Главная стр 1
скачать
Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждаю

ШМО ЭЦ зам.директора поУВР директор МОУ-СОШ

Протокол № 1 __________Грибкова О.Н. с.Росташи

от 24 августа 2011г. 24 августа 2011г. ______ Заломанина И.В руководитель МО Приказ № 143

_______Кирюшкина М.Г. от 27 августа 2011г.

Рассмотрено на заседании

педсовета

протокол № 1

от 25 августа 2011г.

2011 - 2012 уч.год.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по курсу «основ безопасности жизнедеятельности» под редакцией Смирнова А.Т..

Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса «основ безопасности жизнедеятельности» в основной школе в течение 34 часов учебного времени. Минимальное количество учебных часов в неделю – 1.

Программа полностью реализует требования образовательного стандарта «Безопасность жизнедеятельности», который обеспечивает овладение учащимися минимума знаний в чрезвычайных ситуациях.

Минимум содержания образования определяется следующими основными содержательными линиями: иметь необходимые знания по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; безопасное поведение в криминогенных ситуациях; правильная оценка ситуации при пожаре и взрыве; основные мероприятия гражданской обороны в мирное время; правила поведения при авариях на химических производствах, на радиационно-опасных объектах; при гидродинамических авариях; предупреждении травм в старшем школьном возрасте, продолжается изучение вопросов, связанных с основами оказания первой медицинской помощи, более глубокое ознакомление с индивидуальной системой здорового образа жизни; правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Учебные темы распределены с учетом возраста. Все эти знания должны помочь учащимся в обеспечении сохранности жизни и здоровья.
Цели и задачи курса:


  • Освоение знаний по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций во время аварий и катастроф техногенного характера, пожаров и взрывов;

  • Знание основных мероприятий гражданской обороны по защите населения, проводимые в мирное время;

  • Изучение правил поведения во время аварий с выбросом сильнодействующих ядовитых и радиоактивных веществ; правила поведения во время гидродинамических авариях;

  • Ознакомление с правилами безопасного поведения в криминогенных ситуациях;

  • Изучение правил поведения школьников для предупреждения причин травматизма;

  • Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи, основ здорового образа жизни;

  • Знание основных правил дорожного движения.

Главная задача курса 8 класса – дать учащимся знания, умения, навыки выживания в различных жизненных ситуациях.



Содержание учебной программы.
Производственные аварии и катастрофы - 2 часа.

Аварии на объектах народного хозяйства. Основные понятия и определения аварий и катастроф. Характерна тика очагов поражения и возможные последствия (пожары, взрывы, выбросы сильнодействующих ядовитых радиоактивных веществ и др.).



Пожары и взрывы – 4 часа.

Характеристика и возможные последствия при пожа­рах и взрывах. Рекомендации населению по правилам безопасного поведения при пожарах и при угрозе воз­никновения взрывов.



Аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ – 7 часов.

Химически опасные объекты производства. Сильно­действующие ядовитые вещества (СДЯВ), их характерис­тика, поражающие факторы. Возможные последствия при авариях на химически опасных объектах. Правила поведения и действия населения при авариях с выбросом СДЯВ.



Аварии с выбросом радиоактивных веществ – 6 часов

Радиационно-опасные объекты. Характеристика оча­гов поражения при авариях на АЭС, особенности радио­активного заражения (загрязнения) местности, воздуха и воды при авариях на АЭС. Характер поражения людей и животных, загрязнения радионуклидами сельскохозяйст­венных растений, пищевого сырья и продовольствия. Последствия радиационных аварий. Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и ра­диоактивном заражении местности.



Гидродинамические аварии – 5 часов.

Гидродинамические аварии, их последствия. Реко­мендации по действию населения в условиях угрозы и в ходе наводнения при гидродинамических авариях.



Нарушение экологического равновесия – 5 часов

Нарушение экологического равновесия в местах про­живания. Краткая характеристика состояния природной среды в связи с жизнедеятельностью человека. Загрязне­ние атмосферы, загрязнение почв, природных вод, ради­ация в биосфере. Загрязняющие вещества, понятие о предельно допустимой концентрации загрязняющих ве­ществ. Меры защиты здоровья при нарушениях экологи­ческого равновесия в местах проживания. Роль одежды, обуви и других элементов быта для обеспечения жизне­деятельности.



Практические занятия – входят в разделы их 3 часа.

Действия учащихся при чрезвычайных ситуациях техногенного происхождения (производственная авария), наиболее характерных для данного района (авария на хи­мически опасном объекте с выбросом СДЯВ, радиацион­ное заражение (загрязнение) района, опасное наруше­ние экологического равновесия в районе и др.).



