Главная стр 1
скачать
МКУ «Новопетропавловская средняя

общеобразовательная школа»

Программа одобрена на заседании педагогического совета школы, от «___» __________________200__ г.

Утверждаю:

Директор ОУ

___________________Жиделева И.Л




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ
«ИСТОРИЯ»

Класс 7

2010 год

Рабочая программа по учебному предмету « История» для 6 класса (Муниципальное казенное образовательное учреждение « Новопетропавловская средняя общеобразовательная школа»)


Составитель: Макерова Марина Александровна, учитель истории и обществознания первой категории, МКОУ «Новопетропавловская средняя общеобразовательная школа».


Рецензент: Чуйкова Надежда Васильевна, руководитель КМО учителей гуманитарного цикла. Учитель русского языка и литературы.

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кустового методического объединения учителей гуманитарного цикла Новопетропавловского ТШО протокол № _______ от _____________2010 г.

Согласовано.

Зам по УВР __________________ Н.К.Согласова

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по истории для 7 класса составлена с учетом временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования, УМК по истории, УМК по истории (авторы А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, А.Я.Юдовская)

Программа распределяет учебные часы по разделам и темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Программа выполняет две основные функции:



Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Рабочая программа содержит:



  • пояснительную записку;

  • требования к уровню усвоения истории в 6 классе;

  • учебно-тематический план;

  • содержание тем учебного курса;

  • контроль уровня обученности;

  • перечень литературы.

  • приложение


Общая характеристика учебного предмета

В Новопетропавловской школе Далматовского района изучение истории начинается с 5 класса, то есть курс 7 класса относится к третьему году обучения.

Данная рабочая программа предусматривает приведение учебно-методического комплекта по истории для 7 класса авторов А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, А.Я.Юдовская в соответствие с учетом временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования, с учетом особенностей образовательного процесса в Новопетропавловской школе. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Основные содержательные линии рабочей программы в 7 классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории».



Особенности структуры и содержания программы

Содержательная линия изучения истории на ступени основного общего образования направлена на приобретение учащимися исторических знаний, приведённых в простейшую пространственно – хронологическую систему; на формирование умений оперировать исторической терминологией, в соответствии со спецификой определённых эпох, знакомство с основными способами исторического анализа.

Внутренняя периодизация в рамках курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала.

В результате изучения курса учащиеся должны:


  • называть даты важнейших событий социальных выступлений, военных походов и компаний; называть места и обстоятельства этих событий, выступлений походов, крупнейших государственных деятелей, военачальников, ученых, представителей культуры;

  • показывать на исторической карте рост территории, крупнейшие центры торговли, промышленности;

  • описывать положение и образ жизни основных сословий;

  • составлять описание памятников, предметов труда, зданий, произведений искусства;

  • соотносить общие факты и процессы становления абсолютизма, закрепощения крестьян, социальных движений;

  • называть характерные и существенные черты экономического, социального, духовного и политического развития;

  • объяснять значение основополагающих понятий курса: смута, абсолютизм, дворцовые перевороты, просвещенный абсолютизм, крепостничество, мелкотоварное производство, всероссийский рынок, мануфактура, церковный раскол;

  • сравнивать социально-экономическое развитие, положение сословий, результаты войн, крестьянских выступлений;

  • излагать суждения о причинах и последствиях; приводить оценку реформ, деятельности Петра, Никона, Екатерины Великой.

В планировании учтены различные формы урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощью подготовленных учениками докладов, а также различные формы контроля: самопроверка и взаимопроверка, контрольные срезы.

Тематическое планирование составлено в соответствии со структурой учебника. Содержательный минимум расширен за счет курса истории краеведения и увеличения количества часов на изучение вопросов культуры. Это позволяет лучше осуществлять воспитательные и образовательные задачи школы: формирование патриотичности, гражданственности, целостности в восприятии мира, гармоничного и разностороннего развития личности. Задания различной степени сложности признаны способствовать более прочному усвоению знаний, выработке практических умений для реализации самообразования, а также развитию аналитического мышления, устной и письменной речи.

Планирование предполагает изучение содержания крупными логическими блоками и предусматривает проведение вводных, повторительно-обобщающих и контрольных уроков.

За счет учебного времени из регионального (национально-регионального) компонента (17 ч) предполагается изучение особой содержательной линии «Историческое краеведение».

Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном обществе.

Обществознание, 7-й класс: наращивание единой с историей системы обществоведческих понятий, структуры общественных связей.
Литература, 7-й класс: общая с историей ориентация на интерес личности подростка к внутреннему духовному миру и миру межличностных отношений, проявляемая в схожих формах и приемах анализа литературных произведений и исторических явлений, действий литературных и исторических персонажей.
География, 7-й класс: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий.
Биология, 7-й класс: общие закономерности развития биологических видов, позволяющие находить общее и различное с развитием человеческого общества.

Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов. Из них 28 часов Новая история,40 часов – история Отечества. Программа предусматривает организовывать работу на разных уровнях познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных способностей и потребностей.

Учитель имеет возможность выбрать ту форму урока, которая является наиболее целесообразной для данного класса: традиционный урок, урок изучения нового материала; урок-практикум, урок-семинар, комбинированный урок, интегрированный урок, урок-игру и т.д. Предпочитаемые формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, работа в парах.
При изучении курса проводится 3 вида контроля:


  • текущий – контроль в процессе изучения темы;

  • рубежный – контроль в конце каждой четверти;

  • итоговый – контроль в конце учебного года.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «История» на этапе основного общего образования являются:



  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

  • на использование элементов причинно-следственного анализа;

  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.



Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся в 7-м классе

Умение объяснять разнообразие современного мира.
• Учиться добывать, сопоставлять, и критически проверять историческую информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.).
• Определять и объяснять временные границы ранней Новой истории всего человечества и истории России, разделять российскую историю раннего Нового времени на этапы и объяснять выбранное деление.
• Различать в общемировой культуре и культуре России наследие и традиции аграрного общества и черты сложившиеся в ходе его разрушения в Новое время, определять уровень развития общества, используя данные понятия.
• Отличать черты Западной цивилизации Нового времени от традиций цивилизаций Востока; определять и доказывать собственное мнение о месте России XVI–XVIII веков в системе мировых цивилизаций Запада и Востока.
• В ходе решения учебных задач классифицировать и обобщать понятия (явления), развившиеся в эпоху раннего Нового времени: в экономике – капиталистические отношения, промышленный переворот; в общественном делении – классы, гражданское равноправие; в государственной жизни – абсолютизм, революция, реформы, конституционная монархия, республика; в культуре – гуманизм и Возрождение, идеи Просвещения и т.д.
Умение рассматривать общественные процессы в развитии.
• Определять основные причины и следствия разрушения аграрного общества в странах Запада и в России; а также реформ, революций и войн, сопровождающих этот сложный процесс.
• Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Колумб, Кромвель, Робеспьер, Иван Грозный, Петр Великий, Пугачев и др.), так и представителей различных общественных слоев и цивилизаций раннего Нового времени.
Нравственное самоопределение.
• Давать нравственную оценку (и объяснять ее с позиции гуманистических, духовных ценностей) использованию власти, поступкам различных общественных деятелей во времена реформ и революций, колониальных войн, народных восстаний, распространения идей гуманистов и просветителей.
• При оценке исторических явлений выявлять гуманистические, нравственные ценности.
Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.
• Давать и подтверждать аргументами и фактами собственные оценки действиям деятелей всеобщей и российской истории (в том числе безымянным) по защите своей родины, изменению общественных порядков.
• Вступать в дискуссию с теми, кто придерживается иных взглядов и оценок прошлого. Различать в исторических текстах (речи): мнения, доказательства (аргументы), факты, гипотезы (предположения). Отстаивая свою позицию, выдвигать контраргументы и перефразировать мысль. Уметь взглянуть на ситуацию с другой позиции, договариваться с людьми.
• Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи раннего Нового времени (европейские колонизаторы и жители Востока, феодалы и «третье сословие», помещики и крестьяне, сторонники традиций и поборники перемен и т.д.). Находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.
Учебно-тематическое планирование по новой истории ( 28 часов)




Тема урока

Количество

часов


Контроль




Ведение: Всеобщая история: Рождение Западной цивилизации (конец XV – начало XVII века) Вводная тема. Рубеж Средневековья и Нового времени. (1ч.)









1

Вводный урок. От Средневековья к Новому времени

1

С 3




Тема 1. Начало Нового времени в Европе. Конец XV – начало XVII века (8 ч.)







2

Технические открытия и выход к Мировому океану

1

1

3

Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия

1

2

4

Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе

1

3

5

Дух предпринимательства преобразует экономику

1

4

6

Новые ценности преобразуют общество

1

5

7

Высокое Возрождение

1

6-9

8

Рождение европейской науки

1

10

9

Обобщающий урок по теме

1

1-9




Тема № 2 Реформация: причины, основные события и лидеры( 5 часов)







10

Начало Реформации в Европе

1

11

11

Распространение Реформации в Европе. Борьба Католической церкви против Реформации

1

12

12

Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях

1

13

13

Религиозные войны во Франции и укрепление абсолютной монархии

1

14

14

Обобщающий урок по теме Реформация: причины, основные события и лидеры

1

11-14




Тема 3. Страны Западной цивилизации. Конец XVI – начало XVIII века. (14ч.)









