Главная стр 1стр 2стр 3
скачать

Муниципальное казённое общеобразовательное казённое учреждение средняя общеобразовательная

школа № 10 п. Белореченск Омутнинского района Кировской области

Утверждаю:

Директор МКОУ СОШ № 10

п. Белореченск

Омутнинского района

Кировской области

Н. П. Белых

Приказ № от

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу

«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

11 класс

на 2011-2012 учебный год

Автор-составитель: Ларичева

Наталья Валентиновна,

учитель МХК,

высшая категория

п. Белореченск 2011г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 г, и типовой программы Л. А. Рапацкой (издание 2010 г)

Данный курс является базовым и изучается в 11 классе в течение 1 часа в неделю, 33 часа в год.

Обучение ведётся по учебнику Л. А. Рапацкой «Мировая художественная культура» 11 класс, М.- Владос, 2010 г., допущенным Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.


Изучение мировой художественной культуры на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры; толерантного отношения к культурным традициям различных народов.

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  • овладение умением анализировать произведение искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • использование приобретённых знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Задачи:

  1. повышение уровня знаний и эрудиции в области отечественной культуры и искусства с учетом диалога культур народов мира;

  2. воспитание эстетического отношения к действительности и формирование мировосприятия обучающихся средствами искусства;

  3. раскрытие художественно-образного языка изображения окру жающей действительности в различных видах и жанрах изобра зительного искусства;

  4. развитие умений и навыков обучающихся работать в разных видах поисково-исследовательской, исследовательско-творческой деятельности;

  5. развитие воображения и ассоциативного мышления обучающихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства.

Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:

  1. формирование отношение к культуре как к важнейшему условию свободного  разностороннего развития собственной личности;

  2. формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;

  3. формирование навыков самостоятельной художественной деятельности как неотъемлемой части своей жизни.

Курс “Мировая художественная культура” ставит своей задачей выявить историческую логику развития художественного мышления через знакомство с выдающимися достижениями культуры, раскрыть его закономерности, показать основные этапы и периоды становления систем художественно-образного видения мира в разные эпохи у различных народов Земли.

В данной программе сочетаются два подхода: исторический и тематический.

Учебно-тематическое планирование уроков МХК в 11 классе – 1 час в неделю – 33 часа в год.


Разделы программы


Темы


Содержание изучаемого материала

Требования к уровню подготовки учащихся


Раздел I.

Предчувствие мировых катаклизмов: основные течения в европейской художественной культуре ХIХ – начала ХХ в. – 8ч.





Стили и

направления

в искусстве.

Романтизм

в художественной

культуре


Европы XIX в:

Открытие


«внутреннего

человека».






. Шедевры

Музыкального

искусства эпохи

романтизма


















Импрессионизм: поиск ускользающей красоты. Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма.

Мир реальности и мир «новой реальности»:



Социокультурные доминанты эпохи. Основные направления и стили в искусстве. Поиск нового художественного языка. Дифференциация и синтез. Художественная картина мира в романтическом искусстве разных видов.»Отец романтизма» - Джордж Ноэл Гордон Байрон. Романтическое направление в европейской литературе (Э.Т.А. Гофман, Дж.Байрон, В. Гюго, В. Скотт, Г.Гейне, А. Дюма В. Гюго).  Сказка в творчестве братьев Гримм, Х.К. Андерсена. Живопись (Эжен Делакруа, Франсиско Гойя).

Музыка в эпоху Романтизма. Рождение оперы. (Дж. Верди, Ж. Бизе, Р. Вагнер, Ф. Шуберт, Р. Шуман, Н. Шопен, Ференц Лист и др.) Идейная насыщенность и судьба опер «Кармен»Дж.Бизе, «Прометей» Ф. Лист.

Импрессионизм и его открытия. Эстетические взгляды импрессионистов. Передача мимолетных впечатлений от восприятия окружающего мира. Представители импрессионизма французской живописи — К. Моне, Э. Мане, О. Ренуар, Э.Дега, К.Писсаро, А. Сислей. Основные проявления импрессионизма — одухотворенная пейзажность, детализация, тонкость в передаче нюансов, повышенная изобразительность музыкального звучания и “музыкальность” живописи.Импрессионизм в музыке (К. Дебюсси, М. Равель).

Деструктивные, антигармоничные начала бытия — главная тема экспрессионизма.

Экспрессионизм в изобразительном искусстве (Э. Мунк, Э. Нольде, Ф. Марк К.Кельвиц, О. Кокошка, Отто Дикс)

Экспрессионизм в музыке (Г. Малер, А. Шенберг, А. Онеггер  и др.) “Нововенская школа” и развитие музыкального экспрессионизма. Творчество А.Шенберга и А. Берга. Новое понимание красоты в постимпрессионистской живописи ( А.Тулуз-Лотрек, П.Гоген, В. Ван Гог). Скульптуры О.Родена — новые пластические возможности. Язык символов во французской поэзии (Ш.Бодлер).

