Главная стр 1
скачать
Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе ( 2004 год) Примерной программы основного общего образования «Литература 5-11 классы» ( 2006 год ) для общеобразовательных учреждений и с учётом Учебного плана МОУ В(С)ОШ с. Тахтамыгда при ФБУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области.



Задачи курса:

  • формирование представления о художественной литературе, как искусстве слова и его месте в культуре страны и народа;

  • осознание своеобразия и богатства литературы как искусства;

  • освоение теоретических понятий, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

  • овладение осознаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связанны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика;

  • использование различных форм общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для самореализации личности;

  • постижение вершинных произведений отечественной и мировой литературы;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;

  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

За основу, при разработке рабочей программы, взята авторская программа под редакцией К.Ф. Курдюмовой «Литература 5-11 классы». Осваивая программу, учащиеся накапливают солидный читательский багаж, формируют представление о литературе как виде искусства, познают её специфические внутренние законы, знакомятся с литературным процессом, учатся понимать его связь с процессом историческим. Огромную роль в в реализации данной программы играет активное использование принципа вариативности. Последовательное осуществление принципа вариативности даёт учителю право выбора. Оно предполагает возможность сокращения списка предложенных произведений, если подготовленность класса или какие-то обстоятельства подскажут учителю целесообразность такого решения. Именно обращение к этому принципу предполагает насыщение программы большим количеством произведений, а в обзорных темах – и авторов, чтобы возможность выбора не была бы беспочвенной декларацией. Изучение курса обеспечивает высокий уровень читательского мастерства, способствует формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и оказывает учащимся реальную помощь в осознании ценности окружающего мира.

Литература в V-VIII классах является второй ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.

В V классе ученики начинают постигать принципы построения курса литературы. Происходит первое практическое знакомство путями развития искусства слова и богатством его родов и жанров. Поскольку учеников более всего интересуют события, которые происходят на страницах произведения, его сюжет, то в V классе особое внимание уделяется сюжету. Затем, обращаясь к современной литературе, ученики наблюдают за судьбой литературных героев, осознают связь различных жанров, получают представление о жизни искусства слова, о жизни одного и того же сюжета в различных жанрах.

Таким образом, набор основных базовых понятий: сюжетгеройжанравтор предстаёт уже в V классе в их взаимных связях, хотя в центре внимания остаётся сюжет.

Логика изложения и содержание авторской программы соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта общего образования, поэтому в программу не внесено изменений, кроме изменения количества часов, предусмотренных на изучение тем курса. Данная рабочая программа составлена в соответствии с Учебным планом и годовым учебным графиком общеобразовательного учреждения на 36 часов в год для учащихся обучающихся по индивидуальным планам. На уроках изучаются произведения основных литературных жанров: сказки, стихи, баллады, басни, рассказы, повести, поэмы драматические произведения (отрывки), выделяются особенности этих жанров, составляются характеристики героев, а основной упор делается на «читательскую самостоятельность» учащихся.

Литература как один из ведущих гуманитарных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого, интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Успешность изучения курса литературы обеспечивает результативность обучения по другим предметам основной школы. Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни». В результате освоения предметного содержания курса, учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать; знать авторов и содержание изученных художественных произведений; строить диалогические и монологические высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты; самостоятельно пользоваться справочным аппаратом.



Формой организации образовательного процесса является: урок, урок-практикум, диалог учителя и ученика.

Рабочей программой предусмотрена реализация элементов современных технологий и методов: технология дискуссии и диспута, проблемное обучение, диалоговая технология, исследовательский метод, проектная деятельность. Данные технологии направлены на развитие речемыслительной деятельности, саморазвития, духовного становления личности, развитие творческих способностей.

Специальной целью преподавания литературы в школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:



  • сферы и ситуации речевого общения;

  • эффективность речи, оценка её коммуникативных качеств ( аудирование, чтение, говорение, письмо );

  • развитие навыков монологической и диалогической речи в различных сферах общения;

  • информационная переработка текста;

  • культура учебно-научного и делового общения ( доклады, резюме, расписка и т.п. );

  • культура разговорной речи;

  • развитие и формирование творческих умений;

  • умение находить основные художественно выразительные средства в тексте.

Согласно локальному акту МОУ В(С)ОШ с. Тахтамыгда при ФБУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области на уроках литературы промежуточная аттестация проводится в форме тестирования, зачёта, чтения наизусть. Итоговая – в форме диагностики навыка чтения.

Требования к уровню подготовки учащихся V класса.

Ученик должен знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретические понятия, в первую очередь связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка, пролог, эпилог и др. ).

