Главная стр 1стр 2 ... стр 7стр 8
скачать


МКОУ «Усятская средняя общеобразовательная школа»


«Согласовано»

Руководитель МО

_____________Черникова Е.Ю.

Протокол № ___ от «__»

__________________20___г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

______________Горшкова Г.А.

«__»________________20___г.




«Утверждаю»

Директор школы

______________Малетина Н.А.

Приказ № _______от «__»_________20___г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе (базовый уровень)

7 класс на 2013-14 учебный год
Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений по литературе 5-11 классов под редакцией В.Я.Коровиной

Составил учитель

Хаданович В.П.
2013

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.



Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.



Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:


  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю.


Раздел II. Учебно-тематический план.


Содержание

Кол-во часов

Введение.

1

Устное народное творчество.

5

Из древнерусской литературы.

3

Из русской литературы XVIII века

2

Из русской литературы XIX века.

30

Из русской литературы XX века.

17

Зарубежная литература.

8



Раздел III. Содержание тем учебного курса.

Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.



УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)

Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).



Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветыДревней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).



«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).



Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник»

(вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения.

Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).



«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).



Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.



«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).



Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.



Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).



Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаиле Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).



Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).



Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).



«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.



В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.



Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные

представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.



Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.



Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие.,.», «Июль макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).



Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).



Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова русских поэтов XX века

С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Из литературы народов России

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.



ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Берне. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).



О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.



ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отрывок по выбору учащихся).

Пословицы и поговорки (на выбор).

М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок).

A. С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).

М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтеющая нива...». Ангел (по выбору учащихся).

Н. В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).

И. С. Тургенев. Русский язык.

Н. А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).

B. А. Жуковский. Приход весны. А. К. Толстой.

«Край ты мой, родимый край...» или Благовест. И. А. Бунин. Родина (на выбор).

B. В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору учащихся (К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Е. М. Винокуров. Москвичи).

C. А. Есенин. «Топи да болота...». Н. А. Заболоцкий.«Я воспитан природой суровой...». Н. М. Рубцов. «Тихаямоя родина...» (на выбор).



ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.

Фольклор. Василий Буслаев (и другие былины по выбору учителя и учащихся). Пословицы и поговорки народов мира.



Из древнерусской литературы

Из «Моления Даниила Заточника». Наставление тверского епископа Семена.



Из русской литературы XVIII века

A. П. Сумароков. Эпиграмма.

B. В. Капнист. На кончину Гавриила Романовича Державина.

Из русской литературы XIX века

И. А. Крылов. Басни (на выбор).

A. Ф. Мерзляков. «Среди долины ровныя...».

B. А. Жуковский. Рыцарь Тогенбург.

Ф. Н. Глинка. К почтовому колокольчику. К. Ф. Рылеев. Петр Великий в Острогожске. А. С. Пушкин. Товарищам. К портрету Жуковского. Полтава. Скупой рыцарь. Н. М. Языков. Пловец.

М. Ю. Лермонтов. Завещание. Памяти А. И. Одоевского.

Н. А. Некрасов. Саша.

И. С. Тургенев. Бурмистр.

Ф. И. Тютчев. Летний вечер. Конь морской. Осенний вечер. «Что ты клонишь над водами...».

А. А. Фет. «Уснуло озеро...». Буря. «Я пришел к тебе с приветом...».

А. Н. Майков. Гроза.

Я. П. Полонский. Дорога.

Л. Н. Толстой. Детство.

А. П. Чехов. Размазня.

A. И. Куприн. Изумруд.

Из русской литературы XX века

И. А. Бунин. Лапти.

B. Я. Брюсов. Нить Ариадны.

А, А. Блок. «Ветер принес издалека...». «Девушка пела в церковном хоре...». «Там, в ночной завывающей стуже...».

C. А. Есенин. 3—4 стихотворения на выбор.

А. А. Ахматова. «Я научилась просто, мудро жить...». О. Э. Мандельштам. «Только детские книги читать...». Раковина. Домби и сын.

A. Т. Аверченко. Вечером.

Тэффи. Свои и чужие. Модный адвокат. Дон Амин ад о. Четыре времени года. Н. С. Гумилев. Леопард. М. А. Осоргин. Земля. М. И. Цветаева. Стихи о Москве. Н. А. Заболоцкий. Некрасивая девочка. Я. В. Смеляков. «Если я заболею...». Хорошая девочка Лида.

B. П. Астафьев. Мальчик в белой рубашке.
В. М. Шукшин. Критики.

А. В. Вампилов. Цветы и годы (сцена). Свидание (сценка).

Е. А. Евтушенко. «Стихотворение надел я на ветку...». «Со мною вот что происходит...».

