Главная стр 1стр 2стр 3
скачать


Содержание курса «Литература». 9 класс

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование по­требности общения с искусством, возникновение и раз­витие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Из древнерусской литературы

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разно­образие жанров.



«Слово о полку Игореве». История открытия памят­ника, проблема авторства. Художественные особенно­сти произведения. Значение «Слова...» для русской ли­тературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древне­русской литературы.

Из литературы XVIII века

Характеристика русской литературы XVIII века. Граж­данский пафос русского классицизма.



Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творче­ство. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского лите­ратурного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Ве­личества государыни Императрицы Елисаветы Пет­ровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчест­во. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, де­кламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмер­тии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писа­теле.

«Путешествие из Петербурга в Москву». (Об­зор.) Широкое изображение российской действитель­ности. Критика крепостничества. Автор и путешествен­ник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентимента­лизма в произведении.

Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих цен­ностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повес­ти. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.



Теория литературы. Сентиментализм (началь­ные представления).

Из русской литературы XIX века

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX векав русской критике, публицистике, мемуарной литературе.



Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмо­сфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смер­ти. Баллада «Светлана» — пример преображения тради­ционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девуш­ки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губи­тельным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие пред­ставлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творче­ство. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечелове­ческое звучание образов персонажей. Меткий афо­ристический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терза­ний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчест­во. (Обзор.)

Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии... Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоре­чие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в ро­мане. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пуш­кина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленско­го и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зер­кале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская крити­ка начала XX века; писательские оценки).



«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейст­ва». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Ге­рой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любо­пытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий, Печорин и Вера. Печо­рин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о ро­мантизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Па­рус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Роди­на», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», •//«ч. ч не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи — значенье...» (1824),



«Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали…»

Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.



Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые ду­ши. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной коме­дией» Данте, с плутовским романом, романом-путеше­ствием. Жанровое своеобразие произведения. Причины ik 'завершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эво­люция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволю­ция образа автора — от сатирика к пророку и проповед­нику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.



Теория литературы. Понятие о герое и антиге­рое. Понятие о литературном типе. Понятие о коми­ческом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. Слово о пи­сателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драма­тургии (развитие понятия). Федор Михайлович Достоевский. Слово о писа­теле.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, не­счастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие поня­тия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя по­вести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тще­славием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

(Автобиографическая трилогия Л. Толстого предла­гается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)



Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское от­ношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в много­людном городе.



Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Много­образие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.



Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

Из русской литературы XX века

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.



Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.



Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.



Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов про­изведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.



Теория литературы. Художественная услов­ность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рас­сказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины ве­сенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.



Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление по­нятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писа­теле.

Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Тра­гизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.



Теория литературы. Притча (углубление по­нятия).

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.



Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Об­разы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Письмо к женщине», «Не жа­лею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшен­ный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народ­но-песенная основа произведений поэта. Сквозные об­разы в лирике Есенина. Тема России — главная в есе­нинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (от­рывок) и другие стихотворения по выбору учителя и уча­щихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде по­эта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.

«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Бло­ку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенно­сти поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в твор­ческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О кра­соте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обоб­щений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Вес­на в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина ли­рики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к совре­менности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о по­эте.

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Рже­вом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и то­ническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков

А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отче­го»; В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гита­рой под рукою...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Раз­уверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вер­нусь...»; Н. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словес­ного и музыкального искусства выражающий пережива­ния, мысли, настроения человека.

Из зарубежной литературы

Античная лирика



Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубо­кого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множест­венность смыслов поэмы: буквальный (изображение за­гробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблужде­ний к истине, идея восхождения души к духовным высо­там через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (ин­туитивное постижение божественной идеи через вос­приятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Об­щечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамле­та в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ ми­ровой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь, Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии),

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на

небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления доставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание и ной реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС




урока



Вид урока.

Основные виды

деятель­ности учителя

и учащихся.

Тема урока. Основное содержание.



Дата



Беседа. Тес­тирование

Введение. Литература и исто­рия. Интерес русских писате­лей к историческому прошлому своего народа. Историзм твор­чества классиков русской лите­ратуры. Выявление уровня ли­тературного развития учащихся






Рассказ учи­теля. Беседа

Устное народное творчество. Отражение жизни народа в на­родных песнях. Лирические песни «В темном лесе...», «Уж ты ночка, ночка темная...», «Вдоль по улице метелица метет...». Историче­ские песни «Пугачев в темни­це», «Пугачев казнен». Частушка как малый песенный жанр. Ее тематика и поэтика. Особенности художественной формы фольклорных произве­дений






Беседа

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и ху­дожественной формы народ­ных преданий






Рассказ учи­теля. Беседа. Практикум

Житийная литература как осо­бый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защи­та русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содер­жания и формы воинской по­вести и жития






Урок внеклассного чтения

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведе­ния. Особенности поэтики бы­товой сатирической повести






Рассказ учи­теля. Беседа

Из русской литературы XVIII века. Н.М. Карамзин. Слово о писателе. Историческая основа повести « Наталья, боярская дочь».







