Главная стр 1
скачать
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Садковская основная общеобразовательная школа





Рассмотрена и рекомендована к утверждениюМетодическим советом

Протокол № ___ от_______2013 г



«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_______ Пащенко Л.И.

«___»________2013 г.




«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ Садковской ООШ

_________ К.Р. Ибрагимов

«___»________20__ г.

Приказ № ___ от______2013г.



Рабочая программа

по курсу «Детская риторика»

для 3 класса



2013-2014 уч. год
Автор: Романова Л.А.

Стаж: 23года

Образование: высшее

Категория: II




Пояснительная записка
Рабочая программа по «Детской риторике» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования и авторской программы Т. А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская. Учебно-методический коплект представлен учебной тетрадью Т. А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская.»Детская риторика: в рассказах и рисунках» 4 класс в 2 частях. М. ,Ювента; Баласс, 2012.

На изучение предмета в 4 классе отведено 34 часов в год (1час в неделю). Темы занятий сформулированы согласно авторским методическим рекомендациям. Изучение курса «Детская риторика» с точки зрения реализации поставленных стандартных целей образования.



Цели обучения риторике:

-формирование коммуникативно-риторических умений и навыков;

-формирование понятийных и инструментальных знаний.

В ходе её достижения решаются следующие задачи:

-формирование умения анализировать и оценивать общение и речь;

-формировать умения общаться, создавать тексты, речевые жанры.



Распределение курса по темам:

Общение (10 часов)

текст (11 часов)

речевые жанры (5 часов)

РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ (4 часов)



обобщение (4 часа)

Календарно-тематическое планирование по курсу «Детская риторика» в 4 классе

№ п.п.

Раздел, тема

Кол-во часов

Основные виды деятельности

Дата по

плану

факту

Общение (10 часов)

1

Вспоминаем: говорение и слушание, чтение и письменная речь

1

Называть компоненты речевой ситуации.

Объяснять, почему их нужно учитывать для того, чтобы общение было успешным.

Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении.

Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д.

05/09/2013




2

Общение устное

и письменное. Пять вещей должны все знать



1

12/09/2013




3

Улыбайся чаще. Когда мы вместе

1

Объяснять значение улыбки как средства для установления и поддержания контакта, выражения доброжелательного и внимательного отношения к собеседнику.

Демонстрировать уместное использование улыбки в разных ситуациях общения.

19/09/2013




4

Улыбка в жизни помогает

1

26/09/2013




5

Словесные и несловесные средства общения. Быстрые стихи

1

Называть словесные и несловесные средства устной речи.

Объяснять роль пауз, логических ударений.

Определять уместность употребления несловесных средств при устном общении.

Демонстрировать уместное употребление несловесных средств.

03/10/2013




6

Речевые отрезки

и паузы


1

10/10/2013




7

Выделяем важные слова. Стихи, скороговорки и заклички

1

17/10/2013




8

Утешить – помочь, утешить – поддержать

1

Называть этикетные формулы утешения.

Реализовывать этикетный жанр утешения в зависимости от речевой ситуации.

Определять ситуации, необходимость и возможности утешения не только словом, но и делом.

24/10/2013




9

О чем мне сказала анкета. Оцениваем слушателя

1







10

Какой я читатель? Моя библиотека. Книга в жизни человека

1

Оценивать себя как слушателя.

Оценивать себя как читателя.







текст (11 часов)


11

Яркие признаки текста. Тексты аргументированные

и неаргументированные



1

Моделировать рассуждение, повествование, описание на одну и ту же тему в зависимости от предложенных начальных и конечных предложений – абзацев.

Называть признаки текста.

Подбирать завершающие предложения (абзацы) к незавершённым текстам.







12

Абзацные отступы. Вступительный, основной, завершающий абзацы

1







13

Завершающие абзацы

1







14

Что такое запрет. Строгий и мягкий запреты. Запрещаю – предостерегаю

1

Анализировать жанр запрета, его соответствие речевой ситуации.

Реализовывать жанр строгого и мягкого запрета в зависимости от ситуации общения.







15

Какие знаки ты знаешь? Символы

и знаки – копии



1

Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни.

Различать знаки-символы и знаки-копии.

Называть языковые знаки.

Составлять опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков.

Воспроизводить по опорному конспекту услышанное и прочитанное.







16

Опорные конспекты

1







17

Деловое и художественное описание. Мы пишем описания

1

Различать описания разных стилей.
Реализовывать описания двух разных стилей.

