Главная стр 1
скачать
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10

ИМ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Б.Ф.САФОНОВА

Утверждена

Приказ № ______

от «___» ____________20__г.
Директор СОШ № 10

________________ Т.М. Чикина



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО географии

предмет


8-А КЛАСС

параллель литер


2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

конкретный учебный год


Учителя Сатурнова Я.В.

Ф.И.О.


Обсуждена и принята

Согласована

на методическом объединении


с куратором предметов естественно-математического цикла


Протокол №

от «______»______________20_____г

_____________Я.В. Сатурнова






ФИО

г. Мончегорск

2012 год

ВВЕДЕНИЕ
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по географии (базовый уровень).

Содержание и структура программы соответствует «Инструкции о порядке разработки и утверждение рабочих программ учителя по предметам» (утверждённой приказом № 80 – 1 от 05.05.2010г.).

Согласно учебному плану школы (утверждённому приказом № ___ от «___» _______2011 года), количество учебных часов 70, из расчёта 2 учебных часа в неделю, в том числе на проведение Практических работ – 22.

Для реализации программы используется следующие учебные пособия (из списка учебников, утверждённого приказом №___ от «___» _____201г.)

В.П.Дронов, Б.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе. «География России»: учебник для учащихся 8 - 9 классов (1 книга) обще­образовательных учреждений. М.: «Дрофа», 2006.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение географии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы и населения; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Структура рабочей программы по географии для 8 класса ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

Современный курс «География России» в 8 классе формирует базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всём её многообразии, уникальности, целостности и проблемности. В структуре географического образования этот курс занимает центральное положение и служит основой воспитания духовности, патриотизма, толерантности, ответственности, вносит вклад в воспитание экологической культуры.

Программа реализует модель изучения географии России на идеях комплексного географического страноведения и рассмотрения единой природно-социохозяйственной системы. Изучение географии России осуществляется на основе показа эволюции природных, социальных, экономических, экологических проблем и путей их решения с позиций общественно значимых ценностей. При изучении курса «География России» осуществлена попытка реализации взаимодействия интегративного подхода и принципов экологизации и гуманизации.

С целью воспитания патриотизма, любви к малой родине в программе отведены часы на краеведческий материал.

Изучение курса «География России» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении физической географии в 6-7 классах, а также при изучении курсов истории и биологии.



Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения географии в 8 классе ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  1. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, отраслей первичного сектора экономики, природно-хозяйственных зон и районов;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений территории России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации;

  2. составлять краткую географическую характеристику территории России на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.


Источники информации
1. Комплексный учебник 8-9 класс под редакцией авторов В.П. Дронова, И.И. Бариновой, В.Я. Рома, А.А. Лобжанидзе «География России», Москва, «Дрофа» 2006 год;

2. Атлас «Природа России», 8 класс, Москва «Дрофа»;

3. Атлас «Население и хозяйство России», 8 класс, Москва «Дрофа»;

4. Контурные карты «Природа России», 8 класс, Москва «Дрофа»;

5. Контурные карты «Население и хозяйство России», 8 класс, Москва «Дрофа».

6. О.В.Антушева. География России. Природа. Поурочные разработки. Волгоград.

7. География Мурманской области. Мурманское книжное издательство.

8. Касаткина Н.А. География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям. Волгоград. «Учитель».

9. Климанов В.В. География в цифрах. Москва. «Дрофа».

10. Климанов В.В. География в таблицах. Москва. «Дрофа».

11. Малиновская С.А. География 8 класс. Поурочные планы. Волгоград. «Учитель».

12. Электронный учебник «География Мурманской области».



13. Электронная энциклопедия «Арктика - мой дом».
Учебно-тематический план для 8-9 класса



Содержательные линии

8 класс

9 класс

Итого

1.Особенности географического положения России

11

-

11

2. Природа России

35

-

35

3. Население России

10

-

10

4. Хозяйство России

12

18

30

5. Регионы России

-

42

42

6. Россия в современном мире

-

4

4

7.География Мурманской области

2

4

6

Итого

70

68

138

Учебно-тематическое планирование 8 класс (70 часов)




Тема

Количество часов

Количество практических работ

1.

Особенности географического положения России


11

3

2.

Природа России

35

10

3.

Население России

10

3

4.

Хозяйство России

12

5

7.

География Мурманской области

2

1




Итого

70 часов

22

Календарно-тематическое планирование

урока


Дата проведения



Тема и содержание урока


Тип урока

Вид контроля

Д/З

план

факт

Раздел 1. Особенности географического положения России (11 часов).

Тема 1. Географическое положение России.

Границы России.

История освоения и изучения территории России.

1.







