литературы и истории «____»_____августа________2012г. «___»_____________ 2012 г. «____»____________ 2012 г. _____________________ ___________________
Протокол № _______ Мелихова В.А. Глебова В.С.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. Программы для общеобразовательных учреждений. 6 – 11 классы. М.: Просвещение, 2009
Данилов А.А. История. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс: учебн. для общеобразоват.
учреждений: базовый уровень / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. М.: Просвещение, 2010.
1) ориентирован на федеральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории в его базовом уровне;
2) учитывает предусмотренную нормативными документами возможность изучения в 10 – 11 классах как раздельных курсов отечественной и всеобщей истории, так и интегрированного курса «История России и мира»;
3) завершает (вместе с курсом истории России и мира в XX в. 11 класса) вертикальную линию учебников по истории России для 6 – 9 классов.
Первый раздел содержит предусмотренные федеральным компонентом Государственного стандарта исторического образования материалы о теоретико-методических основах исторического процесса, особенностях научного познания истории.
1) обобщенная характеристика исторической эпохи, ее периодизация и основные особенности;
3) процессы, явления, структуры и события отечественной истории в их взаимосвязи со всемирно-историческим контекстом и с учетом их своеобразия;
4) историческое наследие эпохи, ее значения для современного этапа развития человечества;
5) человек в контексте эпохи (основы исторической антропологии).
Интегрирование учебного материала по отечественной и всеобщей истории достигается не за счет «лобового» сопоставления исторических процессов и явлений, а путем создания у учащихся полноценных знаний и представлений об основных этапах развития человечества в целом и нашей страны в частности, о многообразии форм экономической, социальной, политической, духовной, культурной жизни общества, о единстве всемирной истории.
Включен материал, позволяющий показать многообразие путей и форм исторического процесса, его неоднолинейность, многоаспективность, противоречивость. Должное внимание уделяется дискуссионным проблемам исторической науки. При этом акцент сделан на формирование целостных представлений об историческом прошлом человечества.
№
п/п
|
Наименование раздела программы
|
Кол-во
часов
|
Тип урока
|
Элементы содержания
|
Требования к уровню подготовки обучающихся
|
Элементы дополнительного содержания
|
Домаш.
задание
|
Вид контроляизмерители
|
Дата проведения
|
П.
|
Ф.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
Раздел I. Введение в историю (4 ч)
Тема 1. Исторический процесс и историческая наука (4 ч)
|
1
|
История и исторический процесс
|
2
|
ИНЗ
|
Что такое история? Историческое пространство. Историческое время. Исторический процесс и проблема единства истории. Периодизация исторического процесса.
|
Знать: многозначность понятия «история» и современные подходы к его пониманию; сущность исторического пространства, взаимосвязи общества и природы в истории человечества; сущности исторического времени, его неравномерности; дискуссии о сущности исторического процесса, его единстве и многообразии, различных подходах к решению вопроса о единстве истории; различных представлениях о периодизации всемирной истории.
Уметь: находить отличие исторического времени от календарного; устанавливать взаимосвязь вопросов смысла, цели и единства мировой истории; характеризовать основные подходы к периодизации историч. процесса.указывать признаки концепций всемирной истории.
|
«Система летоисчисления» «Календари» Понятия: история, исторический процесс, историческое пространство, историческое время, формация, цивилизация, локальная цивилизация, периодизация всемирной истории
|
§ 1
|
Беседа, тестовые задания, тезисный план
|
|
|
2-3
|
История и познание истории
|
2
|
К/У
|
Социальное познание и историческая наука. Что такое исторический факт? Историческое событие и исторический факт. Понятие об исторических источниках. Терминология исторической науки. Краткая характеристика некоторых направлений историографии XX в.
|
Знать: о некоторых особенностях исторического познания; соотношении понятий «историческое событие» и «исторический факт»; сущности и видах исторических источников, теоретико-методологических подходах к осмыслению всемирно-исторического процесса, получившихся наибольшую популярность в исторической науке в XX в. Уметь: определять специфику исторической науки, достоинства и слабости подходов к исследованию истории и исторической науки 20 века; анализировать документы; структурировать учебный материал в виде конспекта.
|
Понятия: социальное познание, историческое познание, историческое событие, исторический факт, исторический источник, формационный подход, цивилизационный подход, менталитет, цивилизация
|
§ 2, вопросы, записи
Подготовиться к семинару с.22-24
|
Беседа, анализ мнений, тезисный план, конспект
|
|
|
4
|
Введение в историю.
|
1
|
Семинар
УППЗ
|
Историческая наука в начале XXI в. Глобальная история. Альтернативная история. История и его роли. Социальные функции исторической науки.
|
Знать: о некоторых проблемах, находящихся в центре внимания современной исторической науки; дискуссиях вокруг понятия «альтернативы истории; социальных функциях исторической науки и ролях, которые выполняет историк.
