Главная стр 1
скачать
МУНИЦИПАЛЬНОЕ бюджетное ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10

ИМ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Б.Ф.САФОНОВА

Утверждена

Приказ № ______

от «___» ____________20__г.
Директор СОШ № 10

________________ Т.М. Чикина



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО биологии

предмет


10 - 11 А КЛАСС

параллель литер


2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

конкретный учебный год


Учитель Филиппова М.Н.

Ф.И.О.




Обсуждена и принята

Согласована

на методическом объединении


с__________________________


Протокол №

от «______»______________20_____г


Должность,

___________________________






ФИО

г. Мончегорск

2012 год


ВВЕДЕНИЕ

Программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) Содержание и структура программы соответствует «Инструкции о порядке разработки и утверждении рабочих программ учителя по предметам» (утвержденной приказом №80-1 от 5.05.2010 г.)

Согласно учебному плану школы (утвержденному приказом № ___от «____» «____________» 20 ____г.) количество учебных часов138, из расчета 2 часа в неделю: 70 учебных часов в 10 классе, 68 учебных часов - в 11 классе.

Для реализации программы используется следующее учебное пособие (из списка учебников, утвержденного приказом МОиН РФ

№379 от «9» декабря 2008г.)

Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология (базовый уровень) 10-11классы, М; Дрофа, 2009.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основными целями при реализации, данной рабочей программы являются:



  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.

В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (10 часов) для более широкого использования, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных и практических работ, семинаров) и внедрения современных педагогических технологий.

Ввиду увеличения учебных часов на изучение содержания базового уровня до 138 часов – 2х уроков в неделю, содержание этих учебных блоков в КТП структурировано по темам учебной программы с учетом добавления часов на разделы: Биология как наука -1 час; Клетка – 10 часов; Организм – 25 часов; Вид – 12 часов; Экосистемы – 22часа. Раздел: «Организм» для удобства систематизирован на темы:

Онтогенез – 16 ч; Закономерности наследственности и изменчивости – 20 ч; Основы селекции растений и животных – 6 ч

Раздел: «Вид» систематизирован на темы: История эволюционных идей – 2 ч; Современное эволюционное учение - 16 ч;  Происхождение жизни на Земле - 6 ч; Происхождение человека - 7 ч.

Раздел: «Экосистемы» систематизирован на темы: Экологические факторы - 6 ч; Структура экосистем - 8 ч; Биосфера - глобальная экосистема - 4 ч; Биосфера и человек - 4 ч.

Для успешной реализации практикоориентированного обучения резервные часы добавлены на лабораторные работы в разделы: «Биология как наука. Методы научного познания» - 1час; «Организм» - 2 часа; «Вид – 1час»; «Экосистемы» - 2 часа. Содержание разделов подкреплено уроками-практикумами, соответственно по разделам: 2ч, 4ч, 6ч, 12ч, 5ч., 29 часов в общем, по курсу.

На повторение отведен 1 час резервного времени первого урока 11 класса.

В 11 классе предусмотрен раздел: «Обобщение знаний курса» - 13 часов, направленный на повторение материала и подготовку учащихся к успешной сдачи ЕГЭ.



Общее содержание рабочей программы направлено на достижение целей биологического образования в старшей школе.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, формирование приспособленности;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,;

  • решать элементарные биологические задачи;

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих), процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СРЕДНЕГО (ОБЩЕГО) ОБРАЗОВАНИЯ БАЗОВОГО УРОВНЯ


Разделы предмета

По программе основного общего образования

Количество часов, отведенных на изучение




10 класс

11 класс

Всего по факту

Биология как наука

4

4+1

5







5

Клетка

8

8+10

18







18

Организм

18

18+25

43







43

Повторение

-

-




-

1

1

Вид

20







20+12

32

32

Экосистемы

10







10+12

22

22

Резерв

10




4

14

13

17

Итог:

70

70

68

138


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Содержание тем, разделов (должно обеспечивать полностью реализацию ФГОС).

