Главная стр 1стр 2стр 3
скачать
Раздел II                               Художествен-

ная

 культура России



19-нач. 20в.

12 ч.






Фундамент

национальной

классики:

шедевры


русской

художественной

культуры

1-й пол 19 в.













































































1

«Золотой век» развития культуры в России. Соотношение основных этапов развития русской и европейской художественных культур. Особенности формирования национального художественного мышления.

Два течения: славянофильство и западники. Возникновение славянофильства. Борьба направлений в художественной критике. Жизнь и творчество В.Белинского.Расцвет русского романа. Творчество И. Тургенева. Нравственные искания и философское осмысление действительности (Ф. Достоевский, Л. Толстой). “Горький смех” М. Салтыкова-Щедрина. Лиризм и психологизм в творчестве А. Чехова. Литература как ценностное ядро русской художественной культуры. Просветительский, учительский пафос литературы. Нравственно-философские проблемы в творчестве Н.А. Некрасова, И.О. Тургенева, И.А. Гончарова, А.Н. Островского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого

Эволюция стилей в русской художественной культуре Х1Х в. Нравственно-философские искания, формирование различных направлений в исторической науке, философской мысли, литературной критике. Роль слова в русской культуре, развитие русского литературного языка . Диалог классицизма и романтизма в поэзии (В.Жуковский,К. Рылеев, А. Пушкин, Е.Баратынский, Ф. Тютчев, М. Лермонтов). Усиление свободомыслия, идеи декабристов. Завершение «дворянского этапа» развития культуры. Характерное сочетание классицизма с новыми романтическими  и реалистическими идеалами. Отражение в искусстве наболевших социальных проблем.  Рождение образа «маленького человека» (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь).

Рождение критического реализма. Творчество Н.Гоголя.





Знать:

— основные эпохи в художественном развитии человечества;

— культурные доминанты различных эпох в развитии мировой

художественной культуры;

— идеи, пропагандируемые течением славянофильства и западников;

— роль и место классического наследия в художественной культуре современности;

— основные особенности художественного развития России;

— выдающиеся памятники и произведения различных эпох.



Ум е т ь:

— самостоятельно оценивать произведения искусства,;

— объяснять непреходящую роль классики для духовного развития

современного человека;

— показать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой художественной культуре;

— сформулировать свое оценочное суждение о популярных жанрах современного искусства;

— пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и пересказывать ее.


Изучение нового материала



1. 11



Расцвет русского театра

1

Расцвет русского театра, формирование национальной актерской школы. А.Островский и русский театр. Опера «Руслан и Людмила». Творчество А. Алябьева.

Поздний классицизм в архитектуре. Архитектура столиц и провинций. Завершение этапа классицизма в русской архитектуре (русский ампир). Проекты А.Н. Воронихина, А.Д. Захарова, Т. де Тома. Творчество К. И. Росси (Сенат, Синод, Александрий ский театр в Петербурге). Архитектурные проекты В. П. Стасова, О.И. Бове, Д. Жилярди.)



Знать:

- особенности русского театра, основы национальной актёрской школы;

— роль и место классического наследия в художественной культуре современности;

— основные особенности художественного развития России;

— выдающиеся памятники и произведения различных эпох;

- характерные черты позднего классицизма в архитектуре;

- русских архитекторов позднего классицизма;

- выдающихся архитекторов классицизма и их проекты (А.Н. Воронихина, А.Д. Захарова, Т. де Тома. К. И. Росси (Сенат, Синод, В. П. Стасов, О.И. Бове, Д. Жилярди);



Ум е т ь:

- определять архитектурные строения позднего классицизма;

— самостоятельно оценивать произведения искусства;

— объяснять непреходящую роль классики для духовного развития

современного человека;

— показать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой художественной культуре;

— сформулировать свое оценочное суждение о популярных жанрах современного искусства;

— пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и пересказывать ее.


Изучение нового материала



8. 11



Течения и направления в русской культуре 18-нач.19 в. Романтизм.

1

Романтизм, сентиментализм в различных видах искусства. Сочетание классицистских и романтических образов в изоб разительном искусстве. Обращенность живописи к внутренне му миру человека (О.А. Кипренский). Развитие жанровой живописи, ее задушевная теплота и лиричность (В. А. Тропинин, А.Г. Венецианов). Сочетание классицизма и романтизма в русской  живописи (О. Кипренский, А. Венецианов, К. Брюллов и др.).

