Главная | стр 1
средняя общеобразовательная школа № 8 ст. Новорождественской муниципального образования Тихорецкий район имени Героя Советского Союза Георгия Алексеевича Бочарникова ![]() РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По математике Ступень обучения (класс) основное общее образование (ФГОС) Класс 5«А», 5 «В» Количество часов 170 часов Учитель Ткачева Елена Васильевна Программа разработана на основе примерной программы «Математика. 5-9 классы.» - Москва: Просвещение, 2011 год РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «МАТЕМАТИКА» 5–6-й классы I. Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы по математике 5-9 классы, рабочей программы «МАТЕМАТИКА» Предметная линия «СФЕРЫ». Математика является одним из основных, системообразующих предметов школьного образования. Такое место математики среди школьных предметов обусловливает и её особую роль с точки зрения всестороннего развития личности учащихся. При этом когнитивная составляющая данного курса позволяет обеспечить как требуемый государственным стандартом необходимый уровень математической подготовки, так и повышенный уровень, являющийся достаточным для углубленного изучения предмета. Математика – наука о наиболее общих и фундаментальных структурах реального мира, является важнейшим источником принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно-технический прогресс человечества напрямую связан с развитием математики. Поэтому, с одной стороны, без знания математики невозможно выработать адекватное представление о мире. С другой стороны, математически образованному человеку легче войти в любую новую для него объективную проблематику. Математик позволяет успешно решать практические задачи: оптимизировать семейный бюджет и правильно распределять время, критически ориентироваться в статистической, экономической и логической информации, правильно оценивать рентабельность возможных деловых партнёров и предложений, проводить несложные инженерные и технические расчёты для практических задач. Математическое образование – это испытанное столетиями средство интеллектуального развития в условиях массового обучения. Такое развитие обеспечивает принятым в качественном математическом образовании систематическим, дедуктивным изложением теории в сочетании с решением хорошо подобранных задач. Успешное изучение математики облегчает и улучшает изучение других учебных дисциплин. Для многих школьная математика является необходимым элементом предпрофессиональной подготовки. В связи с этим принципиально важно согласование математики и других учебных предметов. Хотя математика – единая наука без чётких граней между разными её разделами, ниже информационный массив курса в соответствии с традицией разбит на разделы: «Арифметика», «Алгебра», «Геометрия», «Математический анализ», «Вероятность и статистика», по этому данные разделы концентрически изучаются в каждом классе. Распределение часов по разделам представлено в таблице:
Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей: 1) в направлении личностного развития:
2) в метапредметном направлении:
3) в предметном направлении: • овладение математическими знаниями и умениями, не обходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни; • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности. II. Общая характеристика учебного предмета «Математика» В основе содержания обучения математике лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: предметной, коммуникативной, организационной и общекультурной. В соответствии с этими видами компетенций нами выделены главные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Математика». Предметная компетенция. Под предметной компетенцией понимается осведомлённость школьников о системе основных математических представлений и овладение ими необходимыми предметными умениями. Формируются следующие образующие эту компетенцию представления: о математическом языке как средстве выражения математических законов, закономерностей и т.д.; о математическом моделировании как одном из важных методов познания мира. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: создавать простейшие математические модели, работать с ними и интерпретировать полученные результаты; приобретать и систематизировать знания о способах решения математических задач, а также применять эти знания и умения для решения многих жизненных задач. Коммуникативная компетенция. Под коммуникативной компетенцией понимается сформированность умения ясно и чётко излагать свои мысли, строить аргументированные рассуждения, вести диалог, воспринимая точку зрения собеседника и в то же время подвергая её критическому анализу, отстаивать (при необходимости) свою точку зрения, выстраивая систему аргументации. Формируются образующие эту компетенцию умения, а также умения извлекать информацию из разного рода источников, преобразовывая её при необходимости в другие формы (тексты, таблицы, схемы и т.д.). Организационная компетенция. Под организационной компетенцией понимается сформированность умения самостоятельно находить и присваивать необходимые учащимся новые знания. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: самостоятельно ставить учебную задачу (цель), разбивать её на составные части, на которых будет основываться процесс её решения, анализировать результат действия, выявлять допущенные ошибки и неточности, исправлять их и представлять полученный результат в форме, легко доступной для восприятия других людей. Общекультурная компетенция. Под общекультурной компетенцией понимается осведомленность школьников о математике как элементе общечеловеческой культуры, её месте в системе других наук, а также её роли в развитии представлений человечества о целостной картине мира. Формируются следующие образующие эту компетенцию представления: об уровне развития математики на разных исторических этапах; о высокой практической значимости математики с точки зрения создания и развития материальной культуры человечества, а также о важной роли математики с точки зрения формировании таких важнейших черт личности, как независимость и критичность мышления, воля и настойчивость в достижении цели и др. III. Описание места учебного предмета «Математика» в учебном плане В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Математика» изучается в 5-6 классах по 5 часов в неделю, всего 340 часов. Предмет «Математика» в 5—6 классах включает арифметический материал, элементы алгебры и геометрии, а также элементы вероятностно-статистической линии.
Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития: 1) в личностном направлении: • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; ![]() ![]() ![]() ![]() некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
2) в метапредметном направлении:
3) в предметном направлении:
теоремы;
V. Содержание учебного предмета «Математика» 5-й класс Математика (170 часов) Линии.(9ч) Разнообразный вид линий. Виды линий. Внутренняя и внешняя области. Прямая. Части прямой. Луч. Отрезок. Ломаная. Длина линий. Как сравнить два отрезка. Единицы длины. Длина отрезка. Длина ломаной. Как измерить длину кривой. Окружность и круг. Радиус и диаметр окружности. Натуральные числа (12ч) Как записывают и читают числа. Римская нумерация. Десятичная нумерация. Натуральный ряд. Сравнение чисел. Координатная прямая. Изображение чисел точками на координатной прямой. Округление натуральных чисел. Как округляют натуральные числа. Правило округления натуральных чисел. Комбинаторные задачи. Примеры решения комбинаторных задач перебором вариантов. Дерево возможных вариантов. Действия с натуральными числами. (21ч) Сложение натуральных чисел. Свойства нуля при сложении. Вычитание натуральных чисел как действие, обратной сложению. Свойства нуля при вычитании. Прикидка и оценка суммы. Умножение натуральных чисел. Свойства нуля и единицы при умножении. Деление натуральных чисел как действие, обратное умножению. Свойства нуля и единицы при делении. Правила порядка действий. Вычисление значений числовых выражений. О смысле скобок; составление и запись числовых выражений. Степень числа. Возведение натурального числа в степень, квадрат и куб. Вычисление значений выражений, содержащих степень. Решение текстовых задач арифметическим способом. Движения в противоположных направлениях, скорость сближения, скорость удаления. Движение по реке, скорость движения по течению, против течения. Использование свойств действий при вычислениях (10ч) Свойства сложения и умножения. Переместительное и сочетательное свойства. Удобные вычисления. Распределительное свойство умножения относительно сложения. Примеры вычислений с использованием распределительного свойства. Решение задач на части. Задачи на уравнения. Углы и многоугольники. (9ч) Как обозначаются и сравниваются углы. Угол. Биссектриса угла. Виды углов. Величины. Как измерить величину угла. Построение угла заданной величины. Многоугольники. Периметр многоугольника. Диагональ многоугольника. Выпуклые многоугольники. Делимость чисел. (16ч) Делители числа. Кратные числа. Простые числа. Составные числа и число 1. Решето Эратосфена. Делимость произведения. Делимость суммы. Контрпример. Признаки делимости на 10, на 5, на 2. Признаки делимости на 9 и на 3. Примеры деления чисел с остатком. Остатки от деления. Треугольники и четырехугольники. (10ч) Треугольники и их виды. Классификация треугольников по сторонам. Равнобедренный треугольник. Классификация треугольников по углам. Прямоугольник. Квадрат. Построение прямоугольника. Периметр прямоугольника. Диагонали прямоугольника. Равные фигуры. Признаки равенства. Площадь фигуры. Площадь прямоугольника. Площадь арены цирка. Дроби. (19ч) Деление целого на доли. Что такое дробь. Правильные и неправильные дроби. Изображение дробей точками на координатной прямой. Основное свойство дроби. Равные дроби. Приведение дроби к новому знаменателю. Сокращение дробей. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями. Приведение дробей к общему знаменателю, сравнение дробей с разными знаменателями. Некоторые другие приемы сравнения дробей. Деление и дроби. Представление натуральных чисел дробями. Действия с дробями. (35ч) Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Смешанная дробь. Выделение целой части из неправильной дроби и представление смешанной дроби в виде неправильной. Сложение и вычитание смешанных дробей. Правило умножения дробей. Умножение дроби на натуральное число и смешанную дробь. Решение задач. Взаимообратные дроби. Правило деления дробей. Нахождение части целого. Нахождение целого по его части. Решаем знакомую задачу. Задачи на движение. Многогранники. (11ч) Геометрические тела. Многогранники. Изображение пространственных тел. Параллелепипед, куб. Пирамида. Единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда. Что такое развертка. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. И пирамиды. Таблицы и диаграммы. (9) Как устроены таблицы. Чтение таблиц. Как составлять таблицы. Диаграммы. Столбчатые диаграммы, чтение и построение диаграмм. Круговые диаграммы, чтение круговых диаграмм. Примеры опросов общественного мнения. Сбор и представление информации. Повторение и итоговый контроль. (9ч) 6-й класс Математика (170 часов) Дроби и проценты. (20ч) Дробь, числитель и знаменатель дроби. Основное свойство дроби. Приведение дроби к новому знаменателю. Сокращение дробей. Правила действий с дробями: сложение, вычитание, умножение, деление дробей. Задачи на совместную работу. «Многоэтажные» дроби. Нахождение части от числа. Нахождение числа по его части. Какую часть одно число составляет от другого. Понятие процента. Решение задач на нахождение процента от величины, на увеличение величины на несколько процентов. Особенности представления данных на столбчатых и круговых диаграммах. Построение диаграмм. Прямые на плоскости и в пространстве. (7ч) Вертикальные углы. Перпендикулярные прямые. Смежные углы. Параллельность. Снова перпендикулярность. Прямые в пространстве. Расстояние между двумя точками. Расстояние от точки до фигуры. Расстояние между параллельными прямыми. Расстояние от точки до плоскости. Десятичные дроби. (9ч) Десятичная запись чисел. Переход от десятичной дроби к обыкновенной и наоборот. Изображение десятичных дробей точками на координатной прямой. Десятичные дроби и метрическая система мер. Признак обратимости обыкновенной дроби в десятичную. Десятичные представления некоторых обыкновенных дробей. Выражение величин дробями. Равные десятичные дроби. Сравнение и упорядочивание десятичных дробей. Сравнение обыкновенной дроби и десятичной. Действия с десятичными дробями. (27ч) Сложение десятичных дробей. Вычитание десятичных дробей. Действия с обыкновенными и десятичными дробями. Решение задач. Умножение десятичной дроби на единицу с нулями. Деление десятичной дроби на единицу с нулями. Переход от одних единиц измерения к другим. Умножение десятичной дроби на десятичную дробь. Умножение десятичной дроби га натуральное число. Возведение десятичной дроби в квадрат и куб, умножение десятичной дроби на обыкновенную. Разные действия с десятичными дробями. Решение задач. Случай, когда частное выражается десятичной дробью (деление десятичной дроби на натуральное число, на десятичную дробь). Вычисление частного десятичных дробей в общем случае. Решение задач на движении. Что значит округлить десятичную дробь. Правило округления десятичных дробей. Приближённое частное. Окружность. (9ч) Взаимное расположение прямой и окружности. Построение касательной. Две окружности. Построение точки, равноудаленной от концов отрезка. Построение треугольников по трём сторонам. Неравенство треугольника. Цилиндр, конус, шар. Сечение. Отношения и проценты. (17ч) Отношение двух чисел. Деление в данном отношении. Решение задач на деление в данном отношении. Отношение величин. Масштаб. Представление процента десятичной дробью. Выражение дроби в процентах. Выражение дроби в процентах. Вычисление процентов от величины. Нахождение величины по её проценту. Увеличение и уменьшение величины на несколько процентов. Округление и прикидка. Нахождение процентного отношения. Решение текстовых задач. Выражения. Формулы. Уравнения. (15ч) Математические выражения. Буквенные выражения. Математические предложения. Числовое значение буквенного выражения. Допустимые выражения букв в выражении. Составление выражения по условию задачи с буквенными данными. Некоторые геометрические формулы. Формула стоимости. Формула пути. Число π. Формула длины окружности. Формула площади круга. Формула объёма шара. Вычисление размеров фигур, ограниченных окружностями и их дугами. Вычисления, связанные с цилиндром и шаром. Уравнение как перевод условия задачи на математический язык. Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Симметрия. (8ч) Точка, симметричная относительно прямой. Симметрия и равенство. Зеркальная симметрия. Симметрия фигур. Прямоугольник, равнобедренный треугольник, окружность. Симметрия в пространстве. Симметрия относительно точки. Центр симметрии фигуры. Задачи на разрезание и составление фигур. Геометрия на клетчатой бумаге. Целые числа. (13ч) Числа, противоположные натуральным. Множество целых чисел. Ряд целых чисел. Изображение целых чисел точками на координатной прямой. Сравнение и упорядочивание целых чисел. Сложение целых чисел одного знака, разных знаков. Сумма противоположных чисел. Вычисление суммы нескольких целых чисел. Вычисление числовых значений буквенных выражений. Правило нахождения разности двух целых чисел. Вычисление значений выражений, содержащих только действия сложения и вычитания. Вычисление значений буквенных выражений. Умножение целых чисел. Деление целых чисел. Разные действия с целыми числами. Рациональные числа. (17ч) Рациональные числа: положительные и отрицательные числа (целые и дробные); противоположные числа. Изображение рациональных чисел точками координатной прямой. Сравнение рациональных чисел с помощью координатной прямой. Установление отношений «больше» («меньше») между рациональными числами. Понятие модуля числа. Правила сложения рациональных чисел одного знака, разных знаков. Свойства сложения, свойство нуля при сложении. Вычитание рациональных чисел. Умножение и деление рациональных чисел, правила знаков при умножении и делении. Свойства умножения, свойства 0, 1 и -1 при умножении. Равенство Многоугольники и многогранники. (9ч) Параллелограмм. Свойства параллелограмма. Виды параллелограммов. Какой многоугольник называется правильным. О правильном шестиугольнике. Окружность и правильный многоугольник. Правильные многогранники. Равновеликие и равносоставленные фигуры. Площадь параллелограмма и треугольника. Призмы. Параллелепипед. Развёртка призмы. Призмы в архитектуре. Множества. Комбинаторика. (8ч) Множество, элемент множества. Задание множеств перечислением элементов, характеристическим свойством. Стандартные обозначения числовых множеств. Пустое множество и его обозначение. Подмножество, иллюстрация отношения включения с помощью кругов Эйлера. Объединение множеств, пересечение множеств; иллюстрации с помощью кругов Эйлера. Понятие о классификации. Решение комбинаторных задач перебором вариантов, построение дерева возможных вариантов. Теоретико-множественные модели некоторых комбинаторных задач. Повторение и итоговый контроль. (11ч) VI. Тематическое планирование и виды деятельности учащихся МАТЕМАТКА 5—6 классы (340 часов)
VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «Математика» Оснащение процесса обучения математике обеспечивается библиотечным фондом печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения, учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием. В библиотечный фонд входят Стандарт по математике, примерные
В комплект печатных пособий целесообразно включить таблицы по математике, в которых должны быть представлены правила действии с числами таблицы метрических мер, основные сведения о плоских и пространственных геометрических фигурах, основные математические формулы, соотношения, законы, графики функции. Целесообразно иметь в наличии информационные средства обучения - мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания, ориентированные на систему дистанционного обучения либо имеющие проблемно-тематический характер и обеспечивающие дополнительные условия для изучения отдельных тем и разделов Стандарта. Эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в том числе в форме тестового контроля). Инструментальная среда должна предоставлять возможность построения и исследования геометрических чертежей, графиков функций, проведения числовых и вероятностно-статистических экспериментов Минимальный набор учебного оборудования включает.