Литературное творчество А. Франсу, Р. Роллана, Артура Клонан-Дойля, Р. Стивенсона, Оскара Уайльда, Дж. Киплинга,, Генриха Манна, Шарля Бодлера.Символизм как философская «сверхидея». Творчество С. Дали. искусства кон ца XIX ~ начала XX в. Художественный язык модерна. А. Гауди, Эйфель.


Знать:

- основные эпохи в художественном развитии человечества;

-культурные доминанты различных периодов в развитии мировой художественной культуры;

-основные стили и направления в мировой художественной культуре;

- основные идеи романтизма;

- творчество европейских писателей, художников эпохи романтизма.

- творчество европейских музыкантов романтизма . (Дж. Верди, Ж. Бизе, Р. Вагнер, Ф. Шуберт, Р. Шуман, Н. Шопен, Ф. Лист и др.).

- основные характеристики импрессионизма;

- творчество художников импрессионистов (К. Моне, Э. Мане, О. Ренуар, Э.Дега, К.Писсаро, А. Сислей);

- основные характеристики музыки импрепссионизма

- основные характеристики экспрессионизма;

-- творчество художников экспрессионизма (Э. Мунк, Э. Нольде, Ф. Марк К.Кельвиц, О. Кокошка, Отто Дикс);

- основные характеристики музыки эксперессионизма;

- художественный «язык» модерна;

-- творчество художников писателей «нового времени»;

- основные характеристики символизма;



Уметь:

-отличать произведения искусства различных стилей;

-сформулировать свое оценочное суждение о произведениях и жанрах искусства;

-пользоваться справочной литературой по искусству, анализировать и интерпретировать ее.



Раздел II                               Художествен-

ная

 культура России



19-нач. 20в.

12 ч.






Фундамент

национальной

классики:

шедевры


русской

художественной

культуры

1-й пол 19 в.

Течения и

направления

в русской

культуре 18-нач.19 в.

Пореформенная

эпоха России.

Товарищество

Передвижников

– выдающееся

явление в русской

культуре.

Художественная

культура России

пореформенной

эпохи.

Переоценка



Ценностей

в художественной

культуре

«Серебряного века»:

открытие

символизма.











































































Эстетика

Эксперимента

и ранний

русский авангард.

В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм


«Золотой век» развития культуры в России. Соотношение основных этапов развития русской и европейской художественных культур. Особенности формирования национального художественного мышления.

Два течения: славянофильство и западники.. Просветительский, учительский пафос литературы. Нравственно-философские проблемы в творчестве Н.А. Некрасова, И.О. Тургенева, И.А. Гончарова, А.Н. Островского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого

Диалог классицизма и романтизма в поэзии (В.Жуковский,К. Рылеев, А. Пушкин, Е.Баратынский, Ф. Тютчев, М. Лермонтов). Усиление свободомыслия, идеи декабристов. Завершение «дворянского этапа» развития культуры. Рождение образа «маленького человека» (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь).

Рождение критического реализма. Творчество Н.Гоголя.



Расцвет русского театра, формирование национальной актерской школы. А.Островский и русский театр. Творчество А. Алябьева.

Поздний классицизм в архитектуре. Архитектура столиц и провинций. Завершение этапа классицизма в русской архитектуре (русский ампир). Проекты А.Н. Воронихина, А.Д. Захарова, Т. де Тома. Творчество К. И. Росси (Сенат, Синод, Александрий ский театр в Петербурге). Архитектурные проекты В. П. Стасова, О.И. Бове, Д. Жилярди.) Романтизм, сентиментализм в различных видах искусства. Сочетание классицистских и романтических образов в изоб разительном искусстве. Обращенность живописи к внутренне му миру человека (О.А. Кипренский). Развитие жанровой живописи, ее задушевная теплота и лиричность (В. А. Тропинин, А.Г. Венецианов). Сочетание классицизма и романтизма в русской  живописи (О. Кипренский, А. Венецианов, К. Брюллов и др.).Критический реализм в изобразительном  искусстве (П. Федотов). Критический реализм в изобразительном  искусстве (П. Федотов). Переход от романтизма и классицизма к реализму в русской живописи (К.Брюллов, О. Кипренский, П. Федотов).