Романтизм в русской живописи. Портреты кисти О.А.Кипренского. Портрет А.Швальбе, портрет Е.Давыдова. Внешнее спокойствие и внутренняя напряженность образов, раскрывающие глубокое душевное волнение, силу чувств. Теплая, звучная цветовая гамма портретов. Портрет А.С. Пушкина, искусство изображения художником духовной жизни поэта. Кипренский — график.
Традиции классицизма и черты романтизма в произведениях К.П.Брюллова. «Последний день Помпеи». Выразительность и смелость цветового решения. Контрасты цвета и света, световые рефлексы. Брюллов-портретист.


Знать:

— основные эпохи в художественном развитии человечества;

— культурные доминанты различных эпох в развитии мировой

художественной культуры;

— основные характеристики романтизма в живописи;

— роль и место классического наследия в художественной культуре современности;

— основные особенности художественного развития России;

— выдающихся русских художников (О.А. Кипренский, В. А. Тропинин, А.Г. Венецианов, К. Брюллов и др),



Ум е т ь:

— самостоятельно оценивать произведения искусства,;

— объяснять непреходящую роль классики для духовного развития

современного человека;

— показать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой художественной культуре;

— сформулировать свое оценочное суждение о популярных жанрах современного искусства;

- анализировать и описывать картины;

- высказывать своё мнение о произведении искусства.

— пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и пересказывать ее.


Изучение нового материала

Презентации: «Творчество А. Тропинина», «Творчество К. Брюллова»

15. 11



Течения и направления в русской культуре 18-нач.19 в. Критический реализм.

1

Переход от романтизма и классицизма к реализму в русской живописи (К.Брюллов, О. Кипренский, П. Федотов).
Критический реализм в изобразительном  искусстве (П. Федотов). Критический реализм в изобразительном  искусстве (П. Федотов).— Творчество. Вера в преобразующую силу искусства и в особую миссию художника в утверждении добра и справедливости. «Явление Христа народу». Идейный замысел картины, философский смысл. Богатство и сложность характеров, глубина постижения психологического состояния человека. Другие полотна А.А.Иванова.
Творчество П.А.Федотова. Типическое, поднятое до уровня обличительной сатиры в картинах «Сватовство майора», «Свежий кавалер» и других. Близость героев произведений Федотова персонажам литературных произведений. Федотов — тонкий лирик. Женские образы в портретах художника («Портрет Н.Жданович за клавесином»).

Знать:

— культурные доминанты различных эпох в развитии мировой

художественной культуры;

— основные характеристики критического реализма в живописи;

— роль и место классического наследия в художественной культуре современности;

— основные особенности художественного развития России;

— выдающихся русских художников (А.А. Иванов, П.А.Федотова),

Ум е т ь:

— самостоятельно оценивать произведения искусства;

— объяснять непреходящую роль классики для духовного развития современного человека;

— сформулировать свое оценочное суждение о популярных жанрах современного искусства;

- анализировать и описывать картины;

- высказывать своё мнение о произведении искусства.

— пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и пересказывать ее.


Изучение нового материала

Презентации:

«Бытовой жанр», «



29. 11



Пореформенная эпоха России. Товарищество передвижников.

1

Товарищество передвижников – выдающееся явление в русской культуре.

Острое чувство гражданственности — характерная черта изобразительного искусства пореформенной России. Отмена крепостного права и его культурные последствия. Непосредственное отражение в искусстве общественных борений, идеалы народничества. Понятие «народ», его трактовка в художественных образах. Слияние образа народа и героя. Опыт духовного наставничества в литературе, живописи, музыке, театральной драматургии.



Передвижники. Бытовой жанр в живописи. Сострадание и сатира («Проводы покойника», «Чаепитие в Мытищах» и другие работы). Роль пейзажа в эпическом звучании полотен.
Портрет в искусстве передвижников. Портретные образы И.Н.Крамского («Портрет Л.Н.Толстого», «Портрет П.М.Третьякова» и другие). Образы представителей простого люда («Крестьянин с уздечкой»). Жизненная убедительность, глубина и меткость характеристик.

