Главная стр 1
скачать
Согласовано: Утверждаю:

На заседании МО Директор школы



Рабочая программа
по литературному чтению

1-4 класс

УМК «Школа России»

Разработала: учитель

Радченко Ольга Федоровна
2012 –2013 уч. год

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой.

Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Литературное чтение - это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества изучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственного дошкольникам, формирование в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.



Цели и задачи предмета «Литературное чтение»

Приоритетной целью обучения литературному чтению является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

-овладение осознанным, правильным, плавным слоговым чтением отдельных слов и предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами;

-освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

-овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации;

-воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.

-формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.



Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.



Место предмета «Литературное чтение» в учебном плане.

В 1 классе на курс «Литературное чтение» отведено 132 часа. В первом полугодии предмет изучается в курсе «Обучение грамоте» (4 часа в неделю). Во втором полугодии предмет изучается в курсе «Литературное чтение» (4 часа в неделю).



Содержание учебного предмета.

Содержание рабочей программы по предмету «Литературное чтение» полностью соответствует авторской программе Л.Ф. Климановой и др.



Результаты изучения предмета «Литературное чтение» в 1 классе.

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» в 1 классе являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.


Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 1 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 1 классе является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

  • осмысленно, правильно читать целыми словами;

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

  • подробно пересказывать текст;

  • составлять устный рассказ по картинке;

  • заучивать наизусть небольшие стихотворения;

  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

  • различать рассказ и стихотворение.


Требования к учащимся в конце обучения в 1 классе по программе «Литературное чтение».

  • Читать целыми словами с элементами слогового чтения трудных слов (темп чтения – не менее 30 слов в минуту при чтении незнакомого текста).

  • Понимать содержание прочитанного.

  • Уметь пересказывать небольшой текст своими словами и с опорой на картинку.

  • Находить заглавие текста, называть автора произведения.

  • Различать в практическом плане рассказ, сказку, стихотворение.

  • Помнить 3 – 4 авторов и название их произведений.

  • Знать наизусть не менее 5 стихотворений.


Требования к развитию речевых умений и навыков при работе с текстом в 1 классе.

Развитие навыка чтения

  • Сформировать основной способ чтения – чтение целыми словами – за счёт перечитывания текста с различными заданиями, а также путём целенаправленных упражнений, направленных на развитие приёмов чтения, чтения словами с ориентировкой на знак ударения, за счёт установки на целостное и одновременно дифференцированное восприятие буквенного состава слова.

  • Обучать шёпотному чтению как переходной форме к чтению про себя.

  • Развивать навык правильного осознанного чтения текста.

  • Упражнять в темповом чтении отрывков из произведений, учить соотносить темп чтения с содержанием прочитанного.

Развитие речевых умений.

  • Тренировать выразительно читать целыми словами, передавая при чтении различные интонации в зависимости от речевой задачи.

  • Учить озаглавливать текст, разбивать его на части с помощью картинного плана. Выделять в тексте опорные слова (с помощью учителя) для составления пересказа. Передавать впечатления от прочитанного своими словами. Находить в тексте слова для составления коллективного описания предметов, ситуации или героя.

Тематическое планирование по предмету «Литературное чтение», 1 класс - 40

часов.



п/п

Дата

Тема урока

Планируемые результаты

Вводный урок - (1 ч)

1




Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. Стр.3-4


Научатся: ориентироваться в учебнике, находить нужную главу в содержании учебника, понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий, предполагать на основе названия содержание главы, находить в словаре непонятные слова.


Жили - были буквы (7 ч)

2




В. Данько «Загадочные

буквы».


Стр. 5-8

Научатся: прогнозировать содержание раздела, расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом, выбирать книгу по заданному параметру, воспринимать на слух произведение, отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения, читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения, объяснять название произведения, выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения, описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт, передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев, определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения.

3




И.Токмаков «Аля, Кляксич

и буква А».

Стр.9-10


4




С. Чёрный «Живая азбука» Ф. Кривин «Почему «А» поёт, а «Б» нет» Стр.11-13

5




Г. Сапгир «Про медведя» М. Бородицкая «Разговор с пчелой»

И. Гамазкова «Кто как кричит?»

