Главная стр 1
скачать


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7
«УТВЕРЖДАЮ»

________________________

(Л.А.Склярова, директор школы)

«___»__________20___г.


Рабочая программа по
Информатике и ИКТ

(учебный предмет)

6 А, Б, В

(классы)

2010 – 2011 учебный год

(сроки реализации)

учитель



Обсуждена и согласована на

методическом объединении

Протокол №________ от

«___»__________20___г.

Принята на методическом совете

Протокол №__________ от

«___»___________20___г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ (6 класс) составлена на основе авторской программы Л.Л.Босовой «Информатика и ИКТ. 6 класс», опубликованной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н.Бородин. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 448с.)

В соответствии с учебным планом школы (принят на педагогическом совете от 30.08.2010, протокол №1; утвержден приказом директора МОУ СОШ №7 от 30.08.2010 №63) рабочая программа по Информатике и ИКТ в 6 классе рассчитана на 34 часа в год (1ч в неделю), в том числе

- на практические контрольные работы – 3ч

- практические работы – 16 ч.
Учебно-методический комплект:


  • Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса/ Л.Л.Босова. – – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 208 с.: ил.

  • Босова Л.Л. Преподавание информатики в 5 – 7 классах / Л.Л.Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 342 с. : ил.

  • CD-диск. Л.Л.Босова. Информатика. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  • комплект цифровых образовательных ресурсов.


Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-20 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут.

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме выполнения практической контрольной работы, тестирования.
Цели

Изучение информатики и ИКТ в 6 классе школе направлено на достижение следующих целей:


  • формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;

  • формирование у учащихся умений и навыков информационно – учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных зада и саморазвития;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения информатики и информационных технологий в 8 классе ученик должен



знать/понимать

  • понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;

  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

  • различать необходимые и достаточные условия;

  • иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;

  • иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;

  • иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;

  • иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.


уметь

  • уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;

  • уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;

  • определять назначение файла по его расширению;

  • выполнять основные операции с файлами;

  • уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;

  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;

  • создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;



Содержание учебного предмета

Компьютер и информация (11 часов)

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки. Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Двоичное кодирование числовой информации. Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Тексты в памяти компьютера. Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовом процессоре. Растровое кодирование графической информации. Векторное кодирование графической информации. Единицы измерения информации.



Практические работы:

Практическая работа №1. Работаем с файлами и папками.

Практическая работа №2. Знакомимся с текстовым редактором

Практическая работа №3 Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи. Практическая работа №4. Нумерованные списки.

Практическая работа №5. Маркированные списки
Человек и информация (12 часов)

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Структурирование и визуализация информации. Содержание и объем понятия. Отношения тождества, пересечения и подчинения. Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.


Практические работы:

Практическая работа №6 Создаем таблицы

Практическая работа №7 Размещаем текст и графику в таблице

Практическая работа №8 Строим диаграммы.

Практическая работа №9 Изучаем графический редактор Paint

Практическая работа №10 Планируем работу в графическом редакторе

Практическая работа №11 Знакомимся с векторной графикой
Алгоритмы и исполнители (11 часов)

Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас. Логическая игра. Формы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Циклические алгоритмы.


Практические работы:

Практическая работа №12. Рисунок на свободную тему.

Практическая работа №13. Создаем презентацию «Часы»

Практическая работа №14. Создаем презентацию «Времена года»

Практическая работа №15. Создаем презентацию «Скакалочка»

Практическая работа №16. Создаем слайд-шоу



Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства


  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

  • Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.


Программные средства

  • Операционная система.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.


Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Информатика и ИКТ» 6 класс

п/п

урока

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

ЦОР

Д/З

Дата

Компьютер и информация (11 часов)

1

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов



Компьютер – универсальная машина для работы с информацией.

знать/понимать

Правила техники безопасности в кабинете информатики

Понятия: информатика, информация, данные



Плакаты: «Техника безопасности», «Компьютер и информация»;

презентации: «Техника безопасности», «История вычислительной техники».



стр 9 – 10 §1.1.

отв на вопр стр.10






2

Файлы и папки.

Практическая работа №1. Работаем с файлами и папками.



Файлы и папки.


знать/понимать

Понятия: файл, папка

Правила ТБ при работе на компьютере

уметь

Определять тип файла по его расширению

Открывать и закрывать папки и файлы

Упорядочивать содержимое папки

Создавать папки и файлы


Плакат «Как хранят информацию в компьютере»; презентация «Файлы и папки»

стр 11-15 §1.2

отв на вопр стр 15






3

Информация в памяти компьютера. Системы счисления.

