Главная стр 1
скачать
РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа

Рабочая программа по литературному краеведению для 6класса составлена на основе образовательной программы основного общего образования 5-9 классы МОУ СОШ с. Кириллово.


Структура документа

Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Цели курса:

* приобщить учеников к богатой культуре Пензенского края;

* формировать чувство уважения и родства к представителям разных культур,

языков, верований;

*способствовать осознанию этнических и культурных корней личности;

*формировать духовный мир личности;

* нравственное, патриотическое, эстетическое воспитание.
Учащиеся должны уметь:

1.Называть, приводить примеры:

– сказок народных, литературных;

– детского игрового фольклора (загадки, пословицы, песенки, скороговорки)

2.устанавливать связи, определять, объяснять:

- тему;


- развитие событий в тексте, структуру текста, главную мысль произведения и соотносить ее с заглавием;

- соотносить основное содержание текста с иллюстрациями;

- устанавливать связи внутри событий.

3. Кратко характеризовать, описывать:

- основную мысль художественного произведения;

- героев произведения ( их поступки и характеры)

- свое отношение к прочитанному произведению.

4. Различать , сравнивать:

- произведения фольклора (загадки, пословицы, песенки);

- жанры детской художественной литературы ( сказка, рассказ, стихотворение, басня)

- сказки народные и литературные;

- словари и справочники; элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация)

- виды пересказа (подробный, краткий, выборочный).

Основной структурный принцип курса литературного краеведения – его сопряженность со школьным курсом литературы. Ученики много узнают о жизни и быте нашего края, его прошлом и настоящем. Но нельзя сводить задачи курса к этой единственной. Ведь речь идет о литературе. Поэтому, как и в основном курсе, уделяется внимание образной природе прочитанных книг, их художественным особенностям, формированию читательских умений у детей.



Место предмета «Литературное краеведение» в учебном плане.

Учебный план МОУ СОШ с. Кириллово предусматривает обязательное изучение литературного краеведения в 6 классе –35 часов




Раздел 2. Содержание программы.
Введение. 1 ч.

Повторение пройденного в 5 классе.



Мифы народов Поволжья. 3 ч.

Знакомство с мифами народов мира, мифами древних славян.

Предания и легенды нашего края, записанные А.П. Анисимовой. «Почему Сура так называется», «О реке Айва», «Мокшанская княгиня Нарчатка», «Большая сосна»

П.А. Вяземский и Пензенский край. 2 ч.

Вяземский в Пензе. Стихотворения П.А. Вяземского. «Саловка», «Степь», «Зимние карикатуры».



О. Савин. «Пишу тебе в Пензу». 2 ч.

Знакомство с творчеством О. Савина, с книгой «Пишу тебе в Пензу» - исследовательской работой, затрагивающей практически все вопросы творчества и биографии А.С. Пушкина, его связей со знакомыми, друзьями, родственниками, выходцами из Пензенской губернии.



М.Ю. Лермонтов. 5ч.

Стихи М.Ю. Лермонтова о природе. «Когда волнуется желтеющая нива», «Прекрасны вы, поля земли родной», «Вечер после дождя», «Осень».

Юношеская поэма «Черкесы».

С.А. Андреев-Кривич. «Тарханская пора». 3 ч.

Главы книги «Тарханская пора»: «В старых Тарханах, сегодняшнем Лермонтове», «У Кормилицына пруда».



И.Л. Андроников. 1 ч.

«Рассказ литературоведа». Главы из книги.



Н.С. Лесков и Пензенский край. 1 ч.

Пребывание Н.С. Лескова на Пензенской земле. Очерк «Пензенский архиерей Варлаам» («Мелочи архиерейской жизни»)



Ф.В. Гладков «Повесть о детстве». 7 ч.

Изучение творческого пути писателя. Связь писателя с Пензенским краем. Повесть Ф.В. Гладкова «Повесть о детстве» - автобиографическое произведение. Понятие об этом жанре.



Стихи пензенских поэтов о природе родного края. 6 ч.

М. Смирнова. «Материнский дом», «Пройдись по пензенскому краю».

Дина Злобина. «»Станция страны», «Я родилась не горожанкой».

Ф. Ракушин. «Женские слезы».

Олег Савин. «Какой отзвенел уже век его», «Гроза над Земетчином», «Уза», «Степей круговое раздолье».

А. Сазонов. «Отцовский дом», «Соловьи поют за Хопром», «Проводы зимы», «Край мой пензенский».



Главы из повести В. Канина «На тропе Батыевой». 3 ч.

Повесть «На тропе Батыевой» - посвящение далекой эпохе становления русского государства. Главы: «Град-оберегатель», «Стары други», «Пензяки-лесовики».



