Главная стр 1стр 2
скачать
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа № 10 п. Белореченск Омутнинского района Кировской области

Утверждаю:

Директор МКОУ СОШ № 10

п. Белореченск

Омутнинского района

Кировской области

Н. П. Белых

Приказ № от

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу

«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

10 класс

на 2011-2012 учебный год

Автор-составитель: Ларичева

Наталья Валентиновна,

учитель МХК,

высшая категория

п. Белореченск 2011 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 г, и типовой программы Л. А. Рапацкой (издание 2010 г)

Данный курс является базовым и изучается в 10 классе в течение 1 часа в неделю, 34 часа в год.

Обучение ведётся по учебнику Л. А. Рапацкой «Мировая художественная культура» 10 класс, М.- Владос, 2007 г., допущенным Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.


Изучение мировой художественной культуры на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры; толерантного отношения к культурным традициям различных народов.

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  • овладение умением анализировать произведение искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • использование приобретённых знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Курс “Мировая художественная культура” ставит своей задачей выявить историческую логику развития художественного мышления через знакомство с выдающимися достижениями культуры, раскрыть его закономерности, показать основные этапы и периоды становления систем художественно-образного видения мира в разные эпохи у различных народов Земли.

В данной программе сочетаются два подхода: исторический и тематический.

Календарно - тематическое планирование уроков МХК в 10 классе (34 часа в год, 1 час в неделю).

Разделы программы


Темы


Количество часов

Содержание изучаемого материала

Требования к уровню подготовки учащихся


Художественная культура древнейших цивилизаций

1. Культура первобытного общества

2

Художественная культура первобытного мира. Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Ритуал – единство слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе (Паленке, Теночтитлан).. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность.


Знать: основные периоды в культуре первобытного общества, понятия: синкретизм, пещерные росписи, дольмены, менгиры. Основные памятники культуры: росписи пещеры Альтамира, Ласко, Стоунхендж и т.д.

Уметь: находить отличия первобытной культуры различных эпох, анализировать произведения искусства данного периода.

Художественная культура Месопотамии:

1

Художественная культура Древнего мира. Особенности художественной культуры Месопотамии: аскетизм и красочность ансамблей Вавилона.


Знать: основные периоды развития культуры Месопотамии;

памятники архитектуры и скульптуры: Вавилонская башня, акведук в Джерване .



Уметь: анализировать произведения культуры Месопотамии, приводить примеры, делать сравнительный анализ произведений искусства

2. Культура Древнего Египта

2

Сохранившиеся ценности художественной культуры Древнего Египта. Искусство Древнего Египта — свидетельство религиозных и эстетических исканий мудрецов древнейшей Цивилизации. Деспотическая форма общественного правления в Египте, обожествление власти фараона и художественное мышление египтян. Художественная картина мира, воссозданная египетским искусством, отражающая представления о жизни, смерти, бессмертии. «Книга мертвых». Культ загробного мира, его воплощение в канонических традициях архитектуры. Пирамиды. Древние храмы. Статичность и символичность изобразительного искусства. Предвосхищение в памятниках художественной культуры Египта будущих религиозных христианских представлений о сути мироздания.


Знать: основные периоды культуры Древнего Египта и их особенности, основные культу египтян. Памятники архитектуры и скульптуры: комплекс пирамид в Гизе, скульптура Сфинкса, храм в Луксоре, Абу-Симбел и т.д. Определения: пилоны, заупокойный культ, сфинкс.

Уметь: анализировать произведения культуры древнего Египта, приводить примеры, делать сравнительный анализ произведений искусства разных периодов.

Культура древнего Востока

5

Своеобразие художественных традиций китайского народа. Отражение в художественном творчестве религиозных представлений об устройстве мира. Философская подоплека искусства. Учение Лао-Цзы и Конфуция. Великая китайская стена как символ национальной самобытности, трудолюбия, мощи. Культ предков в Древнем Китае. Древние китайские поэзия и музыка.

Устойчивость древних традиций в художественной культуре средневекового Китая. Иероглифы, их роль в развитии философского начала искусства. Обожествление власти императора. Императорские дворцы. Искусство садов и водоемов. Живопись, шелкография. Китайский театр. Китайские народные музыкальные инструменты

Художественная культура Древней Индии, ее ритуальный характер. Поэмы «Упанишад» — стремление постичь смысл жизни. Древнеиндийский эпос. Поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна».

Будда Гаутама и зарождение буддизма. Буддистский храм. Сохранение художественных традиций древности в эпоху средневековья. Храмовое зодчество. Самобытный мир народного танца. Песенное богатство.



