Главная стр 1
скачать
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Юрьев – Польского»

«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»

Директор школы зам.директора по УВР на районном МО истории

________ О.Н. Авраменко протокол № ___ ________ К.Л. Пугина

«____»_____ 2013 г. «___»______ 2013 г. « 27 » 08. 2013 г.


Рабочая программа

по обществознанию

11 класс (базовый уровень)


Подольская Жанна Александровна

учитель истории

и обществознания

высшей категории

г. Юрьев - Польский

2013 год

Пояснительная записка
Рабочая программа курса по обществознанию для 11-х классов составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию и авторской программы Л.Н Боголюбова (базовый уровень). Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю и предназначена для учащихся 11-х классов.

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Реализация рабочей программы способствует формированию следующих целей и задач:

- развитию личности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений; эти знания необходимы для воздействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;

- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, в отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.


Особенностями настоящего курса в части раскрытия духовно-мировоззренческой стороны социальной жизни, вопросов социального познания и социального развития является его культуросообразность, ориентация на традиционные духовные ценности российской культуры. Содержание изучаемых знаний предполагает усвоение школьниками не только рациональных знаний и теорий, сложившихся в научной социологии, но и спектра представлений, сложившихся в других сферах общественной жизни — религии, искусстве, обыденном сознании. Это должно способствовать знакомству учащихся с обществом во всем его многообразии.

В содержании курса сделан акцент на духовно-нравственное значение обществоведческих знаний, что обеспечивает определенный воспитательный потенциал курса. Изучаемые понятия, представления, теории обращены на формирование гражданственности учащихся, чувства сопричастности судьбам нашей Родины, российского патриотизма. В курсе достаточно полно представлены реалии российской истории и повседневности, элементы народной культуры, характерные черты менталитета россиян. Помимо обучения знаниям об обществе, сложившимся в позитивной социологии, учащиеся приобщаются к культуре, понимаемой в самом широком смысле.


Требования к уровню подготовки

В результате изучения обществознания ученик должен



знать/понимать:

— биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;



  • тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

  • извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

Методический блок

В качестве технологии обучения по данной рабочей учебной программе используется традиционная технология.

В рамках традиционной технологии применяются частные методы следующих педтехнологий:


  • технология развития критического мышления (формирование умений работать с научным текстом, опираться на жизненный опыт, визуализировать учебный материал, анализировать проблемы современности);

  • технология проблемного обучения (проблемный характер изложения материала, формирование исследовательской культуры ученика);

  • технология коллективного способа обучения, технология обучения в сотрудничестве (развитие коммуникативных навыков обучающихся, умений адаптироваться в разных группах за короткий промежуток времени, работать в системе «взаимоконсультаций»);

  • метод проектов (развитие творческого потенциала ученика, акцент на личностно-значимую информацию и дифференциацию домашних заданий);

  • теория решения изобретательских задач – ТРИЗ педагогика (формирование самостоятельного и нестандартного стиля мышления, умений работать с открытыми заданиями, не имеющими четкого решения).

  • компьютерных технологий (создания презентаций POWER POINT по некоторым темам курса; использование CD-дисков по предмету);

  • технологии дифференцированного обучения.

  • игровые технологии.

На уроках обществознания применяются следующие методы и приемы:

- работа с учебником, раздаточным материалом, средствами массовой коммуникации;

- решение проблемных задач

- беседа, самостоятельная работа, наблюдение;

- работа с помощью схем, наглядных пособий;

- реферативная работа.

При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:


  • индивидуальная (консультации);

  • групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);

  • фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);

При реализации данной рабочей учебной программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения:

  • лекции;

  • практические занятия.

  • домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника, рабочей тетрадью и дополнительной литературой для учащихся, анализ документов, творческие работы по проблемным вопросам обществознания).

Система контроля за уровнем учебных достижений учащихся в процессе реализации данной рабочей учебной программы включает самостоятельные и контрольные работы, а также защиту практических работ.

Распределение учебного материала в 11 классе (базовый уровень)


№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Человек и экономика

27

2

Проблемы социально-политической и духовной жизни


15

3

Человек и закон

26


Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1.Боголюбов Л.Н. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеоб. учреждений: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеев; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2011.

2.Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания. – М., 2010.

3.Корнева Т.А. Обществознание. 10-11 классы. Уроки учительского мастерства. – Волгоград, 2009.