— Творчество И.Е.Репина и В.И.Сурикова — вершина передвижничества и начало нового этапа в развитии национального русского искусства. Исторические полотна Сурикова. Использование сюжетов, позволяющих раскрыть мощную силу народа, народных движений. «Утро стрелецкой казни». Трактовка события как народной трагедии. «Боярыня Морозова» и другие полотна мастера. Историческое полотно Репина «Иван Грозный и сын его Иван…». Утверждение идеи безумия и преступности самодержавия как формы правления. Другие работы Репина в историческом жанре.


«Бурлаки на Волге» и другие жанровые работы Репина. Тема революционной борьбы («Арест пропагандиста»).

Глубина психологических характеристик в портретном искусстве Репина. Образы лучших людей России, творцов ее культуры (портреты М.Мусорского, Л.Толстого, В.Стасова). Образы крестьян («Мужичок из робких»). Творчество И.Я. Крамского, Н.Н. Ге, В.В. Верещагина.



Знать:

— основные характеристики развития русского изобразительного искусства в пореформенную эпоху ;

— культурные доминанты различных эпох в развитии мировой

художественной культуры;

— основные характеристики реализма в живописи;

- идеи, пропагандируемые русскими художниками-передвижниками;

— роль и место классического наследия в художественной культуре современности;

-

— творчество выдающихся русских художников (В.Г.Перова, И. Репина, И. Сурикова, И.Я. Крамского, Н.Н. Ге, В.В. Верещагина и др),



Ум е т ь:

— самостоятельно оценивать произведения искусства,;

— объяснять непреходящую роль классики для духовного развития

современного человека;

— показать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой художественной культуре;

— сформулировать свое оценочное суждение о популярных жанрах современного искусства;

- анализировать и описывать картины;

- высказывать своё мнение о произведении искусства.

— пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и пересказывать ее.


Изучение нового материала

Презентации: «Творчество И. Репина», «Творчество И. Сурикова».

6. 12





Шедевры русской живописи.

1

Просветительский характер живописи передвижников. Пейзаж в произведениях русских художников. Величие, богатство, лиризм в картинах родной природы. Становление реалистического пейзажа (А.К.Саврасов «Грачи прилетели»; Ф.А.Васильев «Оттепель», И.И.Шишкин «Рожь»). Пейзажи И.И.Левитана, многогранность их внутреннего содержания. Задушевность, тонкий лиризм («Март», «Золотая осень», «Весна. Боль шая вода»).

Творчество И.Я. Крамского, Н.Н. Ге, В.В. Верещагина. Пейзажная живопись А.К. Саврасова, А.И. Куинджи, В.Д. Поленова. «Былинный стиль» произведений В.М. Васнецова.

Знать:

— основные характеристики развития русского изобразительного искусства в пореформенную эпоху ;

— культурные доминанты различных эпох в развитии мировой

художественной культуры;

— основные характеристики реализма в живописи;

- идеи, пропагандируемые русскими художниками-передвижниками;

— роль и место классического наследия в художественной культуре современности;

-

— творчество выдающихся русских художников (И. Левитана,А. Саврасова, ,И. Шишкина, В. Васнецова, А.И. Куинджи, В.Д. Поленова..и др),



Ум е т ь:

— самостоятельно оценивать произведения искусства;

— объяснять непреходящую роль классики для духовного развития современного человека;

— показать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой художественной культуре;

— сформулировать свое оценочное суждение о популярных жанрах современного искусства;

- анализировать и описывать картины;

- высказывать своё мнение о произведении искусства.

— пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и пересказывать ее.





Презентации: «Творчество И.И.Шишкина», «Пейзажи Куинджи И.», «Творчество А. Саврасова», «Творчество И. Левитана».

13. 12





Художественная культура России пореформенной эпохи. Архитектура, скульптура, музыка.

