Первая квалификационная категория.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы Т.Ф. Курдюмовой по литературе к учебнику Литература 5 кл.: Учеб.- хрестоматия для общеобразоват. Учеб. заведений.- В 2 ч. /Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова.- М.: Дрофа,2010.
В соответствии с базисным учебным планом и учебным планом школы рабочая программа по литературе для 5 класса рассчитана на 105 часа (3 часа в неделю).
– базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Данная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения литературе. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.
Перечень произведений представляет собой инвариантную часть программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент основного общего образования, и вариативную часть, включающую региональный и школьный компоненты. Региональный компонент обеспечивается включением в программу произведений донских писателей. Школьный компонент, ввиду экологизации образовательного пространства, ориентирован на нравственные проблемы в литературе, связанные со взаимоотношениями человека и природы.
– классно-урочная. При проведении уроков используются индивидуальная, групповая работа как под руководством учителя, так и самостоятельная.
№
|
Дата план
|
Дата факт
|
Тема урока
|
Тип урока, форма работы
|
Домашнее задание
|
I четверть
|
1
|
|
|
Введение. Литература – искусство слова.
|
Беседа, тестирование
|
Статья с.4-6, задания 1-4
|
2
|
|
|
Мифы и мифология.
|
Рассказ учителя.
|
Учебник с.10-13
|
3
|
|
|
Календарные мифы. Масленица.
|
Беседа, игра.
|
Вопросы с.13, рисунки
|
4
|
|
|
Мифы о сотворении мира.
|
Чтение и обсуждение. Беседа
|
Инд.задания: сообщения о подвигах Геракла
|
5
|
|
|
Внеклассное чтение.Знакомство с мифами о Геракле. Миф «Золотые яблоки Гесперид»
|
Беседа, работа со словарем. Викторина.
|
Сочинение или иллюстрация
|
6
|
|
|
Фольклор – устное народное творчество.
|
Слово учителя, чтение и обсуждение статьи учебника.
|
Задания с.21
|
7
|
|
|
Былины. Т.л. гипербола, постоянный эпитет.
|
Рассказ учителя, беседа.
|
Задания 1-3 с.24
|
8
|
|
|
Былина «Три поездки Ильи Муромца»
|
Беседа по вопросам и заданиям
|
Выразительное чтение былины
|
9
|
|
|
Былины и их герои в живописи и музыке.
|
Сообщения учащихся.
|
Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри»
|
10
|
|
|
Русские народные сказки.
|
Сообщение учителя, чтение и обсуждение статьи учебника.
|
Вопросы с.33 рисунок к любимой сказке
|
11
|
|
|
Волшебная сказка «царевна-лягушка»
|
Чтение и обсуждение
|
Пересказ эпизодов
|
12
|
|
|
Народные идеалы в сюжете и образах сказки «Царевна-лягушка»
|
Характеристика героев, беседа, обсуждение.
|
Сочинение о любимом герое сказки
|
13
|
|
|
Сказки народов мира. Арабские сказки.
|
Чтение и обсуждение. Беседа.
|
Прочитать «Волшебная лампа Алладина» или «Али-Баба и сорок разбойников»
|
14
|
|
|
Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки.
|
Слово учителя.
|
Задания 1,3 с.59
|
15
|
|
|
Загадки
|
Чтение и обсуждение
|
Задания 1,2 с.64
|
16
|
|
|
Анекдоты. Сказка-анекдот.
|
Чтение и обсуждение
|
Задания 1.2 с.69-70
|
17
|
|
|
Песни, частушки.
|
Слово учителя. Урок-концерт
|
Задания 1-3, с.75
|
18
|
|
|
Народная драма. Пьеса «Озорник Петрушка»
|
Комментированное чтение
|
Задания 1-5 с.81
|
19
|
|
|
Исполнение народной драмы «Озорник петрушка» в лицах.
|
Беседа, игра.
|
Вопросы с.81-82
|
20
|
|
|
Итоговый урок по теме «Фольклор»
|
Викторина, игра.
