Главная стр 1
скачать
Комитет администрации города Славгорода Алтайского края

по образованию и делам молодежи

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

посёлка Бурсоль города Славгорода Алтайского края
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО учителей заместитель директора по УВР директор МКОУ «СОШ №9»

литературы и истории «____»_____августа________2012г. «___»_____________ 2012 г. «____»____________ 2012 г. _____________________ ___________________

Протокол № _______ Мелихова В.А. Глебова В.С.

_______


Рабочая программа по истории

для 10 класса

Составлена на основании программы: история 6-11 классы

Автор программы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина

Издательство: Просвещение, 2009 г.

Срок реализации: 2012 — 2013 учебный год

Составитель:

Шик Ольга Николаевна,

учитель истории

Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование составлено из расчета 68 часов на изучение курсов отечественной и всемирной истории в 10 классе. Структура календарно-тематического планирования соответствует структуре учебника «История России и мира. Древность. Средневековье. Новое время» А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной, М. Ю. Брандта (издательство «Просвещение», первое издание – 2010 г.)

Учебно-методический комплект курса

Данилов А.А., Косулина Л.Г. Программы для общеобразовательных учреждений. 6 – 11 классы. М.: Просвещение, 2009

Данилов А.А. История. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс: учебн. для общеобразоват.

учреждений: базовый уровень / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. М.: Просвещение, 2010.



Курс:

1) ориентирован на федеральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории в его базовом уровне;

2) учитывает предусмотренную нормативными документами возможность изучения в 10 – 11 классах как раздельных курсов отечественной и всеобщей истории, так и интегрированного курса «История России и мира»;

3) завершает (вместе с курсом истории России и мира в XX в. 11 класса) вертикальную линию учебников по истории России для 6 – 9 классов.

Первый раздел содержит предусмотренные федеральным компонентом Государственного стандарта исторического образования материалы о теоретико-методических основах исторического процесса, особенностях научного познания истории.

В двух последующих разделах учебный материал группируется в пять главных блока:

1) обобщенная характеристика исторической эпохи, ее периодизация и основные особенности;

2) важнейшие процессы, явления, структуры и события всемирной истории;

3) процессы, явления, структуры и события отечественной истории в их взаимосвязи со всемирно-историческим контекстом и с учетом их своеобразия;

4) историческое наследие эпохи, ее значения для современного этапа развития человечества;

5) человек в контексте эпохи (основы исторической антропологии).

Интегрирование учебного материала по отечественной и всеобщей истории достигается не за счет «лобового» сопоставления исторических процессов и явлений, а путем создания у учащихся полноценных знаний и представлений об основных этапах развития человечества в целом и нашей страны в частности, о многообразии форм экономической, социальной, политической, духовной, культурной жизни общества, о единстве всемирной истории.



Включен материал, позволяющий показать многообразие путей и форм исторического процесса, его неоднолинейность, многоаспективность, противоречивость. Должное внимание уделяется дискуссионным проблемам исторической науки. При этом акцент сделан на формирование целостных представлений об историческом прошлом человечества.

2.Цели изучения курса:

  • выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;

  • развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приёмами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

  • формирование ценностных ориентаций и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважение прав человека, патриотизма;



  • развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважение к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;

  • изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, области, стране.

3.Требования к подготовке учеников 10 класса:

Компетенции:

Общеучебные

Умения в связной монологической форме пересказать текст учебни­ка, отделяя главное от второстепенного, воспроизвести информацию, содержащуюся в устном изложе­нии учителя;

Умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания;

Классифицировать факты, явления, понятия;

Выявлять значение отдельных событий;

Выступать с сообщениями (на основе источников, рекомендаций учителя)

Умения раскрыть содержание иллюстрации;

Умение создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспекты

Формирование у учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества; воспитание гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов мира.

Умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств), умение оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения.

Предметно-ориентированные

Умение определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;

Умения составлять характеристику историческим личностям, высказывая при этом собственные сужде­ния;

Умения спорить и отстаивать свои взгляды, участвовать в диалоге, подбирать аргументы, давать отзыв на ответы других учащихся;

Умения изучать исторический источник, как письменные, так и вещественные, извлекать из них новые знания, в том числе путём сопоставления информации;

Умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

Умения читать историческую карту, картосхемы, используя их легенду, определять местоположение историко-географических объектов, заполнять контурную карту.

Умение давать оценку отдельным явлениям культуры;



4. Структура курса


№ темы

Раздел,

Тема


количество часов

1.

Раздел I. Введение в историю (4ч.)

Тема 1. Исторический процесс и историческая наука


4 ч


2.

Раздел II. Человечество в эпоху Древнего мира и средневековья (29 ч)

Тема 2. Первобытность. Цивилизации Древнего мира


8 ч


3.

Тема 3. Россия и мир в эпоху Средневековья

21 ч

4.

Раздел III. Мир в Новое время (31 ч)

Тема 4. Россия и мир в раннее Новое время


17 ч


5.

Тема 5. Россия и мир в эпоху становления и развития индустриального общества

14ч




Обобщающее повторение (2ч.)

2 ч




Резерв (2ч.)

2 ч.




Итого:

68 часов




п/п



Наименование раздела программы

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Элементы дополнительного содержания

Домаш.

задание

Вид контроляизмерители

Дата проведения

П.

Ф.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Раздел I. Введение в историю (4 ч)

Тема 1. Исторический процесс и историческая наука (4 ч)

1

История и исторический процесс

2

ИНЗ

Что такое история? Историческое пространство. Историческое время. Исторический процесс и проблема единства истории. Периодизация исторического процесса.