15-16

Нидерландская революция и рождение свободной республики Голландия

2

15

17-18

Революция в Англии. Путь к парламентской монархии

2

16-17

19

Международные отношения

1

18

20

Век Просвещения

1

19-20

21

Промышленный переворот

1

21

22

Английские колонии в Северной Америке

1

22

23

Война за независимость. Создание США

1

23

24

Причины и начало Великой французской революции

1

24

25

Великая французская революция. От монархии к республике

1

25

26


Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта

1

26

27

Начало европейской колонизации

1

27

28

Обобщающий урок по теме

1





Учебно-тематическое планирование по истории России(40 часов)




Тема урока

Количество

часов


Контроль




Вводная тема. Северная Евразия к середине XVI в. (1 ч.)







1

Введение. Историческое развитие Российской империи в XVI-XVIII вв.

1







Тема 1. Россия в 1533–1618 гг. (4 ч.)







2.-3

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова

2

1

4-5

Смута в Российском государстве

2

2-3




Тема 2. Россия в 1618–1689 гг. (11 ч.)









6

Экономическое развитие России в 17 веке

1

4

7

Сословия российского общества

1

5

8

Политическое развитие России

1

6

9

Власть и церковь. Церковный раскол

1

7

10

«Бунташный век». Народные движения

1

8

11-12

Внешняя политика России в XVII веке

2

9

13-14

Культура России в XVII веке

2

10-11

15-16

Повторение «XVII век в историческом развитии России»

КОНТРОЛЬНАЯ РАЬБОТА ПО ТЕМЕ ««XVII век в историческом развитии России»



2

1-11




Тема 3. Преобразования Петра I. Россия в 1682–1725 гг. (9 ч.)







17

Россия на рубеже веков.

1

12

18

Начало царствования Петра I

1

13

19-20

Внешняя политика Петра I

2

14

21-22

Преобразования Петра I

2

15-16

23

Народные движения I четверти XVIII века

1

17

24

Изменения в культуре и быте в I четверти XVIII века

1

18-19

25

Обобщающий урок по теме Преобразования Петра.

1

12-19




Тема 4. Российская империя. 1725–1801 гг. (15 ч.)







26

Дворцовые перевороты

1

20-21

27

Внутренняя политика России 1725-1762

1

22

28

Внешняя политика России 1725-1762

1

23

29

Обобщающий урок по теме Российская империя. 1725–1762 гг.

1

29-23

30-31

1 Екатерина П. Внутренняя политика Екатерины П

2

24

32

Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева

1

25

33

Экономическое развитие России 1762-1800 гг.

1

26

34-35

Внешняя политика Екатерины П. Русское военное искусство

2

27-28

36-37

Россия при Павле I. Внешняя и внутренняя политика России в конце ХУШ в.

2

29

38

Культура России во П половине XVIII в.

1

30-33

39

Повторение «История России XVII-XVIII вв.»

1

1-33

40

Контрольная работа по курсу

1

1-33



Учебно-тематический план « История родного края»




Тема урока

лекция

Практич.

1

Вводное повторение Родной край в древности и в средневековье( 1 час)

1




Тема № 1 Начало заселения о освоения края в 17 веке.( 3 часа)




2

Начало русской колонизации

1

3

Далматовский Успенский монастырь

1

4

Создание русским государством оборонительных сооружений в Южном Зауралье.

1




Тема №2 Хозяйственное освоение края 17-18 век.( 2 часа)




5

Земледелие. Скотоводство

1

6

Ремесло, промыслы, торговля

1




Тема № 3 Становление и развитие социальных отношений в крае в 17-18 веках.( 4 часа)




7

Движение, размещение, социальный состав населения

1

8

Становление основных элементов системы местного самоуправления

1

9

Социальные движения

1

10

Южное Зауралье в крестьянской войне 1773-1775

1




Тема № 4Духовная культура Южного Зауралья в 17-18 веках( 5 часов)




11


Начало изучения края

1

12

13


Жизнь и быт зауральцев в 17-18 веках

2

14

Образование

1

15

Архитектура.

1




Итоговое повторение ( 2 часа)




16

17


Итоговое повторение

2




Итого: 17 часов





Основное содержание.

Ведение: Всеобщая история: Рождение Западной цивилизации (конец XV – начало XVII века) Вводная тема. Рубеж Средневековья и Нового времени. (1ч.)
С чего началось Новое время? Понятие аграрного общества и признаков его разрушения. Раннее и позднее Новое время. Европа на пороге Нового времени: особенности средневековой католической цивилизации (роль католической церкви, рост городов и торговли, развитие науки и образования и т.д.)

