Главная | стр 1
средняя общеобразовательная школа № 551 Рабочая программа по математике (Система развивающего обучения Л.В.Занкова) Класс 1
Санкт-Петербург Учебно – тематическое планирование по математике.
Класс 1
всего 132 часа; в неделю 4 часа. Запланированных контрольных работ: 1 Планирование составлено на основе «Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Часть 1. Москва «Просвещение» 2010.»; «Сборник программ для начальной школы. Система Л.В.Занкова. Издательский дом «Фёдоров». Издательство «Учебная литература» 2010» «Математика». Авторы Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С. Учебник для 1 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С. Рабочие тетради по математике для 1 кл.: В 4 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа по математике разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по математике и авторской программы И.И.Аргинской (система развивающего обучения Л.В.Занкова) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Общая характеристика учебного предмета В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. В начальной школе у обучающихся формируются представления о числах как результате счета и измерения, о принципе записи чисел. Они учатся: выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, находить неизвестный компонент арифметического действия по известным, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с правилами порядка выполнения действий; накапливают опыт решения арифметических задач. Обучающиеся на опытно-наглядной основе знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных. Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок. В процессе обучения математике школьник учится участвовать в совместной деятельности при решении математических задач (распределять поручения для поиска доказательств, выбора рационального способа, поиска и анализа информации), проявлять инициативу и самостоятельность.
Дифференцированный подход к учащимся способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает их посильной работой и формирует у них положительное отношение к учебе. Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
Основные содержательные линии Основное содержание обучения в примерной программе представлено крупными разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с данными». Ценностные ориентиры содержания курса «Математика» В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
( аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения). Место предмета в базисном учебном плане На реализацию программы по математике в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 540 часов (4 часа в неделю): 1 класс: 132 часа, 2-4 классы - по 136 часов. Результаты изучения учебного предмета На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. В результате изучения курса математики, обучающиеся на ступени начального общего образования:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 класс (132 часа) Введение в математику: сравнение предметов, формирование пространственных отношений (в течение первого полугодия) Выделение различных признаков сравнения объектов (цвет, размер, форма, ориентация на плоскости или в пространстве и т.д.). Преобразование заданных объектов по одному или нескольким признакам. Рассмотрение различных параметров сравнения объектов (высокий -низкий, выше-ниже, широкий - узкий, шире - уже, далекий- близкий, дальше-ближе, тяжелый - легкий, тяжелее - легче и т.д.). Относительность проводимых сравнений.
Установление взаимно - однозначного соответствия между элементами множеств как основа отношений «больше», «меньше», «равно» между соответствующими рассматриваемым множествам числами. Знаки, используемые для обозначения этих отношений (=, >, <). Число как инвариантная характеристика класса равномощных конечных множеств. Знакомство с однозначными натуральными числами. Цифры как знаки, используемые для записи чисел. Сравнение чисел на основе сравнения соответствующих им множеств. Числовые равенства и неравенства. Верные и неверные равенства и неравенства. Упорядочивание и его многовариантность. Знакомство с простейшими способами упорядочивания в математике: расположение в порядке возрастания и в порядке убывания. Упорядочивание расположения множеств с разным количеством элементов и соответствующих им чисел. Знакомство с натуральным рядом в пределах однозначных чисел. Основные свойства натурального ряда. Отрезок натурального ряда чисел. Сходство и различие между натуральным рядом и его отрезком. Число «ноль», его запись и место среди других однозначных чисел. Характеристика ряда целых неотрицательных чисел как особой последовательности, отличной от натурального ряда.
