Главная стр 1
скачать
Министерство образования и науки

Самарской области

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 26 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
Рассмотрено Согласовано Утверждаю

На заседании МО Заместитель директора Директор ГБОУ

учителей естественно- школы по УВР СОШ № 26 г. Сызрани

математического цикла ГБОУ СОШ № 26 г. Сызрани ___________ Т.С. Стягова

Протокол № 1 __________Шалютина Н.А. Приказ № 486

от «28» августа 2013 г. «28» августа 2013 г. от «28» августа 2013 г.




Рабочая программа

по географии

8 класс
2013-2014 уч. год
Составлена на основе:

Программы общеобразовательных учреждений. «География России. 8-9классы» (А.А. Летягин, И.В. Дущина, и др.-М.: Вента – Граф, 2008)

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

Москва. Издательский центр «Вента-Граф». 2011 г.

Составил рабочую программу:

О.В. Барышева


г. Сызрань, 2013 год



Пояснительная записка.

География России. 8 класс. 68ч.
В настоящее время в школе существует два подхода к изучению курса «География России». Первый – традиционный, предусматривающий изучение в 8 классе курса «География России. Природа», а в 9 классе курса «География России. Население и хозяйство».

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает блок основного общего образования в средней школе.


Главная цель данного курса – формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.
Основные задачи курса:


  • сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;

  • сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления»

  • показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;

  • вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;

  • развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

  • создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

Программа предусматривает интеграцию с предметами естественного цикла (физикой, химией, биологией, экологией), основами безопасности жизнедеятельности и обществознанием.


Программа рассчитана на 68 часов и включает в себя следующие разделы и темы:
Введение. 3часа.
Раздел 1. Природа. 42часа.
Тема: Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы. 7часов.

Тема: Климат и агроклиматические ресурсы. 6часов.

Тема: Внутренние воды и водные ресурсы. 7часов.

Тема: Почва и почвенные ресурсы. 6часов.

Тема: Растительный и животный мир. 6 часов.

Тема: Природное районирование. 10 часов.

Раздел 2. Крупные природные районы: Восточно-Европейская равнина, Северный Кавказ, Урал, Западная Сибирь, Дальний Восток. 20 часов.

Тема: Природа регионов России.


Раздел 3. Человек и природа. 3 часа.
Проектная деятельность – 13 часов.

Темы проектов:



  1. Антропогенное воздействие на природные комплексы.

  2. Экологическая ситуация в Самарской области.

Для реализации учебной программы используются различные формы (урок, домашняя, практическая работа, экскурсия, дополнительные занятия, консультации) и методы (словесный, наглядный, практический, метод проектов), технологии обучения (информационно – коммуникативные).


Выбор учебно–методического комплекта для реализации учебной программы сделан на основании методического обеспечения учебного плана школы.


Календарно – тематическое планирование.

п/п


урока


дата

Тема урока

Планируемые результаты


Форма проведения


Домашнее задание


1.

2.



3.

4.

5.


6.
7.

8.

9.



10.

1.

2.



3.

1.

2.


3.
4.

5.

6.



7.





Введение. 3 часа.

Что изучает география России. Россия на карте мира. П/р№1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

Различия во времени на территории России. Часовые пояса. П/р №2. Определение поясного времени для разных пунктов России.

Формирование, освоение и изучение территории России. Современные географические исследования.


Раздел 1. Природа. 42 часа.
Тема: Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы. 7 ч.

Геологическое летоисчисление. Основные тектонические структуры. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы.

Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования.

Развитие форм рельефа под влиянием внутренних внешних процессов.

П/р№3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Движения земной коры. Современные рельефообразующие процессы. И опасные природные явления.

Проявление основных закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Итоговый урок по теме «Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы».



Должны знать ГП России, Давать характеристику, сформировать понятие о часовых поясах, понятия местное, поясное, летнее, декретное время.


Учащиеся должны уметь называть основные геологические эры, структуры земной коры, знать и уметь показывать на карте сейсмически активные зоны, уметь объяснять движения земной коры, рельефообразующие процессы; объяснять образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения полезных ископаемых.

Урок изучения нового материала.


Практическая работа с картой.
Комбинированный урок.
Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок.