4.Обществознание. Проверочные работы 11 класс. – Саратов: Лицей, 2008.

5.Подшивалова Л.В. Обществознание. ЕГЭ. Тематические тесты. – Саратов, 2012.


Тематическое планирование курса «Обществознание» 11 класс (базовый) – 68 часов
Тема: Человек и экономика – 27 часов


Тема занятия

Кол-во часов

Основные понятия, термины

Формы текущего и итогового контроля

дата

Экономика: наука и хозяйство.

2

Экономика, микроэкономика, макроэкономика, мировая экономика, обмен, производительность, ВНП, ВВП

Устный опрос




Экономический рост и развитие.

2

Экономический рост, факторы экономического роста, экстенсивный и интенсивный рост, экономическое развитие, экономический цикл

Письменный опрос, устный опрос




Рыночные отношения в экономике.

2

Спрос, предложение, фондовый рынок, ценные бумаги, акция, облигация, монополия, маркетинг

Устный и письменный опрос




Фирмы в экономике.

3

Фирма, факторные доходы, прибыль, рента, капитал, процент, издержки производства, налоги

Устный опрос, практикум, решение задач




Правовые основы предпринимательства.

3

Предпринимательство, предпринимательские правоотношения, субъект предпринимательского права, товарищества, акционерное общество, государственные и муниципальные унитарные предприятия, лицензия

Устный опрос, практикум




Слагаемые успеха в бизнесе.

2

Источники финансирования, банковский кредит, менеджер, менеджмент, маркетинг

Устный опрос, практикум




Экономика и государство.

3

Общественные блага, внешние эффекты, государственный бюджет, фискальная политика

Устный опрос, письменный




Финансы в экономике.

3

Финансы, банковская система, пассивные операции банка, активные операции банка, пенсионный фонд, инвестиционные компании, страховые компании, инфляция, инфляция спроса и издержек

Устный опрос, тестирование, решение задач




Занятость и безработица.

2

Рынок труда, заработная плата, прожиточный минимум, занятость, пассивная политика занятости

Устный опрос, тест




Мировая экономика.

2

Мировая экономика, международное разделение труда, экспорт, импорт, сальдо торгового баланса, протекционизм, свободная торговля, таможенные тарифы на импорт, экспортный тариф, таможенные союзы, установление квот

Устный опрос, эссе




Человек в системе экономических отношений.

2

Потребители, суверенитет потребителя

Устный опрос, практикум




Повторительно-обобщающий урок.

1




Тематический зачет



Тема: Проблемы социально-политической и духовной жизни – 15 часов




Свобода в деятельности человека.

2

Свобода, ответственность

Устный опрос




Общественное сознание.

2

Сознание, общественное сознание, общественная психология, идеология

Практикум, устный опрос




Политическое сознание.

2

Политология, ценность, либеральная идеология, консервативная идеология, социалистическая идеология, социал-демократическая идеология, коммунистическая идеология, идеология фашизма, политическая психология, политическая пропаганда

Устный опрос, эссе




Политическое поведение.

2

Политическое поведение, политический терроризм

Устный опрос




Политическая элита и политическое лидерство.

2

Элита, политическое лидерство, типы лидерства

Устный опрос, сообщение




Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи.

2

Депопуляция, инфантилизация подрастающего поколения

практикум




Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.

2

религия

Устный опрос, эссе




Повторительно-обобщающий урок.

1




Тематический зачет



Тема: Человек и закон – 26 часа




Современные подходы к пониманию права.

2

Нормативность, санкции, мера свободы и справедливости, позитивное право, естественное право

Устный опрос, практикум




Гражданин Российской Федерации.

2

Права человека

Устный опрос




Экологическое право.

2

Окружающая среда, природный объект, природно-антропогенный объект, антропогенный объект, нормативы качества

Письменный опрос, устный опрос




Гражданское право.

2

Гражданские правоотношения, субъекты гражданского права, граждане, правоспособность, дееспособность, юридические лица, наследование

Устный опрос, практикум




Семейное право.

2

Фактический брак, гражданский брак, субъекты и объекты семейных правоотношений, основные права ребенка

Устный опрос




Правовое регулирование занятости и трудоустройства.

2

Трудовые правоотношения, субъекты трудового права, трудовой договор, занятость, социальное обеспечение, образование

Устный опрос




Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс.