Кол-во часов по программе/ запланированное кол-во часов

Демонстрации

(для предметов ест-научного цикла)



Обязательные

для выполнения каждым учащимся виды работ



Лабораторные работы

Практикумы

Контроль(тестирование, зачет)

по программе

По КТП

Биология как наука

4

5

3

4

-

1

2

1

Клетка

8

18

9

12

3

3

4

2

Организм

18

43

23

24

5

7

6

3

Повторение

-

1

-

1

-

-

-

-

Вид

20

32

12

20

5

6

12

3

Экосистемы

10

22

16

18

6

8

5

3

Резерв

10

18



















Итого

70

138

63

70

19

25

29

12


ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Учебник:

  1. И.Б. Агафонова, Е.Т.Захарова, В.И.Сивоглазов Общая биология, базовый уровень 10-11 классы: учебник для ощеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2009.

Методические пособия:

  1. И.Б. Агафонова, В.И.Сивоглазов. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.6-11 классы, - М.; Дрофа, 2006.

  2. Гаврилова А.Ю. Биология 11 класс - Поурочные планы. Волгоград. Учитель,2004.

  3. Кулёв А.В. поурочное планирование, Общая билогия 10 класс - С.-Петербург, Паритет, 2002.

Дидактические материалы:

  1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2004.

  2. Биология: реальные варианты: Единый государственный экзамен / авт.-сост. Е.А.Никишова, С.П.Шаталова. – М.: АСТ: Астрель, 2010.

  3. Биология в таблицах 6,11кл - М., Дрофа, 2005.

  4. Богданова Т.Л, Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗЫ - М, АСТ-ПРЕСС школа, 2004.

  5. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в вузы. – М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005

  6. Деркачёва Н.И. ЕГЭ 2008. Биология. Типовые тестовые задания / Н.И.Деркачёва, А.Г. Соловьёв. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

  7. Единый государственный экзамен: биология: контрол.измерит.материалы: 2005-2006 / под общ.ред. Г. С. Калиновой; М-во образования и науки Рос.Федерации, Федерал.служба по надзору в сфере образования и науки, Федерал.ин-т пед.измерений. – М.: Просвещение, 2006.

  8. Единый государственный экзамен. Учебно-тренировочные материалы для учащихся. Биология. / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2009-2010.

Камлюк Л., Лисов Н., Шалапенок Е.Тесты по биологии для поступающих в ВУЗЫ – М., Айрис Пресс, 2004.

  1. Каменский А.А. ЕГЭ, 100 баллов. Биология. – пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию. – М.: Экзамен, 2005.

  2. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по биологии 9,11кл - М., Дрофа, 2003.

  3. Каменский. А.А. Основы биологии. Полный курс общеобразоват.средней школы /А.А.Каменский, Н.А.Соколов, М.А.Валовая. – 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2007.

  4. Тестовые задания по биологии для подготовки к экзаменам/А.Г.Лебедев. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 10 КЛАССЕ


Дата

п/п


№ урока в теме

Тема

Тип урока

Виды деятельности учащихся в соответствии со спецификой предмета

Д/з

1 нед сентября

1 нед сентября
2 нед сентября
2 нед сентября
3 нед сентября
3 нед сентября
4 нед сентября
4 нед сентября
1 нед октября