Знать: многозначность понятия «история» и современные подходы к его пониманию; сущность исторического пространства, взаимосвязи общества и природы в истории человечества; сущности исторического времени, его неравномерности; дискуссии о сущности исторического процесса, его единстве и многообразии, различных подходах к решению вопроса о единстве истории; различных представлениях о периодизации всемирной истории.

Уметь: находить отличие исторического времени от календарного; устанавливать взаимосвязь вопросов смысла, цели и единства мировой истории; характеризовать основные подходы к периодизации историч. процесса.указывать признаки концепций всемирной истории.

«Система летоисчисления» «Календари» Понятия: история, исторический процесс, историческое пространство, историческое время, формация, цивилизация, локальная цивилизация, периодизация всемирной истории

§ 1


Беседа, тестовые задания, тезисный план






2-3

История и познание истории

2

К/У

Социальное познание и историческая наука. Что такое исторический факт? Историческое событие и исторический факт. Понятие об исторических источниках. Терминология исторической науки. Краткая характеристика некоторых направлений историографии XX в.





Знать: о некоторых особенностях исторического познания; соотношении понятий «историческое событие» и «исторический факт»; сущности и видах исторических источников, теоретико-методологических подходах к осмыслению всемирно-исторического процесса, получившихся наибольшую популярность в исторической науке в XX в. Уметь: определять специфику исторической науки, достоинства и слабости подходов к исследованию истории и исторической науки 20 века; анализировать документы; структурировать учебный материал в виде конспекта.


Понятия: социальное познание, историческое познание, историческое событие, исторический факт, исторический источник, формационный подход, цивилизационный подход, менталитет, цивилизация

§ 2, вопросы, записи

Подготовиться к семинару с.22-24

Беседа, анализ мнений, тезисный план, конспект









4

Введение в историю.

1

Семинар

УППЗ


Историческая наука в начале XXI в. Глобальная история. Альтернативная история. История и его роли. Социальные функции исторической науки.


Знать: о некоторых проблемах, находящихся в центре внимания современной исторической науки; дискуссиях вокруг понятия «альтернативы истории; социальных функциях исторической науки и ролях, которые выполняет историк.

Уметь: высказывать свое мнение по поводу альтернатив в истории; представлять результаты изучения исторического материала в виде эссе.

Понятия: глобальная история, историческая альтернатива, социальные роли историка, социальные функции исторической науки.

Эссе, проекты (по выбору учителя)

Беседа, анализ документов, дискуссия







Раздел II. Человечество в эпоху Древнего мира и средневековья (29 ч)

Тема 2. Первобытность. Цивилизации Древнего мира (8 ч)

5

Предцивилизационная стадия истории человечества.


1

УИНЗ

Лекция


лабораторный урок

Предцивилизационная стадия истории человечества. Неолитическая революция и ее историческое значение. Архаичные цивилизации Древнего Востока. Роль великих рек в их формировании. Восточная деспотия, место в древневосточных цивилизациях. Общество: социальная структура и социальные нормы.


Знать: о современных научных представлениях, о предцивилизационной стадии развития человечества; современных подходах к решению вопросов о формировании человека современного типа (антропогенез); зарождении и развитии общества (социогенез); возникновении государства (политогенез); сущности и значении неолитическом революции; сущности восточной деспотии и ее роли в развитии древневосточного общества; об особенностях социальной структуры древневосточного общества; нормативных системах, регулировавших жизнь цивилизаций Древнего Востока.
Уметь: представлять результаты изучения исторического материала в виде
конспекта; работать с картой; анализировать документы, делать выводы; характеризовать исторические события; составлять словарь темы

Понятия: антропогенез, социогенез, политогенез, первобытность, цивилизация, праобщина, неолитическая революция, неолитическая революция, восточная деспотия.

§ 3 проблемные вопросы с.34

Беседа, работа с документами, доп. литературой, Интернет-ресурсами, понятийный аппарат, проблемные вопросы







6

Архаические цивилизации древнего Востока.

1




§ 3 проблемные вопросы с.34










7


Античные цивилизации Средиземноморья


1


УИНЗ

Лекция


УППЗ

семинар


Зарождение античной цивилизации. От «темных веков» к классической Греции. Античный полис. Эллинизм. Цивилизация Древнего Рима в VIII-I вв. до н.э. Римская империя. Кризис римского общества и Великое переселение народов.

.

Знать: о современных научных представлениях, о факторах формирования античных цивилизаций Средиземноморья, особенностях цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима; сущности античного полиса, причинах его расцвета и гибели, важнейших полисных ценностях; основных этапах истории Древнего Рима; сущности античного рабства и его роли в развитии цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима; причинах, проявлениях и результатов кризиса римского общества, причинах и значении Великого переселения народов.

Уметь: представлять результаты изучения исторического материала в виде
конспекта; работать с картой; анализировать документы, делать выводы; характеризовать исторические события; составлять словарь темы; выделять особенности архаичных цивилизаций.

Понятия: античные цивилизации, великая греческая цивилизация, демос, тирания, демократия, полис, гражданская община, эллинизм, античное классическое рабство, патриции и плебеи, принципат, Великое переселение народов, варваризация, романизация, деспотия, социальна структура, социальные нормы

§ 4–5 , вопросы, Эссе, проекты (по выбору учителя)

Беседа, тезисный план, конспект, понятийный аппарат, сравнительная характеристика «Афины и Спарта»







8

Античные цивилизации Средиземноморья

1

9

Древнейшая история нашей Родины

1

УИНЗ

лекция


Древние люди на территории нашей страны. Греческая колонизация Причерноморья. Скифское государство. Восточные славяне. Тюркские народы и государства на территории нашей страны. Норманны – варяги – русь.