1

Архитектурные проекты К. Тон. Храм Христа Спасителя. Скульптурные проекты М. Микешина , А. Опекушина, М. Антокольского. Творчество композиторов “Могучей кучки” (М.Мусоргский, А. Бородин, Н.Римский-Корсаков). Гений П.Чайковского. Оперы “Евгений Онегин” и “Пиковая дама”. Русское музыкальное искусство. «Могучая кучка». Идеи наци онального самовыражения в эстетике «кучкистов». М.А. Бала кирев и В.В. Стасов. Эпический дар А.П. Бородина (опера «Князь Игорь», «Богатырская симфония»). Реализм в музыке М.П. Мусоргского. Обращение композитора к сюжетам из истории русского народа («Борис Годунов», «Хованщина»), Песни Мусоргского. «Картинки с выставки» (по выбору учителя).Поэтическое восприятие народной жизни в музыке Н .А. Римского-Корсакова. Национальные основы его музыки. Симфоническое творчество. Балеты.

Знать:

- выдающиеся скульптурные произведения данного времени;

-- идеи петербуржских композиторов «могучей кучки»;

-творчество композиторов «могучей кучки»;



Ум е т ь:

— самостоятельно оценивать произведения искусства,;

— объяснять непреходящую роль классики для духовного развития

современного человека;

— показать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой художественной культуре;

— сформулировать свое оценочное суждение о популярных жанрах современного искусства;

- анализировать музыкальное произведение;

- высказывать своё мнение о произведении искусства;

— пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и пересказывать ее.


Изучение нового материала

Презентация «Могучая кучка»

20. 12





Переоценка ценностей в художественной культуре «Серебряного века»: открытие символизма.

1

— «Серебряный век» — русский ренессанс начала ХХ столетия. (Н.Бердяев). Внимание к жизни души; стремление к гармонии, к красоте в искусстве рубежа веков.
Серебряный век» как этап, завершающий традицию развития русской художественной культуры от древности до советского периода. Расцвет искусства на новой философско-эстетической почве. Обновление религиозно-философской мысли, отказ от реализма и возрождение духовной основы художественных образов. Стремительное развитие нетрадиционных худо жественных течений и направлений. «Гармония противо положностей» в искусстве «серебряного века»: обращенность к истокам в сочетании с авангардистскими идеями. Многообразие направлений в философии, эстетике, искусстве.

Роль литературы в духовной жизни общества. Символизм в русской поэзии (Бальмонт, А.Белый, А.Блок, В. Брюсов). Футуризм в литературе.

— Проявления новаторства в скульптуре начала ХХ в. Обращение к работе в дереве в творчестве А.С.Голубкиной и С.Т.Конёнкова. Особенности образного мира их скульптур («Старость», «Идущий», «Пловец» Голубкиной; «Самсон», «Нике», «Стрибог» Конёнкова). Памятник Н.В.Гоголю работы Н.А.Андреева.
— Русская архитектура конца XIX — начала XX в. Многообразие стилистических направлений. Стиль модерн (особняк С.П.Рябушинского, построенный Ф.О.Шехтелем), неорусский стиль (Покровская церковь Марфо-Мариинской обители, построенная А.В.Щусевым), неоклассицизм (дача Половцева, построенная И.А.Фоминым).

Полифония стилей в музыкальном искусстве “серебряного века”. Символизм,его воплощение в музыке А.Скрябина. Неоклассические и классические идеи в музыке ( С.Танеев, Н.Метнер).


Знать:

— основные эпохи в художественном развитии человечества;

— культурные доминанты различных эпох в развитии мировой

художественной культуры;

— роль и место классического наследия в художественной культуре современности;

— основные особенности художественного развития России;

— выдающихся русских писателей-символистов (А. Блок, К. Бальмонт, А. Ахматова, П. Кончаловский, Н. Гончаров,А. Белый и др.); .

- музыкальные идеи и новаторство А. Скрябина.


Ум е т ь:

— самостоятельно оценивать произведения искусства,;

— объяснять непреходящую роль классики для духовного развития

современного человека;

— показать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой художественной культуре;

— сформулировать свое оценочное суждение о популярных жанрах современного искусства;

— пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и пересказывать ее.


Изучение нового материала

Презентация «Жизнь и творчество А. Блока».

27. 12





«Серебряный век» — русский ренессанс начала ХХ столетия. Символизм в живописи.

1

Символизм в живописи. Кубизм и абстракционизм в изобразительном искусстве. “Мир искусства”.

Реалистические традиции и творческий поиск русских художников на рубеже двух веков.