Уметь: высказывать свое мнение по поводу альтернатив в истории; представлять результаты изучения исторического материала в виде эссе.
|
Понятия: глобальная история, историческая альтернатива, социальные роли историка, социальные функции исторической науки.
|
Эссе, проекты (по выбору учителя)
|
Беседа, анализ документов, дискуссия
|
|
|
Раздел II. Человечество в эпоху Древнего мира и средневековья (29 ч)
Тема 2. Первобытность. Цивилизации Древнего мира (8 ч)
|
5
|
Предцивилизационная стадия истории человечества.
|
1
|
УИНЗ
Лекция
лабораторный урок
|
Предцивилизационная стадия истории человечества. Неолитическая революция и ее историческое значение. Архаичные цивилизации Древнего Востока. Роль великих рек в их формировании. Восточная деспотия, место в древневосточных цивилизациях. Общество: социальная структура и социальные нормы.
|
Знать: о современных научных представлениях, о предцивилизационной стадии развития человечества; современных подходах к решению вопросов о формировании человека современного типа (антропогенез); зарождении и развитии общества (социогенез); возникновении государства (политогенез); сущности и значении неолитическом революции; сущности восточной деспотии и ее роли в развитии древневосточного общества; об особенностях социальной структуры древневосточного общества; нормативных системах, регулировавших жизнь цивилизаций Древнего Востока.
Уметь: представлять результаты изучения исторического материала в виде
конспекта; работать с картой; анализировать документы, делать выводы; характеризовать исторические события; составлять словарь темы
|
Понятия: антропогенез, социогенез, политогенез, первобытность, цивилизация, праобщина, неолитическая революция, неолитическая революция, восточная деспотия.
|
§ 3 проблемные вопросы с.34
|
Беседа, работа с документами, доп. литературой, Интернет-ресурсами, понятийный аппарат, проблемные вопросы
|
|
|
6
|
Архаические цивилизации древнего Востока.
|
1
|
|
§ 3 проблемные вопросы с.34
|
|
|
|
7
|
Античные цивилизации Средиземноморья
|
1
|
УИНЗ
Лекция
УППЗ
семинар
|
Зарождение античной цивилизации. От «темных веков» к классической Греции. Античный полис. Эллинизм. Цивилизация Древнего Рима в VIII-I вв. до н.э. Римская империя. Кризис римского общества и Великое переселение народов.
.
|
Знать: о современных научных представлениях, о факторах формирования античных цивилизаций Средиземноморья, особенностях цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима; сущности античного полиса, причинах его расцвета и гибели, важнейших полисных ценностях; основных этапах истории Древнего Рима; сущности античного рабства и его роли в развитии цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима; причинах, проявлениях и результатов кризиса римского общества, причинах и значении Великого переселения народов.
Уметь: представлять результаты изучения исторического материала в виде
конспекта; работать с картой; анализировать документы, делать выводы; характеризовать исторические события; составлять словарь темы; выделять особенности архаичных цивилизаций.
|
Понятия: античные цивилизации, великая греческая цивилизация, демос, тирания, демократия, полис, гражданская община, эллинизм, античное классическое рабство, патриции и плебеи, принципат, Великое переселение народов, варваризация, романизация, деспотия, социальна структура, социальные нормы
|
§ 4–5 , вопросы, Эссе, проекты (по выбору учителя)
|
Беседа, тезисный план, конспект, понятийный аппарат, сравнительная характеристика «Афины и Спарта»
|
|
|
8
|
Античные цивилизации Средиземноморья
|
1
|
9
|
Древнейшая история нашей Родины
|
1
|
УИНЗ
лекция
|
Древние люди на территории нашей страны. Греческая колонизация Причерноморья. Скифское государство. Восточные славяне. Тюркские народы и государства на территории нашей страны. Норманны – варяги – русь.
|
Знать: о явлении природно-климатических условий на замедление процесса становления цивилизации на территории нашей страны том, какие точки зрения существуют по вопросу происхождения слова «Русь». Уметь: работать с картой; выделять характерные черты общественных отношений, сложившихся у восточных славян; определять особенности норманнского присутствия в Восточной Европе по сравнению с Западной
|
Понятия: колонизация, территориальная община, вече, демос, тирания, гражданская община, гражданская война, империя, эллинизм
|
§ 6, вопросы
|
Беседа, работа с картой, конспект, понятийный аппарат
|
|
|
10-11
|
Духовный мир древних обществ. Венок мудрости
|
2
|
УППЗ
Лабораторный урок
|
Мифологическая картина мира. Представления об осевом времени. Буддийская духовная традиция. Китайско-конфуцианская духовная традиция. Иудейская традиция. Христианская духовная традиция. Религии спасения.
|
Знать: о сущности концепции осевого времени; формировании и принципиальных особенностях буддийской, китайско-конфуцианской, нудейской, христианской культурных традиций. Уметь: сравнивать определения; анализировать мифы, информацию; выявлять особенности мифологической картины мира; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать учебный материал в виде схемы, таблицы.
|
Понятия:
картина мира, мифологическая картина мира, осевое время, религии спасения, конфуцианство, буддизм, христианство, иудаизм, даосизм.
|
§ 7, 8
доклады и сообщения о жизни и открытиях ученых, философов древности
материалы для семинара
|
Работа с текстом учебника, анализ мифов, таблица, понятийный аппарат, конспект
|
|
|
12
|
Историческое наследие древних цивилизаций
|
1
|
УППЗ семинар
|
Древность: трудности понимания. Единство мира древних цивилизаций. Шумерская модель мира. Полис: три идеи для человечества. Римское право. Философские открытия древних цивилизаций. Алфавит и письменность. Художественные ценности древних цивилизаций.
.
|
Знать: влияние картины мира, сложившейся на Древнем Востоке, на всемирную историю; роль римского права в формировании правовых институтов современности; величайшие философские открытия цивилизаций Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима; история возникновения различных систем письменности в Древности; художественные ценности древних цивилизаций.