Ученик должен уметь:

  • воспроизводить сюжет изученного произведения;

  • пользоваться важнейшими средствами пересказа;

  • использовать формы диалога как при чтении, так и в процессе обсуждения;

  • отличать стих от прозы, используя сведения о стихосложении;

  • использовать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественного произведения;

  • работать с доступным справочным материалом.

Рабочая программа составлена с учётом следующего методического комплекта:

  • Т.Ф. Курдюмова. Литература 5 класс. Учебник хрестоматия I и II часть. М.: Просвещение. 2005 год;

  • Т.Ф. Курдюмова. Программа общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Дрофа. 2006 год;

  • И.В. Золотарёва, Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе 5 класс. Москва «Вако». 2005 год;

  • Т.Ф. Курдюмова. Литература 5 класс. Методические рекомендации. 2005 год.

Содержание рабочей программы.

Мифы народов мира (1 час ).

Мифы и мифология. Славянские мифы. Календарные мифы. Мифы Древней Греции.



Знать:

  • понятие «миф»;

  • понятие «обряды».

Уметь:

  • объяснять значение мифов;

  • объяснять фразеологические обороты, связанные с мифами.

Виды контроля: фронтальный опрос.

Устное народное творчество ( 4 часа ).

Жанровое многообразие фольклорных произведений. Русский народный эпос – былины. Циклы былин. Герои и событие былин. Основные герои былин: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.

Сказка как популярные жанр народного творчества. Виды сказок. Художественные особенности волшебной сказки «Марья Моревна».

Сказки народов мира. «Тысяча и одна ночь» - сборник народных сказок.

Малые жанры фольклора. Пословица, поговорка, загадка, песня, частушка, как наиболее популярные малые жанры. Сказка – анекдот – тип сказок.

Знать:


  • жанры фольклора, сюжеты отдельных жанров;

  • виды сказок и их особенности;

  • особенности пословиц и поговорок как жанра.

Уметь:

  • объяснить как связанны фольклор, история и литература;

  • находить жанровые особенности;

  • характеризовать героев былин, сказок;

  • отгадывать и сочинять загадки;

  • понимать юмор и иронию частушек.

Виды контроля: записать пословицы и поговорки о труде, выразительное чтение.

Русская литература XIX века ( 14 часов ).

Классика. Классическое произведение. Жанр баллады. В.А. Жуковский. Сказка «Спящая царевна». Жанр басни. И.А. Крылов – великий баснописец. Злободневность морали басен. «Свинья под дубом», «Слон и Моська». Аллегория. Олицетворение в басне.

Г.Х. Андерсен. «Соловей».

А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила».

Особенности стиха поэмы. Сюжет поэмы. Двухсложный стихотворный размер – ямб.

Н.В. Гоголь. Повесть «Майская ночь или Утопленница» (отрывок). Нечистая сила в повести. Язык повести.

И.С. Тургенев «Муму» (отрывок из повести).

Связь между внешним обликом и поступками героев.

Поэтический образ Родины в стихах И.С. Никитина, А.В. Кольцова, А.А. Фета. Автор и его отношение к природе. Двусложные размеры стиха – ямб и хорей.

Героическое прошлое России.

М.Ю. Лермонтов «Бородино». Патриотическая тема в стихотворениях о войне 1812 года. Образ старого солдата.

Л.Н. Толстой «Петя Ростов» (фрагмент из романа-эпопеи «Война и мир»). Роман-эпопея. Последний бой и героическая гибель как кульминация подвига.



Знать:

  • специфику жанров баллада, басня;

  • факты биографии А.С. Пушкина;

  • содержание поэмы и характеристику героев поэмы «Руслан и Людмила»;

  • факты биографии Н.В. Гоголя и историю создания повести;

  • героев повести И.С. Тургенева;

  • особенности построения поэтического произведения;

  • понятия «композиция», «сюжет»;

  • произведения М.Ю. Лермонтова;

  • особенности драматических произведений.

Уметь:

  • определять мораль басни;

  • выразительно читать художественные произведения;

  • находить выразительные средства языка;

  • различать реальное и фантастическое в повести;

  • характеризовать литературных героев;

  • анализировать эпизоды.

Виды контроля: тесты, индивидуальная беседа, чтение наизусть.

Литература XX века ( 14 часов ).

Литературные сказки ( 4часа ).

К. Паустовский «Тёплый хлеб», А. Платонов «Волшебное кольцо», Д. Родари «Сказки по телефону», Л. Кэррол «Алиса в стране чудес». Пути рождения сказок. Фольклорная и литературная сказки. Парадокс в сказках. Композиция и сюжет сказок.