1 нед октября

2 нед октября
2 нед октября

3 нед октября


3 нед октября

4 нед октября

4 нед октября

5 нед октября


2 неделя ноября
2 неделя ноября
3 неделя ноября

3 неделя ноября

4 неделя ноября
4 неделя ноября

1 нед декабря

1 нед декабря

2 нед декабря


2 нед декабря

3 нед декабря

3 нед декабря
4 нед декабря

4 нед декабря


3 неделя января

3 неделя января


4 неделя января

4 неделя января


5 неделя января

5 неделя января


1 нед февраля
1 нед февраля
3 нед февраля

3 нед февраля


4 нед февраля
4 нед февраля

1 неделя марта

1 неделя марта

2 неделя марта

2 неделя марта

3 неделя марта


3 неделя марта

1 неделя апреля

1 неделя апреля

2 неделя апреля

2 неделя апреля
3 неделя апреля
3 неделя апреля

4 неделя апреля

4 неделя апреля

5 неделя апреля


1 неделя мая

1 неделя мая


2 неделя мая

2 неделя мая


3 неделя мая

3 неделя мая

4 неделя мая
4 неделя мая

5неделя мая

5 неделя мая


1

2


3
4
5
6
7
8
9

10

11


12

13
14

15

16

17


18
19
20

21

22


23

24

25



26
27

28

29


30

31
32

33
34

35
36

37
38
39
40

41
42


43

44

45



46

47

48


49

50

51



52

53
54


55

56

57



58
59

60
61

62
63

64

65


66

67

68



69

70


1

2


3
4
5
1
2
3
4

5

6


7

8
9


10

11

12


13
14
15

16

17


18

1

2



3
4

5

6


7

8
9


10
11

12
13

14
15
16
17

18
19


20

21

22



23

24

25


26

27

28



29

30
31


32

33

34



35
36

37
38

39
40

41

42


43

1

2



3

4


БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ – 5ч

Объект изучения биологии – живая природа.

Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы.

Биологические системы. Современная естественнонаучная картина мира.

Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Методы познания живой природы.



КЛЕТКА - 18ч

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн).

Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Вода: химические свойства и биологическая роль.

Биополимеры: белки, жиры, углеводы.

Доядерные и ядерные клетки. Типы организации клеточных структур.

Царство Прокариот.

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции

Сравнение строения клеток растений и животных

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений

ДНК и РНК – биологические полимеры. ДНК – носитель наследственной информации.

Строение и функции хромосом. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

Ген. Генетический код. Реализация наследственной информации в клетке.

Роль генов в биосинтезе белка.

Вирусы. Особенности вирусов и бактериофагов.

Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Обобщение и систематизация знаний по теме.

ОРГАНИЗМ - 43 час

Онтогенез - 16ч

Организм – единое целое.

Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов.

Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Размножение – свойство организмов.

Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз. Биологическое значение митоза.

Мейоз. Особенности гаметогенеза.

Половое и бесполое размножение. Сравнительная характеристика митоза и мейоза.

Оплодотворение, его значение.

Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Эмбриогенез, его стадии. Биогенетический закон.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов.

Индивидуальное развитие человека.

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Обобщение и систематизация знаний по теме.

Закономерности наследственности и изменчивости - 20ч

Наследственность и изменчивость – свойства организмов.

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. История развития генетики.

Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Решение элементарных генетических задач.

Решение задач на дигибридное скрещивание.

Хромосомная теория наследственности.

Составление простейших схем скрещивания.

Решение задач на моногибридное, анализирующее скрещивание, кодоминирование.

Половые хромосомы. Генетика пола.

Сцепленное с полом наследование.

Современные представления о гене и геноме.

Решение задач на наследование, сцепленное с полом.

Наследование признаков у человека. Влияние мутагенов на организм человека.

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Формы изменчивости: модификационная, онтогенетическая, комбинативная, генотипическая изменчивость и ее причины.

Значение генетики для медицины и селекции.

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Выявление собственного генотипа и фенотипа по генотипическим признакам семьи.

Факторы, определяющие здоровье человека в Мурманской области.

Обобщение и систематизация знаний по теме.



Основы селекции растений и животных – 6ч

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция.

Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития.

Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Резервное время – 4ч

Заключение по разделу: «Организм»

Обобщение по курсу 10 класса

Итоговое тестирование по курсу 10 класса

Экскурсия


УЛ

УМ



УКон

УП
УС


ЛР№1
УП
КУ
УП
УП

КУ

ПУ


УПРП

ЛР№2
УС

ЛР№3

ЛР№4


КУ
ПУ
УП

УП

УЗЗ



УПРП

УКон
УК

УС

УЗЗ


УП

УЗЗ


УП

УПРП


УП

УС

УОСЗ



ЛР№5
УС

УКон
КУ

УОСЗ
ПУ

ЛР№6
УС


УК
УОСЗ

УС

УП



УМ

УС

УКон



ЛР№7

УП

УПРП



ЛР№8

УП
ПУ

УЗЗ

УКон


УП

УС
ЛР№9


КУ
УП

УС

УП



ЛР№10
УП

УК
УПРП

ПУ
УПРП

ПУ

УКон


ЛР№11

УС

УП



КУ

УЭ


Обзор


Обмен мнений

Конференция

Защита проекта

Парная работа

Групповая

работа


моделирование процесса

Парная работа

Самостоятельн

Диспут


Парная работа

Фронтальный опрос

Индивид. р.

Парная


Фронтальная

работа


Диспут

Индивидуальная

Фронтальная

Групповая

работа

Диспут


Защита минипроектов

Тестирование


Мини исследование

Мини исследование

Тестирование

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Дискуссия

Парная работа

Диспут
Групповая работа

Самостоятельная

Защита проектов

Защита проектов

Тестирование
Репродукт. повтор

Групповая

Дискуссия

Мини проект

Защита проектов

Практикум

Тестирование

Практикум

Самостоятельная и парная

Фронтальная работа

Диспут

Практикум



Групповая работа

Самостоятельная

Групповая

Парная работа

Групповая

Парная работа

Индивид.

Парная работа

Мини исследование

Самостоятельная

Парная работа

Мини исследование

Групповая

Защита проектов Тестирование

Опрос, тестирование

Экскурсия





§1с.3-5


§ 1.2

с.19


§4.2-4.3

Вопр.с. 20-21


§ 2.1


с.27, конспект
§ 2.2

с.30


§ 2.3

§ 2.4-2.5

§ 2.6, схема

§ 2.7


§ 2.9 доп. мат.

конспект


§ 4.10

с.55-67
§ 2.10

Конспект

повт. матер.9кл

§3.2

§ 3.3


Конспект

До с.79

§ 2.11

доп. мат.



§ 3.1

§ 3.4-3.5

§ 3.6

по тетр.


§ 3.8

§ 3.8 презентации

доп. мат.

§ 3.8(2)


Конспект

§ 3.9


Презент.

доп. мат.

§ 3.10

Конспект



по тетр.

§ 3.11


таблица

§ 4.19


таблица

§ 3.12


доп. мат.

конспект


§ 3.13, 3.15

презентации

§ 3.14
§ 3.16
§ 3.16

Доп. Матер.

конспект

§ 3.17

доп. мат.

Конспект


Презентации § 3.18

Презентац.

доп. мат.

§ 3.19


доп. мат.

конспект
Презентац.

до с. 191

Конспект

Таблица

по тетр.


По учебнику

доп. мат.