Практикум

События повести и характеры героев. Новаторство повести «Наталья, боярская дочь».






Урок разви­тия речи

Подготовка к домашнему сочинению «Внутренний мир героини в повести Н.М.Карамзина «Наталья, боярская дочь».






Рассказ учи­теля. Беседа

И. А. Крылов. Слово о бас­нописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изобра­жение человеческих и обще­ственных пороков






Урок внеклассного чтения

И. А. Крылов — поэт и мудрец. Многогранность личности бас­нописца. Отражение в баснях таланта Крылова — журнали­ста, музыканта, писателя, фи­лософа






Рассказ учи­теля. Прак­тикум

К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема рас- ширения русских земель. Об­раз Ермака Тимофеевича. Ду­ма Рылеева и народное преда­ние «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Ха­рактерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К. Ф. Рылеева






Рассказ учи­теля. Беседа

А. С. П у ш к и н. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литера­туре. Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгно­венье...»), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Осо­бенности поэтической формы






Семинар

А. С. Пушкин и история. Исто­рическая тема в творчестве Пушкина (на основе изученно­го в 6—7 классах)






Рассказ учи­теля. Беседа

А. С. Пушкин. «История Пуга­чева» (отрывки). История пуга­чевского восстания в художе­ственном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора






Рассказ учи­теля. Беседа

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания про­изведения. Герои и их истори­ческие прототипы






Беседа. Обу­чение устно­му рассказу

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его лич­ности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич






Беседа

Семья капитана Миронова. Маша Миронова — нравствен­ный идеал Пушкина






Беседа. Практикум

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное вос­стание в авторской оценке






Урок разви­тия речи

Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капи­танская дочка». Историческая правда и художественный вы­мысел. Особенности компози­ции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалисти­ческом произведении. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капи­танская дочка»






Рассказ учи­теля. Беседа

А. С. Пушкин. «Пиковая дама» Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, симво­лических и фантастических об­разов, эпилога






Урок конт­роля

Контрольная работа по твор­честву А. С. Пушкина






Рассказ учи­теля. Семи­нар

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение историче­ской темы в творчестве М. Ю. Лермонтова (с обобще­нием изученного в 6—7 клас­сах)






Беседа

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» Мцыри как романтический ге­рой. Воспитание в монастыре Романтически-условный исто­ризм поэмы






Практикум

Особенности композиции поэ­мы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпи­зода из поэмы «Мцыри» Раз­витие представлений о жанре романтической поэмы






Урок разви­тия речи

Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме „Мцыри" (по выбору уча­щегося)». «Мцыри как романтический ге­рой». «Природа и человек в поэме „Мцыри"»






Рассказ учи­теля. Семи­нар

Н. В. Гоголь. Слово о писа­теле. Его отношение к исто­рии, исторической теме в ху­дожественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобще­нием изученного в 5 — 7 клас­сах)






Рассказ учи­теля. Беседа

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как со­циальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой поста­новки. «Ревизор» в оценке современников






Беседа. Практикум

Разоблачение пороков чинов­ничества в пьесе. Приемы са­тирического изображения чи­новников. Развитие представлений о комедии, са­тире и юморе






Практикум

Хлестаков. Понятие о «мираж­ной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление






Урок разви­тия речи

Особенности композиционной структуры комедии. Специфи­ка завязки, развития действия, кульминации, истинной и лож­ной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашне­му сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюже­та и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)






Рассказ учи­теля. Беседа

И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Ася».






Практикум

И.С. Тургенев. «Ася». Характеристика героев.






Рассказ учи­теля. Беседа

М. Е. Салтыков-Щедрин Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного го­рода» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные по­рядки. Обличение строя, осно­ванного на бесправии народа Образы градоначальников Средства создания комиче­ского в произведении Иро­ния, сатира. Гипербола, гро­теск. Пародия. Эзопов язык






Урок разви­тия речи

Обучение анализу эпизода из романа «История одного горо­да» . Подготовка к домашнему сочинению






Урок кон­троля

Контрольная работа по твор­честву М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М Е. Салтыко­ва-Щедрина






Рассказ учи­теля. Беседа

Н. С. Л ее ков. Слово о писа­теле. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» За­щита обездоленных. Сатира на чиновничество Развитие по­нятия о рассказе. Художест­венная деталь как средство создания художественного об­раза






Рассказ учи­теля. Беседа

Л. Н. Толстой. Слово о пи­сателе. Социально-нравствен­ные проблемы в рассказе «По­сле бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разде­ленное™ двух России. Мечта о воссоединении дворянства и народа






Практикум

Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Осо­бенности композиции. Антите­за, портрет, пейзаж, внутрен­ний монолог как приемы изображения внутреннего со­стояния героев. Психологизм рассказа






Урок внеклассного чтения

Поэзия родной природы в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова,

Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова








Рассказ учи­теля. Беседа

А. П. Чехов. Слово о писате­ле. Рассказ «О любви» (из три­логии) как история об упущен­ном счастье. Психологизм рассказа






Рассказ учи­теля. Беседа

И. А. Бунин. Слово о писате­ле. Проблема рассказа «Кав­каз». Мастерство И. А. Буни­на-прозаика






Рассказ учи­теля. Беседа

А. И. Куприн. Слово о писа­теле. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Пред­ставления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле






Рассказ учи­теля. Беседа

Максим Горький. Слово о писателе. «Челкаш».