Практическая работа.


Комбинированный урок.
Работа с учебником, картой.

Итоговый урок.



С.5-20


С.20-23

С.24-29


С.32-40

С.40-45
С.46-49


Записи в тетради
С.49-52

Записи в тетради.


Записи в тетради

География России. Природа. 8 класс.

11.
12.

13.
14.

15.
16.

17.
18.

19.
20.


21.


22.

23.

24.
25.

26.

27.

28.



29.

30.
31.

32.
33.

34.


35.

36.


37.

38.


39.
40.
41.
42.

43.
44.


45.

46.
47.

48.
49.
50.
51.
52.
53.

54.


55.
56.

57.


58.

59.


60.
61.

62.


63.

64.


65.

66.
67.


68.

1.
2.

3.
4.

5.
6.

1.
2.

3.
4.


5.

6.



7.

1.
2.

3.

4.

5.


6.

1.


2.

3.
4.

5.

6.


1.

2.


3.

4.
5.


6.
7.

8.
9.


10.

1.
2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.

10.


11.

12.


13.

14.


15.
16.

17.


18.

19.


20.

1.
2.


3.




Тема: Климат и агроклиматические ресурсы. 6 ч.

Климатообразующие факторы. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны.

П/р№4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны.

Климатические пояса и типы климата. Климат и человек.

Синоптическая карта, прогноз погоды. Их значение.

П/р№5. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. П/р№6. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Агроклиматическая карта. Агроклиматические ресурсы своего региона.

Зачет по теме «Климат и агроклиматические ресурсы».


Тема: Внутренние воды и водные ресурсы. 7ч.

Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны.

П/р№7. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

П/р№8. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод и суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны, их зависимости от рельефа и климата.

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Неравномерность распределения водных ресурсов. Искусственные водоемы. П/р№9. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Использование вод, пути сохранения их качества и объема.

Итоговый урок по теме: «Внутренние воды и водные ресурсы».


Тема: Почва и почвенные ресурсы. 6 ч.

Образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии.

Закономерности распространения почв.

П/р№10. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

Почвенные ресурсы России, карта мелиорации земель.

Изменение почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Особенности почв своего региона и своей местности. Их состояние.

Итоговый урок по теме: «Почва и почвенные ресурсы».
Тема: Растительный и животный мир. 6 ч.

Биологические ресурсы. Растительный покров России. Карта растительности. Животный мир.

Биологические ресурсы, их рациональное использование.

Растительный и животный мир своего региона, своей местности.

П/р №11. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Особо охраняемые природные территории.

Итоговый урок по теме: «Растительный и животный мир».
Тема: Природное районирование. 10ч. Проектная деятельность. 10ч.

Психолого-организационный урок.

Формирование природных комплексов – результат длительного развития географической оболочки Земли. Природные комплексы: их естественное состояние и изменение, в результате деятельности человека.

Сбор информации к проекту.

Природная зона. Как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов.

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь.

Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники.

Сбор информации.

Высотная поясность. Зависимость природных комплексов от рельефа и высоты места.

Природная зона своей местности, ее экологические проблемы. Сбор информации.

Защита проекта: «Антропогенное воздействие на природные комплексы».

Раздел 2. Крупные природные районы: Восточно-Европейская равнина, Северный Кавказ, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. 20 часов.

Тема: Природа регионов России.

Восточно –Европейская равнина. Географическое положение.

Природные комплексы и природно–ресурсный потенциал.

Памятники природы. Проблемы рационального использования природных ресурсов.

Северный Кавказ. Географическое положение. Полезные ископаемые.

Природные комплексы Северного Кавказа, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Урал. Особенности географического положения и его влияние на природу Урала.

Различия природы Предуралья и Зауралья, Северного, Среднего и Южного Урала.

Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.

Западно-Сибирская равнина. Особенности ГП.

Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения.

Восточная Сибирь. Специфика природы Средней Сибири, Северо-Востока Сибири и пояса гор Южной Сибири. Суровость природы территории.

Крупнейшие реки России.

Жемчужина Сибири – Байкал.

Природно-ресурсный потенциал территории.

Дальний Восток. Особенности рельефа и геологическое строение территории.

П/р№12. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека.