М.А.Врубель. Философское отношение к жизни и искусству, стремление «будить души людей от мелочей будничных величавыми образами». Возрождение романтической программы творчества. Работы в Кирилловской церкви (Киев). Тема Демона: чувства и стремления титанической, гордой, одинокой и тоскующей, раздираемой внутренними противоречиями личности. Обращение Врубеля к русскому фольклору («Пан», «Царевна Лебедь»).
В.А.Серов и М.А.Врубель — образ «новой России». Личность С.И.Мамонтова. Портрет в творчестве Серова. «Девочка с персиками»: задача писателя «писать отрадное», сформулированная художником. Характеристика личности в произведениях Серова: передача остро выявленных черт через движение рук, поворот головы, позу? композиционно-колористическое решение («Дети», «Портрет О.К.Орловой», «Портрет М.Н.Ермоловой»). Творчество В. Борисова-Мусатова.
Бенуа — живописец, график, театральный художник, историк искусства и художественный критик. «Прогулка короля» Бенуа, «Дама в голубом» К.А.Сомова, «Елизавета Петровна в Царском Селе» Е.Е.Лансере.

Знать:

— роль и место классического наследия в художественной культуре современности;

— основные особенности художественного развития России;

- выдающихся художников «серебрянного века» (В. Борисова-Мусатова, В..Врубеля, В. Серова);



.
Ум е т ь:

— показать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой художественной культуре;

— сформулировать свое оценочное суждение о популярных жанрах современного искусства;

— пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и пересказывать ее.



Изучение нового материала

Презентации «Творчество М. Врубеля», «Творчество В. Серова»

10. 01








 Эстетика

Эксперимента

и ранний

русский авангард





1

Новаторство во всех областях искусства.

Рождение теории «искусства будущего» в художественной культуре «серебряного века». Новизна как эталон современно сти в искусстве авангардных направлений. Декларирование свободы самовыражения художника, не скованного обществен ным служением, как скрытая основа художественных произ ведений авангардистов.

Рождение русского авангарда: революция художественная в преддверии революции социальной. Связь концепций авангарда с осмыслением истории искусства, развитием науки и философии. Геометрическая форма и космизм в беспредметных произведениях К.С.Малевича. «Черный квадрат» Малевича — ключевое произведение искусства ХХ в. В.В.Кандинский и теория беспредметности. Работы Кандинского («Композиция VI»,  1913; «Сумеречное», 1917 и другие).
— Многообразие объединений, творческих групп («Мир искусства», «Бубновый валет», «Голубая роза» и др.). Традиции П.Сезанна и русского городского фольклора в творчестве художников объединения «Бубновый валет». «Синие сливы» и другие натюрморты И.И.Машкова. Интерпретации архитектурных мотивов в работах А.В.Лентулова. Яркий индивидуализм художников. Эпатаж в творчестве М.Ф.Ларионова и Н.С.Гончаровой.

Литературный авангард (В. Маяковский, В. Хлебников, А. Кручёных, Б. Пастернак)


Знать:

— основные эпохи в художественном развитии человечества;

— культурные доминанты различных эпох в развитии мировой

художественной культуры;

— роль и место классического наследия в художественной культуре современности;

— основные особенности художественного развития России;

—- творческие объединения, («Мир искусства», «Бубновый валет», «Голубая роза» и др.);

-.выдающихся художников авангардистов (К. Малевич, И. Машков, В. Кончаловского М.Ф.Ларионовой, Н.С.Гончаровой);



- творчество и идеи писателей-авангардистов (В. Маяковский, В. Хлебников, А. Кручёных, Б. Пастернак)

Ум е т ь:

— самостоятельно оценивать произведения искусства,;

— объяснять непреходящую роль классики для духовного развития

современного человека;

— показать на конкретных литературных примерах элементы символизма;

— сформулировать свое оценочное суждение о произведениях авангардистского направления;

— пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и пересказывать ее.


Изучение нового материала



17. 01





В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм

1

Неоклассицизм в искусстве «серебряного века» как попытка вернуться к традиционной «вечной красоте» художественных образов, Акмеизм и адамизм в поэзии («Цех поэтов»).

«Новое дыхание» романтического искусства. Обращенность к судьбе России в романтически возвышенной русской поэзии. Тема родины в творчестве Ф.К. Сологуба, А. Белого, А.А. Блока.