Тема 1. Начало Нового времени в Европе. Конец XV – начало XVII века (8 ч.)
Великие географические открытия: их причины, основные события и герои (Колумб – 1492 г., Васко да Гама – 1498 г., Магеллан – 1519–1522 гг.), последствия (крах средневековой картины мира, начало создания мирового рынка).Начало колониальных захватов: причины, основные события (конкистадор Кортес – 1519 г.) и последствия

(образование колоний и колониальных империй). Судьба американских индейцев и других жителей захваченных европейцами территорий.Эпоха Возрождения: основные черты, деятели (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Шекспир), достижения (новые темы и идеи искусства Нового времени, его культурное наследие). Смена средневекового аскетизма идеями гуманизма.



Тема № 2 Реформация: причины, основные события и лидеры( 5 часов): 1517 г. – М. Лютер (основные идеи и судьба), Ж. Кальвин (основные идеи и судьба). Крестьянская война в Германии и королевская реформация. Образование протестантских церквей: лютеранской, кальвинистской, англиканской и их основные отличия от католицизма.
Контрреформация: причины, роль Тридентского собора. Значение И. Лойолы (особенности судьбы и личности) и ордена иезуитов. Начало религиозных войн и изменение политической карты Европы: борьба протестантских и католических стран.
Тема № 3Страны Западной цивилизации. Конец XVI – начало XVIII века. (14 ч.) Начало процесса разрушения аграрного общества в Европе XVI–XVII веков и перерождение средневековой католической цивилизации в Западную цивилизацию Нового времени. Зарождение капиталистических отношений между новыми классами: капиталистами (буржуазией, предпринимателями) и наемными рабочими, развитие торговли, мануфактурной промышленности. Технический прогресс в Новое время. Начало создания научной картины мира (Коперник, Галилей и др.). Влияние перемен на искусство (стиль барокко) – культурное наследие Нового времени.
Испанский абсолютизм и Нидерландская буржуазная революция (конец XVI века): причины (развитие капиталистических отношений), основные события и результаты. Ускорение процесса разрушения аграрного общества в Нидерландах.
Утверждение абсолютизма в Англии: роль Елизаветы I, победа над испанским флотом в 1588 г., абсолютный монарх и парламент, Карл I. Английская буржуазная революция: причины (развитие капиталистических отношений), основные события и лидеры (1640 г., 1649 г., гражданская война и Кромвель, 1688 г.), итоги (создание парламентской монархии). Ускорение процесса разрушения аграрного общества в Англии (Великобритании). Утверждение абсолютизма во Франции (Людовик XIV). Развитие других европейских стран (Германия, Италия, Речь Посполитая). Разные темпы разрушения аграрного общества. Международные отношения в Новое время: борьба великих европейских держав за господство, Тридцатилетняя война (1618–1648): причины и значение.

Международные отношения в Новое время: рост колониальных империй и борьба между ними. Освоение европейцами Америки (различие северных и южных, рабовладельческих колоний). Проникновение европейцев в страны Востока, знакомство с культурным наследием и традициями исламской, индийской и дальневосточной цивилизаций. Первые попытки европеизации в Османской империи и в Иране. Империя Великих Моголов и Индии, ее крушение и начало завоевания Индии англичанами (1757 г.). Маньчжурская империя Цин в Китае и закрытие от европейцев Китая и Японии. Эпоха Просвещения: основные идеи (рациональность, естественные права, общественный договор, вера в прогресс), основные идеологи (Вольтер и другие), Энциклопедия. Формирование основ научной картины мира: открытия Ньютона и других ученых. Культурное наследие эпохи Просвещения: стиль классицизм в архитектуре и искусстве.