— Творчество А.А. Иванова. Портрет в искусстве передвижников. Передвижники. Бытовой жанр в живописи Портретные образы И.Н.Крамского («Портрет Л.Н.Толстого». Картины И.Е.Репина и В.И.Сурикова — вершина передвижничества и начало нового этапа в развитии национального русского искусства. Исторические полотна Сурикова. . Работы В.Г. Перова, предвосхищение эстетики передвижниче ства. Творчество И.Я. Крамского, Н.Н. Ге, В.В. Верещагина.Становление реалистического пейзажа (А.К.Саврасов «Грачи прилетели»; Ф.А.Васильев «Оттепель», И.И.Шишкин «Рожь»). Пейзажи И.И.Левитана, И. Куинджи. «Былинный стиль» произведений В.М. Васнецова. Архитектурные проекты К. Тон. Храм Христа Спасителя. Скульптурные проекты М. Микешина , А. Опекушина, М. Творчество композиторов “Могучей кучки” (М.Мусоргский, А. Бородин, Н.Римский-Корсаков). Гений П.Чайковского. Реализм в музыке М.П. Мусоргского.

Серебряный век» как этап, завершающий традицию развития русской художественной культуры от древности до советского периода. Расцвет искусства на новой философско-эстетической почве. Роль литературы в духовной жизни общества. Символизм в русской поэзии (Бальмонт, А.Белый, А.Блок, В. Брюсов). Футуризм в литературе. Символизм в живописи. Кубизм и абстракционизм в изобразительном искусстве. М.А.Врубель, В.А.Серов. Проявления новаторства в скульптуре начала ХХ в. Обращение к работе в дереве в творчестве А.С.Голубкиной и С.Т.Конёнкова. Стиль модерн (особняк С.П.Рябушинского, построенный Ф.О.Шехтелем), неорусский стиль (Покровская церковь Марфо-Мариинской обители, построенная А.В.Щусевым), неоклассицизм (дача Половцева, построенная И.А.Фоминым).
Полифония стилей в музыкальном искусстве “серебряного века”. Символизм,его воплощение в музыке А.Скрябина. Неоклассические и классические идеи в музыке ( С.Танеев, Н.Метнер).

Рождение теории «искусства будущего» в художественной культуре «серебряного века». Рождение русского авангарда: революция художественная в преддверии революции социальной. «Черный квадрат» Малевича — ключевое произведение искусства ХХ в. В.В.Кандинский и теория беспредметности. Многообразие объединений, творческих групп («Мир искусства», «Бубновый валет», «Голубая роза» и др.). Эпатаж в творчестве М.Ф.Ларионова и Н.С.Гончаровой. Литературный авангард (В. Маяковский, В. Хлебников, А. Кручёных, Б. Пастернак)

Неоклассицизм в искусстве «серебряного века» как попытка вернуться к традиционной «вечной красоте» художественных образов Объединение художников «Мир искусства»: выставки, журнал. Синтез искусств: музыкальный и драматический театр, книга. А.Н.Бенуа и С.П.Дягилев — ключевые фигуры объединения, Акмеизм и адамизм в поэзии («Цех поэтов»). «Новое дыхание» романтического искусства. Обращенность к судьбе России в романтически возвышенной русской поэзии. Тема родины в творчестве Ф.К. Сологуба, А. Белого, А.А. Блока. Художники «Мира искусства». Творчество В. Серова., Б. Кустодиева.Н. Рериха, М. Нестерова.

Музыкальные стили второй половины ХХ в. Авангард — мечты о будущем: направления, методы, стили.

Музыка А.Прокофьева И. Стравинского и Д. Шостаковича. Музыка А. Шнитке , Э.Денисова.

Поздний романтизм в музыке С. Рахманинова.



Знать:

— основные эпохи в художественном развитии человечества;

— культурные доминанты различных эпох в развитии мировой

художественной культуры;

— идеи, пропагандируемые течением славянофильства и западников;

— роль и место классического наследия в художественной культуре современности;

— основные особенности художественного развития России;

— выдающиеся памятники и произведения различных эпох.

- выдающихся архитекторов классицизма и их проекты (А.Н. Воронихина, А.Д. Захарова, Т. де Тома. К. И. Росси (Сенат, Синод, В. П. Стасов, О.И. Бове, Д. Жилярди);

- выдающихся русских художников (О.А. Кипренский, В. А. Тропинин, А.Г. Венецианов, К. Брюллов и др),

- идеи, пропагандируемые русскими художниками-передвижниками;

— роль и место классического наследия в художественной культуре современности;

— творчество выдающихся русских художников-передвижников (В.Г.Перова, И. Репина, И. Сурикова, И. Левитана,А. Саврасова, И. Крамского,И. Шишкина, В. Васнецова и др);

выдающиеся скульптурные произведения России

пореформенной

эпохи;

-- идеи петербуржских композиторов «могучей кучки»;



-творчество композиторов «могучей кучки»;

— выдающихся русских писателей-символистов (А. Блок, К. Бальмонт, А. Ахматова, П. Кончаловский, Н. Гончаров,А. Белый и др.); .

