Главная стр 1стр 2стр 3
скачать
М
Утверждено на заседании МО

Протокол № 1 от 2011 г.

Руководитель МО

/ /

Утверждаю. Директор школы:

/С. А. Арзамасцева/

Приказ № от 2011г.
униципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 50»


Рабочая программа

учебного курса по литературе для 6-х классов



на 2011 – 2012 учебный год

Составитель рабочей программы: учитель русского языка и литературы Серебрякова Любовь Васильевна.



г. Магнитогорск

Содержание.

  1. Пояснительная записка.

  2. Планирование учебного материала.

  3. Содержание учебного материала.

  4. Календарно-тематический план.

  5. Учебно-методический комплекс.

  6. Требования к уровню подготовки учащихся.

  7. Контрольно-измерительные материалы.

  8. Литература и оборудование.

  9. Лист коррекции.


Пояснительная записка

Настоящая Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования (2004) и Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под ред. В. Я. Коровиной. – М., Просвещение, 2010.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучениялитературы, которые определены стандартом для основного общего образования.

Рабочая программа по литературе для 6 класса представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников.



Новизна и отличие данной Рабочей программы. Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого в неё включены произведения, не предусмотренные Госстандартом: И. И. Дмитриев «Муха», И. А Крылов «Осёл и Соловей», «Листы и корни», «Ларчик», поэма А. Н. Некрасова «Дедушка», стихотворения Я. П. Полонского «По гороам две хмурых тучи…», «Посмотри, какая мгла…», А. А. Блока «Летний вечер», «О, как безумно за окном…», стихотворения о войне К. Симонова и Д. Самойлова, рассказ В. М. Шукшина «Срезал».

Общая характеристика учебного предмета

5 – 9 классы

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно­-эстетическим ценностям нации и человечества.



Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте.

Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико­-литературных понятии:


  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием;

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Межпредметные связи.

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально­ культурных ценностей.

И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Курс литературы в 5 – 9 кл. основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, освоения историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории истории литературы, формирования умения оценивать и анализировать художественное произведение, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.



Цель курса:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальник представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственник устных и письменных высказываний.


Задачи курса:

  • получить общее представление о логике развития литературы, об историко-литературном процессе;

  • знакомство с основными литературными направлениями.


Цель изучения литературы в 6 классе.

  1. Приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

  2. Познакомить учащихся с образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающие высокие нравственные чувства у человека читающего.

Задачи.

  1. Развитие навыка выразительного чтения у учащихся.

  2. Развитие эмоционального восприятия обучающихся.

  3. Развитие и укрепление стремления к чтению художественной литературы.

  4. Развитие навыка грамотного анализа художественного произведения (выражение авторской позиции).

  5. Развить потребность к чтению, к книге.

  6. Совершенствование речи учащихся.

Ведущая проблема в 6 классе – «Художественное произведение и автор. Характеры героев»

Основа литературного образования в 6 классе – чтение и изучение литературного произведения, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами. Понимать прочитанное как можно лучше – вот что должно стать устремлением учеников. Особое внимание уделяется выражению авторской позиции в изучаемых произведениях (изображение характеров героев и идейной концепции художественного произведения, воплощенной автором в созданных им образах героев). Учащиеся 6-х классов активно воспринимают текст, но недостаточно ещё владеют техникой чтения. Поэтому следует уделить особое внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы

Главная идея программы – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. В программе соблюдена системная направленность по вертикали и горизонтали и принципа концентризма.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.



Внеклассное чтение

Цель: расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, формирование читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

Раздел

п/п

урока

Тема урока

Литература

Мифы народов мира

1.

4.

 «Одиссея» и «Илиада» - великие древнегреческие поэмы.

«Хрестоматия. Пособие по литературе 5 – 9 кл.» - Челябинск: Урал, 1998.


«Литература. Книга для внеклассного чтения. 6 класс» – Тула: Родничок, 1999.

Из литературы XIX века.



2.

22

 А. С. Пушкин. «Выстрел».

3.

26

 Н. В. Гоголь. . «Старосветские помещики»

4.

34

 Н. А. Некрасов. . Историческая поэма «Дедушка»

5.

38

 Н. С. Лесков. «Человек на часах».

Из зарубежной литературы

6.

64

 М.Сервантес Сааведра. «Дон Кихот».

7.

67.

 М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

8.

68.

 Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».

Основные формы организации учебных занятий:

  • традиционные уроки;

  • комбинированные уроки;

  • уроки с элементами ролевых и деловых игр;

  • творческие уроки;

  • практические занятия.

Виды контроля:

  • промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям, сообщения по теме, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;

  • итоговый (за полугодие): тест, включающий задания (с выбором ответа, с кратким ответом), проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.

Национальный региональный компонент.

Цель: изучение литературного краеведения.

Основная задача: «…всестороннее изучение определённой части страны, города, местного населения, для которого эта территория является родным краем». Главным объектом изучения являются произведения писателей Южного Урала.

Реализация национально-регионального компонента (10 – 15 % от общего количества часов по предмету) осуществляется в курсе учебного предмета с привлечением материалов хрестоматии «Литература России. Южный Урал. Хрестоматия. 5 – 9 классы». Составители: Капитонова Н. А., Крохалёва Т. Н., Соловьёва Т. В. – Челябинск: ООО Взгляд, 2003.



