Россошанского района Воронежской области
Рассмотрено
школьным М/О УТВЕРЖДАЮ
Руководитель ШМО __________Директор школы
______ /В. И. Беспалова/ ______ /С. А. Брянцева/
Протокол №____от «___» _______20___г. Приказ №____от «___» _______20___г.
Рабочая программа
по истории
класс VIII
Всего часов на учебный год - 70
Количество часов в неделю - 2
Учитель:
Лисицкая
Наталья
Ивановна
Категория -1
Стаж работы – 27 лет
2013 г.
Пояснительная записка
к рабочей программе по Новой истории. 1800-1900гг.
(8 класс)
Данная рабочая программа разработана на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089; Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.
В основу данной рабочей программы положен комплексный подход к изложению событий мировой истории. В программе не выделяется в качестве приоритетной какая-либо из сторон общественной жизни, а предлагается рассматривать их в совокупности и взаимосвязи. Рабочая программа рассчитана на 31 час, при 2 часах в неделю.
XIX век – важный этап в истории человечества, когда рождается и получает свое развитие индустриальное общество. Перерастание традиционного общества в общество индустриальное происходит в процессе модернизации, которая охватывает все сферы жизни общества: демографические процессы, экономику, политику, духовную жизнь. В истории это время ознаменовалось обострением противоречий между необходимостью модернизации и традиционными ценностями национальной государственности и общественной жизни. Этот конфликт с одной стороны стал двигателем невиданного ускорения экономического и культурного прогресса нашей страны, а с другой сформировал предпосылки социально-политических потрясений начала XX века.
Цель: образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе на основе осмысления исторического опыта.
Задачи:
формирование ориентиров для гражданского, социального, культурного самоопределения в окружающем мире;
овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества;
развитие способности анализировать полученную информацию;
формирование умения применять полученные знания в общении, в современном обществе.
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе:
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
умение различать факты, мнения, доказательства;
умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, искать оригинальные решения;
умение передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, передающие прослушанную и прочитанную информацию (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта;
умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения.
Учебно-тематическое планирование по Новой истории
в 8 классе на 2012-2013 уч. год. (31 ч.)
№ п/п
Программная тема
Колич. часов
1
Становление индустриального общества.
9
2
Строительство новой Европы.
8
3
Страны Западной Европы в конце Х1Х в. Успехи и проблемы индустриального общества.
5
4
Две Америки.
3
5
Традиционные общества в Х1Х веке: новый этап колониализма.
4
6
Международные отношения: обострение противоречий.
2
Итого
31
Литература:
Юдовская А. Я., Баранов П. А. - Всеобщая история. История Нового времени 1800-1900гг., учебник 8 класс, М. Просвещение, 2012г.
Кочетов Н. С. - Новая история, поурочные планы, Волгоград: Учитель, 2006г.
Соловьёв К. А. – Поурочные разработки по новой истории, Москва «ВАКО», 2009г.
Календарно-тематическое планирование
по Новой истории. 1800-1900гг.
8 класс (31час)
№
урока
Тема
Урока
Тип урока
Понятия
Контроль
Планируемые
результаты
освоения
материала
Дом.
задание
Дата
предпо
лагаемая
Факт.
1 четверть (18 часов)
Становление индустриального общества (9ч)
1-2
Индустриальные революции: особенности промышленного переворота начала XIX века.
Уметь делать сообщения, используя межпредметные связи; доказывать свою точку зрения и участвовать в дискуссии; слушать товарищей и анализировать их ответы.
с.1-5
§ 1-2
03.09
05.09
3.
Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности.
Комбини
ро
ванный
Миграция и эмиграция населения
Тест
Рационально выполнять задания и определять круг информации, необходимой для решения проблем; доказывать свою точку зрения и выслушивать мнения товарищей.
§ 3
10.09
4.
Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность.
Комбиниро
Ванный
Новая картина мира
Актуализировать ранее полученные знания и самостоятельно подготавливать сообщения по определенной проблеме.
§ 4
12.09
5.
Наука: создание научной картины мира.
Круглый стол
Научная революция, теория Дарвина
Тест
Уметь выступать публично, участвовать в дискуссии, актуализировать полученную информацию
§ 5
17.09
6.