- выдающихся художников «серебрянного века» (В. Борисова-Мусатова, В..Врубеля, В. Серова);

- музыкальные идеи и новаторство А. Скрябина

— основные особенности художественного развития России;

—- творческие объединения, («Мир искусства», «Бубновый валет», «Голубая роза» и др.);

-.выдающихся художников авангардистов (К. Малевич, И. Машков, В. Кончаловского М.Ф.Ларионовой, Н.С.Гончаровой);



- творчество и идеи писателей-авангардистов (В. Маяковский, В. Хлебников, А. Кручёных, Б. Пастернак)

- основные характеристики неоклассицизма и позднего романтизма;

- идеи творческого объединения, «Мир искусства»;

-.выдающихся художников неоклассицизма и позднего романтизма (В. Серова., Б. Кустодиева.Н. Рериха, М. Нестерова);



- творчество и идеи писателей-авангардистов (Ф.К. Сологуба, А. Белого, А.А. Блока)

Ум е т ь:

— самостоятельно оценивать произведения искусства;

— объяснять непреходящую роль классики для духовного развития

современного человека;

— показать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой художественной культуре;

— сформулировать свое оценочное суждение о популярных жанрах современного искусства;

— пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и пересказывать ее;

— показать на конкретных литературных примерах элементы символизма;

— сформулировать свое оценочное суждение о произведениях авангардистского направления;


  Раздел III.                                         Европа и Америка: художественная

 культура ХХ в. –



6 ч.

Литературная

классика ХХ века:

полюсы добра

и зла.




Музыкальное

искусство в нотах

и без нот.







Театр и киноискусство ХХ в. Культурная дополняемость. Художественная культура Америки: обаяние молодости. Искусство Латинской Америки-

Реализм и модернизм «нового поколения». Литература. Наследие Ф. Кафка. Модернистское направление – экзистенциализм (существование). А. Камю, Жан Поль Сартр, Дж. Джойс, Г. Гессе, Э. Ремарк, Р. Рильке, ф. Лорке.

Преемственность и новаторство в литературе XX века, проблема положительного героя, новая художественная образность (Э.М. Ремарк, Г. Гессе, А. Камю, А. де Сент-Экзюпери и др.)

Музыкальное искусство Америки ХХ в. Национальные композиторские школы XX века, рождение новых направлений в музыкальном искусстве, музыкальный авангард (К. Орф, Г. Лорка, Ф. Пуленк и др.)

Симфонии Г. Малера. Детское и музыкальное воспитание Карла Орфа.

Объединение молодых французских композиторов -«Шестёрка». Художник-мыслитель в музыкальном творчестве – француз Артуз Онеггер.

Композитлорская английская школа Б. Бриттена.Зарождение электронной музыки . авангард Оливье Мессиана.

Э. Мак-Доуэлл — основоположник америкаской профессиональной музыки.Зарождение жанра “мюзикл”. Спиричуэлс как основа современного джаза. Истоки джаза.

Блюз. Б.Лукас - певец блюза. Блюз сегодня. Творческий облик Л. Бернстайна. Мюзикл “Вестсайдская история”.

Рок-н ролл – Э. Пресли. Америка - родина новых видов массовой музыкальной культуры второй половины ХХ в. Рок-музыка, творчество Э. Пресли. Значение ансамбля “Битлз” для развития американской и европейской рок-музыки. Эстетика рока, его разновидности и роль в культуре. Рок опера.

Развитие европейского театра. Драматург Бертольд Брейхт, реформатор театра, основоположник «эпического театра». Французский драматург Эжен Ионеско – театр абсурда», антипод реалистической драмы. «Театр жестокости» Антонен Арто. «Театр смерти», польский режиссёр Тадеуш Кантон.



Знать:

- особенности и направленность развитии литературы Европы и Америки 20 века;

- новаторские идеи писателей Европы и Америки.

- основные виды театров данной эпохи;

- основные идеи кинематографа;

- режиссёров и артистов немого кино;

- историю и особенности развития американской культуры;

- основные направления американской музыки;

-музыкальных исполнителей Америки;

-историю развития кинематографии и Голливуда;

- артистов американского кино;

- историю и особенности развития латиноамериканской культуры;

- основные характеристики латиноамериканской музыки;

- стилевые особенности в литературе Латинской Америки;

- стилевые архитектурные особенности Латинской Америки.