Практическая работа №2. Знакомимся с текстовым редактором. (задание 1)



Информация в памяти компьютера. Системы счисления.

знать/понимать

Понятия: система счисления, позиционная система счисления



уметь


Плакат «Цифровые данные»; презентации: «История счета и систем счисления», «Цифровые данные» (часть 1); файл Ошибка.doc

стр 16-17 §1.3 (введение)




4

Двоичное кодирование числовой информации. Практическая работа №2. Знакомимся с текстовым редактором. (задание 2)

Двоичное кодирование числовой информации.

уметь

Переводить числа из десятичной системы счисления в двоичный код, из двоичного кода в десятичную систему счисления



Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные» (часть 1)

стр 17-19 §1.3 (1)




5

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления.

Работа с приложением Калькулятор



Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления.

уметь

Переводить числа из двоичного кода в десятичную систему счисления



Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные» (часть 1)

стр 20-21 §1.3 (1)




6

Тексты в памяти компьютера.

Практическая работа №3 Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи. (задание 1)



Тексты в памяти компьютера.

знать/понимать

Интерфейс, способы запуска MS Word


уметь

Запускать MS Word. Открывать, сохранять файлы, вводить текст



Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные» (часть 2)

стр 21 – 23 §1.3 (2)




7

Кодирование текстовой информации. Практическая работа №3 Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи. (задание 2)

Кодирование текстовой информации.

Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные» (часть 2); файл Заготовка.doc

стп 21-23 §1.3 (2)




8

Создание документов в текстовом процессоре Word.

Практическая контрольная работа №1.

Создание документов в текстовом процессоре

уметь

Вводить текст , сохранять в памяти компьютера. Разбивать текст на абзацы, устанавливать абзацный отступ, выделять фрагмент текста. Создавать, изменять и перемещать красочные надписи в Word, копировать и вставлять фрагменты текста в Word, форматировать фрагмент текста в Word

Находить информационный объем символьной информации


Файлы для печати: ПК1_1.doc, ПК1_2.doc, ПК1_3.doc







9

Растровое кодирование графической информации.

Растровое кодирование графической информации.

знать/понимать

Понятия: пиксель, растровое кодирование,



Плакат «Цифровые данные»; «Цифровые данные»; файл Образец.bmp

стр 23-26 §1.3 (3)




10

Векторное кодирование графической информации.

Практическая работа №4. Нумерованные списки.



Векторное кодирование графической информации.


знать/понимать

Понятия: векторное кодирование



уметь

Создавать нумерованные списки в Word




Плакат «Цифровые данные»; «Цифровые данные» (часть 3); файлы: Слова.doc, Кувшин.doc

стр 26-27 §1.3 (3)




11

Единицы измерения информации. Практическая работа №5. Маркированные списки

Единицы измерения информации.

знать/понимать

Понятия: бит, байт, килобайт, мегабайт

Соотношения между единицами измерения количества информации

уметь

Создавать маркированные списки в Word




Плакат «Как хранят информацию в компьютере»; презентация «Единицы измерения информации»; файлы: Чудо.doc, Природа.doc, Делитель.doc

стр 29-30 §1.4

отв на вопр стр 30






Человек и информация (12 часов)

12

Информация и знания.

Практическая работа №6 Создаем таблицы. (задания 1-2)



Информация и знания.

знать/понимать

Понятия: информация восприятия, представления

Факты: значение информации в жизни человека и общества, виды знаний

уметь

Создавать таблицу, состоящую из требуемого числа столбцов и строк, заполнять таблицу




Презентация «Информация и знания»; файл Пары.doc

стр 31-33 §2.1 отв на вопр стр. 33




13

Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа №6 Создаем таблицы (задания 3-4)

Чувственное познание окружающего мира.

Презентация «Чувственное познание»; файлы: Семь чудес света.doc, Солнечная система.doc

стр. 34-35 §2.2

отв на вопр стр. 35






14

Понятие как форма мышления.

Практическая работа №7 Размещаем текст и графику в таблице



Понятие как форма мышления.


знать/понимать

Понятия: логика, объект, понятие



уметь

Перемещать фрагмент текста в заданную ячейку таблицы, вставлять рисунок из коллекции ClipArt в ячейку таблицы, изменять размер рисунка



Презентации: «Мышление», «Понятие» (часть 1); файл Загадки.doc

стр 36-38 §2.3 (введение)

отв на вопр стр 38






15


Как образуются понятия.