Р. И. Фраерман. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви.

В. С. Высоцкий. Песня о друге.

A. Н. Рыбаков. Трилогия о Кроше.

B. С. Розов. В добрый час!

Из зарубежной литературы Японские трехстишия (хокку, или хайку). Г. У. Лонгфелло. Песнь о Гайавате. Э. По. Лягушонок.

В. Гюго. Отверженные. Девяносто третий год. Дж. Лондон. На берегах Сакраменто. Р. Брэдбери. Все лето в один день.



Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;


Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

Печатные издания.

Для учащихся:

Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.

Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2008.

Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.

Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006.



Для учителя:

Аркин И.И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.

Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 7 класс. - М.: Просвещение, 2005.

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.

Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.

Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 7 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2000.


Мультимедийные пособия.

Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.



Уроки литературы в 7 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.


Раздел VI. Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс.

урока

Дата

Тема

Теория литературы

Основное содержание

Словарная работа

Домашнее задание

1




Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Жанр

Выявление уровня литературного развития учащихся.

Литературоведение, специфика, сущность

Задание № 2 письменно

Устное народное творчество

2




Предания как поэтическая автобиография народа.

Предание

Исторические события в преданиях.




Пересказ предания «Петр и плотник»

3




Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович»

Былина, гипербола

Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда.

Сказка, миф, содержание, идея

Читать былины: «Садко», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

4




В./Ч. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Садко».

Эпос

Особенности былинного стиха и поэтических интонаций. Роль гиперболы в былинах.







5




Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира.

Пословица, поговорка

Особенности смысла и языка пословиц.




Найти 5 пословиц, посвященных временам года

Древнерусская литература

6




Древнерусская литература. «Повесть временных лет». «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок)

Летопись

Поучение как жанр древнерусской литературы. Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Поучение, послание, хождение, житие

Написать поучение, читать «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

7




«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Гимн любви и верности.




Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.




Пересказ, задание № 2 в учебнике

8




р/р. Подготовка к письменной работе по разделам «Устное народное творчество» и «Древнерусская литература»




Темы:

1. Народная мудрость в произведениях устного народного творчества.

2. Художественные особенности русских былин или малых жанров фольклора.

3. Что воспевает народ в героическом эпосе?

4. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

В чем значение древнерусской литературы для современного читателя?






Написать сочинение

Произведения русских писателей 18 века.

9




М.В Ломоносов.Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года»..

Ода

Мысли автора о Родине, русской науке и его творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды. Обучение выразительному чтению.

Зрак, россы, гласит, сей град, раченье, от недр,

Вр.чт. оду, составить развернутый план статьи учебника. Отрывок «Ода на день….» наизусть

10




Г.Р. Державин поэт и гражданин. «Река времен в своем стремлении…», «На птичку…», «Признание».

Стихи, рифма

Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

Внутренняя жизнь, гений, добродетель, монарх

Наиз. стихотворение, пересказ статьи о Державине

Произведения русских писателей 19 века

11.




А.С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок).

Поэма

Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII. Обучение выразительному чтению.




Наизусть отрывок

12




А.С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деятельности Петра I.

Поэма, повесть

Образ автора в отрывке из поэмы




Наизусть отрывок

13




А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва.

Жанр, летопись, поэма, баллада

Художественное воспроизведение быта и нравов древней Руси. Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады Пушкина. Особенности композиции. Своеобразие языка.

Волхвы, жрец, вещий, вдохновение, праща

Выучить наизусть балладу «Песнь о вещем Олеге»

14




Р/р«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре) Образ летописца Пимена.

Драма, драматургия, трагедия

Значение труда летописца в истории культуры.

Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С. Пушкина».






Вр.чт. отрывка, сочинение-миниатюра \ «Характер Пимена в моем представлении», нарисовать иллюстрацию

15




А.С. Пушкин. «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина».

Повесть, сборник, вымышленный автор

Изображение «маленького человека», его положение в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести.

Притча, лубок, лубочная картинка

Читать повесть

16




Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского».




Развитие понятия о повести.




Написать сочинение на одну из тем: «Мой любимый герой Пушкина», «Какая мысль мне кажется главной в повести «Станционный смотритель»

17




М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Научная биография, художественная биография

Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.




Составить план статьи Андронникова

18




Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов.


Фольклоризм литературы, жанр поэмы

Фольклорное начала в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Особенности сюжета и художественной формы поэмы. Образы гусляров и образ автора.




Вр.чт. одной из глав поэмы, наизусть отрывок: восход зари

19




М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел»

Лирика, эпитет, сравнение, олицетворение, представление о лирическом герое стихотворения

Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения. Мастерство поэта в создании художественных образов. Обучение выразительному чтению.


