное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного , техногенного и социального характера; развитие потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности;

воспитание ответственного отношение к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;

развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих активное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного , техногенного и социального характера; развитие потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности;

овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также их анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.

Изменения в типовую программу не внесены, так как она соответствует федеральному базисному учебному плану.

УМК: Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 7 кл.: учебник для образовательных учреждений/ А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников; под общ.ред. А.Т. Смирнова.- М.: Просвещение, 2009.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Курс предназначен для:

- формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни ,об их последствиях для здоровья и жизни человека;
-выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности , безопасности окружающих;
-формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
- приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей.
Структура курса « Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и пять разделов

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.

Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

Раздел 2. Зашита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

Модуль2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел 3. Основы здорового образа жизни

Раздел 4.Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Учебный предмет « Основы безопасности жизнедеятельности» реализует основные положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов « Об образовании», « О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», « О пожарной безопасности», « О безопасности дорожного движения», «Об экологической безопасности», «О борьбе с терроризмом», « О радиационной безопасности», «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения», основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Концепции национальной безопасности РФ, и других нормативно правовых актов в области безопасности.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В учебном плане МБОУ «Покровская ООШ» на изучение курса «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» в 7 классе отводится 1 час еженедельно, 35 часов в год.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен знать:

-основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное , физическое и социальное благополучие;

- потенциальные опасности , природного , техногенного социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

- меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

- основные положения Концепции национальной безопасности РФ по обеспечению безопасности личности, общества и государства;

-наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия классификацию;

- организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в РФ;

- права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;

- рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- приемы и правила оказания первой медицинской помощи;

уметь:

-доступно объяснять значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности;

- предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивать личную безопасность;

-соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства( велосипеда, мопеда);

- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;

-соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;

Перечислять последовательность действий при оповещении о возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайных ситуаций;

- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных ситуациях;
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, невосприимчивости к вредным привычкам;

- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами препаратами бытовой химии в повседневной жизни;

-подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях ( походы выходного дня, дальний и выездной туризм);

- проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;

- оказание первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Модуль1. Основы безопасности личности, общества и государства

Р-1 Основы комплексной безопасности

1.Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера

Различные природные явления. Общая характеристика природных явлений. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера.



2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия

Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия. Правила безопасного поведения населения при землетрясении. Защита населения от последствий землетрясений. Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. Последствия извержения вулканов. Защита населения.

Оползни, обвалы ,их последствия. Защита населения.

3.Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Защита населения последствий ураганов и бурь. Смерчи.



4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения

Наводнения. Виды наводнений и их причины. Защита населения от последствий наводнений. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнений. Сели и их характеристика.

Защита населения от последствий селевых потоков. Цунами и их характеристика. Защита населения от цунами. Снежные лавины.

5.Чрезвычайные ситуации биологического происхождения и защита населения

Лесные и торфяные пожары и их характеристика. Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения. Инфекционная заболеваемость людей и защита населения. Эпизоотии и эпифитотии.


Р-2 Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия.

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия.

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения.

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения.

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения и защита населения.


Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Р-3 Основы здорового образа жизни

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на человека. Анатомо - физиологические особенности человека в подростковом возрасте. Формирование личности подростка при взаимоотношении со взрослыми, сверстниками, сверстниками противоположного пола.



Р-4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

Общие правила оказания первой помощи.

Оказание первой помощи при наружном кровотечении.

Оказание первой помощи при ушибах и переломах .



Общие правила транспортировки пострадавшего.

Распределение учебного времени по модулям и темам

модуля, раздела и темы:

Наименование модуля и темы:

Количество часов:

М-1

Основы безопасности личности, общества и государства

24

Р-1

Основы комплексной безопасности


16

1

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера

3

2

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия

6

3

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия

3

4

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения, их причины и последствия, их причины и последствия

8

5

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения, их причины и последствия

4

Р-2

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

8

2

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия.




3

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения.




4

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения.




5

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения и защита населения.




М-2

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

7

Р-3

Основы здорового образа жизни

3

6

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

3

Р-4

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

4

7

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

4




Всего

35


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА . 7 класс



п/п




Наименование раздела, темы, урока:

Часы уч.

врем

План.

сроки


Факт

сроки

Примеч.




Р-1

Р-2

Основы комплексной безопасности

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций


16

8










Т-1

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера

3









1

Различные природные явления причины их возникновения

1










2

Общая характеристика природных явлений

1










3

Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера

1










Т-2

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия

7










4

Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия

1










5

Правила безопасного поведения населения при землетрясении

1










6

Защита населения от последствий землетрясений

1










7

Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле.

