Главная стр 1
скачать
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов с. Тербуны

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО учителей Директор школы

начальных классов ________________ /Ченцова В.В./

Руководитель МО ___________ /Пылёва Т.Н../ Приказ № 5 от 01.09.2012 г.

Протокол № 1 от 28.08. 2012г.




Рабочая программа

по курсу «Литературное чтение»

для 4б класса

по УМК «Гармония»

на 2013-2014 учебный год
учителя начальных классов

высшей квалификационной категории

Горшковой Ирины Вячеславовны

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению разработана в целях обеспечения достижения обучающихся результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.



Основная цель курса – приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения, через литературу;

Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:



  1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)

  2. Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения.)

  3. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)

  4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.

  5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др.

  6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.)

  7. Овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором средств вне текстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.


Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана программа:

1. Закона РФ «Об образовании».

2. «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного и среднего (полного) образования» ( приказ МО и Н РФ №1089 от 05.03.2004г.)

3. «Об утверждении Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (приказ МО и Н РФ №1312 от 09.03.2004г.)

4. « О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования». (Приказ Министерства образования и РФ от 20.08.2008г. №241)

5.Устав школы (МБОУСОШ с углублённым изучением отдельных предметов с. Тербуны.)

6.Учебного плана МБОУСОШ с углублённым изучением отдельных предметов с. Тербуны.

7. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 учебный год (приказ Министерства образования и науки РФ от 24.12.2009г.№2080.)

8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010г.№889 «О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, учреждённые приказом МО РФ от 09.03.2004г.№1312.

9. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования.

10.Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.2821-10)

11. Приказ по МБОУСОШ с. Тербуны №5 от 01.09.2013г. об утверждении рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования.



Сведения о программе. Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с примерной программой по литературному чтению /Москва «Просвещение, 2010 г., на основе авторской программы О.В.Кубасовой «Литературное чтение», рекомендованной Департаментом общего среднего образования МО РФ /Москва «Просвещение», 2010 год.

Обоснование выбора программы. Данная программа позволяет оптимально организовать изучение программного материала, сохраняет интерес у учащихся к предмету, обеспечить успешное усвоение обязательного минимума содержания образования по литературному чтению. В программе и учебниках реализован коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно-ориентированный подходы к обучению детей литературному чтению.

Учебный материал книг для чтения подобран таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть весь спектр литературы для детей в ее идейно-тематическом, видо-жанровом, эстетическом многообразии. Здесь собраны литературные произведения, соответствующие возрастным особенностям детей, способные заинтересовать их, побудить к организации собственной творческой деятельности на основе прочитанного. В учебные книги по чтению входит золотой фонд детской литературы: произведения русского и зарубежного фольклора, литературные сказки, басни, лирические и эпические стихотворения, рассказы и повести, произведения драматургической формы, познавательные статьи и очерки.

Информация о внесённых изменениях в программу.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, в программу не внесено изменений.



Место и роль учебного предмета.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа составлена по примерной программе автора О.В. Кубасова «Литературное чтение». Данный учебный предмет занимает ведущее место, поскольку направлен на формирование навыка чтения, способов и приёмов работы над текстом и книгой, знакомство с детской литературой и на этой основе создание предпосылок к общему литературному развитию, реализации творческих способностей, а также гарантии перехода к изучению систематического курса литературы в средних классах.



Основные содержательные линии «Литературного чтения» представлены разделами «Литературоведческая пропевтика», «Читательские умения или техника чтения», «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)», «Внеурочная деятельность по литературному чтению», «Виды речевой деятельности».

Выбор метода работы на уроке чтения зависит от специфики текста, в первую очередь от его принадлежности к какому-либо виду и жанру. При работе с художественными текстами основным будет метод творческого чтения, направленность которого выражается прежде всего в стремлении сделать чтение актом сотворчества с создателем текста. Другой стороной этого метода является развитие способности к творческому самовыражению в процессе интерпретации прочитанного при выполнении разнообразных работ творческого характера с текстом.

Для организации чтения познавательных произведений целесообразно использовать метод объяснительного чтения, что предполагает обеспечение максимального извлечения из текста полезной информации.

Информация о количестве учебных часов.

На изучение учебного предмета отводится 136 часов – 4 часа в неделю. Федеральный базисный план для образовательных учреждений отводит для изучения литературы в 4 классе – 68 часов из расчета 2 часа в неделю, 34часа из расчёта час в неделю из регионального компонента и 34 часа – 1 час в неделю из компонента ОУ. Из них: техника чтения – 6 часов, проверочных работ – 8 часов.