Раздел

НРК

урока

Тема урока

Содержание НРК

Литература

Мифы народов мира


1.

5

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.


Сильный характер в произведениях южно-ноуральских писателей.


А.М. Климов «Са-молёт в космосе», с. 134 – 140.



Из литературы XIX века.


2.

15


«Чувства добрые» в в лирике А.С. Пушкина.

Южноуральские поэты о значении Пушкина в нашей жизни.

А. Горская «Зажжем свечу», с 385.

3.


16



А. С. Пушкин «Зи-мнее утро».

Пейзаж в лирике поэтов Южного Урала.

В.А. Богданов «Частые снега» с. 217 – 218.

Из литературы XX века.




4.

45


Образ природы в сказке-были М. М. Пришвина «Кла-довая солнца».


Родная природа в прозе южноуральских писателей.

А. Дементьев «Летающие цве-ты», с. 302 – 306.

5.

48


Стихи русских поэтов о Великой Отечест-венной войне.

Тема патриотизма в лирике южноуральских поэтов


М. Львов «Ещё штыками обернут-ся песни», с. 165.

6.

51


В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

Мир ребёнка.

Л. Н. Сайфулина. «Тургояк», с. 84 – 90.

7.

61


Родная природа в русской поэзии XX века.

Человек и природа в лирике южноуральских поэтов.

Н. И. Година «Утки прилетели на болото», с. 295.


Реализация

учебных часов практической части по литературе

6 класс

п/п

урока

Дата

Тема урока

Форма контроля

1.

8.




«Что за роскошь, что за смысл… Что за золото!» /А.С.Пушкин/ Пословицы и поговорки.


Сочинение-миниатюра по пословицам.



2.

16.




«Зимнее утро», «Зимняя дорога» – гимн родной природе. Двусложные размеры стиха.

Обучение анализу стихотворения.

3.

21.




Классное сочинение. Сравнительная характеристика героев. «Два помещика» (по роману А. С. Пушкина «Дубровский»)

Сочинение

4.

28.




Картины природы в рассказе. Портреты героев. (И. С. Тургенев. «Бежин луг»)

Речевая характеристика героев.

5.

31.




Психологизм, гармоничность и музыкальность поэ-тической речи Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

Интерпретация стихо-творения.

6.

33.




Особенности композиции и языка стихотворения «Железная дорога».

Обучение анализу стихотворения.

7.

37.




Особенности языка повести. Подготовка к домашнему сочинению. (Н. С. Лесков «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе»).

Сочинение

8.

41.





Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.

Иртерпретация стихо-творения. Обучение выразительному чте-нию. Конкурс чтецов.

9.

43.




А. С. Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса».

Тезисный сложный план.

10.

47.




Классное сочинение. «Человек и природа в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».

Сочинение

11.

55.




Подготовка к домашнему сочинению «Нравственный выбор моего ровесника».

Сочинение

12.

62.




Классное сочинение «Верю ли я в спасительную силу книги?»

Сочинение




Планирование учебного материала


п/п

Содержание программы

(темы, разделы)

Количество часов

Из них

К. Р.

Р. Р.

Вн. чт.

Пр. ч.

Р.К.

классн.

дом.

1.

Введение

1



















2.

Мифы народов мира.

5










1




1

3.

Устное народное творчество.

2













1




5.

Из древнерусской литературы

2



















6.

Из русской литературы XVIII века

3



















7.

Из русской литературы XIX века

28

1

1

5

4

7

2

Родная природа в стихотворениях русских поэтов.






















8.

Из русской литературы XX века

21

2

1

4




4

4

Произведения о Великой Оте-чественной войне.






















Родная природа в русской поэзии.






















Писатели улыбаются.






















9.

Из литературы народов России.

1



















10.

Из зарубежной литературы

5










3







Произведения зарубежных писа-телей.






















11.

Итоги года

1






















Итого:

69

3

2

9

8

12

7
Рабочая программа рассчитана на 69 часов.

Содержание учебного курса.




всего

I четв.

II четв.

III четв.

IV четв.

Всего часов

69

18

16

20

15

Уроков развития речи

9

1

3

3

2

Контроль усвоения знаний

5




1

2

2

из них: классное сочинение

3




1

1

1

домашнее сочинение

2







1

1

Практическая часть

12

2

4

4

2

Уроков внеклассного чтения

8

1

3

1

3

Национальный региональный компонент

7

3




3

1

скачать

следующая >>
Смотрите также:
Рабочая программа по литературе для 6 класса представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное
654.45kb.
Рабочая программа по литературе в 6 классе составлена на основе образовательной программы по литературе мбоу оош с. Аришка
215.48kb.
Рабочая программа по литературе в 5 классе составлена на основе образовательной программы по литературе мбоу оош с. Аришка
189.36kb.
Рабочая программа по литературе для 8 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: Пояснительную записку
371.18kb.
Рабочая программа по литературному краеведению для 6класса составлена на основе образовательной программы основного общего образования 5-9 классы моу сош с. Кириллово
68.83kb.
Рабочая программа по литературному краеведению составлена на основе образовательной программы по литературному краеведению мбоу оош с. Аришка
182.8kb.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку
314.61kb.
Рабочая программа по русской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку
220.43kb.
Рабочая программа по русской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:  пояснительную записку
214.75kb.
Рабочая программа по технологии представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную
112.03kb.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку
1009.43kb.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку
268.07kb.