Анализировать оценочное высказывание с точки зрения его убедительности и вежливости.

Вежливо и убедительно оценивать чужую работу, характер и т.д.









18

Что такое вежливая оценка. Убедительная оценка

1







19

Основные части рассуждения

1







20

Аргументы. Структура аргументов

1







21

Во-первых, во-вторых, в-третьих. Вступление и заключение

1

Выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение (если все эти части есть) в рассуждении.
Анализировать факты и вывод в рассуждении, убедительность доказательств.
Реализовывать рассуждение с несколькими доказательствами.









речевые жанры (5 часов)



22

Словарная статья

1

Анализировать словарную статью.

Реализовывать словарную статью к новым словам.







23

Что такое рассказ, его части

1







Анализировать типичную структуру рассказа.

Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни.

.


24

Сочиняем рассказ

1







25

Что такое информация. Кто и о чем пишет в газете

1

Отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию.
Называть особенности содержания и речевого оформления информационных жанров.
Анализировать информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям.
Реализовывать хронику, информационную заметку в газету, подпись под фотографией в зависимости от коммуникативной задачи, адресата и т.д.







26

Газетная информация. Факты, события и отношение

к ним


1







РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ (4 часов)

27

Информационные жанры

1

Отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию.
Называть особенности содержания и речевого оформления информационных жанров.
Анализировать информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям.
Реализовывать хронику, информационную заметку в газету, подпись под фотографией в зависимости от коммуникативной задачи, адресата и т.д.







28

Хроника

1







29

Информационная заметка

1







30

Подпись под фотографией

1







обобщение (4 часа)

31

Говорю, пишу, читаю, слушаю. Слово. Речевые жанры

1

Приводить примеры связи используемых людьми видов речевой деятельности.

Называть изученные речевые жанры.

Приводить примеры жанров и ситуаций, в которых они используются.

Называть этикетные речевые жанры.

Разыгрывать этикетные диалоги по всем изученным в 1–4-м классах жанрам.

Оценивать свои речевые привычки.

Формулировать правила эффективного общения.

Объяснять роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач.







32

Этикетные жанры и слова вежливости. Этикетные диалоги

1







33


Речевые привычки

Учись красноречию. Майская га-

зета


1














34

Практическая работа (защита творческого проекта)

1












Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса риторики в 4-м классе является формирование следующих умений:

объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;

отличать истинную вежливость от показной;

адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;

учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;

осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;

анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;

поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;

оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;

осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;

анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;

классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;

реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;

признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;

различать описания разных стилей – делового и художественного;

продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;

анализировать словарные статьи;

реализовывать словарные статьи к новым словам;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;

воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;

анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;

слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;

редактировать текст с недочётами.



Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

различать общение для контакта и для получения информации;

учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;

– уместно использовать изученные несловесные средства при общении;

определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;

называть основные признаки текста, приводить их примеры;

называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;

продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;

вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;

анализировать типичную структуру рассказа;

рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;

знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;

продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;

объяснять значение фотографии в газетном тексте;



реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.
скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по курсу «Детская риторика» для 3 класса
113.59kb.
Программа кружка «Детская риторика» («Риторика повседневного общения») для учащихся 6-10 лет
727.66kb.
Рабочая программа по курсу риторика (предмет) для 2 а класса
198.57kb.
Рабочая программа по курсу «Риторика» разработана на основе программы «Риторика» Т. А. Ладыженской, Н. В. Ладыженской
1124.07kb.
Программа факультативного курса «Риторика» разработана на основании программы «Детская риторика»
118.98kb.
Разработала Микова Людмила Николаевна 2012 2013 учебный год пояснительная записка к курсу «Изобразительное искусство» рабочая программа
199.29kb.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (факультатив «Риторика») для 5» б» класса учителя русского языка
119.02kb.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования (2009г.), Примерной программы начального общего образования по курсу «Детская риторика»
154.71kb.
Рабочая программа по курсу «Истоки» для 1 класса 2013-2014 уч год
94.28kb.
Программа курса «Детская риторика»
300.35kb.
Программа курса «Детская риторика»
300.36kb.
Романова Владимира Артуровича категория по учебному курсу: Информатика и ит 9 класс Базовый уровень пояснительная записка рабочая программа
228.27kb.