Формы организации образовательного процесса разнообразны: уроки-исследования, уроки-путешествия, уроки-викторины, дидактические игры. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке организуется в форме индивидуальной, групповой и фронтальной работы.

- общеклассные формы: урок, зачётный урок, тематический урок, экскурсии, викторины.

- групповые формы: парная, групповая работа на уроке, групповые творческие задания, совместная пробно - поисковая деятельность.

- индивидуальные формы: выполнение индивидуальных заданий.

Технологии обучения.

В основе методики преподавания курса лежит проблемно - поисковый подход, информационно- коммуникационная технология, технология личностно-ориентированного обучения, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект.



Методы обучения:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный:

рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;
б) репродуктивный:

воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;


в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

Механизмами формирования ключевых компетенций обучающихся являются речевые, учебно- познавательные компетенции, коммуникативные; самостоятельная постановка целей и задач. Работа в парах, группах.



Виды и формы контроля. Согласно Уставу образовательного учреждения, используется текущий, тематический, итоговый виды контроля.

  • Чтение наизусть

  • Творческие работы

  • Работы по развитию речи

  • Проверка навыков чтения

В четвёртом классе преобладающей формой текущего контроля является опрос, беседа, тематический в виде тестов и проверочных работ, итоговый контроль – проверка техники чтения.

Планируемый уровень подготовки учащихся на конец года:

К концу обучения литературному чтению в начальной школе обучающиеся 4 класса должны:




знать/понимать:

уметь:

– названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст (объем не более 1,5 страниц);

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– создавать небольшой устный текст на заданную тему;

– приводить примеры произведения фольклора (пословицы, загадки, сказки);

– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

– приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

– различать элементы книги (обложка, заглавие, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для самостоятельного чтения книг;

– высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

– самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

– работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).






п/п


Содержательные линии

Обязательный минимум

знать

уметь

1.

Работа с текстом и книгой

Понятия «тема», «главная мысль» произведения

Отличия подробного сжатого. Выборочного пересказа текста;

понятия «эпитеты, гипербола, метафора»;

признаки художественного и научно-популярного текста



освоить все используемые в начальной школе творческие виды интерпретации текста, уметь выбрать их в соответствии со спецификой произведения;

принимать участие в конкурсах чтецов;

писать небольшие сочинения разных типов (повествование, описание, рассуждение) на основе читаемой литературы.

иллюстрировать литературное произведение в словесной, графической, музыкальной формах;

составлять творческий пересказ литературного произведения посредством дополнения текста;

создавать небольшие сочинения на основе литературных впечатлений.




2.

Жанровое разнообразие

- особенности лирики, эпоса и драмы в сравнении: сказка — рассказ, басня— сказка, рассказ — повесть, сказка — сказочная повесть, рассказ - стихотворение, пьеса — рассказ, пьеса — сказка, былина — сказка, миф — сказка;

уметь элементарно классифицировать сказки;

иметь представления о различных рассказах (о животных, о детях, философские, юмористические, исторические); иметь представления о своеобразии лирики: пейзажной, юмористической, философской, романтической;

уметь отличить художественную литературу от познавательной на основе их практического сравнения;

знать некоторые приемы художественной композиции (без термина) в процессе анализа текста;

составлять первоначальное представление о наиболее известных писателях (А. Пушкин, Л. Толстой, Х.К. Андерсен, И. Крылов, С. Маршак, К. Паустовский и др.) на основе знания их творчества.



3.

Читательские умения

Чтение вслух – это чтение для слушателей; чтение про себя – это чтение для себя.

- полноценно воспринимать и осмысливать доступные возрасту литературные произведения разных жанров

- составлять план и пользоваться им при пересказе; составлять краткий и другие виды пересказа;

- работать с познавательной литературой: находить необходимую информацию, систематизировать и узнавать ее;

ориентироваться в мире книг, подбирать литературу по жанру, теме, собственным возрастным возможностям и интересам, опираясь при этом на весь комплекс вне текстового аппарата книги;

читать значительные по объему рассказы, сказки, сказочные повести; пользоваться приемами заучивания стихотворений (с опорой на ключевые слова) и выразительно читать их.




4.

Навык чтения

Темп чтения:

1полугодие –70-80 слов вслух

Про себя – 100-110 слов.