Индия — мир, издревле привлекающий к себе взоры русских людей. Афанасий Никитин («Хожение за три моря»). Духовные откровения индийских мудрецов и творчество Н.К. Рериха. Влияние образов индийской культуры на творчество А.Н. Скрябина (замысел «Мистерии»).


Знать: как на протяжении веков в культуре Востока (Китай, Индия) складывались отношения с природой. Памятники архитектуры и живописи Китая и Индии. История строительства Великой Китайской стены. Понятия: пейзажная лирика, гармония, лирический пейзаж.

Уметь: называть отличительные особенности культуры Китая и Индии, характерные черты в искусстве. Анализ художественного произведения по плану.

Художественная

культура античности

  1. Культура Древней Греции




2


Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя. Театрализованное действо. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (Пергамский алтарь).

Знать: основные периоды в культуре Древней Греции и достижения греков в области искусства. Знать памятники культуры: Афинский Акрополь, шедевры скульптуру, Критский дворец. Понятия: миф, акрополь, крито-микенская культура, капитель. Знать Олимпийский пантеон Древней Греции, основы мировоззрения древних греков.

Уметь: отличать произведения ранних эпох от произведений античности, выделять их характерные особенности, анализировать основные тенденции развития культуры и искусства Древней Греции, приводить примеры конкретных произведений искусства того или иного периода, называть их жанры. Выполнять учебные проекты и проводить исследования.

2. Культура Древнего Рима

3

Символы римского величия: Римский форум, Колизей, Пантеон. Архитектура и скульптура как отражение величия Древнего Рима (Римский форум, Колизей, Пантеон, Алтарь Мира, конная статуя Марка Аврелия). Римский дом (мозаики и фрески Помпей). Традиции античного мира в европейской и отечественной культуре. Раннехристианское искусство (Равенна).


Знать: периодизацию культуры Древнего Рима, основные достижения каждого периода в области искусства. Памятники культуры: Колизей, Пантеон, скульптурные портреты римлян. Понятия: гладиаторские бои, стоицизм, эпикурейство, сатура, термы и т.д. Богов Древнего Рима

Уметь: отличать произведения ранних эпох от произведений античности, выделять их характерные особенности, анализировать основные тенденции развития культуры и искусства Древнего Рима, приводить примеры конкретных произведений искусства того или иного периода, называть их жанры. Делать сравнительный анализ культур Древней Греции и Рима. Выполнять учебные проекты и проводить исследования.

Художественная культура средневековья

Культура Византии


1

христианские традиции. Православие. Художественный канон православного храма. Иконопись, ее смысл. Гимнография. Общий образ храма. Византия и Русь.Христианская художественная культура, ее истоки. Библия как священная религиозная книга, памятник культуры. Ветхий Завет — духовное откровение иудейского народа. Тексты Ветхого Завета, их разновидности (Пятикнижие, Пророки, Писания). Шестоднев. Грехопадение и изгнание из рая Адама и Евы. Каин и Авель. Всемирный потоп и Ноев ковчег. Вавилонская башня. Образ патриарха Авраама. Ветхозаветная Троица. Моисей, его скрижали. Десять заповедей. Псалтирь.

Новый Завет, Евангелия. Основное содержание стихов. Образ Иисуса Христа — Сына Божия, Спасителя мира. Новозаветные заповеди любви. Притчи Иисуса. Нагорная проповедь. «Отче наш». Различие ветхозаветных и новозаветных нравственных требований к человеку. Учение о Царстве Небесном и спасении бессмертной души. Страсти Господни. Крестный путь. Распятие, смерть, воскрешение Христа. Евангельские образы в западноевропейском искусстве (становление основной иконографии).




Знать: время возникновения культуры и её особенности. Памятники: фрески и мозаики Равенны, собор Софии Константинопольской. Понятия: мозаика, фреска, храм, купол.

Уметь: определять памятники эпохи, называть их характерные черты.

Культура Древней Руси

3

Художественная культура Средних веков. София Константинопольская – воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Древнерусский крестово-купольный храм (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школа). Космическая, топографическая, временная символика храма. Икона и иконостас (Ф Грек, А.Рублев). Ансамбль московского Кремля.


Знать: исторический контекст культурного наследия Руси, характерные черты культуры данного периода. Основные памятники архитектуры древнерусских княжеств, творчество иконописцев Ф.Грека, А.Рублева. Шедевры русской иконописи, её особенности. Понятия: икона, поновлять, закомара, барабан. т.д. Основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства; стили.

