Главная стр 1
скачать
c:\documents and settings\завуч\рабочий стол\русский язык литература нина михайловна\9кл лит\img084.jpg

Пояснительная записка.



Рабочая программа по литературе в 9-м классе предназначена для изучения литературы на базовом уровне и составлена из расчета 3 часа в неделю. Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для развития творческих возможностей. Изучение литературы предполагает систематическое чтение художественных произведений. Курс литературы в 9-м классе является переходным от среднего звена к старшему. Начинается вводным уроком о русской литературе как художественном отражении жизни. Далее даны темы и разделы, организованные на историко-хронологической основе. В программе отведены часы для развития речи, для внеклассного чтения. Теоретико-литературные понятия рассматриваются в связи с конкретными произведениями или на вводных уроках к разделам программы (классицизм, романтизм, сентиментализм, реализм).

В целях приобщения учащихся к мировой литературе в программу включены произведения зарубежной литературы.

Изучению произведений предшествует характеристика основных вех жизни и творчества писателя. В процессе изучения литературы в 9-м классе учащиеся должны получить представление об историческом процессе ее развития, начиная с древнейших времен; наиболее важные сведения об основных литературных направлениях в России в 18-ом начале 19-го веков, взаимосвязи, сходстве и отличии произведений тех же направлений в зарубежной литературе, о наиболее видных писателях – представителях этих направлений, их биографических данных и творческом своеобразии; при изучении монографических тем – об основных этапах жизненного и творческого пути писателей и поэтов (А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, .Ю.Лермонтов, Н.В.гоголь).

Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений «Литература 1-11 классы».

Составители: В.Г.Горецкий, Т.Ф.Курдюмова и др. Москва, 1997 г


урока

тема урока

1

1. Введение. Значение литературы в развитии общества и в жизни человека. Литература как художественное отражение жизни человека и народа древнейших времен до наших дней.




История русской литературы. 1 час

2

1. Развитие русской литературы с домонгольского периода (Киевская Русь, Новгород).




Древнерусская литература. 4 часа.

3

1. Самобытный характер и высокий уровень культуры Древней Руси. «Повесть временных лет». Общий обзор с чтением отдельных отрывков.

4

2. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

5

3. «Слово о полку Игореве». Патриотический пафос произведения, призыв к единению.

6

4. Связь «Слова…» с устным народным творчеством. «Слово…» в переводе русских поэтов.




Литература ХV111 века. 11 часов.

7

  1. Общая характеристика русской литературы ХV111 века. Классицизм.

М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка.

8

  1. М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия…» Тема Родины, мира, науки и просвещения.

9

  1. Г.Р.Державин. Ода «Фелица». Новаторство Державина в жанре оды

10

  1. «Памятник». Тема поэта и поэзии. «Властителям и судиям». Обличие несправедливой власти.

11

  1. Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Комментированное чтение.

12

  1. «Недоросль». Тема помещичьего произвола.

13

  1. «Недоросль». Тема воспитания и образования истинного гражданина.

14

  1. Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза». Об общечеловеческих ценностях. Сентиментализм.

15

  1. Карамзин – историк. «История государства Российского». (Чтение и обсуждение фрагментов).

16

  1. А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Обзор содержания.

17

  1. «Путешествие из Петербурга в Москву». Радищев – «рабства враг».




Литература первой половины Х1Х века. 7 часов.

18

1. введение. Русская литература и русская история (1812г, 1825г). Становление реализма в русской и мировой литературе.

19

2. В.А.Жуковский. «Певец во стане русских воинов». (фрагменты).

20

3. «Лесной царь», «Море», Поэт – романтик.

21

4. К.Ф.Рылеев. «Гражданин». Революционный пафос стихотворения.

22

5. «Иван Сусанин». Патриотический пафос стихотворения.

23

6. К.Н.Батюшков. «Есть наслаждение и в дикости лесов…», «Тот вечно молод, кто поет…». Идеал и действительность в сознании писателя – романтика.

24

7. Е.А.Баратынский. !Бал», «Муза», «Мой дар убог…», Муза поэта – романтика.




А.С.Грибоедов. 8часов + 2ч.р.р.

25

1. Очерк жизни и творчества А.С.Грибоедова.

26

2. «Горе от ума». Комментированное чтение действия1.

27

3. «Горе от ума». Комментированное чтение действия 11.

28

4. «Горе от ума». Комментированное чтений действия 111.

29

5. «Горе от ума». Комментированное чтение действия 1V.

30

6. Беседа по содержанию всей комедии.

31

7. Статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний». (Обучение конспектированию.

32

8. Возникновение реалистических тенденций в русской литературе

(самост.конспектирование).

33

9. Р/р. Подготовка к сочинению по комедии «Горе от ума». Развитие понятия о литературном характере.

34

10. Р/Р. Написание сочинения.




А.С.Пушкин. (22час + 2ч.р.р.+1ч.в.ч.)

35

1. А.С.Пушкин. Личность поэта. Детство.

36

2. Южная ссылка. Романтические поэмы. («Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан»). Начало работы над романом «Евгений Онегин».