|
|
21
|
|
|
Русская классическая литература XIX века.
|
Слово учителя.
|
Учебник с.85-87
|
22
|
|
|
И.А.Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова.
|
Слово учителя. Чтение и обсуждение статьи учебника
|
Вопросы 1-5 с.87-88
|
23
|
|
|
Басни И.А.Крылова «Свинья под дубом», «Осел и мужик».
|
Чтение и обсуждение
|
Басня наизусть
|
24
|
|
|
Жанр басни в мировой литературе.
|
Рассказ учителя. Чтение и обсуждение
|
Выразительное чтение понравившейся басни
|
25
|
|
|
Внеклассное чтение. Басни Эзопа, Лафонтена И.А.Крылова
|
Чтение и обсуждение. Викторина.
|
Иллюстрации к басне
|
26
|
|
|
А.С.Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути. Поэма «Руслан и Людмила».
|
Слово учителя.
|
Чтение пролога наизусть
|
27
|
|
|
Поэма «Руслан и Людмила» Часть I.
|
Чтение и обсуждение.
|
|
II четверть
|
28
|
|
|
Поэма «Руслан и Людмила». Песнь II.
|
Чтение и обсуждение
|
Выразительное чтение отрывков поэмы
|
29
|
|
|
Поэма «Руслан и Людмила» Часть III.
|
Комментированное чтение
|
Вопросы 1-3 с.137
|
30
|
|
|
Поэма «Руслан и Людмила». Обобщение
|
Викторина. Беседа.
|
Статья учебника с.139-141
|
31
|
|
|
Повествование, описание, рассуждение.
|
Слово учителя, беседа.
|
Сочинение-описание по поэме
|
32
|
|
|
Родная природа и мир народной фантазии в лирике А.С.Пушкина
|
Слово учителя, чтение и обсуждение.
|
Стих наизусть.
|
33
|
|
|
Стихи и проза.
|
Слово учителя. Чтение и изучение.
|
Написать буриме
|
34
|
|
|
М.Ю.Лермонтов. Детство поэта. Начало творчества. «Парус»
|
Слово учителя. Комментированное чтение.
|
«Парус» наизусть.
|
35
|
|
|
М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Из Гете»
|
Чтение и обсуждение
|
Вопросы 1-2 с.151
|
36
|
|
|
Н.В.Гоголь. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки»
|
Чтение и изучение
|
Вопросы с.156-157
|
37
|
|
|
Сюжет и герои повести Н.В.Гоголя «Пропавшая грамота»
|
Чтение и обсуждение
|
Пересказ повести
|
38
|
|
|
Фантастическое и реальное в повести Н.В.Гоголя «Пропавшая грамота»
|
Беседа по вопросам
|
Задание 2 с.171
|
39
|
|
|
Детство И.С.Тургенева. Начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму»
|
Слово учителя. Чтение и изучение
|
Прочитать рассказ «Муму»
|
40
|
|
|
Герасим в доме барыни.
|
Беседа
|
Характеристика Татьяны, Гаврилы, Капитона
|
41
|
|
|
Герасим и Татьяна.
|
Характеристика героев. Беседа
|
Пересказ эпизодов
|
42
|
|
|
Герасим и Муму.
|
Чтение и обсуждение эпизодов
|
Вопросы с.197-198
|
43
|
|
|
Богатырский поступок
|
Чтение и обсуждение
|
Подготовиться к сочинению
|
44-45
|
|
|
Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму»
|
Развитие речи
|
|
46
|
|
|
Анализ сочинений
|
Развитие речи
|
Выразительное чтение стих-я о родине
|
47
|
|
|
Поэтический образ Родины в лирике русских поэтов XIX века.
|
Беседа. Чтение и изучение.
|
Задания с.202, 208, 211
|
48
|
|
|
Поэтический образ Родины в лирике русских поэтов XIX века.
|
Чтение и обсуждение
|
|
III четверть
|
49
|
|
|
Стихотворные размеры.