2полугодие –80-95 слов вслух

Про себя –115-120 слов


Читать осмысленно, правильно, выразительно минимум 90 слов в минуту (вслух), если позволяет характер текста; при чтении про себя — на 15—20 слов быстрее;



Информация об используемом учебнике.

Учебник: Кубасова О.В. «Литературное чтение» Учебник 4 класс 4 части /Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012

Рабочая тетрадь. 4 класс Кубасова О.В /Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012

Содержание программы.

4 класс (136 часов)

Гимн Российской Федерации.



«Что за прелесть эти сказки!»… (Сказки) (26 ч)

И. Токмакова «В чудной стране»*; русские народные сказки, «Петр I и мужик», «Марья и ведьмы», «Василиса Прекрасная»; сербская сказка «Почему у месяца нет платья»; бразильская сказка «Жизнь человека»; X. К. Андерсен «Русалочка»; А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; Д. Джекобс «Рыба и кольцо», А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон»; Дж. Родари «Эти бедные привидения»; К. Драгунская «Лекарство от послушности».



Знать: особенности русской народной сказки;

Уметь: представлять и характеризовать персонажей, в том числе выявлять их мотивацию; способность замечать жанровые, языковые, композиционные особенности произведений

Проверочная работа №1 по теме: «Сказки»

«О доблестях, о подвигах, о славе…» (Былины) (5ч)

«Добрыня и Змей» (пересказ А. Нечаева); «Добрыня и Змей» (обработка Ю. Круглова); «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» (пересказ А. Нечаева); Алёша Попович и Тугарин (пересказ А. Нечаева).



Проверочная работа №2 по теме: « Былины»

Проверка техники чтения

Знать: 1) Былинные стихи исполняются речитативом ( полунапевно), ритмично.

2) В былинном стихе в большинстве случаев имеются три-четыре смысловых ударения.

3) Ударение на третьем слоге от конца имеет не только акцентологический, но и напевный характер

« Уж сколько раз твердили миру»…(Басни) (5 ч)

X. К. Андерсен «Эта басня сложена про тебя»; Эзоп «Лисица и Козёл», «Ворона и кувшин», «Мальчик-вор и его мать»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»*, «Мышь и Крыса», «Две Бочки»; Л. Н. Толстой «Лев и лисица»; С. Михалков«Просчитался», «Услужливый», «Заячье горе»; И. Демьянов

«Валерик и тетрадь».

Знать: типичный порядок анализа басни


  • анализ сюжетного слоя произведения;

  • выявление главной мысли;

  • раскрытие аллегории;

  • анализ морали.

Проверочная работа №3 по теме: « Басни»
Оглянись вокруг. (Рассказы) (27 ч)

М. Пришвин «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток молока»; К. Паустовский «Заячьи лапы»; Р. Фраерман «Девочка с камнем»; Ю. Ермолаев «Иголка с ниткой»; Ю. Яковлев «Полосатая палка»; К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; Н. Носов «Огородники»; О. Григорьев «Две трубы»; С. Алексеев «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придёт»; А. Чехов «Ванька»; Д. Мамин-Сибиряк «Вертел»; Л. Кассиль «У классной доски»; В. Лидин «Завет»; Р. Брэдбери «Всё лето в один день».



Уметь: определять тему и главную мысль: давать краткую характеристику героям: определять отношение автора; высказывать свои суждения; делить текст на части; готовить краткий и подробный пересказ.

Проверочная работа №4 по теме: «Рассказы»

Проверка техники чтения

Золотая колесница. (Мифы Древней Греции) (4 ч)

«Персей»; «Орфей и Эвридика»; «Дедал и Икар».



Уметь: воспринимать мифы как выражение древнейших форм миропонимания, как литературно-историческое свидетельство того, что чувствовали и как понимали мир люди на заре человечества.

«В начале было Слово, и Слово было Бог…» (Библейские сказания) (10 ч )

«Семь дней творения»; «Бог сотворил первого человека»;«Жизнь первых людей в раю»; «Первый грех. Обещание Спасителя. Изгнание из рая»; «Всемирный потоп»; «Моисей»; С. Лагерлёф «Святая ночь»; А. Мень «Милосердие Иисуса»; притча «Блудный сын».



Уметь: чувствовать значимость того, о чём говорится в мифах и сказаниях, не воспринимая их как сказку.

«Самого главного глазами не увидишь» (Поветь-сказка) (8 ч)

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».



Уметь: определять тему и главную мысль сказки, анализировать прочитанное; оценивать действия героев; писать сочинение на заданную тему: выразительно читать.

