Главная стр 1стр 2стр 3
скачать
Управление образования администрации

Новокузнецкого муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сары-Чумышская основная общеобразовательная школа»

____________________________________________________________________________

Программа рекомендована

педагогическим советом

Протокол № 07 от 24.08.2013г.
Программа согласована на РМО

учителей начальных классов

№ 01 от 29.08. 2013.
СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Сары-Чумышская ООШ»

_____________ /Е.А.Трофимова/





УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Сары-Чумышская ООШ»

_______________ /Л.Ю.Вохмянина/

Приказ № 110 «31» августа 2013г.





Рабочая программа учебного предмета

«Литературное чтение»

3 класс

136 учебных часов



4 часа в неделю

2013 – 2014 учебный год

Составлена

учителем начальных классов

Г.Г. Андрохановой

Новокузнецкий район

с. Сары - Чумыш

2013



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена на основе Примерной программы по литературному чтению из книги «Примерные программы по учебным предметам». Начальная школа. В 2 частях. М.: Просвещение 2011 часть 1 и Программы по литературному чтению под редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой из книги «Примерная основная образовательная программа» в 2 частях (Книга 2). Образовательная система «Школа 2100» М.: Баласс , 2011.

Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.



Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

  2. введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

  3. развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

  4. приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, - через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.


II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В курсе литературного чтения реализуется следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.



Линии, общие с курсом русского языка:

  1. овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (изучение, преобразование и использование текстовой информации);

  2. овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;

  3. овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

  1. определение и объяснение своего эмоционально – оценочного отношения к прочитанному;

  2. приобщение к литературе как искусству слова;

  3. приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всём его разнообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэму, пьесу – сказку.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником хрестоматии, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

Для заучивания наизусть рекомендуется все стихотворения, включенные в учебники, а также небольшое (от 3-4 до 7-8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объем стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2-3 стихотворений по собственному выбору.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения),

обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.


  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения)

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по назначению произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

  1. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной,

эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

  1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение – слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастным и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.



  1. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и прочие).

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

  1. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

  2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

  3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

  4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).


III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1-го по 4-й класс (2-4 классы по 4 часа в неделю по136 ч. в год).



В 3 классе – 34 учебных недели -136 часов в год.

IV. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства ее красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно – популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребенка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально – позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребенка играет его учебная деятельность. В процессе ее организации средствами учебного предмета у ребенка развиваются организованность, целеустремленность, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: ее истории, языку, культуре, ее жизни и ее народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к ее прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребенком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
V. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Взаимосвязь результатов освоения предмета можно системно представить в виде схемы.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Личностные результаты




Метапредметные результаты



Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Предметные результаты

2-я линия развития:

техника чтения, приёмы понимания и анализа текста

3-я линия развития:

Умения и навыки устной и письменной речи



1-я линия развития:

первичные навыки работы с информацией

6-я линия развития: знания о литературе, книгах, писателях


4-я линия развития

эмоционально-оценочное отношение к прочитанному

5-я линия развития: приобщение к литературе как к искусству


Образовательные технологии, формы работы

Технология оценивания образовательных

достижении (учебных успехов)



Технология продуктивного чтения

Групповая работа



Комплексные задания

Проектные задания на предметном материале

Жизненные компетентностные задания



Планируемые результаты:

Предметными результатами изучения курса «литературное чтение является сформиро-ванность следующих умений:

3 класс

-воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

-осознанно, правильно, выразительно читать вслух целыми словами;

-самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

-самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

-составлять простой план;

-самостоятельно формулировать главную мысль текста;

-находить в тексте материал для характеристики героя;

-составлять рассказ-характеристику героя;

-составлять устные и письменные описания;


-по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

-высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

-относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

-различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

-видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

-соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.


Личностные:

1, 2 классы

-оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

-высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

3, 4 классы

-умение осознавать и определять (называть) свои эмоции и других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать (эмпатия);

-умение воспринимать красоту природы ; бережно относиться ко всему живому;

-чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

-понимание ценностей семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

-интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста, потребность в чтении;

-наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

-ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей;

-этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.



Средствами достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты - диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметные:

Регулятивные УУД:

1,2 классы

-определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

-учиться работать по предложенному учителем плану

3,4 классы

-самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:

1, 2 класс

-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях и словаре);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

3,4 класс

-вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

-извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

-пользоваться словарями, справочниками;

-осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения;

Средством формирования познавательных УУД служит формирование функциональной грамотности, чтобы использовать знаково-символические средства и овладеть действием моделирования.
Коммуникативные УУД:

1, 2 классы

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

-слушать и понимать речь других;

-выразительно читать и пересказывать текст;

-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).



3,4 классы

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым

-корректировать свою точку зрения;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.



Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах, для формирования умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, адекватно передавать информацию и условия деятельности в речи.
3класс

Планируемые результаты

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

-оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

-эмоционально «проживать» текст, выражать эмоции;

-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

-высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).



Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

-учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.



Познавательные УУД.

-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат (тетрадь для учащихся и методические рекомендации для учителя).



Коммуникативные УУД:

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);

-слушать и понимать речь других;

-выразительно читать и пересказывать текст;

-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах или малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

-осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

-понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

-делить текст на части, озаглавливать части;

-выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

-подробно и выборочно пересказывать текст;

-составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

-размышлять о характере и поступках героя;

-относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную или литературную (авторскую сказку);

-находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

-относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои – помощники, нейтральные персонажи);

-соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

1. Круг детского чтения.

2. Техника чтения.

3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.

4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.

5. Литературоведческая пропедевтика.

6. Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

1. Круг детского чтения

3-й класс - 136 часов/ 4 часа в неделю (34 учебных недели по учебному плану)



Техника чтения.

В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:

1) способ чтения – чтение целыми словами;

2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

4) установка на постепенное увеличение скорости чтения.

О чтении вслух говорится в разделе «Общеучебные умения и навыки»: формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.

В «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» указано, что выпускник начальной школы должен уметь читать осознанно текст про себя без учета скорости.

Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя. Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена на основе Примерной программы по литературному чтению из книги «Примерные программы по учебным предметам»
486.21kb.
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса
391.22kb.
Рабочая программа по литературному чтению для умк «Школа России»
519.88kb.
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс разработана на основе примерной программы начального общего образования по литературному чтению
752.74kb.
Рабочая программа по литературному чтению (Система развивающего обучения Л. В. Занкова) Класс 1 Санкт-Петербург, 2011 г
325.79kb.
Программа по литературному чтению для умк «Школа России»
520.26kb.
Рабочая программа по литературному чтению на 2011 2012 учебный год
473.36kb.
Литературное чтение рабочая программа
238.83kb.
Книга для учителя; Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова «Литературное чтение. Родная речь»
73.83kb.
Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе Федотовой Галины Николаевны учителя начальных классов Принято на заседании
458.75kb.
Андрукович Наталья Владимировна учитель начальных классов г. Кандалакша 2011 год
184.09kb.
Тришиной Татьяны Фёдоровны по литературному чтению 4А класс 2012 2013 учебный год рабочая программа
309.66kb.