Практическая работа №8 Строим диаграммы. (задания1-2)



Как образуются понятия.


знать/понимать

Понятия: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение



уметь

Создавать диаграмму по таблице Word




Презентация «Понятие» (часть 2); файлы: Задача1.doc, Задача2.doc

стр 38-40 §2.3 (1)

отв на вопр стр 40







16

Структурирование и визуализация информации.

Практическая контрольная работа №2

Структурирование и визуализация информации.

Файлы для печати: ПК2_1.doc, ПК2_2.doc, ПК2_3.doc







17

Содержание и объем понятия.

Практическая работа №8 Строим диаграммы (задания 3 - 5)



Содержание и объем понятия.


знать/понимать

Факты: объем понятия, содержание понятия, виды понятий



уметь

Приводить примеры понятий

Создавать диаграмму по таблице Word

Изменять тип диаграммы



Презентация «Содержание и объем понятия»; файлы: Задача3.doc, Задача4.doc, Задача5.doc

стр 42-45 §2.3 (2)

отв на вопр стр 44






18

Отношения тождества, пересечения и подчинения.

Практическая работа №9 Изучаем графический редактор Paint (задания 1-3)



Отношения тождества, пересечения и подчинения.


знать/понимать

Факты: виды отношений между понятиями



уметь

Запускать Paint, создавать сложные объекты из фрагментов



Презентация «Отношения между понятиями» (часть 1); файл Головоломка.bmp

стр 45-48 §2.3 (3)




19

Отношения соподчинения, противоречия и противоположности.

Практическая работа №9 Изучаем графический редактор Paint (задания 4-7)



Отношения соподчинения, противоречия и противоположности.

знать/понимать

Факты: виды отношений между понятиями



уметь

Определять вид отношения между понятиями

Копировать фрагмент рисунка, копировать цвет области


Презентация «Отношения

стр 48-51 §2.3 (3)




20

Определение понятия.

Практическая работа №10 Планируем работу в графическом редакторе (задания 1-3)



Определение понятия.

знать/понимать

Определение понятия



уметь

Отражать, поворачивать, наклонять и совмещать фрагменты рисунка

Планировать работу по созданию рисунка


Презентация «Понятие»

стр 51-53 §2.3 (4)

отв на вопр стр 53






21

Классификация.

Практическая работа №10 Планируем работу в графическом редакторе (Задания 1-3)



Классификация.


знать/понимать

Понятия: классификация



уметь

Отражать, поворачивать, наклонять и совмещать фрагменты рисунка

Планировать работу по созданию рисунка





стр 54-55 §2.3 (5)

отв на вопр стр 55






22

Суждение как форма мышления. Практическая работа №11 Знакомимся с векторной графикой (задания 1-3)


Суждение как форма мышления.

знать/понимать

Понятия: суждение, необходимое условие, достаточное условие, необходимое и достаточное условие

Понятия: умозаключение

уметь

Определять вид условия в суждениях

Составлять суждения с помощью логических связок

Строить умозаключения

Создавать простые графические объекты в текстовом редакторе Word

Выделять графические объекты, перемещать и удалять их. Редактировать графические объекты: изменять размеры и поворачивать, изменять цвет заливки, тип и цвет линии заливки

Копировать и размножать графические фрагменты

Собирать сложные объекты из простых



Презентация «Суждение»; файл Домик.doc

стр 56-58 §2.4

отв на вопр стр 58






23

Умозаключение как форма мышления. Практическая работа №11 Знакомимся с векторной графикой (задания 4-6)

Умозаключение как форма мышления.

знать/понимать

Понятия: суждение, умозаключение

Виды отношений между понятиями, виды условий

уметь

Строить умозаключения, суждения

Определять вид отношений между понятиями

Решать простейшие логические задачи



Презентация «Умозаключение»; файл Конструктор.doc

стр 59-61 §2.5

отв на вопр стр 60






Алгоритмы и исполнители (11 часов)

24

Что такое алгоритм.

Практическая работа №12. Рисунок на свободную тему.



Что такое алгоритм.


знать/понимать

Понятия: алгоритм, команда


уметь

Приводить примеры алгоритмов




Интерактивные тесты: test5-1.xml, test5-2.xml;

файлы для печати тест5_1.doc, тест5_2.doc



стр 62 -65 §3.1




25

Исполнители вокруг нас. Логическая игра.

Исполнители вокруг нас. Логическая игра.