Проверка техники чтения

«Мир – театр, люди в нём – актёры… (Пьесы) (7 ч)

А. Барто, Р. Зелёная «Ах, руки, руки!»; Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (глава), «Два друга» (отрывок из пьесы по

повести «Витя Малеев в школе и дома»).

Знать: специфику жанра пьесы

Уметь: преподнести события пьесы как бы происходящими на воображаемой сцене. При чтении «в лицах» использовать актёрские средства

(элементы перевоплощения)



Проверочная работа №5 по теме: «Пьесы»

Мир волшебных звуков. (Поэзия) (16 ч)

В. Жуковский «Песня»; А. С. Пушкин «Птичка»*, «Няне», «Зимняя дорога»; М. Лермонтов «Горные вершины»*(из И. В. Гёте), «Утёс», «Молитва»; И. Суриков «Весна»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; А. Блок «На лугу», «Гроза прошла, и ветка белых роз...»*; С. Есенин «С добрым утром!»*;М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток...»;В. Маяковский «Тучкины штучки»; С. Маршак «Пожелания

друзьям»; Саша Чёрный «Зелёные стихи»; Ю. Владимиров «Чудаки»*; Д. Хармс «Очень страшная история»; В. Хотомская «Два гнома», «Три сестрицы»; О. Высотская «Весенние рубашки»; Э. Мошковская «Песня»; Ю. Мориц «Чтоб летали мы все и росли!»; В. Высоцкий «Песня Кэрролла». Уметь: находить а тексте средства художественной выразительности; заучивать наизусть; выразительно читать; определять тему и главную мысль.

Проверочная работа №6 по теме: «Поэзия»

Когда, зачем и почему? ( Познавательная литература) (20ч)

Н. Кун «Олимп»; Ю. Яковлев «О нашей Родине»; И. Соколов-Микитов «Русский лес»; Ю. Дмитриев «Зелёное и жёлтое»; «Крещение Руси» (из книги «Крещение Руси»); Н. Соловьёв «Сергей Радонежский»; В. Губарев «В открытом космосе»; Л. Яхнин «Метро»; М. Ильин и Е. Сегал «Что из чего»; М. Ильин «Сто тысяч почему»; Н. Надеждина «Лук от семи недуг»; М. Константиновский «Что такое электрический ток»; В. Малов «Как парижский официант русскому изобретателю помог»; А. Дитрих и Г. Юрмин «Какая книжка самая интересная?» (отрывок); К. Паустовский «Великий сказочник» (в сокращении), «Сказки Пушкина»; Я. Смоленский «Как научиться читать стихи»; К. Чуковский «Признания старого сказочника» (фрагмент).



Уметь: разделить текст на части, выделить главное, составлять план, пересказ ( в первую очередь краткий, а также подробный и выборочный)

Проверочная работа №7 по теме: « Итоговая работа за II полугодие»

Проверка техники чтения

Учебно-тематический план.

/ из расчёта 34 недели по 4 часа/







Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

проверочных работ

проверка техники чтения




Библиотечный урок

1







1.

«Что за прелесть эти сказки!...»

СКАЗКИ


26

1




2.

«О доблестях, о подвигах, о славе …»

БЫЛИНЫ


5

1

1

3.

«Уж сколько раз твердили миру…»

БАСНИ


5

1




4.

«Оглянись вокруг»

РАССКАЗЫ


27

1

1

5.

«Золотая колесница.»

МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ



4







6.

« В начале было Слово …»

БИБЛЕЙСКИЕ СКАЗАНИЯ



10







7.

«Самого главного глазами не увидишь»

ПОВЕСТЬ-СКАЗКА



15




1

8.

«Мир – театр, а люди в нём актёры…»

ПЬЕСЫ


7

1




9.

Мир волшебных звуков.

ПОЭЗИЯ


16

1




10.

Когда, зачем и почему? ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

20

1

1




Итого:

136

7

4


Требования к уровню подготовки выпускника начальной школы.