- основные стили в музыке (джаз, рок-н-ролл, бит, рок-опера); музыкальных исполнителей данных стилей;

основные идеи кинематографа;

- режиссёров и артистов «немого» кино.






Основоположники кинематографа Луи Жан и Огюст Люмьер. Немое кино. Поиск новых форм общения с аудиторией и новых средств художественной выразительности (П. Брук, М. Рейнхард и др.) Проблема элитарности и массовости в киноискусстве (Ч. Чаплин, А. Вайда, А. Куросава и др.)

Арт-бизнес в США. История «фабрики грёз» - Голливуда. Бродвей. Шоу-бизнес и искусство. Художественно-развлекательные программы средств массовой коммуникации. Воплощение «великой американской мечты» в художественных произведениях литературы, архитектуры, живописи, музыки, кино (, Ф. Купер, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер; Р. Кент, С. Дали; Д. Гершвин; В. Флеминг, М. Монро идр.)

Индеанизм как возвеличение древних традиций Америки в процессе художественно-культурного самопоределения народов Латинской Америки.

Литераторы и художники как общественные и государственные деятели, интеллектуалы и творцы художественных ценностей ( аргентинцы Д.Ф.Сармьенто, Э. Эччевериа, кубинец Х. Марти и др., Х.Л.Борхес, Н.Гильен, Г.Маркес, П.Неруда). Праздники, карнавалы, танцевальные марафоны и фестивали “самбы”в Бразилии , “танго” в Аргентине, “фламенко” в Чили как явления массового народного творчества. Архитектура городов Латинской Америки ( Рио-Де-Жанейро, Буэнос Айрес, Вальпараисо, Мехико). Градостроительные идеи ХХ в. (О.Нимейер). Функционализм в архитектуре. Романтическо-реалистическая, мифо-поэтическая литература народов Латинской Америки ХХ в. (Ж. Амаду Писатель Г. Маркес, мексиканские живописцы Хосе Диего мария Ривера, Давид Альфаро Сикейрос.

Бразильский композитор Эйтор Вилла Лобос.


Уметь:

- анализировать литературный текст;



- выражать своё мнение, давать характеристики музыкальных композиций;

— пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и пересказывать ее.



Раздел IV.

Русская художественная культура ХХ века: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам – 7 ч.




Социалистический

реализм:

глобальная

политизация

художественной

культуры.


















Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет.

Период «оттепели» в русской культуре. Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий XX века.



Общественные потрясения и ломка духовно-нравственных устоев культурной жизни России, революционный переворот 1917 года. Время мифов. Искусство и формирование мифологического сознания общества 1930–1950-х гг. Формирование концепции социалистического реализма. Мавзолей В.И.Ленина, спроектированный А.В.Щусевым как древневосточное культовое сооружение. Работы Константина Кинематограф С. Эйзенштейна. Скульптура В. Мухиной, М. Нестерова, И. Шадра.), Б.Иогансона («Допрос коммунистов»). Скульптурная группа «Рабочий и колхозница» В.И.МухинойПодчинение художественной жизни тотальному партийно-государственному контролю с конца 1920-х гг. бодская» (арх. А.Н.Душкин, худ. П.Д.Корин), «Комсомольская»-кольцевая (арх.А.В.Щусев, худ. П.Д.Корин) и другие. Политизация изобразительного искусства. Архитектура конструктивизма. Проекты здания московского отделения газеты «Ленинградская правда» братьев Весниных и здания Наркомтяжпрома Ивана Леонидова. Живописцы: М. Греков, Г. Ряжский, А. Дейнека,К. Петров-Водкин,И. Машков.
Советская архитектура 1930–1950-х гг. Конкурс на проект здания Дворца Советов. Б.М.Иофан. Утверждённый проект Дворца Советов, Павильон СССР на Международной выставке в Париже 1937 г. Архитектура московского метрополитена: станции «Маяковская». Творческие искания в условиях новой культуры (К. Станиславский, В. Немирович-Данченко, В. Мейерхольд; А. Александров, А. Давыденко и др.)Трагедия личности в условиях авторитарного режима ( А. Ахматова, Б. Пастернак и др.). Советская массовая музыкальная культура. Музыкальная классика XX  века (С. Прокофьев, Д, Шостакович, С. Свиридов).А.А.Дейнеки «Оборона Севастополя», триптих П.Д.Корина «Александр Невский», картина А.А.Пластова «Фашист пролетел», военная графика Кукрыниксов.