Уметь: анализировать документы; осуществлять поиск аргументов; сравнивать; определять смысл выражений
|
Понятия: римское право, полис, цивилизация, духовные ценности, демократия, власть идеи, гражданская община
|
Рефераты, сообщения, работа с источниками разного типа, понятийный аппарат
|
Проекты (по выбору учащихся)
|
|
|
Тема 3. Россия и мир в эпоху Средневековья (21 ч)
|
13-14
|
Средневековая цивилизация Европы
|
2
|
УИНЗ
Урок-исследование
УППЗ
практикум
|
Сущность и периодизация европейского Средневековья. Переход к Средневековью. Синтез позднеантичного и варварского укладов. Средневековье и феодализм: соотношение понятий. Сеньориальный строй. Сословное общество. Этапы развития средневекового государства. Сословно-представительная монархия. Государство и церковь. Роль религии и церкви в средневековом обществе. Европейское общество в XIV – XV вв.
|
Знать: о современных научных представлениях, о сущности Средневековья, различных подходах к его периодизации и значении в истории Запада и Востока; роли античных и варварских начал в этом процессе; подходах к пониманию сущности феодализма значении христианства и католической церкви для средневековой европейской цивилизации; о причинах кризиса европейского средневекового общества в XIV – XV вв.
Уметь: анализировать факты и делать выводы; высказывать свое мнение и аргументировать его; структурировать учебный материал в виде конспекта, тезисного плана, схемы, таблицы.
|
Понятия: Средние века, феод, община, социальный синтез, варварские королевства, папство, сеньориальный строй, сеньор, вассал, формы зависимости, домен, сеньория, бюргерство,
|
§ 9-10, вопросы, Реферат (сообщение) «Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях»
|
Работа с текстом, анализ документов, фактов, тезисный план, понятийный аппарат, таблица, схема, беседа, тесты
|
|
|
15
|
Византийская империя,
|
1
|
К/У
|
Византийская империя. Арабо-мусульманский Восток. Китай, Индия, Япония в Средние века.
|
Знать: об основных этапах и особенностях истории Византийской империи, ее значения для мировой истории; рождении, расцвете и упадке Арабского халифата, возникновении; научных спорах о возможности применения понятия «Средние века к истории Востока; особенностях истории Китая, Индии, Японии в V – XV вв.
Уметь: устанавливать причинно-следственные связи; работать с картой; анализировать документы; проводить поиск информации в источниках разного типа;
|
Понятия: василевс, кодификация, Кодекс Юстиниана, православие, ислам, халифат, сунниты, шииты, конфуцианское государство, синтоизм, индуизм, синтоизм, традиционное общество.
|
§ 11,сообщения «Культурное наследие Византии»,
|
Тесты, работа с текстом, анализ документа, характеристика взглядов автора документа, тезисный план, беседа, познавательное задание, работа с картой, Интернет-ресурсами, дополнител. литературой
|
|
|
16
|
Арабо-мусульманский Восток
|
1
|
§ 11,сообщения
«Культурное наследие арабо-мусульманского Средневековья»
|
17
|
Китай, Индия, Япония в Средние века
|
1
|
§ 11
|
18
|
Особенности российского Средневековья: дискуссионные проблемы
|
1
|
УИНЗ
Лекция с элементами дискуссии
|
Дискуссии о генезисе феодальных отношений на Руси. Характер древнерусской государственности. Проблемы сословно-представительной монархии. Факторы самобытности российской истории.
|
Знать: о дискуссиях по проблеме генезиса феодальных отношений на Руси; дискуссиях по проблеме феодальной собственности на землю в Древней Руси; геополитических особенностях нашей страны и их влиянии на ход русской истории; о влиянии православия на русскую политическую традицию и на ценностные ориентации населения
Уметь: устанавливать причинно-следственные связи; работать с картой; анализировать документы; проводить поиск информации в источниках разного типа; структурировать учебный материал в виде конспекта, тезисного плана, схемы, таблицы.
|
Понятия: Земские соборы, патернализм, сословно-представительная монархия, факторы самобытности, феодализм, феодальное землевладение, феодально-зависимое население, генезис феодализма, патернализм
|
§ 12, вопросы , 112 (индивид. задания)
|
Беседа, дискуссия, тезисный план, анализ утверждений и пословиц, аргументация своего мнения, понятийный аппарат
|
|
|
19-20
|
Древнерусское государство и общество
|
2
|
УИНЗ
Проблемная лекция
УППЗ
практикум
|
Причины и этапы образования Древнерусского государства. Характер Древнерусского государства в IX – X вв. Развитие русских земель в XI – первой трети XII вв. Функции княжеской власти в Древнерусском государстве. Дружина. Народ и власть. Народное ополчение.
|
Знать: о причинах и этапах образования Древнерусского государства; Древнерусского государства в IX – X вв., возрастании роли киевского князя; о решениях Любечского съезда князей и его значении; том, какие функции выполнял князь в Древнерусском государстве организации, функциях и роли народного ополчения в Древнерусском государстве.