Тесты

Конспекты




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ В 11 КЛАССЕ

Дата

п/п


№ урока в теме

Тема

Тип урока

Виды деятельности учащихся в соответствии со спецификой предмета

Д/з

1 нед сентября

1 нед сентября


2 нед сентября

2 нед сентября


3 нед сентября

3 нед сентября

4 нед сентября

4 нед сентября


1 нед октября

1 нед октября

2 нед октября
2 нед октября
3 нед октября
3 нед октября

4 нед октября


4 нед октября
5 нед октября
2 нед ноября
2 нед ноября

3 нед ноября


3 нед ноября

4 нед ноября


4 нед ноября
1 нед декабря

1 нед декабря

2 нед декабря

2 нед декабря


3 нед декабря
3 нед декабря

4 нед декабря


4 нед декабря
5 нед декабря

3 неделя января

3 неделя января

4 неделя января


4 неделя января

5 неделя января


5 неделя января
1 нед февраля

1 нед февраля

3 нед февраля

3 нед февраля


4 нед февраля

4 нед февраля

1 неделя марта

1 неделя марта

2 неделя марта
2 неделя марта

3 неделя марта

3 неделя марта
1 неделя апреля
1 неделя апреля
2 неделя апреля

2 неделя апреля

3 неделя апреля

3 неделя апреля


4 неделя апреля
4 неделя апреля
5 неделя апреля

1 неделя мая

1 неделя мая

2 неделя мая

2 неделя мая
3 неделя мая

3 неделя мая


4 неделя мая
4 неделя мая


1

2
3

4
5

6

7



8
9

10

11


12
13
14

15
16


17
18
19

20
21

22
23
24

25

26



27
28
29

30
31


32

33

34



35
36

37
38


39

40

41



42
43

44

45



46

47
48

49

50
51


52
53

54

55



56
57
58
59

60

61



62

63
64

65
66
67
68


1

1
2

3
4

5

6



7
8

9

10


11
12
13

14
15


16
17
18

19
20

21
22
23

24

25



26
27
28

29
30


31

32

1



2
3

4
5
6

7

8

9


10

11

12



13

14
15

16

17
18


19
20

21

22



1
2
3
4

5

6



7

8
9


10
11
12
13

Повторение – 1ч

ВИД 32ч

Тема 1. История эволюционных идей - 2 ч

История эволюционных идей. Развитие эволюционных представлений.

Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Тема 2. Современное эволюционное учение - 16 ч 

Вид, его критерии. Описание особей вида по морфологическому критерию.

Популяция - структурная единица вида, единица эволюции.

Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.

Элементарные факторы эволюции. Наследственная и ненаследственая изменчивость. Выявление изменчивости у особей одного вида.

Элементарные факторы эволюции. Динамика численности популяций, миграции, изоляция.

Движущие силы эволюции. Борьба за существование, ее формы.

Естественный отбор. Формы естественного отбора.

Взаимосвязь движущих сил эволюции. Сравнение искусственного и естественного отбора.

Приспособления организмов к среде обитания. Причины возникновения и многообразия приспособлений у организмов.

Результаты эволюции. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Микроэволюция. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов.

Макроэволюция. Способы макроэволюции: филетическая эволюция, дивергенция, конвергенция, параллелизм.

Направления эволюции органического мира. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов.

Пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

Доказательства эволюции органического мира.

Обобщение и систематизация знаний по теме

Тема 3. Происхождение жизни на Земле - 6 ч

Гипотезы происхождения жизни.

Отличительные признаки живого. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Многообразие организмов. Основные таксоны; их соподчинённость.

История развития жизни на Земле.

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Эволюционное учение».

Тема 4. Происхождение человека - 7 ч

Гипотезы происхождения человека. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Доказательства родства человека по сравнению с млекопитающими. Место человека в системе органического мира.

Эволюция человека. Этапы эволюции гоминид.

Современные сведения о стоянках древнего человека на территории РФ и Кольского полуострова.

Биосоциальная природа человека. Биологические и социальные факторы антропогенеза.

Расы человека. Происхождение человеческих рас.

Обобщение и систематизация знаний по теме: "Антропогенез".



ЭКОСИСТЕМЫ - 22 ч

Тема 1. Экологические факторы - 6 ч

Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

Среды обитания. Законы оптимума, минимума. Экологические факторы и их влияние на организмы.

Абиотические факторы. Биологические ритмы. Фотопериодизм.

Биотические факторы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Антропогенные факторы. Последствия деятельности человека в окружающей среде.

Выявление антропогенных изменений в экосистеме своей местности.

Тема 2. Структура экосистем - 8 ч

Видовая и пространственная структура экосистем.

Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Трофические уровни. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Экологические пирамиды.

Решение экологических задач.

