Главная стр 1
скачать
МОУ Средне-Муйская средняя

общеобразовательная школа

УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО

Директор школы Зам. директора по УВР На заседании МО

_______________ ___________________ протокол №_____

Чиликанова Т.П. Котенко С.М. от «__»____200__г.

«__»______200_г. «__»__________200__г. Руководитель МО

_______________


Рабочая программа

по литературе

для 5 класса
2 часа в неделю (всего 68 часов)

Составитель:

Никифорова Т.А, учитель русского языка

и литературы, высшая

квалификационная категория

2010

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе соответствует Государственным образовательным стандартам, разработана на основе примерной программы Министерства образования по литературе для основной общеобразовательной школы

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, в неделю 2 часа, из них 9 часов отводится на развитие речи

Рабочая программа соответствует учебнику «Литература. 5 класс под редакцией Кубасовой О.В. Смоленск. Ассоциация 21 век, 2009» Учебник допущен Министерством образования и науки Российской Федерации.

Рабочая программа призвана обеспечить:

- приобщение обучающихся к богатствам мировой и отечественной литературы;

- развитие способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощённых в ней явлений жизни;

- воспитание эстетического вкуса и гражданской нравственной позиции;

- формирование представлений о литературе как искусстве слова;

- воспитание речевой культуры обучающихся.


В результате освоения курса литературы 5 класса на конец учебного года обучающиеся должны:

- прочитать художественные произведения, воспроизвести их содержание, дать оценку героям и событиям;

- характеризовать следующие компоненты художественного произведения: тема, идея, основные герои, особенности композиции и сюжета, роль портрета, пейзажа, интерьера, детали, род и жанр произведения, особенности авторской речи и речи героев;

- выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку, понимать связь произведения с временем его написания;

- пересказывать эпизоды произведения;

- давать письменный и устный развёрнутый ответ о произведении;

- писать сочинения по изучаемому произведению;

- выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе наизусть


Программа включает в себя произведения литературы, устного народного творчества, историко – литературные сведения и теоретико - литературные понятия. Основой является чтение и изучение художественных произведений. Историко – литературные сведения и теоретико - литературные понятия служат средством постижения литературы.

Темы программы соответствуют основным эпохам развития устной и письменной форм русской и зарубежной словесности.

К программе прилагается список для заучивания наизусть. Объём знаний по теории литературы указан в содержании.
Тематическое планирование




Наименование темы

Общее количество часов

Развитие речи

Контрольные работы

1.

2

3



4

5

6



7

8


9

10


Введение

Мифы


Устное народное творчество

Литература 17 века (творчество Перро, Лафонтена)

Литература 18 века (творчество Ломоносова, Дмитриева, Карамзина, Дефо)

Из литературы начала 19 века (творчество Крылова, Гофмана)

Из литературы второй четверти 19 века ( творчество Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Андерсена)

Из русской литературы второй половины 19 века ( творчество Тургенева, Короленко, Чехова)

Из литературы США на рубеже 19 и 20 веков (творчество М.Твена, Д.Лондона)

Из русской литературы 20 века (творчество Есенина, Пришвина, Паустовского, Астафьева, Цветаевой, Чёрного, Заболоцкого)




1

4

5



3

8

5



8

14


4

16

1

1

1



1

1

1


1


2



Итого

68

9






Основное содержание программы
Введение. (1 ч)

Знакомство со структурой учебника литературы для 5 класса: переплёт, форзац, титульный лист, оборот титула, аннотация, выходные данные, приложения. Основные особенности литературы как вида искусства, отличие от других видов. Выявление уровня чтения, умение составлять вопросы для викторины по прочитанным произведениям.



Мифы ( 4 часа)

Когда и как возникли мифы, кто и почему их создавал. Египетский миф «Сотворение мира». Героические и космогонические мифы. Мифы Древней Греции: мифы о Геракле. Гипербола и антитеза. Славянские мифы. Значение мифологии. Мифологические фразеологические обороты.


Устное народное творчество (5 часов)

Что такое устное народное творчество. Миф – фольклор – литература. Жанры фольклора: загадки, пословицы и поговорки, сказки. Волшебные, бытовые и сказки о животных. Особенности волшебных сказок. Значение фольклора.


Литература 17 века (творчество Перро, Лафонтена) (3 часа)
Основные моменты жизни Перро. Самостоятельное чтение сказки «Спящая красавица», обсуждение в классе. Составление простого и сложного плана, пересказ отрывка.

Основные моменты биографии Лафонтена. Басни Лафонтена и основные особенности: аллегория, мораль, ирония, композиция.


Литература 18 века (творчество Ломоносова, Дмитриева, Карамзина, Дефо) 8 часов

Основные моменты биографии Ломоносова, составление плана биографической статьи, пересказ. Басня Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…». Тема и идея произведения.

Творчество И.И.Дмитриева. Басня «Муха». Стихотворение «Стонет сизый голубочек», приметы народной песни.

Основные моменты биографии Н.М.Карамзина. Стихотворение «Я в бедности на свет родился…» Сказка «Прекрасная царевна и счастливый Карла». Отзыв о прочитанной сказке.