Уметь: обсуждать проблемные вопросы, высказывать своё мнение: анализировать документ; устанавливать причинно-следственные связи, работать со схемой, картой; структурировать учебный материал в виде схемы, таблицы
|
Понятия: общественный договор между князем и обществом, вече, киевский князь, местные князья, дружина, старшие и младшие дружинники, лестничная система передачи власти, межкняжеские усобицы, княжеские съезды, народное ополчение, норманнисты, вече, наместник, полюдье,
|
§ 13-14, вопросы, сообщения «Выдающиеся личности Древнерусского государства», хронологическая таблица, проект (по выбору учителя и учащихся)
|
Беседа, проблемные вопросы, тезисный план, схемы «Древнерусские князья», «Теории происхождения государства у вост. славян», «Структура и основные категории населения», «Организация Древнерусского государства», работа с документом, понятийный аппарат, таблица «Функции княжеской власти»
|
|
|
21-22
|
Формирование различных социально- политических моделей развития древнерусского общества и государства
|
2
|
УИНЗ
Проблемная лекция
УППЗ
лабор. урок
|
Причины раздробления Древнерусского государства. Новгородская республика. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Ордынское владычество: формирование даннических отношений. Эволюция княжеской власти и вечевой организации в период ордынского владычества: точки зрения.
|
Знать о дискуссии по проблеме причин раздробления Древнерусского государства; том, что в XII – XIII вв. Новгородская земля устойчиво держалась общинно-республиканских форм общежития; причинах и проявлении монархических черт княжеской власти точках зрения на эволюцию княжеской власти и вечевой организации в период владычества.
Уметь: обсуждать проблемные вопросы, высказывать своё мнение: анализировать документ; устанавливать причинно-следственные связи, работать со схемой, картой; структурировать учебный материал в виде схемы, таблицы; осуществлять поиск исторической информации в источниках разного типа
|
Понятия: новгородская система вечевых органов, дворяне, ордынский выход, даннические отношения, система откупов, перепись населения, баскаки, ярлык, вассалитет, магдебургское право, «восточные» и «западные» политические влияния, республика,
|
§ 15-16, вопросы, сообщение «Роль монгольского завоевания в истории Руси», эссе «Альтернативы политического развития в период феодальной раздробленности», хронологическая таблица
|
Беседа, работа с текстом учебника, таблицы «Причины и последствия раздробленности на Руси», «Политические особенности … земли, княжества», тезисный план, понятийный аппарат, работа с дополнительной литературой
|
|
|
23-24
|
Особенности процесса объединения русских земель
|
2
|
УИНЗ
Проблемная лекция
УППЗ
лабор. урок
|
Причины объединения русских земель. Возвышение Москвы. Роль Твери в процессе становления великорусской государственности. Великое княжество Литовское и Русское: борьба за общерусское лидерство.
|
Знать о причинах и особенностях объединения русских земель в единое государство; почему лидером в политике «собирания» земель стало Московское княжество; что главным фактором возвышения Москвы стала политическая деятельность московских князей, а не выгоды географического положения; положительном воздействии тверской политики на процесс становления великорусской государственности.
Уметь: анализировать события, высказывания; устанавливать причинно-следственные связи; проводить поиск информации в источниках разного типа определять черты
сходства и отличия в политике московских и тверских князей.
|
Понятия: преемственность власти, «тихая экспансия», «силовая консолидация», геополитическое положение, уния, феодальная война.
|
§ 17-18, вопросы
Эссе
«Люди больше походят на свое время, чем на своих отцов» (Марк Блок) «Иван Калита: князь добрый или «подлый сердцем?»
|
Схемы «Московские и тверские князья», «Великие князья литовские и русские»
Сравнительная таблица «Причины образования центр. госуд. в Запад. Европе и единого Русского государства», таблицы: «Предпосылки объединения русских земель в единое государство», «Присоединение земель к Московскому княжеству», понятийный аппарат
|
|
|
25
|
Борьба альтернативных вариантов развития России в конце XV- начале XVII в.
|
1
|
УИНЗ
Проблемная лекция
УППЗ
семинар
|
Характер Московского государства во второй половине XVI в. Иван Грозный: альтернативы социально-политического развития страны. Смута и различные варианты эволюции государственного строя.
|
Знать о том, что освобождение от ордынского владычества и объединение русских земель в единое государство вызвали перемены в характере политической власти; дискуссии, ведущейся в исторической науке по поводу сущности опричной политики Ивана Грозного; попытках возрождения древнерусских традиций взаимоотношения «власти» и «земли» в период Смутного времени.
Уметь: сравнивать устройство русского государства в конце XV века - начале XVI в.; анализировать события, высказывания; устанавливать причинно-следственные связи; работать с картой; анализировать документы; проводить поиск информации в источниках разного типа
|
Понятия: самодержавие, централизация, Дворец, Казна, Боярская дума, боярин, окольничий, думные дьяки, станы, волости, наместники, волостели, кормление, тиуны, городовые приказчики, Избранная рада, стрелецкие полки, избранная тысяча, губные старосты, земские старосты, целовальник, воевода, «кормленичий окуп».
|
§ 19-20, вопросы;
Сообщения «Василий III-последний собиратель земли Русской», «Реформы Избранной рады - успех или неудача?», «Опричная политика Ивана Грозного», «Самозванство во времена Смуты»,
«Царевич Дмитрий - судьба и легенды», «Земский собор 1613 г.»