37

3. Михайловская ссылка. Поэма «Цыганы». Трагедия «Борис Годунов».

38

4. Возвращение из ссылки. Пушкин и декабристы. «Во глубине сибирских руд», «Арион». Болдинская осень 1830 года. Маленькие трагедии. «Повести Белкина». Завершение «Евгений Онегин».

39

5. 30-е годы. «Медный всадник». Проза: «Дубровский», «Пиковая дама», «Капитанская дочка». Дуэль и гибель Пушкина.

40

6. Основные мотивы лирика Пушкина. Лирика дружбы. («Пирующие студенты», «Друзьям», «Князю А.М.Горчакову»,

«19 октября», «19 октября 1827г», «Была пора…», «Пущину».

41

7. Вольнолюбивая лирика. Ода «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Арион».

42

8. Стихотворения «К морю», «Осень» и их место в творчестве Пушкина.

43

9. Тема любви. «Сожженное письмо», «Признание», «Я помню чудное мгновенье…», «Я вас любил».

44

10. Темы поэта и поэзии. «Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк», «Памятник».

45

11. История создания романа «Евгений Онегин». Онегинская строфа. Проблема, выдвинутая временем: судьба молодого человека.

46

12. Комментированное чтение. Гл.1 и 2.

47

13. Комментированное чтение. Гл.3 и 4.

48

14. Комментированное чтение. Гл. 5 и 6.

49

15. Комментированное чтение. Гл. 7 и 8.

50

16. Русская критика о романе «Евгений Онегин». В.Г.Белинский «Сочинения А.Пушкина», статьи 8,9.

51

17. Картины народной жизни и русской природы в жизни.

52

18. Поместное и столичное дворянство в романе.

53

19. Герои романа. Онегин.

54

20. Ленский. Ольга.

55

21. Татьяна – любимая героиня Пушкина.

56

22. Образ автора. Композиция романа. Богатство и своеобразие языка. Реализм романа.

57

23. В/Ч. Поэты о Пушкине. (Чтение стихотворений русских поэтов о Пушкине).

58

24. Р/Р. Подготовка к сочинению по творчеству А.С.Пушкина.

59

25. Р/Р. Написание сочинения по творчеству Пушкина (по выбору учащихся).




М.Ю.Лермонтов (15ч + 2 ч.р.р. + 2 ч.в.ч.)

60

1. М.Ю.Лермонтов. Очерк жизни и творчества.

61

2. Лирика. Мотивы вольности и гордого одиночества; пафос отрицания и протеста. «Смерть поэта».

62

3. Мотивы вольности и одиночества; отрицания и протеста. «Как часто пестрою толпою окружен…», «Выхожу один я на дорогу…».

63

4. Мотивы любви к Родине. «Дума», «Родина».

64

5. Тема любви и дружбы. «Из-под таинственной, холодной полумаски», «Я не унижусь пред тобою…».

65

6. Тема поэта и поэзии. «Нет, я не Брайтон», «Поэт», «Пророк».

66

7. «Герой нашего времени». Проблема личности и общества, человека и среды, воспитывающей его.

67

8. Повесть «Белла». Печорин и горцы. Печорин и Белла.

68

9. «Максим Максимыч». Печорин и Максим Максимыч.

69

10. «Тамань». Печорин и контрабандисты.

70

11. «Княжна Мэри». Печорин и «водяное общество».

71

12. «Княжна Мэри». Конфликт между Грушницким и Печориным.

72

13. «Фаталист».

73

14. Обобщение по роману. Образ Печорина.

74

15. Работа над статьей В.Г.Белинского «Герой нашего времени».

75

16. Р/Р. Подготовка к сочинению по творчеству М.Ю.Лермонтова

76

17. Р/Р. Написание сочинения.

77

18. В/Ч. М.Ю.Лермонтов «Демон» (или «Маскарад»).

78

19. В/Ч. М.Ю.Лермонтов. Лирика.




Н.В.Гоголь. (14ч + 2ч.р.р. + 12 ч.в.ч.)

79

1. Н.В.Гоголь. Очерк жизни и творчества. («Вечера на хуторе близ Диканьки»).

80

2. Обзор сборника «Миргород».

81

3. Обзор сборника «Петербургские повести».

82

4. «Мертвые души». История создания.

83

5. «Мертвые души». Гл.1. Чичиков.

84

6. «Мертвые души». Гл.2. Манилов.

85

7. «Мертвые души». Гл.3. Коробочка

86

8. «Мертвые души». Гл.4. Ноздрёв.

87

9. «Мертвые души». Гл.5. Собакевич.

88

10. «Мертвые души». Гл.6. Плюшкин.

89

11. Образы помещиков (обобщение). Чиновники губернского города. (гл.7,8).

90

12. Образ Чичикова (обобщение).

91

13. Тема народа и тема Родины в поэме «Мертвые души».

92

14. О поэме «Мертвые души» (роль лирических отступлений, «Мертвые души» в оценке современного автора).