Знать: о явлении природно-климатических условий на замедление процесса становления цивилизации на территории нашей страны том, какие точки зрения существуют по вопросу происхождения слова «Русь». Уметь: работать с картой; выделять характерные черты общественных отношений, сложившихся у восточных славян; определять особенности норманнского присутствия в Восточной Европе по сравнению с Западной

Понятия: колонизация, территориальная община, вече, демос, тирания, гражданская община, гражданская война, империя, эллинизм

§ 6, вопросы

Беседа, работа с картой, конспект, понятийный аппарат







10-11

Духовный мир древних обществ. Венок мудрости

2

УППЗ

Лабораторный урок



Мифологическая картина мира. Представления об осевом времени. Буддийская духовная традиция. Китайско-конфуцианская духовная традиция. Иудейская традиция. Христианская духовная традиция. Религии спасения.


Знать: о сущности концепции осевого времени; формировании и принципиальных особенностях буддийской, китайско-конфуцианской, нудейской, христианской культурных традиций. Уметь: сравнивать определения; анализировать мифы, информацию; выявлять особенности мифологической картины мира; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать учебный материал в виде схемы, таблицы.


Понятия:

картина мира, мифологическая картина мира, осевое время, религии спасения, конфуцианство, буддизм, христианство, иудаизм, даосизм.



§ 7, 8

доклады и сообщения о жизни и открытиях ученых, философов древности

материалы для семинара


Работа с текстом учебника, анализ мифов, таблица, понятийный аппарат, конспект







12

Историческое наследие древних цивилизаций

1

УППЗ семинар

Древность: трудности понимания. Единство мира древних цивилизаций. Шумерская модель мира. Полис: три идеи для человечества. Римское право. Философские открытия древних цивилизаций. Алфавит и письменность. Художественные ценности древних цивилизаций.

.

Знать: влияние картины мира, сложившейся на Древнем Востоке, на всемирную историю; роль римского права в формировании правовых институтов современности; величайшие философские открытия цивилизаций Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима; история возникновения различных систем письменности в Древности; художественные ценности древних цивилизаций.

Уметь: анализировать документы; осуществлять поиск аргументов; сравнивать; определять смысл выражений

Понятия: римское право, полис, цивилизация, духовные ценности, демократия, власть идеи, гражданская община

Рефераты, сообщения, работа с источниками разного типа, понятийный аппарат

Проекты (по выбору учащихся)








Тема 3. Россия и мир в эпоху Средневековья (21 ч)

13-14

Средневековая цивилизация Европы

2

УИНЗ

Урок-исследование



УППЗ

практикум



Сущность и периодизация европейского Средневековья. Переход к Средневековью. Синтез позднеантичного и варварского укладов. Средневековье и феодализм: соотношение понятий. Сеньориальный строй. Сословное общество. Этапы развития средневекового государства. Сословно-представительная монархия. Государство и церковь. Роль религии и церкви в средневековом обществе. Европейское общество в XIV – XV вв.


Знать: о современных научных представлениях, о сущности Средневековья, различных подходах к его периодизации и значении в истории Запада и Востока; роли античных и варварских начал в этом процессе; подходах к пониманию сущности феодализма значении христианства и католической церкви для средневековой европейской цивилизации; о причинах кризиса европейского средневекового общества в XIV – XV вв.

Уметь: анализировать факты и делать выводы; высказывать свое мнение и аргументировать его; структурировать учебный материал в виде конспекта, тезисного плана, схемы, таблицы.


Понятия: Средние века, феод, община, социальный синтез, варварские королевства, папство, сеньориальный строй, сеньор, вассал, формы зависимости, домен, сеньория, бюргерство,

§ 9-10, вопросы, Реферат (сообщение) «Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях»

Работа с текстом, анализ документов, фактов, тезисный план, понятийный аппарат, таблица, схема, беседа, тесты







15

Византийская империя,


1

К/У

Византийская империя. Арабо-мусульманский Восток. Китай, Индия, Япония в Средние века.


Знать: об основных этапах и особенностях истории Византийской империи, ее значения для мировой истории; рождении, расцвете и упадке Арабского халифата, возникновении; научных спорах о возможности применения понятия «Средние века к истории Востока; особенностях истории Китая, Индии, Японии в V – XV вв.

Уметь: устанавливать причинно-следственные связи; работать с картой; анализировать документы; проводить поиск информации в источниках разного типа;

Понятия: василевс, кодификация, Кодекс Юстиниана, православие, ислам, халифат, сунниты, шииты, конфуцианское государство, синтоизм, индуизм, синтоизм, традиционное общество.

§ 11,сообщения «Культурное наследие Византии»,



Тесты, работа с текстом, анализ документа, характеристика взглядов автора документа, тезисный план, беседа, познавательное задание, работа с картой, Интернет-ресурсами, дополнител. литературой







16


Арабо-мусульманский Восток


1

§ 11,сообщения

«Культурное наследие арабо-мусульманского Средневековья»



17

Китай, Индия, Япония в Средние века

1

§ 11

18

Особенности российского Средневековья: дискуссионные проблемы

1

УИНЗ

Лекция с элементами дискуссии



Дискуссии о генезисе феодальных отношений на Руси. Характер древнерусской государственности. Проблемы сословно-представительной монархии. Факторы самобытности российской истории.


Знать: о дискуссиях по проблеме генезиса феодальных отношений на Руси; дискуссиях по проблеме феодальной собственности на землю в Древней Руси; геополитических особенностях нашей страны и их влиянии на ход русской истории; о влиянии православия на русскую политическую традицию и на ценностные ориентации населения

Уметь: устанавливать причинно-следственные связи; работать с картой; анализировать документы; проводить поиск информации в источниках разного типа; структурировать учебный материал в виде конспекта, тезисного плана, схемы, таблицы.


