Главная стр 1
скачать
Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

МОУО МО Красноуфимский округ

МОУ Ювинская СОШ


Рассмотрено

на заседании ШМО учителей

начальных классов

руководитель______Иванова З.Н.

«____» сентября 2011г.

Протокол № __




Согласовано

председатель методического совета ________Сташкина Н. Н.

«____» сентября 2011г.

Протокол № __




Утверждено

директор МОУ Ювинская СОШ

_____________Яковлева Т. А.

«____» сентября 2011г.

Протокол № __



Рабочая программа по литературному чтению

на 2011 - 2012 учебный год.

1 класс

Составлена Тебневой С. С.,

учитель начальных классов.

с. Юва, 2011 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: начальное общее образование, учебному плану ОУ и примерной образовательной программы по литературному чтению, УМК «Школа России»,

Программа предназначена для обучающихся 1 класса Муниципального общеобразовательного учреждения Ювинская средняя общеобразовательная школа. Она позволяет конкретизировать фундаментальное ядро содержания общего образования по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования универсальных учебных действий и возрастных особенностей младших школьников.

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, раскрывающую характеристику, цели его изучения, основные содержательные линии, основное обучение; место учебного предмета в учебном плане школы; требования к уровню подготовки обучающихся; формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки; учебно-тематический план; содержание учебной дисциплины; учебно-методический комплект; перечень учебного оборудования и наглядных пособий (см. паспорт кабинета)



Общая характеристика курса

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Цели изучение литературного чтения первоклассниками:

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.



      Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

  • работать с различными типами текстов;

  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
    Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Изучение литературного чтения и русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность 24 учебных недели определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В обучении грамоте различаются три периода: добуквенный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. После курса «Обучение грамоте» начинается дифференцированное изучение русского языка и литературного чтения.

Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении, так и в виде рекомендаций для свободного чтения .

Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.



Основные содержательные линии

В программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе.

Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.).

Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе.

Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.

Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая

обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.

Для углубления читательского опыта детей в программу введены некоторые произведения, повторяющиеся затем в программе средней школы.



Содержание обучения а программе представлено разделами

  • «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества н родов России, произведения классиков отечественной литературы. Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.



  • «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. При обучении первоклассников меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью).

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.


  • «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

Виды речевой деятельности.

Слушание (аудирование)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.



Чтение

Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы, опережающее прочтение.

Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение пропуска и замены слов (I класс), искажения окончаний (II класс), искажения ударений (III-IV классы). Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Постепенное приближение скорости чтения к темпу разговорной речи учащегося. Осознанность и выразительность чтения: понимание смысла любого типа простого и сложного предложения и передача его с помощью интонации, соответствующей смыслу читаемого (с опорой на знаки препинания); передача при помощи интонации своего отношения к персонажам или событиям (после самостоятельной подготовки). Умение последовательно по частям читать учебный (научно-популярный) текст, статью, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответ текст.

Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью. Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмыслить или получить ответ на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение).



класс

I полугодие

II полугодие

1

Правильное, осознанное и плавное слоговое чтение с четким проговариванием слогов и слов.

Темп чтения - не менее 20 - 25 слов в минуту. 



Осознанное, правильное чтение целыми словами. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам.

Темп чтения - не менее 35 - 40 слов в минуту. 



2

Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам.

Темп чтения - не менее 40 - 50 слов в минуту.



Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений, пауз и интонаций.

Темп чтения - не менее 55 - 60 слов в минуту. 



3

Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста.

Темп чтения - не менее 60 - 70 слов в минуту. 



Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста.

Темп чтения - не менее 70 - 75 слов в минуту. 



4

Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию. 

Темп чтения - не менее 75 - 80 слов в минуту.



Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию.

Темп чтения - не менее 85 - 100 слов в минуту. 



Говорение

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); умение пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т.п.).

Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).

Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам.



Письмо

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера).


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В образовательном плане ОУ на изучение математики в 1 классе начальной школы отводится 4 часа в неделю,



92 учебных часа (в период обучения грамоте),

40 учебных часов (литературное чтение) в год.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Реализация программы обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.



