Главная стр 1
скачать
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение,

средняя общеобразовательная школа № 11


«Рассмотрено» «Утверждено»
на заседании педагогического совета приказ № 123

протокол № 1 от « 31» августа 2012 г. от «31» августа 2012 г.




Рабочая программа

по обществознанию для 6-9 классов

разработана на основе Примерной программы

основного (общего) образования по обществознанию 2004 года


Разработал: Юнгина В.Ф.,

учитель истории и обществознания

н.п. Зареченск

2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа разработана на основе:

- Примерной программы основного общего образования по обществознанию;

- Авторской программы по обществознанию под редакцией Л. Н. Боголюбова (М.: Просвещение, 2009).

Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:

* развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

* воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

* освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

* овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

* формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Примерная программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.

Первый этап (6 кл.) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.

Второй этап (7-9 кл.) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.

На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.

Место предмета «Обществознание» в учебном плане школы определяется Региональным базисным учебным планом для образовательных учреждений Мурманской области (приказ комитета по образованию Мурманской области от 30.06.2006 №811). Продолжительность учебного года определена приказом образовательного учреждения (№ ___от _____): 6-8 классы - 35 недель, 9 класс - 34 недели.

Рабочая программа отводит 139 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в 6, 7, 8 классах по 35 часов, в 9 классе 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

Рабочая программа выстроена в логике Авторской под ред. Л. Н. Боголюбова, поэтому распределение предметных тем по разделам (при полном соответствии содержания) несколько отличается от Примерной программы. Часы резерва в 6 классе использованы на вводный урок, уроки повторения и итогового обобщения (7 ч), в 7-9 классах - на изучение содержательных линий «Право» (7 ч), «Социальная сфера» (1 ч), «Политика и социальное управление» (2 ч).

Региональный компонент реализуется путём изучения отдельных вопросов программы на уроках основного курса обществознания.
Учебно – тематическое планирование для 6 класса

Примерная программа

Рабочая программа

Содержательные линии

Кол-во часов

название раздела, темы

Кол-во часов

Человек и общество

6

Человек

5

Школа

1

Духовная культура

4

Человек

1

Школа

2

Труд

1

Экономика

4

Семья

2

Труд

3

Социальная сфера

6

Семья

2

Добродетели

4

Политика и право

6

Родина

5

Семья

1

Резерв

9

Вводный урок

1

Уроки повторения

7

Итоговый урок

1

Всего

35

Всего

35

Учебно-тематическое планирование для 7-9 класса



Примерная программа


Рабочая программа

7 класс

8 класс

9 класс

содержательные линии

кол-во часов

название

разделов


кол-во часов

название

разделов


кол-во часов

название

разделов


кол-во часов

Общество

8

-

-

Личность и общество

8

-

-

Человек

10


Человек

8

Личность и общество

2

-

-

Сфера духовной культуры

8

-

-

Сфера духовной культуры

8

-

-

Экономика

22

Человек и экономика

10

Экономика

12

-

-

Социальная сфера

14

Человек и другие люди

6

Социальная сфера

5

Социальная сфера

4

Политика и социальное управление

10

-

-

-

-

Политика и социальное управление

12

Право

22

Человек и закон

11

-

-

Право

18


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (139 ч)

6 класс (35 ч)
Вводный урок (1 ч)

Тема 1. «Человек» (7 ч)

Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность — биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность.

Что такое личность. Индивидуальность — плохо или хорошо? Сильная личность — какая она?

Легко ли быть подростком? Отрочество — пора мечтаний. Самостоятельность — показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.

Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен.

Человек и его деятельность. Жизнь человека многогранна. Какие бывают потребности. Мир мыслей. Мир чувств.



Тема 2. «Семья» (6 ч)

Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи.

Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам.

Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби.



Тема 3. «Школа» (4 ч)

Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться.

Ты и другие ребята. Слово не воробей.

Тема 4. «Труд» (5ч)

Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает.

Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве.

Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких — залог успеха. Выбор жизненного пути.



Тема 5. «Родина» (6 ч)

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Русский язык — государственный. За что мы любим свою страну. Герб России. Флаг. Гимн. Гражданин. Права и обязанности граждан России.

Что говорит закон. Мы — дети разных народов, мы — один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность.

Тема 6. «Добродетели» (4 ч)

Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе — значит, хорошее. Главное правило доброго человека.

Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу «нет». Гуманизм — уважение и любовь к людям. Прояви внимание к старикам.

Итоговый урок (1 ч)
7-9 класс (104 часа)

Общество (8 час)

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды.

Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества.

Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.



Человек (10 час)

Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь.

Половозрастные роли в современном обществе. Феминизм и эмансипация. Особенности подросткового возраста

Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности.

Познание мира и самого себя. Пути познания. Ограниченность человеческого знания. Самопознание.

Социализация индивида. Личность. Факторы ее формирования. Мировоззрение. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Поиск смысла жизни. Жизненные ориентиры и ценности. Ценность человеческой жизни. Свобода и ответственность.



Сфера духовной культуры (8 час)

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование.

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.



Экономика (22 час)

Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.

Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Обменные курсы валют.

Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике.

Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.

Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.

Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Семейный бюджет. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).

Сущность, формы и виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам и их роль в домашнем хозяйстве.

Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях.

Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз.

Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Социальная сфера (15 час)

Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.

Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальное неравенство.

Социальная мобильность. Школа как стартовая площадка для дальнейшей карьеры. Высокий уровень мобильности как признак современного общества. Социальное развитие России в современных условиях. Социальное страхование.

Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества.

Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.

Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни.

Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.

Семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Межличностные отношения в семье. Психологический климат в семье. Этика семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи. Отношения между поколениями.

Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.



Политика и социальное управление (12 час)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.

Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства.

Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление.

Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Право (29 час)

Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права.

Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация.

Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.

Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.

Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны.



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

* сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

* владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

* выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

- на использование элементов причинно-следственного анализа;

- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать

* социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

* сущность общества как формы совместной деятельности людей;

* характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

* содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

* описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

* сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

* объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

* приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

* оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

* решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

* осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

* самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

* полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

* общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

* нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

* реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

* первичного анализа и использования социальной информации;



* сознательного неприятия антиобщественного поведения.
скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по обществознанию для 6-9 классов разработана на основе Примерной программы основного (общего) образования по обществознанию 2004 года
179.46kb.
Рабочая программа по обществознанию для 6-9 классов разработана на основе Примерной программы основного (общего) образования по обществознанию 2004 года
179.46kb.
Рабочая программа по истории для 6-9 классов разработана на основе Примерной программы основного (общего) образования по обществознанию 2004 года
466.13kb.
Рабочая программа по истории для 6-9 классов разработана на основе Примерной программы основного (общего) образования по обществознанию 2004 года
466.13kb.
Рабочая программа по обществознанию для 7 9 классов Разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию
168.42kb.
Рабочая программа по обществознанию в 7классе Буяновой Надежды Ивановны Принято на заседании
209.21kb.
Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов составлена на основе Примерной программы ( основного ) общего образования по обществознанию 2004 год, соответствующий федеральному компоненту государственного стандарта
583.06kb.
Рабочая программа по обществознанию ( включая экономику и право)
421.51kb.
Рабочая программа по истории для 5-9 классов составлена на основе Примерной программы ( основного ) общего образования по обществознанию 2004 год, соответствующий федеральному компоненту государственного стандарта
270.31kb.
Рабочая программа по физике для 7-9 классов разработана на основе Примерной программы основного (общего) образования по физике (базовый уровень) 2004 года
186.85kb.
Цели Изучение курса право в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: • развитие
128.97kb.
Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право).
417.85kb.