Географическое положение России. Территория и акватория.


изучение нового материала




П.1

2.







Государственная территория России.

комбинированный

индивидуальный опрос

П.2

3.







Особенности и виды географического положения России.

Практическая работа № 1.

Характеристика географического положения России.


комбинированный

Практическая работа

П.3

4.







Сравнение географического положения России и положения других государств.

Практическая работа № 2.

Сравнение географического положения России и других стран.


комбинированный

Практическая работа

П. 4

5.







Границы России. Государственные границы России, их виды.

комбинированный

индивидуальный опрос

П.5-7

6.







Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.

комбинированный

индивидуальный контроль

П.8

7.







Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Практическая работа № 3.

Определение поясного времени для разных городов России.


комбинированный

Практическая работа

П.9

8.







История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.

комбинированный

фронтальный опрос

П.10.

9.







Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны.

комбинированный

фронтальный опрос

П.11.

10.







Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.


комбинированный

индивидуальный опрос

П.11.

Повторить



11.







Федеральные округа.

обобщающий

тест

Реферат


Раздел 2. Природа России (35 часов).

Тема 2. Природные условия и ресурсы России.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.



12.







Природные условия и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов. Природный и экологический потенциал России.

изучение нового материала




П.12.

13.







Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России.

комбинированный

фронтальный опрос

П.12.

Повторить



14.







Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры.

комбинированный

индивидуальный опрос

П. 13.

15.







Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа.

комбинированный

фронтальный опрос

П. 14.

16.







Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления.

комбинированный

индивидуальный контроль

П. 15.

17.







Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере Мурманской области.

Практическая работа № 4.

Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.


обобщающий

Практическая работа

П.16.



Тема 3. Климат и климатические ресурсы России.


18.







Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс.

изучение нового материала




П.17.

19.







Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса.

Практическая работа № 5.

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.


комбинированный

Практическая работа

П.18.

20.







Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны.

Практическая работа № 6.

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.


комбинированный

Практическая работа

П.19.

21.







Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления.

Практическая работа № 7.

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.


комбинированный

Практическая работа

П.20-21.

22.







Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат мурманской области.

Практическая работа № 8.

Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.


обобщающий

Практическая работа

П.22.



Тема 4. Внутренние воды и водные ресурсы.



23.







Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы.

Практическая работа № 9.

Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.


комбинированный

Практическая работа

П.23.

24.







Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны.

комбинированный

индивидуальный опрос

П.23.

Повторить



25.







Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.

Практическая работа № 10.

Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.


комбинированный

Практическая работа

Составить характеристику реки

26.







Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Практическая работа №11.

Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.


комбинированный

Практическая работа

П.24.

27.







Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы Мурманской области.

обобщающий

Индивидуальный опрос

П.25.

Реферат



Тема 5. Почва и почвенные ресурсы.



28.







Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв

комбинированный



П.26.

29.







Почва – национальное богатство.

Почвенные ресурсы России.



комбинированный

фронтальный опрос

П.27.

30.







Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением.

комбинированный

Индивидуальный опрос

П.28.

31







Особенности почв Мурманской области Практическая работа № 12.

Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования






Практическая работа





Тема 6. Растительный и животный мир России. Биологические ресурсы.


32.







Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие.

изучение нового материала




П.29.

33.







Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.

комбинированный

индивидуальный опрос

П.30

34.







Растительный и животный мир Мурманской области.


комбинированный

Сообщения учащихся с презентациями




35







Практическая работа №13 Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.




Практическая работа






Тема 7. Природно-хозяйственное районирование.



36.







Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов.


комбинированный



П.31.

37







Практическая работа № 13.

Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.



урок практикум

Практическая работа




38.







Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр. Природные ресурсы зоны, их использование, экологические проблемы

комбинированный

фронтальный опрос

П. 33.

39.







Характеристика лесов. Природные ресурсы зоны, их использование, экологические проблемы


комбинированный

фронтальный опрос

П.34.

40.







Характеристика лесостепей и степей. Природные ресурсы зоны, их использование, экологические проблемы

комбинированный

групповой контроль

П.35.

41







Характеристика полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зоны, их использование, экологические проблемы

комбинированный

фронтальный опрос

П.35

42.







Заповедники.

комбинированный с элементами проекта

групповой контроль

Презентация

43.






Высотная поясность.

комбинированный

фронтальный опрос

П.36.

44.






Особо охраняемые природные территории.


обобщающий

групповой контроль

П.37.

45.






Памятники всемирного природного наследия.

комбинированный

индивидуальный контроль

Презентация

46







Памятники всемирного природного наследия.

комбинированный

индивидуальный контроль

Презентация


Раздел 3. Население России (10 часов).

Человеческий потенциал страны.