Х1Х век в зеркале художественных изысканий. Литература.
Круглый стол
Романтизм, критический реализм
Уметь объяснять свою точку зрения.
§ 6
19.09
7.
Искусство в поисках новой картины мира.
Урок-семинар
Уметь выступать публично, участвовать в дискуссии, актуализировать полученную информацию
§ 7-8
24.09
8.
Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство.
Комбинированный
Либерализм, консерватизм, социализм, анархизм
Вопросы учебника
Составлять таблицу, самостоятельно работать с текстом.
§ 9-10
26.09
9.
Подведём итоги.
Контроль
ный
Тест
С. 89-91
01.10
Строительство новой Европы (8 часов)
10.
Консульство и образование наполеоновской империи.
Консульство, авторитарный режим, плебисцит, амнистия, франк, рекрутский набор
Тест
Уметь извлекать нужную информацию для решения познавательных задач; вести дискуссию; высказывать оценочные суждения.
§ 11
03.10
11.
Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.
Венский конгресс,
Священный союз
Вопросы
Уметь вести дискуссию; оценивать события; формировать личностное отношение к изучаемому вопросу
§ 12
08.10
12.
Великобритания: сложный путь к величию и процветанию.
Чартизм,
мастерская мира,
викторианская эпоха
Тест
Использовать документы для ответов на поставленные вопросы; оценивать события с позиций представителей разных слоев населения; формировать личностное отношение к изучаемому вопросу
§ 13
10.10
13.
Франция от революции 1830 года к политическому кризису.
Конституционно-монархический режим, республиканские тайные общества
Уметь анализировать, сравнивать, делать выводы и аргументировать их фактами; создавать обобщенные образы представителей различных слоев населения и оценивать события с их позиций
§ 14
15.10
14.
Революция 1848 года во Франции. Вторая империя.
Вторая республика, вторая монархия
Тест
Уметь размышлять и делать оценочные суждения; выделять причинно-следственные связи; воссоздавать исторические образы и создавать обобщенные образы людей изучаемой эпохи
§ 15
17.10
15.
Германия: на пути к единству.
Канцлер,
Северогерманский союз
Вопросы
Уметь извлекать необходимые знания из основных и дополнительных текстов; делать сообщения; давать оценку исторических явлений и исторических деятелей
§ 16
22.10
16.
Борьба за объединение Италии.
Карбонарии
Тест
Уметь моделировать различные ситуации с целью обсуждения проблемы; вести коммуникативный диалог; делать оценочные суждения; вскрывать причинно-следственные связи.
§ 17
24.10
17.
Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна.
Оппозиция, коммунары, версальцы, реванш
Тест
Уметь воссоздавать исторические образы; вести коммуникативный диалог; делать выводы и прогнозы возможного развития международных отношений.
§ 18
29.10
Страны Западной Европы в конце Х1Хв.
Успехи и проблемы индустриального общества. (5 ч)
18.
Германская империя: борьба за «место под солнцем».
Комбинированный
Милитаризация, лицензия, пангерманизм, шовинизм
Вопросы
Уметь воссоздавать исторические образы; анализировать и выделять главное; аргументировать свою точку зрения и выслушивать мнения товарищей.
§ 19
31.10
2 четверть (13 часов)
19.
Великобритания: конец Викторианской эпохи.
Комбинированный
Гомруль,
Антанта, лейбористская партия
Тест
Уметь переносить знания в новые ситуации; воссоздавать исторические образы; рационально выполнять задания и определять круг информации, необходимой для решения проблемы.
§ 20
12.11
20.
Франция: Третья республика.
Комбинированный
Радикал,
коррупция,
атташе
Составл. таблицы
Уметь переносить на изучаемый материал ранее полученные знания; делать сравнительный анализ и выделять главное
§ 21
14.11
21.
Италия: время реформ и колониальных захватов.
Лекция с элементами беседы
Арбитр
Уметь рационально выполнять задания; логически осмысливать и излагать информацию; сравнивать и анализировать
§ 22
19.11
22.
От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса.