Читательские умения

К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:

– осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами минимум 90 слов в минуту, про себя —110 слов в минуту;

– прогнозировать содержание литературного произведения перед чтением и в процессе его первичного восприятия;

– воссоздавать в воображении образы и картины, соответствующие литературному источнику;

– воспринимать произведения в соответствии с их видо-жанровыми характеристиками;

– характеризовать персонажи и их взаимоотношения в соответствии с авторским замыслом;

– различать произведения художественной и познавательной литературы и овладеть разными способами их освоения;

– воссоздавать образ писателя на основе его произведения;

– выявлять авторский замысел (идею произведения) посредством анализа сюжета и постижения подтекста;

– излагать личное мнение о литературном произведении;

– составлять план и пересказ прочитанного текста (подробный, выборочный, краткий, творческий);

– выделять в познавательном тексте основную и дополнительную информацию;

– организовывать собственную читательскую деятельность по ознакомлению с большим по объему произведением;

– ориентироваться в детских книгах, используя для этого определенные программой элементы книг, а также средства библиографической помощи;

– пользоваться школьным толковым словарем, справочной литературой и периодической печатью для детей.


Литературоведческая пропедевтика

К концу 4 класса обучающиеся должны знать:

– основные особенности литературных видов и жанров (произведения малых фольклорных форм, народные и литературные сказки, рассказы, басни, былины, мифы, сказания, повести, пьесы, стихотворения, познавательные статьи и очерки);

– основные средства языковой выразительности (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение, звукопись, художественный повтор).


Развитие творческих способностей

К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:

– пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темпоритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме устной речи характера произведения и особенностей его персонажей;

– использовать дополнительные средства выразительности (пластика, мизансцена, реквизит) при инсценировании литературных произведений;

– иллюстрировать литературное произведение в словесной, графической, музыкальной формах;

– составлять творческий пересказ литературного произведения посредством изменения и дополнения текста, а также от другого лица;

– создавать небольшие устные сочинения на основе литературных впечатлений.
Литература и средства обучения

Для учащихся:


  • Основная:

Учебник: - Кубасова, О. В. Литературное чтение: любимые страницы: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений в 4 частях /

О. В. Кубасова. – 9-е издание. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012.

- Кубасова, О. В. Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012.

- Кубасова, О. В. Литературное чтение: тестовые задания к учебнику «Любимые страницы» для 4 класса общеобразовательных учреждений /

О. В. Кубасова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011


  • Дополнительная:

  1. Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. – М.: Дом педагогики, 2006

  2. Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2004


Пособия для учителя:

  1. Игнатьева Т.В. Контрольные тексты для проверки техники чтения 1-4 кл./ М.: ООО «Издательство АСТ», 2008

  2. Г.Е.Болдырева. Поурочные планы по учебнику «Любимые страницы» О.В.Кубасовой /Волгоград «Учитель», 2010

  3. Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2008

  4. Я иду на урок в начальную школу: Чтение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004

  5. Кубасова О.В. Учим читать. Методические рекомендации по литературному чтению для начальной школы. - С.: Ассоциация XXI век, 2010.

  6. Литературное чтение.3-4 классы: поурочное планы по программе «Гармония» (компакт- диск) – издательство «Учитель», 2010

  7. Хрестоматия по литературе для начальных классов: Справочник школьника. – М.: Филологическое общество «Слово», 1996 г.

  8. Я познаю мир: Детская энциклопедия: литература.- М.: 2000

  9. Кубасова О.В. 4 кл./ Методические рекомендации.- Смоленск, Ассоциация XXI век, 2012

Учебно-методическое обеспечение.

1. Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

2. DVD-диск «Большая русская библиографическая энциклопедия» (диск 1)

3. DVD-диски с экранизированными произведениями (DVD-фильм).

4. Портреты писателей и поэтов.

5. Ресурсы Интернета

- Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,

- Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/

- Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

- http://www.nachalka.com/

- http://www.zavuch.info/

- Методический центр: http://numi.ru/

6. Словари синонимов и антонимов, толковый словарь.

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению

«Любимые страницы» 4 класс О.В. Кубасова (136 часов)

/ из расчёта 4 часа в неделю /







п /п

Дата

проведения

Тема урока

Кол-во

часов

Виды,

формы контроля

Примечания

1.




С. Михалков «Гимн Российской Федерации»;

тема «Что мы читали летом»; библиотечный урок



1







«Что за прелесть эти сказки!...» Сказки 26 ч

2.




И. Токмакова «В чудной стране»; русская народная сказка «Пётр I и мужик»

1

Фронтальный, выразительное чтение




3.




Русская народная сказка «Марья и ведьмы»

1

Фронтальный, рассказ о своих впечатлениях




4.




Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»

1

Фронтальный, выразительное чтение




5.




Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»

1

Работа в парах




6.




Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»

1

Фронтальный




7.




Обобщение по теме «Русские народные сказки»

1

Тематический, работа в группах




8.




Тема «Книги со сказками разных народов»; бразильская сказка «Жизнь человека»

1

Фронтальный




9.