Устная и письменная нумерация в пределах четырех первых десятков, а также двузначных чисел, оканчивающихся нулем. Изучение действий (45 часов)
Выполнение сложения различными способами: пересчитыванием, присчитыванием, движением по натуральному ряду. Состав чисел первого и второго десятков (рассмотрение случаев получения чисел из двух и большего количества слагаемых). Составление таблицы сложения на основе получения чисел из двух однозначных натуральных слагаемых. Переместительное свойство сложения. Сокращение таблицы сложения на основе использования этого свойства. Сокращение таблицы сложения на основе расположения чисел в натуральном ряду. Сложение с нулем. Вычитание. Знак вычитания (–). Термины, связанные с вычитанием: разность, значение разности, уменьшаемое, вычитаемое. Выполнение вычитания различными способами: пересчитыванием остатка, отсчитыванием по единице, движением по натуральному ряду. Связь между действиями сложения и вычитания. Использование таблицы сложения для выполнения вычитания на основе этой связи. Вычитание нуля из натурального числа. Знакомство с сочетательным свойством сложения и свойствами вычитания: вычитанием числа из суммы и суммы из числа. Сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах двух десятков. Рассмотрение различных способов выполнения этих операций. Использование таблицы сложения как основной способ их выполнения. Изучение элементов алгебры (12 часов)
Понятие об уравнении как особом виде равенств. Первое представление о решении уравнения. Корень уравнения. Решение уравнений вида х + а = b, а – х = b различными способами (подбором, движением по натуральному ряду, с помощью таблицы сложения, на основе связи между сложением и вычитанием). Изучение элементов геометрии (20 часов) Ориентация в пространстве и на плоскости: «слева», «справа», «вверху», «внизу», «над», «под», «перед», «за», «посередине», «между», а также их сочетания (например, «вверху слева» и т.д.). Осознание относительности этих положений в зависимости от положения наблюдателя. Знакомство с линиями - прямой, кривой, ломаной. Первое представление о бесконечности прямой. Линии и точки. Их взаимное расположение относительно друг друга. Луч и отрезок. Сходство и различие между прямой, лучом и отрезком. Построение прямых, лучей и отрезков при помощи чертежной линейки (без делений). Обозначение прямых, лучей и отрезков при помощи букв латинского алфавита. Построение отрезка, равного данному, при помощи циркуля и чертежной линейки. Сложение и вычитание отрезков при помощи этих инструментов. Взаимное расположение на плоскости прямых, лучей и отрезков. Пересекающиеся и непересекающиеся прямые, лучи и отрезки. Первое представление об угле. Различные интерпретации понятия «угол»: как фигуры, образованной двумя лучами, выходящими из одной точки, и как части плоскости, ограниченной такими лучами. Знак, обозначающий угол на письме (угол). Прямой, острый и тупой углы. Соотношение между видами углов. Установление вида угла при помощи угольника. Построение углов. Их обозначение при помощи букв. Незамкнутые и замкнутые ломаные и кривые линии. Взаимное расположение кривых и ломаных линий с точками, прямыми, лучами и отрезками. Первое представление о многоугольнике. Классификация многоугольников по числу углов. Простейший многоугольник - треугольник. Уточнение геометрической терминологии, знакомой из дошкольного детства. Сравнение реально встречающихся объемных предметов. Выделение групп предметов, сходных по форме. Соотнесение выделенных групп с геометрическими моделями призмы, пирамиды, цилиндра, конуса и шара. Знакомство с названиями перечисленных объемных тел. Выделение на поверхности объемных тел знакомых плоскостных геометрических фигур. Изучение величин (10 часов) Сравнение отрезков и их моделей приложением, наложением, на глаз, при помощи циркуля. Длина отрезка. Понятие мерки. Сравнение длин отрезков при помощи произвольно выбранных мерок. Основное правило использования мерок при сравнении. Числовая характеристика отношения длины отрезка к выбранной мерке, ее зависимость от выбора мерки. Знакомство с общепринятыми мерами измерения длины: сантиметром (см), дециметром (дм) и метром (м). Соотношения: 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м. Знакомство с инструментами для измерения длины: измерительной линейкой, складным метром, рулеткой и др. Измерение длины отрезков при помощи одной или двух общепринятых мер (например, 16 см и 1 дм 6 см). Построение отрезков заданной длины при помощи измерительной линейки. Работа с задачами (подготовительный этап, в течение года) Составление рассказов математического содержания к рисунку. Упорядочивание нескольких данных рисунков и создание по ним сюжета, включающего математические отношения. Дополнение нескольких связанных между собой рисунков недостающим для завершения предложенного сюжета. Внесение изменений, устраняющих искажения смысла сюжета, в данные рисунки. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ (4 ЧАСА В НЕДЕЛЮ).
Числа и величины Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Арифметические действия Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Работа с текстовыми задачами Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Пространственные отношения. Геометрические фигуры Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус. Геометрические величины Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр и площадь различных фигур прямоугольной формы. Работа с информацией Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности. Школьники учатся выделять признаки и свойства объектов: простое заучивание правили определений уступает место установлению отличительных математических признаков объекта (например, прямоугольника, квадрата), поиску общего и различного во внешних признаках (форма, размер), а также числовых характеристиках (периметр, площадь). Ученики выявляют изменения, происходящие с математическими объектами, устанавливают зависимости между ними в процессе измерений, осуществляют поиск решения текстовых задач, проводят анализ информации, определяют с помощью сравнения (сопоставления) характерные признаки математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур, зависимостей, отношений). Обучающиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи). В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания, предложения), уточняющие их смысл. Школьники учатся ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда. Основные виды учебной деятельности
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их математического развития:
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу первого класса Обучающиеся должны владеть общеучебными умениями: - выявлять общие признаки группы объектов; сравнивать объекты по выделенным признакам; классифицировать предметы и объекты; - устанавливать простейшие закономерности; - выделять информацию, содержащуюся в тексте или рисунке, работать с ней; - воспринимать и осмысливать звучащую речь; - выделять вопросы в речи и отвечать на них.