Комбинированный
Национальное возрождение,
двуединая монархия,
империя
Вопросы
Уметь переносить знания в новые ситуации; аргументировать свою точку зрения; вести диалог
§ 23
21.11
Две Америки. (3ч)
23.
США в XIX веке.
Комбинированный
Акр,
гомстед, расизм,
реконструкция,
аболиционизм
Вопросы
Уметь переносить знания в новые ситуации; аргументировать свою точку зрения; сравнивать, делать выводы
§ 24
26.11
24.
США: империализм и вступление в мировую политику.
Комбинированный с элементами лабораторн.работы
Олигархия,
резервация,
прогресс. эра,
дипломатия «большой дубинки»,
«дипломатия доллара»
Таблица
Уметь делать выводы и высказывать свои суждения; самостоятельно работать с источниками; вести дискуссию с одноклассниками
§ 25
28.11
25.
Латинская Америка в XIX в: время перемен.
Комбинированный
Каудильо,
клан,
гаучо,
латиноамериканский. «плавильный котел»
Тест
Уметь воссоздавать исторические образы; анализировать и выделять главное; определять круг информации, необходимой для решения проблемы, причины и следствия.
§ 26
03.12
Традиционные общества в Х1Х веке: новый этап колониализма. (4ч)
26.
Япония на пути модернизации.
Комбинированный с элементами дискуссии
«Закрытие» страны,
«открытие» страны,
экстерриториальность, сёгун, Ямато,Мэйдзи
Вопросы
Делать оценочные суждения; определять знания, необходимые для решения проблемных и познавательных заданий.
§ 27
05.12
27.
Китай: традиции против модернизации
Комбинированный с элементами дискуссии
Тайпины,
ихэтуани,
политика самоусиления
Вопросы
Делать сравнительный анализ, излагать свои идеи и приводить убедительные доказательства; вести диалог и участвовать в дискуссии; делать сообщения.
§ 28
10.12
28.
Индия в XIX веке
Комбинированный с элементами дискуссии
Сипаи, ИНК,
«крайние»,
«умеренные»
Вопросы
Иметь знания о традиционном и индустриальном обществах; решать познавательные задания; использовать произведения художественной литературы;
§ 29
12.12
29.
Африка: континент в эпоху перемен.
Урок изучения нового
Тотемизм,
анимизм,
завершение территориального раздела.
Тест
Использовать межпредметные и межкурсовые связи; делать сравнительный анализ; выделять общее и особенное.
Развивать творческие способности, вступать в дискуссию с товарищами, с авторами учебников, с учителем; решать проблемы.
§ 31
19.12
31.
Итоговое повторение
Контроль
ный
Контрольная работа
Владеть всеми необходимыми умениями и навыками, указанными в программе.
С. 284
24.12
Пояснительная записка
к рабочей программе по Истории России. XIX век.
(8 класс)
Данная рабочая программа разработана на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа рассчитана на 39 часов, при 2 часах в неделю.
В основу данной рабочей программы положен комплексный подход к изложению событий мировой и отечественной истории. В программе не выделяется в качестве приоритетной какая-либо из сторон общественной жизни, а предлагается рассматривать их в совокупности и взаимосвязи.
XIX век – важный этап в истории человечества, когда рождается и получает свое развитие индустриальное общество. Перерастание традиционного общества в общество индустриальное происходит в процессе модернизации, которая охватывает все сферы жизни общества: демографические процессы, экономику, политику, духовную жизнь. В истории России это время ознаменовалось обострением противоречий между необходимостью модернизации и традиционными ценностями национальной государственности и общественной жизни. Этот конфликт с одной стороны стал двигателем невиданного ускорения экономического и культурного прогресса нашей страны, а с другой сформировал предпосылки социально-политических потрясений начала XX века. В соответствии с указанными особенностями изучаемого периода истории человечества были поставлены следующие цели изучения Истории в 8 классе:
Цели курса:
Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в XIX веке;
Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих задач:
Задачи курса:
Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину.
Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.
4.Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знание хронологии, умение устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
Умение характеризовать исторические факты, группировать по различным событиям.
Умение читать историческую карту.
Умение анализировать, сравнивать события и явления.
Умение давать свою оценку историческим событиям, дискутировать.