Понятия: Земские соборы, патернализм, сословно-представительная монархия, факторы самобытности, феодализм, феодальное землевладение, феодально-зависимое население, генезис феодализма, патернализм

§ 12, вопросы , 112 (индивид. задания)

Беседа, дискуссия, тезисный план, анализ утверждений и пословиц, аргументация своего мнения, понятийный аппарат







19-20

Древнерусское государство и общество

2

УИНЗ

Проблемная лекция

УППЗ

практикум



Причины и этапы образования Древнерусского государства. Характер Древнерусского государства в IX – X вв. Развитие русских земель в XI – первой трети XII вв. Функции княжеской власти в Древнерусском государстве. Дружина. Народ и власть. Народное ополчение.


Знать: о причинах и этапах образования Древнерусского государства; Древнерусского государства в IX – X вв., возрастании роли киевского князя; о решениях Любечского съезда князей и его значении; том, какие функции выполнял князь в Древнерусском государстве организации, функциях и роли народного ополчения в Древнерусском государстве.

Уметь: обсуждать проблемные вопросы, высказывать своё мнение: анализировать документ; устанавливать причинно-следственные связи, работать со схемой, картой; структурировать учебный материал в виде схемы, таблицы

Понятия: общественный договор между князем и обществом, вече, киевский князь, местные князья, дружина, старшие и младшие дружинники, лестничная система передачи власти, межкняжеские усобицы, княжеские съезды, народное ополчение, норманнисты, вече, наместник, полюдье,

§ 13-14, вопросы, сообщения «Выдающиеся личности Древнерусского государства», хронологическая таблица, проект (по выбору учителя и учащихся)

Беседа, проблемные вопросы, тезисный план, схемы «Древнерусские князья», «Теории происхождения государства у вост. славян», «Структура и основные категории населения», «Организация Древнерусского государства», работа с документом, понятийный аппарат, таблица «Функции княжеской власти»







21-22

Формирование различных социально- политических моделей развития древнерусского общества и государства

2

УИНЗ

Проблемная лекция

УППЗ

лабор. урок



Причины раздробления Древнерусского государства. Новгородская республика. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Ордынское владычество: формирование даннических отношений. Эволюция княжеской власти и вечевой организации в период ордынского владычества: точки зрения.


Знать о дискуссии по проблеме причин раздробления Древнерусского государства; том, что в XII – XIII вв. Новгородская земля устойчиво держалась общинно-республиканских форм общежития; причинах и проявлении монархических черт княжеской власти точках зрения на эволюцию княжеской власти и вечевой организации в период владычества.

Уметь: обсуждать проблемные вопросы, высказывать своё мнение: анализировать документ; устанавливать причинно-следственные связи, работать со схемой, картой; структурировать учебный материал в виде схемы, таблицы; осуществлять поиск исторической информации в источниках разного типа

Понятия: новгородская система вечевых органов, дворяне, ордынский выход, даннические отношения, система откупов, перепись населения, баскаки, ярлык, вассалитет, магдебургское право, «восточные» и «западные» политические влияния, республика,

§ 15-16, вопросы, сообщение «Роль монгольского завоевания в истории Руси», эссе «Альтернативы политического развития в период феодальной раздробленности», хронологическая таблица

Беседа, работа с текстом учебника, таблицы «Причины и последствия раздробленности на Руси», «Политические особенности … земли, княжества», тезисный план, понятийный аппарат, работа с дополнительной литературой







23-24

Особенности процесса объединения русских земель

2

УИНЗ

Проблемная лекция

УППЗ

лабор. урок



Причины объединения русских земель. Возвышение Москвы. Роль Твери в процессе становления великорусской государственности. Великое княжество Литовское и Русское: борьба за общерусское лидерство.


Знать о причинах и особенностях объединения русских земель в единое государство; почему лидером в политике «собирания» земель стало Московское княжество; что главным фактором возвышения Москвы стала политическая деятельность московских князей, а не выгоды географического положения; положительном воздействии тверской политики на процесс становления великорусской государственности.

Уметь: анализировать события, высказывания; устанавливать причинно-следственные связи; проводить поиск информации в источниках разного типа определять черты

сходства и отличия в политике московских и тверских князей.



Понятия: преемственность власти, «тихая экспансия», «силовая консолидация», геополитическое положение, уния, феодальная война.

§ 17-18, вопросы

Эссе


«Люди больше походят на свое время, чем на своих отцов» (Марк Блок) «Иван Калита: князь добрый или «подлый сердцем?»

Схемы «Московские и тверские князья», «Великие князья литовские и русские»

Сравнительная таблица «Причины образования центр. госуд. в Запад. Европе и единого Русского государства», таблицы: «Предпосылки объединения русских земель в единое государство», «Присоединение земель к Московскому княжеству», понятийный аппарат









25


Борьба альтернативных вариантов развития России в конце XV- начале XVII в.


1

УИНЗ

Проблемная лекция

УППЗ

семинар


Характер Московского государства во второй половине XVI в. Иван Грозный: альтернативы социально-политического развития страны. Смута и различные варианты эволюции государственного строя.


Знать о том, что освобождение от ордынского владычества и объединение русских земель в единое государство вызвали перемены в характере политической власти; дискуссии, ведущейся в исторической науке по поводу сущности опричной политики Ивана Грозного; попытках возрождения древнерусских традиций взаимоотношения «власти» и «земли» в период Смутного времени.

