Главная стр 1
скачать
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Богородская средняя общеобразовательная школа




«Согласовано»

Руководитель ШМО

________/Королева А.Е/

Протокол №___ от «__»________2012г.



«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ Богородской СОШ

_________/Баринова А.Н./

«__»________2012г.



«Утверждена»

директор МБОУ

Богородской СОШ

«__»________2012г.№__




Рабочая программа

по информатике в 10-11 классах

«Информационные системы и модели»
Учитель информатики:

Романова Е.В.,

II квалификационная категория

Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол

12 от «28» августа 2012г.




2012-2013 уч.год

Пояснительная записка.
Учебный курс «Информационные системы и модели» предназначен для изучения в старших классах. Курс является элективным.

Курс «Информационные системы и модели» является преемственным по отношению к базовому курсу информатики и ИКТ, обеспечивающему требования образовательного стандарта для основной школы. При планировании и создании курса учитывается, что раздел «Информационные системы и модели» становится одним из ведущих в изучении информатики на старшей ступени школы.

В ходе изучения курса будут расширены знания обучающихся в тех предметных областях, на которых базируется изучаемые системы и модели, что позволяет максимально реализовать межпредметные связи, послужит средством профессиональной ориентации и будет служить целям обучения на старшей ступени школы.

Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом, включающем в себя учебное пособие для учащихся, компьютерный практикум и методическое пособие для учителя.


Содержание обучения
Среди многочисленных приложений современной информатики и информационных технологий в данном учебном курсе выделяются два:

  • информационные системы.

  • компьютерное математическое моделирование.

Поэтому курс состоит из двух частей, соответствующих двум главам учебника.
Часть 1. Моделирование и разработка информационных систем.
Данный раздел курса углубляет содержательные линии моделирования и информационных технологий в школьной информатике. База данных – ядро любой информационной системы – рассматривается в качестве информационной модели соответствующей предметной области. Содержание обучения отталкивается от проблем, которые требуется решить.

Первая проблема – адекватное информационное отражение в базе данных реальной системы. В связи с этим рассматриваются основные этапы проектирования базы данных: системный анализ предметной области, построение инфологической модели, ее реализация в виде модели данных реляционного типа.

Вторая проблема – создание приложений, которые в совокупности с базой данных составляют информационно-справочную систему. Здесь внимание уделяется анализу потребностей пользователя, созданию гибкой и полной системы приложения (запросов, форм, отчетов), организации дружественного пользовательского интерфейса.

В конце раздела осваиваются элементы программирования и приложений на языке Basic.


Часть 2. Компьютерное математическое моделирование.
Данный раздел также углубляет содержательную линию моделирования в курсе информатики. В нем изучается математическое моделирование в его компьютерной реализации при максимальном использовании межпредметных связей информатики и универсальной методологии моделирования. Овладение основами компьютерного математического моделирования позволит учащимся углубить научное мировоззрение, развить творческие способности, а также поможет в выборе будущей профессии. Данный раздел является преемственным по отношению к первому разделу, в котором речь идет об информационном моделировании, но с позиций представления информации, в то время как второй раздел посвящен в основном ее математической обработке.

В ходе изучения раздела будут расширены математические знания и навыки учащихся. В частности, будут рассмотрены некоторые задачи оптимизации, элементы математической статистики и моделирования случайных процессов.



Формы организации занятий – сочетание лекционных занятий с выполнением лабораторных работ по созданию баз данных, приложений, реализации компьютерных математических моделей. Используется метод проектов, позволяющий в максимальной мере развить навыки самостоятельной и исследовательской работы. Рекомендуется использовать написание рефератов по современным методам и средствам разработки информационных систем, по моделированию в наиболее актуальных разделах науки, по которым проведение практических занятий нецелесообразно на данном этапе обучения.

На лекционных и практических занятиях используется как объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, так и частично-поисковые методы (в зависимости от учебного материала). При самостоятельном решении задач на лаборатоных работах в основном используется поисковый метод. В процессе выполнения практических заданий по обоим разделам курса учащиеся разовьют навыки работы с современными средствами информационных технологий: табличным процессором, реляционной СУБД, познакомятся с элементами офисного программирования.