иметь представление: - о натуральном числе и числе «ноль»; -о натуральном ряде чисел и его отрезке, об их свойствах, сходстве и различии; знать/понимать: - математические знаки цифры, больше (>), меньше (<), равно (=); - названия всех чисел первого и второго десятков и круглых двузначных чисел; уметь:
- прочитать и записать любое изученное число; - устанавливать отношения между ними. По разделу «Изучение действий» иметь представление: - о смысле операций сложения и вычитания и о связи между сложением и вычитанием; - о свойствах вычитания: вычитание числа из суммы и суммы из числа; знать/понимать: - знаки и термины, связанные со сложением и вычитанием; - переместительное свойство сложения; - таблицу сложения в пределах получения числа 10; уметь: - выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через десяток на уровне автоматизированного навыка. По разделу «Изучение элементов алгебры» знать/понимать: -термины: уравнение, равенство, неравенство, выражение; уметь:
-решать уравнения вида х + а = b и а + х = b различными способами. По разделу «Изучение элементов геометрии» иметь представление: - о геометрических фигурах: линиях - прямой, кривой, ломаной, луче, отрезке; углах - прямом, остром и тупом - и о соотношении между ними, о многоугольниках и их классификации по числу углов; -о разнице между плоскостными и объемными фигурами и об объемных телах: шаре, цилиндре, конусе, призме, пирамиде; знать/понимать: - термины: точка, линия, прямая, кривая, ломаная, луч, отрезок, угол, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал; уметь: - чертить прямые, лучи, отрезки, ломаные, углы; - обозначать знакомые геометрические плоскостные фигуры буквами латинского алфавита; - находить в окружающем мире знакомые плоскостные и объемные фигуры. По разделу «Изучение величин» знать/понимать: - единицы длины: метр (м), дециметр (дм), сантиметр (см) и соотношения: 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м; уметь:
- определять длину данного отрезка при помощи измерительной линейки; - строить отрезки заданной длины при помощи циркуля и чертежной линейки, а также при помощи измерительной линейки; - выражать длину отрезка, используя разные единицы ее измерения (например, 2 дм и 20 см, 1 м 3 дм и 13 дм).
уметь:
- восстанавливать сюжет по рисункам; - рассматривать один и тот же рисунок с разных точек зрения и отражать их в связных математических рассказах; - изменять математический рассказ в зависимости от выбора рисунка.
Обозначения: Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс); К – полный комплект (на каждого ученика класса); Ф – комплект для фронтальной работы не менее одного на двух учеников); П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся) Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой: Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С. Математика. Учебник для 1 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. Математика. Учебники для 2, 3, 4 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С. Рабочие тетради по математике для 1 кл.: В 4 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Бененсон Е.П., Итина Л.С. Рабочие тетради по математике для 2, 3, 4 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Методические пособия для учителя по курсу «Математика» для 1, 2, 3, 4 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Аргинская И.И. Сборник заданий по математике для самостоятельных, проверочных и контрольных работ в начальной школе. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Примерное планирование уроков математики для 1-2, 3-4 классов / Е.В. Вороницына, О.В. Федоскина. - Самара: Издательский дом «Федоров» Смотрите также: Рабочая программа по математике (Система развивающего обучения Л. В. Занкова) Класс 1 Санкт-Петербург Учебно тематическое планирование по математике
290.84kb.
Рабочая программа по изо (Система развивающего обучения Л. В. Занкова) Класс 1 Санкт-Петербург Учебно тематическое планирование по изо. Класс 1
332.42kb.
Рабочая программа по литературному чтению (Система развивающего обучения Л. В. Занкова) Класс 1 Санкт-Петербург, 2011 г
325.79kb.
Рабочая программа по окружающему миру (Система развивающего обучения Л. В. Занкова) Класс 1 2011-2012 учебный год Санкт-Петербург
314.04kb.
Рабочая программа по русскому языку (Система развивающего обучения Л. В. Занкова) Класс 1
355.55kb.
Пояснительная записка Рабочая программа разработана в русле системы развивающего обучения Л. В. Занкова на основе Примерной программы по математике (стандарты второго поколения), программы Л. Г
271.02kb.
Система Л. В. Занкова (фгос) Система развивающего обучения Л. В. Занкова
63.04kb.
Рабочая программа по музыке в 1 классе (система развивающего обучения Л. В. Занкова)
675kb.
Рабочая программа по математике Ступень обучения (класс) основное общее образование (фгос) Класс 5«А», 5
347.27kb.
Программа по математике, 3 класс
420.74kb.
Рабочая программа по математике на 2010-2015гг срок обучения в 5 6 классах
210.33kb.
Рабочая программа по математике на 2010-2015гг срок обучения в 5-9 классах 247.54kb.
|