Уметь: сравнивать устройство русского государства в конце XV века - начале XVI в.; анализировать события, высказывания; устанавливать причинно-следственные связи; работать с картой; анализировать документы; проводить поиск информации в источниках разного типа

Понятия: самодержавие, централизация, Дворец, Казна, Боярская дума, боярин, окольничий, думные дьяки, станы, волости, наместники, волостели, кормление, тиуны, городовые приказчики, Избранная рада, стрелецкие полки, избранная тысяча, губные старосты, земские старосты, целовальник, воевода, «кормленичий окуп».

§ 19-20, вопросы;

Сообщения «Василий III-последний собиратель земли Русской», «Реформы Избранной рады - успех или неудача?», «Опричная политика Ивана Грозного», «Самозванство во времена Смуты»,

«Царевич Дмитрий - судьба и легенды», «Земский собор 1613 г.»

«Полководец М.В.Скопин-Шуйский»,

«Причины и результаты польской интервенции в период Смуты»


Беседа, анализ мнений, работа с картой, проблемные вопросы, тезисный план, схемы, хронологическая таблица, работа с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами







26

Борьба альтернативных вариантов развития России в конце XV- начале XVII в.

1

27-28

Социально-экономическое развитие России

2

УИНЗ

Урок-исследование

УППЗ

семинар


Характер землевладения в X – начале XIII в. Структура землевладельческого населения в X – начале XIII в. Эволюция поземельных отношений в период ордынского владычества. Подземельные отношения в период становления единого Русского государства.


Знать об особенностях социально-экономического развития русских земли в сравнении с западноевропейскими странами; категориях зависимого населения Древнерусского государства изменения структуры землевладения в период становления единого Русского государства; о процессе закрепощения крестьянства в XV – XVII вв.

Уметь: работать с текстом; заполнять таблицу, устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать положение различных слоев населения

Понятия: общинное землевладение, княжеское хозяйство, вотчина, церковное землевладение, княжеский домен, рядовичи, закупы, челядь, холопы, смерды, люди, поместье, помещик, оброк, барщина, Юрьев день, пожилое, «заповедные лета», урочные годы, крепостное право.

§21, вопросы

Эссе «Роль Соборного уложения в формировании крепостного права», «Роль личности в социально-экономическом развитии России»



Работа с текстом. Таблицы: «Основные формы земельной собственности в России XV-XVI в.в.», «Социально-сословная структура российского общества», проблемные вопросы, понятийный аппарат, эссе







29-30

Россия в средневековом мире

2

УИНЗ

Проблемная лекция

УППЗ

презентация



Особенности геополитического положения Древнерусского государства. Геополитическая ситуация на южных границах Древнерусского государства. Европейская политика Древнерусского государства. Эволюция внешней политики в период ордынского владычества на Руси. Московское государство в системе международных отношений: западное направление. Восточное направление внешней политики Московского государства.


Знать об особенностях геополитического положения Древнерусского государства; взаимоотношениях Древней Руси со своими южными соседями, взаимоотношениях Древней Руси с Византийской империей; форме и принципах взаимоотношений Руси с европейскими державами; внешнеполитических приоритетах и национально-государственных интересах Московского государства; стратегических целях московских государей на западном направлении; о стратегических задачах и их реализации на восточном направлении внешней политики Московского государства

Уметь: сравнивать внешнюю политику Русского государства и передовых стран Европы, находить общие и отличительные черты; работать с картой, таблицей; обсуждать проблемные вопросы, высказывать свое мнение, анализировать документы

Понятия: геополитическое положение, геополитическая ситуация.

§ 22, мини-презентации по темам, выбранным учащимися

§ 23, подготовиться к семинару (групповые задания)




Беседа, работа с картой, таблицы







31

Человек в Древности и Средневековье

1

УППЗ

круглый стол



Человек в Древности и Средние века. Представления о времени. Представления о пространстве. Человек и его детство. Наука и знание в Древнем мире и Средние века.


Знать о современных научных представлениях, об основных социальных ролях, которые играл человек в Древности и СредневековьеУметь: находить общие и отличительные черты; таблицей; устанавливать причинно-следственные связи; обсуждать проблемные вопросы, высказывать свое мнение, анализировать документы, работать в группе

Понятия: социальные роли, цивилизация, духовные ценности Древности и Средневековья.

§ 23, материалы для семинара
Проекты (темы выбраны учащимися, предложены учителем)

Анализ документов, беседа, проблемные вопросы, групповая работа







32-33

Повторение: Россия и мир в эпоху Средневековья

2

УППЗ

урок-зачет






Знать: основные вопросы темы, ключевые понятия, выдающихся личностей и каков их вклад в историю




Проекты, индивидуальные и групповые задания

Презентация проектов, понятийный аппарат







Раздел III. Мир в Новое время (31ч)
Тема 4. Россия и мир в раннее Новое время (17ч)


34

Раннее Новое время.


1

УИНЗ

Проблемная лекция

УППЗ

семинар


Ранее Новое время и начало модернизацииВеликие географические открытия и их последствия. Запад и Восток в ранее Новое время. Мануфактурный капитализм: экономика и общество. Возрождение и Реформация.

Знать о сущности процесса модернизации и содержании исторического процесса в ранее Новое время; экономике эпохи мануфактурного капитализма; особенностях социальной структуры европейского общества раннего Нового времени; сущности великой научной революции XVII в.; месте XVIII века в европейской истории

Уметь: устанавливать связь понятий, сравнивать учения Лютера и Кальвина, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать документы

Понятия: модернизация, ранее Новое время, Великие географические открытия, мануфактурный капитализм, мировой рынок, буржуазия, Реформация, Возрождение, лютеранство, кальвинизм, антропоцентризм, гуманизм, рационализм.