Уметь: отличать произведения ранних эпох от произведений эпохи средневековья, выделять их характерные особенности, анализировать основные тенденции развития культуры и искусства Древней Руси, приводить примеры конкретных произведений искусства того или иного периода, называть их жанры, авторов. Осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Художественная культура средневековой Западной Европы.

3

Христианские основы средневекового европейского искусства. Рождение новой художественной картины мира, отражающей представления о двух порядках бытия и духовной жизни человека. Становление новых средств художественной выразительности, жанров и форм искусства.

Разделение церкви, два типа христианской культуры. Западная католическая церковь. Романский стиль в искусстве. Храмовое зодчество. Внутренняя структура и символика храма. «Пламенеющая готика» европейских соборов. Изобразительное искусство, развитие живописи, скульптуры; мозаики и фрески. Древнейшие напевы христианских храмов. Григорианский хорал. Средневековая секвенция «Dies irae», ее символика в мировой музыкальной культуре. Орган.

Византийские (восточные)


Знать: основные памятники литературы, архитектуры, живописи, скульптуры, театрального искусства средневековой Западной Европы;

основные направления музыкального и театрального искусства средних веков, их жанры. Понятия: готический и романский стили, капелла, мистерия, фарс, моралите, баллада, трубадур.



Уметь: характеризовать архитектурное, музыкальное и театральное искусство средних веков, определять их жанры.

4. Средневековая Культура Востока

4

Художественные традиции Японии. Влияние китайского искусства на развитие японской художественной культуры Храмы Древней Японии. Нетрадиционные виды искусства (единоборства, чайная церемония, икебана). Японский народный и профессиональный театр. Отражение в музыке, живописи, архитектуре Японии древних самобытных верований. Сохранение национальной уникальности культуры на протяжении столетий; влияние европейского и русского искусства на развитие новых культурных идеалов во второй половине XX в.


Знать: основные памятники литературы, архитектуры, живописи, скульптуры, театрального искусства Японии, арабского Востока, характерные их черты и особенности. Понятия: пекинская музыкальная драма, гравюра «Укие-э», статуэтки ницкэ, медресе и т.д. Особенности религиозных учений и направлений.

Уметь: называть характерные черты культуры той или иной восточной страны, шедевры её искусства. Делать сопоставительный анализ памятников архитектуры, скульптуры разных религиозных учений и направлений в культуре той или иной страны. Приводить примеры конкретных произведений искусства того или иного периода.

Культура Ренессанса


1. Основные периоды культуры эпохи Возрождения

4

Эпоха Возрождения как новый этап в развитии европейской художественной культуры. Периодизация Возрождения: Проторенессанс, Ранний Ренессанс, Высокий Ренессанс. Гуманизм и идеалы Возрождения. Развитие светского искусства. Предшественники Возрождения. Н. Пизано, Данте, Петрарка, Боккаччо, Джотто. Флорентийские мастера: Ф. Брунеллески, Мазаччо, Донателло. Расцвет живописи во второй половине XV в. (Ф. Липпи, П. Перуджино, С. Ботичелли).

Мастера Высокого Возрождения. Наследие Л. да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Венецианская школа живописи и архитектуры (Б. Джорджоне, П. Веронезе, А. Палладио). Собор св. Петра в Риме. Д. Браманте.

Развитие музыки в эпоху Возрождения (хоровая полифоническая музыка, мадригал, инструментальная музыка для лютни, виолы, флейты, клавесина и др.). Рождение оперы, первые оперные композиторы (К.

Монтеверди)*.

Северное Возрождение, поиски правды о человеке. Мастера искусств Германии и Нидерландов (И. Босх, А.

Дюрер, П. Брейгель - старший и др.). Возрождение во Франции и Испании.




Знать: основные периоды в культуре эпохи Возрождения, их особенности и достижения. Памятники архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, театра и творчество их авторов: Брунеллески, Донателло, Боттичелли, Мазаччо, Джотто, Л.да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Брейгеля, Шекспира.

Уметь: характеризовать культуру и искусство эпохи Возрождения, называть её характерные черты. Приводить примеры конкретных произведений искусства того или иного периода, называть их жанры, авторов. Сопоставлять и анализировать разные произведения искусства.

Культура эпохи Просвещения

Культура эпохи Европейского Просвещения

2


Классицизм и ампир в архитектуре (ансамбли Парижа, Версаля, Петербурга). От классицизма к академизму в живописи (Н.Пуссен, Ж.-Л.Давид, К.П.Брюллов, А.А.Иванов). Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы (В.-А.Моцарт, Л.ван Бетховен).

Романтический идеал и его отображение в музыке (Ф.Шуберт, Р. Вагнер) Романтизм в живописи (прерафаэлиты, Ф.Гойя, Э.Делакруа, О. Кипренский). Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И.Глинка).