Реформы «просвещенного абсолютизма» в европейских странах: цели и результаты. Борьба великих держав за господство в Европе, разделы Речи Посполитой.
Начало перехода от аграрного к индустриальному обществу в Англии: начало промышленного переворота (паровая машина Уатта – 1784 г., прялка Дженни – 1765 г., как показатели технического прогресса, замена мануфактур на фабрики). Социальные последствия промышленного переворота: противоречия капиталистов и рабочих, рост образования, политической активности.Война за независимость (1775–1783) и образование США: причины, основные события и лидеры (1776 г., Дж.Вашингтон), последствия – установление республики (Конституция США).Великая французская революция: причины и начало (1789 г., созыв Генеральных штатов и их судьба, взятие Бастилии, «Декларация прав человека и гражданина»). Основные этапы и рубежи революции: свержение монархии (1792 г.), якобинская диктатура (1793–1794 гг., Робеспьер, террор и реформы), термидорианский переворот. Революционные войны: от защиты революции к ее экспорту. Установление диктатуры Наполеона Бонапарта (черты личности). Итоги и мировое значение революционных преобразований.
Обобщение и контроль по модулю 2 (2 ч.).
Российская история: Московское царство в XVI–XVII веках. Вводная тема. Северная Евразия к середине XVI в. (1 ч.)
Как Россия стала евроазийской державой? Народы и государства на территории нашей страны к рубежу XV–XVI веков (уровень социально-экономического развития, государственность, культурно-цивилизационные связи). Завершение объединения русских земель в Российское государство, его многонациональный характер.
Тема 1. Россия в 1533–1618 гг. (4ч.)Россия в XVI веке – вопрос о сохранении аграрного общества и зарождении признаков Нового времени. Основы хозяйства (вотчины, поместья, оброки, барщина, Юрьев день, развитие ремесел и торговли). Слои населения (бояре, дворяне, духовенство, посадские люди, крестьяне, казачество).
Становление органов власти и государственных порядков Российского государства (власть государя, Боярская дума, развитие приказов, местничество, государево тягло, роль православной церкви). Вопрос о преемственности традиций Запада и Востока и идея исключительности («Москва – Третий Рим»). Государственная символика России (герб, Московский Кремль).Правление Ивана IV (1533–1584) и черты его личности. Венчание на царство в 1547 году. «Избранная рада». Реформы середины XVI века: Судебник 1550 года, организация приказной системы, начало созыва Земских соборов, Стоглавый церковный собор, организация стрелецкого войска. Присоединение Казанского ханства (1552 г.) и Астраханского ханства (1554–1556 гг.): цель и значение для России и народов Поволжья. Успешное начало Ливонской войны (1558–1583 гг.): цели и результаты.
Формирование самобытной культуры Российского государства (шатровый стиль, книжная культура, бытовые правила и «Домострой»). Иван Федоров и начало книгопечатания (1564 г. – «Апостол»).Опричнина (1565–1572 гг.): цели, методы, результаты. Вопрос о пределах царской власти.Окончание Ливонской войны и ее итоги. Разорение страны. Поход Ермака (1581–1582 гг.) и присоединение Западной Сибири: цели, значение для России и сибирских народов. Пресечение династии московских Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова и его политика. Социально-экономические трудности и движение к крепостному праву.
Смута начала XVII века: причины, участники, основные вехи (1604 г., 1610 г., 1612 г.). Самозванцы (Лжедмитрий I). Внешняя экспансия Польши и Швеции (1609–1618 гг.): цели и результаты. Объединение разнородных сил для спасения страны. Ополчение К. Минина и Д.М. Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 года и избрание династии Романовых. Тема 2. Россия в 1618–1689 гг. (11 ч.)
Ликвидация последствий Смуты (восстановление хозяйства, государственного управления, международного положения). Развитие торговых связей (ярмарки и другие признаки формирования всероссийского рынка). Мануфактуры. Активизация связей с Западной Европой. Вопрос об отставании России от Запада.
Правление первых Романовых – Михаила Федоровича (1613–1645 гг.) и Алексея Михайловича (1645–1676 гг.) – от сословно-представительной монархии к самодержавию (прекращение созыва Земских соборов, рост значения приказов, ростки регулярной армии). Соборное уложение 1649 г.: цели, выработка, значение, юридическое оформление крепостного права. Народные движения второй половины XVII века: причины и последствия Соляного бунта 1648 г., Медного бунта 1662 г.
Внешняя политика России в XVII в.: борьба за статус европейской великой державы, вхождение в состав России Левобережной Украины на правах автономии (гетман Б.Хмельницкий, решения и договоры 1653–1654, 1667 годов), присоединение и освоение Сибири. Положение различных народов в многонациональном Российском государстве.
Значение православия в жизни страны. Церковный раскол (середины XVII века): реформы в церкви и причины раскола, позиции Никона и Аввакума, возникновение старообрядчества, последствия раскола. Конфликт Никона и царя. Восстание под предводительством Степана Разина: причины, участники и итоги.
Соотношение традиций и новых европейских элементов в культуре России XVII века: развитие образования (школы и Славяно-греко-латинская академия) и научных знаний, усиление светских элементов в литературе, архитектуре, живописи. Единство и особенности быта и нравов знати и простых сословий допетровской Руси.
Российская история: Становление Российской империи. XVIII век. Тема 3. Преобразования Петра I. Россия в 1682–1725 гг. (9 ч.) Петр I (1682–1725 гг.): воспитание, образование и черты характера, устремления, трудный путь к престолу. Вопрос о причинах начала преобразований. Первые европейские реформы: календарь, внешний вид подданных, правила этикета.
Северная война (1700–1721 гг.): причины, участники, основные события (1700 г. – Нарва, 1703 г. – Санкт-Петербург, 1709 г. – Полтава, 1714 г. – Гангут). Создание регулярной армии и флота: цели и средства, рекрутские наборы. Заводское строительство. Положение простого народа: рост повинностей, подушная подать. Ништадский мир 1721 года и образование Российской империи. Укрепление международного положения.
Абсолютизм Петра Великого: положение императора, Сенат, коллегии, губернаторы. Табель о рангах как реформа дворянства и чиновничества. Подчинение церкви государству.
Светский, рациональный характер культуры: европеизация науки (Академия наук, первый музей, первая библиотека), образования (система школ, учебники) и искусства (регулярное градостроительство, Петропавловский собор, светский портрет).Тема 4. Российская империя. 1725–1801 гг. (15 ч.)Дворцовые перевороты (1725–1762 гг.): причины и значение, роль дворянской гвардии. Фаворитизм – роль в истории страны (фавориты Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны). Расширение прав и привилегий дворянства: причины, основные вехи, указ о вольности дворянской 1762 года. Вопрос о соотношении крепостничества и капитализма. Крепостнический характер экономики (рост оброков и барщины, крепостной труд на мануфактурах) и зарождение капиталистических отношений (развитие торговли, включение в мировой рынок, развитие мануфактурной промышленности).
Просвещенный абсолютизм Екатерины II (1762–1796 гг.), черты личности и цели императрицы, «Уложенная комиссия» (цели и результаты). Социальные движения и восстание Е.И. Пугачева: причины, состав участников, итоги и значение для страны.
Великодержавная политика России и вопрос о причинах и значении роста территории империи. Россия в войнах второй половины XVIII в.: русско-турецкие войны, присоединения в Причерноморье и на Кавказе, участие в разделах Польши. А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков: талант военачальника, черты личности. Положение различных народов Российской империи.Просветительские реформы Екатерины II: губернская, образования и их значение. Оформление сословного строя: «Жалованные грамоты» дворянству и городам, сословное самоуправление.Светский, рациональный характер культуры: наука и образование (Московский университет 1755 г.), литература (Г.Р.Державин и другие) и искусство (Академия художеств, европейские художественные стили в России – барокко и классицизм). Вопросы о взаимосвязи и взаимовлиянии российской и мировой культуры в XVIII веке. М.В.Ломоносов: судьба и вклад в российскую культуру.
Обобщение и контроль (2 ч.).

