Главная стр 1
скачать
МОУ «Нижнемамонская СОШ № 1»

Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено:

Директор школы Зам. директора по УВР на заседании М/О

______________(Полунин В.И.) ____________(Курдюкова Г.М.) Протокол №1

Пр. № 67 от 01.09.2011 от 31.08.2011

Рабочая программа по литературе

в 7 классе

Учитель: Плахих И.В.

2011/2012

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 г.,

Программы общего образования по литературе,

Авторской программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я.Коровина, В.И.Коровин, В.П.Журавлёв, В.П.Полухин); под редакцией В.Я.Коровиной.-М.: Просвещение, 2008

Учебник «Литература.7 класс. Авторы-составители В.Я.Коровина, В.И.Коровин.-М.: Просвещение, 2009г.


Дополнительная литература:

Для учителя:


  1. Аникина СМ., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2002.

  2. Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. - М.: Просвещение, 2007.

  3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2007.

  4. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: Вако, 2010.




  1. Коровина В.Я. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2003.

  2. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.




  1. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. проф Н.И. Кравцова. - М.: Просвещение, 1971.

  2. Тимофеев Л.И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвеще­ние, 2001.

9. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. -

М.: Русское слово, 2003.

Для учащихся:


  1. Коровина В.Я. Литература: 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. -М.: Просвещение, 2008.

  2. Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим...»: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.

  3. Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

  4. Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. - М.: Просвещение, 2000.


Общее количество часов по плану – 70 час.

Количество часов в неделю - 2

Цели и задачи курса:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;



- обучение развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

Учащиеся должны знать:


  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись (развитие представлений); роды литературы; эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие понятия); понятие о теме и идее произведения (начальные представления); герой-повествователь (раз­витие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведе­ние (развитие понятия); ода (начальные представления); баллада (развитие представлений); стихотво­рения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трехсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (разви­тие представлений); публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (на­чальные представления); литературные традиции.

Учащиеся должны уметь:


  • видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

  • различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения автор­ской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

  • видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

  • объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в соб­ственном жизненном опыте;

  • видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

  • передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов ге­роя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

  • видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формули­ровать вопросы к произведению;

  • аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения - от от­дельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

  • выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;




  • сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

  • оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;

  • сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;

  • стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;

  • написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.


Виды контроля:

  • промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным крите­риям, викторины, игры, конкурсы, сочинение синквейнов;

  • итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с фатким ответом, проверяющие начитанность учащего­ся, теоретико-литературные знания.


Тематическое планирование


п/п




Кол-во

часов


ТЕМА УРОКА

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ


Предвар.

дата

1

1



Введение. Русская литература и история.

Знакомство с курсом литературы в 7 классе

01.09.11.

2

1


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Предание-жанр фольклора.

Знакомство с жанром предания, чтение и анализ преданий «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки – ведьмы», «Петр и плотник».

05.09.11.

3

1


Исторические и художественные основы былины. Былина «Вольга и Микула Селянинович».

Понятие о былине, отличие былины от сказки.

08.09.11.

4

1


Былина «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда труженика.

Микула Селянинович – эпический герой, анализ былины.

12.09.11.

5

1


Вн.чт. Былина «Садко».

Тематическое разнообразие Киевского и Новгородского циклов.

15.09.11.

6

1


Пословицы и поговорки.

Поэтика пословиц поговорок, меткость и точность языка.

19.09.11.

7

1



ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
«Повести временных лет». «О пользе книг»(отрывок).

Духовная культура Древней Руси.

22.09.11.

8

1


«Поучение Владимира Мономаха».

Нравственные заветы Древней Руси.

26.09.11.

9-10

2


«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн любви и верности.

Фольклорная основа, народная мудрость в повести.

29.09.11.

03.10.11.

11



1



(Р\Р) Сочинение «Моё отношение к героям повести».

06.10.11.





РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА



12

1


Михаил Васильевич Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…»

Разнообразие тем стихотворений Ломоносова, патриотический пафос его поэзии.

10.10.11.

13

1


Г.Р.Державин. Очерк жизни и творчества. Стихотворения «Признание», «На птичку», «Река в своём стремленьи».

Художественные открытия поэта ,нравственно- философская тематика.


13.10.11.

14

1


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА

А.С.Пушкин. Поэма «Полтава»(отрывки).

Образ Петра Великого в поэме.


17.10.11.