Знать:

-основные направления развития художественной культуры России 1930-1950-х годов;

- писателей, скульпторов, архитекторов, художников данной эпохи 9В. Маяковский, И. Бабель, М. Булгаков, М. Греков, Г. Ряжский, А. Дейнека,К. Петров-Водкин,И. Машков,А.В.Щусев, П.Д.Корин, В. Мухина) ;

- характеристики социалистического реализма и авангарда в искусстве России;

- писателей, скульпторов, артистов, художников данной эпохи;

- историю военного кинематографа;

- историю создания песен военных лет.

-основные противоречия в развитии художественной культуры России периода «оттепели»;

- имена композиторов, музыкальных исполнителей авторской песни,

- основные характеристики музыки 50-70 годов;



- основные противоречия в развитии художественной культуры России 70-90-х годов XXвека;

- имена музыкальных исполнителей, эстрадных групп;

- основные характеристики музыки 70-90-х годов;

Уметь:

- выражать своё мнение, давать характеристики произведениям искусства;

- пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и пересказывать ее.






Литература военных лет и воплощение в ней чувств и переживаний защитников Родины (К. Симонов, А. Ахматова, А. Твардовский и др.). Воссоздание событий : плакат И.Тоидзе «Родина-мать зовет!», картина Великая Отечественная война в искусстве. Высокая трагедия, героика и повседневность, обобщенные образы Великой Отечественной войны, сатирическое изображение врага в творчестве советских художников. Кинематография военных лет. фронтов ВОв очевидцами-писателями (В. Гроссман, В. Некрасов, Ю. Бондарев и др.) Её роль в воспитании патриотизма, веры в победу над фашизмом («Два бойца», «Жди меня» и др.) Отражение подвига народа в киноискусстве военных лет («Баллада о солдате», «А зори здесь тихие» и др.) Песни военных лет («Священная война» А. Александрова и др.). Образы войны и победы в музыке послевоенных десятилетий («Реквием» Д. Кабалевского, «День Победы» Д. Тухманова и др.).

Открытие «русской темы» в отечественном искусстве XX века. Истоки возвращения исторической памяти (П. Корин. Триптих «Александр Невский»; к\ф С. Эйзенштейна «Иван Грозный»). Деревенская тема» в русской литературе (Ф. Абрамов, В. Распутин, В. Астафьев и др.). Национальные традиции живописи (А. Шилов, И. Глазунов и др.). Саморазоблачение сталинщины и «оттепель» 60-х годов. Традиции русской «книжной песни» и «авторская песня» поэтов – шестидесятников (Б. Окуджава, В. Высоцкий и др ).Оптимизм и молодой задор в поэзии А. Вознесенского, Е. Евтушенко и Р. Рождественского.



- называть и анализировать основные противоречия в развитии художественной культуры России 50-70-х годов XXвека;

- определять характер музыкального произведения;

- называть и анализировать основные противоречия в развитии художественной культуры России 70-90-х годов XXвека;






Наследие драматурга А. Вампилова. Литература русского постмодернизма6 И. Бродский. Музыкальное искусство- А. Шнитке. Молодёжные массовые музыкальные жанры, бард-рок ( Б. Гребенщиков, А. Макаревич, А. Градский). Эстрадные группы: 2машина времени», «Арсенал» (Козлов А. ) Хеви-металл «Круиз», «ария», «Чёрный кофе», «Мастер».

Архитектура «нового Арбата», «Дворец съездов в Кремле», гостиница «Россия». Храм Христа Спасителя в москве.Творчество художников: Т. Салахова, М. Шемякина, Э. Неизвестного.

Диссидентское движение в период «отката оттепели». Новая волна эмиграции (И. Бродский, А. Солженицын, М. Ростропович и др.).

Киноискусство (А. Тарковский, Э. Рязанов, М. Захаров и др.).

Перестройка 80-х годов. Усиление критических оценок социальной действительности в искусстве (Ю. Поляков, В. Ерофеев, В. Пелевин, Т. Толстая и др.).

Развитие театральной режиссуры (П. Фоменко, Л. Додин, О. Табаков и др.).

Новые темы и идеи в кинематографе (Н. Михалков, П. Тодоровский, А. Герман и др.).

Живопись и скульптура (М. Шемякин, Э. Неизвестный и др.).

Музыкальное искусство. Сочетание традиционного и новаторского (А. Эшпай, А. Шнитке, Р. Щедрин и др.).

Массовые музыкальные жанры, рок-ансамбли.

Художественная культура на пороге ХХ1 в.

Компьютерное искусство и его эстетические особенности. Новое прочтение текстов и образов классики.





Календарно-тематическое планирование уроков МХК

11 класс

Программа Л. А. Рапацкой. 1 час в неделю - зз часа.


Разделы программы


Темы


Количество часов

Содержание изучаемого материала

Требования к уровню подготовки учащихся


Тип урока, форма урока

Средства ИКТ

Дата

по плану

Дата проведения

Раздел I.