Оказание первой медицинской помощи – 4 часа.

при отравлении сильнодействующими ядовитыми веществами



Правила оказания первой медицинской помощи. От­работка нормативов по надеванию противогаза на пост­радавшего, эвакуация пострадавших.

Заключительный урок – 1 час.


Требования к уровню подготовки.

Знать и уметь:

  • Знать об истории создания и структуре РСЧС;

  • Знать основные задачи РСЧС по защите населения от ЧС;

  • Иметь представление о сигналах оповещения ГО;

  • Знать об основных правилах личной безопасности в криминогенных ситуациях;

  • Уметь дать классификацию ЧС по масштабам их распространения и тяжести последствий;

  • Иметь основные понятия о пожаро-, взрывоопасных объектах;

  • Знать о причинах и возможных последствиях аварий на ПВОО;

  • Знать правила безопасного поведения при пожаре и угрозе взрыва.

  • Знать, какие химические вещества относятся к АХОВ;

  • Уметь классифицировать АХОВ по характеру воздействия на человека;

  • Знать о возможных последствиях при авариях на химически опасных объектах;

  • Знать правила поведения и действия населения при авариях на ХОО;

  • Уметь пользоваться средствами индивидуальной защиты;

  • Знать о мерах предосторожности при оказании первой медицинской помощи;

  • Уметь приводить примеры использования АХОВ в различных отраслях экономики.

  • Уметь дать определение понятия «радиоактивность»;

  • Уметь назвать виды радиоционно опасных объектов;

  • Уметь называть основные поражающие факторы при радиационных авариях;

  • Иметь представление об основных принципах защиты от радиации;

  • Знать правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности;

  • Уметь учащимся пользоваться средствами индивидуальной защиты;

  • Знать о мерах предосторожности при оказании первой медицинской помощи.

  • Уметь назвать причины и виды возможных аварий на гидродинамических сооружениях;

  • Знать о последствиях гидродинамических аварий;

  • Знать правила поведения населения при угрозе и во время гидродинамических аварий;

  • Знать, от чего зависит масштаб последствий гидродинамических аварий;

  • Уметь оказать первую медицинскую помощь.

  • Знать как формируется в Конституции РФ права и обязанности граждан в области окружающей среды;

  • Уметь показать на карте России зоны экологического бедствия и районы неблагоприятной экологической обстановки;

  • Знать, к чему ведет нарушение экологического равновесия;

  • Уметь назвать основные источники загрязнения атмосферы;

  • Знать, как влияют на состояние почв техногенные аварии и катастрофы;

  • Знать об основных загрязнителях поверхностных и подземных вод;

  • Уметь перечислить меры по снижению воздействия физических факторов на окружающую среду;

  • Запомнить рекомендации по обеспечению экологической безопасности.

  • Уметь рассказать о случаях, повлекших опасные последствия для здоровья людей в быту, на улице, в учебном заведении;

  • Знать о последствиях опасных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей;

  • Уметь анализировать причины возникновения опасных ситуаций;

  • Знать симптомы травм головы, позвоночника, спины;

  • Уметь оказать первую медицинскую помощь при травмах;

  • Знать об основных показаниях применения экстренной реанимационной помощи.

  • Иметь представление об основных положениях здорового образа жизни;

  • Знать о здоровье физическом и духовном, о резервах здоровья;

  • Знать о факторах риска внешней и внутренней среды организма человека, их влияние на здоровье человека;

  • Уметь разумно подходить к рациональному питанию;

  • Знать, что режим труда и отдых – необходимое условие жизни, обеспечивающее сохранение и укрепление здоровья;

  • Уметь постоянно поддерживать личную и общественную гигиену;

  • Иметь представление о физиологических и психологических особенностях организма подростка;

  • Уметь управлять своими чувствами и эмоциями.

  • Иметь представление о вредных привычках, негативно влияющих на здоровье человека;

  • Знать о пагубной зависимости человека от никотина, алкоголя, наркотиков;

  • Знать о реальных последствиях табакокурения;

  • Иметь представление о заболеваниях, которые вызывают алкоголь и наркотики;

  • Иметь представление об основных направлениях профилактики пьянства, алкоголизма, наркомании, токсикомании;

  • Иметь представление о главных поражающих факторах препаратов бытовой химии;

  • Уметь пользоваться во время работы с химическими препаратами индивидуальными медицинскими средствами;

  • Знать симптомы отравлений теми или иными химическими веществами;

  • Уметь оказать первую медицинскую помощь при ожогах и отравлениях препаратами бытовой химии;

  • Строго соблюдать инструкцию по применению и хранению опасных веществ.