93

15. Р/Р. Подготовка к сочинению по «Мертвым душам».

94

16. Р/Р. Написание сочинения по «Мертвым душам».

95

В/Ч. Н.В.Гоголь. «Выбранные места из переписки с друзьями».




А.И.Герцен. 2 часа.

96

1. А.И.Герцен. Личность писателя.

97

2. «Былое и думы». Документальная основа книги. Взгляд писателя на свою эпоху.




Зарубежная литература (5 часов)

98

1. В.Шекспир. Биография. «Гамлет». Конфликт трагедии.

99

2. «Гамлет». Раздумья над проблемами добра, справедливости, чести.

100

3. Д.Г.Байрон. «Паломничество Чайлд Гарольда».

101

4. «Паломничество Чайлд Гарольда». Тема одиночества и разочарования.

102

5. Итоговый тест по изученной в 9 классе литературе


Содержание программы.

1

Введение



2

История русской литературы



3

Древнерусская литература.

(Общая характеристика литературы данного периода, знакомство с основными жанрами. Текстуальное изучение «Повести временных лет», «Слова о полку Игореве».



4

Литература 18 века.

(Основные литературные направления эпохи: классицизм, сентиментализм. М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин, Н.М.Карамзин, А.Н.Радищев).

11ч

5

Русская литература 1 половины 19 века.

(Основные литературные направления: романтизм, реализм. Творчество писателей и поэтов: В.А.Жуковского, К.Ф.Рылеева, К.Н.Батюшкова, Е.А.Баратынского, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, А.И.Герцена).




6

Зарубежная литература (Шекспир, Байрон).



7

Итоговый урок.






Всего часов – 102, из них:

-на изучение произведений – 90ч;

- на внеклассное чтение – 4ч;

-на развитие речи – 8ч
Основные требования к знаниям учащихся в 9 классе.
Учащиеся должны уметь:

Устно:

-выразительно читать текст художественного произведения в объеме изучаемого курса литературы, комментированное чтение;

-устный пересказ всех видов – подробный, выборочный, от другого лица, краткий, художественный ( с максимальным использованием художественных особенностей изучаемого текста) – главы, нескольких глав произведения;

- подготовка характеристики героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;

-рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя, стилистических особенностях его произведений, анализ отрывка, целого произведения, устный комментарий прочитанного;

-рецензия на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм;

-подготовка доклада, сообщения на литературные темы;

-использование различной справочной литературы.

Письменно:

-составление письменных планов, тезисов, рефератов, аннотаций;

-создание письменных сочинений проблемного характера, рассуждений, характеристик героев произведения;

-создание оригинальных произведений (рассказа, стихотворения, былины, баллады, частушки, поговорки, эссе, очерка – на выбор);

-создание письменного доклада, лекции;

-создание письменной рецензии на самостоятельно прочитанную книгу.
ЛИТЕРАТУРА.


  1. Литература: Учебник – хрестоматия для 9 класса национальной школы: в 2-х частях/ автор – составитель: Н.Н.Вербовая, К.М.Нартов и др.

  2. Русская литература. Учебник для 9 класса, под ред. А.Г.Алексина. Москва. «Просвещение», 1986

  3. И.В.Золотарева и др. Поурочные разработки по литературе 9 класс. Москва. «Вако», 2003

скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по литературе в 9-м классе предназначена для изучения литературы на базовом уровне и составлена из расчета 3 часа в неделю. Цель литературного образования становление духовного мира человека
99.73kb.
Рабочая программа по русской литературе в 9 классе национальной школы предназначена для изучения литературы на базовом уровне и составлена из расчета 3 часа в неделю
170.53kb.
Рабочая учебная программа по литературе для 10 класcа
725.24kb.
Рабочая программа по литературе в 7-ом классе предназначена для изучения литературы на базовом уровне и составлена из расчета 3часа в неделю
195.44kb.
Рабочая программа по русскому языку в 9 а классе предназначена для изучения русского языка на базовом уровне и составлена из расчета 2 часа в неделю
215.18kb.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 10 класса составлена на основе
249.81kb.
Рабочая программа первого вида по русскому языку Среднее общее образование 6 класс Количество часов 204 Базовый уровень. Учитель Мищенко М. В. Программа разработана на основе программы Е. А. Быстровой «Русский язык. 5-6 класс»
443.47kb.
Рабочая программа по русскому языку в 9-м классе национальной школы предназначена для изучения русского языка на базовом уровне и составлена из расчета 2 часа в неделю. Учебный предмет «Русский язык»
202.79kb.
Рабочая программа по русскому языку 10-11 классы Учитель русского языка и литературы: Клинкова Ирина Викторовна Тамбов
295.49kb.
Преподавание русского языка в 11 класс направлено на достижение следующих
172.62kb.
А. С. Пушкин и античность, 10 класс. Цель литературного образования становление духовно-нравственного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности в непрерывном совершенствовании. Программа
129.63kb.
В 10-11 классах на изучение литературы на базовом уровне выделяется по 102 часа из расчета 3 учебных часа в неделю
499.47kb.