знать/понимать

Понятия: исполнитель, СКИ


уметь

Записывать алгоритмы словесно-пошагово



Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 1)

стр 66-72 §3.2, §3.3




26

Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов.

Практическая контрольная работа №3

Формы записи алгоритмов.

знать/понимать

Факты: способы представления алгоритма

Понятие блок-схема

уметь

Записывать алгоритмы словесно-пошагово

Применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков


Презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 2);

файлы для печати: ПК3_1.doc, ПК3_2.doc, ПК3_3.doc









27

Линейные алгоритмы.

Практическая работа №12. Рисунок на свободную тему.



Линейные алгоритмы.

знать/понимать

Понятие линейный алгоритм



уметь

Составлять линейные алгоритмы, записывать их словесно-пошагово и в виде блок-схем




Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Типы алгоритмов» (часть 1): образец выполнения задания — файлы Город.ppt, Дом.ppt, Лебеди.ppt, Муха.ppt, Часы.ppt, Читатель.ppt.

стр 73 §3.4 (1)




28

Линейные алгоритмы.

Практическая работа №12. Рисунок на свободную тему.



Линейные алгоритмы.




29

Алгоритмы с ветвлениями.

Практическая работа №13. Создаем презентацию «Часы»



Алгоритмы с ветвлениями.

знать/понимать

Понятия: ветвление

Запись ветвлений на алгоритмическом языке, блок-схема ветвления

уметь

Составлять алгоритмы с ветвлениями

Пользоваться инструментами рисования в программе PowerPoint, копировать и редактировать слайды, создавать линейную презентацию из нескольких слайдов.


Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Типы алгоритмов» (часть 2); образец выполнения задания — файлы Времена года.ppt, Головные уборы.ppt

стр74-76 §3.4 (2)





30

Алгоритмы с ветвлениями.

Практическая работа №13. Создаем презентацию «Часы»



Алгоритмы с ветвлениями.




31

Циклические алгоритмы.

Практическая работа №14. Создаем презентацию «Времена года»



Циклические алгоритмы.

знать/понимать

Понятия: циклический алгоритм, зацикливание



уметь

Составлять циклические алгоритмы

Создавать презентацию из нескольких слайдов, вставлять в презентацию графические объекты


Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Типы алгоритмов» (часть 3); образец выполнения задания — файлы Прыжки.ppt, Скакалочка.ppt

стр 76-80 §3.4 (3)




32

Циклические алгоритмы.

Практическая работа №14. Создаем презентацию «Времена года»



Циклические алгоритмы.




33

Практическая работа №15. Создаем презентацию «Скакалочка»

Мультимедийные технологии

уметь

Создавать презентацию из нескольких слайдов, вставлять в презентацию графические объекты












34

Практическая работа №16. Создаем слайд-шоу












скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по Информатике и икт (учебный предмет) 6 А, Б, в (классы) 2010 2011 учебный год
209.07kb.
Бондаренко Светланы Николаевны высшая квалификационная категория по информатике и икт учебный предмет «Технология», 4 класс Система Л. В. Занкова 2011-2012 учебный год пояснительная записка рабочая программа
126.01kb.
Рабочая программа на 2009 / 2010 учебный год Учитель: Агафонова Анжелика Сергеевна Предмет: Информатика и икт
578.49kb.
Епифановой Татьяны Николаевны Ф. И. О., категория по информатике и икт 6 класс факультатив «Виртуальный мир» предмет, класс и т п. 2011 2012 учебный год
131.96kb.
Рабочая программа по информатике для 7 9 классов на 2010 2011 учебный год
123.13kb.
Рабочая программа по информатике и икт 2в класс на 2013 2014 учебный год учитель Ряховская Екатерина Дамировна г. Оренбург
305.9kb.
Рабочая программа по информатике и икт учебный год 2012-2013
552.97kb.
Покутнева Константина Васильевича по информатике и икт 11 класса 2012-2013 учебный год пояснительная записка рабочая программа
577.79kb.
Рабочая программа на 2009 2010 учебный год Ф. И. О. преподавателя Таумов Ирбулат Джуламанович Учебный предмет русский язык Классы 6 «А», 6
174.61kb.
Рабочая программа по Информатике и икт (учебный предмет ) для 10-11 классов
485.29kb.
Мозжухиной Людмилы Ивановны, 1 квалификационная категория по информатике и икт 10-11 классы 2013 2014 учебный год I
457.25kb.
Рабочая программа по информатике 9 -й класс на 2013 2043 учебный год Учитель: Манина Л. Г., Почуева Е. А
481.24kb.