Составной частью курса является подготовка реферата по одной из проблем, затронутых в курсе, а также выполнение и защита проекта. При подборе материалов для реферата учащимся рекомендуется использование ресурсов Интернет, для его оформления потребуется работа с текстовым процессором Word и иными средствами пакетаMS Office. Защиту проекта рекомендуется проводить с использованием презентации, созданной средствами PowerPoint.

Тематический план раздела

«Моделирование и разработка информационных систем» (35 часов)



Название

Кол-во часов

всего

теория

практика



Информационные системы и системология

9

5

4



Реляционная модель данных и реляционная база данных

14

8

6



Базы данных на электронных таблицах

6

4

2



Программирование приложений

5

3

2



Итоговое занятие

1

1





Требования к уровню подготовки

По окончанию курса данного раздела обучающиеся должны:



знать:

  • назначение и состав информационных систем;

  • этапы создания компьютерной информационной системы;

  • основные понятия системологии: система, структура, системный эффект;

  • в чем состоит задача системного анализа;

  • существующие разновидности моделей систем;

  • что такое графы;

  • какие системы называют иерархическими;

  • основные свойства дерева – структурной модели иерархической системы;

  • что такое база данных (БД), классификация БД;

  • структуру реляционной базы данных;

  • что такое СУБД;

  • способ описания данных в СУБД с помощью конструктора;

  • как организуются связи в многотабличной базе данных;

  • что такое глобальная схема данных;

  • какие существуют типы запросов к БД;

  • какова структура команды запроса на выборку;

  • способы сортировки данных;

  • какими возможностями для работы с базами данных обладает MS Excel;

уметь:

  • осуществлять анализ систем с целью построения моделей разных типов;

  • строить граф-модели систем с иерархической и сетевой структурой;

  • проектировать несложную информационно-справочную систему;

  • проектировать многотабличную базу данных;

  • ориентироваться в среде СУБД MS Access;

  • создавать структуру базы данных и заполнять ее данными;

  • осуществлять в MS Access запросы на выборку с использованием конструктора запросов;

  • работать с формами.

Поурочное планирование изучения раздела

«Моделирование и разработка информационных систем» (35 ч.)




Тема урока

Виды учебной деятельности

Дата проведения

план

факт



Введение. Понятие информационной системы. Этапы разработки информационных систем.

Лекция. Распределение тем рефератов по разделу 1.2









Основы системологии: понятия системы, структуры, системный эффект.

Лекция. Теоретическое решение задач.









Модели систем: модель чёрного ящика; модель состава системы.

Лекция. Выполнение лабораторной работы № 1









Модели систем: структурная модель. Графы (сети).

Лекция. Завершение выполнения лабораторной работы № 1









Иерархические структуры и деревья.

Лекция. Выполнение лабораторной работы № 2









Построение структурной модели системы.

Завершение выполнения лабораторной работы № 2









Практикум на построение семантической сети.

Выполнение лабораторной работы № 3









Инфологическая модель предметной области.

Лекция. Выполнение лабораторной работы № 4









Итоговое занятие.

Защита рефератов.









Понятие базы данных и СУБД

Лекция. Распределение тем рефератов по разделу 1.2









Нормализация данных.

Лекция. Решение задач.









СУБД MS Access

Выполнение лабораторной работы № 1









Создание базы данных.

Лекция. Выполнение лабораторной работы № 2, задание 1.









Запросы на выборку. Использование конструктора запросов.

Лекция. Выполнение лабораторной работы № 2, задание 2.









Практикум на работу с запросами

Выполнение лабораторной работы № 3









Логические выражения. Сложные запросы на выборку.

Лекция. Решение теоретических задач.









Практикум на реализацию сложных запросов.

Выполнение лабораторной работы № 4









Глобальная модель данных информационной системы.

Лекция. Решение теоретических задач.









Подсхемы и приложения.

Лекция. Выполнение лабораторной работы № 5.









Практикум по разработке индивидуального проекта.

Лабораторной работы № 6.









Итоговые запросы и отчёты.