«Полководец М.В.Скопин-Шуйский»,
«Причины и результаты польской интервенции в период Смуты»
|
Беседа, анализ мнений, работа с картой, проблемные вопросы, тезисный план, схемы, хронологическая таблица, работа с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами
|
|
|
26
|
Борьба альтернативных вариантов развития России в конце XV- начале XVII в.
|
1
|
27-28
|
Социально-экономическое развитие России
|
2
|
УИНЗ
Урок-исследование
УППЗ
семинар
|
Характер землевладения в X – начале XIII в. Структура землевладельческого населения в X – начале XIII в. Эволюция поземельных отношений в период ордынского владычества. Подземельные отношения в период становления единого Русского государства.
|
Знать об особенностях социально-экономического развития русских земли в сравнении с западноевропейскими странами; категориях зависимого населения Древнерусского государства изменения структуры землевладения в период становления единого Русского государства; о процессе закрепощения крестьянства в XV – XVII вв.
Уметь: работать с текстом; заполнять таблицу, устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать положение различных слоев населения
|
Понятия: общинное землевладение, княжеское хозяйство, вотчина, церковное землевладение, княжеский домен, рядовичи, закупы, челядь, холопы, смерды, люди, поместье, помещик, оброк, барщина, Юрьев день, пожилое, «заповедные лета», урочные годы, крепостное право.
|
§21, вопросы
Эссе «Роль Соборного уложения в формировании крепостного права», «Роль личности в социально-экономическом развитии России»
|
Работа с текстом. Таблицы: «Основные формы земельной собственности в России XV-XVI в.в.», «Социально-сословная структура российского общества», проблемные вопросы, понятийный аппарат, эссе
|
|
|
29-30
|
Россия в средневековом мире
|
2
|
УИНЗ
Проблемная лекция
УППЗ
презентация
|
Особенности геополитического положения Древнерусского государства. Геополитическая ситуация на южных границах Древнерусского государства. Европейская политика Древнерусского государства. Эволюция внешней политики в период ордынского владычества на Руси. Московское государство в системе международных отношений: западное направление. Восточное направление внешней политики Московского государства.
|
Знать об особенностях геополитического положения Древнерусского государства; взаимоотношениях Древней Руси со своими южными соседями, взаимоотношениях Древней Руси с Византийской империей; форме и принципах взаимоотношений Руси с европейскими державами; внешнеполитических приоритетах и национально-государственных интересах Московского государства; стратегических целях московских государей на западном направлении; о стратегических задачах и их реализации на восточном направлении внешней политики Московского государства
Уметь: сравнивать внешнюю политику Русского государства и передовых стран Европы, находить общие и отличительные черты; работать с картой, таблицей; обсуждать проблемные вопросы, высказывать свое мнение, анализировать документы
|
Понятия: геополитическое положение, геополитическая ситуация.
|
§ 22, мини-презентации по темам, выбранным учащимися
§ 23, подготовиться к семинару (групповые задания)
|
Беседа, работа с картой, таблицы
|
|
|
31
|
Человек в Древности и Средневековье
|
1
|
УППЗ
круглый стол
|
Человек в Древности и Средние века. Представления о времени. Представления о пространстве. Человек и его детство. Наука и знание в Древнем мире и Средние века.
|
Знать о современных научных представлениях, об основных социальных ролях, которые играл человек в Древности и СредневековьеУметь: находить общие и отличительные черты; таблицей; устанавливать причинно-следственные связи; обсуждать проблемные вопросы, высказывать свое мнение, анализировать документы, работать в группе
|
Понятия: социальные роли, цивилизация, духовные ценности Древности и Средневековья.
|
§ 23, материалы для семинара
Проекты (темы выбраны учащимися, предложены учителем)
|
Анализ документов, беседа, проблемные вопросы, групповая работа
|
|
|
32-33
|
Повторение: Россия и мир в эпоху Средневековья
|
2
|
УППЗ
урок-зачет
|
|
Знать: основные вопросы темы, ключевые понятия, выдающихся личностей и каков их вклад в историю
|
|
Проекты, индивидуальные и групповые задания
|
Презентация проектов, понятийный аппарат
|
|
|
Раздел III. Мир в Новое время (31ч)
Тема 4. Россия и мир в раннее Новое время (17ч)
|
34
|
Раннее Новое время.
|
1
|
УИНЗ
Проблемная лекция
УППЗ
семинар
|
Ранее Новое время и начало модернизацииВеликие географические открытия и их последствия. Запад и Восток в ранее Новое время. Мануфактурный капитализм: экономика и общество. Возрождение и Реформация.
|
Знать о сущности процесса модернизации и содержании исторического процесса в ранее Новое время; экономике эпохи мануфактурного капитализма; особенностях социальной структуры европейского общества раннего Нового времени; сущности великой научной революции XVII в.; месте XVIII века в европейской истории
Уметь: устанавливать связь понятий, сравнивать учения Лютера и Кальвина, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать документы
|
Понятия: модернизация, ранее Новое время, Великие географические открытия, мануфактурный капитализм, мировой рынок, буржуазия, Реформация, Возрождение, лютеранство, кальвинизм, антропоцентризм, гуманизм, рационализм.
|
§ 24-25, вопросы, проекты (темы сформулированы учащимися)
|
Беседа, проблемные вопросы, работа с текстом, сравнительный анализ, понятийный аппарат, характеристика, анализ документов
|
|
|
35
|
От традиционного общества к обществу индустриальному
|
1
|
36-37
|
Россия: особенности перехода к Новому времени
|
2
|
УИНЗ
лекция
|
Когда Россия вступила в Новое время? Каковы черты экономического и социального развития России в Новое время? Россия и Европа. Россия и Азия. Кризис традиционализма.
|
Знать о том, какие взгляды существуют на время перехода России к Новому времени; чем отличается путь России в Новое время от развития западноевропейских стран в эту эпоху; том, в чем истоки кризиса традиционной модели общественного устройства в России в Новое время.