§ 24-25, вопросы, проекты (темы сформулированы учащимися)

Беседа, проблемные вопросы, работа с текстом, сравнительный анализ, понятийный аппарат, характеристика, анализ документов







35

От традиционного общества к обществу индустриальному

1

36-37

Россия: особенности перехода к Новому времени

2

УИНЗ

лекция



Когда Россия вступила в Новое время? Каковы черты экономического и социального развития России в Новое время? Россия и Европа. Россия и Азия. Кризис традиционализма.


Знать о том, какие взгляды существуют на время перехода России к Новому времени; чем отличается путь России в Новое время от развития западноевропейских стран в эту эпоху; том, в чем истоки кризиса традиционной модели общественного устройства в России в Новое время.

Уметь: работать с текстом учебника, таблицей, устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристики историческим событиям

Понятия: Новое время, традиционализм, система внеэкономического принуждения, крепостничество, меркантилизм, модернизация, протекционизм

§ 26, вопросы

Доклад «Россия и запад в XVII веке»



Работа с текстом, таблицы







38


Россия: особенности социально-экономического развития в XVII-XVIII вв.

1

УИНЗ

лекция



Российский тип феодализма. Крепостничество. Рост городов и развитие всероссийского рынка. Российская экономика и иностранное влияние. Российская власть и экономика.

.

Знать о характере дискуссий о российском типе феодализма; особенностях становления в России городов и развития городского хозяйства; времени начала формирования и особенностях становления всероссийского рынка, иностранном влиянии на развитие экономической системы России; Уметь: работать с текстом учебника, таблицей, анализировать мнения, давать характеристики историческим событиям

Понятия: российский тип феодализма, крепостничество, Смута, всероссийский рынок

§ 27, эссе «Закрепощение крестьян в России»

Таблица « Три стадии развития промышленности», беседа, тезисный план, понятийный аппарат







39

Россия: особенности социально-экономического развития в XVII-XVIII вв.

1

40

Европейские государства в XVI-XVIII вв.

1

К/У

Формирование абсолютизма. Голландия — первая европейская республика Ново­го времени. Английская революция XVII в.: к парламентаризму и гражданскому обществу.

Просвещенный абсолютизм.



.

Знать о причинах формирования и сущности абсолютизма; роли Английской революции XVII в. в европейской и мировой истории; сущности просвещенного абсолютизма и научных спорах о его исторической миссии.

Уметь: анализировать события, высказывания; работать с картой, текстом учебника; анализировать документы; проводить поиск информации в источниках разного типа; структурировать учебный материал в виде тезисного плана, схемы, таблицы;

Понятия: абсолютизм, абсолютистские формы правле­ния, бюрократия, республика, парламентаризм, просвещен­ный абсолютизм

§ 28, мини-проекты (темы сформулированы учащимися)

Таблицы: «Нидерландская революция 1566-1609 г.г.: задачи, значение», «Причины и итоги Английской революции середины XVII века», анализ документов, тезисный план, работа с текстом учебника, проблемные вопросы, беседа, понятийный аппарат







41


Феномен российского самодержавия


1

УИНЗ

Проблемная лекция

УППЗ

Урок-исследование



Абсолютизм в Европе и России: общее и особенное. Предпосылки и условия формирования самодержав­ной власти в России. Иван Грозный и начало формирования Екатерина II и формирование идеологии абсолютизма. Попытки ограничения самодержавной власти.


Знать о специфике абсолютной власти монарха в Европе и России; факторах исторического пути России, определивших наличие сильной самодержавной власти; дискуссиях вокруг соотношения понятий «самодержавие» и «аб­солютизм о попытках ограничения самодержавной власти в России в XVII—XVIII вв.

Уметь: работать с текстом учебника, сравнивать, находить общее и особенное в абсолютизме Европы и России, анализировать документы, высказывать свое мнение, работать со схемой.

Понятия: абсолютизм, самодержавие, ордынское гос­подство, идеология абсолютизма.

§ 29, мини-проекты (темы сформулированы учащимися)

Беседа, проблемные вопросы, работа с текстом, сравнительный анализ, понятийный аппарат, характеристика, анализ документов, схема государственного управления







42

Феномен российского самодержавия

1

43-44

Особенности социальных движений в России в XVII-XVIII вв.

2

УИНЗ

Лабор.


урок

УППЗ



Социальная политика властей. Причины социальных движений.

Крестьянские восстания. Городские восстания. Движение старообрядцев. Национальные движения.




Знать об общей направленности и содержании социальной политики Рос­сии в XVII—XVIII вв.; основных причинах социальных движений, составе их участников и их требованиях; о причинах и особенностях религиозных выступлений XVII—XVIII вв.; специфике национальных движений в России этого времени.

Уметь: работать с текстом учебника, заполнять таблицу, находить отличие крестьянской войны от крестьянского восстания; устанавливать причинно-следственные связи, работать с картой


Понятия: крестьянское восстание, крестьянская вой­на, крестьянские волнения, крестьянский бунт, кресть­янское выступление, старообрядцы, национальные дви­жения.

§ 30, проекты: «Выдающаяся личность», «Бунташный век»; сообщения (по выбору учащихся)

Таблицы «социальные движения XVII-XVIII в.в.», беседа, работа с текстом учебника, картой, понятийный аппарат







45



Церковь, общество, государство в России в XVII-


1

УИНЗ

Лекция


УППЗ

конференция



Многоконфессиональность. Православие и его роль в жизни российского общества.

Церковь и государство. Конфессиональная политика и межконфессиональные отношения.