Повторение. 2ч

Повторение пройденного в 5-6 классах


Раздел 3. Учебно-тематический план


№ урока

Тема урока

1

Введение. – 1 ч

Повторение изученного в 5 классе.



2

Мифы народов Поволжья- 3 ч

Предания и легенды.



3

«Почему Сура так называется», «О реке Айва».

4

«Мокшанская княгиня Нарчатка», «Большая сосна»

5

П.А. Вяземский- 2 ч

П.А.Вяземский и А.С.Пушки. «Саловка»



6

«Зимние карикатуры»

7

О.М. Савин- 2 ч

О. Савин – краевед, поэт, историк. «Пишу тебе в Пензу»



8

«Написал историю Пугачевщины…»

9


М.Ю.Лермонтов- 5 ч

«Когда волнуется желтеющая нива».



10

«Прекрасны вы, поля земли родной»

11

М.Ю. Лермонтов «Вечер после дождя»

12

М.Ю. Лермонтов «Осень»

13

М.Ю Лермонтов .«Черкесы»

14


С.А.Андреев – Кривич-3 ч

«Тарханская пора». .



15

Легенды о Лермонтове, живущие в Тарханах.

16

Семья Кормилицыных. Пейзажи Тархан.

17


И.Л.Андроников-1 ч

«Земляк Лермонтова»


18


Н.С.Лесков.- 1 ч

«Мелочи архиерейской жизни»


19


Ф.В.Гладков.- 7 ч

Творческий путь писателя. «Повесть о детстве»



20

Пейзаж в повести.

21

Люди русской деревни.

22

Игры взрослых и детей.

23

Заветы бабушки Натальи.

24

Паруша.

25

Обобщающий урок по « Повести о детстве»

26


Стихи Пензенских поэтов о природе родного края-6 ч
Стихи Пензенских поэтов о природе родного края

27

М.Смирнова «Материнский дом»

28

Д.Злобина «Станция страны»

29

Ф.Ракушин «Женские слезы».

30

О.Савин «Какой отзвенел уж век его…»

31

А.Сазонов «Отцовский дом»

32


В.Канин- 3 ч

Главы из повести В.Канина «На Тропе Батыевой»



33

В.Канин «На тропе Батыевой» Характеристика героев.

34


Повторение

Обобщающий урок по теме «Пензенский край в творчестве писателей»



35

Обобщающий урок по теме «Пензенский край в творчестве поэтов»

Итого: 35 часов



Раздел 4. Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.

В результате изучения литературного краеведения в 6 классе учащиеся должны знать/понимать:

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути изучаемых писателей;

- такие теоретико-литературные понятия, как: миф, мифологический сюжет, персонаж, автобиографическая проза; повесть; уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею изученного произведения;

- давать характеристику героев;

- выявлять авторское отношение к героям;

- выражать своё отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.


Учебно-методическое обеспечение программы.

1. «Слово о родной земле». Учебная хрестоматия для 5 и 6 классов по курсу литературного краеведения. Автор-составитель Л.М. Пальман. Пенза 1996 г.



  1. Г.Е. Горланов. Литературное краеведение в школе.

  2. И. Щеблыкин. «Этюды о Лермонтове.

  3. Из истории области. Очерки краеведов.

  4. Г.Е. Горланов. «За страницами учебника».

  5. И.П. Щеблыкин. «М.Ю. Лермонтов. Очерки жизни и литературного творчества.

скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по литературному краеведению для 6класса составлена на основе образовательной программы основного общего образования 5-9 классы моу сош с. Кириллово
68.83kb.
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы основного общего образования 5-9 классы моу сош с. Кириллово
119.6kb.
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы основного общего образования 5-9 классы моу сош с. Кириллово
120.44kb.
Учителя Нестеровой Веры Петровны Кириллово 2013 пояснительная записка Статус программы рабочая программа
236.39kb.
Учителя Нестеровой Веры Петровны Кириллово 2013 пояснительная записка Статус программы рабочая программа
169.59kb.
Учителя Нестеровой Веры Петровны Кириллово 2013г пояснительная записка рабочая программа
278.04kb.
Учителя Нестеровой Веры Петровны Кириллово 2013г пояснительная записка рабочая программа
154.56kb.
Рабочая программа по географии 8 класс составлена на основе образовательной программы основного общего образования 5 9 класс моу сош с. Кириллово
69.92kb.
Учителя Нестеровой Веры Петровны Кириллово 2013г
177.81kb.
Учителя Нестеровой Веры Петровны Кириллово 2013г пояснительная записка рабочая программа
134.42kb.
Рабочая программа по информатике и икт в 9 классе составлена на основе образовательной программы основного общего образования 5-9 класс моу сош с. Кириллово
303.92kb.
Место предмета в базовом учебном плане
212.75kb.