X. К. Андерсен «Русалочка»

1

Фронтальный, работа в парах




10.




X. К. Андерсен «Русалочка»

1

Фронтальный, характеризовать персонаж




11.




X. К. Андерсен «Русалочка»

1

Фронтальный, пересказ




12.




X. К. Андерсен «Русалочка»

1

Текущий, опрос




13.




X. К. Андерсен «Русалочка»

1

Текущий




14.




X. К. Андерсен «Русалочка»; Тема «Сказки Х.К. Андерсена

1

Тематический, викторина




15.




А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»


1

Работа в парах




16.




А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1

Текущий, фронтальный опрос




17.




А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1

Текущий, выразительное чтение




18.




А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; тема «Сказки А. С. Пушкина»

1

Тематический, тест




19.




Д. Джекобс «Рыба и кольцо»

1

Фронтальный, классификация сказки




20.




А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон»

1

Коллективная работа: выборочное чтение




21.




А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон»

1

Фронтальный опрос




22.




А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон»

1

Фронтальный




23.




Дж. Родари «Эти бедные привидения»

1

Работа в парах




24.




Дж. Родари «Эти бедные привидения»

1

Текущий, пересказ




25.




Дж. Родари «Эти бедные привидения»; тема «Книги Джанни Родари

1

Тематический, литературная игра.




26.




К. Драгунская «Лекарство от послушности»

1

Фронтальный




27.




К. Драгунская «Лекарство от послушности»; тема «Книги со сказками современных отечественных писателей»; обобщение

Проверочная работа №1 по теме: «Сказки»

1

Тематический, викторина




«О доблестях, о подвигах, о славе». Былины 5ч

28.




«Добрыня и Змей» (пересказ А. Нечаева)

1

Текущий, коллективная работа. Словарная работа




29.




«Добрыня и Змей» (обработка Ю. Круглова)

1

Фронтальный опрос




30.




«Болезнь и исцеление Ильи Муромца» (пересказ А. Нечаева)

1

Фронтальный опрос.




31.




«Алёша Попович и Тугарин» (пересказ А. Нечаева)

1

Текущий, пересказ




32.




«Алёша Попович и Тугарин» (пересказ А. Нечаева); тема «Книги с былинами»; обобщение

Проверочная работа №2 по теме: « Былины»

Проверка техники чтения

1

Тематический, проверочная работа




«Уж сколько раз твердили миру…». Басни 5ч

33.




X. К. Андерсен «Эта басня сложена про тебя»; Эзоп «Ворона и кувшин», «Мальчик-вор и его мать», «Лисица и Козёл»

1

Фронтальный, словесный портрет




34.




И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса»,

1

Текущий, выразительное чтение




35.




И. Крылов «Две Бочки»

1

Фронтальный




36.




Л. Н. Толстой «Лев и лисица»; С. Михалков

«Просчитался», «Услужливый», «Заячье горе»



1

Фронтальный опрос, пересказ




37.




И. Демьянов «Валерик и тетрадь»; тема «Книги с баснями»; обобщение

Проверочная работа №3 по теме: « Басни»

1

Тематический, тест




«Оглянись вокруг». Рассказы 27

38.




М. Пришвин «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток молока»

1

Фронтальный Выборочное чтение.




39.




К. Паустовский «Заячьи лапы»

1

Фронтальный.




40.




К. Паустовский «Заячьи лапы»

1

Текущий. Чтение в парах




41.




Тема «Рассказы о животных»

1

Тематический, беседа.




42.




Р. Фраерман «Девочка с камнем»

1

Фронтальный. Чтение в парах




43.




Ю. Ермолаев «Иголка с ниткой»

1

Текущий, фронтальный опрос




44.




Ю. Ермолаев «Иголка с ниткой»

1

Текущий. Участие в диалоге




45.




Тема «Рассказы о детях»

1

Тематический. Викторина




46.




Ю. Яковлев «Полосатая палка»

1

Фронтальный . Беседа




47.




К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

1

Фронтальный




48.




К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

1

Текущий, викторина




49.




К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

1

Текущий, выразительное чтение




50.




Н. Носов «Огородники»

1

Фронтальный, чтение по ролям




51.




О. Григорьев «Две трубы»

1

Коллективная работа




52.




С. Алексеев «Капитан бомбардирской роты»

1

Текущий, выразительное чтение




53.




Тема «Книги С. П. Алексеева»; С. Алексеев «Радуйся малому, тогда и большое придёт»

1

Тематический, проверочная работа




54.