Урок разви­тия речи

Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению по рас­сказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна, Максима Горького.






Рассказ учи­теля. Беседа

А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его твор­честве. «На поле Куликовом». «Россия». Образ Рос­сии и ее истории. Обучение выразительному чтению






Рассказ учи­теля. Беседа

С. А. Есенин. Слово о поэте «Пугачев» — поэма на истори­ческую тему. Образ предводи­теля восстания. Понятие о драматической поэме






Уроки разви­тия речи

Урок-конференция. Образ Пу­гачева в фольклоре, произве­дениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению






Рассказ учи­теля. Беседа

М.А. Осоргин. Слово о пи­сателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пен­сне»






Рассказ учи­теля. Беседа

И. С. Шмелев. Слово о писа­теле. «Как я стал писате­лем» — воспоминание о пути к творчеству






Уроки внеклассного чтения

Журнал «Сатирикон». «Всеоб­щая история, обработанная „Сатириконом" (отрывки). Са­тирическое изображение исто­рических событий. Ирониче­ское повествование о прошлом и современности; Тэффи. «Жизнь и воротник». М. М. Зощен ко. «История болезни»











Урок конт­роля

Контрольная работа по твор­честву Л. Н. Толстого, А. П. Че­хова, И. А. Бунина, М. Горько­го, А. А. Блока, С. А. Есенина






Рассказ учи­теля Беседа

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тер­кин». Картины фронтовой жиз­ни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками






Обучение устному рас­сказу

Василий Теркин — защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тер­кина. Правда о войне в поэме Твардовского






Практикум

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мас­терство А. Т. Твардовского в поэме






Урок внеклассного чтения

А. П. Платонов. Слово о пи­сателе. Картины войны и мир­ной жизни в рассказе «Воз­вращение». Нравственная проблематика и гуманизм рас­сказа






Урок разви­тия речи

Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Иса­ковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату...»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не по­ют...»), А. Фатьянова («Со­ловьи»), Л.Ошанина («До­роги»)






Рассказ учи­теля. Беседа

В.П.Астафьев. Слово о пи­сателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-пове­ствователе






Урок разви­тия речи

Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века» (произведение по выбору учащегося)






Уроки внеклассного чтения

Русские поэты о Родине, род ной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоми­наний, грусти, надежды











Рассказ учи­теля. Беседа. Практикум

У. Шекспир. Слово о писа­теле. «Ромео и Джульетта» Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматиче­ского произведения Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта»






Практикум

Сонеты У. Шекспира. «Кто хва­лится родством своим и зна­тью...», «Увы, мой стих не бле­щет новизной .. » Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии






Рассказ учи­теля. Беседа

Дж. Свифт Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества











Урок внеклассного чтения

В. Скотт Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман






Урок внеклассного чтения







68.

Урок-зачет. Обобщение

Литература и история в произ­ведениях, изученных в 8 классе Итоги года и задание на лето




69.70
















скачать

<< предыдущая   следующая >>
Смотрите также:
Рабочая программа по литературе в 8 9 кл. Учитель: Еремеева Любовь Николаевна
744.95kb.
Рабочая программа по литературе для 6 класса представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное
654.45kb.
Рабочая программа по обществознанию 11 класс Учитель истории Ревина Галина Николаевна
405.76kb.
Рабочая программа по обществознанию 11 класс Учитель истории Ревина Галина Николаевна
405.76kb.
Рабочая программа по искусству (Е. Д. Критская) 9 класс учитель: Игнатова Людмила Николаевна
270.83kb.
Рабочая программа по литературе в 8 классе Учитель: Плахих И. В. 2011/2012
163.98kb.
Рабочая программа по литературе в 7 классе Учитель: Плахих И. В. 2011/2012
185.16kb.
Дубова Ирина Николаевна, учитель биологии, географии. 2012 г пояснительная записка Настоящая рабочая программа
431.76kb.
Дубова Ирина Николаевна, учитель биологии, географии. 2012 г пояснительная записка Настоящая рабочая программа
306kb.
Дубова Ирина Николаевна, учитель биологии, географии. 2012 г пояснительная записка. Настоящая рабочая программа
267.23kb.
Рабочая программа по английскому языку для старшей школы 10-11 классы Учитель: Оксак Галина Николаевна Утверждено
197kb.
Рабочая программа по литературе для 5 класса 2 часа в неделю (всего 68 часов) Составитель
86.16kb.