1










8

Последствия извержения вулканов. Защита населения

1










9

Обвалы и снежные лавины

1










10

Оползни, их последствия, защита населения

1










Т-3

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия

3










10

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия

1










11

Защита населения от последствий ураганов и бурь

1










12

Смерчи

1










Т-4

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения, их причины и последствия

7










13

Наводнения. Виды наводнений и их причины

1










14

Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнений

1










15

Защита населения от последствий наводнений

1










16

Сели и их характеристика

1










17

Защита населения от последствий селевых потоков

1










18

Цунами и их характеристика

1










19

Защита населения от цунами

1










Т-5

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения и защита населения

4









20

Лесные и торфяные пожары и их характеристика

1










21

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения

1










22

Эпидемии

1










23

Эпизоотии и эпифитотии

1










Р-3

Основы здорового образа жизни

7










Т-6

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

7










24

Психологическая уравновешенность

1










25

Стресс и его влияние на человека

1










26

Анатомо - физиологические особенности человека в подростковом возрасте

1










27

Формирование личности подростка при взаимоотношении со взрослыми

1










28

Формирование личности подростка во взаимоотношении со сверстниками, сверстниками

1










29

Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола

1










30

Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних

1










Р-4

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

4










Т-7

Первая помощь при неотложных состояниях

4










30

Общие правила оказания первой помощи.

1










33

Оказание первой помощи при наружном кровотечении.

1










34

Оказание первой помощи при ушибах и переломах .

1










35

Общие правила транспортировки пострадавшего.

1













Всего:

35











ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

          промежуточные тестовые задания;

          изучение мотивации учащихся, значимости изучаемой  дисциплины;

           разработка алгоритмов решения ситуационных задач;

            выполнение проверочных письменных работ;
За устные, письменные ответы и решение ситуационных задач выставляются баллы.

Для организации итогового и тематического контроля – используются тесты:

А.В. Клюев « ОБЖ» Тесты. Практические задания. Олимпиады. Издательство « ЛЕГИОН»,2011( Стр.40-51; 66-78)

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


п/п




Пред-

мет


Реализу-

емая


программа

Необходимое обеспечение в соответствии с

Реализуемой программой



Фактич. оснащен

ность


%

оснащенности



1

ОБЖ

Программы общеобразовательных учреждений. «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-11 классы. /под общей редакцией А.Т. Смирнова.  М.: Просвещение, 2009 г.


ПРИБОРЫ ЛАБОРАТОРНЫЕ

1.Комплект принадлежнос-тей для оказанияпервой медицинской помощи.

2. Комплект принадлежностей, обеспечивающий безопасное пребывание человека в природных условиях

3. Комплект шин складных средний (для руки и ноги)

4. Противогаз детский

5. Противогаз взрослый

6. Общевойско-вой защитный плащ

7. Массо-габаритный макет автомата Калашникова



ПРИБОРЫ ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ

8. Прибор радиационной разведки

9. Прибор химической разведки

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

10. Комплекты таблиц демонстрационных по ОБЖ



СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

11. Портативный компьютер учителя

12. Мультимедиа проектор

13. Интерактив-ный комплект

14. Акустическая система

15. Сетевой фильтр-удлинитель

16. Флеш-память

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ - ИНСТРУМЕНТЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

17. Программное обеспечение для компьютера учителя

 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ - ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

18. Учебно-методические комплекты по ОБЖ

19. Видеозаписи по ОБЖ

20. Иллюстративные материалы по ОБЖ

21. Банки тестовых заданий по ОБЖ

ДОСКИ УЧЕБНЫЕ

22. Доска маркерная




1
-
-

10

-

-

-
-

-

-

-

-

-

-
1

-

-

-

-

-
-

100
0


0

0

0



0

0

0


0

0

0



0

0

0



100

0

0



0

0

0


0

скачать


Смотрите также:
Рабочая программа «основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс»
248.17kb.
Рабочая программа по «Основам Безопасности жизнедеятельности» 8 класс. Преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
129.05kb.
Тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности 5 класс Пояснительная записка Программа: «Основы безопасности жизнедеятельности»
1152.51kb.
Рабочая программа учебного курса по Основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса Учитель: Сальникова Валентина Викторовна 2010-2011 учебный год пояснительная записка рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности»
251.37kb.
Рабочая программа учебного курса по Основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса Учитель: Сальникова Валентина Викторовна 2010-2011 учебный год пояснительная записка рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности»
286.82kb.
Рабочая программа учебного курса по основам безопасности жизнедеятельности для 9 класса Учитель: Сальникова Валентина Викторовна 2010-2011 учебный год пояснительная записка рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности»
278.13kb.
Казаев Александр Владимирович с. Липовка, 2013 г учебно-тематический план 5-9 класс пояснительная записка рабочая программа
1497.65kb.
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности»
155.88kb.
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности»
429.38kb.
Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
280.82kb.
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
176.48kb.
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
183.86kb.