Личностные результаты:

  1. формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы;

  2. воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  3. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  4. овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

  7. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.


Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  2. освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  5. использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

  6. использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

  7. овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

  8. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  9. готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  10. умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

  11. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

  1. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

  2. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития.

  3. использование разных видов чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  4. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

  5. умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Номер урока

Название разделов, тем урока

Количество часов

Дата проведения

План

Факт

1.

Вводный урок

1







Жили-были буквы

7




2.

Стихотворения В. Данько, С. Черного, С. Маршака.

1







3.

И. Токмакова «Аля, Клякса и буква А».

1







4.

С. Черный «Живая азбука»; Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет».

1







5.

Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?».

1







6.

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».

1







7.

Из старинных книг

1







8.

Урок-обобщение по разделу «Жили-были буквы».

1







Сказки, загадки, небылицы.

8




9.

Е. Чарушин «Теремок».

1







10.

Русская народная сказка «Рукавичка».

1







11.

Загадки, песенки.

1







12.

Русские народные потешки. Стишки и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни».

1







13.

Александр Сергеевич Пушкин

1







14.

Русская народная сказка «Петух и собака»

1







15.

Проект «Составляем сборник загадок»

1







16.

Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы».

1







Апрель, апрель! Звенит капель…

5




17.

А. Майков «Весна»; «Ласточка промчалась…». А. Плещеев «Сельская песенка».

1







18.

Т. Белозеров «Подснежники». С. Маршак «Апрель».

1







19.

Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнина, Е. Трутневой.

1







20.

Стихотворения В. Берестова, Р. Сефа. Произведения из старинных книг.

1







21.

Повторение и обобщение по теме «Апрель, Апрель. Звенит капель…».

1







И в шутку и всерьез.

7




22.

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!»

1







23.

Н. Артюхова «Саша-дразнилка».

1







24.

К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет». О. Григорьев «Стук».

1







25.

И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка». И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». К. Чуковский « Телефон».

1







26.

М. Пляцковский «Помощник»

1







27.

Из старинных книг

1







28.

Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьёз».

1







Я и мои друзья.

9




29.

Ю. Ермолаева «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок».

1







30.

В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны».

1







31.

Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек». В. Орлов «Если дружбой дорожить…». И. Пивоварова «Вежливый ослик». Я. Аким «Моя родня».

1







32.

С. Маршак «Хороший день».

1







33.

М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Ю. Энтин «Про дружбу»

1







34.

Из старинных книг. Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка».

1







35.

Проект «Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса.

1







36.

Проект «Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса.

1







37.

Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья».

1







О братьях наших меньших.

6




38.

С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак».

1







39.

В. Осеева «Собака яростно лаяла». И. Токмакова «Купите собаку».

1







40.

М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка».

1







41.

В. Берестов «Лягушата». В. Лунин «Никого не обижай». С. Михалков «Важный совет»

1







42.

Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и Ёж». С. Аксаков «Гнездо»

1







43.

Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших».

1







44.

Урок-викторина «Знай и люби родную литературу»

1







Итого: 44 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Номер урока

Название разделов, тем

Тип урока

Элементы содержания

Формирование УУД

Вид контроля

1.

Вводный урок




Знакомство с учебником по литературному чтению, его содержанием, системой условных обозначений. Словарь.

Ориентироваться в учебнике.

Понимать условные обозначения.

Находить нужную главу в содержании учебника.

Предполагать на основе названия содержание главы..

Находить в словаре непонятные слова.

Беседа по вопросам

Жили-были буквы




2.

Стихотворения В. Данько, С. Черного, С. Маршака.




Знакомство с названием раздела. Прогнозировать название раздела. Стихотворения писателей. Обучение выразительному чтению с опорой на знаки препинания. Пониманию характеров героя.

Прогнозировать содержание раздела.

Расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Выбирать книгу по заданному параметру.

Воспринимать на слух произведение.

Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения.

Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения.

Объяснять название произведения.

Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.

Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт.

Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев.

Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения.