Основные моменты жизни Д.Дефо. Отрывки из романа «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Деталь в художественном произведении. Афоризмы.
Из литературы начала 19 века (творчество Крылова, Гофмана) 5 часов
Биография Крылова, составление плана биографической статьи, пересказ. Басни «Лисица и виноград», «Волк и ягнёнок», «Осёл и соловей» (самост чтение). Особенности басни. Выразительное чтение, инсценирование.

Биография Гофмана. Рождественская история «Щелкунчик и мышиный король». Характеристика литературного героя.


Из литературы второй четверти 19 века ( творчество Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Андерсена) 8 часов
Основные моменты жизни и творчества Жуковского. Стихотворение «Приход весны». Стихотворная сказка «Спящая царевна». Особенности народной и литературной сказки.

Биография Пушкина. Сказка «сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» ( самост чтение), обсуждение в классе. Стихотворения «Зимний вечер», «Зимнее утро». Анализ лирического стихотворения, пейзажная лирика, особенности. Чтение наизусть. Эссе.

Биография Лермонтова. План биографической статьи, пересказ. Стихотворения «Тучи», «Утёс». Философская и пейзажная лирика. Выразительные средства: сравнение, риторический вопрос, метафора, повтор, эпитет, инверсия.

Биография Андерсена, план, пересказ статьи. Сказка «Соловей» Стихотворение «Роза» Параллелизм как выразительное средство. Сочинение – эссе.


Из русской литературы второй половины 19 века (творчество Тургенева, Короленко, Чехова) 14 часов

Биография Тургенева, вопросы к биографической статье. Чтение и обсуждение рассказа «Муму». Характеристика литературного героя, роль портрета, интерьера, пейзажа.

Биография Короленко. Чтение и обсуждение повести «В дурном обществе». Характеристика литерат героя, творческий пересказ эпизода

Основные моменты биографии Чехова. Юмор и сатира. Юмористический рассказ «Толстый и тонкий», роль детали. Инсценирование произведений Чехова.


Из литературы США на рубеже 19 и 20 веков (творчество М.Твена, Д.Лондона) 4 часа
Особенности творчества М.Твена. Повесть «Приключения Тома Сойера» (самост чтение), обсуждение в классе. Отзыв о прочитанном произведении.

Особенности творчества Д.Лондона. Произведение «Сказание о Кише» Композиция, конфликт, характеристика героя.



Из русской литературы 20 века (творчество Есенина, Пришвина, Паустовского, Астафьева, Цветаевой, Чёрного, Заболоцкого) 16 часов
Особенности лирики Есенина. Стихотворения «Весенний вечер», «Песнь о собаке», «Шёл господь пытать людей в любви…» Особенности лирического произведения, выразительные средства.

Биография Пришвина. Рассказы «Кот», «Лесной хозяин», «Живительный дождик». Поэтическая миниатюра.

Биография Паустовского. Книга очерков «Мещёрская сторона». Понятие очерка. Из книги «Золотая роза» «Ночной дилижанс».

Биография Астафьева. Рассказ «Васюткино озеро». Кольцевая композиция, характеристика литературного героя.



Поэтическая мозаика: творчество Саши Чёрного, Марины Цветаевой, Николая Заболоцкого. Подготовка небольшого сообщения. Анализ лирического произведения. Выразительные средства.
Список произведений для заучивания наизусть


  1. Загадки

  2. Пословицы и поговорки

  3. Ломоносов М.В. «Случились вместе два Астронома в пиру…»

  4. Дмитриев И.И. «Стонет сизый голубочек»

  5. Крылов И.А Басню на выбор

  6. Жуковский В.А. отрывок из сказки «Спящая царевна»

  7. Пушкин А.С. «Зимний вечер», «Зимнее утро»

  8. Лермонтов М.Ю. «Тучи»

  9. Есенин С.А. Стихотворение на выбор

  10. Цветаева М.И. Стихотворение на выбор

  11. Заболоцкий Н.А. Стихотворение на выбор

скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по литературе для 5 класса 2 часа в неделю (всего 68 часов) Составитель
86.16kb.
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса 6 часов в неделю (всего 204 часа) Составитель
85.59kb.
Рабочая программа курса алгебры и начала анализа для 11 класса образовательных учреждений, 3 часа в неделю, всего 105 часов. Программа составлена на основе учебного издания «Алгебра и начала анализа»
229.92kb.
Рабочая программа по информатике и икт для учащихся 9 класса Количество часов 68 часа Количество часов в неделю- 2 часа
135.7kb.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 10 класса составлена на основе
249.81kb.
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по литературе для 5-11 классов
92.39kb.
Рабочая программа по истории за курс 7 класса учителя мбоу богословской оош карасукского района Новосибирской области
482.24kb.
Рабочая программа по литературе класс- 7 Всего часов на учебный год -70 Количество часов в неделю -2 Учитель: Беспалова
309.09kb.
Рабочая программа по литературе класс- 9 Всего часов на учебный год -105 Количество часов в неделю -3 Учитель: Беспалова
441.92kb.
Программа по истории для 11 класса количество часов: 70 часов (2 часа в неделю) Рабочая программа составлена на основе
184.21kb.
Рабочая программа по курсу «Истоки» для 1 класса 2013-2014 уч год
94.28kb.
Рабочая программа по истории класс VI всего часов на учебный год 70 Количество часов в неделю 2 Учитель: Лисицкая
355.02kb.