Объединение художников «Мир искусства»: выставки, журнал. Синтез искусств: музыкальный и драматический театр, книга. А.Н.Бенуа и С.П.Дягилев — ключевые фигуры объединения. Художники «Мира искусства». Творчество В. Серова., Б. Кустодиева.Н. Рериха, М. Нестерова.

Музыкальные стили второй половины ХХ в. Авангард — мечты о будущем: направления, методы, стили.

Музыка А.Прокофьева И. Стравинского и Д. Шостаковича. Музыка А. Шнитке , Э.Денисова.

Поздний романтизм в музыке С. Рахманинова.

Концерты С. Рахманинова для фортепьяно с оркестром. Музыкальные открытия “Мира искусства”. Рождение нового синтетического балета. Расцвет русского балетного искусства.


Знать:

- основные характеристики неоклассицизма и позднего романтизма;

— роль и место классического наследия в художественной культуре современности;

—- идеи творческого объединения, «Мир искусства»;

-.выдающихся художников неоклассицизма и позднего романтизма (В. Серова., Б. Кустодиева.Н. Рериха, М. Нестерова);

- творчество и идеи писателей-авангардистов (Ф.К. Сологуба, А. Белого, А.А. Блока)

Ум е т ь:

— самостоятельно оценивать произведения искусства,;

— объяснять непреходящую роль классики для духовного развития

современного человека;

— показать на конкретных литературных примерах элементы символизма;

— сформулировать свое оценочное суждение о произведениях авангардистского направления;

— пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и пересказывать ее.


Изучение нового материала



24. 01





Проверочная работа по разделу «Художественная культура России XIX - XX веков»

1

«Золотой» и «серебряный» века в художественном развитии России. Авангардизм, символизм, критический реализм. Неоклассицизм в искусстве «серебряного века» как попытка вернуться к традиционной «вечной красоте» художественных образов.

Знать:

— основные эпохи в художественном развитии человечества;

— культурные доминанты различных эпох в развитии мировой

художественной культуры;

— роль и место классического наследия в художественной культуре современности;

— основные особенности художественного развития России;

—- творческие объединения художников, музыкантов, писателей XIX- XX веков;

-.выдающихся художников и писателей XIX- XX веков;



- шедевры русского искусства XIX- XX веков.

Ум е т ь:

— самостоятельно оценивать произведения искусства;

— анализировать произведение искусства;

- описывать картину;

— показать на конкретных литературных примерах элементы символизма;

— сформулировать свое оценочное суждение о произведениях авангардистского направления.



Контроль знаний.



31. 01



  Раздел III.                                         Европа и Америка: художественная

 культура ХХ в. –



6 ч.

Литературная

классика ХХ века:

полюсы добра

и зла.











1

Реализм и модернизм «нового поколения». Литература. Наследие Ф. Кафка. Модернистское направление – экзистенциализм (существование). А. Камю, Жан Поль Сартр, Дж. Джойс, Г. Гессе, Э. Ремарк, Р. Рильке, ф. Лорке.

Преемственность и новаторство в литературе XX века, проблема положительного героя, новая художественная образность (Э.М. Ремарк, Г. Гессе, А. Камю, А. де Сент-Экзюпери и др.)



Знать:

- особенности и направленность развитии литературы Европы и Америки 20 века;

- новаторские идеи писателей Европы и Америки.

Уметь:

- анализировать литературный текст;



- выражать своё мнение, давать характеристики музыкальных композиций;

— пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и пересказывать ее.



Изучение нового материала



7. 02





Музыкальное искусство в нотах и без нот.

1

Музыкальное искусство Америки ХХ в. Национальные композиторские школы XX века, рождение новых направлений в музыкальном искусстве, музыкальный авангард (К. Орф, Г. Лорка, Ф. Пуленк и др.)

Симфонии Г. Малера. Детское и музыкальное воспитание Карла Орфа.

Объединение молодых французских композиторов -«Шестёрка». Художник-мыслитель в музыкальном творчестве – француз Артуз Онеггер.

Композитлорская английская школа Б. Бриттена.Зарождение электронной музыки . авангард Оливье Мессиана.