Составлять план пересказа прочитанного: что произошло в начале, потом, чем закончился рассказ.

Находить в стихах слова с созвучным окончанием.

Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь.

Использовать приём звукописи при изображении различных героев.

Читать стихи наизусть.

Участвовать в конкурсе чтецов; декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца.

Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя)


Чтение текста

3.

И. Токмакова «Аля, Клякса и буква А».




Знакомство с литературной сказкой. Обучение выразительному чтению с опорой на знаки препинания, творческому пересказу, пониманию характеров героев, главной мысли текста.

Беседа по вопросам

4.

С. Черный «Живая азбука»; Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет».




Знакомство с произведениями писателей. Обучение выразительному чтению с опорой на знаки препинания, чтению по ролям, пониманию характеров героев, главной мысли текста. Анализ и сравнение произведения одного раздела.

Чтение наизусть

5.

Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?».




Знакомство с произведениями писателей. Обучение правильному, выразительному чтению целыми словами.

Беседа по вопросам.

6.

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».




Знакомство с произведениями писателей. Обучение правильному, выразительному чтению целыми словами. Анализ произведения.

Беседа по вопросам.

7.

Из старинных книг




Знакомство с высказываниями из старинных книг. Обучение правильному, выразительному чтению целыми словами. Анализ произведения.

Беседа по вопросам.

8.

Урок-обобщение по разделу «Жили-были буквы».




Повторение и обобщение изученного материала. Развитие умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их.

Беседа по вопросам.

Сказки, загадки, небылицы.




9.

Е. Чарушин «Теремок».




Знакомство с названием произведение и прогнозирование его содержания. Знакомство со сказкой Е. Чарушина. Обучение плавному выразительному чтению целыми словами. Учить соотносить иллюстрации с содержанием текста. Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Прогнозировать содержание раздела.

Подбирать книги на выставку в соответствии с темой раздела; рассказывать о ней в соответствии с коллективно составленным планом, обсуждать прочитанное.

Выбирать нужную книгу по заданным параметрам.

Читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении — читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение.

Анализировать представленный в учебнике картинный план.

Соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

Рассказывать сказку на основе картинного плана.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную

Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти.

Сравнивать народную и литературную сказку.

Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия.

Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам.

Работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание.

Проверять чтение друг друга, работая в парах и самостоятельно оценивать свои достижения

Апрель, апрель. 3венит капель! (5 ч)

Прогнозировать содержание раздела.

Отбирать книги на выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения.

Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные.

Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений.

Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему; на разные темы.

Находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим; придумывать свои сравнения.

Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки.

Сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом

Пересказ

10.

Русская народная сказка «Рукавичка».




Знакомство с русской народной сказкой. Обучение плавному выразительному чтению целыми словами. Учить соотносить иллюстрации с содержанием текста, рассказывать сказку на основе плана, определять главную мысль сказки, отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Пересказ

11.

Загадки, песенки.




Знакомство с произведениями устного народного творчества (загадки, песенки); привитие интереса к произведениям фольклора; выразительное чтение загадок и песенок. Обучение сочинению загадок.

Чтение наизусть

12.

Русские народные потешки. Стишки и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни».




Знакомство с произведениями русского народного творчества других стран. привитие интереса к произведениям фольклора других стран. Выразительное чтение потешек.

Чтение наизусть

13.

Александр Сергеевич Пушкин




Знакомство с биографией и произведениями А. Пушкина. Привитие интереса и любви к поэзии. Выразительное чтение.

Пересказ

14.

Русская народная сказка «Петух и собака»




Знакомство с русской народной сказкой. Привитие интереса и любви к произведениям фольклора; выразительное чтение, чтение по ролям. Обучение определения характера героев сказки, ее главную мысль.

Пересказ

15.

Проект «Составляем сборник загадок»




Чтение наизусть стихотворений. наблюдение за ритмическим рисунком стихотворного текста. Запоминание текста.




16.

Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы».




Знакомство со сказками К. Ушинского «Гусь и журавль» и Л. Толстого «Зайцы и лягушки». Привитие интереса и любовь к устному народному творчеству. выразительное чтение. Определение характера героев сказки, ее главную мысль.