Предчувствие мировых катаклизмов: основные течения в европейской художественной культуре ХIХ – начала ХХ в. – 8ч.





Повторение.

Стили и


направления

в искусстве.






.


















1

Социокультурные доминанты эпохи. Основные направления и стили в искусстве.

Поиск нового художественного языка. Дифференциация и синтез.

Восток и Запад как условные ориентиры мировой художественной культуры. Особенности художественно-образного освоения мира народами Востока и Запада. Устойчивые различия восточных и западных (европейских) художественных ориентиров в понимании Вселенной, общественного устройства жизни, человека. Мировые религии (христианство, буддизм, ислам) как основа развития художественной культуры разных народов. Повторяемость идей, тем, сюжетов в произведениях искусства при тенденции изменения средств художественной выразительности как закономерность развития мировой художественной культуры. Основные этапы развития художественной культуры народов мира.

Античность, романтический и готический стили, барокко, романтизм, классицизм, ампир .


Знать:

- основные эпохи в художественном развитии человечества;

-культурные доминанты различных периодов в развитии мировой художественной культуры;

-основные стили и направления в мировой художественной культуре;



Уметь:

-отличать произведения искусства различных стилей;

-сформулировать свое оценочное суждение о произведениях и жанрах искусства;

-пользоваться справочной литературой по искусству, анализировать и интерпретировать ее.







6. 09





Романтизм в художественной культуре Европы XIX в: открытие «внутреннего человека».

1

Художественная картина мира в романтическом искусстве разных видов.»Отец романтизма» - Джордж Ноэл Гордон Байрон. Романтическое направление в европейской литературе (Э.Т.А. Гофман, Дж.Байрон, В. Гюго, В. Скотт, Г.Гейне, А. Дюма В. Гюго).  Сказка в творчестве братьев Гримм, Х.К. Андерсена. Живопись (Эжен Делакруа, Франсиско Гойя)

- Знать:

- основные идеи романтизма;

- творчество европейских писателей, художников эпохи романтизма.

Уметь

- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития.


Изучение нового материала



13. 09



Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма

1

«Музыка начинается там, где кончается слово» Г. Гейне. Музыка в эпоху Романтизма. Рождение оперы. (Дж. Верди, Ж. Бизе, Р. Вагнер, Ф. Шуберт, Р. Шуман, Н. Шопен, Ференц Лист и др.) Идейная насыщенность и судьба опер «Кармен»Дж.Бизе, «Прометей» Ф. Лист.

Знать:

- основные идеи романтизма;

- творчество европейских музыкантов романтизма . (Дж. Верди, Ж. Бизе, Р. Вагнер, Ф. Шуберт, Р. Шуман, Н. Шопен, Ф. Лист и др.).

Уметь:

- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития.


Изучение нового материала



20. 09



Импрессионизм: поиск ускользающей красоты.

1

Импрессионизм и его открытия. Эстетические

взгляды импрессионистов. Передача мимолетных впечатлений от восприятия окружающего мира. Представители импрессионизма французской живописи — К. Моне, Э. Мане, О. Ренуар, Э.Дега, К.Писсаро, А. Сислей. Основные проявления импрессионизма — одухотворенная пейзажность, детализация, тонкость в передаче нюансов, повышенная изобразительность музыкального звучания и “музыкальность” живописи. Импрессионизм в музыке (К. Дебюсси, М. Равель).

Французский музыкальный импрессионизм. Творчество К.Дебюсси. Творчество М.Равеля. Воплощение идей импрессионизма в балете (“Дафнис и Хлоя”).

Фортепианная и симфоническая музыка М. Равеля (“Болеро”).

Импрессионизм как предтеча нетрадиционных направлений в европейском искусстве XX в. Влияние эстетики импрессионизма на изобразительное искусство, музыку, театр. Влияние эстетики импрессионизма на творчество композиторов разных стран


Знать:

- основные виды и жанры искусства;

- шедевры мировой художественной культуры;

- особенности языка различных видов искусства;

- основные характеристики импрессионизма;

- творчество художников импрессионистов (К. Моне, Э. Мане, О. Ренуар, Э.Дега, К.Писсаро, А. Сислей);

- основные характеристики музыки импрепссионизма.

Уметь:

- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства.


Изучение нового материала

Презентация «Художники-импрессионисты»

27. 09



Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма

1

Экспрессионизм как одно из ведущих стилевых направлений в европейской художественной культуре конца XIX—XX вв. Сущность экспрессионистической образности. Отражение в экспрессионизме идеи утраты гуманистических и религиозных идеалов, болезненной тоски, одиночества, страха, ненависти. Деструктивные, антигармоничные начала бытия — главная тема экспрессионизма.