Э. Мак-Доуэлл — основоположник америкаской профессиональной музыки.

Зарождение жанра “мюзикл”. Д.Керн и его оперетта “Оклахома”. Мюзикл Фр. Лоу “Моя прекрасная леди”.

Творчество Д. Гершвина. Новые тенденции в его музыке, симфонизация джаза. “Рапсодия в стиле блюз”.

Искусство “черной Америки”. Истоки джаза. Спиричуэлс как основа современного джаза. Блюз. Б.Лукас - певец блюза. Блюз сегодня. Творческий облик Л. Бернстайна. Мюзикл “Вестсайдская история”.

Рок-н ролл – Э. Пресли. Америка - родина новых видов массовой музыкальной культуры второй половины ХХ в. Рок-музыка, творчество Э. Пресли.


Знать:

- основные стили в музыке (джаз, рок-н-ролл, бит, рок-опера);

- основные характеристики музыки, стилевые особенности музыкального произведения;

- музыкальных исполнителей данных стилей;



Уметь:

- определять стиль музыкального произведения;

- выражать своё мнение, давать характеристики музыкальных композиций;

— пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и пересказывать ее.



Изучение нового материала

Презентации: «История джазовой музыки», «История музыки в стиле рок», «Битлз», «Э. Пресли»

14. 02









Значение ансамбля “Битлз” для развития американской и европейской рок-музыки. Эстетика рока, его разновидности и роль в культуре. Рок опера.







21. 02





Театр и киноискусство ХХ в. Культурная дополняемость.

1

Развитие европейского театра. Драматург Бертольд Брейхт, реформатор театра, основоположник «эпического театра». Французский драматург Эжен Ионеско – театр абсурда», антипод реалистической драмы. «Театр жестокости» Антонен Арто. «Театр смерти», польский режиссёр Тадеуш Кантон.

Основоположники кинематографа Луи Жан и Огюст Люмьер. Немое кино. Поиск новых форм общения с аудиторией и новых средств художественной выразительности (П. Брук, М. Рейнхард и др.) Проблема элитарности и массовости в киноискусстве (Ч. Чаплин, А. Вайда, А. Куросава и др.)



Знать:

- основные виды театров данной эпохи;

- основные идеи кинематографа;

- режиссёров и артистов немого кино.

Уметь:

- выражать своё мнение, давать характеристики музыкальных композиций;

— пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и пересказывать ее.



Изучение нового материала

Презентации: «Актрисы немого кино», «История кинематографии», «Голливуд», «Легендарная Мэрилин Монро»

28. 02





Художественная культура Америки: обаяние молодости.

1

Американская музыка:спиричуэлс, рэгтайм, блюз. Джазовая музыка Луи Амстронга, Джорджа Гершвина Арт-бизнес в США. История «фабрики грёз» - Голливуда. Бродвей. Шоу-бизнес и искусство. Художественно-развлекательные программы средств массовой коммуникации.

Полиэтнический характер традиций, сочетание элементов художественного мышления.

Воплощение «великой американской мечты» в художественных произведениях литературы, архитектуры, живописи, музыки, кино (, Ф. Купер, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер; Р. Кент, С. Дали; Д. Гершвин; В. Флеминг, М. Монро идр.)


Знать:

- основные виды театров данной эпохи;

- основные идеи кинематографа;

- режиссёров и артистов немого кино;

- историю и особенности развития американской культуры;

- основные направления американской музыки;

-музыкальных исполнителей Америки;

-историю развития кинематографии и Голливуда;

- артистов американского кино;

Уметь:

- определять стиль музыкального произведения;

- выражать своё мнение, давать характеристики музыкальных композиций;

— пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и пересказывать ее.



Изучение нового материала



6. 03





Искусство Латинской Америки.

1

Индеанизм как возвеличение древних традиций Америки в процессе художественно-культурного самопоределения народов Латинской

Америки после освобождения от колониального ига.

“ Европеизм” как орудие “американизма” , то есть утверждения художественной самобытности , вырастающей из этнокультурного синтеза.

Литераторы и художники как общественные и государственные деятели, интеллектуалы и творцы художественных ценностей ( аргентинцы Д.Ф.Сармьенто, Э. Эччевериа, кубинец Х. Марти и др., Х.Л.Борхес, Н.Гильен, Г.Маркес, П.Неруда).