Уметь: работать с текстом учебника, таблицей, устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристики историческим событиям
|
Понятия: Новое время, традиционализм, система внеэкономического принуждения, крепостничество, меркантилизм, модернизация, протекционизм
|
§ 26, вопросы
Доклад «Россия и запад в XVII веке»
|
Работа с текстом, таблицы
|
|
|
38
|
Россия: особенности социально-экономического развития в XVII-XVIII вв.
|
1
|
УИНЗ
лекция
|
Российский тип феодализма. Крепостничество. Рост городов и развитие всероссийского рынка. Российская экономика и иностранное влияние. Российская власть и экономика.
.
|
Знать о характере дискуссий о российском типе феодализма; особенностях становления в России городов и развития городского хозяйства; времени начала формирования и особенностях становления всероссийского рынка, иностранном влиянии на развитие экономической системы России; Уметь: работать с текстом учебника, таблицей, анализировать мнения, давать характеристики историческим событиям
|
Понятия: российский тип феодализма, крепостничество, Смута, всероссийский рынок
|
§ 27, эссе «Закрепощение крестьян в России»
|
Таблица « Три стадии развития промышленности», беседа, тезисный план, понятийный аппарат
|
|
|
39
|
Россия: особенности социально-экономического развития в XVII-XVIII вв.
|
1
|
40
|
Европейские государства в XVI-XVIII вв.
|
1
|
К/У
|
Формирование абсолютизма. Голландия — первая европейская республика Нового времени. Английская революция XVII в.: к парламентаризму и гражданскому обществу.
Просвещенный абсолютизм.
.
|
Знать о причинах формирования и сущности абсолютизма; роли Английской революции XVII в. в европейской и мировой истории; сущности просвещенного абсолютизма и научных спорах о его исторической миссии.
Уметь: анализировать события, высказывания; работать с картой, текстом учебника; анализировать документы; проводить поиск информации в источниках разного типа; структурировать учебный материал в виде тезисного плана, схемы, таблицы;
|
Понятия: абсолютизм, абсолютистские формы правления, бюрократия, республика, парламентаризм, просвещенный абсолютизм
|
§ 28, мини-проекты (темы сформулированы учащимися)
|
Таблицы: «Нидерландская революция 1566-1609 г.г.: задачи, значение», «Причины и итоги Английской революции середины XVII века», анализ документов, тезисный план, работа с текстом учебника, проблемные вопросы, беседа, понятийный аппарат
|
|
|
41
|
Феномен российского самодержавия
|
1
|
УИНЗ
Проблемная лекция
УППЗ
Урок-исследование
|
Абсолютизм в Европе и России: общее и особенное. Предпосылки и условия формирования самодержавной власти в России. Иван Грозный и начало формирования Екатерина II и формирование идеологии абсолютизма. Попытки ограничения самодержавной власти.
|
Знать о специфике абсолютной власти монарха в Европе и России; факторах исторического пути России, определивших наличие сильной самодержавной власти; дискуссиях вокруг соотношения понятий «самодержавие» и «абсолютизм о попытках ограничения самодержавной власти в России в XVII—XVIII вв.
Уметь: работать с текстом учебника, сравнивать, находить общее и особенное в абсолютизме Европы и России, анализировать документы, высказывать свое мнение, работать со схемой.
|
Понятия: абсолютизм, самодержавие, ордынское господство, идеология абсолютизма.
|
§ 29, мини-проекты (темы сформулированы учащимися)
|
Беседа, проблемные вопросы, работа с текстом, сравнительный анализ, понятийный аппарат, характеристика, анализ документов, схема государственного управления
|
|
|
42
|
Феномен российского самодержавия
|
1
|
43-44
|
Особенности социальных движений в России в XVII-XVIII вв.
|
2
|
УИНЗ
Лабор.
урок
УППЗ
|
Социальная политика властей. Причины социальных движений.
Крестьянские восстания. Городские восстания. Движение старообрядцев. Национальные движения.
|
Знать об общей направленности и содержании социальной политики России в XVII—XVIII вв.; основных причинах социальных движений, составе их участников и их требованиях; о причинах и особенностях религиозных выступлений XVII—XVIII вв.; специфике национальных движений в России этого времени.
Уметь: работать с текстом учебника, заполнять таблицу, находить отличие крестьянской войны от крестьянского восстания; устанавливать причинно-следственные связи, работать с картой
|
Понятия: крестьянское восстание, крестьянская война, крестьянские волнения, крестьянский бунт, крестьянское выступление, старообрядцы, национальные движения.
|
§ 30, проекты: «Выдающаяся личность», «Бунташный век»; сообщения (по выбору учащихся)
|
Таблицы «социальные движения XVII-XVIII в.в.», беседа, работа с текстом учебника, картой, понятийный аппарат
|
|
|
45
|
Церковь, общество, государство в России в XVII-
|
1
|
УИНЗ
Лекция
УППЗ
конференция
|
Многоконфессиональность. Православие и его роль в жизни российского общества.