И. Гамазкова, Е. Григорьева «Живая азбука» Стр. 14-18.


6




С. Маршак «Автобус №26» Стр. 19-21

7




Из старинных книг. Разноцветные страницы. Стр. 22-25

8




Урок обобщения по разделу «Жили-были буквы»

Проекты «Создаем город букв», «Буквы - герои сказок» Стр.26-28



Научатся: составлять план пересказа прочитанного: что произошло в начале, потом, чем закончился рассказ, находить в стихах слова с созвучным окончанием, находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь, использовать приём звукописи при изображении различных героев, читать стихи наизусть, участвовать в конкурсе чтецов; декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца, проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя)

Загадки. Сказки. Небылицы. (7 ч)

9




Русская народная сказка

«Теремок»

Стр.30-37


Научатся: прогнозировать содержание раздела, подбирать книги на выставку в соответствии с темой раздела; рассказывать о ней в соответствии с коллективно составленным планом, обсуждать прочитанное, выбирать нужную книгу по заданным параметрам,

читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении — читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение, анализировать представленный в учебнике картинный план, соотносить иллюстрацию с содержанием текста,

рассказывать сказку на основе картинного плана,

отвечать на вопросы по содержанию произведения,

называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную


10




Русская народная сказка

«Рукавичка»

Стр.38-41


11




Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы. Стр.42-46

12




Рифмы Матушки Гусыни.

Король Пипин.

Дом, который построил

Джек.


Стр.47-51

13




А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» Стр. 52-53.

14




Русская народная сказка «Петух и собака» Стр.54-57

15




Урок обобщения. Викторина по сказкам. Оценка своих достижений. Стр. 58-62

Научатся: пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти, сравнивать народную и литературную сказку,

сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия,

отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам, работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание, проверять чтение друг друга, работая в парах и самостоятельно оценивать свои достижения

Апрель, апрель! Звенит капель... (5 ч)

16




А. Майков «Ласточка примчалась...» А. Плещеев «Травка зеленеет..» Стр.64-65 А. Майков «Весна» Т Белозёров «Подснежники» Стр.66

Научатся: прогнозировать содержание раздела, отбирать книги на выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом,

воспринимать на слух художественное произведение,

читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения, находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные, наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений, сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему; на разные темы, находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим; придумывать свои сравнения, отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки, сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике.

17




С. Маршак «Апрель» И. Токмакова «Ручей» Л. Ульяницкая Фонарик». Л. Яхнин «У дорожки». Стр.67-69

18




Е. Трутнева, «Когда это бывает?» В. Берестов «Воробушки» Р. Сеф «Чудо» Стр.70-71,73

19




Из старинных книг. Разноцветные страницы. Стр.74-77

20




Обобщение по теме. Проект «Составляем сборник загадок»

Оценка своих достижений. Стр. 72,78









оценивать свой ответ в соответствии с образцом, проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения,

учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом.

И в шутку и всерьёз (7 ч)

21




И. Токмакова «Мы играли в

хохотушки».

Я. Тайц «Волк»

Стр.5-7


Научатся: прогнозировать содержание раздела, подбирать книги к выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книгах с выставки в соответствии с коллективно составленным планом,

воспринимать на слух художественное произведение, учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом, читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг, отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста, определять настроение автора, объяснять смысл названия произведения, придумывать свои заголовки, находить слова, которые отражают характер героя, передавать при чтении настроение стихотворения, читать по ролям, отражая характер героя произведения,

исправлять допущенные ошибки при

22




Г. Кружков «Ррры». Н. Артюхова «Саша-дразнилка» Стр.8-11

23




К. Чуковский Федотка» О. Дриз «Привет» Стр. 12-13

24




О. Григорьев «Стук» И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка» И. Пивоварова «Кулинаки-пу линаки». Стр. 14-16

25




К. Чуковский «Телефон» Стр. 17-21

26




М. Пляцковский

«Помощник».