1.1. Нормативные документы: Примерная программа основного общего образования по математике, Планируемые результаты освоения программы основного общего образования по математике. 1.2. Бунимович Е.А., Кузнецов Л.В., Минаев С.С., Рослова Л.О., Суворова С.Б. «Рабочие программы «МАТЕМАТИКА». Предметная линия учебников «СФЕРЫ»». –М.: Просвещение.2011г. 1.3. Учебники:
1.4.Учебные пособия:
1.5.Методические пособия для учителя: 1. Кузнецова Л.В. Математика. Поурочное тематическое планирование 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений./ Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева, Л.В.Рослова и др. – М.: Просвещение,2011. 2. Кузнецова Л.В. Математика. Поурочное тематическое планирование 6 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений./ Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева, Л.В.Рослова и др. – М.: Просвещение,2011.
2.1.Таблицы по математике для 5-6 классов. 2.2.Портреты выдающихся деятелей математики.
3.1.Мультимедийные обучающие программы и электронные издания по основным разделам курса математик. 3.2.Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы. 3.3.Инструментальная среда по математике. 3.4.Сайт интернет - поддержки УМК «Сферы»: www.spheres.ru
Видеофильмы по истории развития математики, математических идей и методов. 5. Технические средства обучения. 5.1.Мультимедийный компьютер. 5.2.Мультимедиапроектор. 5.3.Экран (на штативе или навесной) 5.4.Интерактивная доска.
6.1.Доска магнитная с координатной сеткой. 6.2.Комплект чертёжных инструментов (классных и раздаточных), линейка, транспортир, угольник (300, 600, 900), угольник (450, 90), циркуль. 6.3.Комплекты планиметрических и стереометрических тел (демонстрационных и раздаточных). 6.4.Комплект для моделирования (цветная бумага, картон, калька, клей, ножницы, пластилин).
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность:
Действительные числа Выпускник научится:
Выпускник получит возможность:
Измерения, приближения, оценки Выпускник научится:
Выпускник получит возможность:
понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных. Алгебраические выражения Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приемов; применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса (например, для нахождения наибольшего/наименьшего значения выражения). Уравнения Выпускник научится:
Выпускник получит возможность:
Неравенства Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Описательная статистика Выпускник научится использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных. Выпускник получит возможность приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.
Выпускник научится находить относительную частоту и вероятность случайного события. Выпускник получит возможность приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе, с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов.
Выпускник научится решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций. Выпускник получит возможность научиться некоторыми специальным приемам решения комбинаторных задач.
Наглядная геометрияВыпускник научится:
Выпускник получит возможность:
Геометрические фигуры Выпускник научится:
Выпускник получит возможность:
Измерение геометрических величин Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Учитель математики
Смотрите также: Рабочая программа по математике Ступень обучения (класс) основное общее образование (фгос) Класс 5«А», 5
347.27kb.
Рабочая программа по кубановедению Ступень обучения (класс): основное общее образование 9 класс
75.03kb.
Рабочая программа По литературе Ступень обучения (класс) основное общее образование (6 «Б» класс) Количество часов 68
42.57kb.
Рабочая программа по истории Ступень обучения (класс): основное общее образование, 9 класс
696.32kb.
Рабочая программа по географии Ступень обучения (класс) основное общее образование 8 класс Количество часов 68 часов
66.7kb.
Рабочая программа по геометрии Ступень обучения (класс) 10-11 класс среднее (полное) общее образование Количество часов 136
365.1kb.
Рабочая программа по кубановедению Ступень обучения (класс): среднее общее образование, 10 класс
159.4kb.
Рабочая программа по предмету Русский язык (указать предмет, курс, модуль) Ступень обучения (класс) основное общее 5
996.23kb.
Программа по литературе Ступень обучения, класс среднее (полное) общее образование, 11 класс
117.32kb.
Рабочая программа по русскому языку Ступень обучения среднее (полное) общее образование класс 10 Количество часов 68 часов
147.5kb.
Рабочая программа по русскому языку Ступень обучения основное общее образование (6 класс) Количество часов 204ч.
689.65kb.
Рабочая программа по биологии Ступень обучения (класс) общее 6 класс Количество часов: 68 Уровень: базовый 119.91kb.
|