Сага

Выучить наизусть стихотворение по выбору

20




Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова (ответы на контрольные вопросы, тестирование).













21




Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба».

Художественная деталь

Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей – запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли.

Художественная деталь

Наизусть речь о товариществе

22




Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.


Повесть, историческое, эпическое

Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое.




Составить рассказ о Тарасе Бульбе по 1 главе

23




Р/р Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»





«Авторская оценка образа Тараса Бульбы». «Смысл противопоставления Остапа и Андрия в повести Гоголя «Тарас Бульба».

«Роль картины природы в понимании человеческих характеров (по повести «Тарас Бульба»)».



Массовое сознание, индивидуальное сознание

Написать сочинение

24




И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов « Записки охотника» и их гуманистический пафос.

«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь



Рассказ, очерк

Нравственные проблемы рассказа. Мастерство И.С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека художественные достоинства рассказа.




Читать «Бежин луг»

25




И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».

Стихотворение в прозе

Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра. Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе.




Наизусть стихотворение «Русский языка»

26




Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая».


Поэма, композиция

Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Обучение выразительному чтению.

Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».






Написать характеристику героини по плану

27




Вн/ч Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа.




Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. Обучение выразительному чтению.




Выразительное чтение

28




В/Ч А.К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репин».




Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластия.







29




М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Гротеск, иносказание

Аллегория, гипербола, фантастика,



Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности.

Эзопов язык, иносказание, оказия, регистратура, каллиграфия

Чтение и пересказ сказки.

Читать сказку «Дикий помещик»



30




Р/РМ.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки.





Понятие о гротеске.

Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.»






Написать сочинение

31




Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина».




Проверить знания учащихся по изученным темам







32




Л.Н Толстой. Слово о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна»

Автобиография, автобиографический роман

АвтобиографическийхарактерповестиСложностьвзаимоотношенийдетейивзрослых




Составить план статьи, пересказ одной из глав


33




Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир.










34




И.А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры»

Рассказ

Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы




Подготовить характеристику главных героев рассказа

35




Р/Р И.А. Бунин. «Лапти». нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина – прозаика и поэта.





Подготовка к сочинению ««Золотая пора детства» в произведениях Л.Н. Толстого и И.А. Бунина»

фуксин

Написать сочинение

36




А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон».Живая картина нравов

Псевдоним, говорящие фамилии, художественная деталь

Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа.

Бакалейная лавка, дровяной склад, постановление

Вр.чт. рассказа

37




Средства создания комического в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон».


Сатира. Юмор

Развитие понятий о юморе и сатире.







38




Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».













39




В/ч «Тоска», «Размазня». Смех и слёзы в рассказах.

Жанр рассказа







Сочинение «Мой любимый рассказ Чехова»

40




Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А. Жуковский. «Приход весны». Ф.И. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять…». А.А. Фет. «Вечер», «Это утро…». А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». И.А. Бунин. «Родина».


Лирический герой

Обучение анализу лирического текста. Подготовка к домашнему сочинению по русской литературе XIX века.




Наизусть стихотворение,

Из литературы 20 века

41




М. Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы).

Псевдоним, повесть, трилогия

Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров.

Трилогия

Задания к 2, 3, 4 главам

42




«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: Бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа.

Автобиография, художественная биография

Понятие о теме и идее произведения.

Венчик, влаз, врази, голицы, гривна, дресва, дьячок, запон, камнка, киот, кисея, комель, косушка, молосная, набойка, однова, плис, плицы, подпечек, поземок, пятишница, расточатся, ризы, сандал, скоромное, фуксин, целковый, чело, шелковая головка

Дочитать повесть

43




Обучение анализу эпизода повести М. Горького «Детство» (по выбору учителя).




Портрет как средство характеристики героя.







44




В/ч «Легенда о Данко» из Рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

Легенда, романтизм, реализм

Романтический характер легенды




Наизусть отрывок из легенды

45




В.В. Маяковский. Слово о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Гипербола

Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения. Смысловая роль ритма и рифмы. Обучение выразительному чтению.

РОСТА, призвание; гогрбил, златолобо, ясь, взорим, трезвонится

Наизусть стихотворение, читать статью учебника

46




В/ч В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

Звукопись

Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому.

Круп, зевака, Кузнецкий

Наизусть стихотворение

47




Л.Н. Андреев. Слово о писателе. «Кусака»

Рассказ

Сострадание и бессердечность как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения.




Написать рассказ о домашнем животном

48




А.П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка»




Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку.




Прочитать «В прекрасном и яростном мире».

49




В/ч А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире».

Притча, рассказ

Труд как основание нравственности. Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А.П. Платонова.