Знать о многоконфессиональности как одной из важнейших специфичес­ких черт российского общества;

исторической роли и месте православия в духовной жизни россиян; взаимосвязи и взаимовлиянии Русской православной церкви и российской власти;



Уметь: анализировать события, высказывания; анализировать документы; проводить поиск информации в источниках разного типа

Понятия: многоконфессиональность, иудаизм, право­славие, «народное христианство», секуляризация, конфес­сиональная политика, межконфессиональные отношения, джихад, мюридизм, имамат, конкордат.

§ 31, сообщения о патриархах

Беседа, проблемные вопросы, работа с текстом, сравнительный анализ, понятийный аппарат, характеристика, анализ документов, работа с дополнительной и справочной литературой, Интернет-ресурсами







46

Церковь, общество, государство в России в XVII-XVIII вв.XVIII вв.

1

47-48

Россия – великая европейская держава

2

УИНЗ

Лабор.


урок

УППЗ


Круглый стол


Изменение места и роли России в европейской поля тике в XVI—XVIII вв. Западное направление внешней политики России в XVI—XVIII вв. Южное направление внешней политики. Восточное направление внешней политики.

Россия — великая мировая держава.




Знать о внутренних и внешних факторах, повлиявших на изменение ме­ста и роли России в Европе в XVI—XVIII вв.; о взаимодействии и взаимовлиянии национального самосознания и имперского сознания в условиях становления Российской империи;

о предпосылках и проявлении обретения Россией статуса великой европейской и мировой державы.



Уметь: анализировать события, работать с картой, текстом учебника; анализировать документы; проводить поиск информации в источниках разного типа

Понятия: культурно-конфессиональная изоляция, общеевропейский конфликт, национальное сознание, имперское сознание, великая держава, национальные интересы, государственные интересы.

§ 32, вопросы

Подготовиться к уроку повторения (проекты, рефераты, понятия)



Работа с картой; беседа; понятийный аппарат, эссе « Северная война - рубеж в процессе европеизации России»







49-50

Повторение по теме: Россия и мир в раннее Новое время

2

УППЗ

Россия: особенности перехода к Новому времени

Знать: основные вопросы темы




Повторить основные вопросы, подготовиться к зачету

Презентация проектов, дискуссия, проблемные вопросы, беседа, таблица, схема







Тема 5. Россия и мир в эпоху становления и развития индустриального общества (14ч)

51

Промышленный переворот и формирование индустриального общества во второй половине XVIII -XIX века


1

УИНЗ

Проблемная лекция




Промышленная революция: сущность и значение. Индустриальное общество. Мировой рынок, колониальные империи и империа­лизм. Традиционные общества Востока в условиях европей­ской колониальной экспансии.


Знать о сущности, предпосылках, этапах и последствиях промышленного переворота;

об особенностях и признаках индустриального общества; формировании мирового рынка, складывании колониальных им­перий; положении традиционных обществ Востока в условиях европей­ской колониальной экспансии.



Уметь: устанавливать причинно-следственные связи; определять связь между промышленной революцией и модернизацией; анализировать, делать выводы.

Понятия: промышленный переворот, колониальная экспансия, фабрика, социальная сторона промышленного переворота, промышленная буржуазия, промышленный пролетариат, индустриальное общество, колониальная им­перия, империализм, революция Мэйдзи.

§ 33, эссе «Великобритания - родина промышленной революции», комментарии к мнению «Пролетарский вопрос станет причиной чудовищного взрыва, если общество или правительство ре заметят и не решат его»

Беседа, работа с картой, проблемные вопросы, тезисный план, понятийный аппарат







52-53

Революции и их место в историческом процессе второй половине XVIII-XIX в.

2

К/У

УИНЗ


лабораторный урок

Модернизация и революции Нового времени. Война за независимость английских колоний в Север­ной Америке — Американская революция конца XVIII в. Великая французская революция конца XVIII в. Политическая модернизация и революции 1848—1849 гг.

Знать о современных научных подходах к вопросам о связях между мо­дернизацией и революциями второй половины XVIII—XIX в., их причи­нах и историческом значении; о возможностях и потенциале реформ в решении задач модернизации.

Уметь: устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, делать выводы; работать с картой; таблица.

Понятия: революция, революция и реформы, револю­ция и модернизация, фазы революционного процесса, конституция, термидор, легитимизм, чартистское движение, политические партии

§ 33-35, эссе «Великая французская революция - это «своеобразное вспоминание о будущем»

Беседа, работа с картой, проблемные вопросы, тезисный план, понятийный аппарат







54

Рождение современных идеологий

1

УИНЗ

лабораторный урок



Век Просвещения.

Либерализм.

Консерватизм.

Социализм и радикализм.

Национальные движения и идеологии.


Знать о ключевых идеях философии Просвещения и значении века Про­свещения для европейской и мировой истории; идеологии либерализма, идеологии консерватизма, ее становлении, идейном содержании,

идеологии социализма и радикализма, их идейном содержании.



Уметь: анализировать документы; определять особенности идеологии Просвещения, давать характеристику идей; структурировать учебный материал в виде таблицы, тезисного плана

Понятия: идеология, Просвещение, рационализм либерализм, консерватизм, радикализм, социализм, анархизм, национализм

§ 36, эссе «Представитель века Просвещения»

Беседа, тезисный план; таблица «Идеологии: представители, идеи и учения», работа с текстом учебника, анализ документов, взглядов, точек зрения; понятийный аппарат, схема «Общественные движения»







55-56

Начало становления индустриального общества в России.

2

УИНЗ

Лекция


УППЗ

семинар


Индустриальное общество и особенности перехода к нему России. Демографические процессы. Начало российской индустриализации. Перемены в демографической ситуации и социальной структуре в пореформенный период.