Учебно-тематическое планирование.


урока


Содержание.


Общее

Кол.

час


КОЛ.

часов


Тип урока.

Контроль

ЦОР

Дата провед.

план

Факт


I.



Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения, защита населения от их последствий

























Производственные аварии и катастрофы

2ч.



















1


Понятие аварии, катастрофы, чрезвычайной си­туации техногенного характера.

Понятия: Авария, Катастрофа, Чрезвычайная ситуация.

Масштабы распространения: локальные, местные, территориальные региональные, федеральные, глобальные. & 1.1





1ч.


И.н.т.

Беседа

DVD







2


Краткая характеристика и основные причины техногенных аварий.

Комбинированный Основные причины техногенных аварий и катастроф. Меры принятые по профилактики аварий и катастроф. &1.2




1 ч.





Фронтальный опрос











1.2


Пожары и взрывы


4ч.















3


Пожары.

Понятия: пожар, горение. Основные составляющие пожара. Виды пожаров. Полное и неполное горение. Основные способы прекращения горения.

Группы возгораемости материалов. & 2.1





1 ч.


И.н.т

Текущий

ИКТ







4


Взрывы. Понятия: взрыв, ударная волна.

Основные поражающие факторы взрыва. & 2.2





1 ч.


И.н.т.


Текущий

ИКТ







5


Условия и причины возникновения пожаров и взрывов. Последствия пожаров и взрывов. & 2.3





1ч.


Комбини-рованный

Фронтальный опрос










6


Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов. & 2.4





1 ч.


Комбини-рованный

Тестирование










1.3


Аварии с выбросом сильно действующих ядовитых веществ


7ч.
















7


Химические вещества и опасные объекты. ХОО и распределение их по России. Данные хроники. & 3.1





1 ч.


И.н.т.

Текущий.










8


Характеристика АХОВ и их поражающие факто­ры. Химические в-ва делятся на 4 класса и их характеристика. Характер воздействия химических в-в на человека. & 3.2



1ч.


Комбини-рованный

Текущий.










9


Возможные последствия при авариях на химиче­ски опасных объектах. Причины аварий, Масштабы последствий аварий на ХОО. & 3.3




1 ч.


Комбини-рованный.

Фронтальный опрос


ИКТ.







10


Характеристика поражений аварийно-химическими опасными веществами. Характер действия химических веществ на человека. Первая медицинская помощь пострадавшим. & 3.2



1 ч.


комбинированный

Текущий.










11


Правила поведения и действия населения при ава­риях на ХОО. & 3.4





1 ч.


Комбини-рованный

Текущий










12


Зачет по теме




1 ч.


Обобщение

Самостоятельная работа. Тестирование










1.4

Аварии с выбросом радиоактивных веществ

6ч.



















13


Атомная энергия.

История развития атомной энергетики. & 4.1







1ч.


Объясне-ние нового материала

Текущий

.








14


Естественная радиоактивность. Понятия: рентген, бер. Внешнее и внутреннее облучение.

Естественный радиационный фон. & 4.2





1 ч.


Комбини-рованный


Фронтальный опрос

ИКТ.








15


Радиоактивность и радиационно опасные объекты. Радиоактивность и радиационно опасные объекты.

Виды радиационно опасных объектов. Масштабы радиационных последствий. & 4.3, 4.4

4.4





1 ч.


Комбини-рованный

Фронтальный опрос










16

Характеристика очагов поражения при радиаци­онных авариях и принципы защиты от ионизи­рующего излучения. Образование зон по степени опасности для здоровья людей.

Последствия облучения людей.

Признаки поражения. & 4.5, 4.6






I ч.


Комбини-рованный.


Текущий.


ИКТ







17


Правила поведения населения при радиоактивных авариях. правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности. & 4.7, 4.9





1ч.

изучение нового материала

Текущий.











18


Практические действия уч-ся при угрозе радиоактивных выбросах Занятие в спортзале Использовать средства индивидуальной защиты.






1 ч.


Комбини-рованный

Закрепление знаний на практике










19


Обобщение темы - 1.4




1 ч.




Контрольная работа










1.5


Гидродинамические аварии


5 ч.
















20


Гидродинамические аварии и гидрохимические сооружения. Понятия: плотина, бьеф, водоводы, акведуки.

Разновидности ГТС:

- по месту расположения;

- по характеру и цели использования.

- по функциональному использованию. & 5.1




1 ч.


Объясне-ние нового материала


Текущий.

ИКТ.







21


Причины и виды гидродинамических аварий. Понятия: прорыв, проран, волна прорыва.

Характеристика катастрофического затопления. & 5.2





1 ч.


Комбини-рованный.