|
Чтение и изучение
|
Закончить стихотворение
|
50
|
|
|
М.Ю.Лермонтов. «Бородино». История создания, особенности повествования.
|
Слово учителя. Чтение и изучение
|
План эпизодов Бородинского сражения
|
51
|
|
|
Композиция и идейное содержание стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»
|
Беседа по вопросам. Анализ сцен.
|
Отрывок наизусть
|
52
|
|
|
Л.Н.Толстой. «Петя Ростов». Отрывки из романа «Война и мир»
|
Чтение и изучение
|
Составить план эпизодов фрагмента
|
53
|
|
|
Л.Н.Толстой. «Петя Ростов». Анализ эпизодов
|
Беседа.
|
Вопросы 1, 2 с.241
|
54
|
|
|
М.А.Булгаков. «Петя Ростов» (отрывок). Сопоставление инсценировки и фрагмента романа
|
Сопоставительный анализ. Беседа
|
Задания 1-4 с.244
|
55
|
|
|
Итоговый урок по литературе XIX века.
|
Беседа. Викторина
|
Вопросы 1-2 с.245
|
56
|
|
|
Литература XX века. Связь веков в поэзии XX века
|
Слово учителя. Чтение и изучение
|
Стих-е наизусть по выбору
|
57
|
|
|
К.Г.Паустовский. «Рождение сказки»
|
Слово учителя. Чтение и изучение
|
Выразительное чтение фрагмента
|
58
|
|
|
Ханс Кристиан Андерсен. «Снежная королева». Сила добра и зла.
|
Чтение и изучение.
|
Пересказ 3 и 4 историй
|
59
|
|
|
Герда отправляется на поиски Кая.
|
Чтение и обсуждение
|
Чтение по ролям 5 истории, пересказ 6
|
60
|
|
|
Испытания продолжаются.
|
Чтение по ролям
|
Выраз. чтение 7 истории
|
61
|
|
|
Победа добра и любви.
|
Беседа
|
Подгот. 1 сказку
|
62
|
|
|
Внеклассное чтение. Викторина по сказкам Х.К.Андерсена.
|
Викторина
|
|
63
|
|
|
А.П.Платонов. «Волшебное кольцо». Традиционное и новое в сказке.
|
Слово учителя. Чтение и изучение
|
Вопрос 2 с.58 письменно
|
64
|
|
|
Джанни Родари «Сказки по телефону»
|
Чтение и обсуждение
|
Выразительное чтение
|
65
|
|
|
Джанни Родари. Особенности жанра «Сказок по телефону»
|
Беседа
|
Вопросы с.66
|
66
|
|
|
Внеклассное чтение. Джанни Родари «Сказки по телефону»
|
Чтение по ролям. Беседа
|
Вопросы
|
67
|
|
|
В.В.Набоков. «Аня в стране чудес»
|
Чтение и обсуждение
|
Пересказ эпизода
|
68
|
|
|
Игра словами в сказке «Аня в стране чудес»
|
Беседа
|
Задание 3 с.82
|
69
|
|
|
Джон Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»
|
Чтение и обсуждение
|
Задание с.103-104
|
70
|
|
|
Особенности жанра повести Дж.Толкина «Хоббит, или Туда и обратно»
|
Чтение и обсуждение
|
Вопросы 2 и 3 с.104
|
71
|
|
|
Заключительный урок по теме «Литературные сказки XX века»
|
Литературная викторина
|
Сочинение
|
72
|
|
|
И.С.Шмелев. «Как я встречался с Чеховым. За карасями»
|
Чтение и обсуждение
|
Задания 1-3 с.113
|
73
|
|
|
Внеклассное чтение. Рассказ И.С.Шмелева «На святой».
|
Чтение и обсуждение
|
|
74
|
|
|
Е.И.Замятин «Огненное А»
|
Беседа по вопросам
|
Инд.задания
|
75
|
|
|
Очерк А.И.Куприна «Мой полет»
|
Чтение и обсуждение.