Знать:

  • факты биографии К. Паустовского, Г.Х. Андерсена;

  • содержание читаемых произведений;

  • понятие «сказка», виды сказок.

Уметь:

  • анализировать содержание сказок;

  • анализировать эпизод;

  • применять полученные знания и теоретические сведения на практике.

Виды контроля: тест, выразительное чтение, фронтальный опрос.

Проза и лирика русских писателей XX века (4 часа ).героическое прошлое России ( 2 часа ).

Стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, И. Северянина, Д. Кедрина. Отражение красоты родной природы в стихах поэтов.

И.С. Шмелёв «Как я встречался с Чеховым. За карасями». Двойное название рассказа. Е. Замятин «Огненное Я». Комическая развязка.

М. Зощенко «Великие путешественники». Юмор и ирония в произведении.



Знать:

  • особенности творческой манеры писателя;

  • понятие «очерк»;

  • основную особенность юмористических произведений.

Уметь:

  • составлять план к произведению;

  • характеризовать особенности языка рассказа;

  • анализировать внутренний мир героев, их чувства, поступки.

Виды контроля: выразительное чтение, составление плана.

Героическое прошлое России (2 часа).

А.И. Фатьянов «Соловей». А.Н. Твардовский «Я убит подо Ржевом». А. Ахматова «Мужество». Г.Г. Гамзатов «Журавли».

Стихи о Великой Отечественной войне. Песни созданные на стихи поэтов. Песня: слово и музыка в единстве.

Знать:


  • стихи наизусть;

  • песни Великой Отечественной войны.

Уметь:

  • выразительно читать стихи.

Виды контроля: чтение наизусть.

Русские писатели XX века о природе и «братьях меньших» ( 4 часа ).

В.П. Астафьев «Васюткино озеро». В.И. Белов «Скворцы».

Гуманное отношение человека к природе. Путь от детского сочинения к рассказу писателя.

Знать:


  • содержание рассказа;

  • понятия «сюжет», «композиция», «подтекст».

Уметь:

  • характеризовать сюжетную линию произведения;

  • анализировать эпизоды текста;

  • выразительно читать произведения.

Виды контроля: тест, фронтальный опрос.

Путешествия и приключения ( 3 часа ).

Д. Дефо «Робинзон Крузо» (отрывок . Р. Распе «Приключения Барона Мюнхаузена» (отрывки).

Марк Твен «Приключение Тома Сойфера» ( отрывки ).

Рождение термина «робинзонада».



Гротеск. Гипербола. Литота. Прототип.

Знать:

  • факты биографии писателей;

  • признаки рассказа как жанра;

  • эпизоды текста, типы речи;

  • содержание произведения.

Уметь:

  • проводить анализ отдельных эпизодов;

  • характеризовать сюжетную линию произведения;

  • выразительно читать.

Виды контроля: пересказ отрывков, составление плана.

Учебно-тематический план.

Разделы и темы.

Кол-во часов.

Контрольные работы.

  1. Мифы народов мира.

1




  1. Фольклор.

4




  1. Былины.

1




  1. Русские народные сказки.

1




  1. Сказки народов мира.

1




  1. Малые жанры фольклора.

1




  1. Русская литература XIX века.

14




  1. Русская классическая литература.

11

2

  1. Поэтический образ России.

1




  1. Героическое прошлое России.

2




  1. Литература XX века.

14




  1. Литературные сказки XX века.

4




  1. Лирика и проза писателей XX века.

4




  1. Героическое прошлое России.

2




  1. Русские писатели о Родине и «братьях меньших».

4

2

  1. Путешествия и приключения.

3

1


скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе ( 2004 год) Примерной программы основного общего образования «Литература 5-11 классы»
126.24kb.
Башкатова Светлана Владимировна Зелёная Роща 2013
242.47kb.
Рабочая программа по литературе составлена на основе «Программы по литературе для 5-11 класса»
2272.36kb.
Рабочая программа учебного курса «Литература» (5 класс)
947.76kb.
-
856.84kb.
Рабочая программа по русской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:  пояснительную записку
214.75kb.
Рабочая программа по литературе для 6 б класса на 2010 2011 учебный год
215.69kb.
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения в соответствии, с Законом РФ «Об образовании» 2004г
2481.91kb.
Рабочая программа учителя, по литературе для 6 класса 2010 2011 учебный год Раздел I
378.77kb.
Рабочая программа по литературе 6 класс разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе
192.98kb.
Рабочая программа по литературе 5 класс разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе
181.55kb.
Рабочая программа по литературе 9 класс разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе
308.88kb.