Церковь и государство. Конфессиональная политика и межконфессиональные отношения.
|
Знать о многоконфессиональности как одной из важнейших специфических черт российского общества;
исторической роли и месте православия в духовной жизни россиян; взаимосвязи и взаимовлиянии Русской православной церкви и российской власти;
Уметь: анализировать события, высказывания; анализировать документы; проводить поиск информации в источниках разного типа
|
Понятия: многоконфессиональность, иудаизм, православие, «народное христианство», секуляризация, конфессиональная политика, межконфессиональные отношения, джихад, мюридизм, имамат, конкордат.
|
§ 31, сообщения о патриархах
|
Беседа, проблемные вопросы, работа с текстом, сравнительный анализ, понятийный аппарат, характеристика, анализ документов, работа с дополнительной и справочной литературой, Интернет-ресурсами
|
|
|
46
|
Церковь, общество, государство в России в XVII-XVIII вв.XVIII вв.
|
1
|
47-48
|
Россия – великая европейская держава
|
2
|
УИНЗ
Лабор.
урок
УППЗ
Круглый стол
|
Изменение места и роли России в европейской поля тике в XVI—XVIII вв. Западное направление внешней политики России в XVI—XVIII вв. Южное направление внешней политики. Восточное направление внешней политики.
Россия — великая мировая держава.
|
Знать о внутренних и внешних факторах, повлиявших на изменение места и роли России в Европе в XVI—XVIII вв.; о взаимодействии и взаимовлиянии национального самосознания и имперского сознания в условиях становления Российской империи;
о предпосылках и проявлении обретения Россией статуса великой европейской и мировой державы.
Уметь: анализировать события, работать с картой, текстом учебника; анализировать документы; проводить поиск информации в источниках разного типа
|
Понятия: культурно-конфессиональная изоляция, общеевропейский конфликт, национальное сознание, имперское сознание, великая держава, национальные интересы, государственные интересы.
|
§ 32, вопросы
Подготовиться к уроку повторения (проекты, рефераты, понятия)
|
Работа с картой; беседа; понятийный аппарат, эссе « Северная война - рубеж в процессе европеизации России»
|
|
|
49-50
|
Повторение по теме: Россия и мир в раннее Новое время
|
2
|
УППЗ
|
Россия: особенности перехода к Новому времени
|
Знать: основные вопросы темы
|
|
Повторить основные вопросы, подготовиться к зачету
|
Презентация проектов, дискуссия, проблемные вопросы, беседа, таблица, схема
|
|
|
Тема 5. Россия и мир в эпоху становления и развития индустриального общества (14ч)
|
51
|
Промышленный переворот и формирование индустриального общества во второй половине XVIII -XIX века
|
1
|
УИНЗ
Проблемная лекция
|
Промышленная революция: сущность и значение. Индустриальное общество. Мировой рынок, колониальные империи и империализм. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
|
Знать о сущности, предпосылках, этапах и последствиях промышленного переворота;
об особенностях и признаках индустриального общества; формировании мирового рынка, складывании колониальных империй; положении традиционных обществ Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
Уметь: устанавливать причинно-следственные связи; определять связь между промышленной революцией и модернизацией; анализировать, делать выводы.
|
Понятия: промышленный переворот, колониальная экспансия, фабрика, социальная сторона промышленного переворота, промышленная буржуазия, промышленный пролетариат, индустриальное общество, колониальная империя, империализм, революция Мэйдзи.
|
§ 33, эссе «Великобритания - родина промышленной революции», комментарии к мнению «Пролетарский вопрос станет причиной чудовищного взрыва, если общество или правительство ре заметят и не решат его»
|
Беседа, работа с картой, проблемные вопросы, тезисный план, понятийный аппарат
|
|
|
52-53
|
Революции и их место в историческом процессе второй половине XVIII-XIX в.
|
2
|
К/У
УИНЗ
лабораторный урок
|
Модернизация и революции Нового времени. Война за независимость английских колоний в Северной Америке — Американская революция конца XVIII в. Великая французская революция конца XVIII в. Политическая модернизация и революции 1848—1849 гг.
|
Знать о современных научных подходах к вопросам о связях между модернизацией и революциями второй половины XVIII—XIX в., их причинах и историческом значении; о возможностях и потенциале реформ в решении задач модернизации.
Уметь: устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, делать выводы; работать с картой; таблица.
|
Понятия: революция, революция и реформы, революция и модернизация, фазы революционного процесса, конституция, термидор, легитимизм, чартистское движение, политические партии
|
§ 33-35, эссе «Великая французская революция - это «своеобразное вспоминание о будущем»
|
Беседа, работа с картой, проблемные вопросы, тезисный план, понятийный аппарат
|
|
|
54
|
Рождение современных идеологий
|
1
|
УИНЗ
лабораторный урок
|
Век Просвещения.
Либерализм.
Консерватизм.
Социализм и радикализм.
Национальные движения и идеологии.
|
Знать о ключевых идеях философии Просвещения и значении века Просвещения для европейской и мировой истории; идеологии либерализма, идеологии консерватизма, ее становлении, идейном содержании,
идеологии социализма и радикализма, их идейном содержании.