Причины устойчивости и смены экосистем.

Причины смены экосистем. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум) "Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы)"

Искусственные сообщества - агроэкосистемы. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности

Обобщение знаний по разделу: "Экосистемы".

Тема 3. Биосфера - глобальная экосистема - 4 ч

Биосфера - глобальная экосистема.

Учение В.И.Вернадского о биосфере.

Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода).

Эволюция биосферы.

Тема 4. Биосфера и человек - 4 ч

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Последствия деятельности человека в окружающей среде. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде.

Правила поведения в природной среде.

Обобщение и систематизация знаний по разделу "Биосфера".
ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ КУРСА - 13ч

Повторение: Методы биологической науки, признаки живого, уровни организации жизни

Повторение: Клеточная теория. Многообразие клеток. Строение клетки.

Повторение: Деление клеток. Митоз. Мейоз. Воспроизведение организмов.

Строение клетки. Вирусы.

Онтогенез.

Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез.

Биосинтез белка. Реакции матричного синтеза.

Повторение: Основные генетические понятия. Закономерности наследственности и изменчивости.

Решение задач по генетике.

Повторение: гигиена человека. Факторы здоровья и риска. Мутагены.

Многообразие организмов. Бактерии. Грибы. Сравнительная характеристика.

Многообразие растений и животных. Сравнительная характеристика.

Обобщение знаний по курсу общей биологии 11 класса.



КУ

УКон
УМ

КУ

УП

ЛР№1



УП

УП

КУ



ЛР№2

ПУ

УПРП



УП

УС

ПУ ЛР№3


КУ

УП

УС ЛБ№4



УС

УЗЗ


КУ

УС

УС


УПРП

КУ

УП



УКон

УК
УКон

ЛР№5

УС

УОСЗ


УКон

УС

УП



УКон

ЛР№ 6


УС

УОСЗ


УС

УП

УС



КУ

ПУ

УКон



УС

УОСЗ


УП

УП

КУ



УФНЗ

ЛР№7


ПУ
ЛБ№8

УЛ

ЛР№9



УС

УП

ЛР№10



УП

ЛР№11


ПУ
ЛР№12

УИ
УК


УЛ

КУ

ЛР№13


УК
УКон

ПУ

ЛР№14



УЗЗ

УЭ

УП


УС
КУ
УПРП

УС

УП



КУ

УС

УОСЗ


УП
УП
УСЗ



Обзор

фронтально


Обмен мнений

Защита проекта

Фронтальный опрос

Диспут
Парная работа

Обзор

Парная работа



Групповая

работа


Индивидуальн.

Парная работа

Самостоятельн

Дискуссия

Парная работа

Фронтальный опрос

Диспут

Парная работа



Индивидуальн.

Фронтальная

Групповая

работа


Диспут

Дискуссия

Дискуссия

Мини исследование

Мини исследование

Тестирование


Обмен мнений Диспут

Защита


проектов

Групповая работа

Проверочная

Тестирование

Диспут

Защита проектов



Самостоятельн

Защита проектов

Мини исследование

Групповая работа

Тестирование

Фронтальная работа

Защита проектов

Парная работа

Защита проектов

Самостоятельн

Опрос, тестиров.
Самостоятельн

Практикум

Групповая работа

Парная работа

Парная работа

Групповая работа

Индивидуальн.

Мини исследование

Практикум

Групповая работа

Конференция
Фронтальный опрос

Парная работа

Групповая

Игра
Проблемная

Игра

Индивидуальн.



Фронтальный опрос

Групповое

Мини исследование

опрос, зачёт

Тестирование

Самостоятельн

Парная работа

Самостоятельн

Тестирование

Тестирование

опрос, зачёт

Фронтальная

Тестирование

Тестирование

Тестирование

Тестирование

Индивидуальн.