п/п




Кол-во

часов


ТЕМА УРОКА

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ


Предвар.

дата

15

1


А.С.Пушкин. Поэма «Медный всадник. (Вступление к поэме «На берегу пустынных волн»).

Новые грани характера Петра Великого, его государственной деятельности.


20.10.11.

16

1


А.С.Пушкин. Трагедия «Борис Годунов».

Историческая основа трагедии; анализ драматического произведения.


24.10.11.

17

1


А.С.Пушкин. «Станционный смотритель».

Образ «маленького человека» в литературе.

27.10.11.

18

1


Итоговый тест по творчеству А.С.Пушкина.

31.10.11.

19

1


М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Стихотворения «Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел».

Основные мотивы лирики Лермонтова.


03.11.11.

20-21

2


М.Ю.Лермонтов. «Песня про купца Калашникова…» - поэма об историческом прошлом России.

Русский уклад жизни и национальный русский характер.

14.11.11.

17.11.11.

22

1


(Р\Р) Сочинение «Степан Калашников – носитель лучших качеств русского национального характера».

21.11.11.

23

1


Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба».Эпоха и герои.

Страницы биографии, работа со статьями Н.Л.Степанова и В.В.Вересаева.

24.11.11.

24

1


«Тарас Бульба». Тарас и его сыновья.

Знакомство с героями повести, их характеристика.

28.11.11.

25

1


«Тарас Бульба». Образ Запорожской Сечи в повести.

Товарищество и братство казаков, воспетое Гоголем.

01.12.11.

26-27

2


(Р\Р) Классное сочинение по повести «Тарас Бульба».

(Сравнительная характеристика Остапа и Андрия» или «Тарас Бульба – национальный герой».


05.12.11

08.12.11.

28

1


Вн. чт. : Н.В.Гоголь «Миргород» («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»).

12.12.11.

29

1


И.С.Тургенев. «Бирюк».

Изображение русского национального характера в рассказе..

15.12.11.

30

1


И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе».

Особенности жанра. Тургенев о богатстве и красоте русского языка в стихотворении «Русский язык».



19.12.11.

п/п




Кол-во

часов


ТЕМА УРОКА

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ


Предвар.

дата

31

1


Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество поэта. Поэма «Русские женщины».

Историческая основа поэмы, работа над 1 частью .


22.12.11.

32

1


Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины».

Сюжет, композиция, герои поэмы.

26.12.11.

33

1


Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом…».

Боль за простой народ, «скорбь вопиющая», досада на него покорность, выраженные в стихотворениях.

29.12.11.

34

1


А.К.Толстой «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин».

Очерк жизни и творчества, анализ стихотворений.

12.01.12.

35

1


М.Е.Салтыков-Щедрин и его сказки. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Сатира на социальные и нравственные пороки общества.

16.01.12.

36

1


«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Паразитизм генералов, сметливость и трудолюбие мужика; сатира и юмор в сказке.


19.01.12.

37

1


Вн.чт.: Сказки С-Щедрина (по выбору).

Сказка «Дикий помещик», понятие о гротеске и гиперболе.

23.01.12.

38-39

2


Л.Н.Толстой. Повесть «Детство». Взаимоотношения детей и взрослых.

Анализ глав «Маман», «Классы», «Наталья Савишна», «Детство».

26.01.12.

30.01.12.

40-42

2


А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон». Живая картина нравов. Художественные особенности рассказа.

Говорящие фамилии как средство юмористической характеристики.

02.02.12.

06.02.12.

43

1


А.П.Чехов. Рассказ «Злоумышленник».

Анализ текста.

09.02.12.

44


1


Вн. чт. : Рассказы А.П.Чехова «Тоска», «Размазня».

Жанровое разнообразие тематики рассказов Чехова; анализ рассказов.

13.02.12.

45


1



«КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ»
Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе.

В.А.Жуковский, А.К.Толстой, И.А.Бунин.



16.02.12.

п/п




Кол-во

часов


ТЕМА УРОКА

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ


Предвар.

дата

46

1


ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИСАТЕЛЕЙ 20 ВЕКА

И.А.Бунин. Рассказ «Цифры»

20.02.12.

47

1


Вн.чт. : И.А.Бунин «Лапти».

Мысль о бескорыстии, необычайной доброте и готовности к самопожертвованию, выраженные в рассказе.

27.02.12.

48

1


М.Горький. Повесть «Детство».

Автобиографический характер повести.