Сочинение -притча

50




Р/ р Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей ХХ века)










Сочинение

51




Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в литературе Пастернака..




Способы создания поэтических образов




Выразительное чтение

52




Контрольная работа.




Письменный анализ эпизодов или одного стихотворения.







53




Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова и др.




Интервью как жанр публицистики.




Выразительное чтение, наизусть по выбору

54




Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади»

Рассказ , литературная традиция

Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.

Понятие о литературной традиции.



Бараки, дернина, иван-чай, лесопункт, стати, угор

Выразительное чтение рассказа, пересказ эпизодов, сообщение о судьбе братьев наших меньших. Чтение рассказов Абрамова по выбору.

55




Е.И. Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа.

«Живое пламя».






Обучение целостному анализу эпического произведения. Подготовка к домашнему сочинению

Внапашку, выгон, глумиться, избыть, картуз, кирзачи, кювет, святотатство, споро, стожок, телогрейка, худо, язь Короб, куртинка, чулан

Прочитать стихотворение \Случевского «Кукла». Есть ли связь с рассказом Носова? Ответить письменно

56




В/ч Ю.П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро!».




Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека.







57




В/ч Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий и др.).




Единство человека и природы, общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами.




Наизусть по выбору

58




А.Т. Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль-макушка лета», «На дне моей жизни»




Философские проблемы в лирике Твардовского. Развитие понятие о лирическом герое.




Наизусть стихотворение по выбору


59




В/ч Д.С. Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи.

Интервью, публицистический стиль

Публицистика, мемуары как жанры литературы.







60




М.М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда».




Смешное и грустное в рассказах писателя.







61




В/ч Песни на слова русских поэтов ХХ века. А.Вертинский «Доченьки»; И.Гофф «Русское поле»; Б.Ш.Окуджава «По смоленской дороге»





Лирические размышления о жизни, времени вечности.










62




Из литературы народов России. Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. «Опять за спиной родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…», «О моей Родине».





Размышления поэта об истоках и основах жанра.

Особенности художественной образности дагестанского поэта.






Выразительное чтение

63




Р. Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность» и другие стихотворения.

Рефрен

Представление поэта о справедливости и честности. Народнопоэтическая основа и своеобразие лирики Бернса.

Художественный перевод

Наизусть

64




Дж. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.

Лирика, романтизм

Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению.




Вр.чт стихотворения «Ты кончил жизни путь, герой»

65




Японские хокку (хайку).




Японские хокку (хайку). Особенности жанра

Медитация

Составить хокку

66




О. Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

Новелла

Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей.




Пересказ.

67




В/ч Р.Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы», «Зеленое утро».




Фантастические рассказы-предупреждения. Мечта о победе добра.







68




Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса.





Итоги года




Список чтения на лето


8 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе составлена Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов (базовый уровень) \ Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Збарский И.С., Полухина В.П.-М.:Просвещение,2009).

На изучение курса в 8 классе отводится 2 часа в неделю, что соответствует рекомендациям составителей программы.

Планирование предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: тестирование, ответы на вопросы, контрольные работы, творческие работы.

На уроках используются мультимедийные средства, такие как компьютерные презентации, Интернет – ресурсы. Литература изучается в неразрывной связи с другими видами искусства. При планировании применяются нестандартные формы проведения уроков: диспут, семинар, конференция, уроки-концерты, что развивает устную речь учащихся и их коммуникативные умения и


  1. скачать

следующая >>
Смотрите также:
Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 7 класс на 2013-14 учебный год Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений по литературе 5-11 классов под редакцией В. Я. Коровиной
2652.67kb.
Рабочая программа по литературе 6 класс
268.39kb.
Рабочая программа по литературе Класс
266.75kb.
Рабочая программа по литературе для 9 класса на 2013-2014 учебный год
609.77kb.
Рабочая программа по литературе для 8 класса на 2013-2014 учебный год
465.29kb.
Пояснительная записка Данная программа по литературе составлена на основе федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне; программы по литературе для 5-11 классов
344.83kb.
Пояснительная записка Данная программа по литературе составлена на основе федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне; программы по литературе для 5-11 классов
258.98kb.
Рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы (Базовый уровень)- м: «Просвещение»
435.9kb.
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и Программы общеобразовательных учреждений Литература 5-11 классы
308.82kb.
Рабочая программа для общеобразовательных учреждений по литературе (8 класс) составлена на основе «Программы для общеобразовательных учреждений Литература 5 11 классы»
263.76kb.
Рабочая программа по литературе для 6 б класса на 2010 2011 учебный год
215.69kb.
Рабочая учебная программа по литературе для 9 класса составлена на основе следующих документов
232.2kb.