Лекция. Выполнение лабораторной работы № 7, задание 1.









Практикум по разработке индивидуального проекта.

Лекция. Выполнение лабораторной работы № 7, задание 2.









Итоговое занятие.

Защита проектов и рефератов.









Электронные таблицы. MS Excel (повторение).

Лекция. Решение задач.









Базы данных (списки) в MS Excel. Правила создания.

Лекция. Выполнение лабораторной работы № 1, задание 1.









Манипулирование данными в списках: выборка и сортировка.

Лекция. Выполнение лабораторной работы № 1, задание 2,3.









Практикум по манипулированию данными в списках.

Выполнение лабораторной работы № 2, задание 1,2.









Сводные таблицы.

Лекция. Выполнение лабораторной работы № 2, задание 3.









Практикум по работе со сводными таблицами.

Выполнение лабораторной работы № 3.









Понятие о макросе. Программная реализация макроса на VBA.

Лекция. Выполнение лабораторной работы № 1, задание 1.









Структура программы на VBA . Объекты VBA. Свойства, методы, события.

Лекция. Выполнение лабораторной работы № 1, задание 2.









Создание диалогового окна (пользовательской формы).

Выполнение лабораторной работы № 2, задание 1.









Программирование на VBA.

Лекция. Выполнение лабораторной работы № 2, задание 2.









Программирование на VBA.

Выполнение лабораторной работы № 3.









Итоговое занятие.











Тематический план раздела

«Компьютерное математическое моделирование» (35 часов)



Название

Кол-во часов

всего

теория

практика



Введение в технологию компьютерного математического моделирования

3

3

-



Инструментарий компьютерного математического моделирования

6

4

2



Моделирование процессов оптимального планирования

20

15

5



Компьютерное имитационное моделирование

6

5

1


Требования к уровню подготовки

По окончанию курса данного раздела обучающиеся должны:



знать:

  • содержание понятий «модель», «информационная модель», «компьютерная математическая модель»;

  • виды абстрактных (информационных) моделей;

  • этапы компьютерного математического моделирования, их содержание;

  • цели математического моделирования;

  • требования, предъявляемые к компьютерным математическим моделям;

  • возможности табличного процессора Excel в реализации математического моделирования;

  • графические возможности ТП Excel;

уметь:

  • приводить примеры, иллюстрирующие понятия «модель», «информационная модель», компьютерная математическая модель»;

  • приводить примеры содержательных задач, при решении которых применяются компьютерные математические модели, и при этом преследуются разные цели моделирования;

  • применять схему компьютерного эксперимента при решении содержательных задач, где возникает потребность в компьютерном математическом моделировании;

  • приводить примеры задач разных классов при классификации моделей по целям моделирования;

  • строить модели изучаемых процессов;

  • пользоваться возможностями ТП Excel для проведения несложных математических расчетов и иллюстрирования результатов математического моделирования графиками и столбчатыми диаграммами;

  • пользоваться средством «Поиск решения» ТП Excel для решения задач линейного и нелинейного программирования.



Поурочное планирование изучения раздела

«Компьютерное математическое моделирование» (35 ч.)



Тема урока

Виды учебной деятельности

Дата проведения

план

факт



Основные понятия и принципы моделирования. Моделирование и компьютеры.

Лекция. Распределение тем рефератов по разделу «Введение в моделирование».









Компьютерное математическое моделирование, его этапы

Лекция.









Введение в моделирование.

Защита рефератов.









Инструментарий компьютерного математического моделирования. Решение математических задач с помощью ТП Excel.

Лекция. Распределение тем рефератов по разделу «Инструментарий компьютерного матем. моделирования».









Решение математических задач с помощью ТП Excel.

Практическое занятие. Начало выполнения лабораторной работы № 1









Построение графиков зависимостей между величинами в ТП Excel.

Лекция. Продолжение выполнения лабораторной работы № 1









Система математических расчётов MathCAD

Лекция.









Система математических расчётов MathCAD

Завершение выполнения лабораторной работы № 1.









Инструментарий компьютерного математического моделирования.

Защита рефератов.