01.03.12.

49

1


«Детство». Изображение «свинцовых мерзостей жизни».

Дед Каширин и его сыновья. Зависть и злоба – основа вражды.

05.03.12.

50

1


«Детство». Яркое, здоровое, творческое в русской жизни.

Бабушка и Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа.


12.03.12.

51

1


(Р\Р) Сочинение – характеристика литературного героя.

15.03.12.

52

1


М. Горький. «Легенда о Данко».

Подвиг во имя людей, Поступок литературного героя и его нравственный порыв.

19.03.12.

53

1


Леонид Андреев. Рассказ «Кусака».

Чувство сострадания к братьям нашим меньшим. Авторское отношение к событиям.

22.03.12.

54

1


В.Маяковский. «Необычайное приключение…».

Мысли автора о роли поэзии в жизни человека.

02.04.12.

55

1


В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям».

Два взгляда на мир : безразличие и гуманизм.

05.04.12.

56

1


А.П.Платонов. Рассказ «Юшка».

Осознание необходимости сострадания и сопереживания.

09.04.12.

57

1


А.П.Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире».


12.04.12.

58

1


Б.Л.Пастернак. Стихотворения «никого не будет в доме…», «Июль».

Очерк жизни и творчества, анализ стихотворений.

16.04.12.

59

1


А.Т.Твардовский. О поэте. Стихотворения.

Знакомство с биографией и творчеством поэта.

19.04.12.

60


1


Час мужества. Разговор о военной поэзии.

Стихотворения о Великой Отечественной войне.


23.04.12.

61


1


Ф.А.Абрамов. Рассказ «О чём плачут лошади».

Этические и нравственные проблемы, поднятые автором в рассказе.



26.04.12.

п/п




Кол-во

часов


ТЕМА УРОКА

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ


Предвар.

дата

62

1


Е.И.Носов. Рассказ «Кукла».

Нравственные проблемы, поднятые в рассказе.

30.04.12.

63


1


Ю.П.Казаков. Рассказ «Тихое утро».

03.05.12.

64

1


Д.С.Лихачёв. «Земля родная».

07.05.12.

65

1


М.М.Зощенко. Рассказ «Беда».

Над чем смеётся и горюет автор.

10.05.12.

66

1


«ТИХАЯ МОЯ РОДИНА…»

Стихотворения о родине, о природе.

14.05.12.

67

1


Песни на стихи русских поэтов ХХ века.

Инна Гофф, Булат Окуджава, Александр Вертинский

17.05.12.

68

1


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Роберт Бёрнс. «Честная бедность».

Джорж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!...»

21.05.12

69

1


О.Генри. Новелла «Дары волхвов».

Жертвенность во имя любви.

24.05.12.

70



1

Рей Дуглас Брэдбери. Рассказ «Каникулы».

Рекомендации на лето.

28.05.12.

скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по литературе в 8 классе Учитель: Плахих И. В. 2011/2012
163.98kb.
Рабочая программа по литературе в 7 классе Учитель: Плахих И. В. 2011/2012
185.16kb.
Рабочая программа по литературе в 11 классе на 2011 2012 учебный год (136 часов) Учитель Пригарина Т. В
934.88kb.
Рабочая программа по литературе Учитель Чикирисова Е. Ф. Качановская Т. Ю. 5 классы 2011-2012 учебный год умк по данному курсу
675.7kb.
Рабочая программа по биологии в 6 классе Учитель: Полубоярова Ю. А. 2011-2012 учебный год
70.97kb.
Рабочая программа учебного курса по литературе для 8 класса на 2011 – 2012 учебный год Учитель русского языка и литературы Гулевская О. М
476.48kb.
Рабочая программа по математике для 4 класса на 2011 2012 учебный год Разработчик программы Учитель начальных классов
173.27kb.
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе на 2011 2012 учебный год (238 часов) Учитель Пригарина Т. В
1221.01kb.
Рабочая программа по литературе для 4 класса на 2011 2012 учебный год Разработчик программы Учитель начальных классов
136.71kb.
Рабочая программа по информатике 7 класс Учитель: Рудакова Ольга Станиславовна 2011-2012 уч год
212.46kb.
Рабочая программа по математике в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида Срок реализации программы: 2011-2012 учебный год
101.41kb.
Рабочая программа по биологии 9 класс на 2011-2012 учебный год Учитель: Алпатова Н. В
220.93kb.