Главная стр 1
скачать
Отдел образования администрации Невельского городского округа Сахалинской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Горнозаводска

Невельского городского округа Сахалинской области»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ

«СОШ с. Горнозаводска»

______________Ким Кен Сен

«____» ______________200__г

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


Основы религиозных культур и светской этики 4 класс

____________________________________________________________________

Наименование учебного предмета /курса/

начального общего образования

____________________________________________________________________

(уровень, ступень образования)

1 (один) год

____________________________________________________________________

(срок реализации программы)
Составлена на основе программы общеобразовательных учреждений 4 – 5 классы А. Я. Данилюк

______________________________________________ _______________________________________

(наименование программы) (автор программы)

Козлова Надежда Андреевна

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

кем (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)

с. Горнозаводск

2012 год


Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы светской этики»
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики разработана на основе программы А. Я. Данилюка по курсу «Основы религиозных культур и светской этики».

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение ОРКСЭ отводится 34 часа в 4 классе, из расчета 1 учебный час в неделю.

Данный модуль учитывает региональные особенности Сахалинской области, в которой проживают представители разных конфессий.

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи курса:


  • познакомить обучающихся с основами светской этики;

  • развить представление младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • обобщить знания, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развить способности младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

  • подвести к пониманию значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

  • сформировать первоначальные представления об основах религиозных культур и светской этики;

  • сформировать уважительное отношение к разным духовным и светским традициям;

  • познакомить с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • укрепить средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Рабочая программа предусматривает:


методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный,

  • репродуктивный,

  • проблемный, частично-поисковый,

  • исследовательский;


формы обучения:

  • индивидуальную,

  • фронтальную,

  • групповую и комбинированную деятельность учащихся.

Кроме этого, данная рабочая программа содержит формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения, как:

  • устный опрос,

  • тестирование,

  • творческая работа (сообщение, доклад, презентация, проект).

Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» в 4 классе используется УМК, который включает в себя:


Учебник. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики 4-5 классы : учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение 2010. – 63 с.

Учебник. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Студеникин. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово», 2012. – 160 с.

Книга для учителя: Основы религиозных культур и светской этики. Книга. 4-5 классы. ФГОС / О. Е. Казьмина, В. А. Тишков, Т. Д. Шапошникова:

Книга для родителей. Основы религиозных культур и светской этики / А. Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012 г.

Электронное приложение к учебнику. Основы светской этики. 4-5 класс (1 CD). – М.: Просвещение, 2012 г.
Срок реализации рабочей программы 2012 - 2013 учебный год.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Учебный модуль «Основы светской этики»
Раздел I. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы

в жизни человека и общества (1 ч.)
Россия — наша Родина. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

Раздел II. Основы светской этики (33ч.)
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.


Всего (34 ч.)

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;



- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Название раздела

Кол. час.




Основы религиозных культур и светской этики 4 класс




1.

Раздел I. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

2.

Раздел II. Основы светской этики.

33




Всего.

34


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Название темы

Кол-во час

№ §

Дата проведения

Основы религиозных культур и светской этики

Модуль «Основы светской этики»

1.

Раздел I. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1







1.1.

Тема 1. Россия - наша Родина.

1

1




2.

Раздел II. Основы светской этики.

34







2.1.

Тема 2. Что такое светская этика?

1

2




2.2.

Тема 3. Мораль и культура.

1







2.3.

Тема 4. Особенности морали.

1







2.4.

Тема 5 – 6. Добро и зло.

2

4




2.5.

Тема 7 – 8. Добродетели и пороки.

2

9




2.6.

Тема 9. Свобода и моральный выбор человека.

1







2.7.

Тема 10. Свобода и ответственность.

1







2.8.

Тема 11. Моральный долг.

1







2.9.

Тема 12. Справедливость.

1







2.10.

Тема 13. Альтруизм и эгоизм.

1







2.11.

Тема 14. Дружба.

1

5




2.12.

Тема 15. Что значит быть моральным?

1

3




2.13.

Тема 16. Повторительно-обобщающий урок: «Нравственные ценности».

1







2.14.

Тема 17. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.

1

10




2.15.

Тема 18. Нравственный поступок.

1







2.16.

Тема 19. Золотое правило нравственности.

1







2.17.

Тема 20. Стыд, вина и извинение.

1







2.18.

Тема 21. Честь.

1

6




2.19.

Тема 22. Совесть.

1







2.20.

Тема 23 – 24. Образцы нравственности.

2

7




2.21.

Тема 25. Образцы нравственности в культуре Отечества.

1

8




2.22.

Тема 26. Этикет.

1

2,3




2.23.

Тема 27. Семейные праздники.

1

11,12




2.24.

Тема 28. Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

1

13




2.25.

Тема 29. Любовь и уважение к Отечеству.

1

14,15




2.26.

Тема 30 – 34. Итоговая презентация творческих проектов.

5








Темы творческих проектов

Модуль «Основы светской этики»



  1. С чего начинается Родина.

  2. Что такое добро и зло.

  3. Человеческие пороки и добродетели.

  4. Кто такой добродетельный человек.

  5. Дружба в моей жизни.

  6. Свобода и мораль.

  7. Мое отношение к миру.

  8. Мое отношение к людям.

  9. Мое отношение к России.

  10. С чего начинается Родина.

  11. Герои России.

  12. Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.).

  13. Мой дедушка – защитник Родины.

  14. Мой друг.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Тестовые задания

«5» - верно выполнено более 90 – 100% заданий

«4» - верно выполнено 60 – 89 % заданий

«3» - верно выполнено 40 – 59% заданий



Творческая работа

Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление творческой работы.



ТРЕБОВАНИЯ К ТВОРЧЕСКИМ РАБОТАМ


  1. Оформление творческой работы логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию работы.

  2. Материал изложен в доступной форме.

  3. Раскрыты все аспекты темы.

  4. Ученик владеет материалом своей темы.

  5. Речь учащегося чёткая и логичная.


Список литературы


    1. Сухомлинский В. А. Хрестоматия по этике / сост. О. В. Сухомлинская. – М.: Педагогика, 1990. – 304 с.

    2. Сухомлинский В. А.. Избранные произведения в 5 томах (комплект). 1980 г.

    3. Осеева В. А. http://lib.rus.ec/a/9170/child_verse/alllangs

    4. Толстой Л. Н. Рассказы и сказки. http://www.planetaskazok.ru/ltolstoyskz

    5. Крылов И. А. Басни. http://kidlib.ru/basni-krilova/

скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики разработана на основе программы А. Я. Данилюка по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
133.45kb.
Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики»
97.92kb.
Рабочая учебная программа основы религиозных культур и светской этики
288.82kb.
Рабочая учебная программа основы религиозных культур и светской этики
146.02kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» составлена на основе программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики»
147.24kb.
Основы религиозных культур и светской этики
216.73kb.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
362.73kb.
Планирование курса «основы религиозных культур и светской этики»
478.29kb.
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы светской этики»
326.92kb.
Урок Россия наша Родина. Блок Основы религиозных культур и светской этики. Часть (16 часов)
25.2kb.
Стандарт начального общего образования по «основам религиозных культур и светской этики»
39.11kb.
Особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики» Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики»
263.1kb.