Учебно-тематическое планирование по истории России. Х1Х век.
в 8 классе на 2012-2013 уч. год. (39 ч.)
№ п/п
Программная тема. Содержание.
Колич. ч.
1
Россия в первой половине Х1Х века.
Внутренняя и внешняя политика Александра 1. Отечественная война 1812 года. Династический кризис. Восстание декабристов. Крымская война. Правление Николая 1. Образование и наука. Русские первооткрыватели и путешественники.
17
2
Россия во второй половине Х1Х века.
Крестьянская реформа 1861 года. Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права. Общественное движение: либералы и консерваторы. Внутренняя и внешняя политика Александра III. Просвещение и наука Литература и изобразительное искусство. Архитектура, музыка, театр.
22
Итого
39
Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г (Сборник нормативных документов. История/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – 2-у изд. – М.:Дрофа, 2008. – 150 с.)
Учебники:
Данилов А.А. История России, XIX век. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2010г.
Календарно-тематическое планирование
по истории России. XIX век.
8 класс (39 часов)
№ урока
Тема
урока
Тип урока
Понятия
Контроль
Планируемые
результаты
Дом.
зада
ние
Дата
Предпо
лагаемая
Факти
ческая
Россия в первой половине Х1Х века (17 часов)
2 четверть (1 час)
1.
Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.
Урок изучения нового материала
Либерализм,
самодержавная власть Негласный комитет; амнистия; «вольные хлебопашцы»
Вопросы
Знать годы царствования Александра I; называть характерные черты внутренней политики Александра I; делать оценочные суждения
с.5-6
§ 1
26.12
3 четверть (20 часов)
2.
Внешняя политика Александра I в 1801-1806 гг.
Комбиниро
ванный
Коалиция
Конвенция
Сейм
Называть основные цели, задачи и направления внешней политики страны,
уметь показывать их на карте; давать оценку результативности внешней политики страны.
§ 2
14.01
3.
Реформаторская деятельность М.М.Сперанского.
Комбиниро
ванный
Реформа,
разделение властей,
политические права,
избирательное право
Вопросы
Определять предпосылки и содержание реформаторских проектов М.М. Сперанского;
знать причины их неполной реализации и последствия принятых решений; давать оценку реформам.
§ 3
16.01
4.
Отечественная война 1812 г.
Урок-практи
кум
Отечественная война
Генеральное сражение
партизаны
Работа по карте
Знать хронологические рамки Отечественной войны 1812 г.;
перечислять планы сторон, характер войны, ее основные этапы, полководцев и участников войны; называть и показывать по карте основные сражения
§ 4
21.01
5.
Заграничные походы русской армии. Внешняя политика России 1813-1825 гг.
Комбинированный
Битва народов,
Восточный вопрос,
Венский конгресс,
Священный союз
Объяснять цели и результаты заграничного похода 1812-1814 гг.; называть и показывать по карте основные сражения, основные направления внешней политики страны в новых условиях; давать оценку результативности внешней политики страны.
§ 5
23.01
6.
Внутренняя политика Александра I в1815-1825 гг.
Лабора
торное занятие по учебнику и документу
Гражданские свободы
Автономия
Мистицизм
Вопросы
Объяснять причины и последствия изменения внутриполитического курса Александра I в 1815-1825 гг.; давать оценку внутренней политики; уметь извлекать нужную информацию для решения познавательных задач дискуссионного типа
§ 6
28.01
7.
Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г.
Комбинированный
Тарифный устав
Военные поселения
Тест
Называть характерные черты социально-экономического развития после Отечественной войны 1812 г.;
объяснять причины экономического кризиса 1812-1815 гг.
§ 7
30.01
8.
Общественное движение при Александре I.
Комбинированный
Общественное движение,
либерализм,
тайное общество,
конституция,
масоны
Называть причины возникновения общественного движения; знать определяющие черты, основы идеологии, основные этапы развития движения; давать общую характеристику программным документам, находить общие и отличительные черты в них
§ 8
04.02
9.
Династический кризис 1825 года. Восстание декабристов.
Урок-практикум
Династический кризис,
каре,
цензура
Вопросы
Объяснять цели, планы и результаты деятельности декабристов; оценивать историческое значение восстания декабристов; уметь анализировать текст документа, выделять его основные положения
§ 9
06.02
10.