Причины своеобразия природных зон территории.

П/р№13. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории страны. Выделение внутри них более мелких составных частей на основе ярких, специфических черт их географического положения, природы, природных ресурсов и условий их освоения экологических проблем. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.

Природно-ресурсный потенциал. Природные уникумы.

Итоговый урок по теме: «Природа регионов России».
Раздел 3. Человек и природа. 3ч. Проектная деятельность. 3 ч.

Психолого-организационный урок. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Сбор информации. П/р№14. Оценка экологической ситуации одного из регионов России (по выбору) с помощью данных разных источников географической информации и материалов периодической печати.

Защита проекта «Экологическая ситуация в Самарской области».



Должны знать климатообразующие факторы, радиационный баланс, атмосферный фронт, циклон, антициклон, типы воздушных масс,

Знать о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека, знать как составляют прогноз погоды.

Интеграция с биологией, экологией, ОБЖ.

Должны знать и уметь показать на карте внутренние воды России, знать о влиянии деятельности человека на внутренние воды и причины их загрязнения, водные ресурсы России.


Интеграция с биологией, экологией.
Знать распределение рек по бассейнам океанов.
Знать внутренние воды Самарской области.

Уметь называть зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах.

Уметь описывать почвообразовательные процессы.

Знать почвы своего района.



Интеграция с биологией, экологией.

Должны знать биологические ресурсы своей страны, своей области.



Интеграция с биологией, экологией.
Уметь объяснять особенности растительного и животного мира природных зон.

Должны знать и уметь показать на карте крупные природные районы и причины их выделения специфические черты их природы;

экологические проблемы;

Особенности природы с точки зрения условной работы и быта человека.


Интеграция с биологией, экологией.

Должны знать и уметь показать на карте крупные природные районы, их коренные отличия, уметь давать общую характеристику им.

Экологические проблемы этих регионов, причины их возникновения.

Должны уметь оценивать природно-ресурсный потенциал страны.

Учащиеся должны уметь объяснять причины своеобразия природных зон регионов России.
Интеграция с биологией, экологией.

Учащиеся должны знать влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

Влияние деятельности человека на экологическое равновесие.

Интеграция с биологией, экологией, ОБЖ.

Урок изучения нового материала.

Практическая работа.
Комбинированный урок.
Практическая работа.

Комбинированный урок.


Зачет.

Урок изучения нового материала.


Практическая работа.
Комбинированный урок.
Практическая работа.
Комбинированный урок.

Практическая работа.


Работа с картой.
Зачет.

Урок изучения нового материала.

Практическая работа.
Комбинированный урок.
Комбинированный урок.

Зачет.


Урок изучения нового материала.

Комбинированный урок.


Практическая работа.
Комбинированный урок.

Зачет.


Лекция.

Урок изучения нового материала.

Комбинированный урок.

Сбор информации.

Комбинированный урок.

Комбинированный урок.

Комбинированный урок.

Сбор информации.

Работа с картой.
Работа с дополнительной литературой.

Защита проекта.

Урок изучения нового материала.

Комбинированный урок.

Работа с учебником, картой.

Комбинированный урок.


Работа с картой, учебником.
Комбинированный урок.

Комбинированный урок.

Комбинированный урок.

Работа с учебником картой.

Работа с учебником, дополнительной литературой, картой.

Практическая работа.


Комбинированный урок.

Практическая работа.


Комбинированный урок.

Зачет.

Лекция.

Комбинированный урок.

Практическая работа.


Защита проекта.


С.55-59
Записи в тетради


С.60-67
Записи в тетради


С.68-71
Записи в тетради

С.72-78
Записи в тетради.

С.78-82
Записи в тетради

С.83-87

Записи в тетради


Записи в тетради
С.88-92
С.92-95

Записи в тетради

С.95-97

С.97-99



Записи в тетради
С.101-107
С.107-110

Записи в тетради

Записи в тетради
С.110-115

Записи в тетради

Записи в тетради

С.118-123


Записи в тетради

С.123-126


С.126-129
С.129-137
Зап. в тетр.

