Главная стр 1
скачать
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение,

средняя общеобразовательная школа № 11

«Рассмотрено» «Утверждено»
на заседании педагогического совета приказ № 111

протокол № 1 от « 29» августа 2013 г. от «29» августа 2013 г.


Директор школы:

_________Л. П. Никандрова





Рабочая программа

учебного предмета


« Информатика и ИКТ»
для 10 класса


Разработчик:
Назаренко М.А.,

учитель информатики


н.п. Зареченск

2013 – 2014 учебный год




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе Примерной программы по информатике и информационным технологиям среднего (полного) общего образования (базовый уровень).


Цели
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Примерная программа по Информатике и ИКТ предусматривает 70 часов учебного времени на освоение курса (в X классе - 1 учебный час в неделю, XI классе – 1 учебный час в неделю).

Продолжительность учебного года определена приказом образовательного учреждения (№ 101 от 30.08.2013 г.): 5-8,10 классы -35 недель, 9,11 класс - 34 недели.

Рабочая программа отводит 35 часов на изучение предмета «Информатика и ИКТ», в том числе: в 10 классе – 35 часов (из расчета 1 учебный час в неделю), в 11 классе – 34 часа (из расчета 1 учебный час в неделю). Резервное время по примерной программе ( 8 часов) используется на расширение тем «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов » (3 час), «Информационные системы» (1 час), «Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) » (3 час).

Учебнотематическое планирование.



Примерная программа по Информатике и ИКТ

Рабочая программа

Название раздела

Кол-во часов

Кол-во часов по классам ступени

10

11

Информация и информационные процессы

9

9




Информационные модели

13

13




Информационные системы

5

6




Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

4



7




Компьютерные технологии представления информации

7



7


Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов

12




12


Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей

(сетевые технологии)


10




13


Основы социальной информатики

2




2

Резерв

8




-

Всего

70

35

34



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
10 класс

(35 час)

1. Информация и информационные процессы (9 час)

Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.

Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.

Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.

Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.



Практические работы

Измерение информации.

Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.



Информационные процессы

Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике).



Кодирование информации

Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам.



Поиск информации

Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации.



Защита информации

Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации.



2. Информационные модели (13 час)

Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.

Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.

Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.


Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.

Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.

Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.
Практические работы

Моделирование и формализация

Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы.



Исследование моделей

Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.



Информационные основы управления

Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков.

Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.

3. Информационные системы (6 час)

Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных



Практическая работа

Информационные системы. СУБД.

Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.



4. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (7 час)

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.


Практическая работа

Компьютер и программное обеспечение.

Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы. Работа с графическим

интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
знать/понимать

1. Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".

2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.

3.Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;.

4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.

5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности

6. Назначение и функции операционных систем.

уметь

1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.

2. Распознавать информационные процессы в различных системах.

3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.

4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.

6. Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.

7. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.

8. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.

9. Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)

10. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1. эффективной организации индивидуального информационного пространства;

2. автоматизации коммуникационной деятельности;

3. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

Список литературы:

Литература для учителя



  1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. 10 класс. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.

  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. 11 класс. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.

  3. Информатика. Задачник-практикум в 2т./ Под ред. Семакина И.Г., Хеннера Е.К. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2001.



Перечень средств ИКТ,

необходимых для реализации программы
Аппаратные средства


  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе Примерной программы по информатике и информационным технологиям среднего (полного) общего образования
98.88kb.
Программа по Информатике и икт для 10
410.94kb.
Программа по информатике и икт для 10-11 классов составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям
1073.03kb.
Программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям
221.22kb.
Программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям
208.5kb.
Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям
67.02kb.
Рабочая программа по информатике и икт для 8-9 классов разработана на основе Примерной программы основного (общего) образования по информатике и икт
110.88kb.
Образовательная программа среднего (полного) образования информатике и икт
298.46kb.
Пояснительная записка Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 9 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям
213.96kb.
Программа среднего (полного) общего образования по информатике и информатизационным технологиям
176kb.
Рабочая программа по информатике для 9 класса составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и икт»
349.28kb.
Примерная программа по информатике и информационным технологиям Статус документа
157.46kb.