“ Монументальный реализм” в изобразительном искусстве Мексики ( Х.К. Ороско, Д. Ривера, А. Сикейрос).

Господство романтизма в литературе и искусстве Латинской Америки в Х1Х в. Рождение реалистического романа в последней трети Х1Х в.

Праздники, карнавалы, танцевальные марафоны и фестивали “самбы”в Бразилии , “танго” в Аргентине, “фламенко” в Чили как явления массового народного творчества. Романтическо-реалистическая, мифо-поэтическая литература народов Латинской Америки ХХ в. (Ж. Амаду Писатель Г. Маркес, мексиканские живописцы Хосе Диего мария Ривера, Давид Альфаро Сикейрос.

Бразильский композитор Эйтор Вилла Лобос.

Архитектура городов Латинской Америки ( Рио-Де-Жанейро, Буэнос Айрес, Вальпараисо, Мехико). Градостроительные идеи ХХ в. (О.Нимейер). Функционализм в архитектуре.


Знать:

- историю и особенности развития латиноамериканской культуры;

- основные характеристики латиноамериканской музыки;

- стилевые особенности в литературе Латинской Америки;

- стилевые архитектурные особенности Латинской Америки.



Уметь:

- определять характер музыкального произведения;

- выражать своё мнение, давать характеристики музыкальных композиций;

- пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и пересказывать ее.



Изучение нового материала



13. 03





Проверочная работа по теме «Европа и Америка: художественная

 культура ХХ в»



1

Музыкальное искусство Америки ХХ в. Национальные композиторские школы XX века, рождение новых направлений в музыкальном искусстве, музыкальный авангард Развитие европейского театра. Основоположники кинематографа Луи Жан и Огюст Люмьер. Немое кино. Американская музыка:спиричуэлс, рэгтайм, блюз. Джазовая музыка Луи Амстронга, Джорджа Гершвина Арт-бизнес в США. История «фабрики грёз» - Голливуда. Искусство Латинской Америки.

Знать:

- особенности и направленность развитии литературы Европы и Америки 20 века;

- новаторские идеи писателей Европы и Америки;

- историю и особенности развития американской культуры;

- основные направления американской музыки;

-музыкальных исполнителей Америки;

-историю развития кинематографии и Голливуда;

- артистов американского кино;

историю и особенности развития латиноамериканской культуры;

- основные характеристики латиноамериканской музыки;

- стилевые особенности в литературе Латинской Америки;

- стилевые архитектурные особенности Латинской Америки.

Ум е т ь:

— самостоятельно оценивать произведения искусства;

— анализировать произведение искусства;

- описывать картину;

— показать на конкретных литературных примерах элементы символизма;

— сформулировать свое оценочное суждение о произведениях авангардистского направления.



Изучение нового материала



20. 03




скачать

<< предыдущая   следующая >>
Смотрите также:
Рабочая программа по курсу «мировая художественная культура» 10 класс на 2011-2012 учебный год
534.94kb.
Рабочая программа по курсу «мировая художественная культура» 11 класс на 2011-2012 учебный год
732.42kb.
Рабочая программа изучения курса «Мировая художественная культура»
165.53kb.
Рабочая учебная программа основного общего образования
129.35kb.
Программа общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура»
524.86kb.
Рабочая программа по курсу «Мировая художественная культура» для учащихся 11 класса
141.23kb.
Рабочая программа По учебному предмету Мировая художественная культура (мхк) 9 а, 9 б класс
113.24kb.
Рабочая программа по мхк 3 ступень, базовый уровень, 10 класс Рабочая программа составлена на основе программы «Мировая художественная культура 5-11 классы»
171.48kb.
Рабочая учебная программа по курсу «Физика» 9 класс Срок реализации программы 2011-2012 учебный год
343.47kb.
«Мировая художественная культура» 10 класс, Москва, «Дрофа» 2010 год
81.52kb.
Рабочая программа по русскому языку для 6 в класса на 2011 2012 учебный год
373.17kb.
Сушковой Анны Анатольевны учебный предмет «Православная культура» 6 класс (6 год обучения) 2011-2012 год пояснительная записка рабочая программа
225.52kb.