Внутренняя политика Николая I.
Урок-семинар
Свод законов,
государственные крестьяне,
обязанные крестьяне,
жандарм
Сообще
ния
Знать годы царствования Николая II; называть характерные черты внутренней политики Николая I; уметь делать оценочные суждения, вскрывать причинно-следственные связи; вести диалог и участвовать в дискуссии
§ 10
11.02
11.
Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг. XIX века.
Комбинированный
Кризис крепостной системы,
«капиталистые» крестьяне
Вопросы
Называть характерные черты социально-экономического развития; уметь приводить примеры из текста, подтверждающие собственную позицию; уметь объяснять позицию одноклассников.
§ 11
13.02
12.
Внешняя политика Николая I в 1826-49 гг.
Урок изучения нового материала
«Международный жандарм»
Тест
Определять основные направления внешней политики страны; выделять причины кризиса в международных отношениях со странами Запада; давать оценку итогам войн России
§ 12
18.02
13.
Общественное движение в годы правления Николая I.
Комбинированный
Западники,
славянофилы,
общинный социализм
Называть существенные черты идеологии и практики общественных движений;
делать сравнительный анализ позиций западников и славянофилов; уметь высказывать свою оценку в отношении общественных идей изучаемого периода
§ 13
20.02
14.
Крымская война 1853-1856 гг.
Урок-практикум
План
Знать дату войны, ее причины и характер; показывать на карте места военных действий; знать полководцев и участников; объяснять значение и итоги Парижского мирного договора; уметь давать общую оценку ходу войны
§ 14
25.02
15.
Образование и наука. Русские первооткрывате
ли и путешественники.
Комбинированный
Сословность образования,
экспедиция
Сообще
ния
Называть выдающихся представителей и достижения российской науки; уметь делать сообщения; давать оценку работе одноклассников, подготовленным ими сообщениям
§ 15-16
27.02
16.
Художественная культура. Быт и обычаи.
Лабораторное занятие по учебнику и документу
Классицизм,
сентиментализм,
романтизм,
реализм,
русский ампир,
русско-византийский стиль
Сообще
ния
Называть выдающихся представителей и достижения российской культуры; актуализировать ранее полученные знания и самостоятельно подготавливать сообщения по определенной проблеме; уметь извлекать необходимую информацию из сообщений одноклассников
§ 17-18
04.03
17.
Россия в I половине XIX века.
Контроль
ный
Контроль
ная работа № 1
Владеть всеми необходимыми умениями и навыками, указанными в программе.
06.03
Россия во второй половине Х1Х века (22 часа)
18.
Накануне отмены крепостного права.
Урок-практикум
Недоимки,
политический режим
Называть предпосылки отмены крепостного права; излагать причины отмены крепостного права; вести коммуникативный диалог, делать оценочные суждения
§ 19
11.03
19.
Крестьянская реформа 1861 года.
Комбинированный
Рескрипт,
временнообязанные крестьяне,
отрезки,
уставные грамоты,
мировые посредники
Таблица
Называть альтернативные варианты отмены крепостного права; знать основные положения крестьянской реформы; объяснять значение отмены крепостного права
§ 20
13.03
20.
Либеральные реформы 1860-70-х гг.
Лабораторное занятие по учебнику и документу
Вольнослушатель,
апелляция,
конституционное правление,
правовое государство
Вопросы
Называть основные положения реформы местного самоуправления, судебной, военной реформ; знать реформы в области просвещения; извлекать необходимые знания из основных и дополнительных текстов;
§ 21-22
18.03
21.
Либеральные реформы 1860-70-х гг.
Лабораторное занятие по учебнику и документу
Вольнослушатель,
апелляция,
конституционное правление,
правовое государство
Вопросы
Называть причины проведения либеральных реформ 60-70-х гг.; приводить оценки характера и значения социальных реформ
§ 21-22
20.03
4 четверть (18 часов)
22.
Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права.
Урок изучения нового
Отработочная система,
концессия,
кредит,
пошлина,
стачка
Называть отличия капиталистических и феодальных черт экономики;
знать особенности развития пореформенной промышленности и с/х; называть основные направления экономической политики государства
§ 23
01.04
23.