Основное содержание курса « Историческое краеведение»
Вводное повторение Родной край в древности и в средневековье( 1 час)

История края в древности. Изменение природно-климатических уел вий на территории Южного Зауралья в древности, в составе и занятиях насел ния. Уникальные памятники археологии на территории Курганской области.

Средневековье. Формирование этно-национального состава населения. Начало вхождения нашего края в состав России.

Тема № 1 Начало заселения о освоения края в 17 веке.( 3 часа)
Начало русской колонизации. Ее причины, формы, направления, м штабы. Причины запаздывания колонизации. Вооруженные столкновения с ренным населением. Русские и кочевники: от споров к дружбе.

Далматовский Успенский монастырь - первый крупный населенн пункт Южного Зауралья. Старец Далмат и Илигей. Чудотворная икона Успе Божьей Матери. Основание монастыря, его развитие в XVII в. Формирован земельных владений монастыря, его роль в хозяйственном освоении края. Создание русским государством оборонительных сооружений в Южном Зауралье. Реформы П.И. Годунова. Время острогов. Внешний облик острогов. Исетский и Катайский остроги. Понятие слободы. Юрий Малечкин и основание Шадринской слободы. Тимофей Невежин и основание Царева городища. Пограничные линии: Оренбургская, Ишимская, Ново - Ишимская (Пресно горьковская). Причины и условия сооружения, значение пограничных линий.

Тема №2 Хозяйственное освоение края 17-18 век.( 2 часа)

Земледелие - центр хозяйственной структуры крестьянского хозяйства в Южном Зауралье. Факторы интенсификации земледелия. Системы землепользования и элементы культивирования земли. Продукты земледелия, урожайность. Основные земледельческие центры в крае.

Скотоводство. Структура южно - зауральского скотоводства. Скотоводческие центры. Особенности зауральского скотоводства.

Ремесло, промыслы и хозяйственные связи. Роль ремесла и промыслов в хозяйстве края в XVII - XVIII вв. Виды ремесла и промыслов. Переработка продуктов земледелия и скотоводства. Характер экономических связей.

Торговля. Торговые связи края. Внутренний рынок края. Крестьяне -скупщики. Рыночный центр края - Шадринск. Шадринские ярмарки. Участники ярмарок..

Тема № 3 Становление и развитие социальных отношений в крае в 17-18 веках.( 4 часа)

Движение, размещение, социальный состав населения. Начало активного заселения русскими переселенцами края. Этапы заселения. Происхождение и состав переселенцев. Источники прироста населения. Социальный состав населения края: крестьяне государственные и монастырские, приписные, беломестные казаки и драгуны, служилые люди «по отечеству». Соотношение социальных групп в крае.