Знать:

творчество Ж.А. Ватто, Ф.Буше, И.О. Фрагонара, Ж.Б. Греза, Ж.Л. Давид, скульптуру Э.М. Фальконе, Ж.А. Гудона, А. Кановы;

романы Д. Дефо, Дж. Свифта. Вольтер и Руссо, И.В. Гете, Р. Бернс;

драматургию Ф. Шиллера, Р. Шеридана;

венский музыкальный классицизм, оперное наследие Вольфганга Амадея Моцарта; фортепианное наследие Людвига Ван Бетховена, И. Гайдна,;

значение искусства европейского Просвещения для развития русской художественной культуры.

Уметь:

сопоставлять и анализировать разные произведения искусства;

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;






Культура эпохи Просвещения

в России



2

Европейские формы культурной жизни как эталон в русской культуре эпохи Просвещения. Новые идеологические установки светского государства. Сохранение традиционных национальных ценностей при освоении европейских форм и жанров искусства. Феномен «русской европейскости».

Приоритетная роль слова в художественной культуре эпохи Просвещения. Писатели первой половины века (по выбору учителя).

Развитие гуманистических идеалов русского Просвещения и «крестьянский вопрос». Крестьянские образы в русском искусстве. Комедия в творчестве Д.И. Фонвизина, сатирические образы и обличительный пафос (сатира «на нравы

.Портретная живопись (И. Я. Вешняков, И.П. Аргунов, А.П. Антропов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Академия художеств. Становление жанра исторической живописи.Творчество Ф.И. Шубина. Памятник Петру Великому Э.-М. Фальконе. Работы Ф.Г. Гордеева и М.И. Козловского.

Идеалы зодчества — прославление величия новой русской государственности. Смесь архитектурных форм — российских и привнесенных европейских. Принципиальная новизна в градостроительстве. Облик Санкт-Петербурга. Барокко в зодчестве. Творчество В.В. Растрелли. Классицизм; творцы дворцов и общественных зданий (А. Ринальди, Д. Кваренги, Ч. Камерон — иностранные мастера в России). Школа отечественных зодчих (М.Г. Земцов. И.К. Коробов, П.М. Еропкин, СИ. Чевакинский, И.Ф. Мичурин, Д.В. Ухтомский, А.Ф. Кокоринов). Выдающиеся мастера В.И. Баженов, М.Ф. Казаков.

Вхождение художественной культуры России в контекст европейской культуры. «Русская европейскость» — предвестие классического этапа в развитии искусства «золотого» XIX в.




Знать:

Творчество художников парадного портрета (И.П. Аргунов, А.П. Антропов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский);

творчество Ф.И. Шубина, Э.М. Фальконе. Растрелли;

творчество иностранных мастеров в России А. Ринальди, Д. Кваренги, Ч. Камерон — иностранные мастера в России);

школу отечественных зодчих (М.Г. Земцов. И.К. Коробов, П.М. Еропкин, СИ. Чевакинский, И.Ф. Мичурин, Д.В. Ухтомский, А.Ф. Кокоринов, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков.

Уметь:

сопоставлять и анализировать разные произведения искусства;

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;




скачать

следующая >>
Смотрите также:
Рабочая программа по курсу «мировая художественная культура» 10 класс на 2011-2012 учебный год
534.94kb.
Рабочая программа по курсу «мировая художественная культура» 11 класс на 2011-2012 учебный год
732.42kb.
Рабочая программа изучения курса «Мировая художественная культура»
165.53kb.
Рабочая учебная программа основного общего образования
129.35kb.
Программа общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура»
524.86kb.
Рабочая программа по курсу «Мировая художественная культура» для учащихся 11 класса
141.23kb.
Рабочая программа По учебному предмету Мировая художественная культура (мхк) 9 а, 9 б класс
113.24kb.
Рабочая программа по мхк 3 ступень, базовый уровень, 10 класс Рабочая программа составлена на основе программы «Мировая художественная культура 5-11 классы»
171.48kb.
Рабочая учебная программа по курсу «Физика» 9 класс Срок реализации программы 2011-2012 учебный год
343.47kb.
«Мировая художественная культура» 10 класс, Москва, «Дрофа» 2010 год
81.52kb.
Рабочая программа по русскому языку для 6 в класса на 2011 2012 учебный год
373.17kb.
Сушковой Анны Анатольевны учебный предмет «Православная культура» 6 класс (6 год обучения) 2011-2012 год пояснительная записка рабочая программа
225.52kb.