Общественное движение: либералы и консерваторы.
Комбинированный
Народное представительство,
национализм,
публичность,
радикальный,
устои
Вопросы
Называть существенные черты идеологии практики консерватизма и либерализма; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов; выявлять общность и различия сравниваемых исторических явлений; излагать суждения о причинах и последствиях: возникновения общественных движений
§ 24
03.04
24.
Зарождение революционного народничества и его идеология.
Урок-практикум
Народничество,
революционеры,
разночинцы,
анархисты,
революционный террор,
«хождение в народ»
Таблица
Называть существенные черты идеологии практики радикального общественного движения; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов; излагать суждения о причинах и последствиях возникновения общественных движений
§ 25-26
08.04
25.
Внешняя политика Александра II.
Урок-семинар
Союз трех императоров,
«Священная война»
Сообще
ния
Называть цели и основные направления внешней политики 60-70-х гг.; давать характеристику европейской политики России; характеризовать политику России в Средней Азии; показывать на карте основные направления внешней политики и места военных действий.
§ 27
10.04
26.
Русско-турецкая война 1877-78 гг.
Комбинированный
Балканский кризис,
национально-освободительная война
Работа по карте
Называть причины русско-турецкой войны; выделять особенности этой войны; используя карту, рассказывать о главных сражениях этой войны;
Знать итоги русско-турецкой войны; оценивать реакцию крупнейших европейских держав на успехи русских войск.
§ 28
15.04
27.
Внутренняя политика Александра III.
Урок-лекция
Переселенческая политика,
циркуляр,
контрреформа,
инспектор,
крамола,
полицейское государство,
реакция,
сектанты,
черта оседлости
Давать оценку личности Александра III; называть основные черты внутренней политики первого периода правления Александра III; знать факторы, оказавшие решающее воздействие на внутреннюю политику императора; выделять основные направления внутренней политики императора; давать сравнительные характеристики внутренней политики разных императоров, находить общие и различные черты
§ 29-30
17.04
28.
Экономическое развитие в годы правления Александра III.
Комбинированный
Акциз,
акция,
биржа,
винная монополия,
косвенные налоги
Вопросы
Называть основные черты экономической политики Александра III; сравнивать экономические программы Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградского; знать экономическую программу С.Ю. Витте; объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградского и С.Ю. Витте
§ 31
22.04
29.
Положение основных слоев общества.
Урок-игра
Меценатство,
станица,
требник
Называть новые группы, появившиеся в российском обществе, указывать причины их появления; характеризовать основные сословия и классы российского общества
§ 32-33
24.04
30.
Общественное движение в 80-90-х гг. XIX века
Комбинированный
Подоходный налог,
марксизм
Сообще
ния
Называть организации и участников общественного движения, существенные черты идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных)
§ 34
29.04
31.
Внешняя политика Александра III.
Комбинированный
Сепаратный мир,
мобилизация
Работа по карте
Называть цели и основные направления внешней политики Александра III; характеризовать новые черты внешней политики; комментировать высказывания историков современников Александра III; показывать на карте основные направления внешней политики и места военных действий.
§ 35
01.05
32.
Просвещение и наука.
Урок-семинар
Рецидив,
гуманитарные науки,
естественные науки
Сообще
ния
Понимать особенности системы образования конца XIX века; указывать причины, которыми был обусловлен рывок в развитии отечественной науки; знать о крупных научных открытиях отечественных ученых.
§ 36-37
06.05
33.
Литература и изобразительное искусство.
Урок-семинар
Рецидив,
гуманитарные науки,
естественные науки
Сообще
ния
Понимать особенности системы образования конца XIX века; знать характерные черты русской литературы XIX века
§ 36-37
08.05
34-35.
Архитектура, музыка, театр, народное творчество.
Быт народа.
Урок-семинар
Художники-передвижники
Сообще
ния
Уметь характеризовать особенности культуры указанного периода; называть изменения, произошедшие в образе жизни населения; понимать суть урбанизации;
указывать особенности образа жизни русского человека конца XIX века