Знать о специфике индустриального общества в России и основных этапах ее перехода к нему; специфике и противоречиях начального этапа российской индус­триализации; демографических и социальных последствиях второго этапа рос­сийской индустриализации; месте и роли России в мировой экономике в конце XIX в.

Уметь: устанавливать причинно-следственные связи; структурировать учебный материал в виде таблицы, тезисного плана

Понятия: индустриальное общество, индустриализа­ция, промышленный переворот, страны «первого эшелона» и «второго эшелона» капиталистического развития, аграрное общество, феодально-крепостническая система, демография; мануфактура

§ 37, вопросы, эссе (темы по выбору учителя и учащихся), сообщения о Ползунове, Кулибине

Беседа, работа с картой, проблемные вопросы, тезисный план, понятийный аппарат, работа с дополнительной литературой, Интернет-ресурсами







57-58

Российские реформы в XIX в.: причины, цели, противоречия

2

УИНЗ

УППЗ



Причины реформ, их цели и задачи. Источники финансирования.

Метод и темпы реформирования. Отношение власти и общества к реформам. Оценка результативности реформ.




Знать о причинах и специфике реформ в России в XVIII—XIX вв.; источниках финансирования российских реформ; составе реформаторов,

об основных точках зрения историков на проблему результативности российских реформ.



Уметь: извлекать необходимую информацию из текста учебника, схем, документов.

Понятия: реформа, контрреформа, модернизация, ис­точники финансирования, аннексии, контрибуции, займы, метод и темпы реформирования

§ 38, таблица «Российские реформы в XIX веке», эссе « В России никакие реформы не могут быть успешными без просвещения населения» Александр I

Беседа, проблемные вопросы, понятийный аппарат







59


Российская власть и общество: поиск оптимальной модели общественного развития.



1


УИНЗ

Лекция


УППЗ

семинар


Эволюция власти. Формирование государственной идеолог Либеральные идеологические доктрины о судьбах России. Истоки российского революционизма. Формирование российской интеллигенции. Национальные элиты и имперские интересы в XIX в.


Знать о представлениях власти об идеальном общественном устройстве в России; неоднородности российских либералов, их различных подходах к обновлению российской действительности; основных направлениях революционной модели переустройства России; месте и противоречивой роли интеллигенции в обновлении страны интересы.

Уметь: выявлять особенности российского либерализма и его отличие от западноевропейского.

Понятия: правовое государство, разделение властей, конституционная монар­хия; всесословные органы местного самоуправления, граж­данское общество, государственная идеология, элиты, имперские интересы.

§ 39-40, рефераты об исторических личностях (на выбор)

§ 41, подготовиться к семинару



Беседа, работа с картой, проблемные вопросы, тезисный план, понятийный аппарат, работа с дополнительной литературой, Интернет-ресурсами, рефераты, схемы «Структура власти», «Революционные движения»






60

Империя и народы

1


61-62

Человек в эпоху становления и развития индустриального общества

2

семинар

Новое восприятие пространства. Человек и техника. Урбанизация: сущность и значение. Человек в повседневной жизни. Человек в движении. Миграции и социальная мобильность.

Знать: как изменилось пространство всемирной истории и России в новое время, в эпоху становления и развития индустриального общества; каковы технические открытия и изобретения, суть новизны миграционных процессов

Уметь: устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, делать выводы; работать с картой; таблица

Понятия: миграции населения, эмиграция, иммигра­ция, урбанизация.

Задания к уроку повторения темы

Беседа, работа с текстом учебника, таблицей; сообщения







63-64

Повторение по теме: Россия и мир в эпоху становления и развития индустриального общества

2

УППЗ, урок контроля ЗУНов, урок-зачет

Индустриальное общество и особенности перехода к нему России.

Знать: основные вопросы темы, понятийный аппарат, выдающихся личностей и их вклад в историю




Раздел III, с. 282-352

Повторить основные вопросы, понятия, темы, подготовиться к зачету



Рефераты, таблица, схема, тесты, понятийный аппарат, работа с Интернет-ресурсами







65-66

Итоговое повторение по теме: «Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время»

2

Повторение обобщение




Знать: основные вопросы темы всего курса, понятийный аппарат, выдающихся личностей и их вклад в историю.







Тестовый контроль







67-68

Резерв

2



























Сокращения: УППЗ - урок практического применения знаний, УИНЗ - урок изучения новых знаний, К/У – комбинированный урок.
скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по истории для 10 класса Составлена на основании программы: история 6-11 классы
461.89kb.
Рабочая программа по истории для 8 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории программы «История России XIX век»
31.7kb.
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса Составлена на основании программы: обществознание 6-11 классы
101.42kb.
Рабочая программа по истории класс VI всего часов на учебный год 70 Количество часов в неделю 2 Учитель: Лисицкая
355.02kb.
Рабочая программа по истории для 7 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории, программы «История России с древнейших времен до конца XVIII века»
31.88kb.
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы»
128.2kb.
Методические рекомендации по курсу «История России с древнейших времен до конца XVIII века». 6-7 классы. Книга для учителя
190.84kb.
Рабочая программа по физике для 10 класса составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 10-11 классы.»
146.58kb.
Программа по истории для 5 класса на 2013 2014 учебный год
251.4kb.
Рабочая программа для элективного курса по истории в 11 классе составлена на основе программы, разработанной Е. Н. Сорокиной «Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века. 10-11 классы»
135.26kb.
Рабочая учебная программа по предмету «история» II ступень 5-9 классы руп составлена на основе программ по истории для общеобразовательных школ
229.14kb.
Программа по Истории России. XIX (8 класс)
300.5kb.