Постановка задач оптимального планирования. Линейное программирование – введение.

Лекция. Распределение тем рефератов по разделу «Оптимальное планирование».









Общая формулировка и существование решения задач линейного программирования.

Лекция.









Геометрическое решение задач линейного программирования.

Начало выполнения лабораторной работы № 2 (задание 1).









Симплекс-метод.

Лекция.









Симплекс-метод.

Решение задач (в «бес-компьютерном» варианте)









Алгоритмическая реализация симплекс-метода

Лекция.









Алгоритмическая реализация симплекс-метода

Практическое занятие (разбор и трассировка алгоритма симплекс-метода).









Алгоритмическая реализация симплекс-метода

Продолжение выполнения лабораторной работы № 2 (задание 2).









Понятие о нелинейном программировании

Лекция.









Оптимальное планирование.

Защита рефератов.









Использование средства «Поиск решения» табличного процессора Excel для решения задач линейного и нелинейного программирования.

Лекция.









Использование средства «Поиск решения» табличного процессора Excel для решения задач линейного и нелинейного программирования.

Продолжение выполнения лабораторной работы № 2 (задание 3).









Использование системы MathCAD для решения задач линейного и нелинейного программирования.

Продолжение выполнения лабораторной работы № 2 (задание 4).









Программная реализация симплекс-метода в VBA.

Лекция. Практическое занятие по трассировке алгоритма.









Решение задач линейного программирования в VBA.

Завершение выполнения лабораторной работы № 2 (задание 4).









Динамическое программирование.

Лекция.









Алгоритмическая реализация метода динамического программирования.

Лекция. Практическое занятие (разбор и трассировка алгоритма).









Решение задач динамического программирования.

Начало выполнения лабораторной работы № 3 (задание 1).









Реализация алгоритма динамического программирования в VBA. Решение задач динамического программирования.

Лекция. Завершение выполнения лабораторной работы № 3 (задание 2).









Понятие о моделях многокритериальной оптимизации

Лекция.









Принципы имитационного моделирования. Введение в математический аппарат имитационного моделирования.

Лекция. Распределение тем рефератов по теме «Компьютерное имитационное моделирование».









Введение в математический аппарат имитационного моделирования. Случайные числа и их распределение.

Лекция. Решение задач.









Пример моделирования системы массового обслуживания с помощью VBA.

Лекция. Решение задач.









Моделирование системы массового обслуживания с помощью VBA.

Выполнение лабораторной работы № 3 (задание 1).









Моделирование системы массового обслуживания с помощью VBA.

Выполнение лабораторной работы № 3 (задание 2).









Зачётное занятие.

Защита рефератов по теме «Компьютерное имитационное моделирование». Подведение итогов курса.






Учебная литература



  1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информационные системы и модели. Элективный курс: Учебное пособие – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информационные системы и модели. Элективный курс: Методическое пособие – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  3. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информационные системы и модели. Элективный курс: Практикум – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по информатике в 10-11 классах «Информационные системы и модели»
227.98kb.
Рабочая программа элективного учебного предмета Информационные системы и модели 10 класс Учитель: С. Р. Кононова Тутаев 2009 Пояснительная записка Учебный курс «Информационные системы и модели»
92.37kb.
Рабочая программа по элективному курсу «Информационные системы и модели» для 10-11 классов
494.3kb.
Рабочая программа по элективному курсу «Информационные системы и модели»
305.15kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Информационные системы в профессиональной деятельности для специальности
178.62kb.
Рабочая программа производственной практики 230401. 51 Информационные системы (по отраслям) Программа подготовки
388kb.
Учебное пособие для учащихся, компьютерный практикум и методическое пособие для учителя
174.72kb.
Рабочая программа по информатике в 8 классах «Информатика и икт»
141.73kb.
Рабочая программа по математике на 2010-2015гг срок обучения в 5 6 классах
210.33kb.
Рабочая программа по математике на 2010-2015гг срок обучения в 5-9 классах
247.54kb.
Рабочая программа преддипломной практики
402.13kb.
Рабочая программа по информатике и икт для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного (общего) образования по информатике и икт
66.24kb.