А. Чехов «Ванька»

1

Фронтальный опрос, беседа




55.




А. Чехов «Ванька»

1

Текущий, пересказ




56.




Д. Мамин-Сибиряк «Вертел»

1

Фронтальный




57.




Д. Мамин-Сибиряк «Вертел»

1

Текущий, краткий пересказ




58.




Д. Мамин-Сибиряк «Вертел»

1

Текущий, словесное рисование




59.




Л. Кассиль «У классной доски»

1

Фронтальный Выборочное чтение по абзацам




60.




Л. Кассиль «У классной доски»; тема «Книги о Великой Отечественной войне»

1

Тематический , беседа




61.




В. Лидин «Завет»

1

Текущий, работа в парах




62.




Р. Брэдбери «Всё лето в один день»

1

Фронтальный




63.




Р. Брэдбери «Всё лето в один день»

1

Текущий, беседа по вопросам




64.




Обобщение.

Проверочная работа №4 по теме: «Рассказы»

Проверка техники чтения

1

Тематический, тест. Проверка техники чтения




«Золотая колесница». Мифы Древней Греции 4ч

65.




Герои Эллады. «Персей»

1

Фронтальный, работа в парах




66.




«Орфей и Эвридика»

1

Текущий, выразительное чтение




67.




Тема «Книги с мифами Древней Греции»

1

Тематический, тест




68.




«Дедал и Икар»; обобщение

Проверка техники чтения

1







«В начале было Слово…» Библейские сказания 10ч

69.




«Семь дней творения»; «Бог сотворил первого человека»; «Жизнь первых людей в раю»; «Первый грех. Обещание спасителя. Изгнание из рая»

1

Фронтальный




70.




«Всемирный потоп»

1

Текущий




71.




«Моисей»

1

Фронтальный




72.




«Моисей»

1

Фронтальный, работа в парах




73.




«Моисей»

1

Текущий, выразительное чтение




74.




С. Лагерлёф «Святая ночь»

1

Фронтальный. Зачитывание наиболее понравившегося отрывка из любого сказания.




75.




С. Лагерлёф «Святая ночь»

1

Текущий




76.




А. Мень «Милосердие Иисуса»

1

Фронтальный




77.




Притча «Блудный сын»; обобщение

1

Тематический, работа в парах




78.




Тема «Книги с библейскими сказаниями»

1

Тематический, викторина




«Самого главного глазами не увидишь…» Повесть-сказка 15ч

79.




Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

1

Текущий, выразительное чтение




80.




Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

1

Текущий, работа в парах




81.




Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

1

Текущий, словесное рисование




82.




Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

1

Текущий, пересказ




83.




Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

1

Текущий, викторина




84.




Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

1

Текущий, беседа




85.




Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

1

Текущий, фронтальный опрос




86.




Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

1

Текущий, викторина




87.




Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

1

Текущий




88.




Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

1

Текущий, самостоятельная




89.




Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

1

Текущий, выразительное чтение




90.




Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

1

Текущий, работа в группах




91.




Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

1

Текущий




92.




Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

1

Текущий




93.




Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Проверка техники чтения

1

Текущий




«Мир – театр, люди в нём актёры …» Пьесы 7ч


94.




А. Барто, Р. Зелёная «Ах, руки, руки!»

1

Фронтальный




95.




Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (глава)

1

Работа в пара




96.




Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (глава)

1

Текущий




97.




Тема «Книги Н. Носова»

1

Тематический, игра-викторина




98.




Н. Носов «Два друга» (отрывок из пьесы по повести «Витя Малеев в школе и дома»)

1

Фронтальный, чтение по ролям.




99.




Н. Носов «Два друга» (отрывок из пьесы по повести «Витя Малеев в школе и дома»)

1

Фронтальный, работа в группах




100.




Тема «Книги и журналы с пьесами»; обобщение

Проверочная работа №5 по теме: «Пьесы»

1

Тематический, тест.




«Мир волшебных звуков». Поэзия 16ч

101.




В. Жуковский «Песня»; Я. Смоленский «Как научиться читать стихи»

1

Текущий, выразительное чтение




102.




А. С. Пушкин «Птичка», «Няне»; К. Паустовский «Сказки Пушкина»

1

Текущий, конкурс чтецов




103.




А. С. Пушкин «Зимняя дорога»; М. Лермонтов «Горные вершины» (из И. В. Гёте)

1

Фронтальный , чтение наизусть




104.