Становление основных элементов системы местного управления. Система управления в крае в XVII в. Местная администрация.; воеводы, приказчики, слободчики, их полномочия и функции. Возникновение крестьянской общины в Южном Зауралье, ее специфика. Местное самоуправление. Изменения в административно - территориальном делении края в XVIII веке. Реформа местного управления 1782 г. Образование округов и уездов. Местная администрация. Волостные управления. Крестьянская община. Организация управления в зауральских городах.

Социальные движения. Положение населения в XVII в. Трудовые повинности. Десятинные и собинные пашни. Хлебный и денежный оброки. Монастырские крестьяне. Крестьянское движение в крае в XVII в. Положение населения в XVIII в. Государственные крестьяне, их повинности. Десятинная пашня, оброчная и подушная подати, рекрутская и дорожная повинности. Земские повинности. Положение приписных и монастырских крестьян. Формы сопротивления. Волнения приписных крестьян. «Наказ» государственных крестьян в Уложенную комиссию 1767 г. Южное Зауралье в крестьянской войне 1773 -1775 гг.

Тема № 4 Духовная культура Южного Зауралья в 17-18 веках( 5 часов)

Начало изучения края. Первые раскопки.Первые сведения по Южному

Зауралью в трудах В.Н. Татищева, Г.В. Миллера, П.И. Рычкова. Вклад в исследование нашего края П.С. Палласа и И.П. Фалька.



Жизнь и быт зауральцев в XVII - XVIII вв. Трудовые традиции. Разделение труда в семье. Роль стариков в трудовых процессах. Помочи. Сеноко» ние. Досуг и праздники. Съезжие праздники. Гостеприимство жителей. Игры 1 забавы. Церковные праздники. Семейные праздники. Традиционные одежи^ обувь, крестьянские изделия. Влияние традиций переселенцев на традиции коренного населения.

Образование. Создание первых школ: при Далматовом монастыре (1719 г.), народного училища в Шадринске (1789 г.). Первые учителя и ученики. Содержание образования. Методы обучения. Первые школьные библиотеки. Грамотность населения.

Архитектура. Далматовский Успенский монастырь как памятник архитектуры XVII в. Курганская Троицкая церковь. (1767 г.), Спасо - Преображенский собор в Шадринске (1777 г.) - образцы церковной архитектуры XVIII в. Роль церкви в развитии культуры края.

Итоговое повторение. Южное Зауралье в XVII - XVIII вв. 2 часа

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся.

Устный, письменный ответ:

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:



  • осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах;

логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому источнику;

  • соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира;

  • анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма;

  • давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности);

  • сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение;

  • применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества;

  • толковать содержание основных терминов исторической и общественно-политической лексики;

  • демонстрировать знание основных дат отечественной истории;

  • составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала;

  • оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды);

  • читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени;

  • преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица);

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла:

  • демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;

  • дает определения прозвучавшим при ответе понятиям;

  • не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с исторической картой и историческим источником.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

  • демонстрирует общие представления об историческом процессе;

  • путается в датах, допускает неточности в определении понятий;

  • показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений;

  • отсутствует логически построенный и продуманный ответ;

  • не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;

  • не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме;

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких знаний либо отказался отвечать.

Нормы оценок работы с историческим источником

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся



  • установил тип источника и время (дату) его появления; извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;

  • сопоставил факты нескольких исторических источников;

  • применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и т.д.) для объяснения содержания исторического источника;

  • дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной терминологии;

  • привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;

  • аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

  • определил тип источника и историческую эпоху его появления;

  • извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;

  • сопоставил факты нескольких исторических источников;

  • применил контекстные знания для объяснения содержания исторического источника;

  • прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии;

  • привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился ; с аргументацией свою позиции.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

  • не узнал тип источника, но указал примерное время его появления;

  • на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

  • попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника;

  • не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

  • не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;

  • не увидел проблему и не смог ее сформулировать;

  • пересказал текст источника без его комментирования, или дал ответ не в контексте задания.

Нормы оценок работы с исторической картой

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся



  • читает легенду карты, правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;

  • раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты;

  • правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

  • допускает неточности при чтении легенды карты, описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины, затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;

  • не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

  • допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;

  • не соотносит историческую информацию с картой;

  • не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

  • не умеет читать легенду карты;

  • не распознает историческую информацию, представленную на карте;

  • отказался работать с контурной картой.


Контроль уровня обучения

Основными видами диагностики уровня сформированности ключевых компетенций учащихся и текущего контроля знаний, умений и навыков на данном этапе обучения являются:



  • Устный опрос;

  • Исторические диктанты: понятийные (терминологические), хронологические, картографические, комплексные и др.