Пересказ по картинному плану.

Апрель, апрель! Звенит капель




17.

А. Майков «Весна»; «Ласточка промчалась…». А. Плещеев «Сельская песенка».




Знакомство с названием раздела и прогнозировать его содержание. Знакомство с лирическим стихотворениями поэтов. Обучение плавному выразительному чтению целыми словами. Сравнение стихов разных поэтов, посвященные одной теме.

Прогнозировать содержание раздела.

Отбирать книги на выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения.

Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные.

Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений.

Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему; на разные темы.

Находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим; придумывать свои сравнения.

Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки.

Сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом


Чтение наизусть. Беседа по вопросам

18.

Т. Белозеров «Подснежники». С. Маршак «Апрель».




Знакомство со стихотворениями о весне.. обучение плавному, выразительному чтению целыми словами. Сравнение стихов разных поэтов, посвященные одной теме.

Чтение наизусть. Беседа по вопросам

19.

Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнина, Е. Трутневой.




Знакомство со стихотворениями-загадками о весне. Обучение разгадыванию и составлению загадок.

Чтение наизусть. Беседа по вопросам

20.

Стихотворения В. Берестова, Р. Сефа. Произведения из старинных книг.




Знакомство со стихами о весне, с произведением и пословицами из старинных книг. Обучать пониманию смысла пословиц. Выразительное чтение.

Чтение наизусть. Беседа по вопросам

21.

Повторение и обобщение по теме «Апрель, Апрель. Звенит капель…».




Повторение и обучение изученного материала. Совершенствование навыка выразительного чтения целыми словами.

Фронтальный опрос

И в шутку и всерьез.




22.

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!»




Знакомство с названием раздела и прогнозировать его содержание. Знакомство с юмористическими произведениями. Совершенствование навыка чтения, чтения по ролям. Соотнесение иллюстрации с содержанием текста, ответы на вопросы по содержанию.

Прогнозировать содержание раздела.

Подбирать книги к выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книгах с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом.

Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг.

Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста.

Определять настроение автора.

Объяснять смысл названия произведения.

Придумывать свои заголовки.

Находить слова, которые отражают характер героя.

Передавать при чтении настроение стихотворения.

Читать по ролям, отражая характер героя произведения.

Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

Сравнивать произведения на одну и ту же тему; находить сходства и различия.

Оценивать свои достижения.

Фронтальный опрос

23.

Н. Артюхова «Саша-дразнилка».




Знакомство с произведением. Развитие умения прогнозировать текст. Обучение правильному, выразительному чтению целыми словами. Работа с текстом.

Фронтальный опрос

24.

К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет». О. Григорьев «Стук».




Знакомство с произведениями. . Развитие умения прогнозировать текст. Обучение правильному, выразительному чтению целыми словами. Развитие умения анализировать текст.

Беседа по вопросам

25.

И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка». И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». К. Чуковский « Телефон».




Знакомство с произведениями. . Развитие умения прогнозировать текст. Обучение правильному, выразительному чтению целыми словами. Развитие умения анализировать текст.

Чтение наизусть

26.

М. Пляцковский «Помощник»




Знакомство с произведениями. . Развитие умения прогнозировать текст. Обучение правильному, выразительному чтению целыми словами. Развитие умения анализировать текст. Работа с текстом.

Чтение наизусть

27.

Из старинных книг




Знакомство с произведениями К. Ушинского «Ворон и сорока», «Что хорошо и что дурно?», «Худо тому, кто добра не делает никому». Развитие умения прогнозировать текст. Обучение правильному, выразительному чтению целыми словами. Развитие умения анализировать текст.

Беседа по вопросам

28.

Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьёз».




Повторить и обобщить изученный материал. Развитие умения ориентироваться в прочитанных произведениях, анализировать их.

Фронтальный опрос

Я и мои друзья.




29.

Ю. Ермолаева «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок».




Знакомство с названием раздела и прогнозировать его содержание. Знакомство с произведениями. Обучение выразительному чтению с опорой на знаки препинания. Понимание характера героев.

Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула.

Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела.

Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Прогнозировать содержание раздела.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Обсуждать с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем.

Читать произведение, отражая настроение, высказывать своё мнение о прочитанном.

Обсуждать варианты доброжелательного и необидного способа общения.

Определять тему произведения и главную мысль.

Соотносить содержание произведения с пословицами.

Составлять план рассказа.

Сравнивать рассказы и стихотворения.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом.

Участвовать в работе группы; распределять работу в группе; находить нужную информацию в соответствии с заданием; представлять найденную информацию группе

Беседа по вопросам

30.

В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны».




Знакомство с произведениями. Обучение правильному, выразительному чтению. Прогнозирование содержания произведения. Анализ текста.

Индивидуальный опрос

31.

Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек». В. Орлов «Если дружбой дорожить…». И. Пивоварова «Вежливый ослик». Я. Аким «Моя родня».




Знакомство с произведениями. Обучение правильному, выразительному чтению. Прогнозирование содержания произведения. Анализ текста.

Фронтальный опрос

32.

С. Маршак «Хороший день».




Знакомство с произведениями. Обучение правильному, выразительному чтению. Прогнозирование содержания произведения. Анализ текста.

Беседа по вопросам

33.

М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Ю. Энтин «Про дружбу»




Знакомство с произведениями. Обучение правильному, выразительному чтению. Прогнозирование содержания произведения. Анализ текста.

Беседа по вопросам

34.

Из старинных книг. Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка».




Знакомство с произведениями. Обучение правильному, выразительному чтению. Прогнозирование содержания произведения. Анализ текста.

Беседа по вопросам

35.

Проект «Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса.




Создание совместного классрированого проекта о своем классе




36.

Проект «Наш класс – дружная семья». Создание летописи классса.




Защита проекта.




37.

Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья».




Повторение и обобщение изученного материала.

Фронтальный опрос

О братьях наших меньших.




38.

С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак».




Знакомство с названием раздела и прогнозировать его содержание. знакомство произведениями. Обучение выразительному чтению с опорой на знаки препинания. Понимание характера героев.

Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула.

Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела.

Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Прогнозировать содержание раздела.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, проявлять внимание друг к другу.

Читать произведение с выражением.

Сравнивать художественный и научно-популярный текст.

Определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя).

Называть особенности сказок — несказок; придумывать свои собственные сказки — несказки; находить сказки — несказки, в книгах.

Характеризовать героя художественного текста на основе поступков.

Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Чтение наизусть

39.

В. Осеева «Собака яростно лаяла». И. Токмакова «Купите собаку».




Знакомство с произведениями. прогнозирование текста. Обучение выразительному чтению с опорой на знаки препинания. Понимание характера героев.

Пересказ с опорой на иллюстрацию.

40.

М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка».




Знакомство с произведениями. Прогнозирование текста. Обучение выразительному чтению с опорой на знаки препинания. Понимание характера героев.

Чтение наизусть. Беседа по вопросам

41.

В. Берестов «Лягушата». В. Лунин «Никого не обижай». С. Михалков «Важный совет»




Знакомство с произведениями. Прогнозирование текста. Обучение выразительному чтению с опорой на знаки препинания. Понимание характера героев.

Чтение наизусть.

42.

Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и Ёж». С. Аксаков «Гнездо»




Знакомство с произведениями. Прогнозирование текста. Обучение выразительному чтению с опорой на знаки препинания. Понимание характера героев.

Выразительное чтение

43.

Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших».




Повторение и обобщение изученного материала. Ориентирование в изученных произведениях, их анализ.

Проверка навыка чтения

44.

Урок-викторина «Знай и люби родную литературу»













УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

  1. Федеральный закон «Об образовании» от 10.06.1992 г. № 3266 – 1.

  2. ФГОС от 06.10.2009г. № 363 с изменениями от 26.11.2010 № 1241.

  3. Тематическое планирование: учебник «Литературное чтение» Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Виноградская Л. А. 1 класс. – М. :Просвещение, 2011.