М. Лермонтов «Утёс», «Молитва»

1

Фронтальный, чтение в парах




105.




И. Суриков «Весна»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»

1

Текущий, выразительное чтение




106.




А. Блок «На лугу», «Гроза прошла, и ветка белых роз...»

1

Фронтальный




107.




С. Есенин «С добрым утром!»

1

Текущий, выразительное чтение




108.




М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток...»; В. Маяковский «Тучкины штучки»

1

Текущий, конкурс чтецов




109.




Тема «Книги и журналы со стихами русских поэтов»

1

Тематический, проверочная работа




110.




С. Маршак «Пожелания друзьям»; Саша Чёрный «Зелёные стихи»

1

Текущий, выразительное чтение




111.




Ю. Владимиров «Чудаки»; Д. Хармс «Очень

страшная история»



1

Фронтальный, работа в парах




112.




Тема «Книги и журналы с забавными стихами»; В. Хотомская «Два гнома», «Три сестрицы»

1

Тематический, пересказ




113.




О. Высотская «Весенние рубашки»; Э. Мошковская «Песня»

1

Текущий, фронтальный опрос




114.




Ю. Мориц «Чтоб летали мы все и росли!»

1







115.




В. Высоцкий «Песня Кэрролла»; обобщение

1

Текущий, выразительное чтение




116.




Тема «Книги и журналы со стихами современных детских поэтов»

Проверочная работа №6 по теме: «Поэзия»

1

Тематический, викторина




«Когда, зачем и почему?» Познавательная литература 20ч

117.




Н.Кун. «Олимп»

1

Фронтальный




118.




Ю. Яковлев «О нашей Родине»

1

Фронтальный, беседа




119.




И. Соколов-Микитов «Русский лес»

1

Текущий, выразительное чтение




120.




Ю. Дмитриев «Зелёное и жёлтое»

1

Текущий, работа в парах




121.




«Крещение Руси» (из книги «Крещение Руси»)

1

Фронтальный опрос




122.




Н. Соловьёв «Сергей Радонежский»

1

Текущий, выборочное чтение




123.




Н. Соловьёв «Сергей Радонежский»

1

Фронтальный ,выразительное чтение




124.




Н. Соловьёв «Сергей Радонежский»

1

Текущий, пересказ




125.




В. Губарев «В открытом космосе»

1

Фронтальный




126.




Л. Яхнин «Метро»

1

Фронтальный, работа в парах




127.




М. Ильин и Е. Сегал «Что из чего»; М. Ильин «Сто тысяч почему»;

1

Текущий




128.




Тема «Книги и журналы, отвечающие на вопросы»

1

Тематический, тест




129.




Н. Надеждина «Лук от семи недуг»

1

Текущий




130.




М. Константиновский «Что такое электрический ток»

1

Фронтальный




131.




В. Малов «Как парижский официант русскому изобретателю помог»

1

Текущий, беседа




132.




А. Дитрих и Г. Юрмин «Какая книжка самая интересная?» (отрывок); тема «Книги о книгах и их создателях»

1

Тематический, тест




133.




К. Паустовский «Великий сказочник» (в сокращении)

1

Текущий, работа в парах




134.




К. Чуковский «Признания старого сказочника» (фрагмент)

1

Фронтальный опрос




135.




Заключительный обобщающий библиотечный урок

Проверочная работа №7 по теме: « Итоговая работа за II полугодие»

1

Итоговый, проверочная работа




136.




Проверка техники чтения.

Тема. « О чём будем читать летом?»



1

Итоговый, проверка техники чтения




скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» для 4б класса по умк
524.48kb.
Примерная рабочая программа к курсу «Литературное чтение», 1-4 кл для умк «Школа России»
240.13kb.
Рабочая программа по литературному чтению (систематический курс) умк «Школа России»
425.29kb.
Рабочая программа По учебному курсу «Литературное чтение» По программе умк «Начальная школа 21 века»
542.88kb.
Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Литературное чтение»
805.91kb.
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение»
721.12kb.
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для умк «Школа 2100»
492.42kb.
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» на 2011/2012 учебный год для 3 класса
342.91kb.
Рабочая программа по предмету «литературное чтение» умк «школа россии» (срок реализации 4 года) Рассмотрена на заседании шмо принята на педсовете
542.23kb.
Литературное чтение рабочая программа
238.83kb.
Рабочая учебная программа по курсу «Литературное чтение»
156.86kb.
Программа по курсу «Литературное чтение» для 1-4 класса составлена на основе
604.46kb.