Стр.22-23


27




Из старинных книг. Обобщающий рок. Оценка своих достижений. Стр.24-28

повторном чтении, сравнивать произведения на одну и ту же тему; находить сходства и различия, оценивать свои достижения.

Я и мои друзья (7 ч)

28




Ю. Ермолаев «Лучший друг»

Е. Благинина «Подарок» Стр.31-33



Научатся: планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула, анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела, представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом,

прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух художественное произведение, обсуждать с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем, читать произведение, отражая настроение, высказывать своё мнение о прочитанном, обсуждать варианты доброжелательного и необидного способа общения. определять тему произведения и главную мысль, соотносить содержание произведения с пословицами, составлять план рассказа, сравнивать рассказы и стихотворения, оценивать свой ответ в соответствии с образцом.


29




В. Орлов «Кто первый?» С. Михалков «Бараны» Р. Сеф «Совет» Стр.34-37

30




И. Пивоварова «Вежливый ослик»

В. Берестов «В магазине

игрушек»

В Орлов «Если

дружбой...»

Я. Аким «Моя родня»

Стр.38-41


31




С. Маршак «Хороший

день»


Стр. 43-47.

32




По М. Пляцковскому «Сердитый дог Буль» Ю. Энтин «Про дружбу» Стр. 48-49

33




Из старинных книг. Разноцветные страницы. Стр.50-53

34




Обобщающий урок. Оценка своих достижений. Проект «Наш класс -дружная семья» Стр. 54



Научатся: планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом, участвовать в работе группы; распределять работу в группе; находить нужную информацию в соответствии с заданием; представлять найденную информацию группе.

О братьях наших меньших (6 ч)

35




С. Михалков «Трезор» Р. Сеф «Кто любит собак...» Стр.57-59

Научатся: планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула, анализировать книги на выставке

в соответствии с темой раздела, представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом прогнозировать содержание раздела.



36




В.Осеева «Собака яростно лаяла» И.Токмакова «Купите

собаку» Стр.60-6



37




М Пляцковский «Цап Царыпыч» Г.Сапгир «Кошка» Стр. 65-67.

Научатся: воспринимать на слух художественное произведение, учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, проявлять внимание друг к другу, читать произведение с выражением, сравнивать художественный и научно-популярный текст, определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя), называть особенности сказок — несказок; придумывать свои собственные сказки — несказки; находить сказки — несказки, в книгах,

характеризовать героя художественного текста на основе поступков, рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации,

оценивать свой ответ в соответствии с образцом, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок, рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.


38




В. Берестов. Лягушата. В.Лунин «Никого не обижай»

С.Михалков «Важный совет»



«Лисица и ёж» Стр. 68-71.

39




Д.Хармс «Храбрый ёж» Н.Сладкое. Лисица и еж. Аксаков. Гнездо. Художественные и научно-популярные тексты. Стр. 71-75

40




Обобщающий урок. Оценка своих достижений. Стр.76-78

скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс умк «Школа России»
208.27kb.
Рабочая программа по литературному чтению для умк «Школа России»
519.88kb.
Рабочая программа по литературному чтению на 2011 2012 учебный год
473.36kb.
Программа по литературному чтению для умк «Школа России»
520.26kb.
Рабочая программа по литературному чтению умк: «Начальная школа 21 века»
1128.37kb.
Рабочая программа по литературному чтению (систематический курс) умк «Школа России»
425.29kb.
Программа по литературному чтению. 1 класс. Умк «Начальная школа 21 века»
887.92kb.
Программа по литературному чтению, 4 класс умк «Перспективная начальная школа»
382.86kb.
Тришиной Татьяны Фёдоровны по литературному чтению 4А класс 2012 2013 учебный год рабочая программа
309.66kb.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена на основе Примерной программы по литературному чтению из книги «Примерные программы по учебным предметам»
486.21kb.
Тесты по литературному чтению 4 класс. Умк "Школа России"
31.01kb.
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс разработана на основе примерной программы начального общего образования по литературному чтению
752.74kb.