  4. Анащенкова С. В., М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, М. В. Бойкина, С. И. Волкова, В. Г. Горецкий, М. Н. Дементьева, Л. М. Зеленина, В. П. Канакина, Л. Ф. Климанова, М. И. Моро, А. А. Плешаков, Н. И. Роговцева, С. В. Степанова, Н. А. Стефаненко, Т. Е. Хохлова . Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Сборник для учителей общеобразовательных учреждений. – М. :Просвещение, 2011.

  5. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Виноградская Л. А.. Литературное чтение. 1 класс. Учебн. для общеобразоват. учреждений с прилож. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч 1. – М. : Просвещение, 2011.

  6. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Виноградская Л. А.. Литературное чтение. Учебн. для общеобразоват. учреждений с прилож. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч 2. – М. : Просвещение, 2011.

  7. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Виноградская Л. А.. Литературное чтение. Поурочные разработки. 1 класс. – М.: Просвещение, 2011.

  8. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Виноградская Л. А.. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся в общеобразовательных учреждениях. – М.: Просвещение, 2011.

  9. Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение. 1 класс (диск CD-ROM), авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

  1. Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой (см. паспорт кабинета, электронные ресурсы).

  2. Словари по русскому языку (библиотека).

  3. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с тематикой (см. паспорт кабинета, электронные ресурсы).

  4. Детские книги разных типов из круга детского чтения (по мере необходимости в библиотеке)

  5. Портреты поэтов и писателей (см. паспорт кабинета, электронные ресурсы).

Техника чтения

1 класс 1 полугодие

( ноябрь)
* * *

Спала кошка на крыше. Она сжала лапки. Села около кошки птичка. Не сиди близко, птичка. Кошки очень хитры.

18 слов (Л. Толстой)
ДЕДУШКА
Мальчики Миша и Сережа жили у деда. Они помогали деду сушить сеть. Дедушка учил мальчиков ловить рыбу. Ребята любили работать с дедом.

(23 слова)

( декабрь)

Лев, медведь и лисица


Лев и медведь добыли мясо и стали за него драться. Медведь не хотел уступить, и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лисица увидала их мясо, подхватила его и убежала.

35 слов (Л. Толстой)


Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали, и в лужу упали.

31 слово (Л. Толстой )


1 класс

второе полугодие
В роще

Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мед с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Зайчик бежал к ручью. Ручей журчал по камням. Он работал. Ручей поил чистой водой людей и животных.


(К. Ушинский) 38 слов
Сторож

У утки были пушистые утята. Однажды лисица утащила утку. Мы научили собаку водить к реке утят. Вот собака важно идет к реке. Утята спешат за ней. Утята ныряют в воде. Потом они гуляют на лугу. Собака сидит и зорко охраняет утят.


(А. Седугин) 41 слово
скачать


Смотрите также:
Тришиной Татьяны Фёдоровны по литературному чтению 4А класс 2012 2013 учебный год рабочая программа
309.66kb.
Рабочая программа по литературному чтению на 2011 2012 учебный год
473.36kb.
Рабочая программа по литературному чтению на 2012 2013 учебный год Класс: 2 «Б» Образовательная система
303.08kb.
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» на 2011/2012 учебный год для 3 класса
342.91kb.
Седовой Оксаны Юрьевны по литературному чтению, 1 класс 2012 2013 учебный год пояснительная записка рабочая программа курса
557.3kb.
Андрукович Наталья Владимировна учитель начальных классов г. Кандалакша 2011 год
184.09kb.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена на основе Примерной программы по литературному чтению из книги «Примерные программы по учебным предметам»
486.21kb.
Рабочая программа По литературному чтению Класс 1 4 Учитель: Грачева Надежда Алексеевна 2011- 2014 учебный год
286.1kb.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению (1 «в» класс) Учебный год: 2010-2011 Учитель
104.51kb.
Рабочая программа по литературному чтению Учебный год 2012/ 2013 Учитель Фролова Наталья Анатольевна Предмет литературное чтение
452.87kb.
Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Литературное чтение»
805.91kb.
Рабочая программа по литературному чтению для умк «Школа России»
519.88kb.