  • различные виды работ с исторической картой, рассказ по анимированной карте;

  • анализ простейших исторических источников;

  • тесты (однотипные, комплексные, разноуровневые);

  • характеристика исторического деятеля (персоналии) по плану;

  • работа со шкалой времени;

  • творческие задания-задачи, кроссворды, чайнворды;

  • Тексты с лакунами (пропусками);

  • «Оживление» картины, рассказ по картине;

  • историческое сочинение, эссе и т.п.

  • рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных играх (как письменная, так и устная).

По итогам изучения курсов истории России и Новой истории предусмотрены контрольные работы в виде комплексных разноуровневых тестов.

Литература

Нормативные документы

  1. Конституция РФ

  2. Закон «Об образовании»

  3. Конвенция о правах ребенка

  4. Декларация прав ребенка.

  5. Конвенция о правах ребенка.

  6. Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

  7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.

  8. Решение коллегии МОРФ от 28.12.94 № 24/ «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях».

  9. Письмо МОРФ от 06.02.95 № 151/«О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федерации».

  10. Письмо МОРФ от 07.04.95 № 385/11 «О повышении правовой культуры и образования учащихся в сфере избирательного права и избирательного процесса».

  11. Письмо МОРФ от 15.01.2003 г. № 13-51 08/13 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации»

  12. Общее среднее образование России: Сборник нормативных документов. – М., 1995-2003 гг.

  13. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. – М.:

Минобразование России, 2002. – 26 с.

14. Федеральный компонент государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования по истории.

15. Примерные программы по истории на основе Федерального компонента государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования

Учебно-методическая литература


  1. «Всеобщая история. История нового времени, 1500-1800. 7 класс»: учеб. для общеобразоват. учреждений/А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М.Ванюшкина –М.: Просвещение, 2005-2010г.

  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века» 7 класс. - М.: «Просвещение», 2005-2010гг.

  3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь «История России с древнейших времен до конца XVI века» (7 класс), - М.: Просвещение, 2008-2010 г.

  4. Данилов А.А. Программа курса истории России для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 2005г.

  5. Майков А. Н. Методические рекомендации по курсу «История России с древнейших времен до конца XVIII века» 6—7 классы. Книга для учителя. – М.:Просвещение, 2006.

  6. Настольная книга учителя истории. 5-11 классы/ Авт.-сост. М.Н.Чернова. – М., 2006.

  7. Соловьев К.А., Серов Б.Н. поурочные разработки по истории России. 7класс. – М.:ВАКО, 2006.-208с.

  8. Справочник учителя истории. 5-11 классы/ авт. – сост. Чернова М.Н. – М.: Изд. «Экзамен», 2008.

  9. Юдовская А.Я. Поурочные разработки по новой истории: 7кл. Пособие для учителя/А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина. – М.: Просвещение, 2007г. (http://www.prosv.ru/).

  10. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь «Новая история 1500 – 1800 гг.». 7 кл. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 частях. - М.: «Просвещение», 2010г.

  11. Учебное электронное издание «Всеобщая история. История нового времени». «1С» Образовательная коллекция (Кордис&Медиа).

  12. Программа «Энциклопедия истории России 862-1917». - «Интерактивный мир». АО Коминфо.


Лист регистрации изменений, вносимых в рабочую учебную программу


Номер изменений

Дата

Страницы

с изменениями



Основания для внесения изменений

Содержание

откорректированных



разделов (тем)

Подпись






























































































































































































скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по курсу «история» Класс 7 2010 год
353.64kb.
Рабочая программа по курсу «история» Класс 8 2010 год
297.26kb.
Рабочая программа по курсу «всеобщая история. История нового времени 1800-1900» ( 8 класс)
239.14kb.
Рабочая программа по учебному курсу «География России» 9 класс на 2009 2010 учебный год количество часов в неделю 2часа
548.9kb.
Рабочая программа по истории Ступень обучения (класс): основное общее образование, 9 класс
696.32kb.
Рабочая программа на 2010 / 2011 учебный год Учитель Давыдова Динара Рафаиловна Предмет «Экономическая и социальная география мира». Класс: 11
205.65kb.
Рабочая программа по предмету «Всеобщая история и история России XX- начало XXI века» на 2010/2011 учебный год для 11 класса
142.28kb.
Программа по обществознанию 7 класс
54.88kb.
Рабочая программа По основам безопасности жизнедеятельности на 2009 2010 учебный год класс 5-9 класс Составила
2682.75kb.
Рабочая программа По учебному курсу «Литература» 5 класс Базовый уровень (102 часа) на 2013-2014 учебный год
876.76kb.
По учебному курсу «История» 7 класс
612.89kb.
Рабочая программа по курсу «Биология» Класс 10- 11 Учебный год УчительЧувашова О. В
329.91kb.