С.137-142


Записи в тетради
Записи в тетради

С.143-149


С.150-152

С.152-1161


С.162-169
С.169-172
С.173-177
С.178-183
С.183-188

С.189-195

С.195-199
С.200-216
Записи в тетради

С.216-220

С.220-225

С.226-228


Записи в тетради

С.229-237

Записи в тетради

С.237-241

Записи в тетради

С.244-249


С.250-267


Перечень практических работ по географии.

8 класс.


  1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

  2. Определение поясного времени для разных пунктов России.

  3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

  4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны.

  5. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

  6. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

  7. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

  8. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод и суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны, их зависимости от рельефа и климата.

  9. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

  10. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

  11. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

  12. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека.

  13. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории страны. Выделение внутри них более мелких составных частей на основе ярких, специфических черт их географического положения, природы, природных ресурсов и условий их освоения экологических проблем. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.

  14. Оценка экологической ситуации одного из регионов России (по выбору) с помощью данных разных источников географической информации и материалов периодической печати.



Перечень учебно-методических средств обучения.

  1. Атлас для 8 класса. М.: Дрофа, 2013.

  2. Программа общеобразовательных учреждений. «География России. 8-9классы» (А.А. Летягин, И.В. Дущина, и др.-М.:Вента – Граф, 2008)

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

Москва. Издательский центр «Вента-Граф». 2011 г.



  1. И. И. Баринова География Природа России. 8 класс. Учебник. – М.: Дрофа, 2010.

  2. И.М. Чередов. Формы учебной работы в средней школе.

  3. В.И. Сиротин. Самостоятельные и практические работы по географии (6-9 класс). – М.: Просвещение, 1991.

  4. Э Гирчис. «Дорогами дружбы» - М.: Детская литература, 1998.

  5. Сто народов – сто языков (этнографические очерки). – М.: Просвещение, 1992.

  6. Школьные олимпиады (под редакцией О.А. Климановой, А.С. Наумова).

География 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2003.

  1. Задачи по географии. Под ред. А.С. Наумова. – М.: МИРОС, 1993.

  2. Журналы «География в школе». 1993 – 2013 гг.

  3. http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=28

  4. school-collection.edu.ru/collection/

  5. tsput.ru/content/structure/faculties/il/ssilki.php

  6. school-134.ru/teacher_geo.htm

  7. http://valsoch1.ucoz.ru/index/ehlektronnye_obrazovatelnye_resursy/0-34

  8. http: //www.gao.spb.ru/russian

  9. http: //www.fmm.ru

  10. http: //www.mchs.gov.ru

  11. http: //www.national-geographic.ru

  12. http: //www.nature.com

  13. http: //www.ocean.ru

  14. http: //www.pogoda.ru

  15. http: //www.sgm.ru/rus

  16. http: //www.unknowplanet.ru

  17. http: //www.weather.com


скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по географии 8 класс 2013-2014 уч год Составлена на основе: Программы общеобразовательных учреждений. «География России. 8-9классы»
220.28kb.
Рабочая программа по географии 9 класс 2012-2013 уч год Составлена на основе: Программы общеобразовательных учреждений. «География России. 8-9классы»
290.8kb.
Рабочая программа по географии 7 класс 2013-2014 уч год Составлена на основе: Программы общеобразовательных учреждений. «Материки, океаны, народы и страны»
314.47kb.
Рабочая программа география Класс 11абв учебный год 2013-2014
314.29kb.
Рабочая программа по географии 11 класс, общеобразовательный уровень Год разработки 2013 Срок реализации программы
284.42kb.
Физика. 11 класс
30.81kb.
Рабочая программа по черчению в 8 классе Учитель: Пикулева О. А. 2013-2014 учебный год
193.7kb.
Рабочая программа составлена на основании: стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г
232.54kb.
Рабочая программа для общеобразовательных учреждений по литературе (8 класс) составлена на основе «Программы для общеобразовательных учреждений Литература 5 11 классы»
263.76kb.
Рабочая программа по географии 10 класс 2013-2014 уч год Составлена на основе: Программы по географии «Население мира 10-11 классы»
148.69kb.
Рабочая программа по географии 6 класс 2013-2014 уч год Составлена на основе
408.92kb.
Рабочая программа учебного предмета «геометрия» 8 класс. 2013 2014 учебный год
193.1kb.