2

Процессуальное право, судопроизводство, участники гражданского процесса, процессуальные сроки, возбуждение производства по делу, арбитражный процесс, исполнительный лист

Письменный опрос, устный опрос




Процессуальное право: уголовный процесс.

2

Уголовный процесс, меры пресечения, судебное производство

Практикум




Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство.

2

Административные наказания, протокол

Устный опрос




Международная защита прав человека.

2

ООН, Комитет по правам человека

Устный опрос




Взгляд в будущее.

2




Устный опрос




Повторительно-обобщающий урок.

1




Тематический зачет




Проверочная работа

3




тесты






ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА

Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг Основы денежной и бюджетной политики Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.

Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.



РАЗДЕЛ II. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в альтернативы и ответственность за его последствия.

Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей. Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект. Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.

Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.

Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.

РАЗДЕЛ Ш. ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН

Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.

Международная защита прав человека. Европейская система защиты прав человека. Полномочия международного уголовного суда.
Литература, рекомендуемая в процессе реализации рабочей программы Методические пособия для учителя:

Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008.

Буйволова И.А. Рабочие программы по учебникам под редакцией Л.Н.Боголюбова. Волгоград, 2010г.



Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000. Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи...: метод, разработки социально-психолог. тренингов / А. С. Прутченков. - М.: Новая школа, 1996.

Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

Кравченко, А. И. Введение в социологию: учеб, пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений /А. И. Кравченко. - М.: Просвещение, 1996.

Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по общество-знанию: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М.: Дрофа, 2008. Примерные программы основного общего образования. Обществознание: 10-11 классы. -М. : Просвещение, 2010.

Правовое воспитание школьников :9-11 классы : конспекты занятий / сост. О. В. Летнева. -Волгоград: Учитель, 2006.

Обществознание. Право. Экономика: сб. материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области / авт.-сост. Е. И. Колусева, Т. А. Корнева. - Волгофад : Учитель, 2006. - 123 с.
Дополнительная литература для учителя:
Гражданский кодекс Российской Федерации. Кодекс об административных правонарушениях. Конституция Российской Федерации. Семейный кодекс РФ. Трудовой кодекс РФ.

Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М: Айрис-Пресс, 2010.

Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания: учеб, пособие для студентов пед. высш. учеб, заведений: в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС,2001. Бекешев, К А. Обществознание: учеб, пособие / К. А. Бекешев. - М.: Проспект, 2010.

Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии: для средн. профессион. образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию: вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М.: Рольф Айрис-Пресс, 2010.

Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл.: пособие для учащихся общеобразоват. учеб, заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеее. - М.: Дрофа, 1997.

Сычев, А. А. Обществознание: учеб, пособие / А. А. Сычев. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2010.

Сиделъникова, Т. Т. Политология: комментарии, схемы, афоризмы: учеб, пособие для студентов высш. учеб, заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. - М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 1999.

Тюляева, Т. И. Обществознание: настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М.: Астрель, 2010.
Дополнительная литература для учащихся:
Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М.: Виктория Плюс, 2007.

Рутковская. Е.Л. Сборник заданий. ЕГЭ 2012 Обществознание. М.2012г.

Саяпина. В.В. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ-11 кл.-2012 Легион. Ростов-на-Дону.
скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по обществознанию 11 класс (базовый уровень) Подольская Жанна Александровна
181.04kb.
Рабочая программа по обществознанию 7 класс (базовый уровень) Подольская Жанна Александровна
90.52kb.
Рабочая программа по обществознанию 9 класс (базовый уровень) Подольская Жанна Александровна
115.06kb.
Рабочая программа по обществознанию 6 класс (базовый уровень) Подольская Жанна Александровна
175.21kb.
Рабочая программа по истории 9 класс (базовый уровень) Подольская Жанна Александровна
202.77kb.
Рабочая программа по экономике 11 класс (базовый уровень) Подольская Жанна Александровна
132.75kb.
Рабочая программа по обществознанию (базовый уровень) (учебный предмет) Учитель Христофоров Игорь Геннадьевич
800.41kb.
Рабочая программа по обществознанию (базовый уровень) (учебный предмет) Учитель Христофоров Игорь Геннадьевич
491.78kb.
Рабочая программа для 10 классов
124.34kb.
Рабочая учебная программа по обществознанию (наименование учебного предмета) 11 класс в ( базовый уровень )
129.9kb.
Рабочая программа по обществознанию (11 класс. Базовый уровень.)
2419.78kb.
Рабочая программа по обществознанию (базовый уровень)
501.45kb.