Половой и возрастной состав населения страны.

Народы и религии России.

Особенности расселения населения России.

Миграции населения России.

Трудовые ресурсы России.



47.






Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков.

Практическая работа № 14.

Анализ карт населения.


комбинированный

Практическая работа

П.38.

48.






Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.


комбинированный

индивидуальный опрос

П.38.

Повторить



49.






Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения.


комбинированный

самостоятельная работа

П.39.

50.






Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России.

Практическая работа № 15.

Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений


комбинированный

Практическая работа

П.40.

51.






Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.


комбинированный

индивидуальный опрос

П.41.

52.






Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.

Практическая работа № 16.

Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.


комбинированный

Практическая работа

П.42.

53.






Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.


комбинированный

фронтальный опрос

П.42.

Повторить



54.






Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.


комбинированный

индивидуальный контроль

П.43.

55.







Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны

комбинированный

индивидуальный контроль

П.44.

56.






Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определяющие



обобщающий

индивидуальный контроль

Реферат


Часть 4. Хозяйство России (12 часов).

Особенности развития хозяйства России.

Первичный сектор экономики.

Сельское хозяйство.

Лесное хозяйство.

Рыбное хозяйство.


57.







Предприятие – первичная основа хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий.

Практическая работа № 17.

Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.


изучение нового материала

Практическая работа

П.45.

58.







Отраслевая структура функциональная и территориальная структуры хозяйства, их особенности.

Практическая работа № 18.

Группировка отраслей по различным показателям.


комбинированный

Практическая работа

П.46.

59.







Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России.


комбинированный

фронтальный опрос

П.47.

60.







Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами.

Практическая работа № 19.

Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.


комбинированный

Практическая работа

П.48.

61.

.




Основные ресурсные базы.

Практическая работа № 20.

Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.


комбинированный

Практическая работа

П.49.

62.







Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля - главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура.

Практическая работа № 20.

Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.


практикум

Практическая работа

П.50.

63.







Земледелие и животноводство. География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство.


комбинированный

индивидуальный опрос

П.51-52.

64.







География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство.


комбинированный

индивидуальный опрос

Реферат

Презентация



65.







Российские леса – важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства.

Практическая работа № 21.

Определение по картам основных районов лесного хозяйства


практикум

Практическая работа

П.53.

66.







Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла.


комбинированный

фронтальный опрос

П.53.

Повторить



67.






Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны.

комбинированный

индивидуальный контроль

П.54.

68.






Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы.

обобщающий

индивидуальный контроль

П.55.


7.География Мурманской области (2 часа).


69.







Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения.

Практическая работа № 22.

Определение физико-географического положения Мурманской области


комбинированный

Практическая работа

Реферат

Презентация



70.







Характеристика населения области. Оценка природных ресурсов и их использования.


комбинированный с элементами проекта

выступление учащихся

Реферат

Презентация



скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по географии предмет 8-а класс параллель литер 2012-2013 учебный год конкретный учебный год
338.53kb.
Рабочая программа по географии предмет 8-а класс параллель литер 2011-2012 учебный год конкретный учебный год
347.73kb.
Рабочая программа по биологии предмет 10 11 а класс параллель литер 2012-2013 учебный год
341.94kb.
Матвийчук Георгия Владимировича, первая категория Ф. И. О., категория по географии, 5 класс предмет, класс и т п. 2012 2013 учебный год Общая характеристика учебного предмета рабочая программа
137.22kb.
Рабочая программа Учебный год 2012\2013 Учитель Никонова Таисия Изосимовна Предмет математика Класс 2
513.49kb.
Рабочая программа Учебный год 2012\2013 Учитель Никонова Таисия Изосимовна Предмет технология Класс 2
87.87kb.
Рабочая программа Учебный год 2012\2013 Учитель Никонова Таисия Изосимовна Предмет литературное чтение Класс 2
214.21kb.
Бабынина Татьяна Ивановна, первая квалификационная категория 2012-2013 учебный год пояснительная записка рабочая программа
304.03kb.
Рабочая программа по литературному чтению Учебный год 2012/ 2013 Учитель Фролова Наталья Анатольевна Предмет литературное чтение
452.87kb.
Рабочая программа по географии 8 9 классов на 2012 2013 учебный год Разработчик: Шиц И. В
460.8kb.
Рабочая программа по математике (модуль «Алгебра») на 2012 2013 учебный год. Предмет: алгебра 9 класс
331.49kb.
Бондаренко Светланы Николаевны высшая квалификационная категория по информатике и икт учебный предмет «Технология», 4 класс Система Л. В. Занкова 2011-2012 учебный год пояснительная записка рабочая программа
126.01kb.