работа


Фронтальный опрос

Тестирование

Тестирование

Итоговое

Тестирование



DVD

§ 4.1
§4.2-4.3

§ 4.4

§ 4.5
§ 4.6-4.7



226-229

§ 4.8


доп. мат.

конспект


конспект
таблица

§ 4.9


конспект

с.232-237

§ 4.10

с.241-246



§ 6

с.21-23


§4.10

конспект


§ 4.11

§ 4.12


Конспект

таблица


конспект

матер.9кл

§ 4.13(1)

§ 4.13(2)

повт.
§ 4.14

по тетр.


§4. 14(2)

доп. мат.

§ 4.15-4.16

презентации

по консп-ам

таблица


доп. мат.
§ 4.17

по тетр.


доп. мат.

§ 4.18


таблица

§ 4.19


презентации

таблица


с.292

§ 4.20


конспект

доп. мат.


§ 5.1

с.303-308

по тетр.

§ 5.2


§ 5.3

доп. мат.

презентации

доп. мат.

презентации

§ 5.4


по тетр.
§ 5.5

конспект


§ 5.5(2)

конспект


по тетр.

§ 5.6


с.331

конспект


презентации

таблица


с.334

конспект


доп. мат.

таблица


доп. мат.

§ 5.8


по тетр.

конспект


доп. мат.

§ 5.9


доп. мат.

презентации

§ 5.10

конспект


доп. мат.

таблица


§ 5.11-5.12

доп. мат.

конспект

9-10кл


конспект

9кл.


с.102-107

§ 3.5


§ 2.11

§ 3.1,3.9

§ 3.2-3.3

§ 2.10


конспект

§ 3.11


конспект

конспект


таблица

§ 2.9


конспект

таблица


конспект

учебник

Условные сокращения


ВУ – вводный урок;

ЛБ№ - лабораторная работа;

КУ – комбинированный урок;

ПУ – проблемный урок;

УЗЗ – урок закрепления знаний;

УИ – урок – исследование, 5-6класс – урок-игра;

УИНМ – урок изучения нового материала;

УК – урок контроля;

УКон – урок – конференция;


УЛ – урок – лекция;

УМ – урок – мастерская знаний;

УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний;

УП – урок – практикум;

УПРП – урок постановки и решения проблемы;

УС – урок –семинар;

УФНЗ – урок формирования новых знаний;

УЭ – урок – экскурсия.




скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по биологии предмет 10 11 а класс параллель литер 2012-2013 учебный год
341.94kb.
Рабочая программа по географии предмет 8-а класс параллель литер 2012-2013 учебный год конкретный учебный год
338.53kb.
Рабочая программа по географии предмет 8-а класс параллель литер 2011-2012 учебный год конкретный учебный год
347.73kb.
Рабочая программа Учебный год 2012\2013 Учитель Никонова Таисия Изосимовна Предмет технология Класс 2
87.87kb.
Рабочая программа Учебный год 2012\2013 Учитель Никонова Таисия Изосимовна Предмет математика Класс 2
513.49kb.
Рабочая программа Учебный год 2012\2013 Учитель Никонова Таисия Изосимовна Предмет литературное чтение Класс 2
214.21kb.
Рабочая программа по математике (модуль «Алгебра») на 2012 2013 учебный год. Предмет: алгебра 9 класс
331.49kb.
Рабочая программа по литературному чтению Учебный год 2012/ 2013 Учитель Фролова Наталья Анатольевна Предмет литературное чтение
452.87kb.
Рабочая программа по биологии 6 класс на 2011 2012 учебный год учитель: Алпатова Н. В
183.91kb.
Рабочая программа по биологии для 8 класса на 2012-2013 учебный год
370.79kb.
Рабочая программа по биологии 9 класс на 2011-2012 учебный год Учитель: Алпатова Н. В
220.93kb.
Рабочая программа на 2011- 2012 учебный год Учитель Шевченко Наталья Михайловна Предмет- русский язык Класс- 4 класс
1092.52kb.