Фронтальный опрос


ИКТ







22


Последствия гидродинамических аварий.

Прямые и косвенные материальные ущербы. & 5.3





1 ч.


Комбини-рованный

Фронтальный опрос

ИКТ







23


Правила поведения населения при угрозе и во время гидродинамических аварий. & 5.4, 5.5






1 ч.


Комбини-рованный

Текущий.










24

Обобщение теме - 1.5




1 ч.

Контрольная работа: тестирование, работа по карточкам -заданиям.










1.6


Нарушение экологического равновесия.


















25

Экология и экологическая безопасность. Понятия: техносфера, экологическая система, экологический кризис, экологическая катастрофа и безопасность.

& 6.1





1 ч.


Объясне-ние нового материала

Текущий.










26


Биосфера и человек.

Виды загрязнения бисферы. & 6.2




1 ч.


Комбини-рованный.


Фронтальный


ИКТ.







27


Загрязнение биосферы.

Загрязнения атмосферы, литосферы, гидросферы.

& 6.3-6.5



1 ч.


Комбини-

рованный.


Текущий.

ИКТ







28


Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ.

ПДК – предельно допустимая концентрация. Экологическая безопасность в повседневной жизнедеятельности человека. & 6.6





1 ч.


Комбини-рованный

Дискуссия











29

Обобщение теме – 1.6




1 ч.

Контрольная работа, тестирование, работа по карточкам заданиям.










II.


Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.


4ч.
















30


Оказание первой помощи при отравлении сильно действующими ядовитыми веществами. инструкцию по применению и хранению опасных веществ. Первая медицинская помощь при ожогах и отравлениях препаратами бытовой химии. Симптомы отравлений теми или иными химическими веществами



1 ч.


Комбини-рованный

Текущий.










31


Основные понятия об уголовной ответственности несовершеннолетних.

Понятия: невменяемость, наказание.

Меры наказания



1 ч.


Комбини-рованный

Фронтальный опрос











32

Как уберечь себя от преступлений.

Основные правила личной безопасности в криминогенных ситуациях.

Безопасность в общественных местах.




1 ч.


Комбини-рованный

Фронтальный опрос










33

Самозащита в транспорте и замкнутом помещении. Правила успешной самозащиты.




1 ч.


Комбини-рованный

Текущий.










34

Заключительный урок. Обобщение тем




1 ч.

Контрольная работа, тестирование, работа по карточкам заданиям









Литература.


  1. Фролов М.П., Литвинов Е.Н. «Основы безопасности жизнедеятельности». Учебное пособие для общеобразовательных школ. 8 класс. Москва. Астрель АСТ. 2001.

  2. Фролов М.П. «Безопасность на улицах и дорогах».

  3. Хрипкова А.Г. «Гигиена и здоровье». Медицинская литература.

  4. Дидактический материал «ОБЖ» 5-9 классы. Издательство «Дрофа».

  5. Правила дорожного движения.

  6. Газета «Безопасность».

Дополнительная литература:

С.Э. Некляева. Поведение учащихся в экстремальных условиях природы; В.Н.Латчук. - ОБЖ - 10 – 11 классы. «Дидактические материалы»;
А.Т. Смирнов. Книга для учителя по курсу ОБЖ;
Ю.П. Засядько. Поурочные планы по ОБЖ;
В.Н.Латчук. Методическое пособие по ОБЖ.

Журнал ОБЖ. №№ 3,4 1998 г., 10,12 2005 г., № 2,2006 г.

“Игры, обучение, тренинг, досуг”. Сборник под ред. Петрусинского В.В., Новая школа, 1994 г.

В.И. Латчук, В.В. Марков, А.Г. Маслов “Методическое пособие по ОБЖ” 5-9 классы, Дрофа, 2004 г.



Охрана безопасности жизнедеятельности. Экзаменационные вопросы и ответы. АСТ пресс, Москва, 2003 г.

Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы программы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов. – М., 2007
скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по курсу «основ безопасности жизнедеятельности»
237.6kb.
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности»
155.88kb.
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности»
429.38kb.
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 класса составлена на основе сборника нормативно-правовых и методических документов образовательного процесса предмета «основ безопасности жизнедеятельности»
274.2kb.
Рабочая программа подготовлена с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. При ее разработке использованы материалы Примерной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
346.24kb.
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Основы правовых знаний»
199.92kb.
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
176.48kb.
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
183.86kb.
Программа по обж 5-9 класс рабочая программа составлена на основе программа
266.27kb.
Программа основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности
125.69kb.
Программа основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности
125.71kb.
Программа по основам безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) 10-11 классы
258.86kb.