|
Стих-е наизусть
|
76
|
|
|
Поэтический образ Родины в стихотворениях русских поэтов XX века
|
Слово учителя
|
Выразительное чтение стихотворения
|
77
|
|
|
Поэтический образ Родины в стихотворениях русских поэтов XX века
|
Беседа по вопросам
|
Вопросы с.133
|
78
|
|
|
М.М.Пришвин. «Времена года»
|
Чтение и обсуждение
|
|
IV четверть
|
79
|
|
|
Мир наших братьев меньших. Стихотворения С.Есенина «Песнь о собаке» и В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
|
Чтение и обсуждение
|
Задание 1 с.141
|
80
|
|
|
Героическое прошлое России. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.
|
Чтение и обсуждение
|
Стих наизусть
|
81
|
|
|
Героическое прошлое России. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.
|
Конкурс чтецов. Беседа
|
Выразительное чтение стихотворений
|
82
|
|
|
В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». Сюжет и композиция рассказа.
|
Слово учителя. Чтение и обсуждение
|
План рассказа.
|
83
|
|
|
Герой рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
|
Характеристика героя
|
Подгот. к сочинению
|
84
|
|
|
Сочинение по рассказу В.П.астафьева «Васюткино озеро»
|
Развитие речи
|
Инд.задание пересказ сказок Туве Янссон
|
85
|
|
|
Туве Янссон. «Последний в мире дракон»
|
Чтение и обсуждение
|
Задание с.186
|
86
|
|
|
Итоговый урок по темам «Современная литература», «Литература XX века».
|
Беседа по вопросам
|
Статья учебника с.186
|
87
|
|
|
Роман «Робинзон Крузо» и его автор.
|
Рассказ учителя
|
Задания с.200
|
88
|
|
|
Герой романа Д.Дефо «Робинзон Крузо»
|
Беседа по роману
|
Сочинение-рассуждение
|
89
|
|
|
Рудольф Эрих Распэ. «Приключения барона Мюнхаузена»
|
Чтение и обсуждение
|
Вопросы 1,2 с.203
|
90
|
|
|
Викторина по книге Р.Э.Распэ «Приключения барона Мюнхаузена»
|
Беседа по вопросам, викторина
|
Рассказ на выбор
|
91
|
|
|
Марк Твен «Приключения Тома Сойера»
|
Чтение и обсуждение
|
Вопросы с.214
|
92
|
|
|
Внеклассное чтение. Герой романа М.Твена «Приключения Тома Сойера »
|
Беседа по вопросам
|
Подготовиться к викторине
|
93
|
|
|
Викторина по роману М.Твена «Приключения Тома Сойера»
|
Игровой урок
|
Сказки А.Линдгрен
|
94
|
|
|
Астрид Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста»
|
Слово учителя. Чтение и изучение
|
Прочитать повесть
|
95
|
|
|
Астрид Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста»
|
Чтение и обсуждение. Викторина
|
Задание 6 с.224
|
96
|
|
|
Сюжет и композиция художественного произведения.
|
Урок-практикум.
|
Статья учебника с.226-240
|
97
|
|
|
Синбад-мореход в произведениях Н.С.Гумилева и Б.Лесьмяна.
|
Беседа по вопросам
|
Задания 1-3 с.241
|
98
|
|
|
Итоговый урок по теме «Путешествия и приключения»
|
Беседа по итоговым вопросам
|
Вопросы с. 242
|
99
|
|
|
Итоговый урок по курсу литературы в 5 классе.
|
Тестовое задание
|
|
100
|
|
|
М.И.Цветаева «Книги в красном переплете».
|
Чтение и обсуждение
|
Выразительное чтение
|
101
|
|
|
Что читать летом.
|
Слово учителя
|
|
102
|
|
|
Резервные уроки
|
Подведение итогов года.
экскурсии, просмотр и
обсуждение кинофильмов
|
|
103
|
|
|
|
104
|
|
|
|
105
|
|
|
|