Экспрессионизм в изобразительном искусстве (Э. Мунк, Э. Нольде, Ф. Марк К.Кельвиц, О. Кокошка, Отто Дикс)

Экспрессионизм в музыке (Г. Малер, А. Шенберг, А. Онеггер  и др.) “Нововенская школа” и развитие музыкального экспрессионизма. Творчество А.Шенберга и А. Берга.

Новое понимание красоты в постимпрессионистской живописи ( А.Тулуз-Лотрек, П.Гоген, В. Ван Гог). Скульптуры О.Родена — новые пластические возможности. Язык символов во французской поэзии (Ш.Бодлер).



Знать:

- шедевры мировой художественной культуры;

- особенности языка различных видов искусства;

- основные характеристики экспрессионизма;

-- творчество художников экспрессионизма (Э. Мунк, Э. Нольде, Ф. Марк К.Кельвиц, О. Кокошка, Отто Дикс);

- основные характеристики музыки эксперессионизма.



Уметь:

- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства.


Изучение нового материала

Презентация «Художники-постимпрессионисты»

4. 10



Мир реальности и мир «новой реальности»:

1

Литературное творчество А. Франсу, Р. Роллана, Артура Клонан-Дойля, Р. Стивенсона, Оскара Уайльда, Дж. Киплинга,, Генриха Манна, Шарля Бодлера.

Символизм как философская «сверхидея» искусства кон ца XIX ~ начала XX в. Влияние символизма на многие стилевые направления и художественные течения. Творчество С. Дали. Предшественники символизма(Ш. Бодлер «Цветы зла»). Символизм в творчестве П. Верлена, А. Рембо, И. Малларме, М. Метерлинка. Вселенский пессимизм, отчаяние, бессилие человеческого разума — образы поэзии Э. Верхарна («Черные факелы»).

Эстетические и инженерные новации в архитектуре (В. Гропиус,Л. Корбюзье, А.Г. Эйфель ).

Художественный язык модерна. А. Гауди, Эйфель.

Универсализм модернистов.


Знать: Знать:

- шедевры мировой художественной культуры;

- особенности языка различных видов искусства;

- художественный «язык» модерна;

-- творчество художников писателей «нового времени»;

- основные характеристики символизма;



Уметь:

- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства.


Изучение нового материала

Презентация «Творчество С. Дали».Карточки «Архитектура в стиле модерн. А. Гауди»

18. 10








Проверочная

работа


по разделу

«Основные

течения

в европейской

художественной

культуре ХIХ –

начала ХХ в»




1

Предчувствие мировых катаклизмов: основные течения

в европейской художественной

культуре ХIХ – начала ХХ. Художественная картина мира в романтическом искусстве разных видов Импрессионизм и его открытия. Эстетические взгляды импрессионистов. Экспрессионизм как одно из ведущих стилевых направлений в европейской художественной культуре конца XIX—XX вв. Символизм как философская «сверхидея» искусства кон ца XIX ~ начала XX в.


Знать:

- особенности языка различных видов искусства;

- основные характеристики романтизма, экспрессионизма, импрессионизма, сюрреализма, авангардизма;

-- творчество художников данных направлений;



Уметь:

- узнавать изученные произведения ;

- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

- выполнять учебные и творческие задания; - выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства.







25. 10




скачать

следующая >>
Смотрите также:
Рабочая программа по курсу «мировая художественная культура» 10 класс на 2011-2012 учебный год
534.94kb.
Рабочая программа по курсу «мировая художественная культура» 11 класс на 2011-2012 учебный год
732.42kb.
Рабочая программа изучения курса «Мировая художественная культура»
165.53kb.
Рабочая учебная программа основного общего образования
129.35kb.
Программа общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура»
524.86kb.
Рабочая программа по курсу «Мировая художественная культура» для учащихся 11 класса
141.23kb.
Рабочая программа По учебному предмету Мировая художественная культура (мхк) 9 а, 9 б класс
113.24kb.
Рабочая программа по мхк 3 ступень, базовый уровень, 10 класс Рабочая программа составлена на основе программы «Мировая художественная культура 5-11 классы»
171.48kb.
Рабочая учебная программа по курсу «Физика» 9 класс Срок реализации программы 2011-2012 учебный год
343.47kb.
«Мировая художественная культура» 10 класс, Москва, «Дрофа» 2010 год
81.52kb.
Рабочая программа по русскому языку для 6 в класса на 2011 2012 учебный год
373.17kb.
Сушковой Анны Анатольевны учебный предмет «Православная культура» 6 класс (6 год обучения) 2011-2012 год пояснительная записка рабочая программа
225.52kb.