Уметь: анализировать документы; определять особенности идеологии Просвещения, давать характеристику идей; структурировать учебный материал в виде таблицы, тезисного плана
|
Понятия: идеология, Просвещение, рационализм либерализм, консерватизм, радикализм, социализм, анархизм, национализм
|
§ 36, эссе «Представитель века Просвещения»
|
Беседа, тезисный план; таблица «Идеологии: представители, идеи и учения», работа с текстом учебника, анализ документов, взглядов, точек зрения; понятийный аппарат, схема «Общественные движения»
|
|
|
55-56
|
Начало становления индустриального общества в России.
|
2
|
УИНЗ
Лекция
УППЗ
семинар
|
Индустриальное общество и особенности перехода к нему России. Демографические процессы. Начало российской индустриализации. Перемены в демографической ситуации и социальной структуре в пореформенный период.
|
Знать о специфике индустриального общества в России и основных этапах ее перехода к нему; специфике и противоречиях начального этапа российской индустриализации; демографических и социальных последствиях второго этапа российской индустриализации; месте и роли России в мировой экономике в конце XIX в.
Уметь: устанавливать причинно-следственные связи; структурировать учебный материал в виде таблицы, тезисного плана
|
Понятия: индустриальное общество, индустриализация, промышленный переворот, страны «первого эшелона» и «второго эшелона» капиталистического развития, аграрное общество, феодально-крепостническая система, демография; мануфактура
|
§ 37, вопросы, эссе (темы по выбору учителя и учащихся), сообщения о Ползунове, Кулибине
|
Беседа, работа с картой, проблемные вопросы, тезисный план, понятийный аппарат, работа с дополнительной литературой, Интернет-ресурсами
|
|
|
57-58
|
Российские реформы в XIX в.: причины, цели, противоречия
|
2
|
УИНЗ
УППЗ
|
Причины реформ, их цели и задачи. Источники финансирования.
Метод и темпы реформирования. Отношение власти и общества к реформам. Оценка результативности реформ.
|
Знать о причинах и специфике реформ в России в XVIII—XIX вв.; источниках финансирования российских реформ; составе реформаторов,
об основных точках зрения историков на проблему результативности российских реформ.
Уметь: извлекать необходимую информацию из текста учебника, схем, документов.
|
Понятия: реформа, контрреформа, модернизация, источники финансирования, аннексии, контрибуции, займы, метод и темпы реформирования
|
§ 38, таблица «Российские реформы в XIX веке», эссе « В России никакие реформы не могут быть успешными без просвещения населения» Александр I
|
Беседа, проблемные вопросы, понятийный аппарат
|
|
|
59
|
Российская власть и общество: поиск оптимальной модели общественного развития.
|
1
|
УИНЗ
Лекция
УППЗ
семинар
|
Эволюция власти. Формирование государственной идеолог Либеральные идеологические доктрины о судьбах России. Истоки российского революционизма. Формирование российской интеллигенции. Национальные элиты и имперские интересы в XIX в.
|
Знать о представлениях власти об идеальном общественном устройстве в России; неоднородности российских либералов, их различных подходах к обновлению российской действительности; основных направлениях революционной модели переустройства России; месте и противоречивой роли интеллигенции в обновлении страны интересы.
Уметь: выявлять особенности российского либерализма и его отличие от западноевропейского.
|
Понятия: правовое государство, разделение властей, конституционная монархия; всесословные органы местного самоуправления, гражданское общество, государственная идеология, элиты, имперские интересы.
|
§ 39-40, рефераты об исторических личностях (на выбор)
§ 41, подготовиться к семинару
|
Беседа, работа с картой, проблемные вопросы, тезисный план, понятийный аппарат, работа с дополнительной литературой, Интернет-ресурсами, рефераты, схемы «Структура власти», «Революционные движения»
|
|
|
60
|
Империя и народы
|
1
|
61-62
|
Человек в эпоху становления и развития индустриального общества
|
2
|
семинар
|
Новое восприятие пространства. Человек и техника. Урбанизация: сущность и значение. Человек в повседневной жизни. Человек в движении. Миграции и социальная мобильность.
|
Знать: как изменилось пространство всемирной истории и России в новое время, в эпоху становления и развития индустриального общества; каковы технические открытия и изобретения, суть новизны миграционных процессов
Уметь: устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, делать выводы; работать с картой; таблица
|
Понятия: миграции населения, эмиграция, иммиграция, урбанизация.
|
Задания к уроку повторения темы
|
Беседа, работа с текстом учебника, таблицей; сообщения
|
|
|
63-64
|
Повторение по теме: Россия и мир в эпоху становления и развития индустриального общества
|
2
|
УППЗ, урок контроля ЗУНов, урок-зачет
|
Индустриальное общество и особенности перехода к нему России.
|
Знать: основные вопросы темы, понятийный аппарат, выдающихся личностей и их вклад в историю
|
|
Раздел III, с. 282-352
Повторить основные вопросы, понятия, темы, подготовиться к зачету
|
Рефераты, таблица, схема, тесты, понятийный аппарат, работа с Интернет-ресурсами
|
|
|
65-66
|
Итоговое повторение по теме: «Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время»
|
2
|
Повторение обобщение
|
|
Знать: основные вопросы темы всего курса, понятийный аппарат, выдающихся личностей и их вклад в историю.
|
|
|
Тестовый контроль
|
|
|
67-68
|
Резерв
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
УППЗ - урок практического применения знаний, УИНЗ - урок изучения новых знаний, К/У – комбинированный урок.